УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ: АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
П.С. Клочков, студент Ю.Г. Пенчев, студент
Научный руководитель: О.М. Петрушина, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-1-79-82
Аннотация. Федеральная таможенная служба относится к федеральным органам исполнительной власти и финансирование деятельности ФТС РФ производится исключительно из федерального бюджета РФ. В статье рассмотрен финансовый механизм предоставлений бюджетных ассигнований на развитие и поддержание таможенной службы, а также проведен анализ динамики показателей управления государственных финансов в таможенных органах в 2020-2022 гг. В заключении приведены векторы совершенствования управления государственными финансами на среднесрочную перспективу.
Ключевые слова: федеральный бюджет, государственные программы, финансирование, финансовый аудит, таможенные органы.
Выделение финансирования государственных учреждений и организаций в их ведении является одним из актуальных вопросов, особенно в разрезе дефицита бюджета и сложной экономической ситуации в стране. Многие современные ученые поднимали проблему материального обеспечения таможенной службы в своих научных трудах. Такие вопросы, например, анализировали такие экономисты как Г.П. Геращенко, Е.С. Недосекова,
О.А. Кузминова, В.Ю. Дианова,
Е.Э. Толикова, С.М. Каранец [1].
ФТС РФ, будучи государственным органом исполнительной власти, финансируется исключительно из федерального бюджета РФ и не может получать дополнительное финансирование из других источников. Выделяют следующие особенности таможенной системы как получателя бюджетных ассигнований:
1. каждое звено таможенной системы -это полноценный получатель бюджетных средств;
2. некоторые из звеньев имеют статус распорядителя бюджетных средств;
3. ФТС РФ, как орган исполнительной власти, имеет статус главного распорядителя бюджетных средств [2].
В связи с нуждами таможенных органов, а также в зависимости от экономического состояния и доходов федерального бюджета РФ, определяется объем финансирования ФТС РФ. Таможенная служба в данном случае выполняет функции управленца бюджетными средства и администратором доходов государственной казны. Данные функции включают в себя сбор и учет всех статей доходов, связанных с осуществлением таможенной службой своих полномочий. Таким образом, эффективность и грамотное распределение расходов Федеральной таможенной службы напрямую влияет на эффективность ее доходов, перечисляемых в бюджет России [3, 7].
Далее целесообразно проанализировать расходы, как номинальные, так и реальные, выделенные на реализацию жизнедеятельности ФТС РФ как государственного органа исполнительной ветви власти, а также одного из распределителей бюджетных средств (РБС). Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1. Влияние инфляции на бюджетные расходы ФТС России в 2020-2022 гг. [4]
Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Номинальные расходы ФТС РФ, млрд.руб. 82,1 89,2 91,6
Реальные расходы ФТС РФ, млрд.руб. 81,53 76,57 79,10
Темп роста номинальных расходов ФТС России, в процентах к предыдущему году 101,73 108,65 102,69
Индекс-дефлятор ВВП, в процентах к предыдущему году 100,7 116,5 115,8
По статистическим данным из таблицы выше, можно увидеть рост номинальных и реальных расходов ФТС РФ. Так, темп роста номинальных расходов в 2022 году составил 102,69% к 2021 году и 101,73% к 2020 году.
Увеличение финансирования таможенных органов в отчетном году связано с нуждами ФТС в части цифровизации и автоматизации ряда операций (развитие цен-
тров электронного декларирования, закупка оборудования для тыловых и контрольных подразделений ФТС, реализация социального обеспечения и иные мероприятия).
Направлениями совершенствования финансирования можно рассмотреть с точки зрения планирования затрат на развитие и цифровизации деятельности таможенных органов (табл. 2).
Таблица 2. Затраты на цифровизацию деятельности таможенных органов за период
2022-2024 гг. [51
№ Наименование цели Суммарные затраты на достижение цели за 2022-2024 года программы (тыс. руб.) Доля цели в общей структуре
1 Повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством 2 112 580,90 8,94
2 Снижение издержек государственного управления 292 256,00 1,19
3 Создание условий для повышения собираемости доходов и сокращения теневой экономики за счет цифровой трансформации 190 209,00 0,81
4 Повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от ИКТ-оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств 6 626 593,50 28,1
5 Обеспечение уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры 14 355 564,80 60,75
6 Устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольной (надзор-ной)деятельности 50 009,1 0,21
7 Итого 23 627 213,30 100
По данным из таблицы выше можно увидеть, что основную долю финансирования программ цифровизации таможенных органов на 2022-2024 годы занимает обеспечение уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры (60%).
