Научная статья на тему 'Управление государственной собственностью в сфере дорожного строительства'

Управление государственной собственностью в сфере дорожного строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ / GOVERNMENT PROPERTY / REGIONAL STATE UNITARY ENTERPRISE / ADMINISTRATION / ROAD BUILDING / THE LIPETSK REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татарникова Кристина Александровна

В статье рассмотрены тенденции в управлении государственной собственностью на примере деятельности областных государственных унитарных предприятий, осуществляющих дорожное строительствов Липецкой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATION OF STATE PROPERTY IN THE ROAD BUILDING SPHERE

In this article, the tendencies in the administration of government property on the example of activity of regional state unitary enterprises realizing the road building in the Lipetsk Region, are examined.

Текст научной работы на тему «Управление государственной собственностью в сфере дорожного строительства»

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

К. А. ТАТАРНИКОВА

В статье рассмотрены тенденции в управлении государственной собственностью на примере деятельности областных государственных унитарных предприятий, осуществляющих дорожное строительствов Липецкой области.

Ключевые слова: государственная собственность, областное государственное унитарное предприятие, управление, дорожное строительство, Липецкая область.

Главными целями начатых в 1990-е гг. радикальных рыночных преобразований провозглашались повышение эффективности общественного производства и его социальная направленность. В основу механизма реализации поставленных целей был положен процесс трансформации системы отношений собственности на основе тотального введения частной собственности на средства производства как необходимого и достаточного условия для формирования механизма ответственности, за экономически эффективное использование производственных ресурсов, усиления мотивов высокопроизводительного труда и предпринимательской деятельности.

В качестве основных инструментов достижения намеченных целей были избраны разгосударствление и приватизация, передача средств производства в частные руки, полная хозяйственная самостоятельность предприятий при отсутствии заметного государственного вмешательства в процессы экономического развития.

Результатом приватизации стало формирование принципиально новой институциональной среды. Изменились формы экономических связей, цели хозяйствующих субъектов, порядок разработки и принятия решений внутри производственных единиц, степень и характер экономической ответственности.

Истекший период реформ, первоначально нацеленный на всеобщее разгосударствление экономической жизни страны, обернулся, как известно, целым рядом негативных социальноэкономических последствий. Формирующийся без активного участия государства российский рынок оказался неспособным обеспечить гарантии права собственности, справедливую и эффективную конкуренцию, защиту социально-ориен-

тированного производства, а в более широком плане - необходимое повышение жизненного уровня населения и устойчивое развитие национальной экономики.

Необходимость массовой приватизацииобъ-яснялась невозможностью построения эффективной рыночной экономики без преобладания частной собственности на средства производства. Господство частной собственности в экономике было России достигнуто, однако работа реального сектора экономики стала менее эффективной, чем до начала реформ, а уровень жизни населения заметно снизился.

Вместе с тем, государственная собственность до настоящего времени остается весомым экономическим элементом. Более того, развитие российской экономики продемонстрировало необходимость сохранения государственной собственности. Но в процессе функционирования последней в рыночной экономике неоднократно поднимался и поднимается вопрос об эффективном управлении, использовании государственной собственности. Изменение законодательства в отношении использования государственной собственности, многократные организационные трансформации, связанные с управлением государственными предприятиями - все это свидетельствует о сохранении острой необходимости выработки жизнеспособной модели использования государственной собственности в современных условиях.

В середине 1990-х гг. был инициирован процесс перевода государственной собственности в областную и создание областных государственных унитарных предприятий - ОГУП. Данный процесс охватил практически все субъекты Российской Федерации, в том числе и Липецкую область.

