Научная статья на тему 'Управление инновационным развитием университетских комплексов'

Управление инновационным развитием университетских комплексов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астафьева Н. В.

В условиях формирования инновационной экономики важная роль принадлежит системе высшего образования. В статье определены базовые принципы трансформации вузов в инновационные университетские комплексы. Сформулированы основные цели и задачи управления инновационным развитием университетских комплексов и предложены направления развития их инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Астафьева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE UNIVERSITY COMPLEXES INNOVATIVE DEVELOPMENT

The important role belongs to a system of higher education in the conditions of innovative economics formation. In the report it is determined basic principles of higher educational establishments transformation to innovative University complexes. It is formulated main objectives and tasks of management of the University complexes innovative development and suggested directions of innovative activity development.

Текст научной работы на тему «Управление инновационным развитием университетских комплексов»

1 См.: Шаповалов А. МЭРТ признал крах системы поддержки экспорта // Коммерсант. 2006. № 152 (18 авг.). С. 8.

2 См.: Ланцова Н.М., Тараканов Г.О. Кризис производства товаров длительного пользования в России // Проблемы прогнозирования. 1997. Февр. С. 98.

3 См.: Соколова Л.В. Противоречия и условия технологического развития экономики России // Проблемы прогнозирования. 1998. Февр. С. 92.

4 См.: Титов Д. Горькая пилюля в яркой упаковке // Экономика и жизнь. 2006. Июль. С. 1.

5 См.: Михайловский П.В. Формирование новой парадигмы развития внешнеэкономической деятельности региона: Дис. ... д-ра экон. наук. Екатеринбург, 2001. С. 71.

6 Некомплект // Эксперт. Авто. 2003. № 49. 7 июля.

УДК 378.4

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВ

В современных условиях реализация целей общества связана с инновационным типом развития, сущность которого заключается в преимущественном использовании достижений науки для обеспечения экономического роста. Задача инновационного развития состоит в том, чтобы, не снижая в целом уровня экономического потенциала хозяйствующих субъектов, найти и осуществить способы мобилизации источников финансирования НИОКР инноваций и увеличения объема инвестиций. При этом эффективность инновационного развития экономики зависит не только от того, насколько эффективна деятельность предприятий и научных организаций, но и высших учебных заведений в частности, а также от эффективности взаимосвязей между ними в процессе инновационной деятельности.

В Основах государственной инновационной политики Российской Федерации до 2010 г. подчеркивается, что важнейшими целями являются перевод научно-промышленного потенциала России на инновационный путь развития и построение экономики, основанной на научных знаниях, которая освободит экономическое развитие страны от экспортно-сырьевой зависимости и обеспечит высокую динамику экономического роста в перерабатывающих отраслях.

В общем случае под развитием понимается необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Толь -ко наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений. Любое развитие, в том числе инновационное, пред -полагает переход экономической системы на новый, более совершенный уровень развития, который характеризуется различными как качественными, так и количественными показателями. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей).

Исходным базисом теории инновационного типа развития экономических систем являются аргументированные утверждения, понятия, представ -ляющие собой методологические принципы. Прежде всего, это понимание экономики любого уровня как системного динамического организма, обладающего рядом признаков целостности, которые рассматриваются в качестве его основных свойств.

Инновационный тип развития экономических систем характеризуется тремя комплексными признаками: 1) новаторскими целями деятельности экономической системы и ее инновационными результатами в каждом периоде развития по сравнению с предыдущим; 2) инновационными средствами достижения новаторских целей и получения инновационных результатов на основе постоянно обновляемой технологической базы; 3) совокупностью внутренних и внешних условий, позволяющих обеспечивать инновационную активность экономических систем. К таким условиям относятся: нормативно-правовая база инновационного функционирования экономической системы и ее динамично обновляющаяся структурно-функциональная модель; развитый инновационный менеджмент; непрерывно со-

Н.В. Астафьева,

кандидат экономических наук, доцент, начальник отдела контроля качества образования ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет»

ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)

вершенствуемый мотивационный механизм активизации инновационной деятельности, создания новой конкурентоспособной продукции и повышения качества выпускаемой продукции; доступность инновационных факторов-ресурсов в их комплексе; развитая способность экономической системы интегрировать науку, образование, производство и рынок1.

