Научная статья на тему 'Управление информационным пространством нижегородского региона (губернии) в период НЭПа (на примере периодической печати)'

Управление информационным пространством нижегородского региона (губернии) в период НЭПа (на примере периодической печати) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
267
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НИЖЕГОРОДСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОМИТЕТ (ГУБКОМ) РКП(Б) / ВКП(Б) / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — А.В. Крылова Анна Владимировна

В данной статье анализируется опыт управления партией (РКП(б), затем ВКП(б)) процессами, имевшими место в жизни общества и государства в 1921-1929 гг. В качестве главного инструмента реализации руководящей роли партии как основного политического актора периода новой экономической политики (НЭПа) рассматривается социально-регулирующее функционирование печатных изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление информационным пространством нижегородского региона (губернии) в период НЭПа (на примере периодической печати)»

УДК 93/94(47)084

А.В. Крылова

УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРОСТРАНСТВОМ НИЖЕГОРОДСКОГО РЕГИОНА (ГУБЕРНИИ) В ПЕРИОД НЭПА (НА ПРИМЕРЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

В данной статье анализируется опыт управления партией (РКП(б), затем ВКП(б)) процессами, имевшими место в жизни общества и государства в 1921-1929 гг. В качестве главного инструмента реализации руководящей роли партии как основного политического актора периода новой экономической политики (НЭПа) рассматривается социально-регулирующее функционирование печатных изданий.

Ключевые слова: новая экономическая политика, Нижегородский губернский комитет (Губ-ком) РКП(б), ВКП(б), информационное пространство, периодическая печать, функция управления.

ХХ1 век называют веком информационных технологий, а СМИ - четвертой властью. Вопрос об обретении этого управленческого ресурса является крайне актуальным и его вряд ли можно считать закрытым. В связи с этим любопытно провести небольшой ретроспективный анализ и изучить опыт управления информационным пространством нижегородского региона (губернии) в первой трети прошлого века.

В качестве исходного возьмем следующее определение изучаемого понятия: «Информационное пространство представляет собой совокупность объектов, вступающих друг с другом в информационное взаимодействие, а также сами технологии, обеспечивающие это взаимодействие. Информационное пространство образуется информационными ресурсами, средствами информационного взаимодействия и информационной инфраструктурой. Информационное пространство имеет своим центром субъект, который в процессе своей деятельности создает информацию, присваивает ее, накапливает и передает. Таким субъектом может выступать человек, либо социальная группа, а также компании, органы государственного управления» [1].

Руководство компартии охватывало все участки политической, экономической, культурной жизни страны. Важной частью управленческого механизма являлась печать, игравшая особую роль в идеологической обработке населения и организации социальных действий в нужном партии направлении. Неслучайно одними из первых «завоеваний революции» стали средства производства «печатного слова»: типографии и бумажные фабрики. С первых лет Советской власти большевики пытались реализовать на практике ленинский постулат о том, что газета «не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор» [2, с. 106].

Анализ источников показал целесообразность рассмотрение указанной проблемы, выделив два временных промежутка:

а) 1921-26 гг.,

б) 1927-29 гг.

Для каждого из этих периодов характерно особое состояние социальноэкономической и политической жизни, в зависимости от которых менялись задачи партии, задачи печати и способы их реализации. Начало 1920-х гг. явилось переломным периодом в истории страны в целом и Нижегородской губернии в частности. В 1921 г. страна перешла на «мирные рельсы», однако обострилась внутрипартийная обстановка, поменялась концепция экономического строительства. В циркулярном письме ЦК РКП(б) «О программе местной газеты» (1921 г.) основной задачей губернской и уездной газеты было названо вовлечение

«рабоче-крестьянской массы в общую работу строительства политической и хозяйственной жизни» [3, с. 10-12]. К концу 1920-х гг. восстановление народного хозяйства было закончено, и страна вступила в новый период своего экономического развития - социалистической индустриализации. Завершилась «культурная революция». XV съезд назвал основной внутрипартийной задачей борьбу с «опасностями» и «уклонами».

Рассмотрим подробнее, как менялась в рассматриваемый период политика партии в области печати по основным ее направлениям.

Создание системы властных органов - субъекта управления информационным пространством.

Организационные преобразования в области управления печатью были, пожалуй, самыми насущными в начале 1920-х гг., так как существовавший со времен гражданской войны комплекс руководящих органов, их функциональная нагрузка были слабоприменимы в изменившихся условиях.

