Научная статья на тему 'Управление инновационной деятельностью на промышленном предприятии'

Управление инновационной деятельностью на промышленном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
590
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ИДЕИ / МЕХАНИЗМ ОТБОРА ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ / МОТИВАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE IDEAS / THE MECHANISM OF INNOVATIVE IDEAS SELECTION / MOTIVATION / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лутовинов Павел Павлович, Осташевский Сергей Михайлович

Статья посвящена проблемам поиска и отбора инновационных идей на предприятии. Предложен механизм отбора инновационных идей, состоящий из трех блоков и учитывающий мотивационный аспект участия работников в инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION MANAGEMENT IN AN INDUSTRIAL PLANT

The article is devoted to the problems of search and selection of innovative ideas at enterprises. The authors introduce the mechanism of innovative ideas selection, consisting of three units, considering motivational aspect of participation of workers in innovations.

Текст научной работы на тему «Управление инновационной деятельностью на промышленном предприятии»

УДК 658.001.895 + 005.591.6 ББК У9(2)30-55

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

П.П. Лутовинов, С.М. Осташевский

Статья посвящена проблемам поиска и отбора инновационных идей на предприятии. Предложен механизм отбора инновационных идей, состоящий из трех блоков и учитывающий мотивационный аспект участия работников в инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационные идеи, механизм отбора инновационных идей, мотивация, предприятие.

На большинстве российских промышленных предприятий, основная технологическая деятельность которых не связана непосредственно с реализацией инновационных проектов, сложившаяся система инновационной деятельности не отработана, и, как правило, не отвечает сегодняшним требованиям и современным представлениям об управлении [3].

Наиболее характерным, на наш взгляд, для современных предприятий является следующее:

- в большинстве случаев отсутствие полноценной системы инновационной деятельности, в лучшем случае чисто функциональный тип организации управления инновационными проектами, недостаточная координация и нечеткая ответственность за общие итоги их реализации;

- отсутствие единого порядка продвижения инновационных проектов по фазам инвестиционного цикла;

- решение по инновациям принимаются на уровне «здравого смысла», без достаточной предварительной проработки, в большинстве случаев отношение к инновациям формально;

- нет четкой системы учета расходования инвестиционных ресурсов, детального учета «последствий» реализации инновационного проекта, что затрудняет анализ и оценку его после реализации;

- совокупность всех проектов предприятия не анализируется и не оптимизируется как единое целое [1].

Инновационная деятельность на промышленных предприятиях должна быть коренным образом перестроена, чтобы на деле обеспечивать оптимальную организацию управления инновационными проектами и расходования имеющихся ресурсов для достижения бизнес-целей предприятия.

По сути, инновационный процесс - это ведение бизнеса. Следовательно, система управления этим процессом должна охватывать все его этапы, быть сбалансированной и подчиненной основной стратегической цели предприятия. Система управления не будет эффективной, если она сосредоточена на одном, пусть даже основном этапе инновационного процесса. Необходимо построить такой механизм управления, который позволит увя-

зать между собой отдельные этапы этого процесса, будет работать на регулярной основе и позволит с максимальной эффективностью достигать поставленных перед предприятием целей.

Формирование такого механизма управления, по сути, является проектом и, как и во всяком проекте, необходимо иметь четкую стратегию, которая включает в себя, во-первых, постановку цели, а во-вторых, выбор и обоснование механизма управления вплоть до перечня и последовательности конкретных шагов. Все это является основой для окончательного формирования системы регулярного управления инновационной деятельностью промышленного предприятия. Управление инновационной деятельностью должно включать в себя следующие этапы:

- составление детального списка функций (действий) по управлению инновационными процессами предприятия;

- четкое распределение функций между

структурными подразделениями, выделение

структурного подразделения, ответственного за планирование, анализ, координацию и контроль всей инновационной деятельности;

- наделение структурных подразделений полномочиями, необходимыми для выполнения порученных функций;

- разработка системы мотиваций;

- разработка и утверждение порядка продвижения проектов по фазам инвестиционного цикла, содержания информации, необходимой на каждом этапе для принятия решения;

- определение порядка контроля, периодичности и содержания контрольной информации.

Остановимся на основных этапах формирования механизма управления инновационной деятельностью.

Понятно, что в качестве цели управления должна приниматься общая стратегическая цель предприятия. В качестве такой цели может быть максимизация прибыли, минимизация затрат, стремление завоевать большую долю рынка, не допустить банкротства и т. п. В последние годы зарубежная и отечественная науки выдвигают в качестве всеобъемлющей цели любого предприятия рост стоимости его бизнеса.

