1 См.: Шаповалов А. МЭРТ признал крах системы поддержки экспорта // Коммерсант. 2006. № 152 (18 авг.). С. 8.
2 См.: Ланцова Н.М., Тараканов Г.О. Кризис производства товаров длительного пользования в России // Проблемы прогнозирования. 1997. Февр. С. 98.
3 См.: Соколова Л.В. Противоречия и условия технологического развития экономики России // Проблемы прогнозирования. 1998. Февр. С. 92.
4 См.: Титов Д. Горькая пилюля в яркой упаковке // Экономика и жизнь. 2006. Июль. С. 1.
5 См.: Михайловский П.В. Формирование новой парадигмы развития внешнеэкономической деятельности региона: Дис. ... д-ра экон. наук. Екатеринбург, 2001. С. 71.
6 Некомплект // Эксперт. Авто. 2003. № 49. 7 июля.
УДК 378.4
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВ
В современных условиях реализация целей общества связана с инновационным типом развития, сущность которого заключается в преимущественном использовании достижений науки для обеспечения экономического роста. Задача инновационного развития состоит в том, чтобы, не снижая в целом уровня экономического потенциала хозяйствующих субъектов, найти и осуществить способы мобилизации источников финансирования НИОКР инноваций и увеличения объема инвестиций. При этом эффективность инновационного развития экономики зависит не только от того, насколько эффективна деятельность предприятий и научных организаций, но и высших учебных заведений в частности, а также от эффективности взаимосвязей между ними в процессе инновационной деятельности.
В Основах государственной инновационной политики Российской Федерации до 2010 г. подчеркивается, что важнейшими целями являются перевод научно-промышленного потенциала России на инновационный путь развития и построение экономики, основанной на научных знаниях, которая освободит экономическое развитие страны от экспортно-сырьевой зависимости и обеспечит высокую динамику экономического роста в перерабатывающих отраслях.
В общем случае под развитием понимается необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Толь -ко наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений. Любое развитие, в том числе инновационное, пред -полагает переход экономической системы на новый, более совершенный уровень развития, который характеризуется различными как качественными, так и количественными показателями. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей).
Исходным базисом теории инновационного типа развития экономических систем являются аргументированные утверждения, понятия, представ -ляющие собой методологические принципы. Прежде всего, это понимание экономики любого уровня как системного динамического организма, обладающего рядом признаков целостности, которые рассматриваются в качестве его основных свойств.
Инновационный тип развития экономических систем характеризуется тремя комплексными признаками: 1) новаторскими целями деятельности экономической системы и ее инновационными результатами в каждом периоде развития по сравнению с предыдущим; 2) инновационными средствами достижения новаторских целей и получения инновационных результатов на основе постоянно обновляемой технологической базы; 3) совокупностью внутренних и внешних условий, позволяющих обеспечивать инновационную активность экономических систем. К таким условиям относятся: нормативно-правовая база инновационного функционирования экономической системы и ее динамично обновляющаяся структурно-функциональная модель; развитый инновационный менеджмент; непрерывно со-
Н.В. Астафьева,
кандидат экономических наук, доцент, начальник отдела контроля качества образования ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет»
ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)
вершенствуемый мотивационный механизм активизации инновационной деятельности, создания новой конкурентоспособной продукции и повышения качества выпускаемой продукции; доступность инновационных факторов-ресурсов в их комплексе; развитая способность экономической системы интегрировать науку, образование, производство и рынок1.
Инновация всегда связана с нарушением равновесия, традиционной системы, рассогласованием связей ее элементов. Данное рассогласование или разрыв носят не случайный характер, а вызваны сущностью инновации как явления, свойства которого способны изменить представление о целой группе подобных явлений, что, безусловно, связано с нарушением целостности системы и гармонии субъектов экономической системы. Уровень инновационности экономической системы зависит от многих факторов, основными из которых являются: накопленный интеллектуальный потенциал, наличие инвестиционных ресурсов рискового характера (венчурного типа), соответствующая нормативно-законодательная база и институциональная основа.