Администрация Липецкой области являлась главным проводником политики создания ОГУП. В зависимости от направления деятельности ОГУП создавались под контролем и в рамках функционирования соответствующих управлений, комитетов и департаментов. На протяжении практически всех 2000-х гг. деятельность ОГУП была связана со следующими уполномоченными органами области:

- Комитет пищевой и перерабатывающей промышленности Липецкой области;

- Комитет по фармации и медтехнике Липецкой области;

- Управление здравоохранения Липецкой области;

- Управление культуры и искусства Липецкой области;

- Главное управление архитектуры и строительства Липецкой области;

- Управление строительства и архитектуры Липецкой области;

- Департамент топливно-энергетического комплекса и реформирования жилищнокоммунального хозяйства Липецкой области;

- Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области;

- Управление энергетикии тарифов Липецкой области;

- Управление автодорог Липецкой области;

- Управление дорог Липецкой области;

- Управление инноваций, промышленной политики и транспорта Липецкой области;

- Управление транспорта Липецкой области;

- Главное управление сельского хозяйства и продовольствия Липецкой области;

- Управление сельского хозяйства Липецкой области;

- Департамент образования и науки Липецкой области;

- Департамент потребительского рынка Липецкой области;

- Управление делами администрации Липецкой области;

- Управление лесного хозяйства Липецкой области.

Реальная деятельность ОГУП на территории Липецкой области разворачивается в начале 2000-х гг. На протяжении целого десятилетия данная форма управления государственной собственностью демонстрировала неоднозначную эффективность, что отразилось и на количественных показателях действующих предприятий (рис. 1).

Рис. 1. Динамика создания ОГУП Липецкой области в 2001-2010 гг.

Наибольшее количество ОГУП создавались в области дорожного строительства, сельского и лесного хозяйства, топливно-энергетической сфере и ЖКХ.

Первая половина 2000-х гг. стала временем испытания этой формы управления государствен-

ной собственностью на прочность. Именно в данный период она претерпевает многочисленные трансформации, переводы из одних организационных форм в другие и, как итог, развивается процесс банкротства ОГУП. Данный процесс можно проследить графически (рис. 2).

Рис. 2. Динамика банкротств ОГУП в 2001-2010 гг.

Как видно их представленных данных, большинство банкротств приходится на 2002-2005 гг. При этом часто процесс банкротства растягивался на несколько лет. Например, многие сельскохозяйственные предприятия в форме ОГУП банкротились по 3-4 года, некоторые по несколько лет находились в стадии ликвидации.

Наиболее острый вопрос, возникший в 2000-е гг. - это вопрос эффективности ОГУП, прибыльности последних.

На рисунке 3 представлены данные, отражающие состояние прибыльности/убыточности деятельности ОГУП Липецкой области в обозначенный период.

Прибыльность ОГУП Липецкой области

100000

80000

60000

40000

20000

0

-20000

-40000

-60000

-80000

-100000

-120000

1

І ■

■ ■ — ■

■ ■ ■ ■ ■ ■

2001 2002 2003 2005 2006 2007 2008 2009 2010

■ прибыль ■ убыток Рис. 3. Общие финансовые показатели деятельности ОГУП Липецкой области в 2001-2010 гг.

Как ни странно, именно на волне сокращения убыточности ОГУП в 2002-2005 гг. происходило активноеобанкрочивание данной формы предприятий. К концу десятилетия, согласно имеющимся данным, прибыльность большинства ОГУП значительно сократилась. Вместе с тем, существенно картина прибыльности/убыточности меняется при анализе деятельности ОГУП по отраслям - в дорожном строительстве они сохраняют весьма ус-

пешные позиции а, например, в сельскохозяйственном производстве, демонстрируют откровенную убыточность.

В 2000-х гг. проходил процесс приватизации ОГУП. В течение десятилетия было приватизировано 5 предприятий - ОГУП «Свой дом», ОГУП «Липецкие автобусные линии», ОГУП «Плавиц-кийспиртовыйзавод», ОГУП «Облремстройпро-ект», ОГУП «Светлый путь». Данные предпри-

ятия были переведены в форму акционерного общества.

По состоянию на 01.01.2011 г. в реестре областной собственности значатся 247 областных государственных учреждения, в том числе 7 автономных учреждений, 33 областных предприятия; 15 организации, имеющих долю областной собственности в уставном капитале, из них 9 организаций с долей более 25 %.

