ВЕСТНИК МГСУ
3/2007
УПРАВЛЕНИЕ И ЛОГИСТИКА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
Волков А.А.,
д.т.н., профессор, кафедра ИСТУС МГСУ
Управление и логистика в мировой строительной теории и практике уже давно не являются инновационными областями знаний, однако, использование математического аппарата и модельной базы этих наук в нашей стране еще далеко от совершенства. Этот факт имеет несколько объективных и субъективных причин, останавливаться на которых мы не станем, сделав, впрочем, вполне обоснованный вывод о выраженной тенденции приближения российского опыта к мировому.
Логистика исследует возникновение, преобразование и поглощение (потребление) основных и сопутствующих или связанных с основными потоков в определенной экономической системе с целью оптимизации этих ресурсов.
Основные потоки [1]:
■ материальные;
■ сервисные (потоки услуг).
Сопутствующие материальным потокам - финансовые, информационные и сервисные. Сопутствующие сервисным потокам - информационные и финансовые.
Традиционными объектами логистического управления являются именно материальные потоки, однако, тенденции развития современной экономики неуклонно повышают значимость информационной логистики, сопровождающей любой материальный поток на всех стадиях его формирования и активности. Более того, информационная логистика интересна и сама по себе, т.к. собственно информация - тот уникальный ресурс, стоимость которого сложно переоценить для решения задач современного высокотехнологичного производства.
Собственно, информационную логистику можно рассматривать как в узкой, так и в более широкой трактовке этого термина. В первом случае информационная логистика является обеспечивающей функциональной областью логического менеджмента или общей теории логистики. Во втором случае, информационная логистика является системой, обеспечивающей информацией организацию в целом исходя из известных логических правил (своевременность, точность, рациональность и проч.) [1].
Уместно будет сказать и несколько слов об информационном обществе, формирующемся сегодня во всем мире.
Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.
В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей.
По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект и знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется главным образом способность к творчеству, значительно возрастает спрос на знания.
Материальной и технологической базой информационного общества становятся различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии и телекоммуникационной связи.
Основными чертами информационного общества являются:
■ решение проблемы информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
■ обеспечение приоритета информации по отношению к другим ресурсам;
■ главная форма развития - информационная экономика;
■ в основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;
■ информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
3/2007
ВЕСТНИК
■ формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
■ с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;
■ реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.
Кроме положительных моментов, связанных с информатизацией общества, некоторыми учеными прогнозируется и ряд опасных тенденций:
■ все большее влияние на общество средств массовой информации;
■ информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;
■ существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
■ многим людям трудно будет адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.
Ближе всех к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, ФРГ, Японию, Англию, страны западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является инвестирование и поддержка инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций. Приближается к этим странам и Россия.
Информационная логистика оперирует сегодня целым спектром т.н. "информационных ресурсов".
Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.п..
Информационный продукт - совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или иной форме.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт - с помощью услуг.
Услуга - результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.
Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или ином варианте.
База данных - совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.
Базы данных являются источником при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро, и других подобных организациях.
Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.
Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.
Небиблиографические базы данных имеют множество видов:
■ справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например, адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т.п.;
■ полного текста, содержащие первичную информацию, например, статьи, журналы, брошюры и т.п.;
■ числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например, физические, химические, статистические и демографические данные и т.п.;
■ текстово-числовые, содержащие описание объектов и их характеристики;
ВЕСТНИК МГСУ
3/2007
■ финансовые, содержащие финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами и т.д.;
■ юридические, содержащие правовые документы по отраслям, регионам, странам и т.д.
Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:
■ центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
■ центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
■ службы телекоммуникации и передачи данных;
■ специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения и прогнозирования, например, консалтинговые фирмы, банки, биржи и т.д.;
■ коммерческие фирмы;
■ информационные брокеры.
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи во всех областях деятельности.
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества.
В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка логистических информационных продуктов и услуг в строительной отрасли, важнейшими компонентами которого являются:
1. Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.
2. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления и другие нормативно-правовые акты, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.
3. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную тематическую информацию.
4. Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг в области строительства и эксплуатации зданий, сооружений и комплексов.
Таким образом, системный анализ управления и логистики в строительстве позволяет констатировать направление развития информационной логистики в области строительства как, несомненно, перспективное и актуальное [1-3].
Библиографический список.
1. Канке A.A., Кошевая И.П. Логистик: учебник. - М.: ИД "Форум", "Инфра-М", 2007. - 384 с.: ил.
2. Модели и методы логистики: Учебное пособие, 2-е изд. / Под ред. B.C. Лукинско-го. - С.Пб.: Питер, 2007. - 448 с.: ил.
3. [http://www.citforum.ru]