20/<?/2-
логия религиозной идентичности современной российской молодёжи: дисс. ... докт. пси-хол. наук. - М., 2015. - 315 с.
9. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
10. Alport G. The Religious Context of Prejudice // Journal for the Scientific Study of Religion. - 1966. - Vol. 5. - P. 454-455.
11. Rotter J. B. (1989). Internal versus External Control of Reinforcement: a Case History of a Variable // American Psychologist. - 1990. -№ 45. - Vol. 4. - P. 489-493.
12. Rotter J. B. Generalized Expectancies for Internal versus External Control of Reinforcement // Psychological Monographs: General and Applied. - 1966. - Vol. 80. - № 1. - P. 128.
Н. И. Галлини
УДК 378:002.66
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЕДИНОГО
ИНФОРМАЦИОННО-
АНАЛИТИЧЕСКОГО
ПРОСТРАНСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
нформация приобретает все большее значение в работе образовательных организаций высшего образования. В современном
мире от сроков получения актуальной информации во многом зависит эффективность работы образовательных организаций высшего образования. Сотрудники, имеющие дело с документами, преподаватели и обучающиеся образовательных организаций ежедневно подключаются к Интернету для того, чтобы выполнять поиск и обмениваться информацией, отправлять и получать электронную почту, а также использовать другие приложения для общения и получения информации. Информация, созданная сотрудниками, работающими с документами, преподавателями и обучающимися образовательных организаций высшего образования, приобретает особую ценность. Созданная информация хранится локально на устройствах, таких как сотовые телефоны, смартфоны, планшеты, камеры, ноутбуки и персональные компьютеры.
Для обеспечения целостности данных эту информацию необходимо вносить в единое информационно-аналитическое пространство образовательной организации. По причине отсутствия единого информационно-аналитического пространства одну и ту же информацию могут запрашивать разные организации - в таком случае предоставление запрашиваемой информации в очередную отдельную информационную систему может привести к дополнительным трудозатратам и появлению неточностей из-за возможного некорректного внесения данных.
В этой связи целью данной статьи является теоретическое обоснование процессам управления и хранения информации при проектировании информационно-аналитического пространства образовательной организации высшего образования на основе содержательной модели.
Совершенствование ИТ-инфраструктуры в области науки, образования и технологий является одной из важнейших задач развития фундаментальной науки и прикладных исследований в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «Об утверждении стратегии инновационного развития в Российской Федерации до 2020 года», Распо-
ряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р «Об утверждении программы Цифровая экономика Российской Федерации»).
Образовательные организации высшего образования обрабатывают данные для получения информации, которая оказывается востребованной в условиях ежедневного производственного процесса. Рукописные письма, печатные документы и статьи, фотографии и рисунки, оригиналы и заверенные копии, бухгалтерские книги и учебно-методические материалы - все это содержит данные, на основании которых структурируется информация, необходимая для осуществления образовательного процесса.
Развитие информационных технологий привело к появлению возможности обмениваться данными, которые раньше фиксировались исключительно в формате бумажного документа. Сегодня данные могут быть преобразованы в более удобные формы - например, оцифрованы в электронные письма, электронные книги, цифровые изображения, цифровые аудио и видео. Такой формат данных может быть произведен с помощью информационных технологий и сохранен в двоичном коде (0 и 1). Данные в этом виде называются цифровыми и доступны пользователям после того, как будут обработаны с помощью информационных технологий.
Развитие коммуникационных и информационных технологий увеличило генерацию данных и существенным образом повысило скорость обмена информацией между образовательными организациями высшего образования. Считаем возможным выделить следующие факторы, предопределившие рост цифровых данных образовательных организаций высшего образования:
- увеличение объема обработки данных: современные информационные технологии значительно расширили свои возможности по обработке и хранению информации, что, в свою очередь, позволило преобразовывать различные типы контента и мультимедиа из общепринятых форм в цифровые файлы;
- доступная цена цифрового хранилища: снижение стоимости устройства хранения дан-
ных информационных технологий обеспечивает более дешевые способы хранения данных, что оказывается экономически выгодным и увеличивает скорость обработки цифровых данных, их хранение и генерацию;
- более быстрые и доступные технологии связи: скорость обмена цифровыми данными намного выше, чем уставленные традициями подходы. Доставка письма адресату может потребовать неделю, тогда как письмо, отправленное на электронный адрес, обычно доставляется получателю за несколько секунд;
- популяризация интеллектуальных устройств и приложений: смартфоны, планшеты и ноутбуки, а также интеллектуальные приложения существенно повлияли на создание цифрового контента образовательных организаций высшего образования.
