DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-3-21-31
УДК 378.147 ББК 74.484.4
З.В. Лукашеня
(Барановичский государственный университет, г. Барановичи, Республика Беларусь)
УПРАВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ВУЗА В РЕЖИМЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ЕГО КОНСАЛТИНГОВОЙ ФУНКЦИИ
Современная социально-экономическая ситуация предполагает функционирование образовательных учреждений высшей школы в позиции субъекта рыночных отношений. Соответственно, требуется регулярное внедрение в процесс функционирования необходимых для этого изменений, а также осуществление стратегического и оперативного управления ими. Продуктивная реализация консалтинговой функции вуза способствует системному осуществлению процессов разработки программ необходимых изменений и сопровождения их внедрения. Своевременно и качественно осуществляемый консалтинг обеспечивает преобразование функций организационной структуры вуза с учетом персональных ценностей его сотрудников. Благодаря эффекту синергии организационное развитие на уровне профессиональной деятельности отдельных сотрудников способствует переводу в данный режим целостной организационной системы «высшее учебное заведение».
Ключевые слова: консалтинговая функция, консалтинг, организационная система «высшее учебное заведение», организационное развитие; управление.
Z.V. Lukashenia
Cl
(Baranovichi state university, Baranovichi, Belarus)
MANAGEMENT OF HIGHER SCHOOL FUNCTIONING IN ORGANIZATION DEVELOPMENT MODE VIA THE IMPLEMENTATION OF CONSULTING FUNCTION I
j
ro
со
S
X S £ ^
о X
<u ^
о
Ф m
Ü. о
Contemporary social and economic situation implies the functioning of higher educational £ § institutions as a subject of market relations. Therefore, regular introduction of the necessary ~ °
changes and strategic and operative management via it is required. Productive realization of consulting function of the higher school promotes systematic realization of programming o the necessary changes and supporting their introduction. Timely and high quality consulting provides the transformation of organization structure of the higher school with due account of the staff personal values. Due to synergy effect organization development at the level of professional activities of some single workers facilitates the transition of the whole organization system "institution of higher education" to this mode.
Keywords: consulting function, consulting, organization system "institution of higher education", organization development, management. £ °
ro d
m <u
° s
1 II
О t
X <°
à ^
о
<u
i P
<U о
5 ^
m Ф
Œ a.
а. о
Современные образовательные учреждения высшей школы работают в условиях постоянно изменяющейся среды. Чтобы не проигрывать в конкурентной борьбе тем вузам, функционирование которых признается общественностью более эффективным, необходимо своевременно и постоянно проводить организационные изменения, соответствующие динамике изменения социально-экономической среды. Практика работы успешных бизнес-компаний и производств делает очевидным тот факт, что эффективное организационное развитие -это условие их выживания в современных условиях. В связи с этим считаем целесообразной экстраполяцию научно обоснованного опыта регулярного совершенствования системы ведения бизнеса на образовательную сферу.
В образовательной сфере различные аспекты реализации управленческих функций раскрываются в исследованиях Л.И. Боженковой, М.В. Вавилова, Н. А. Гнез-диловой, Л.П. Княженко, Е.В. Могилев-ской, А.П. Позднякова, И.В. Терентьевой, О.Г. Тринитатской и др.
Исследованием процесса организационного развития организаций занимались и занимаются многие отечественные (Л.Г. Борисова, В.Р. Вебер, А.М. Гер-шун, Ю.В. Кузнецов, М.Н. Певзнер, Н.В. Поляков, А.И. Пригожин, А.П. Со-лодков, Г.В. Широкова и др.) и зарубежные (Ч. Барнард, К. Боумен, А. Вайсман, С. Гарсия, М. Горский, С. Долан, Р. Кап-лан, Р. Лайкерт, К. Левин, Д. Нортон, Х. Рамперсанд, М. Сенге Питер и др.) ученые. Однако нами не выявлено исследований, которые раскрывают роль консалтинговой функции в организационном развитии образовательных учреждений высшей школы.
В процессе функционирования образовательного учреждения имеют место к кризисные точки в развитии, которые не-^ обходимо преодолевать, осуществляя пре-2 образования, в том числе в направлении ^ использования ресурсов своего организа-со ционного развития. Имеющиеся в данном
направлении результаты исследования опыта функционирования организаций свидетельствуют, что при отсутствии системной проработки процесса функционирования организационной системы, предпринимаемые меры по оптимизации реализуемых процессов приводят лишь к некоторым временным улучшениям на локальном уровне [5; 8; 13].