Инновация всегда связана с нарушением равновесия, традиционной системы, рассогласованием связей ее элементов. Данное рассогласование или разрыв носят не случайный характер, а вызваны сущностью инновации как явления, свойства которого способны изменить представление о целой группе подобных явлений, что, безусловно, связано с нарушением целостности системы и гармонии субъектов экономической системы. Уровень инновационности экономической системы зависит от многих факторов, основными из которых являются: накопленный интеллектуальный потенциал, наличие инвестиционных ресурсов рискового характера (венчурного типа), соответствующая нормативно-законодательная база и институциональная основа.

В обеспечении динамики перехода экономических систем на инновационный тип развития важная роль отводится управлению, регулированию и стимулированию процесса создания и внедрения инноваций. При этом основная задача состоит не только в стимулировании отдельных инноваций, но и в формировании организационных, экономических и правовых условий для создания основ национальной инновационной системы.

В настоящее время наибольший интерес вызывают следующие подходы к исследованию управленческих решений в инновационной среде: кибернетический, диалектический и синергетический. Каждый из них представляет процесс инновационного развития с позиции своего видения (таблица).

логии, базирующиеся на собственных фундаментальных и прикладных исследованиях. Стратегия трансферта технологий реализуется, в основном, в странах, не имеющих собственных фундаментальных и прикладных разработок и ограниченных в ресурсах на эти цели.

Преимущества инновационного типа развития экономики широко используются в ведущих странах мира (рисунок). Упрощенное представление процессов формирования и реализации программ инновационного развития позволяет выявить также следующие преимущества: более эффективное использование инновационного и инвестиционного потенциалов; целенаправленная и углубленная научная и практическая проработка новаций, позволяющая сформировать условия коммерциализации этих новаций; концентрация усилий, ресурсов и перераспределение рисков с целью более продуктивного осуществления поиска, разработки и оценки нововведений.

В России причинами отторжения инновационной стратегии развития некоторые исследователи считают наличие внутренних механизмов саморазвития и инерционности, неблагоприятные для научно-технического прогресса и инновационного развития. Преодоление инерционных тенденций требует изменения условий, стимулирующих инновационное развитие (рисунок):

- необходимость относительного повышения привлекательности инвестиций в сферу генерации знаний и использования высоких технологий с сохранением и развитием (на основе качественных преобразований) базовой среды;

- обеспечение технологической восприимчивости субъектов экономики;

- возможность поддержки инновационной динамики путем периодической модернизации и обновления технологий.

Подходы к исследованию управленческих решений в инновационной среде

Кибернетический подход Диалектический подход Синергетический подход

Кибернетический подход исследует общие закономерности и принципы управления для определения тех условий и средств, при которых будет достигаться заданное состояние системы наиболее целесообразным путем. При рассмотрении данного подхода считается, что инновации без изменения бизнес-процессов обречены на неудачу, а значит, важнейшая специфика инновационного процесса - это взаимосопряженность двух процессов: 1) применения новых научно-технических решений; 2) изменения форм и методов организации и ведения бизнеса. При этом первый процесс не может быть эффективным в рамках ранее созданных производственно-технологических систем и организационных структур Диалектический подход, как в экономической теории, так и на практике, на первое место ставит не поиск универсальных и правильных схем, а способность к гибкому реагированию на новые вызовы современности. Диалектика дает прогноз будущего состояния системы, причем ее особенностью является то, что в диалектике на основании исследования истории развития объекта управления выделяется господствующая тенденция, а ее экстраполяция описывает контуры будущего состояния системы. Таким образом, диалектические методы (метод восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза и др.) позволяют сформулировать управленческую парадигму, в рамках которой и будут осуществляться последующие управленческие действия Синергетический подход основан на принципиально новом видении мира и новом понимании процессов развития. С позиции синергетики рост неустойчивости необходим для перевода экономической системы в новое состояние. Синергетическое видение мира приводит к пониманию роли правильных резонансных воздействий для ускорения развития и выбора кратчайших путей к новому знанию в индивидуальном творчестве и в поисковых устремлениях коллективного разума. В связи с этим становится возможным нетрадиционное видение тенденций развития не только науки и культуры, но и способов эффективного управления общественными системами

В основе базовой модели инновационного развития лежит соотношение между внутренними (наращивание) и внешними (трансферт) источниками инноваций. Стратегия наращивания инноваций характерна для стран -лидеров (США, ФРГ, Англия, Япония), которые совершенствуют производственные и управленческие техно-

В условиях формирования инновационного типа развития российской экономики важная роль принадлежит системе высшего образования.