Как было отмечено выше, функционирование ОГУП в различных отраслях экономики Липецкой области продемонстрировало свою неоднозначную эффективность. Наибольшую успешность в вопросах управления государственной собственностью на территории Липецкой области продемонстрировали ОГУП в сфере дорожного строительства. В связи с этим необходимо рассмотреть эволюцию ОГУП в сфере дорожного строительства.

В целях государственного регулирования процесса производства и целевого использования средств, выделяемых из областного бюджета на строительство, ремонт и содержание дорог в Липецкой области постановлением главы администрации Липецкой области О. П. Королева в апреле 2000 г. было создано областное государственное унитарное предприятие «Дорстройсервис».

Согласно Уставу созданного ОГУП, предприятие являлось коммерческой организацией, созданной для осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Учредителем предприятия от имени Липецкой области являлось Управление автомобильных дорог Липецкой области. В своей деятельности Предприятие было подотчетно учредителю и Комитету по управлению государственным имуществом Липецкой области, который и осуществил наделение последнего государственным имуществом. В Уставе фиксировалось, что имущество Предприятия находится в областной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками самого предприятия. Имущество предприятия закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.

Уставный фонд предприятия был определен в размере 4470715,57 руб., сформированный за счет передачи имущества.

В Уставе особо оговаривалось право «Дорст-ройсервис» создавать, реорганизовывать и ликвидировать дочерние предприятия. В апреле 2000 г. приказом директора ОГУП «Дорстройсервис» В. П. Кувшинова были созданы 18 дочерних предприятий с распределением между ними суммы уставного капитала.

Создание ОГУП «Дорстройсервис» сопровождалось переводом в собственность нового предприятия имущества ранее существовавших и обанкроченных предприятий, осуществлявших дорожное строительство. Так, в ноябре 2000 г. по договору купли-продажи у предприятия-банкрота ОАО «Липецкавтодор» было приобретено имущество на сумму в 17 500318 руб. Вместе с тем, являясь распорядителем государственного имущества, руководство ОГУП «Дорстройсервис» инициировало продажу части недвижимого имущества, находящегося в его ведении. По согласованию с Комитетом по управлению государственным имуществом (КУГИ) ОГУП осуществил продажу комплекса зданий и сооружений в поселке Сырский рудник, общей площадью в 2148,1 м2. Согласно решению КУГИ 70 % средств, полученных от продажи, должны были остаться в распоряжении предприятия и 30 % поступить в областной бюджет. Посредством рыночной оценки объект был оценен в 1626777 руб. и продан частным лицам за 1,8 млн руб. [1].

В своем первоначальном виде ОГУП «Дорст-ройсервис» просуществовало 3 года. В 2003 г. был поднят вопрос о необходимости реорганизации предприятия посредством присоединения к нему дочерних предприятий. Причиной данной реорганизацией объявлялась невозможность устранения ряда недостатков текущего дорожного строительства. В Распоряжении администрации Липецкой области от 26 июня 2003 г. указывалось, что «значительная часть дорожной техники устарела, ее обновление в достаточном количестве не производится. В обновлении и модернизации нуждается существующая база дорожных организаций и их оборудование. Не на должном уровне остается качество выполняемых строительных и ремонтных работ» [2].

Распоряжением главы администрации области реорганизацию ОГУП «Дорстройсервис» необходимо было осуществить до 1 августа 2003 г. Липецкое территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства не нашла в реорганизации ОГУП посредством присоединения дочерних предприятий действий, противоречащих законодательству и одобрило слияние [3].

Постановлением администрации Липецкой области №141 от 08.07.2003 г. «О мерах по содержанию, развитию, приведению в нормативное состояниеавтомобильных дорог, являющихся собственностью Липецкой области» было определено следующее: «В связи с выполнением требований норм ФЗ«О государственных и муници-

пальных унитарных предприятиях» и необходимостью целевого использовании незакрепленного областного имущества, ранее находившегося на праве хозяйственного ведения у дочерних унитарных предприятий ОГУП «Дорстройсервис», в целях обеспечения полномочий Администрации области по содержанию, развитию, приведению в нормативное состояние автомобильных дорог, являющихся собственностью Липецкой области, Администрация области постановляет:

1. Принять предложение Управления автомобильных дорог администрации области, согласованное с Комитетом по управлению государственным имуществом области и Управлением экономики администрации области о создании областных государственных унитарных предприятий согласно приложению.