Опыт исследований, осуществляемых нами по проблеме реализации консалтинговой функции вуза, подтверждает, что своевременно организованный и качественно проведенный консалтинг является средством, способствующим системно реализовать в организационной системе «высшее учебное заведение» изменения, которые соответствуют вызовам социума. Данные обстоятельства актуализируют необходимость реализации в высшем учебном заведении консалтинговой функции в качестве внутреннего сервиса.
В соответствии со Словарем согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств, понятие «высшее учебное заведение» в нашем исследовании предполагает следующую трактовку: «...образовательное (образовательно-научное) учреждение / организация, которая учреждена и действует на основании национального законодательства об образовании; имеет статус юридического лица; реализует в соответствии с государственной лицензией образовательные программы высшего (профессионального) образования; осуществляет научную деятельность; может предоставлять предусмотренные национальным законодательством услуги обществу» [17, с. 46-47]. Использование данного определения целесообразно в нашем исследовании в целях обеспечения конгруэнтности получаемых результатов для образовательных организаций высшей школы разного типа и вида на территории России и Беларуси.
Консалтинг нами рассматривается как внутренний сервис вуза, что делает его доступным образовательному уч-
реждению, в том числе по материальным затратам. Согласно нашему предположению, востребованность консалтинговых процедур, которая нами рассматривается как организационная подсистема организационной системы «высшее учебное заведение», обусловлена затруднениями в профессиональной деятельности его специалистов, в том числе будущих. Продуктивность реализации консалтинговых процедур обеспечивается наличием в системе функционирования вуза структуры «консалтинговая служба», которая организуется как его кадровый ресурс из числа специалистов, прошедших специ-
альную подготовку. В качестве консультанта выступает коллективный субъект «консалтер» (3-5 человек), создаваемый под каждую конкретную ситуацию затруднения в функционировании организационной системы «высшее учебное заведение» на уровне ее подсистем (профессиональной деятельности педагога, системы функционирования кафедры, факультета и т.п.) [10; 11].
Для выведения понятия «режим организационного развития вуза» мы опирались на определения ученых относительно понятия «организационное развитие» (таблица 1).
Таблица 1. Трактовка понятия «организационное развитие»
Определение понятия ФИО автора, источник
Организационное развитие - это определенный комплекс мероприятий в области преобразований, квалификации, деятельности, методов и приемов, которые используются с целью оказания помощи людям и организациям стать более эффективными. С.И. Воронин [5, с. 17]
Организационное развитие - это плановый, управляемый и систематический процесс преобразований в области культуры, систем и поведения организации с целью повышения эффективности организации в решении ее проблем и достижении ее целей. Н.И. Кабушкин [6, с. 118]
Организационное развитие - систематическое применение положений поведенческой науки на различных уровнях организации (групповом, межгрупповом, организационном в целом) с целью осуществления запланированных преобразований. Дж.В. Ньюстром, К. Девис [15, с. 48]
Организационное развитие - процесс плановых изменений организационной культуры, основанный на применении методик, теорий и результатов исследований наук о поведении. ВВ. Берк [19, с. 42]
Организационное развитие - изменение всех составных частей организации так, чтобы она в большей степени отвечала требованиям динамично развивающегося окружающего мира и задачам расширения ее внутренних возможностей но решению стоящих проблем. Б.З. Мильнер [13, с. 463]
Организационное развитие (Organizational Development) -запланированное усилие, направленное на организацию в целом, управляемое «сверху» и призванное повысить организационную эффективность и здоровье через серию интервенций в организационные процессы и культуру. Р. Бекхард [18, с. 26]
Организационное развитие - это процесс формулирования видения будущего организации и реализации запланированного изменения, осуществляемый группой или командой сотрудников во главе с руководителем через изменения в отношениях, в поведении и в Г.Н. Калянов [7, с. 121]
го
0
1
J
ГО
со
S
I s £ ^
ср ьг
0 I
1 £
ф ш Ci р
I i
ф о
го с
m Ф
Н
о t
х <°
о. ^
Ф §
i Р
ф S3
5 ^
m Ф
го а.
а. о
> i=
Определение понятия ФИО автора, источник
результатах работы сотрудников путем их обучения при помощи специалиста по организационному развитию.