Высшая школа одной из первых оценила современные тенденции развития инновационных процессов, их роль и значение в реформировании экономики, разра-

ботке новых прорывных технологий, создании конкурен -тоспособной наукоемкой продукции. Однако несмотря на значительное количество работ, в экономической литературе особенности управления инновационными процессами в современном вузе изучены в недостаточной степени. В то же время управление инновационным развитием современного вуза позволяет существенно повысить эффективность управления образовательным процессом и уровень качества предоставляемых вузом образовательных услуг.

Преимущества инновационного типа развития экономики в ведущих странах мира

занных с реализацией инноваций; отсутствие подразделений , координирующих инновационную деятельность. Также, по их мнению, инновации затрагивают преимущественно научную и образовательную деятельность и незначительно управленческую и административно-хозяйственную стороны деятельности вуза, а именно ад -министративно-управленческие подразделения отвечают за обеспечение организационных условий использования инновационного потенциала и активизацию инновационной деятельности вуза. Результаты проведенного исследования также подтвердили, что существует тесная взаимосвязь между развитием системы управления и инновационной политикой вуза. Удовлетворительно работники высших учебных заведений оценили и характер отношения в коллективе к тем, кто занимается инновационной деятельностью, и к ее результатам.

Инновационный тип развития экономики России в немалой степени определяется инновационной активностью вузов, за которую должно нести ответственность не только го-

Развитие инновационной деятельности в высшей школе началось в 1990-х гг. по двум направлениям: путем создания инновационных научно-технических программ и организации технопарков на базе ведущих вузов. Но до настоящего времени выделение инновационной составляющей в результатах хозяйственной деятельности вуза является сложной задачей. Вузы не ориентированы на систематическое получение дохода от инновационной деятельности, а в статистических данных, отражающих экономическое развитие вуза, инновационная составляющая не выделяется. Традиционно инновационная деятельность в вузе рассматривается как разновидность прикладной науки. Эти факты представ -ляют немаловажную проблему, поскольку невозможно управлять неизмеряемым объектом. Результатом инновационной деятельности вуза должны являться услуги, наукоемкая продукция и технологии, приносящие доход на постоянной основе в виде продаж продукции и услуг, коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, управления пакетами ценных бумаг, привлечения венчурных инвестиций и прочей деятельности, составляющей инновационный бизнес.

Инновационное развитие образовательного процесса вуза в современной экономике имеет ряд особенностей. Во-первых, управление инновационным развитием образовательного процесса является результатом активных действий научной общественности, доказавшей значимость образования для развития национальной экономики. Во-вторых, формирование долговременной стратегии управления инновационным развитием образовательного процесса невозможно без учета современной социальной и политической ситуации. В-третьих, вузы стали принимать более активное участие в обсуждении и анализе основных направлений инновационного развития образовательного процесса.

Оценивая условия, имеющиеся в вузах для реализации инноваций, сотрудники вузов выделили следующие недостатки: отсутствие экспериментальных площадок; неразвитый механизм финансирования затрат, свя-

сударство, но и сам вуз, формируя эффективную инновационную внешнюю и внутреннюю политику2. Необходимо, чтобы каждый вуз самостоятельно разрабатывал, основываясь на принципах государственной инновационной политики, программу своего инновационного развития и в дальнейшем обеспечивал условия для ее успешной реализации. Это обстоятельство требует пересмотра концептуальных положений, определяющих траекторию развития вуза в сфере обеспечения гарантированно высокого качества оказываемых образовательных услуг и научно-исследовательской деятельности.

При переходе национальной экономики на инновационный путь развития одной из стратегических целей расширения инновационной деятельности в системе высшего образования является создание инновационных университетских комплексов на основе глубокой интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности, обеспечивающей устойчивое развитие, высокое качество и востребованность высшего профессионального образования, опережающее кадровое и научно-техническое обеспечение национальной экономики и приоритетных отраслей промышленности. Стратегической целью создания инновационных университетских комплексов является подготовка и повышение квалификации инновационно-ориентированных специалистов, а также введение в хозяйственный оборот результатов научно-исследовательской работы вуза, способных обеспечить позитивные изменения в экономике России.

