Научная статья на тему 'Управление и развитие команды проекта: методы и алгоритмы'

Управление и развитие команды проекта: методы и алгоритмы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
3789
583
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROJECT MANAGEMENT / PROJECT DEVELOPERS / ALGORITHMS / ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ / КОМАНДА ПРОЕКТА / АЛГОРИТМ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Торгашова А.В., Костина Г.Д.

Рассмотрены и проанализированы подходы к управлению командой проекта, определе-ны преимущества и недостатки данных подходов. Разработан алгоритм развития ко-манды проектов в зависимости от их масштабов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management and development of team projects: algorithms and methodology

This paper considers and analyses approaches to the management of a group of project developers. Advantages and disadvantages of these approaches are formulated. An algorithm for the management of the group of project developers is proposed that takes into account the size of the group.

Текст научной работы на тему «Управление и развитие команды проекта: методы и алгоритмы»

new_site/business/nauka/oslo.rar (дата обращения: 12.11.2016).

8. Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации в отчетном году, в общем числе обследованных орга-

низаций / Росстат. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/science_and_innovations/science/# (дата обращения: 12.11.2016).

УДК 331

А.В.ТОРГАШОВА, Г.Д. КОСТИНА

УПРАВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОМАНДЫ ПРОЕКТА: МЕТОДЫ И АЛГОРИТМЫ

Рассмотрены и проанализированы подходы к управлению командой проекта, определены преимущества и недостатки данных подходов. Разработан алгоритм развития команды проектов в зависимости от их масштабов.

Ключевые слова: подходы к управлению, команда проекта, алгоритм, системный подход.

This paper considers and analyses approaches to the management of a group of project developers. Advantages and disadvantages of these approaches are formulated. An algorithm for the management of the group of project developers is proposed that takes into account the size of the group.

Keywords: project management, project developers, algorithms.

В условиях постоянных изменений, в частности, обострения конкуренции, все чаще многие товары, работы и услуги и, прежде всего, их новые виды создаются на основе проектного подхода, что позволяет достичь запланированных результатов при заданных параметрах.

Проектное управление пронизывает все функции предприятия и эффективно для всех уровней организации, что доказано практическим применением развитыми странами. В то же время, несмотря на популярность и эффективность методов управления проектами, согласно статистическим данным, более 40% проектов завершаются неудачно либо не завершаются во-

© Торгашова А.В., Костина Г.Д., 2017

все. Причины неудач имеют в меньшей степени промышленно-экономический или технический характер, в большей - связаны с культурой предпринимательства при формировании команды проекта. Согласно данным Российской ассоциации управления проектами, успех проекта на 20% зависит от слаженности и целенаправленности, организационной культуры, условий работы и согласованности команды проекта.

Таким образом, актуальным вопросом на сегодняшний день является эффективное управление командой проекта, в частности, развитие команды проекта. Исходя из отчетов Российской ассоциации управления проектами, существует ряд проблем, таких как отсутствие:

• сформированных программ повышения квалификации команды проекта,

• слаженности и целенаправленности, отсутствие планов поощрения команды,

• условий эффективной работы.

Данных проблем можно избежать,

решив вопрос непрерывного развития команды проекта [1].

Согласно Своду знаний по управлению проектами (РМВОК) управление командой проекта включает в себя следующие процессы по организации, направленные на максимально эффективное использование персонала [3]:

• Планирование человеческих ресурсов.

• Набор команды проекта.

• Развитие команды проекта.

• Управление командой проекта.

Основной задачей руководителя

проекта является разработка такого плана развития команды, который позволил бы как можно скорее выйти на стадию функционирования [2].

Существуют традиционные методы и подходы формирования эффективной команды:

Системный подход - подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой и обратную связь.

Суть метода аналогий заключается в том, что структура предприятия создается на основе рассмотренных группой экспертов прямых или косвенных аналогий данного учреждения.

Согласно экспериментально-аналитическому подходу, команда может быть сформирована эксперименталь-

ным путем. Это предполагает внесение изменений и анализ сформированной команды до тех пор, пока ее эффективность не повысится.