2. Комитету по управлению государственным имуществом области:

- разработать и утвердить Уставы областных государственных унитарных предприятий, указанных в приложении;

- закрепить за вновь созданными унитарными предприятиями имущество, ранее находившееся на праве хозяйственного ведения у дочерних государственных унитарных предприятий ОГУП «Дорстройсервис» [4].

Постановлением администрации Липецкой области от 27.07.2003 г. за № 268 «О реорганизации ОГУП» было решено создать шестнадцать филиалов ОГУП «Дорстройсервис» в виде самостоятельных ОГУП, отвечающих за дорожное строительство в рамках отдельных районов Липецкой области.

Согласно Уставу ОГУП «Дорстройсервис» после реорганизации 2003 г. функции учредителя Предприятия и полномочия собственника государственного имущества осуществлял Комитет по управлению государственным имуществом Липецкой области. Координацию и регулирование деятельности было возложено на Управление автомобильных дорог администрации Липецкой области. В рамках предприятия создавалось 18 филиалов.

На момент учреждения нового Устава чистые активы предприятия составляли 51 776 млн руб., в том числе недвижимое имущество. Размер уставного фонда предприятия был сохранен в 4470 млн руб. При этом уставный фонд был сформирован за счет движимого имущества областного уровня собственности.

Однако реорганизация не послужила повышению эффективности ОГУП «Дорстройсервис». Решением Арбитражного суда Липецкой области от 22.07.2004 г. по делу №А36-10-Б/1-04 ОГУП

«Дорстройсервис» было признано банкротом, и в отношении его было открыто конкурсное производство. Определение Арбитражного суда Липецкой области от 04.08.2004 г. по делу № А36-10-Б/1-04 конкурсное производство в отношении ОГУП «Дорстройсервис» было завершено.

Вместе с тем, банкротство центрального ОГУП не стало основанием для ликвидации филиалов ОГУП «Дорстройсервис». Полномочия и функции головного предприятия приняли на себя районные филиалы, ставшие самостоятельными областными государственными унитарными предприятиями.

До настоящего времени дорожное строительство в Липецкой области осуществляется областными государственными унитарными предприятиями. С одной стороны, это является свидетельством функциональности данной формы управления государственной собственностью. С другой стороны, состояние автотранспортных артерий области свидетельствует о низкой эффективности служб, отвечающих за дорожное строительство, что, в свою очередь, ставит вопрос о необходимости тщательного анализа деятельности ОГУП в дорожном строительстве.

Литература

1. Комитет по управлению государственным

имуществом Липецкой области. Отдел по работе с областной собственностью. Ф. 159. О.1. Д. 814. Т.1. Л. 73, 137-139, 153, 263-264, 282.

2. Комитет по управлению государственным

имуществом Липецкой области. Отдел по работе с областной собственностью. Ф. 159. О.2. Д. 982. Т.1. Л. 91.

3. Комитет по управлению государственным

имуществом Липецкой области. Отдел по работе с областной собственностью. Ф. 159. О.2. Д. 1686. Л. 20.

4. О мерах по содержанию, развитию, приведению в нормативное состояние автомобильных дорог, являющихся собственностью Липецкой области: постановление администрации Липецкой области №141 от 08.07.2003 // СПС Гарант Эксперт. URL: http:// garant.ru

* * *

ADMINISTRATION OF STATE PROPERTY IN THE ROAD BUILDING SPHERE

K. A. Tatamikova

In this article, the tendencies in the administration of government property on the example of activity of regional state unitary enterprises realizing the road building in the Lipetsk Region, are examined.

Key words: government property, regional state unitary enterprise, administration, road building, the Lipetsk Region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.