Механизм управления инновационной деятельностью представляет собой набор методов такого управления. Нам представляется целесообразным сформировать такой механизм из трех блоков управленческих решений (см. рисунок).

Первый блок представляет собой технологию отбора инновационных идей и предложений, в наибольшей степени отвечающих стратегическим целям предприятия и потребностям рынка.

Во втором блоке отобранные идеи и предложения подвергаются экономической и финансовой оценке, в результате чего, в рамках бюджетных ограничений предприятия, должен быть сформирован внутрифирменный портфель инновационных проектов.

Третий блок включает методы внутрифирменного обеспечения эффективной реализации портфельных проектов и контроля результатов этой реализации.

Такой подход, на наш взгляд, позволит сформировать достаточно полный, детализированный список функций управления с тем, чтобы в дальнейшем закрепить эти функции за конкретными подразделениями, наделив их соответствующими полномочиями, и подкрепить это закрепление системой мотивации [2].

Необходимо использовать четыре основных источника новых идей: важнейший, без сомнения, - это рынок, причем импульсы могут исходить как от потребителей, так и от конкурентов. Второй источник - это само предприятие, в первую очередь специалисты отдела исследований, маркетологи и другие [1]. Согласно предложенной выше схеме (см. рисунок) в инновационной деятельности предприятия должно принимать участие как можно большее количество работников. Третьим источником являются отечественные и зарубежные предприятия, реализующие интеллек-

Постановка

целей

предприятия

Блок 1

Поиск идей и

выработка

предложений

Выбор критерия отбора 1

Первичный отбор инновационных идей

Выбор методики оценки инновационных пооектов

Блок 2

Анализ инновационных проектов и принятие решения

Формирование внутрифирменного портфеля инновационных проектов с учетом бюджетных огсаничений

Осуществление Блок 3

инновационного

проекта і г

Корректировка проектов в ходе их реализации

Организация системы мониторинга и постинновационного аудита

Механизм управленческих решений

Управление инвестициями и инновационной деятельностью

туальную собственность (патенты, лицензии, ноу-хау и т. д.) В качестве четвертого источника выступают независимые фирмы, различного рода консалтинговые агентства.

В принципе, все существующие методы поиска и генерации идей можно классифицировать на две группы методов:

• информационный поиск;

• творческие методы.

Информационный поиск предполагает поиск готовых решений для конкретной задачи.

Желания клиентов, рекламации, типичные причины ремонта дают важную информацию для улучшения продуктов. Хорошие результаты дает анализ, проводимый на различных выставках, ярмарках, где существует возможность исследования отечественных и зарубежных конкурентов. Необходим также патентный анализ и изучение результатов исследований в родственных областях.

Особый интерес для генерации идей представляют так называемые творческие методы, позволяющие использовать для решения проблемы творческий потенциал многих людей.

Все поступающие идеи и инновационные предложения можно разделить на две группы: инициативные и вынужденные инновации.

В первую группу - инициативные инновации, отбираются инновационные идеи, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия. Чтобы попасть в первичный список, эти идеи должны подвергнуться селекции с помощью двойного тестирования. Первый тест - это проверка идеи на соответствие стратегическим целям предприятия, который на первой стадии (см. рисунок) проводится практически всеми работниками предприятия, критерии оценки зависят от его специфики. На этом этапе обсуждаются концепция будущего продукта, услуги, технологии и пр. Необходимо выяснить, какие преимущества имеет продукт по отношению к конкурентам, есть ли правовые или моральные проблемы. После чего предварительно оцененная идея попадает к экспертам. Эксперты должны оценить, насколько реализуема идея с финансовой и технической точек зрения, соответствует ли она имиджу предприятия. В качестве метода такой оценки целесообразно использовать оценочную матрицу. Матрица строится следующим образом. Прежде всего, определяются отделы и службы, участвующие в оценке идеи, каждый из которых получает весовой коэффициент, значение которого отражает его роль в развитии и успехе предприятия. Специалисты отделов оценивают анализируемую идею по 10-балльной шкале. Взвешенная сумма дает конечную оценку полезности идеи для предприятия. Идеи, прошедшие первую стадию селектирования, проверяются второй группой тестов. На этом этапе сформулированная концепция идеи воплощается в более подробную словесную или визуальную форму. Словесное описание должно особо указывать на

характерные особенности и преимущества, также оно дополняется эскизами, иллюстрациями, презентациями, моделями. Задача этапа - оценить рыночные шансы идеи. При этом должны быть получены ответы на следующие вопросы.

1. Понятная ли идея, вызывает ли она доверие?

2. Каков сегмент потенциальных потребителей?

