Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Инновационная экономика / государственная инновационная политика / национальная инновационная система / трансфер технологий / коммерциализация разработок / Innovation economy / state innovation policy / national innovation system / technology transfer / development commercialization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тешабоева Зилола Тошпулатовна, Кобулова Мохинабону Авазбековна

В статье обоснована необходимость разработки единой государственной инновационной политики для управления инновационной деятельностью, на основе анализа существующего положения предложены основные направления дальнейшего совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тешабоева Зилола Тошпулатовна, Кобулова Мохинабону Авазбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INNOVATION ACTIVITIES AND DIRECTIONS OF ITS IMPROVEMENT

The article substantiates the need to develop a unified state innovation policy for managing innovation activity, based on an analysis of the current situation, the main directions for further improvement are proposed.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

«ШуШМум-Шугмау» #32(Ш1)), ЖШ / ECONOMIC SCIENCES

41

УДК 338.22

Тешабоева Зилола Тошпулатовна, Андижанский машиностроительный институт Кобулова Мохинабону Авазбековна Андижанский государственный медицинский институт DOI: 10.24412/2520-6990-2022-32155-41-44 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Teshaboeva Zilola Toshpulatovna,

Andijan Machine-Building Institute Kobulova Mokhinabonu Avazbekovna

Andijan State Medical Institute

MANAGEMENT OF INNOVATION ACTIVITIES AND DIRECTIONS OF ITS IMPROVEMENT Аннотация.

В статье обоснована необходимость разработки единой государственной инновационной политики для управления инновационной деятельностью, на основе анализа существующего положения предложены основные направления дальнейшего совершенствования. Abstract.

The article substantiates the need to develop a unified state innovation policy for managing innovation activity, based on an analysis of the current situation, the main directions for further improvement are proposed.

Ключевые слова: Инновационная экономика, государственная инновационная политика, национальная инновационная система, трансфер технологий, коммерциализация разработок

Keywords: Innovation economy, state innovation policy, national innovation system, technology transfer, development commercialization

Национальная инновационная система, включающая правовую, организационную, информационную, финансовую, интеллектуальную и управленческую составляющие, должна способствовать инновационному развитию страны и эффективному использованию её интеллектуального потенциала.

Интегрируясь в мировую экономику, Узбекистан должен занять прочное место в системе мирохозяйственных отношений путём активизации и эффективного использования своего экономического и социального потенциала. В этом направлении в Узбекистане разработана и принята Стратегия инновационного развития на 2022-2026 годы, которая определила целевые ориентиры развития на ближайшую перспективу[1]. При разработке этой стратегии был проведён анализ состояния научно-технической и инновационной сфер, а также учтены результаты реализации Стратегии инновационного развития на 2019-2021 годы и осуществленных ранее программ [2].

Опыт большинства индустриально развитых стран показывает связь долгосрочного устойчивого роста с переходом на инновационный путь развития. Степень инновационной деятельности, предпринимаемой обществом, определяет скорость экономического роста (см., например, Schumpeter (1912), King and Levine (1993), Aghion et al. (2005)). Взаимосвязь уровня инновационного развития экономики с экономическим ростом служит объектом изучения многих исследователей. Вопросы корреляции между уровнем развития технологий и инноваций на рост ВВП стран на примере России и Китая рассмотрены в работах Баланова М.М. [3. стр.

83.]. По мнению Райимбердиевой О.Р. и Матрасу-лова Б.Э. «Инновации как фактор экономического роста представляют информационно и технически осознанную потребность количественно-качественной трансформации национальной модели хозяйствования, пролонгированную во времени, с одной стороны, а с другой — отвечающую общественным потребностям конкретно-исторического этапа развития»[4.стр.572]. Исследования зарубежных учёных под руководством Марадана Р.П. «Способствуют ли инновации экономическому росту?» на основе изучения связей между инновациями и ростом доходов на душу населения в 19 странах Европы [5] показали тесную корреляцию между такими показателями, как расходы на научные исследования и уровнем доходов на душу населения. Таким образом, можно сделать заключение, что инновации являются решающим фактором экономического роста. Для осуществления выхода экономики на инновационный путь развития необходима соответствующая национальная инновационная система, способная активизировать интеллектуальный потенциал страны.

При подготовке данной статьи проведено исследование с использованием метода анализа, синтеза, качественного сравнения и статистического анализа данных. Для аналитической части исследования изучены теоретические разработки учёных, изучающих различные аспекты инновационной деятельности, использованы отчёты Всемирного банка и Министерства инновационного развития Республики Узбекистан.