Более простые и недорогие способы создания и хранения различных данных в комбинации с растущими индивидуальными и бизнес потребностями обусловили ускоренный рост данных, который в научной среде принято называть «взрывом данных». Ценность и важность данных со временем меняется, поскольку большая часть информации сохраняет актуальность в течение короткого периода и со временем обесценивается. В основном данные находятся в хранилищах, в рамках которых возможно перемещение этих данных.
Образовательные организации высшего образования генерируют огромные объемы данных, после чего извлекают значительную информацию из этих данных для получения научной новизны и экономической выгоды. По этой причине образовательным организациям высшего образования необходимо поддерживать данные и обеспечивать их доступность в течение длительного периода времени. Также данные могут отличаться критичностью и могут потребовать специальной обработки. Например, в соответствии с законодательными и нормативными правилами к образовательным организация высшего образования предъявляется такое основное требование к хранению персональных данных своих сотрудников и обучающихся, как надежность.
В зависимости от условий хранения и управления данные могут быть классифицированы как структурированные и неструктурированные. Структурированные данные организованы в поля (строки и столбцы) строго определенного формата, чтобы интеллектуальные приложения могли эффективно извлекать нужную информацию и обрабатывать ее. Обычно структурированные данные хранятся с использованием систем управления баз данных.
Данные считаются неструктурированными, если их элементы не сохранены в полях определенного типа, что затрудняет формирование запроса и извлечение интеллектуальными приложениями. К таковым относятся, например, контакты сотрудников образовательных организаций высшего образования, которые хранятся в форме заметок, сообщений электронной почты, визитных карточек или в файлах цифрового формата .txt, .doc и .pdf. Из-за хаотичной природы эти данные трудно получить с помощью традиционного интеллектуального приложения для управления информацией единого информационно-аналитического пространства.
Подавляющее большинство новых данных образовательных организаций высшего образования сегодня создаются неструктурированными. Перед разработчиками и проектировщиками стоят новые информационные архитектуры, технологии, методы и навыки для хранения, анализа, управления и извлечения выгоды из неструктурированных данных многочисленных источников.
Большие данные - развивающаяся концепция, относящаяся к наборам данных, размеры которых превышают возможности, как правило, используемых программных инструментов для сбора, хранения, управления и обработки в оптимальные сроки, включая в себя структурированные и неструктурированные данные, генерируемые различными источниками - транзакции видео, электронную почту, изображений, веб-страниц и т.д. Эти наборы данных чаще всего требуют сбора или обновления в реальном времени для анализа, прогнозируемого моделирования и принятия решений. Из больших дан-
ных возможно извлечение ценностей, имеющих следующую структуру:
1. Системы для сбора новых данных и генерации новых данных об этих данных.
2. Сборщики данных, которые собирают данные из систем и пользователей.
3. Накопители данных, которые собирают данные для извлечения необходимой информации.
4. Пользователи данных, получающие выгоду от информации, собираемой и объединяемой другими в ряде создания важности данных.
Традиционная ИТ-инфраструктура, инструменты и методологии обработки данных недостаточно разработаны для управления объемом, разнообразием, динамичностью и сложностью больших данных. Для анализа больших данных в режиме реального времени требуются новые методы, архитектуры и инструменты, которые обеспечивают высокопроизводительные платформы данных с массовой параллельной обработкой и расширенную аналитику для наборов данных. Данные, будь то структурированные или неструктурированные, не выполняют каких-либо целей для отдельных лиц или организаций, если они не представлены в значимой форме. Информация - это знание, полученное из данных [2].
Единое информационно-аналитическое пространство образовательной организации высшего образования охватывает такие сферы, как учебно-методическая деятельность, административно-управленческая деятельность и образовательная деятельность, поэтому данное пространство основывается на хранение и управление следующей информацией:
- сведения об обучающихся: уровень образования, форма обучения, форма оплаты, пол, возраст, приказы движения контингента, персональные данные, которые обучающиеся обязаны предоставить при зачислении в университет во время отборочной комиссии;
- сведения о научно-преподавательском составе: возраст, ученое звание, ученые степени, должность и размер ставки;
- сведения об учебно-методической деятельности: основные профессиональные об-
разовательные программы высшего образования [4].