В ноябре 1921 г. существовавший на центральном уровне Отдел агитации и пропаганды (АПО - А. К.) получил документационное оформление в виде «Положения об агитационно-пропагандистском отделе ЦК». Был организован подотдел печати при АПО ЦК, осуществлявший стратегическое руководство печатью (в Нижегородской губернии литературноиздательский подотдел (ЛИП - А. К.) агитационно-пропагандистского отдела был создан в марте 1921 г.). Тактическое руководство принадлежало системе советских органов: Главполитпросвету (ГПП), Госиздату, Централизованному агентству по распространению литературы (Центропечати), Российскому телеграфному агентству (РОСТА).

Выполняя решения XI съезда, Нижгубком провел реорганизацию, и его АПО стал осуществлять общее руководство Г убполитпросветом, ставшего аппаратом Г убкома. В марте 1922 г. в АПО Нижгубкома вместо ЛИПа организуется подотдел печати. Ему передавалась часть функций губотдела РОСТа: инструктирование местной печати. За РОСТом оставались лишь информационные задачи. В 1924 г. ЦК выделил подотдел печати в самостоятельный отдел (на местах сохранялся статус подотдела). В конце 1920-х гг. отдельные отраслевые издательства снова входят в состав единого Госиздата как специализированные секторы. Эти меры объясняются необходимостью координации идеологической деятельности, планирования, снабжения в конце 1920-х гг., требовавшей дальнейшей централизации руководства. Основным звеном в системе управления печатью окончательно становится ЦК партии.

Управление объектом информационного пространства.

Формирование персонала редакций печатных изданий. Создание «надежного» ред-коллектива и активной сети корреспондентов было одной из первых «забот» партии. В феврале 1921 г. список членов номенклатуры, на которую губкомы подавали анкеты в ЦК, пополнился: в него были включены редакторы губернских газет [4, с. 329-330].

Камнем преткновения явилась слабая материальная заинтересованность корреспондентов, в связи с чем, согласно решениям XII конференции (август 1921 г.), редакции печатных изданий обязаны были урегулировать снабжение газетных работников. Согласно Постановлению ЦК [5, с. 32], посредством учетно-статистического подотдела Нижгубкома в губернии была произведена перепись журналистов-коммунистов, взято на учет 59 человек, 13 беспартийных [6, с. 32]. Однако Нижгубком в конце 1921 г. констатировал, что еще «Почти ничего не достигнуто в смысле привлечения рабочих и крестьян к участию в нашей печатной агитации.<...> Не удалось составить определенный кадр пишущих товарищей. Очень немногие пишут регулярно <...> отговариваясь перегруженностью работой и частью неумением писать» [6, с. 32].

Совещание секретарей обкомов и губкомов (декабрь 1921 г.), считаясь с крайней ограниченностью сил на местах, высказалось за совмещение заведующим подотделом печати должности заведующего губростой и редактора губернской газеты [18, с. 42]. Поиск подходящей кандидатуры оказался довольно сложным мероприятием. Так, за 1921 - 1922 гг. в га-

зете «Нижегородская коммуна» сменились нескольких редакторов: Н.И. Иконников, В.З. Овсянников, А.Ф. Тархов, В.Л. Гинзбарт, Д.М. Крымский.

В середине 1920-х гг. управление персоналом редакций обогащается новыми методами. Теперь парткомитеты были обязаны наряду с использованными ранее (подбор и назначение редакторов, переброски, выдвижение рабочих корреспондентов и т.д.), организовать профессиональное обучение, повышение квалификации и воспитание в соответствии с «духом партии» первых лиц работников печати: создать при губисполкоме шестимесячные курсы редакторов губернских и уездных газет [17, с. 9].

Если в начале 1920-х гг. имел место парадокс: возможна была непартийность журналиста, но невозможна непартийность информации, то на втором этапе ситуация становится более однозначной. Полагая, что позиция нейтралитета, «надпартийности» невозможна в описании актуальных политических событий, что преднамеренно или непреднамеренно такое суждение всегда несет собой оценку, всегда объективно выступает «за» или «против» интересов трудящихся», ЦК с 1925 г. сделал партийность журналиста обязательным условием [9, с. 148]. Интересно, что в масштабах страны 1924-1926 гг. характеризуются наиболее лояльным отношением к беспартийным, интеллигенции во всех остальных сферах.

