Научная статья на тему 'Управление горнодобывающими предприятиями на основе процессного подхода'

Управление горнодобывающими предприятиями на основе процессного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халкечев О. М.

В статье исследована актуальная проблема совершенствования систем управления на горнодобывающих предприятиях, проведен анализ существующих методов управления, сделаны выводы и даны рекомендации к применению процессного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Халкечев О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление горнодобывающими предприятиями на основе процессного подхода»

РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ЭКОНОМИКА

УДК 338

УПРАВЛЕНИЕ ГОРНОДОБЫВАЮЩИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

О.М. ХАЛКЕЧЕВ

ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия»

В статье исследована актуальная проблема совершенствования систем управления

на горнодобывающих предприятиях, проведен анализ существующих методов

управления, сделаны выводы и даны рекомендации к применению процессного подхода.

В условиях экономической нестабильности совершенствование стратегии управления производственной деятельностью хозяйствующих субъектов становится инструментом повышения эффективности горнодобывающих предприятий.

Большинство работающих горнодобывающих предприятий функционируют по схемам управления, внедренным несколько десятилетий назад. Как правило, такие схемы управления представляют собой взаимодействие структур и отделов предприятия посредством передачи между отделами информации, которая определяет его работу на определенный срок в зависимости от вида документа. Так как горнодобывающее предприятие характеризуется наличием большого количества отделов и большой численностью работников, возникают проблемы, связанные с быстрым и качественным движением информации, а также с координацией работы структур предприятия.

Вследствие использования бумажного носителя для документа и необходимости удостоверения его подписями на различных уровнях документ может не попасть в нужное время в нужный отдел, также не всегда четко определено ответственное за передачу документа лицо. В результате получается развитый бюрократический аппарат, который мешает нормальной и качественной работе предприятия. Используемая на горнодобывающих предприятиях иерархическая схема управления зачастую не дает четкого представления о том, кто является «владельцем процесса», что ведет к неорганизованности и безответственности. Также новый руководитель не может сразу и организованно приступить к работе и вынужден заниматься определением и пониманием структуры внутрифирменных взаимодействий.

Практика показывает, что управление эффективностью функционирования предприятий горнодобывающей отрасли требует комплексного подхода, основанного на координации всех процессов деятельности предприятия. Этому отвечает процессный подход [1].

В настоящее время выделяют следующие виды моделей управления компанией:

1. Инновационная - характеризуется минимальным количеством каких-либо формальных правил, инструкций и присуща небольшим творческим компаниям.

2. Предпринимательская - отражает свою суть в названии, т.к. для этого типа характерны наличие структуры управления и разделение полномочий, но присутствует «эффект бутылочного горла», когда собственник компании продолжает принимать все решения самостоятельно. В результате компания страдает синдромом «отсутствия роста».

3. Бюрократическая - характерна для крупных российских компаний, в которых выстроена

95

строгая линейно-функциональная структура управления и существует четкий порядок субординации и принятия управленческих решений. Однако такая компания страдает синдромом «усталой лошади».

4. Административно-командная - характеризуется единоначалием власти и принятия управленческих решений. Встречается как в коммерческих, так и государственных службах и управлениях, когда тысячи сотрудников делают вид, что работают, а руководство - что платит (синдром «пофигизма»), или когда личные цели, ценность сотрудника как личности, его знания, навыки и опыт ни во что не ставятся (синдром «человек-винтик», или «незаменимых у нас нет»).

5. Процессная - одна из самых демократичных моделей управления компанией. Суть ее состоит в том, что при наличии вертикали власти основное управление компанией осуществляется по горизонтали (процессами), все сотрудники знают, что делают, руководство четко ставит и отслеживает цели и показатели, а работники получают заработную плату по результатам.

Что такое бизнес-процесс и процессная модель компании?

Бизнес-процесс - это графическое отражение логики протекания определенного явления во времени, имеющее входы, выходы, управляющее воздействие и механизм управления. Соединенные воедино бизнес-процессы образуют карту деятельности компании, которая отражает все возможные совокупности операций.

Процессная модель управления компанией состоит из инструментов горизонтального ( функционального и межфункционального) планирования, организации, выполнения, контроля и анализа деятельности компании: технологии управления предприятием «как надо», карты бизнес-процессов, перечня регламентов, самих регламентов выполнения действий, таблицы показателей с весами и плановыми значениями, положения о мотивации, оценочных листов для должностной единицы, схемы документооборота и форм управленческой отчетности.

Интерес к процессному подходу и инжинирингу бизнес-процессов на современном этапе находится на качественно новом уровне - на уровне преобразования и совершенствования иерархической модели управления производственной деятельностью до процессного управления на системной основе. Основными преимуществами процессного подхода являются : идентификация взаимосвязей между структурами предприятия и управление процессами, что позволяет получить положительную обратную связь между подразделениями; снижение затрат по времени; повышение эффективности управления, что дает возможность быстро и своевременно реагировать на изменения внутри предприятия и во внешней среде.

Специфика горнодобывающей отрасли состоит в том, что ее базовые бизнес-процессы, такие, как добыча полезного ископаемого, обогащение полезного ископаемого, его транспортировка и т. п. сложны по своей сути и насчитывают множество более мелких, детализированных и четко прописанных операций. В таком случае возможно рассмотрение рабочих процессов в общем виде с учетом воздействия на процесс непосредственно влияющих на работу предприятия основных структурных подразделений, однако не исключает возможность описания рабочего процесса более детализировано и глубоко. При использовании высокой степени детализации возрастают сложность и трудоемкость разработки алгоритмов, что может привести к увеличению информационных помех. Также высокая степень детализации обязывает процессную модель меняться во времени как можно чаще в зависимости от скорости изменения внутренних и внешних влияющих факторов [2].