В обеспечении динамики перехода экономических систем на инновационный тип развития важная роль отводится управлению, регулированию и стимулированию процесса создания и внедрения инноваций. При этом основная задача состоит не только в стимулировании отдельных инноваций, но и в формировании организационных, экономических и правовых условий для создания основ национальной инновационной системы.
В настоящее время наибольший интерес вызывают следующие подходы к исследованию управленческих решений в инновационной среде: кибернетический, диалектический и синергетический. Каждый из них представляет процесс инновационного развития с позиции своего видения (таблица).
логии, базирующиеся на собственных фундаментальных и прикладных исследованиях. Стратегия трансферта технологий реализуется, в основном, в странах, не имеющих собственных фундаментальных и прикладных разработок и ограниченных в ресурсах на эти цели.
Преимущества инновационного типа развития экономики широко используются в ведущих странах мира (рисунок). Упрощенное представление процессов формирования и реализации программ инновационного развития позволяет выявить также следующие преимущества: более эффективное использование инновационного и инвестиционного потенциалов; целенаправленная и углубленная научная и практическая проработка новаций, позволяющая сформировать условия коммерциализации этих новаций; концентрация усилий, ресурсов и перераспределение рисков с целью более продуктивного осуществления поиска, разработки и оценки нововведений.
В России причинами отторжения инновационной стратегии развития некоторые исследователи считают наличие внутренних механизмов саморазвития и инерционности, неблагоприятные для научно-технического прогресса и инновационного развития. Преодоление инерционных тенденций требует изменения условий, стимулирующих инновационное развитие (рисунок):
- необходимость относительного повышения привлекательности инвестиций в сферу генерации знаний и использования высоких технологий с сохранением и развитием (на основе качественных преобразований) базовой среды;
- обеспечение технологической восприимчивости субъектов экономики;
- возможность поддержки инновационной динамики путем периодической модернизации и обновления технологий.
Подходы к исследованию управленческих решений в инновационной среде
Кибернетический подход Диалектический подход Синергетический подход
Кибернетический подход исследует общие закономерности и принципы управления для определения тех условий и средств, при которых будет достигаться заданное состояние системы наиболее целесообразным путем. При рассмотрении данного подхода считается, что инновации без изменения бизнес-процессов обречены на неудачу, а значит, важнейшая специфика инновационного процесса - это взаимосопряженность двух процессов: 1) применения новых научно-технических решений; 2) изменения форм и методов организации и ведения бизнеса. При этом первый процесс не может быть эффективным в рамках ранее созданных производственно-технологических систем и организационных структур Диалектический подход, как в экономической теории, так и на практике, на первое место ставит не поиск универсальных и правильных схем, а способность к гибкому реагированию на новые вызовы современности. Диалектика дает прогноз будущего состояния системы, причем ее особенностью является то, что в диалектике на основании исследования истории развития объекта управления выделяется господствующая тенденция, а ее экстраполяция описывает контуры будущего состояния системы. Таким образом, диалектические методы (метод восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза и др.) позволяют сформулировать управленческую парадигму, в рамках которой и будут осуществляться последующие управленческие действия Синергетический подход основан на принципиально новом видении мира и новом понимании процессов развития. С позиции синергетики рост неустойчивости необходим для перевода экономической системы в новое состояние. Синергетическое видение мира приводит к пониманию роли правильных резонансных воздействий для ускорения развития и выбора кратчайших путей к новому знанию в индивидуальном творчестве и в поисковых устремлениях коллективного разума. В связи с этим становится возможным нетрадиционное видение тенденций развития не только науки и культуры, но и способов эффективного управления общественными системами
В основе базовой модели инновационного развития лежит соотношение между внутренними (наращивание) и внешними (трансферт) источниками инноваций. Стратегия наращивания инноваций характерна для стран -лидеров (США, ФРГ, Англия, Япония), которые совершенствуют производственные и управленческие техно-
В условиях формирования инновационного типа развития российской экономики важная роль принадлежит системе высшего образования.
Высшая школа одной из первых оценила современные тенденции развития инновационных процессов, их роль и значение в реформировании экономики, разра-
ботке новых прорывных технологий, создании конкурен -тоспособной наукоемкой продукции. Однако несмотря на значительное количество работ, в экономической литературе особенности управления инновационными процессами в современном вузе изучены в недостаточной степени. В то же время управление инновационным развитием современного вуза позволяет существенно повысить эффективность управления образовательным процессом и уровень качества предоставляемых вузом образовательных услуг.