Основные базовые принципы трансформации традиционных университетов в структуры инновационного типа и их отличительные особенности могут быть сформулированы следующим образом:

- интеграция научной, образовательной и инновационной деятельности в университетском комплексе;

- развитие инновационного образования с использованием междисциплинарных, проблемно- и проектно-ориентированных технологий;

- обеспечение непрерывного инновационного цикла - от фундаментальных, поисковых и прикладных иссле-

дований до реализации наукоемкой продукции и технологий в промышленности;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, работающих в инновационной сфере;

- формирование дискреционной многоканальной базы финансирования;

- развитие инновационной инфраструктуры взаимодействия университетского комплекса с отечественными и зарубежными научными и производственными организациями;

- разработка адекватных новым задачам методов управления и организационных структур, в том числе связанных с коммерциализацией результатов научных исследований - технопарков, инновационных технологических центров, инновационно-промышленных комплексов, служб маркетинга, сертификации, защиты интеллектуальной собственности, консалтинга и т.п.

Создание на базе ведущих вузов инновационных университетских комплексов обосновывается необходимостью интеграции и установления связи между тремя крупными составляющими вуза - учебной, научной и инновационной видами деятельности. Причем речь идет не только о том, чтобы сформировать учебно-научно-инновационный комплекс на базе университета, но и включить в него отраслевые НИИ, КБ, малые инновационные предприятия, промышленные предприятия и т.п. Инновационные структуры вузов (технопарки, центры трансфера технологий и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, инновационно-технологические центры, совместные исследовательские объединения университетов и промышленности и др.) интегрируются в университетские комплексы с целью осуществления полного инновационного цикла, связанного с превращением результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в нововведения и их последующей коммерциализацией.

Формирование системы управления инновационным развитием университетских комплексов должно базироваться на разработке инновационной стратегии и последовательном достижении намеченных ориентиров результативности, что будет способствовать внедрению стандартов эффективного управления данным процессом в системе высшего профессионального образования. При этом управление инновационным развитием университетских комплексов должно быть направлено на решение следующих задач:

- совершенствование содержания образования и разработку новых учебных программ, обеспечивающих опережающую подготовку специалистов;

- разработку и применение новых наукоемких технологий в образовании (прежде всего, информационно-телекоммуникационных технологий, дистанционных образовательных технологий);

- формирование у профессорско-преподавательского состава вузов новаторских качеств и повышение их инновационной активности;

- внедрение инноваций в организацию научной и образовательной деятельности на основе эффективного взаимодействия с региональным сообществом и потенциальными работодателями;

- осуществление структурных преобразований, направленных на интеграцию образовательных учреждений различных уровней;

- открытие корпоративных факультетов и филиалов, создание совместной с научными учреждениями и производственными предприятиями инновационной инфраструктуры;

- формирование сети стратегических партнеров, заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве в области подготовки кадров, модернизации производства и выпускаемой продукции, развитие государственно-частного партнерства;

- организацию федеральных экспериментальных площадок на базе ведущих университетов для отработки и распространения инноваций в сфере образования, науки и производства.

Основной целью разработки инновационной стратегии является экономия средств университетских комплексов за счет ориентации на модернизацию технологий по заранее определенным направлениям3. В данной связи серьезный научный и практический интерес представляет анализ объективных и субъективных предпосылок разработки инновационной стратегии, определяющий следующие вектора инновационного развития:

1) развитие интеллектуального потенциала;

2) разработку инновационных образовательных программ;

3) проведение научных исследований;

4) организацию образовательного сервиса;

5) создание новых организационно-правовых форм автономии вуза.

К объективным предпосылкам относятся вопросы экономической эффективности инноваций. В практике многих российских вузов возникают ситуации, когда, несмотря на высокую степень инновационности создаваемого образовательного продукта, успешной его реализации, включая этап коммерциализации, не происходит. Субъективные предпосылки определяются желанием, амбициями и целями в отношении создания инновационных продуктов и представляют собой личностную актуальность инновационного развития со стороны менеджмента вуза. Исходя из объективных и субъективных предпосылок инновационного развития и в зависимости от выбранных параметров планируемой инновационной деятельности, в университетских комплексах необходимо создание инновационной среды, в которой возможна быстрая и эффективная адаптация образовательных программ, учебно-методической и научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава к меняющимся условиям российского и международного образовательного пространства.