Проектирование единого информационно-аналитического пространства образовательной организации высшего образования позволит организовать учет, хранение и онлайн доступ к данным, собранным в ходе работы структурных подразделений образовательной организации высшего образования для предоставления актуальной информации, необходимой для составления документации.
Внедрение современных технологий, обеспечивающих формирование единого информационно-аналитического пространства, в рабочий процесс образовательной организации высшего образования позволит повысить оперативность обработки информации. Обеспечение единого информационно-аналитического пространства образовательной организации высшего образования базируется на содержательной модели комплексной информационно-аналитической системы для объединения структурных подразделений, предоставляющих достоверную информацию об абитуриентах, обучающихся и преподавателях сотрудникам, работающим с документами.
Технология, обеспечивающая единое информационно-аналитическое пространство образовательной организации высшего образования, спроектирована с помощью комплексной информационно-аналитической системы анализа и мониторинга показателей контингента абитуриентов, обучающихся и преподавателей учреждения высшего образования ОРАУЛЬТА [1].
Единому информационно-аналитическому пространству образовательной организации высшего образования необходимо учитывать проблему информационной безопасности, которая в последнее время превратилась из гипотетической в реальную проблему. Нормативно-правовая база по данному вопросу изменяется в соответствии с увеличением случаев угроз информационной безопасности, соответственно меняются и методы обеспечения информационной безопасности. В современной образовательной организации высшего образования информация - один из глав-
ных элементов работы, хранение которой должно соответствовать стандартам безопасности. Рабочие места сотрудников образовательной организации высшего образования оснащаются компьютерной техникой, функционирование которой существенно влияет на качество выполняемой работы. По этой причине обеспечение информационной безопасности в процессе работы, в том числе непрерывной деятельности компьютерных и информационных систем, является весьма важной для его качества. Процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации, является информационной безопасностью [5].
Образовательные организации высшего образования, которые в настоящее время стремятся использовать методы обработки данных, развивающие фундаментальные науки, экономику, здравоохранение, государственное управление, обеспечение безопасности, страховые компании и другие организации на основе цифровой информации, получают пользу от анализа больших данных.
Предлагаемая технология, обеспечивающая интегрированную среду анализа информации, является гибкой и адаптивной: при необходимости ее можно расширить для автоматизации заполнения отчетов. Система универсальна и может использоваться в тех же целях в любом вузе. Внедрение современных технологий, обеспечивающих интегрированную информационно-аналитическую среду университета, позволит повысить оперативность обработки информации.
АННОТАЦИЯ
В статье обосновывается необходимость интеграции, хранения и управления информацией для образовательных организаций высшего образования в условиях увеличения объема данных. Обосновывается, что эффективность работы образовательных организаций зависит от быстрого и надежного доступа к информации, поэтому единое информационно-аналитическое пространство образовательной организации высшего образования призвано обеспечить быстрый и надежный доступ к необходимой информации.
Ключевые слова: хранение информации, управление информацией, целостность
данных, защита информации, информационная безопасность.
SUMMARY
The article substantiates the need for integration, storage and management of information for educational institutions of higher education in the face of increasing data. It is substantiated that the effectiveness of the work of educational organizations depends on fast and reliable access to information, therefore a single information and analytical space of an educational institution of higher education is designed to provide fast and reliable access to the necessary information.
Key words: information storage, information management, data integrity, information protection, information security.
ЛИТЕРАТУРА
1. Gallini N. I., Makoveichuk K.A. Development of Intranet Solution based on the Model of a United Single Information and Analytical Space Area of the University // Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering. - 2019. - 28/1. -P. 1388-1392.
2. Information Storage and Management: Storing, Managing, and Protecting Digital Information in Classic, Virtualized, and Cloud Environments. - Indianapolis, Indiana: John Wiley & Sons, Inc., 2012. - 490 p.
3. Sari P. K., Nurshabrina N. Candiwan: Factor Analysis on Information Security Management in Higher Education Institution // 4th International Conference on Cyber and IT Service Management. - Bandung: IEEE Press, 2016. - P. 1-5.
4. Емельянова О.В. Структура информационно-аналитического пространства инновационной корпорации // Статистика и Экономика. - 2015. - № 4. - С. 174-178.
5. Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность и защита информации. - М.: ДМК, 2014. - 702 c.