Несмотря на усилия партии, в ряде издательств и редакций и в конце 1920-х гг. оставалась недостаточной политическая и техническая квалификация работников. Серьезной проблемой были психологически неудовлетворительные условия для работников печати, выражающиеся в пренебрежительном отношении к ним со стороны работников многих учреждений. Для решения этой проблемы ЦК в Постановлении от 03.10.1927 «О улучшении партруководства печатью» требует привлекать к работе в области печати не только работников партаппарата, но и членов партии, работающих в советских, профессиональных, кооперативных и научных организациях [10, с. 15].

Создание сети печатных изданий. Считаясь с огромностью расстояний, ЦК в 1922 г. проводит реорганизацию провинциальной прессы, согласно Всероссийскому плану провинциальных изданий [18, 42], выделяя:

• основной тип газеты - массовая рабоче-крестьянская политическая и производственная газета, которая должна была «мобилизовать общественное мнение трудящихся, воздействие на их сознание, психику и волю» .(в нашей губернии ею стала «Нижегородская коммуна»);

• партийный еженедельник или двухнедельник. Это орган для внутрипартийной работы, который должен был выходить небольшим тиражом и направлять деятельность партшкол, клубов, кружков, ячеек (таковым был сначала ежемесячный журнал «Известия Нижгубкома», затем «Коммунист»);

• «Известия губисполкома» также должны были выходить небольшим тиражом не чаще раза в неделю и печатать официальные материалы - приказы, инструкции и т.д. различных советских органов.

Кроме того, в начале 1920-х гг. в Нижегородской губернии выходили печатные советские и хозяйственные органы, редактировавшиеся губкомом: «Вестник Нижегородского гу-бэкономсовещания», «Молодая Рать», «Известия губкомсомола» (органы губкомсомола), орган губпрофсовета (до 1 ноября 1922 г.).

Начиная с 1923 г., можно говорить о процессе дифференциации прессы по социальным группам. Однако партия столкнулась с дилеммой. Губкомы, ограниченные в средствах, могли издавать именно «массовые» газеты. В Постановлении ЦК «О рабочих и крестьянских газетах и связи их с массами» по этому поводу говорится: «опыт показал, что такая организация . совершенно несостоятельна, что в результате газета не удовлетворяет ни рабочих, ни крестьян» [11, с. 4]. В действительности же так эффективнее можно было применить способы «воздействия на умы», специфические для каждого класса. В 1924 г. процесс дифференциации получил «законодательное оформление». В Постановлении Оргбюро ЦК от 1декабря 1924 г. «О типе рабочих и крестьянских газет» основными типами газет названы

газета рабочая и крестьянская [12, с. 5]. Причем процесс дифференциации печатных изданий должен был завершиться при непременном условии «смычки» интересов двух основных классов.

Управление структурой и содержанием печатных изданий. Говоря о начале 1920-х гг., можно выделить два немаловажных направления работы партии: установления твердого перечня рубрик печатных изданий и придание им местного характера.

По-мнению ЦК, выполнить свое предназначение пресса могла путем разъяснения и освещения местных интересов, выведенных, в свою очередь, из интересов общегосударственных. В 1921 г. ЦК указывал парткомам на такие недостатки: «газеты наполнены общими рассуждениями и мало принимают участия в практическом строительстве местной жизни; .не имеют связей с рабоче-крестьянской массой, с организациями.» [13, с. 90]. Ленин видел причины низкой эффективности газет в следующем: «У нас мало внимания к той будничной стороне внутрифабричной, внутридеревенской, внутриполковой жизни, где всего больше строится новое, где нужно всего больше внимания, огласки, общественной критики, травли негодного, призыва учиться у хорошего» [14, с. 91].

Согласно Постановлению ЦК № 28 от 7 июня 1922 г «О партийных журналах», более или менее постоянными отделами должны были быть: вопросы внутрипартийной жизни,

общеполитические вопросы, экономическая и рабочая жизнь, вопросы печати, агитации и пропаганды, справочник агитатора, организационная работа партии (важнейшие циркуляры); библиография (отзывы о книгах и брошюрах общественно-политического характера).

Интересно, как реализовывалось это постановление на практике в журнале «Известия Нижегородского губернского парткомитета». В начале 1920-х гг. журнал был нечетко структурирован, однако можно выделить несколько направлений, нашедших отражение в ряде номеров с незначительными вариациями: «от редакции», одна или несколько статей «главных» лиц губкома, протокол губконференции либо отчет отдела губкома, «Хроника» (протоколы пленумов губкома и др.), «Из постановлений губкома», циркуляры укомам и райкомам, список исключенных и выбывших из партии, статистическая сводка (о количестве членов партии, заседаний губкома и т.п.).