С учетом планов вступления РФ в ВТО, а также под влиянием кризиса перед горнодобывающими предприятиями приоритетными целями, связанными с менеджментом,

95

должны стать: улучшение эффективности управления и соответствие модели управления международным стандартам.

В связи с вышеперечисленными недочетами горнодобывающее предприятие несет дополнительные затраты, которые в зависимости от количества работающих на нем людей, а также в зависимости от развитости внутренних взаимосвязей могут поглощать значительную долю финансовых поступлений в фонды предприятия.

С целью решения этих проблем на горнодобывающих предприятиях возможно внедрение процессных моделей и процессных схем управления. Процессы существуют на предприятии объективно. Следовательно, внедряя процессный подход, горнодобывающее предприятие не совершает кардинальных изменений. Смысл в том, чтобы полномасштабно применить процессный подход, то есть определить процессы, документировать, обобщить и оценить их результативность [3].

В связи с этим существует объективная необходимость в разработке и использовании на горнодобывающих предприятиях способов управления производственной деятельностью на основе процессного подхода.

Для достижения указанной цели требуются постановка и решение следующих задач: исследовать сущность, формы управления производством; изучить теоретические основы оценки эффективности функционирования предприятий горнодобывающей отрасли, а также проблемы и ограничения реальности экономической оценки; исследовать опыт применения процессного подхода на различных предприятиях с целью выявления условий, факторов и ограничений его эффективного применения; определить преимущества процессно-ориентированного подхода; усовершенствовать методику управления внедрением организационно-технологических преобразований на предприятии в рамках процессного подхода.

Отработка методики построения и описания бизнес-процессов, охватываемых системой менеджмента, позволяет перейти к описанию других бизнес-процессов предприятия, которые необходимы ему для эффективного функционирования. Это бизнес-процессы финансового планирования и учета, а также логистические бизнес-процессы.

Применение процессного подхода индивидуально к каждому конкретному предприятию и зависит от таких его внутренних характеристик, как количество отделов, структура управления, виды ресурсов, и т.д., а также от внешних факторов: нормативно-правовых документов и законодательных актов как федеральных, так и региональных, и не должно противоречить им. Таким образом, внедрение процессного подхода рассматривается лишь как элемент совершенствования общего менеджмента организации [1, 2].

Объектом исследования является предприятие ЗАО «Урупский ГОК», находящееся в п. Медногорском в Карачаево-Черкесской Республике и входящее в состав Уральской горнометаллургической компании.

Для построения схемы управления на основе процессного подхода используются данные, полученные из документов, использующихся в работе предприятия, также учитываются недокументированные процессы и внутрифирменные взаимосвязи. Первичный анализ производится на основе положений о подразделениях и должностных инструкций предприятия, а также анализа иерархической системы управления.

С использованием методов системного анализа, логического моделирования, структурного и сравнительного анализа построена процессная модель управления производством, на которой видны процессы, владельцы процессов, ресурсы и взаимосвязи между подразделениями предприятия. За основу взяты производственные процессы, связанные с движением полезного ископаемого, сопровождаемого информационно-статистической

95

документацией. Процессы характеризуются входом различных типов ресурсов, в составе которых электроэнергия, строительные материалы, взрывчатые вещества, а также информационные ресурсы, которые представлены в виде плана, нормативных документов и т. п.

Модель, представленная на рис. 1, позволяет своевременно выявлять возникающие проблемы, ускоряет документооборот, устраняет лишние взаимосвязи и позволяет управлять процессами с помощью ресурсов.

Рис. 1. Процессная модель

На представленной схеме основными процессами, которые влияют на качество продукции, являются: добыча и дробление руды, обогащение полезного ископаемого, снабжение. К вспомогательным процессам относятся: планирование (планово-экономический отдел), погрузка и доставка руды (погрузочно-разгрузочные участки), хранение (склад), технический контроль (отдел АСУ), которые напрямую не добавляют ценность, но увеличивают стоимость продукции.

Каждый отдел горнодобывающего предприятия состоит из определенного, зафиксированного числа работников, а должностные инструкции определяют функции и обязанности каждого человека. Соответственно каждый процесс состоит из набора действий или задач, которые осуществляются внутри него во время функционирования отдела.

Контроль и обеспечение информационного пространства предполагается возложить на отдел АСУ (автоматизированных систем управления).

Проведенная реорганизация позволит более эффективно управлять работой подразделений.

При этом единое информационное пространство должно обеспечить:

1) внедрение единой системы нормативно-справочной информации, увязывающей воедино всю справочную информацию;

2) ускорение документооборота;

3) территориально распределенную работу пользователей в режиме реального времени;

4) устранение дублирования ввода информации в информационные системы, упорядочение документооборота;

5) накопление, хранение, архивирование оперативной информации о ходе выполнения финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

6) контроль корректности, целостности и непротиворечивости данных;

7) оперативное обеспечение подразделений необходимой и достоверной информацией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кондратьев В.В., Лоренц В.Я. Даешь инжиниринг! Методология организации проектного бизнеса. М.: Эксмо. 2GG7. 57б с.

2. Панин И.Н., Подлипаев Л.Д., Панфилов А.С. Процессный подход в управлении предприятием и саморегулирование его деятельности. М.: Гелиос АРВ, 2GG9. 32G с.

3. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. М.: РИА «Стандарты и качество». 2GG8. 4G8 с.

MANAGEMENT OF THE MINING ENTERPRISES

95

ON THE BASIS OF THE PROCESS APPROACH O.M. HALKECHEV

In this article the actual problem of perfection of control systems at the mining enterprises is investigated, the analysis of existing management methods is performed and conclusions and recommendations to application of the process approach are drawn.

Работа поступила 17. 09. 2009 г.

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.