Также совершенствование управление государственными финансами на осу-
ществление деятельности ФТС РФ направлено на совершенствование таможенной инфраструктуры и обеспечение таможенных органов необходимыми материальными ресурсами. Данное направление играет важную роль в обеспечении эффективной работы таможенных служащих. Учитывая разнообразные региональные особенности, необходимо также уде-
лить внимание адаптации и соответствию Подводя итог, стоит еще раз отметить,
местным условиям. что ФТС РФ является распорядителем
Реализация законодательства и мер по бюджетных средств, направленных на совершенствованию таможенной инфра- осуществление и развитие подразделений структуры должна учитывать региональ- таможенных органов и учреждений, нахо-ные особенности и потребности таможен- дящихся в ее ведении. Объем бюджетных ных органов на местном уровне. Такой ассигнований определяется в связи с нуж-подход поможет достичь необходимого дами таможенных органов, как на текущий уровня обеспеченности таможенных орга- момент, так и на перспективные проекты и нов материальными ресурсами, учитывая программы, а также объем выделенных специфику каждого региона [6, 8]. средств связан с экономической ситуацией
и экономическим этапом в стране.
Библиографический список
1. Каранец, С.М. Особенности финансирования таможенных органов в 2022-2023 гг. / С.М. Каранец // Бюллетень инновационных технологий. - 2023. - Т. 7, № 3 (27). - С. 1925.
2. ФТС России как главный распорядитель средств федерального бюджета / К.Ю. Минакова, Т.В. Добринова, М.А. Гололобова, А.А. Бароян // Актуальные проблемы развития социально- экономических систем: теория и практика: сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции, Курск, 31 мая 2019 года / Юго-Западный государственный университет. Том 2. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 35-38.
3. Пантелеев А.А., Фаткулбаянов Д.Р. Роль и место Федеральной таможенной службы России в формировании доходов федерального бюджета // Столыпинский вестник. - 2023. - №6.
4. «Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за 2022 год». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ach.gov.ru/audit/oper-2022 (дата обращения: 21.11.2023).
5. Приказ ФТС России от 13.01.2022 N 7 (ред. от 30.12.2022) «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной таможенной службы на 2022-2024 годы» // СПС «Консультант Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_408569/e879cc11dcbd3c51131fd2d1e750 7c29d5946b14/ (дата обращения: 21.11.2023).
6. Саадулаева Т.А., Царева А.С. Материально-техническое обеспечение таможни с позиции эффективного использование бюджетных средств // Столыпинский вестник. - 2023. - №5.
7. Петрушина О.М., Меркулова А.И., Тер-Оганесян К.А. Анализ динамики показателей финансово-хозяйственной деятельности федеральной таможенной службы России // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 36 (1). - С. 197-201.
8. Петров А.Д., Шафиева А.Р., Петрушина О.М. Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов // Дневник науки. - 2021. - № 1 (49). -С. 52.
MANAGEMENT OF PUBLIC FINANCES IN THE CUSTOMS AUTHORITIES: ANALYSIS OF INDICATORS AND DEVELOPMENT DIRECTIONS
P.S. Klochkov, Student Yu.G. Penchev, Student
Supervisor: O.M. Petrushina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The Federal Customs Service belongs to the federal executive authorities and financing of the activities of the Federal Customs Service of the Russian Federation is carried out exclusively from the federal budget of the Russian Federation. The article examines the financial mechanism for providing budgetary allocations for the development and maintenance of the customs service, and also analyzes the dynamics of public finance management indicators in customs authorities in 2020-2022. In conclusion, vectors for improving public financial management for the medium term are given.
Keywords: federal budget, state programs, financing, financial audit, customs authorities.