Так как связь с нижестоящими удаленными от центра (даже не страны, но губернии) организациями была нерегулярной, это препятствовало оперативному принятию решений. Представители укомов на пленуме губкома образно охарактеризовали положение почты: «Связь настолько отвратительная, что в уезде чувствуешь себя, как будто находишься в своеобразной блокаде» [15, с.2]. Интересна следующая инициатива Нижгубкома. География авторов «Известий» была локализована аппаратом губкома (передовицы писали: секретарь губкома А. Микоян, затем Н. Угланов, зав. АПО Н. Иконников, затем П. Петров, остальное -руководители других отделов и подотделов). Уже в конце 1921 г. была предпринята попытка расширить круг авторов. В №№ 8-10 редакция на страницах журнала вышла с предложением организовать особый отдел «Известий», в котором давались бы статьи дискуссионного характера по вопросам внутрипартийного строительства. ЛИП обратился к уездным работникам с призывом присылать письменный материал, содержащий местный опыт. Однако ЦК почин не разрешил. Видимо, неустойчивость внутрипартийного положения вызывала в центре опасения, что такого рода начинание будет способствовать «брожению умов» в провинции. И все же к концу 1920-х гг. количество «мест», от которых поступали материалы, стало достаточно велико. Выделено несколько наиболее значимых точек: город, Сормово (заводы, ячейки на них), Растяпинский район, Балахна - то есть либо пункты сосредоточение промышленности, либо «оппозиционно опасные».

Все номера журнала «Известия Нижгубкома»второй половины 20-х годов уже четко структурированы. С 1927 г. появляется новая рубрика - «Библиотека партработника» (редакторский анализ и отзывы о книгах и брошюрах общественно-политического характера).

О важности этой рубрики для партии ЦК говорил в Постановлении от 03.10. 1927 «О улучшении партруководства печатью», где требовал превратить ее в орудие борьбы с идеологически чуждой литературой [10,17].

Особенностью второй половины периода является появление статей с пометкой «печатается в порядке обсуждения», в основном по теме рационализации партаппарата, либо организации промышленности. Например, в статье С. Белоусова «Об активе, заседательской суетне и массовой работе» (Известия Нижгубкома № 10 за 1927 г.) приводится высказывания одного активного члена партии: «Хожу по этим собраниям, а времени разобраться в принятых решениях нет». Это безусловное свидетельство некоторой либерализации политики редколлегии, однако тот факт, что подобные статьи всегда появлялись в рубрике «проверенных лиц» дает понять всю ограниченность подобного «свободомыслия».

Управление информационной инфраструктурой.

Руководство хозяйственным положением прессы. Экономические трудности в стране вынуждали парткомы внимательно следить и за «хозяйственной» сферой работы издательств: проводилось выявление и закрытие «нерентабельных» газет и журналов, велся учет бумаги и типографских расходов изданий. С 1922 г. осуществлялся переход на хозрасчет, вводилась платность произведений печати. Издания получили право открыть прием платных объявлений. Хотя и здесь были свои сложности: «самотеком они (объявления - А. К.) идут очень слабо, приходится в госорганы посылать агентов и платить до 15 % комиссионных» [16, с. 56].

Нижгубком решал финансовые проблемы путем переложения их на Губисполком (именно последний являлся фактическим издателем «Нижегородской коммуны» - совместного органа губкома, губгорсовета, затем и губпрофсовета) либо получением субсидий из центра. Совмещение советских и профсоюзных печатных органов с партийными попутно упрощало и руководство первыми.

С конца 1923 г. Отдел печати ЦК проводился ряд мероприятий по удешевлению произведений печати: снижена цена бумаги, упрощено оформление журналов, многим газетам переданы в их непосредственное ведение типографии. Более гибкой стала тиражная политика и объем печатной продукции: они колеблются в зависимости от важности публикуемого материала.

Благодаря проведенным системным мероприятиям, экономическое положение издательств к концу рассматриваемого периода стабилизировалось.

Управление процессом распространения прессы. Обеспечение эффективной передачи управляющего импульса конечному потребителю являлось необходимым мероприятием в деятельности партии в области печати. Рассмотрим его на примере «Нижегородской коммуны».