Организационное развитие - это процесс, ориентируемый на проблемы. Процесс организационного развития направлен на применение научных теорий к решению проблем организации. Организационное развитие - это планируемый и долгосрочный процесс. Организационное развитие предполагает преобразование всех компонентов системы управления: определения целей, планирования мероприятий, реализации, контроля. Ю.В. Кузнецов [8, с. 149]
Организационное развитие - это мероприятия в области менеджмента, направленные на осуществление изменений в организациях. Д.А. Новиков, А.А. Иващенко [14, с. 33]
ф э
го 03
со
Кроме того, мы учли мнение исследователей (Л.В. Львова, М.В. Усынина), раскрывающее понятие «развивающийся вуз»: «...образовательная организация, которая в условиях изменяющейся профессионально-образовательной среды ориентирована на повышение эффективности путем изыскания и использования новых возможностей в реализации целевых установок опережающего уровня» [12, с. 123].
Анализ определений понятия «организационное развитие» демонстрирует наличие двух ведущих позиций ученых в его трактовке:
1) с точки зрения развития реализуемых организацией процессов;
2) в аспекте развития субъектов, которые данные процессы реализуют. Таким образом, в данном исследовании под режимом организационного развития вуза мы будем понимать организацию его ресурсов, которая способствует повышению эффективности функционирования образовательной организации путем изыскания и использования возможностей развития реализуемых ею процессов и участвующих в них субъектов.
Ведущей идеей данного этапа исследования является признание нами роли консалтинговой функции в постоянном развитии образовательного учреждения данного типа как активного субъекта общества. Методологическими основани-
ями данного процесса служат основные положения системно-синергетического подхода, которые визуализируются в составе реализуемых консалтинговых процедур [9]. Ключевым моментом использования системно-синергетическо-го подхода при осуществлении консалтинга является идея самоорганизации. Консалтинг, таким образом, исполняет роль механизма, который обеспечивает непрерывность и целенаправленность данного процесса.
Управление организацией всегда в некотором смысле оптимально, так как подчинено конкретной цели. В рамках теории управления могут быть формализован ряд допущений, которые применяются при получении опытным путем данных, используемых для получения предсказуемых результатов управления сложными объектами [8; 14]. Данные допущения позволяют представить процесс управления как совокупность взаимосвязанных процессов. Соответственно, в рамках нашего исследования управление организационным развитием вуза может быть представлено комплексом взаимосвязанных процессов стратегического и оперативного управления функционированием организационной системы «высшее учебное заведение» на уровне всех входящих в нее подсистем.
На практике это достигается организацией и осуществлением консалтинга
по разработке и внедрению в процесс функционирования вуза стратегических и оперативных программ его развития. В силу того, что основным клиентом консалтинга в нашем исследовании является специалист вуза (в том числе будущий), в содержании программ акцентируется внимание на организационном развитии подсистемы «профессиональная деятельность специалиста вуза». Благодаря эффекту синергии организационное развитие подсистем низшего уровня приводит к развитию организационной системы вуза как целостности.
В соответствии с представленными выше тезисами для обеспечения развития вуза необходима реализация целевых установок опережающего уровня. По нашему мнению, в качестве данных целевых установок целесообразно ориентироваться на миссию высшего учебного заведения. При определении миссии организационной системы учитываются внутренние долговременные интересы, способствующие самоопределению входящих в систему компонентов.
Определяя миссию организационной системы «высшее учебное заведение», мы руководствуемся определением понятия «миссия», согласно которому «. более конкретно миссия предстает как исторически конкретная, могущая менять свое содержание норма бытия организации» [1, с. 74].
Таким образом, миссию можно понимать как целевой ориентир (абстрактная форма выражения цели) функционирования организационной системы «высшее учебное заведение». Цель функционирования данной системы предполагает указание на долгосрочный результат с учетом внешних условий.
Изменения, происходящие в социальной среде и культуре общества, предопределяют необходимость изменений в организационной системе и практике осуществления высшего образования. Сложность и неоднозначность характера протекающих в общественной и культурной жизни процессов предопределя-
ет структуру и содержание организационных изменений в функционировании образовательных учреждений высшей школы. Оно зачастую вступает в противоречие с внутренним содержанием и логикой развертывания внутренних процессов функционирования организационной системы «высшее учебное заведение». Для устранения данного противоречия необходимо осуществить совмещение миссии и цели организационной системы, что возможно при разработке стратегии функционирования вуза. Деятельность данного характера традиционно относят к проектированию. Средством его осуществления в нашем исследовании служит консалтинг.