42

economic sciences / «шушмум-шутмак» #321111), 2022

Для формирования эффективной национальной инновационной системы необходима соответствующая правовая база, определяющая нормативно-правовые ориентиры научно- исследовательской и инновационной деятельности и механизмы её регулирования. Важным событием стало принятие двух важнейших законов Республики Узбекистан «О науке и научной деятельности» и «Об инновационной деятельности», которые служат сегодня прочной основой для развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в стране.

В сфере управления инновационной деятельностью в Узбекистане Указом Президента Республики Узбекистан в ноябре 2017 года было создано Министерство инновационного развития, в задачи которого входит управление и координация действий в области научно- технической и инновационной деятельности.

В первую очередь, необходимо отметить, что усилиями Министерства в стране принят стратегический документ, нацеленный на объединение усилий государственных органов и организаций в сфере инновационного развития - Указы Президента Республики Узбекистан «Об утверждении стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 гг.» №УП-5544 от 21.09.2018 г. и «Об утверждении стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 гг.» №»УП-165 от 06.07.2022 г.. Основной целью Стратегии является укрепление качества человеческого капитала и вхождение Республики Узбекистан к 2030 году в состав 50 передовых стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса ^П).

Также, в 2018 году была принята Концепция развития науки Республики Узбекистан до 2030 года, которая определяет приоритеты развития данной сферы на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Так, Концепцией определён план поэтапного развития науки по таким показателям как:

• увеличение доли средств, направляемых на науку (в соотношении к ВВП);

• увеличение доли узбекистанских исследователей в общем количестве статей,

опубликованных в международных научных журналах;

• увеличение вовлеченности молодых специалистов в науку и доведение

среднего возраста ученых до 39 лет;

• обновление машин и оборудования в научно-исследовательских учреждениях и университетах, реализующих проекты

научных разработок.

Наряду с Концепцией, также были разработаны Закон «О стартапах» и Стратегия развития искусственного интеллекта в Республике Узбекистан на 2021-2022 годы, которая является основой для формирования стартап-экосистемы, что является актуальным и перспективным направлением для нашей страны.

Значительно увеличились государственные затраты на науку и инновации. По данным Госкомстата, по состоянию на 1 января 2022 года в Республике Узбекистан соотношение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки(НИОКР) к ВВП составило 0,15% (табл.1)

Таблица №1

Доля затрат на НИОКР в ВВП Республики Узбекистан

Годы Затраты на НИОКР к ВВП, %

2018 0,12

2019 0,11

2020 0,14

2021 0,15

*Источник: http://stat.uz

В принятой Стратегии инновационного развития на 2022-2026 годы долю затрат на НИОКР в ВВП страны предусмотрено увеличить до 0,24 %.

В соответствии с осуществляемой политикой государства по повышению роли женщин и молодежи в обществе и обеспечения их занятости, в 2020 году в рамках грантовых программ были профинансированы 16 проектов ученых-женщин на сумму 8,5 млрд. В целях поддержки молодежных стартап-проектов в 2018-2020 гг. было организовано 7 конкурсов, реализован 81 инновационный и стартап-проект на сумму 32 млрд сум.

Реализуются адресные проекты и проекты совместно с зарубежными партнерами. В частности, реализованы 44 научно-исследовательских совместных проекта на общую сумму 17,4 млрд сум. В числе стран-партнеров по реализация совместных исследовательских проектов: Россия, Беларусь, Германия, Китай, Турция, Индия и др.

В целях внедрения венчурного финансирования и привлечения финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов для инновационных проектов принят Указ Президента Республики Узбекистан №УП-5583 от 24.11.2019 г.

Для отбора научных и инновационных разработок, привлечения инвесторов для их коммерциализации запущен портал «Заказчик-исследователь-инвестор», в котором на сегодняшний день зарегистрировано порядка 630 разработок.

На сегодняшний день осуществляется работа по вовлечению в сферу науки и инноваций молодежь. При Министерстве инновационного развития созданы Молодежная академия и Фонд поддержки талантливой молодежи, регулярно проводятся соревнования по робототехнике, конкурсы инновационных идей и разработок. В 2019 году молодежная сборная страны приняла участие в Международной

«шушмум-шугмау» #32(ш1)), 2022 / economic sciences

олимпиаде по робототехнике в Таиланде и завоевала в общей сложности 7 медалей (1 золотая, 2 серебряные и 4 бронзовые медали).