3. Преимущества и недостатки для потребителей?

4. Какие особенности идеи могут повлиять на поведение потребителей?

5. Кто может явиться наиболее опасным потенциальным конкурентом?

6. Будет цена продукции выше или ниже цены на аналогичный товар, производимый конкурентами?

7. На какие собственные продукты и виды деятельности может негативно повлиять реализация идеи?

Идеи, не прошедшие проверку на рыночную привлекательность, отбрасываются. Остальные формируют первичный список, который подвергается проверке на экономическую эффективность во втором блоке предлагаемого механизма управления инвестиционным процессом.

Во вторую группу - вынужденные инновации, попадают предложения вынужденного характера, связанные, в частности, с необходимостью замены изношенного оборудования, повышения надежности производства и техники безопасности в соответствии с новыми законодательными актами и т. п. Для такого рода предложений, прежде всего, необходимо проверить возможность альтернативного способа решения проблемы. Например, если вместо замены изношенного оборудования существует возможность перехода на новую технологию, то это предложение переходит в разряд новых, инновационных идей. Если же такой возможности по каким-либо причинам не существует, необходимо осуществить поиск более экономичного способа реализации вынужденного инновационного предложения, прежде всего, путем выбора выгодного поставщика.

Отобранные инновационные предложения вынужденного характера в порядке снижения срочности их реализации вносятся в отдельный первичный список вынужденных предложений, разделенный на две неравные части - долгосрочные и краткосрочные предложения. На реализацию наиболее срочных предложений, планируемых в ближайшем периоде, выделяется необходимая часть инвестиционного бюджета предприятия. Вряд ли целесообразно проверять экономическую эффективность вынужденных проектов, скорее необходимо организовать жесткий контроль расходования средств и выполнения запланированных сроков. Экспертная группа, тестируя вынужденные инновационные проекты, должна дать ответы на следующие вопросы:

1. Является ли данный проект единственно возможным способом решения проблемы?

2. В какой степени данный проект решает основные проблемы предприятия?

3. Сформулированы ли количественно задачи, решаемые в проекте?

Сформированный первичный список инновационных идей и предложений передается во второй блок механизма управления инновационными процессами.

Литература

1. Аникеева А.В. Источники инновационных возможностей в предпринимательстве: исторический экскурс и современные подходы / А.В. Аникеева, А.В. Гребенкин // Институциональные концепции менеджмента. Седьмые друкеровские чтения: сб. матер. всерос. конф. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009.

2. Белкин В. Мотивы и стимулы труда / В. Белкин, Н. Белкина // Социальная защита. -2006. - № 7. - С. 46-47.

3. http://www.gks.ru

Лутовинов Павел Павлович, заведующей кафедрой экономики труда УрСЭИ (филиал) ОУП ВПО «АТ и СО», профессор, доктор экономических наук (г. Челябинск). Область научных интересов - экономика труда, управление инновационной деятельностью предприятия. Контактный телефон: 8(351)260-61-53. E-mail: Lutovinov@ursei.ac.ru

Осташевский Сергей Михайлович, старший преподаватель кафедры экономики труда УрСЭИ (филиал) ОУП ВПО «АТ и СО», (г. Челябинск). Область научных интересов - экономика инноваций, управление инновационной деятельностью предприятия. Контактный телефон: 89085845332. E-mail: osts82@rambler.ru.

INNOVATION MANAGEMENT IN AN INDUSTRIAL PLANT

P.P. Lutovinov, S.M. Ostashevsky

The article is devoted to the problems of search and selection of innovative ideas at enterprises. The authors introduce the mechanism of innovative ideas selection, consisting of three units, considering motivational aspect of participation of workers in innovations.

Keywords: innovations, innovative activity, innovative ideas, the mechanism of innovative ideas selection, motivation, enterprise.

Lutovinov Pavel Pavlovich, Head of Labour Economics Department of the Ural Social and Economic Institute (branch) Educational Institution of Trade Unions of Higher Professional Education Labour and Social Relations Academy», Professor, Doctor of Economics, Chelyabinsk. Research interests: innovation economics, management of enterprise innovative activity. Contact phone: 8(351) 260-61-53. E-mail: Lutovinov@ursei.ac.ru.

Ostashevsky Sergey Mikhailovich, senior lecturer of Labour Economics Department of the Ural Social and Economic Institute (branch) Educational Institution of Trade Unions of Higher Professional Education Labour and Social Relations Academy». Research interests: innovation economics, management of enterprise innovative activity. Contact phone: 89085845332. E-mail: osts82@rambler.ru.

Поступила в редакцию 10 июня 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.