До весны 1922 г. газета распространялась частным агентством, что было не выгодно. По инициативе подотдела печати АПО губкома во главе с ответственным редактором была создана собственная экспедиция. За период с марта по октябрь 1922 г. созданы отделения в Канавине и Сормово, агентства в Павлове и Васильсурске. Распространение в деревнях было затруднено. Газета попадала туда через сельсоветы и органы губзема. До мая 1922 г. Гу-бисполком выписывал газету на места за свой счет. После отказа Г убисполкома от подобной практики, с июня по сентябрь 1922 г. редакция посылала газету в сельсоветы и волсоветы бесплатно. С октября Губисполком обязал местные советы перейти на «самообеспечение», что, однако, не было реализовано в полной мере. С ноября 1922 г. бесплатная рассылка была прекращена, однако продолжалась расклейка по городу и на заводах.

Население могло приобрести газету в розницу или подписаться на нее во всех почтовых отделениях и у секретаря редакции. Подписная цена была различна. Выделялось три категории подписчиков:

1) частные лица и предприятия (наивысшая подписная плата);

2) советские проф- и государственные учреждения и предприятия (на 1/3 ниже);

3) рабочие по удостоверениям фабзавкомов и члены партии (полцены).

Этой градацией партия еще раз подчеркивала привилегированность положения одного социального класса - рабочих.

На 1923 - 25 гг. приходится пик активности использования еще одного нововведения -соревновательности подписки как инструмента распространения газет. Однако уже в Постановлении Оргбюро ЦК от 1 декабря 1924 г. «О рабочей печати» партия требовала от редакций отказаться от явной и скрытой принудительной подписки, проводя индивидуальную [12, с. 5]. Парткомам вменялось в обязанность, признавая принципы соревновательности, не допускать нездоровой конкуренции между газетами.

Постановление Оргбюро ЦК от 16 февраля 1925 г. «Об удешевлении и распространении произведений печати» призывало использовать в гораздо большей мере для продвижения газет низовые организации на местах (все виды кооперации, изба-читальня, клуб, учительство, базары, ярмарки, «кружки друзей газеты»), а также почтовые конторы по подписке [17, 7]. На парторганизации возлагалось обязанность содействия и контроля за их работой. Была установлена уголовная ответственность за задержку или кражу газеты в волисполкомах и сельсоветах.

Управление средствами информационного взаимодействия.

Методы воздействия партии и прессы на читателя. Анализ характера опубликованного материала позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на тенденцию к унификации, печатные издания разнились по характеру публикаций. Так, для журнала «Известий Нижгуб-кома» характерен «сухой», деловой, директивный тон подачи материала. Для газеты «Нижегородской коммуны» - более свободный. Формы подачи информации в «Нижегородской коммуне» также более разнообразны, чем в «Известиях Нижгубкома»: заметка, информация, стихи, письма в редакцию, очерки и зарисовки о культурных и спортивных событиях, объявления.

Газета публиковала даже фельетоны, чем приобрела всероссийскую известность: как следует из отчета АПО ЦК, агитационно-пропагандистскому отделу нижегородского губко-ма было дано указание «на недопустимость печатанья в нижегородской партийно-советской газете бульварных фельетонов, предложено привлечь редактора этой газеты к ответственности в партийном порядке» [18, с. 9]. Однако это не остановило издателей, подобные публикации продолжались. Например, курс на «оживление» партийной и советской работы нашел отражение на страницах газеты в следующих выражениях: «Темнеет ... По улицам Сормова бегут, запыхавшись, коммунисты, комсомольцы, кандидаты и просто «непартийные». Часто натыкаются на прохожих, и создается впечатление, что это сталкиваются пассажирские поезда с товарными. Куда ты, Петра, так летишь, как курьерский поезд? - задается вопрос одному из коммунистов. «Оживляемся» - слышится ответ.». Спросивший ничего не понимает и решает, что «Петра просто продрог». Затем действие переносится на партсобрание, где подсчитывают, что теперь член партии должен принимать участие в 26 собраниях и пытаются подсчитать, сколько же, в таком, случае, положено ответственному работнику - «наверное, 60». В конце дается мораль: «оживление - вещь хорошая, но не до безрассудства» [19, с. 9].

К концу 1920-х гг. стали более разнообразными приемы, повышавшие читательский интерес. Появилась тенденция комбинировать сообщения, различные по тематике, но однотипные по форме в одной постоянной рубрике. В результате получалась интересная, хотя и калейдоскопическая картина событий дня (например, «Только факты»).

Следует отметить, что способ побуждения к действию в течение десятилетия все же меняется у всех печатных изданий: если в начале периода существовал прямой императив, то во второй половине вводится элемент полемики, используется прием «от равного к равным», интонация не приказа, а дружеского совета, доверительного раздумью (косвенный императив) [9, с. 228].