Проектное мышление и проектное отношение к миру являются изначальными свойствами человеческой культуры, что объясняет ее конструктивно-преобразующий характер и стремление к изменению мира. Проектному мышлению, таким образом, соответствует аналогичная ему форма культуры, что исторически проявляется как в практической деятельности общества, так и в процессе теоретического осмысления существующих ценностей, которое приводит к их переоценке.
Стратегия предполагает проектирование долгосрочного процесса функционирования вуза, представляемого определенным содержанием (связь с целью), которое максимально учитывает выраженные в абстрактном виде конкретные нормы бытия компонентов организационной системы (связь с миссией).
Таким образом, в выработанной в процессе консалтинга стратегии функционирования организационной системы «высшее учебное заведение» интегрируется содержание цели и миссии вуза, а также отражаются содержательно способы их достижения и реализации. Мы согласны с О.С. Анисимовым в том, что раскрытые в стратегии переходы от одного этапа функционирования системы к другому должны отражаться в «общей форме» (т.е. абстрактно, а не конкретно) [2, с. 181]. В данном требова-
к
^
н
^
со
СО
го
о
о
I
I
о
го
СО
^
I
го
о I
ф
* о
ф со
о 1_
ш I
го СО ^ н ц
ш го
о
^ I
ф о
^
I о
го
ш ф
0 1 о го со
I ^ ц го ф
ф I ^ о со 1-
ф о
с; ч
ш ф
го
о
с о
> с
нии по определению ее содержания на предельно обобщенном уровне имеется указание на устойчивость стратегической программы организационного развития вуза.
В рамках реализации субъектами профессиональной деятельности стратегии функционирования организационной системы вуза осуществляется ситуационное нормативное реагирование на возникающие условия, которое определяется методологами как тактическая программа функционирования системы [2, с. 186-187]. Данная программа, с одной стороны, конкретизирует средства реализации стратегии; с другой стороны, она в достаточно абстрактной (типизированной) форме отражает сущность функционирования компонентов целостной организационной системы «высшее учебное заведение». При проектировании тактической программы осуществляется разработка конкретных мероприятий по интеграции целей и миссии вуза на уровне функционирования его подсистем (конкретного структурного подразделения или специалиста).
В свою очередь при реализации тактических задач стратегии в реальной ситуации функционирования образовательного учреждения высшей школы возникает необходимость учета конкретных условий и имеющихся для функционирования ресурсов. Это предполагает проектирование в процессе консалтинга оперативных мероприятий по реализации стратегической программы функционирования вуза как организационной системы. При этом актуализируется персонализация отношений при реализации консалтинговых процедур, предполагающая реализацию индивидуального подхода к их участнику для учета в оперативных мероприятиях не только заявляемых им (в формулировке цели), к но и скрытых интересов и потребностей ^ (в формулировке миссии). 2 Как показывает опыт организации и
проведения консалтинговых мероприя-со тий, продуктивность управления орга-
низационной системой уровня «профессиональная деятельность специалиста вуза» возрастает при учете тенденций ее развития. Они требуют осмысления и анализа для осуществления позитивного резонансного воздействия на организационную систему «высшее учебное заведение», для которой она является ее компонентом. Последнее возможно при условии, что внешнее влияние согласуется с внутренними свойствами системы. Таким образом, организационная система «профессиональная деятельность специалиста вуза» в своем функционировании должна базироваться на тех же основаниях, что организационная система «высшее учебное заведение». Правильная пространственная организация взаимовлияния данных организационных структур друг на друга способствует резонансному развитию каждой. Существенную роль в достижении данного резонанса играет согласованность ролей и позиций всех сотрудников вуза, участвующих в консалтинге по разработке стратегической программы его развития и дополнительных мероприятий по тактике и оперативности ее реализации.
Системно-синергетический подход к проектированию стратегии вуза предполагает четыре состояния в функционировании его как организационной системы [9, с. 133-138]:
1) стабилизацию процесса функционирования в рамках имеющихся структуры и содержания реализуемых функциональных задач;
2) внесение изменений в содержание реализуемых функциональных задач;
3) расширение структуры реализуемых функциональных задач;
4) диверсификацию процесса функционирования организационной системы «высшее учебное заведение».