Преимущества инновационного типа развития экономики в ведущих странах мира
занных с реализацией инноваций; отсутствие подразделений , координирующих инновационную деятельность. Также, по их мнению, инновации затрагивают преимущественно научную и образовательную деятельность и незначительно управленческую и административно-хозяйственную стороны деятельности вуза, а именно ад -министративно-управленческие подразделения отвечают за обеспечение организационных условий использования инновационного потенциала и активизацию инновационной деятельности вуза. Результаты проведенного исследования также подтвердили, что существует тесная взаимосвязь между развитием системы управления и инновационной политикой вуза. Удовлетворительно работники высших учебных заведений оценили и характер отношения в коллективе к тем, кто занимается инновационной деятельностью, и к ее результатам.
Инновационный тип развития экономики России в немалой степени определяется инновационной активностью вузов, за которую должно нести ответственность не только го-
Развитие инновационной деятельности в высшей школе началось в 1990-х гг. по двум направлениям: путем создания инновационных научно-технических программ и организации технопарков на базе ведущих вузов. Но до настоящего времени выделение инновационной составляющей в результатах хозяйственной деятельности вуза является сложной задачей. Вузы не ориентированы на систематическое получение дохода от инновационной деятельности, а в статистических данных, отражающих экономическое развитие вуза, инновационная составляющая не выделяется. Традиционно инновационная деятельность в вузе рассматривается как разновидность прикладной науки. Эти факты представ -ляют немаловажную проблему, поскольку невозможно управлять неизмеряемым объектом. Результатом инновационной деятельности вуза должны являться услуги, наукоемкая продукция и технологии, приносящие доход на постоянной основе в виде продаж продукции и услуг, коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, управления пакетами ценных бумаг, привлечения венчурных инвестиций и прочей деятельности, составляющей инновационный бизнес.
Инновационное развитие образовательного процесса вуза в современной экономике имеет ряд особенностей. Во-первых, управление инновационным развитием образовательного процесса является результатом активных действий научной общественности, доказавшей значимость образования для развития национальной экономики. Во-вторых, формирование долговременной стратегии управления инновационным развитием образовательного процесса невозможно без учета современной социальной и политической ситуации. В-третьих, вузы стали принимать более активное участие в обсуждении и анализе основных направлений инновационного развития образовательного процесса.
Оценивая условия, имеющиеся в вузах для реализации инноваций, сотрудники вузов выделили следующие недостатки: отсутствие экспериментальных площадок; неразвитый механизм финансирования затрат, свя-
сударство, но и сам вуз, формируя эффективную инновационную внешнюю и внутреннюю политику2. Необходимо, чтобы каждый вуз самостоятельно разрабатывал, основываясь на принципах государственной инновационной политики, программу своего инновационного развития и в дальнейшем обеспечивал условия для ее успешной реализации. Это обстоятельство требует пересмотра концептуальных положений, определяющих траекторию развития вуза в сфере обеспечения гарантированно высокого качества оказываемых образовательных услуг и научно-исследовательской деятельности.
При переходе национальной экономики на инновационный путь развития одной из стратегических целей расширения инновационной деятельности в системе высшего образования является создание инновационных университетских комплексов на основе глубокой интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности, обеспечивающей устойчивое развитие, высокое качество и востребованность высшего профессионального образования, опережающее кадровое и научно-техническое обеспечение национальной экономики и приоритетных отраслей промышленности. Стратегической целью создания инновационных университетских комплексов является подготовка и повышение квалификации инновационно-ориентированных специалистов, а также введение в хозяйственный оборот результатов научно-исследовательской работы вуза, способных обеспечить позитивные изменения в экономике России.