Примерно с 1922 г. идет активное освоение способов и эмоционального и рационального воздействия на читателей. Их соотношение на протяжении рассматриваемого исторического периода изменялось. В начале периода преобладали эмоции: простое описание «правильно» отобранных фактов, резкие оценочные определения, ассоциации, конкретность «адресов» критических замечаний (доскональное перечисление фамилий). Формы подачи материала: информация, заметка, отчет, т.е. те, что воздействуют на обыденно-практический уровень сознания [20, с. 94].

К концу рассматриваемого периода происходит смещение акцента в сторону использования методов логического воздействия. Чаще используется такая формы подачи материала, как статья, непосредственно влияющая на теоретический уровень сознания. Применяются такие способы, как аргументация, сравнение достигнутых результатов (успехи одних и отставание других), доходчивое объяснение методов, которыми они достигнуты, ссылки на мнение специалистов. Если поднимается какая-либо проблема - приводятся уже принятые меры для ее решения, их плюсы и минусы, подводится итог.

А вот основные требование партии к периодическим изданиям оставались неизменными на протяжении всего десятилетия:

а) популярность (фразы краткие, растолкованы малоизвестные географические названия, четкий, крупный шрифт (цицеро);

б) местный характер.

Управление связями прессы с читателями. Первое упоминание (в рамках рассматриваемого периода) о необходимости установления «крепкой связи между редакцией и читателями» приходится на 1921 г. [3]. В начале 1920-х гг. для этого использовались следующие методы: письма в редакцию, объезды сотрудниками редакции сел, мастерских, учреждений. При организации сети корреспондентов требовалось использовать все существующие в данном районе организации, партийные литколлегии, завкомы, советы, селькомы, клубы, школы. Губкомы должны были «оказывать всемерную помощь редакции» в деле установления живой связи с читателями. Однако в чем именно должна была заключаться помощь, четко прописано не было.

В 1924 г., согласно постановлению ЦК «О рабочей печати», парткомы стали проводить выборочные исследования читаемости газет на предприятиях [12, с. 5]. Согласно Постановлению Оргбюро ЦК «О крестьянской печати» стала регулярно проверяться доступность изданий путем читки на собраниях крестьян, в домах крестьянина, избах-читальнях [21, с. 5-6]. В том же году была разработана методология привлечения читателей, сохранения читательского интереса и получения обратной связи, что нашло отражение в ряде постановлений ЦК. В Постановлении Оргбюро ЦК от 1 декабря 1924 г. «О формах связи газет с рабочими и крестьянскими читателями» приведены примерные методы привлечения новых читателей: выпуск приложений для жены рабочего и крестьянина (с участием женотдела), для детей (с участием комсомола); выпуск бесплатных справочников (вопросы охраны труда, состояние промышленности), календарей для крестьян [21, с.5]. Так, «Нижегородская коммуна» пыталась давать консультации по любому вопросу политики, искусства, науки. Если вопрос оказывался интересным, он освещался в газете, либо на специальной лекции.

Подотдел печати ЦК обобщил опыт разных газет и рекомендовал парткомам и газетам к использованию целый комплекс мероприятий: организация консультантского бюро; организация юридической помощи; обсуждение содержания газеты на сходах; массовое чтение;

обсуждение на страницах газеты ее содержания; организация судов над газетой на предприятиях; отчеты редакций перед читателями;

организация клубов, библиотек для рабкоров с привлечением туда не-рабкоров;

почтовые ящики газеты и индивидуальная переписка; участие (отделы) газет на выставках, съездах; кино-передвижки при редакциях крестьянских газет; организация редакцией «живой газеты»;

созыв совещаний рабкоров и селькоров под руководством парткома; организация «залы депеш» в редакциях и на крупнейших предприятиях; организация газетами уголка справок в рабочих клубах, читательские конференции.

В 1924 г. осложнилось использование такой формы связи с массами, как рабкоры и селькоры: увеличилось число убийств последних. Партия активно пыталась обезопасить столь важный для нее рычаг воздействия на массы. В уже упоминавшемся постановлении «О рабочей печати» говорилось о необходимости увязки «разоблачительной работы рабкоров и газет» с текущей работой РКИ и прокуратуры, чтобы ни одна заметка не осталась без отклика [12, с.5]. Газеты обязаны были вести строгий учет заметок рабкоров и селькоров (по каким посланы запросы и начаты следствия).

