УДК 330.3
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ДИНАМИЧНО ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
М. В. Ошкина
Рассматривается сущность инновационной деятельности хозяйственных субъектов, главные компоненты инновационных систем. На современном этапе поддержка инновационного предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Качественные сдвиги в современной экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста в XXI в. должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг.
Главными компонентами инновационных систем выступают технологические, научные и научно-технические, социально-организационные, управленческие, а также когнитивные новшества, воплощенные в научных знаниях, изобретениях, ноу-хау и различных материальных носителях. Возникая на всех стадиях воспроизводственного цикла, нововведения (инновации) различаются по типологии, происхождению, назначению, степени новизны, предметно-содержательной структуре, по уровню распространения и воздействию на экономические процессы.
Это означает, что инновационная деятельность является не единичным актом внедрения какого-либо новшества, а целенаправленной системой мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств. Инновационная деятельность может быть представлена как процесс творчества и создания новшества, реализуемый как максимум инновационной альтернативы, инновационной потребности и предпринимательских усилий.
Будучи многовариантным, альтернативным типом деятельности, инновационный процесс представляет собой комплекс связанных между собой явлений - от рождения научной идеи до ее коммерциализации. Комплексность процесса придает особую сложность методам и приемам управления инновационной деятельностью; инновационные процессы как объект управления характеризуются неопределенностью, многовариантностью и по своей сути являются вероятностными (стохастическими). В свою очередь это определяет особенности методологии и организации инновационного менеджмента.
В процессе управления инновационной деятельностью следует не только выявлять взаимосвязи различных новшеств, но и поддерживать непрерыв-
ную эволюцию инновационных систем. Это связано с расширением границ саморазвития и самоорганизации экономических систем и демонстрирует возросшие возможности совершенствования экономики и ее структурных преобразований. Поэтому под влиянием инновационной деятельности структурные преобразования экономики также вовлекаются в систему объектов инновационного менеджмента.
Возрастание роли инновационных процессов в экономике приводит к повышению динамизма хозяйственных систем и всего воспроизводственного цикла. Это влечет за собой размывание межотраслевых границ, диверсификацию спроса и предложения и ориентирует инновационные фирмы на проникновение в новые отрасли и на новые рынки. Являясь объектом инновационного менеджмента, новшества не только заставляют менеджера искать новые формы рыночного поведения предприятия. Все эти факторы становятся объектами функционального инновационного менеджмента.
Принципиальные научные и технологические новшества, формирующие становление новой модели экономического роста, являются объектом стратегического менеджмента, тогда как социально-организационные новшества и производственная среда, определяя пути альтернативного развития в рамках уже сложившейся технологической и технико-экономической парадигмы, составляют объект функционального менеджмента. Тактику поведения хозяйствующего субъекта в условиях рынка диктуют такие краткосрочные стимулы, как цена и прибыль, но стратегия инновационного менеджмента связана с долгосрочными стимулами экономического развития и созданием новой модели экономического роста.
Центральное место в системе инновационных преобразований по праву занимают новые технологии. Технологические инновации определяются большинством авторов как сложная система, с помощью которой идея или изобретение превращаются в объект коммерческой деятельности.
Рыночные условия хозяйствования предоставляют новые возможности для реализации в сферах, связанных инновационной активностью. Главным условием развития организации является эффективная инновационная политика, т.е. деятельность, конечной целью которой является внедрение новых, передовых, обеспечивающих качественный скачок вперед технологий, техники, форм организации труда и управления. Инновации увеличивают доходы организации, ускоряют их рост, привлекают потребителей, служат основой для конкурентного преимущества. Для этого организации проводят научные исследования и разработки новой продукции с целью диверсификации производства, модернизации, создания высоких технологий и современного производственного потенциала посредством замены машин и оборудования. Под влиянием возрастающей внутренней и внешней конкуренции инновации становятся важнейшим элементом менеджмента организации.
Процесс планирования инноваций независимо от вида планов распадается на три формальные фазы: постановки задач планирования, разработки плана и реализации планового решения.
Цикличность планирования инновационной деятельности в организации обеспечивается прямыми и обратными связями и обусловливается, с одной стороны, необходимостью последовательной детализации плановых заданий
по отдельным периодам времени, иерархическим уровнем планов и содержанию заданий, с другой - требованиями актуализации планов в соответствии с возникающими отклонениями или новыми управленческими решениями. Следовательно, обеспечивается пропорциональность, оптимальное соотношение между потреблением и накоплением ресурсов, что является условием конкурентоспособности предприятия. Организация в управлении инновациями обеспечивает рационально сочетание во времени и пространстве всех элементов инновационной деятельности с целью наиболее эффективного выполнения плановых решений и обеспечения конкурентоспособности.
Вторая задача организации инноваций заключается в сочетании всех элементов инновационной деятельности во времени, т.е. в определении наиболее рациональной последовательности и сроков выполнения работ по проектам. На решение этой задачи оказывает влияние содержание самих проектов, состав участников и имеющихся ресурсов, организационная структура предприятия и многие другие факторы.
Контроль как предметная функция управления инновациями завершает управленческий цикл в инновациях и таким образом обеспечивает эффективность осуществления всех остальных функций. Сущностью контроля в управлении инновацией состоит в том, что он обеспечивает выполнение установленных на безусловное достижение принятых целей развития в заданных организационных условиях.
Организация контроля обеспечивает конкурентоспособность организации, а, следовательно, и устойчивость развития. При этом разнообразные виды и формы контроля позволяют создавать целостную систему эффективного управления инновациями, в которой централизованное управление оптимально сочетается с научной и хозяйственной самостоятельностью и инициативой структурных звеньев, что, по нашему мнению, является условием конкурентоспособности.
Таким образом, поддержка инновационного предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой [1-5].
Список литературы
1. Бекетов, И. В. Управление наукой в регионе: инновационная политика и особенности финансирования / И. В. Бекетов. - М. : Academia, 2000. -96 с.
2. Гневко, В. А. Инновации в стратегическом управлении региональным и муниципальным развитием / В. А. Гневко, В. Е. Рохчина. - СПб. : Изд-во СПбАУЭ, 2005. - 288с.
3. Голубецкая, Н. П. Формирование региональных систем регулирования инновационной деятельности в условиях реформируемой экономики / Н. П. Голубецкая // Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики. -2007. - № 3(17). - С. 63-72.
4. Козлов, А. Инновационное развитие - путь России к достойной жизни / А. Козлов // Дальневосточный капитал. - 2005. - № 10.
5. Марьяненко, В. П. Государственное регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации / В. П. Марьяненко // Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики. - 2006. - № 1(13). - С. 31-40.