В соответствии с традиционно трактуемой теорией менеджмента доминирует убеждение в том, что функционирование любой организационной системы признается продуктивным при условии его стабильности и прибыльности [6,
с. 105]. Темпы динамики развития образовательной сферы и окружающей ее среды, специфичность организационной системы «высшее учебное заведение» предполагают акцентирование внимания на сохранении и развитии организационной системы образовательных учреждений. Данный вывод получен нами в результате экстраполяции теоретических установок менеджмента из экономической сферы в образовательную, что предполагает установку на сохранение организационной системы вуза через его развитие [4, с. 18-19].
При этом, согласно мнению исследователей, развитие организационной системы не должно стать самоцелью ее функционирования. При неоправданных организационных усложнениях структуры функций организационной системы вуза ее продуктивность как целостности не повышается [16, с. 377-378]. Мы согласны с позицией ученых в том, что функционирование организационной системы «высшее учебное заведение» может осуществляться продуктивно в процессе непрерывной ее реорганизации, которая в основном «...касается периферийных частей. Базовая форма редко претерпева-
ет значительные изменения» [16, с. 382]. Для функционирования в данном режиме наиболее приемлем, по нашему мнению, режим своевременного внедрения инноваций, подкрепленный консалтинговым сопровождением.
Таким образом, при внесении изменений в процесс функционирования вуза через внедрение инноваций необходимо сохранять базовую функциональную форму его организационной системы (лежащую в основе стратегии). Изменению через инновационное обновление в данном процессе подлежат тактические организационные надстройки и комплекс обеспечивающих их функционирование оперативных мероприятий. Следование стратегии функционирования вуза обеспечивает баланс между устойчивостью и гибкостью его организационной структуры.
Считаем целесообразным конкретизировать выявленные участниками консалтинговых процедур существенные факторы внешних условий, которые необходимо учитывать при проектировании программ функционирования организационной системы «высшее учебное заведение» (таблица 2).
Таблица 2. Факторы внешних условий функционирования вуза
Группа факторов Характеристика группы факторов
Международные требования Болонского соглашения по созданию Европейского пространства высшего образования; международные показатели конкурентоспособности.
Социально-экономические демографическая динамика населения (возрастная структура, этнический состав, уровень образования, региональные особенности и структура домашних хозяйств); уровень занятости; миграционные процессы; темпы экономического роста; состояние финансовой системы страны; покупательная способность населения; дифференциация общества по уровню текущих доходов; уровень инфляции; стоимость получения кредитов.
Научно-технические и технологические темпы научно-технического прогресса; объемы государственных и частных капиталовложений в развитие науки и техники (ассигнования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - НИОКР); темпы развития новых технологий, наличие внимания к внедрению усовершенствований в уже существующие технологии; наличие условий для
го
0
1
го
со
£ ^ а. ^
О I
ф
* о
Ф со
о. о
Ш I
го =Е
со Е
^ 5
£ I
ф о
го с
Ш ф
а ?
го
со
=£ го ^ а.
ф
1 н
ф (3
5 ^
т Ф
го а. а. о
> с
Группа факторов Характеристика группы факторов
реализации научных и прикладных исследований (количество ученых, оснащенность научно-технических институтов и лабораторий и т.п.).
Политические и правовые стабильность политической ситуации; методы государственного регулирования содержания правительственных программ и программ ведущих партий и политических группировок; основная направленность и характеристики государственного регулирования экономической жизни, национальных проблем и т.д.; актуальность и своевременность разработки законодательных актов, регулирующих функционирование образовательных организаций.
Экологические климатические и ресурсные условия конкретного региона; темпы роста загрязнения окружающей среды; рациональность использования и воспроизводства природных ресурсов.
Культурные приверженность основным традиционным культурным ценностям и историческим культурным особенностям, определяющим стереотипы мышления и поведения (религиозные представления, отношение к мирозданию, природе, обществу, отношение к самим себе, жизненная позиция, стиль и образ жизни и т.д.); подверженность влиянию субкультуры и референтных групп в рамках единой культуры; возможность временных изменений вторичных культурных ценностей.