Несмотря на названные меры, работа партии поналаживании обратной связи между редакциями и читателями в рассматриваемый период оказалась малоэффективной. Объяснение этому обстоятельству было дано много позднее: «По смыслу и характеру своего существования сложные социальные образования в отличие от биологических организмов или машин отнюдь не адаптивные (т.е. механически, по обратной связи настраиваемые) системы ... Массовая коммуникация ... не является кибернетической, самоорганизующейся. Поэтому любая схема коммуникативного процесса .выглядит . упрощенно. А попытка отыскать механизм управления - регулятор - нередко приводит к бихевиористскому толкованию вопроса: стимул - реакция» [20, с. 305, 308].

Подводя итоги, отметим, что состояние информационного пространства Нижегородской губернии в 1921 г. можно охарактеризовать как кризисное. Одна из основных причин тому - не сложившаяся ни в центре, ни на местах система управления: помимо партийных органов руководство печатными изданиями осуществлял ряд других учреждений. Пределы их полномочий не были четко очерчены, что вызывало дисфункции и параллелизм в работе.

Масштабность произведенных в начале периода изменений позволяет говорить о них как о реформе печати. Ее цель - централизация управления печатью и сосредоточение его в руках партии. Реформа 1921-1922 г. включала три взаимосвязанные части: хозяйственную перестройку, кадровые улучшения, структурную реорганизацию.

Чем ниже уровень власти, тем шире и концентрированнее на практике оказывались полномочия парткомов. Более того, инициаторами упрочения своего руководящего положения и увеличения самостоятельности в деле управления печатью уже в 1922 г. стали выступать местные комитеты партии. Так, в январе 1922 г. ЦК хотел усилить РОСТА, а местные парткомитеты (например, в отчете АПО Нижгубкома) говорили о его недееспособности и просили передать им его полномочия [22, с. 55].

Практиковалось апосториорное документационное оформление преобразований: АПО (и подотделы) уже действовали, а положение о нем принималось как констатация факта. Постановления ЦК и губкома в области печати часто были направлены не на предотвращение какой-либо ситуации, а на изменение уже существовавшей.

Первые результаты реформы были неутешительными (причем, чем ниже уровень власти, тем медленнее осуществлялись позитивные перемены). Крымский Д.М. (заведующий ЛИПНижгубкома - А. К.) так характеризует обстановку в 1922 г.: «Весенние месяцы были самыми . трудными в жизни наших газет. Можно сказать, что именно в эти месяцы газеты реально начали ощущать удары НЭПа. Вследствие летнего периода и побочной работы за-вед. п/отделом печати издания Губкома немного хирели» [22, с. 55,59]. Так, журнал «Известия Нижегородского партийного комитета» (Известия Нижгубкома - А. К.), официальный руководящий печатный партийный орган печатался в разных типографиях города, заявлен-

ная периодичность журнала (ежемесячно) постоянно нарушалась, практиковалось совмещение двух и более номеров.

В конце 1920-х гг. парткомы столкнулись с противоположными сложностями: преувеличенная тиражность журналов (особенно научных) и параллелизм журналов (особенно ведомственных), «благодаря которому они убивают друг друга» [23, с. 11]. ЦК в Постановлении от 03.10.1927 «Об улучшении партруководства печатью» требует урегулировать ситуацию путем проверки и согласования редакторских планов [10, с. 18].

Все это позволяет сделать вывод о том, что в 1921-22 гг. печати как функции руководства партии в полной мере не существовало. Кроме того, массовая безграмотность осложняла выполнение печатью своего предназначения. Середина периода (1924-25 гг.) характеризуется:

а) ужесточением руководства печатью (проведение типизации газет, формулирование «учения о формах связи с массами», установление уголовной ответственности за нарушение процесса распространения и введение ограничения по кадровому составу редакций);

б) завершением становления печати в качестве инструмента управления.

К концу 1920-х гг. губком научился обеспечивать присутствие печати во всех основных стадиях процесса управления (табл.1).

Таблица 1.

Стадии управленческого процесса Рубрики журнала «Известия Нижгубкома»

1. Планирование Передовицы (руководящие статьи)

2. Организация «В губкоме», «Оргработа», «АПО»

3. Мотивация «Партжизнь на местах», «Хроника»

4. Контроль «В ГКК»

Обычно тема, обозначенная в первых статьях, находила то или иное отражение во всех рубриках. Основная цель, к которой должна стремиться губернская парторганизация, формулируется обычно дважды разными фразами: в начале и в конце. Сообщения на первой и четвертой полосах стали взаимосвязаны, кроме того, они были связаны по времени (вчера, сегодня, завтра). Воздействие усиливалось планомерной повторяемостью материала.