Основные базовые принципы трансформации традиционных университетов в структуры инновационного типа и их отличительные особенности могут быть сформулированы следующим образом:
- интеграция научной, образовательной и инновационной деятельности в университетском комплексе;
- развитие инновационного образования с использованием междисциплинарных, проблемно- и проектно-ориентированных технологий;
- обеспечение непрерывного инновационного цикла - от фундаментальных, поисковых и прикладных иссле-
дований до реализации наукоемкой продукции и технологий в промышленности;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, работающих в инновационной сфере;
- формирование дискреционной многоканальной базы финансирования;
- развитие инновационной инфраструктуры взаимодействия университетского комплекса с отечественными и зарубежными научными и производственными организациями;
- разработка адекватных новым задачам методов управления и организационных структур, в том числе связанных с коммерциализацией результатов научных исследований - технопарков, инновационных технологических центров, инновационно-промышленных комплексов, служб маркетинга, сертификации, защиты интеллектуальной собственности, консалтинга и т.п.
Создание на базе ведущих вузов инновационных университетских комплексов обосновывается необходимостью интеграции и установления связи между тремя крупными составляющими вуза - учебной, научной и инновационной видами деятельности. Причем речь идет не только о том, чтобы сформировать учебно-научно-инновационный комплекс на базе университета, но и включить в него отраслевые НИИ, КБ, малые инновационные предприятия, промышленные предприятия и т.п. Инновационные структуры вузов (технопарки, центры трансфера технологий и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, инновационно-технологические центры, совместные исследовательские объединения университетов и промышленности и др.) интегрируются в университетские комплексы с целью осуществления полного инновационного цикла, связанного с превращением результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в нововведения и их последующей коммерциализацией.
Формирование системы управления инновационным развитием университетских комплексов должно базироваться на разработке инновационной стратегии и последовательном достижении намеченных ориентиров результативности, что будет способствовать внедрению стандартов эффективного управления данным процессом в системе высшего профессионального образования. При этом управление инновационным развитием университетских комплексов должно быть направлено на решение следующих задач:
- совершенствование содержания образования и разработку новых учебных программ, обеспечивающих опережающую подготовку специалистов;
- разработку и применение новых наукоемких технологий в образовании (прежде всего, информационно-телекоммуникационных технологий, дистанционных образовательных технологий);
- формирование у профессорско-преподавательского состава вузов новаторских качеств и повышение их инновационной активности;
- внедрение инноваций в организацию научной и образовательной деятельности на основе эффективного взаимодействия с региональным сообществом и потенциальными работодателями;
- осуществление структурных преобразований, направленных на интеграцию образовательных учреждений различных уровней;
- открытие корпоративных факультетов и филиалов, создание совместной с научными учреждениями и производственными предприятиями инновационной инфраструктуры;
- формирование сети стратегических партнеров, заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве в области подготовки кадров, модернизации производства и выпускаемой продукции, развитие государственно-частного партнерства;
- организацию федеральных экспериментальных площадок на базе ведущих университетов для отработки и распространения инноваций в сфере образования, науки и производства.
Основной целью разработки инновационной стратегии является экономия средств университетских комплексов за счет ориентации на модернизацию технологий по заранее определенным направлениям3. В данной связи серьезный научный и практический интерес представляет анализ объективных и субъективных предпосылок разработки инновационной стратегии, определяющий следующие вектора инновационного развития:
1) развитие интеллектуального потенциала;
2) разработку инновационных образовательных программ;
3) проведение научных исследований;
4) организацию образовательного сервиса;
5) создание новых организационно-правовых форм автономии вуза.
К объективным предпосылкам относятся вопросы экономической эффективности инноваций. В практике многих российских вузов возникают ситуации, когда, несмотря на высокую степень инновационности создаваемого образовательного продукта, успешной его реализации, включая этап коммерциализации, не происходит. Субъективные предпосылки определяются желанием, амбициями и целями в отношении создания инновационных продуктов и представляют собой личностную актуальность инновационного развития со стороны менеджмента вуза. Исходя из объективных и субъективных предпосылок инновационного развития и в зависимости от выбранных параметров планируемой инновационной деятельности, в университетских комплексах необходимо создание инновационной среды, в которой возможна быстрая и эффективная адаптация образовательных программ, учебно-методической и научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава к меняющимся условиям российского и международного образовательного пространства.