ф э
го 03
со
По мнению участников консалтинговых мероприятий, на сегодняшний день наиболее актуальным потенциалом воздействия на организационную систему «высшее учебное заведение» обладают факторы конкурентоспособности, учет информации по которым способствует выбору оптимального варианта стратегии его функционирования. В процессе консалтинга по разработке стратегии создаются условия для глубокого понимания специфики существующего на данный момент «конкурентного поля», что позволяет более адекватно оценивать альтернативные стратегические варианты развития вуза как организационной системы. Опыт осуществления консалтинговых процедур данной направленности свидетельствует о необходимости систематического мониторинга конкурентной ситуации. В зависимости от полученных результатов осуществляется либо постоянная корректировка стратегических намерений в организационном развитии, либо разработка новых долгосрочных стратегий развития вуза.
Таким образом, в соответствии с представленными выше состояниями функционирования вуза как организационной системы предпочтительнее использовать возможности его развития в первых трех состояниях до тех пор, пока не возникает объективной необходимости в диверсификации. В данном случае мы согласны со справедливым замечанием И. Ансофф: «. перед тем, как отправиться «туда, где нас нет», полезно навести порядок там, где мы есть» [3, с. 203].
В настоящее время как на территории России, так и Беларуси наблюдается тенденция диверсификации по инициативе сверху организационных структурных подразделений вуза через их интеграцию. Реальный опыт развития организаций убедительно подтверждает рискованность такого типа диверсификации в [4; 14; 16; 18; 19]. Использование консалтинга по данной проблеме позволяет определить достижимость скорректированных социумом целей и миссии вуза в прежних организационно-дея-тельностных рамках. При получении не-
гативного результата также в процессе консалтинга через анализ потенциала диверсификации выявляются внутренне обоснованные мотивы к осуществлению данного процесса. В процессе консалтинговых процедур происходит выявление малоперспективных направлений в функционировании вуза, чтобы отказ от них высвободил ресурс для реализации наиболее продуктивных в конкретный момент процессов. Библиографический список:
1. Анисимов О.С. Высшие формы профессионализма государственного мышления. - М.: ФГОУ Рос ФКО АПК, ЭСП, 2006. -774 с.
2. Анисимов О.С. Методологический словарь для управленцев. - М.: РосАКО АПК, 2002. - 295 с.
3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер Ком, 1999. -416 с.
4. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: Возможности для будущего процветания: пер. с англ. Нуреевой Н.А. / под ред. Джарова Ю., Нуреева Р.М. - М.: Дело и сервис, Финпресс, 2000. - 272 с.
5. Воронин С.И. Организационное проектирование: учеб. пособие. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2001. - 105 с.
6. Кабушкин Н.И Основы менеджмента. - М.: Новое знание, 2009. - 336 с.
7. Калянов Г.Н. Консалтинг: от бизнес-стратегии к корпоративной информационно-управляющей системе. - М.: Горячая линия Телеком, 2004. - 210 с.
8. Кузнецов Ю.В. Теория организации: учебник. - М. Издательство Юрайт, 2015. - 344 с.
9. Лукашеня З.В. Системно-синергети-ческий подход как методологическое основание реализации консалтинговой функции вуза // Педагогическое образование в России / Научное издание ФГБОУ «Уральский государственный педагогический университет». - 2015. - №2. С. 133-138.
10. Лукашеня З.В. Консалтинг как форма сопровождения инновационной
деятельности педагога // В мире научных открытий / Гуманитарные и общественные науки. Научный журнал. - 2012. - №7.1(31). С. 332-351.
11. Лукашеня З.В. Предпосылки возникновения консалтинговой функции в процессе развития российской высшей школы // Известия Южного федерального университета / Педагогические науки. Научно-педагогический журнал. - 2016. - №3. С. 75-83.
12. Львов Л.В., Усынин М.В. Проблемы интеграции в ходе управления образовательно-профессиональным процессом развивающегося вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - Т. 8. №2. -С. 122-134.
13. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 863 с.
14. Новиков Д.А., Иващенко А.А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы. - М.: КомКнига, 2006. -336 с.
15. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. - СПб.: Питер-Юг, 2000. - 448 с.
16. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: Опыт лучших компаний. - М.: Прогресс, 1986. - 423 с.
17. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств / под научной ред. доктора техн. наук, профессора Н А. Селезневой. - М.: НИТУ «МИСиС», 2012. - 244 с.
18. Beckhard R. Organization Development: Strategies and Models. Mass.; London: Addison Wesley Publishing Company, 1969. - 128 p.
