Рис. 8. Использование кремнистого сырья для получения строительных и технологических материалов
Активизация формирования инновационной экономики УрФО связана с форсированным созданием региональной инновационно-инжиниринговой инвестиционной сетевой инфраструктуры типа УрГУК.
Именно система высшего образования наиболее перспективна для построения на ее базе российской инновационно-инвестиционной сети, которая является мостом между наукой и производством в Уральском федеральном округе.
УПРАВЛЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЦЫП И НЕ. Ф.
В Управление фундаментальных исследований и стратегического развития входят отделы: фундаментальных и прикладных исследований, хоздоговорных научно-исследовательских работ (ОХНИР), стратегического развития научно-образовательных комплексов.
Первый из них организует работу по выполнению фундаментальных и прикладных исследований за счет бюджетного финансирования, осуществляемого через Министерство образования к науки РФ, второй ведет сопровождение прикладных исследований и экспериментальных разработок в рамках хоздоговорных НИР с предприятиями, организациями, контрактов с органами власти субъектов Федерации, с зарубежными партнерами, третий создан для развития научно-образовательных комплексов - новой формы сотрудничества с крупными промышленными предприятиями, организациями, регионами.
Научно-образовательный комплекс в полной мере может реализовать единство научного н образовательного процесса и обеспечивать успешную деятельность геологоразведочных, добывающих и перерабатывающих предприятий благодаря подготовке специалистов мирового образовательного и научно-методического уровней.
Для научно-образовательного комплекса необходимо наличие уникальных ресурсов.
Научно-образовательный комплекс (НОК) - это совокупность научно-образовательных программ, обеспеченных уникальным оборудованием, аппаратурой, методиками, квалифицированны-
педагогическими кадрами или другими ресурсами, реализуемых путем целенаправленной подготовки специалистов в интересах одного или группы крупных потребителей.
Функционирование научно-образовательных комплексов возможно: при наличии набора $*икальных ресурсов (оборудования, аппаратуры, методик, педагогических кадров), потребности • продукции комплексов - в специалистах опережающего уровня, в ряде случаев - при совпадении ■Пересов нескольких потребителей и их кооперации в формировании отдельных ресурсов для мн-■омзации затрат.
Цели создания научно-образовательных комплексов:
- формирование корпоративных интересов партнеров:
- адекватная реакция на высокий уровень динамики технологий;
- формирование и удержание профессионального и квалифицированного уровней специалистов отечественных промышленных компаний;
- конкуренция с зарубежными производителями и поставщиками технологий в отечественную промышленность;
- поддержание процессов динамичного и согласованного развития наук о Земле и системы образования.
Инвестиции промышленных компаний в НОК позволяют: гарантировать современный международный уровень подготовки специалистов для них; экономить на подготовке и переподготовке специалистов за рубежом; обеспечивать качественное выполнение научных исследований с применением самых передовых технологий, методик, аппаратуры: разрабатывать конкуректоспособ-■ые с зарубежными технологии, оборудование, аппаратуру.
Научная деятельность, проводимая учеными в УГГУ. охватывает фундаментальные научные ^следования, прикладные научные исследования, экспериментальные разработки.
К фундаментальным исследованиям может быть отнесена экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строе-■мя. функционирования человека, общества, окружающей среды. Такие исследования проводятся без какой-либо конкретной цели, а их результатом могут быть гипотезы, теории, методы.
Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, которые ■алравлены на получение и применение новых знаний, для достижения практических целей и решения конкретных задач. Следующий вид научной деятельности - экспериментальные разработки. Они направлены на применение знаний, приобретенных в ходе фундаментальных и прикладных исследований или на основе практическою опыта. Их результатом может быть создание или совершенствование новых методов, сохранение жизни и здоровья человека. К разработкам также от-восятся конструкторские, проектные, технологические работы.
Доля объемов финансирования по фундаментальным исследованиям колеблется от 10 до 14 %, экспериментальных разработок - от 13 до 20 %.