Механизм управления инновационным развитием университетских комплексов должен быть основан на взаимодействии внешних и внутренних факторов их текущей деятельности, способных повысить привлекатель -ность и конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке за счет внедрения современных методов управления, совершенствования материально-технической базы, повышения качества образовательных услуг и квалификационного уровня профессорско-преподавательского состава.
В быстро меняющейся среде образовательное учреждение не может себе позволить пассивного следования за изменениями, иначе оно станет неконкурентоспособным, прекратит свое существование. Если связывать будущее России с инновационным развитием, то потребу-
ется переход к опережающему образованию с учетом динамики развития внешней среды: тенденций рынка труда, развития научно-технического прогресса, обновления материально-технической базы производственных предприятий, что вызывает необходимость принципиального изменения образовательной политики. Скорость изменения учреждения (ассортимента услуг, качества образования, а также стратегии и тактики деятельности вуза) должна не отставать, а в момент начала изменений - по возможности опережать изменения внешней среды.
Инновационный прорыв высшего образования пред -ставляется возможным, если будут правильно выделены приоритеты, будет обеспечиваться органическое сочетание инновационных подходов и сложившейся эффективной практики научно-педагогической деятельности, сохраняться внутреннее корпоративное единство, всесторонне развиваться государственно-частное партнерство. При этом инноватика рассматривается как ключевой приоритет деятельности современных университетских комплексов. Необходимо также учитывать те процессы и тенденции, которые существенно влияют на характер и направленность решения социально-экономических вопросов в стране и регионах. Это глобализация и интернационализация рынка образования; усиление конкуренции на рынке образовательных услуг; меняющиеся потребности рынка труда; необходимость соотнесения уровня подготовки кадров с изменениями на рынке труда и др.
В условиях реструктуризации российской экономики и перехода на инновационный путь развития особое значение приобретает не только ее базирование на новых научных знаниях и инновационных технологиях, но и обязательное обеспечение устойчивого функционирования и развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационной деятельности, прежде всего в научно-технической и промышленной сферах, способных доводить научные идеи до производства товарной продукции, а также содействовать их выгодной реализации на внутреннем и внешнем рынках4.
В заключение следует отметить, что в рамках построения национальной инновационной системы и достижения существенного вклада результатов инновационной деятельности университетских комплексов в валовой внутренний продукт, на наш взгляд, необходимо действовать в следующих направлениях:
- выделять инновационную деятельность (наряду с научной и образовательной) в миссии и стратегических целях развития университетских комплексов;
- формировать в университетских комплексах сети научно-технологических парков - инновационных предприятий, инновационных центров, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, центров поддержки инновационного предпринимательства - с целью создания технологически ориентированных предпринимательских структур рыночного типа, основными задачами которых являются коммерциализация и использование инновационного потенциала вуза;
- открывать совместно с крупными корпорациями регионального, национального и транснационального уровней исследовательские центры и отраслевые лаборатории, участвующие в инновационных процессах высокотехнологичных кластеров и предприятий реального сектора экономики;
- создавать координирующие инфраструктурные элементы (советы, рабочие группы и др.) для интеграции инновационной деятельности научных институтов, вузов и бизнес-структур при выполнении крупных инновационных проектов регионального и национального уровней.
Таким образом, управление инновационным развитием университетских комплексов будет способствовать более активному проведению научных исследований, повышению качества образовательных услуг и созданию необходимых условий для передачи технологий и объектов интеллектуальной собственности промышленности, что позволит обеспечить вузу позитивный имидж в современном обществе. ^НН
1 См.: Иванова Н. Инновационная система России в глобальном контексте // МЭиМО. 2005. № 7. С. 32 - 53.
2 См.: Борисов И.И. Стратегия интеграции университета в точки роста региона // Университетское управление. 2003. № 1(24). С. 9 - 16.
3 См.: Данько Т.П. Инновации в экономическом образовании // Научно-практический журнал Корпоративного университета Уралвагонзавода «ОПК (Образование-Производство-Кадры)». 2006. № 1. С. 15 - 32.
4 См./ Коленский И.Л. Инновационная деятельность в высшей школе России // Качество. Инновации. Образование. 2002. № 1. С. 28 - 36.