19. Burke W., Organization Development: Principles and Practices. Boston; London: Scott, Foresman and Company, 1982. - 402 р.
Поступила 03.10.16
го
о x
J
го
со
X S £ ^
о х
ф
* о
ф ш ^ р
m го
го с m Ф
И
Н
X <° £ ^
Ф §
1 Р
ф о
5 ^
m Ф
го а.
а. о
> i=
Об авторе:
Лукашеня Зоя Владимировна, профессор кафедры дошкольного образования и технологий Учреждения образования «Барановичский государственный университет» (Республика Беларусь, Брестская область, г. Барановичи, ул. Войкова, д. 21), Докторант Балтийского федерального университета имени И. Канта, член Ассоциации профессоров славянских стран (АПСС), кандидат педагогических наук, доцент, zvluk@mail.ru
Для цитирования: Лукашеня З.В. Управление функционированием вуза в режиме организационного развития посредством реализации его консалтинговой функции // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 3. С. 21-31. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-3-21-31
References:
1. Anisimov O.S. Higher forms of professionalism in state thinking. - M.: Ros FKO APK ESP, 2006. [in Russian]
2. Anisimov O.S. Methodological dictionary for managers. - M.: RosAKO APK, 2002. [in Russian]
3. Ansoff I. New corporal strategy. - SPb.: Piter Kom, 1999. [in Russian]
4. Vissema H. Strategic management and business. Possibilities for future prosperity. - M.: Delo i servis, Finpress, 2000. [in Russian]
5. Voronin S.I. Organization projecting. - Voronezh: Izd-vo VGTU, 2001. [in Russian]
6. Kabushkin N.I. Basics of management. - M.: Novoie znanie, 2009. [in Russian]
7. Kalianov G.N. Consulting: from business strategy to corporate information management system. M.: Goriachaia linia Telecom, 2004. [in Russian]
8. Kuznetsov Yu.V. Organization theory. - M.: Izd-vo Yurait, 2015. [in Russian]
9. Lukashenia Z.V. System synegrgy approachas a methodological basis to realize higher school consulting function. Pedagogicheskoie obrazovanie v Rossii. Uralski gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet. - 2015. - №2. P. 133-138. [in Russian]
10. Lukashenia Z.V. Consulting as a form of support for innovative teaching. V mirenauchnykh otkrytii. Gumanitarnyie i obshchestvennyie nauki. - 2012. - №7.1 (31). P. 332-351. [in Russian]
11. Lukashenia Z.V. Preconditions of the appearance of consulting function in the Russian higher school. Izvestia Yuzhnogo federalnogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. -2016. - №3. P. 75-83. [in Russian]
12. Lvov L.V., Usynin M.V. Integration problems in managing professional education process at a developing higher school. Contemporay Higher School: Innovative Aspects. - 2016. - №2. P. 122-134. [in Russian]
13. Milner B.Z. Organization theory. - M.: INFRA-M, 2009. [in Russian]
14. Novikov D.A., Ivashchenko A.A. Models and methods of innovative firm management. -M.: KomKniga, 2006. [in Russian]
15. Newstrom J., K. Davis Organizational behavior. Human behavior at work. - SPb.: Piter Yug, 2000. [in Russian]
16. Peters T., Waterman R. In search of excellence. Lessons from America's best run companies. - M.: Progress, 1986. [in Russian]
17. Dictionary of agreed terms and definitions in the field of education of participant members of the Commonwealth of Independent States. - M.: NITU "MISiS". 2012. [in Russian]
K 18. Beckhard R. Organization Development: Strategies and Models. Mass.; London: Addison | Wesley Publishing Company, 1969.
g 19. Burke W., Organization Development: Principles and Practices. Boston; London: Scott,
^ Foresman and Company, 1982.
m
About the author:
Lukashenia Zoya Vladimirovna, Professor, Department of Pre-School Education and Technologies, Baranovichi state university (Baranovichi, Belarus), Doctoral student, Baltic Federal University named after I. Kant, Member, Association of professors of Slavonic countries, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, zvluk@mail.ru
For citation: Lukashenia Z.V. Management of higher school functioning in organization development mode via the implementation of consulting function // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. Vol. 8. No. 3. P. 21-31. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-83-21-31
CO
о x
J
CO со
X S £ ^
о x
CD
* о cd m !Ü о
m со
со d m cd
H
X <°
CD §
1 P
CD (J
5 ^
m cd
CO a.
а. о