В республике ведется активная работа по совершенствованию государственной системы научно-технической информации. В этих целях, в конце 2019 года была запущена деятельность Центра научно-технической информации, которая принесла следующие результаты:

- сформирована база данных электронных версий отчетной документации по научным и инновационным проектам, профинансированным из государственного бюджета за период с 2017 по 2020 гг.;

- ведется работа по информационно-аналитическому обслуживанию отраслей науки;

- обеспечивается доступ научных организаций к ведущим базам данных научно-технической информации, таким как SpringerLink (Springer Nature), Clinical Key (Elsevier), Wiley (John Wiley & Sons, Inc.) и др.

Начата работа по усилению работы Офиса национального координатора в Узбекистане в части оказания помощи научному и инновационному сообществу в участии в конкурсах и мероприятиях 9-ой рамочной программы Европейского Союза по развитию научных исследований и технологий «Горизонт Европа».

В сфере определения приоритетных направлений в науке в стране ведется поэтапная работа исходя из твердо обоснованных фактов о ее текущем состоянии и тенденций развития в стране и в мире.

Осенью 2020 года Министерство инновационного развития совместно со Всемирным банком приступило к реализации проекта по модернизации инновационной системы в Узбекистане. На эти цели, в результате достигнутых договоренностей, Всемирный банк выделяет 50 млн. долл. США. Главная цель - способствовать проведению исследований международного класса в государственных НИУ и ВУЗах Узбекистана.

Для повышения активности взаимодействия науки, образования и производства была введена должность проректора по научной работе и инновациям. Благодаря этому в структуре каждого вуза созданы инновационные фонды и подразделения по коммерциализации научных и инновационных разработок и заключены 2 243 хозяйственных договора с предприятиями различных секторов экономики.

Осуществляемые меры способствуют активизации научно-технической, исследовательской, инновационной и творческой деятельности на всех уровнях экономической системы, однако необходимо их дальнейшее совершенствование для более полного использования человеческого капитала.

Выводы. Исходя из анализа текущего состояния инновационной системы и механизма её управления, государственная инновационная политика Республики Узбекистан должна формироваться и осуществляться исходя из следующих принципов:

- переход к инновационному мышлению для повышения эффективности уровня технологиче-

43_

ского развития национальной экономики, конкурентоспособности наукоёмкой продукции, качества жизни населения и экологической безопасности;

- обеспечение необходимого баланса государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

- увеличение государственного финансирования фундаментальных исследований и базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

- создание привлекательных условий для государственно-частного партнёрства в финансировании стартапов и инновационных разработок;

- усиление системы государственной охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности и интеллектуальной собственности;

- активизация международного сотрудничества в инновационной сфере [11, стр. 40];

- улучшение информационного обеспечения инновационной системы путём увеличения охвата и качества интернета, а также ускорение действий по обогащению доменной зоны Uz контентом научно-технического, историко-культурного и исследовательского содержания [8, стр.16].

Также для активизации инновационной деятельности необходимо создание социальной атмосферы, стимулирующей поиск и освоение нововведений.

Использованная литература:

1. Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан на 2022 — 2026 годы, 6 июля 2022 г., № ПП-165

2. Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан на 2019 — 2021 годы, 21 сентября 2018 г., № УП-5544

3. Баланова. М.М., влияние цифровизации на экономический рост стран на примере России и Китая// Экономика: теория и практика, № 2 (62), 2021 год, стр. 83-92

4. Райимбердиева О. Р., Матрасулов Б.Э.. Инновация как фактор экономического роста // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 572-573. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25288/ (дата обращения: 16.05.2022).

5. Maradana R.P., Pradhan R.P., Dash S., (...), Jayakumar, M., Chatterjee D., Does innovation promote economic growth? Evidence from European countries /2017. Journal of Innovation and Entrepreneurship 6(1)

6. Aghion, P., Bloom, N., Blundell, R., Griffith, R., & Howitt, P. (2005). Competition and innovation: an inverted U relationship. Oxford Journals, Quaterly Journal of Economics, 120(2), 701-728.