Если в начале 1920-х гг. практиковался коллегиальный способ выработки решений: совещания с представителями отделов печати, отделов работниц, редакций газет (хотя само принятие решения по вопросам печати было делом парткомитета), то в конце периода особый акцент партия делает на регулярный созыв редакторов газет, журналов и работников издательств уже для инструктирования их о проведении партийных решений. Интересно, что «закручивание гаек» в управлении издательской деятельностью в конце 1920-х гг. сопровождалось стремлением партии развить у прессы большую самостоятельность в освещении кампаний.

Общий вывод, который можно сделать, проведя анализ материалов, опубликованных в прессе 1920-х гг. и нормативных документов, регулирующих функционирование печати того времени, сводим к следующему. Печать выполняла несвойственные ей функции. Независимость печати была невозможна, так как она являлась частью управляющего механизма. Показательно в этом смысле высказывание В.И. Ленина: «Дать ей (печати - А.К.)еще такое оружие, как свобода политической организации. значит облегчать дело врагу.Мы самоубийством кончать не желаем.» [4, с. 42-43].

Однако именно консервация и окостенение режима, в конечном счете, привели к краху системы и государства. Приходится согласиться с утверждением о том, что «субъекты и объекты с течением времени изменяются ., образуя новые связи и разрушая старые - это обусловливает динамику информационного пространства. Основная проблема заключается в том, что в информационном пространстве структуры фрагментарны, а связи локальны, по-

этому субъект информационного пространства иногда может даже не подозревать о существовании другого субъекта .... Эта проблема решается ... путем добавления к существующему информационному пространству информационной системы, которая содержит глобальную информацию и делает ее доступной всем субъектам информационного пространства». Что, к сожалению, вовремя не произошло в советской России» [1].

Библиографический список

1. Пресс-служба: Всероссийский специализированный журнал [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.press-service.ru/terms/143/, свободный. - Дата обращения: 02.07.2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ученова, В. Беседы о журналистике [Текст] / В. Ученова. - М.: Молодая гвардия, 1985. -204 с.

3. Известия ЦК РКП(б). 1921. № 30 [Текст].

4. Гимпельсон, Е.Г. НЭП и советская политическая система. 20-е гг. [Текст] / Е.Г. Гимпельсон. -М.: ИРИ РАН, 2000. - 440 с.

5. Постановление ЦК ВКП (б) № 183 «Об учете в трехнедельный срок журналистов-коммунистов» от 1921 г. [Текст]// Правда. 1921. № 255.

6. Отчет Губкома за период XII - Х111Губпартконференций[Текст] // Известия Нижгубкома. 1922. № 13.

7. Об усилении местной периодической печати [Текст] // Известия ЦК. 1922. № 1 (37).

8. Постановление Оргбюро ЦК от 16 февраля 1925 г. «О крестьянской периодической печати» [Текст] // Известия ЦК. 23 марта 1925 г. № 11-12 (86-87).

9. Ученова, В. Публицистика и политика [Текст] / В. Ученова. - М.: Политиздат, 1979. - 271 с.

10. Известия ЦК. 1927. № 39 [Текст].

11. Известия ЦК. 1924. № 7 (12) [Текст].

12. Известия ЦК. 1924. № 10 (15) [Текст].

13. Брыляков,Н. А. Российское телеграфное.. .[Текст] / Н.А. Брыляков. - М.: Мысль, 1976. - 374 с.

14. Ленин, В.И. Полн. Собр. Соч. [Текст] / В.И. Ленин. -Изд.5. Т. 37.

15. Нижегородская коммуна. 1922. № 277. 3/12 [Текст].

16. Положение печати в губернии (от марта по октябрь 1922 г). [Текст] // ИзвестияНижгубкома. 1922. № 15.

17. Известия ЦК. 1925 г. № 11-12 (86-87) [Текст].

18. Известия ЦК. 1922. № 1 (37) [Текст].

19. Нижегородская коммуна. 1923. № 290. 18/12

20. Проблемы информации в печати [Текст]. / Отв. ред. С. В. Гуревич. - М.: Мысль, 1971. -310 с.

21. Известия ЦК. 1924. № 11 (16) [Текст].

22. ИзвестияНижгубкома. 1922. № 15 [Текст].

23. Партийное руководство печатью на местах [Текст] // Известия ЦК. 1927. № 29 (201).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.