Параметрический подход определяет параметры и характеристики, которые должны соответствовать членам группы. Только после этого осуществляется подбор коллектива.

При блочном подходе сначала создаются небольшие группы, которые можно назвать «блоками», и лишь потом формируется команда путем их объединения.

Метод моделирования предполагает формирование команды, опираясь на существующую научную экономическую модель.

Метод структуризации целей определяет цели и задачи, исходя из которых происходит формирование команд.

Опытный подход имеет множество сходств с экспериментально-аналитическим методом - разница лишь в том, что оценку дает не группа экспертов, а руководитель, опираясь на результаты деятельности.

Таким образом, каждый подход имеет свои преимущества и недостатки. Главным из последних является то, что вышеуказанные подходы не учитывают развитие команды проекта и отдельных ее членов в процессе осуществления проектной деятельности. Развитие команды проекта - один из важнейших процессов управления человеческими ресурсами (табл.).

Стоит отметить, что не для каждого проекта необходимо использование всех перечисленных подходов. В ходе работы авторами был разработан алгоритм использования инструментов и методов развития команды проекта в зависимости от масштабов проекта (рис.).

Преимущества и недостатки подходов формирования команды проекта

Подходы Преимущества Недостатки

1. Системный Концентрирует внимание на целостности структуры. Показывает взаимозависимость Сложный подход для применения на практике. Требует многоуровневого изучения предмета. Не дает возможности рассматривать проблему изолированно. Не учитывает развитие команды проекта

2. Метод аналогий Используется прошлый опыт для исключения проблем в будущем периоде. Формирование различных команд проектов содержит общие черты Требуется затрачивать много времени. Легко получить ненужные и неподходящие результаты. Аналогия может быть некорректной. Не оказывает влияние на развитие команды проекта

3. Экспериментально-аналитический Комбинированный метод, дает более точный результат. Способствует формированию эффективной команды При построении приходится подстраиваться под данные эксперимента, а в экспериментальных моделях закладываются априорные сведения об объекте. Не учитывает компетентности и развитие команды проекта. Необходимо мнение экспертного сотрудника. Трудность в привлечении независимых экспертов. Субъективность оценок

4. Параметрический Дает возможность подобрать команду по определенным параметрам, компетенциям и т.д. Объективный метод Не все психологические характеристики можно выразить в виде параметров. Психологическое состояние команды проекта сложно выразить в количественном и качественном выражении. Необходимо привлечение профессионалов для получения более точного результата

5. Блочный Позволяет избежать ошибок. Ошибки будут выявлены заранее, на уровне блоков Требуется временной ресурс для трансформации блоков в команду. Не учитывает развитие команды проекта

6. Моделирование Дает возможность сформировать сложные системы и объекты Не учитывает развитие персонала в команде проекта

7. Структуризация целей Четко определены цели и задачи. Позволяет подобрать команду проекта исходя из целей, функциональных обязанностей Задачи в ходе реализации проекта могут изменяться, увеличиваться, или расширяться. Не предусматривает развитие

8. Опытный Дает точный результат. Способствует формированию эффективной команды. Опирается на предыдущий опыт Возможно использование ошибочных сведений. Руководитель может неправильно произвести оценку критериев отбора. Не упоминается развитие персонала

9. Метод творческих совещаний Учитывается мнение сотрудников. Способствует сплочению команды с самого начала Возможны ошибки, требует времени, не учитывает развития в процессе

^^Начало^^)

Анализируем масштаб проекта

Использование в качестве инструментов: навыки в области общего менеджмента

Использование в качестве инструментов: призна -

ние заслуг и премирование

Использование в качестве инструментов: навыки в области общего менеджмента

Использование в качестве инструментов: призна -ние заслуг и премирование

Использование в качестве инструментов: операции по укреплению команды

Использование

в ка честве инструментов: принципы

Использование в ка честве инструментов: навыки в области общего менеджмента 1 13 г

Использование в качестве инструментов: признание заслуг и премирование

14 |

16

I.