7. Путь к большим победам не бывает абсолютно гладким. https://www.podrobno.uz/cat/obchestvo/

8. Тешабоева, З. (2022). Основные пути улучшения позиций республики Узбекистан в глобальном инновационном индексе. Экономика и образование, 23(4), 10-16. извлечено от https://cedr.tsue.uz/index.php/journal/article/view/559

44

ECONOMIC SCIENCES / «ШУУШШШУМ-ШУГМаУ» #32(155), 2022

9. Тешабоева, З., & Кобулова, М. (2021). Необходимость цифровизации и информатизации национальной экономики для повышения её эффективности. Экономика и образование, (6), 235-239. извлечено от http ://cedr. tsue.uz/index. php/j ournal/article/view/312

11. Тешабоева, З. Т. Совершенствование механизма государственной поддержки инновационного развития / З. Т. Тешабоева // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2014. - № 2(92). - С. 39-40. - EDN RYEIND.

12. King, R., & Levine, R. (1993). Finance, entre-preneurship and economic growth: theory and evidence. Journal of Monetary Economics, 32(3), 513— 542.

13. Schumpeter, J. A. (1912). The theory of the economic development: an inquiry into profits, capital, credit, interest and business cycle. Cambridge: Harvard Press

14. https://www.stat.uz/ru/press-tsentr/novosti-gos-komstata/11127-ilmiy- tadqiqot-va- tajriba-konstruktorlik

УДК: 631.1:633.52

Чухлiб Алла Вaсилiвнa,

кандидат економiчних наук, доцент, доцент кафедри статистики та економiчного анал1зу, Hацiональний унiверситет бюресурав i природокористування Укра'ши, Кшв

ШФОРМАЦШНО-СТАТИСТИЧНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ УПРАВЛ1ННЯ ЕФЕКТИВН1СТЮ ВИРОБНИЦТВА ПРОДУКЦП ЛЬОНАРСТВА

Chukhlib Alla

PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Statistics and Economic Analysis, National University of Life and

Environmental Sciences of Ukraine,Kyiv

INFORMATION AND STATISTICAL SUPPORT OF PRODUCTION EFFICIENCY OF MANAGEMENT OF FLAX PRODUCTION

Aнотaцiя.

В статтi висвтлено теоретико - методичт, оргатзацшт та прикладнi аспекти особливостей фо-рмування iнформацiйно-статистичного забезпечення управлтня ефективнктю виробництва льонопро-дукци.

Abstract.

The article highlights the theoretical - methodical, organizational and applied aspects of the features of the formation of information and statistical support of the management of the effectiveness of the flax products.

Ключовi слова: тформацтно-статистичне, забезпечення, ефективнкть, льонопродукщя, управлтня.

Keywords: information and statistical, support, efficiency, flax production, management.

Льон-довгунець - стратепчна сшьськогоспо-дарська культура, з яко! отримують два види про-дукци - насшня i солому. Насшня льону - джерело вггашшв А, В, F, E, мшроелеменпв, незамшних жи-рних кислот омега - 3, омега - 6, рослинного бiлка та клгтковини. Насшня льону мютить 35-40% оли, що мае широкий спектр застосування у харчовш, парфумернш, медичнш та шших галузях промисло-востi. Стеблi льону мiстять до 28% волокна, яке ха-рактеризуеться унiкальними властивостями - мщ-нiстю, еластичнiстю, пгроскошчшстю, екологiчнi-стю, мае широкий спектр використання та насичення ринку сировиною i товарами народного споживання. Льон-довгунець - едине в £врош са-моввдновлювальне джерело целюлозно! текстильно! сировини.

В сучасних умовах господарювання прийняття управлшських рiшень щодо пiдвищення ефектив-ностi функцiонування льоносiючих та льонопере-робних пiдприемств залежить вiд якосл шформа-цiйно-статистичного забезпечення.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сьогодт iснуе багатоварiантнiсть

трактування термiну «шформацшне забезпечення». Узагальнюючи опрацьованi науковi пращ слад вадштити, що поняття «шформацшного забезпечення» трактуеться в двох напрямах:

- по-перше, як комплекс засобiв, що використовуються для забезпечення функцюнування iнформацiйних систем управлiння;

- по-друге, як комплекс умов i засобiв завдяки яким задовольняються iнформацiйнi потреби користувачiв i вiдбуваеться процес нормального функцюнування тдприемств.

Пiд «статистичним забезпеченням» слiд розу-мiти сукупнiсть статистичних показникiв, прийомiв та методiв, моделей i алгоритмiв обробки шформа-цп. Компонентами статистичного забезпечення оць нки ефективносп виробництва льонопродукци е офщшш данi Державно! служби статистики, облас-них служб статистики, звiтностi тдприемств, що займаються вирощуванням льону-довгунця, звггао-стi льонопереробних пiдприемств, статистичнi по-казники, методи аналiзу i прогнозування.

Iнформацiйно-статистичне забезпечення -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.