Механизм управления инновационным развитием университетских комплексов должен быть основан на взаимодействии внешних и внутренних факторов их текущей деятельности, способных повысить привлекатель -ность и конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке за счет внедрения современных методов управления, совершенствования материально-технической базы, повышения качества образовательных услуг и квалификационного уровня профессорско-преподавательского состава.

В быстро меняющейся среде образовательное учреждение не может себе позволить пассивного следования за изменениями, иначе оно станет неконкурентоспособным, прекратит свое существование. Если связывать будущее России с инновационным развитием, то потребу-

ется переход к опережающему образованию с учетом динамики развития внешней среды: тенденций рынка труда, развития научно-технического прогресса, обновления материально-технической базы производственных предприятий, что вызывает необходимость принципиального изменения образовательной политики. Скорость изменения учреждения (ассортимента услуг, качества образования, а также стратегии и тактики деятельности вуза) должна не отставать, а в момент начала изменений - по возможности опережать изменения внешней среды.

Инновационный прорыв высшего образования пред -ставляется возможным, если будут правильно выделены приоритеты, будет обеспечиваться органическое сочетание инновационных подходов и сложившейся эффективной практики научно-педагогической деятельности, сохраняться внутреннее корпоративное единство, всесторонне развиваться государственно-частное партнерство. При этом инноватика рассматривается как ключевой приоритет деятельности современных университетских комплексов. Необходимо также учитывать те процессы и тенденции, которые существенно влияют на характер и направленность решения социально-экономических вопросов в стране и регионах. Это глобализация и интернационализация рынка образования; усиление конкуренции на рынке образовательных услуг; меняющиеся потребности рынка труда; необходимость соотнесения уровня подготовки кадров с изменениями на рынке труда и др.

В условиях реструктуризации российской экономики и перехода на инновационный путь развития особое значение приобретает не только ее базирование на новых научных знаниях и инновационных технологиях, но и обязательное обеспечение устойчивого функционирования и развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационной деятельности, прежде всего в научно-технической и промышленной сферах, способных доводить научные идеи до производства товарной продукции, а также содействовать их выгодной реализации на внутреннем и внешнем рынках4.

В заключение следует отметить, что в рамках построения национальной инновационной системы и достижения существенного вклада результатов инновационной деятельности университетских комплексов в валовой внутренний продукт, на наш взгляд, необходимо действовать в следующих направлениях:

- выделять инновационную деятельность (наряду с научной и образовательной) в миссии и стратегических целях развития университетских комплексов;

- формировать в университетских комплексах сети научно-технологических парков - инновационных предприятий, инновационных центров, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, центров поддержки инновационного предпринимательства - с целью создания технологически ориентированных предпринимательских структур рыночного типа, основными задачами которых являются коммерциализация и использование инновационного потенциала вуза;

- открывать совместно с крупными корпорациями регионального, национального и транснационального уровней исследовательские центры и отраслевые лаборатории, участвующие в инновационных процессах высокотехнологичных кластеров и предприятий реального сектора экономики;

- создавать координирующие инфраструктурные элементы (советы, рабочие группы и др.) для интеграции инновационной деятельности научных институтов, вузов и бизнес-структур при выполнении крупных инновационных проектов регионального и национального уровней.

Таким образом, управление инновационным развитием университетских комплексов будет способствовать более активному проведению научных исследований, повышению качества образовательных услуг и созданию необходимых условий для передачи технологий и объектов интеллектуальной собственности промышленности, что позволит обеспечить вузу позитивный имидж в современном обществе. ^НН

1 См.: Иванова Н. Инновационная система России в глобальном контексте // МЭиМО. 2005. № 7. С. 32 - 53.

2 См.: Борисов И.И. Стратегия интеграции университета в точки роста региона // Университетское управление. 2003. № 1(24). С. 9 - 16.

3 См.: Данько Т.П. Инновации в экономическом образовании // Научно-практический журнал Корпоративного университета Уралвагонзавода «ОПК (Образование-Производство-Кадры)». 2006. № 1. С. 15 - 32.

4 См./ Коленский И.Л. Инновационная деятельность в высшей школе России // Качество. Инновации. Образование. 2002. № 1. С. 28 - 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.