Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ'

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ДОЛГ / УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулиева И.А.

В статье рассматриваются теоретические основы государственного долга, структура государственного долга и управление государственным долгом в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC DEBT MANAGEMENT

The article discusses the theoretical foundations of public debt, the structure of public debt and public debt management in Russia.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ»

УДК 001.201

Кулиева И.А. студент 4 курса направление «Экономика» научный руководитель: Агаркова Л.В., доктор экономических наук Ставропольский государственный аграрный университет

Россия, г. Ставрополь УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы государственного долга, структура государственного долга и управление государственным долгом в России.

Ключевые слова: государственный долг, долг, управление государственным долгом.

Kuliev I. A., 4th year student, eg. «Economy» Scientific supervisor: Agarkova L. V.

Doctor of economics Stavropol state agrarian University Russia, Stavropol

PUBLIC DEBT MANAGEMENT

Annotation. The article discusses the theoretical foundations of public debt, the structure ofpublic debt and public debt management in Russia.

Key words: public debt, debt, public debt management.

Проблема государственных внутренних и внешних заимствований -одна из значимых в российской экономике, при этом размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом. Также для изучения немаловажно, за счет каких источников он финансируется (инфляционных или неинфляционных).

Система государственных заимствований может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны. в связи с этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию состояния финансовой системы.

Государственным долгом являются все накопленные обязательства по возврату средств (с процентами), принятые от имени государства или от имени его уполномоченных органов перед кредиторами.

Государственный и частный долг являются элементами кругооборота «доходы-расходы». По мере роста доходов растут и сбережения, которые должны быть использованы домашними хозяйствами, фирмами, правительством и остальным миром. Создание долга - это механизм,

посредством которого сбережения передаются лицам, осуществляющим расходы. Если потребители и бизнес не склонны к заимствованиям, и, следовательно, частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы абсорбировать растущий объем сбережений, эта функция выполняется приростом государственного долга. В противном случае экономика отойдет от состояния полной занятости ресурсов.

Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами. Количественная оценка бюджетного дефицита и долга объективно усложняется следующими факторами:

1) обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга;

2) важная статья государственных расходов - обслуживание задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга (амортизация долга). Правительством Российской Федерации. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

Управление государственной задолженностью следует понимать как в узком, так и в широком смыслах. Управление в широком смысле представляет по сути одно из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. При этом если речь идет о государственном долге, возникшем в случае предоставления государством гарантий по частным кредитам, то для более точного определения необходимо упомянуть и о деятельности государства как гаранта.

Управление государственным долгом в узком смысле представляет собой совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, операциями по обслуживанию и рефинансированию государственного долга, а также по регулированию рынка государственных ценных бумаг.

Многие методы управления государственным долгом в узком смысле (например, определение оптимального срока обращения государственных долговых обязательства в зависимости от конкретного состояния экономической конъюнктуры или регулирование доходности обращающихся ценных бумаг и т.п.) представляют собой сложную финансово-техническую проблему, исследуемую в работах о рынке ценных бумаг.

Большую часть российского долга составляют краткосрочные заимствования, именно из-за этого на протяжении последних десяти лет так часто возникал вопрос о реструктуризации задолженности. Государственный

долг РФ по своему происхождению делится на 2 части: долговые обязательства бывшего СССР перед гражданами России, иностранными правительствами, банками и компаниями и долговые обязательства собственно Российской Федерации. Отсутствует система долгового управления, долгами в России занимаются Минфин, Внешэкономбанк, частично ЦБ РФ, т.е. нет единого органа, который бы занимался исключительно проблемами долга. Погашению и обслуживанию долга в настоящее время уделяется приоритетное значение. Выдаваемые России кредиты принесли ей мало пользы, но привели к увеличению долгового бремени. Требуется создание единой базы данных по государственному долгу РФ, установление единого порядка ведения государственных долговых книг. Требуется разработка критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики государства и контроля за их соблюдением, включая контроль со стороны Счетной палаты РФ.

Использованные источники:

1. Бюджетный кодекс РФ

2. Алехин Б.И. Государственный долг: учебное пособие для студентов вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 334с.

3. Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. - 2-е изд., переаб. И доп. - М.: Городец-издат., 2003-394с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.