Финансирование научно-исследовательской и научно-производственной деятельности осуществляется на конкурсной основе из следующих источников (см. таблицу).
Структура финансирования ПИР (за 6 лет)
Год Объем, тыс. рубУ Кол-во НИР. сд. По источникам >ннансировання
Министерство сюра то нация РФ Министерство науки, промышленности и технологий другие министерства РФФИ субъекты Федерации. местного бюджета хоздоговора с предприятиями и организациями гарубежн. контракты другие источники
1999 6109,0/130 2298.000 28.000 - 50.000 1360.500 2372.500 - -
2000 9309,8/166 2343.200 • - 45.000 2500.000 4076.800 344.800 -
2001 16X65,5/ 136 3032,180 - 1479300 90,000 725.000 11128.200 410.800 -
2002 20413,7/ 152 2807.200 - 2670.700 50.000 5869.500 8645.200 346.100 25.000
2003 24813,5/91 3162,900 - 1150.000 120.000 6442.829 12392.700 1545.100 -
2004 29392,5/96 7276,7 - 226.5 - 5207.7 15529.6 1152.0
При конкурсном отборе в Министерстве образования и науки РФ предпочтение отдастся проектам, совпадающим с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники и с перечнем критических технологий РФ. утвержденным Президентом РФ 30 марта 2002 года. Приоритетными для нашего вуза являются:
- добыча и переработка угля;
- оценка, комплексное освоение месторождений и глубокая переработка стратегически важного сырья:
- поиск, добыча, переработка и трубопроводный транспорт нефти и газа;
- природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов;
- прогнозирование биологических минеральных ресурсов;
- системы жизнеобеспечения и защиты человека;
- энергосбережение и энергосберегающие технологии;
- информационно-телекоммуникационные технологии;
- производственные технологии;
- экология и рациональное природопользование.
Фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные разработки - это возможная начальная часть инновационного процесса, завершающей частью которого являются этапы коммерциализации, т. с. выведения продукции на рынок (внедрение в производство), налаживания производства и сбыта.
В университете прошел начальный этап инновационного процесса и намечена коммерциализация ряда проектов, таких, как:
- технология использования сортовых углей взамен части кокса в металлургических процессах;
- геофизическая аппаратура прямого определения урана в скважинах (КНДМ);
- технология повышения нефтеотдачи пластов;
- технология переработки шлаковых отвалов как объектов переработки и рекультивации;
- корпоративная система интерактивных коммуникаций «Корсика»;
- технологии переработки торфяного и техногенного сырья.
Тематика проводимых исследований и выполняемых экспериментальных разработок весьма разнообразна:
- поиск и разведка МПИ;
- нефть и газ: поиск перспективных объектов, подсчет запасов;
- технологии обогащения полезных ископаемых, шахтного и подземного строительства, подземного выщелачивания. ОТМ, добычи и отработки природного камня и др.;
- механизация и автоматизация производственных процессов горнодобывающей и псрсра-баты ваю щс й п ром ы шл с и ности;
- исследования геологические, геофизические, геохимические, экологические, минералогические. гсологичсскис;
- экологическая и экономическая оценка горных технологий и предприятий;
- испытания и сертификация минерального сырья;
- анализ горных пород, руд, минералов, продуктов переработки флюидов, почв, воздуха, сплавов и т. д.;
- изыскания и испытания: инженерно-геологические, гсомеханичсскис, гидрогеологические;
- геологоразведочные и геофизические работы: комплекс наземных работ, в т. ч. исследования в скважинах;
- экология: съемка; мониторинг и аудит территорий, промпредприятий, сертификация производств, технологических процессов, оборудования, продукции, отходов производства и потребления, объектов окружающей среды; ОВОС, природоохранные работы;
- бурение поисковое и разведочное;
- рснтгснорадиомстрическос опробование;
- радиационное обследование объектов.
Управление участвует в поддержке студенческой и молодежной науки, воспитании кадров высшей квалификации, оказывает по\ющь в организации научно-технических выставок, конфс-