Использование в качестве инструментов: сораспоряжение

1

15

Использование

в ка честве инструментов: операции по укреплению команды

17

Использование

в ка честве инструментов: обучение

3

4

7

8

9

10 Использование в качестве инструментов: ссораспоряжение

Алгоритм развития команды проекта в зависимости от масштабов проекта

Для средних и мегапроектов необходимо непрерывное развитие команды. Для малых проектов целесообразно использовать такие методы развития команды, как навыки в области общего менеджмента, признание заслуг и премирование.

Для средних проектов рекомендуется использование таких методов, как навыки в области общего менеджмента, операции по укреплению команды, общие принципы, со-распоряжение, признание заслуг и премирование.

Мегапроекты представляют собой целевые программы. Они состоят из множества более мелких, которые взаимосвязаны и объединены некоторой общей целью, временем осуществления и ресурсами. Подобные целевые программы могут являться межрегиональными, региональными, межотраслевыми, отраслевыми, национальными и международными. Координируются и формируются такие программы на межгосударственном и государственном уровнях. Длительность их реализации может составлять 5-7 лет, а иногда и больше. Управление проектами этого вида очень сложное, поскольку требует учета множества факторов, по-

этому для их воплощения необходимо более внимательно относиться к развитию команды проекта. Для осуществления ее непрерывного развития рекомендуется использовать следующие методы: навыки в области общего менеджмента, операции по укреплению команды, общие принципы команды проекта, сораспоряжение, признание заслуг, обучение и подготовка команды проекта.

Разработанный алгоритм является инструментом стратегического развития команды проекта, позволяющий четко дифференцировать подходы и методы ее управления в зависимости от их масштабов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жукова Т.Н., Чугунова Е.К. Организация пособие / под общ. ред. И.И. Мазур, В.Д. Ша-проектной деятельности и формирование ко- пиро. 9-е изд., стер. М, 2013. 405 с.

манды проекта: учеб. пособие. СПб.: Изд-во 3. Руководство к своду знаний по управле-СПбГЭУ, 2014. 158 с. нию проектами (Руководство PMBOK). Пя-

2. Мазур И.И. Управление проектами: учеб. тое издание.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 376.545

В.С. ЗАПАЛАЦКАЯ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Раскрываются современные подходы к работе с одаренными детьми в условиях парадигмы синергетико-коммуникативно-диалогического образования, основой которой являются самоорганизация, диалог и коммуникация. Определяется методологическая основа проектирования модели системы работы с одаренными детьми как совокупности системно-деятельностного, гуманистического, компетентностного, средового и полисубъектного подходов; описываются ее основные принципы. Ключевые слова: одаренные дети, проектирование, система, философия образования.

The article reviews the modern approaches of work with gifted children, based on self-organization dialogs and communication methods. The author determines the methodological conception of study course designing and collaboration of self-activates, humanitarian, competence, environmental and polysubject approaches to the topic.

Keywords: gifted children, project system, education philosophy.

Переориентация социального статуса образования и его роли в социально-экономическом развитии как важнейшего фактора формирования нового качества не только культуры, но и общества в целом вызывают необходимость переосмысления подходов к работе с одаренными детьми.

На смену парадигмы образовательных услуг пришла парадигма образовательного сообщества, основанного на идеях целостности, фундаментальности, эволюционности, самоорганизации и ориентации на человека, что объясняет усиление внимания к одаренным детям как категории обучающихся с ярко выраженной индивидуальностью и особыми образовательными потребностями.

© Запалацкая В.С., 2017

В контексте культуры образование понимается как процесс воспроизводства ценностей и духовности. С позиций философии оно призвано обеспечить вхождение индивида в мир, приобретение индивидом своего образа и проявление духовных качеств человека.

Ключевым фактором осуществления перемен в политике, экономике, культурной и духовной жизни, образовании и науке является молодежь. Поэтому главным философским смыслом образования становится создание Нового человека - передового, прогрессивного, совершенного, успешного и счастливого. Личностная самоактули-зация в культуре и жизни - важнейшая образовательная ценность в современном мире. И связана она с ориентацией образования на интересы свободного, творческого, самореализующегося че-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.