Научная статья на тему 'Управление формированием профессиональной компе- тентности производственного коллектива'

Управление формированием профессиональной компе- тентности производственного коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТ- НОСТИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллов И. А.

В данной статье рассмотрены основополагающие компоненты систем- ного подхода в управлении производственным коллективом направленные на формирование профессиональной компетентности производственного коллек- тива. Актуальность содержания исследования закономерностей системного подхода в управлении производственным коллективом направленного на форми- рование его профессиональной компетентности обеспечивается необходимос- тью подготовки профессионально развитых коллективов на производстве, для выполнения растущих требований производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление формированием профессиональной компе- тентности производственного коллектива»

gia/20441 .doc.htm [Scorina M.S. Interactive methods of teaching a foreign language. [Electronic resources]. Available: http://www.rus-nauka.com/8._NPE_2007/Philologia/20441. doc.htm (In Russ.)]

References:

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obra-zovatel'nyj standart vysshego professio-nal'nogo obrazovanija. Razdel 7. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.edu.ru//spe/ fgos/pr_fgos_2009_pv_44b.pdf

2. Ibragimova E.M., Jarmakeev I. Je. [i dr.]. Professional'naja podgotovka uchitelja: uchebno-programmnaja dokumentacija. Kazan', 1996. 92 s.

3. Uchebno-metodicheskij kompleks po discipline «Vvedenie v pedagogicheskuju dejatel'nost' i obshhie osnovy pedagogiki»: KFU. Kazan', 2012. 64 s.

4. Skorina M.S. Interaktivnye metody obuchenija inostrannomu jazyku. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rus-nauka.com/8._NPE_2007/Philologia/20441. doc.htm

Зарегистрирована: 24.09.2014

Андрианова Татьяна Михайловна (г. Казань), Казанский (Приволжский) федеральный университет, юридический факультет, кафедра теории и методики обучения праву, старший преподаватель. Тел.: 233-71-90. E-mail: [email protected]

Andrianova Tatyana Mikhailovna (Kazan), Kazan (Volga region) Federal University, Faculty of Law Theory, Methodology of Teaching Law department, senior Lecturer. Tel.: 233-71-90. E-mail: [email protected]

УДК 377.4

УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОЛЛЕКТИВА

И.А. Кириллов (г. Ульяновск, Российская Федерация)

В данной статье рассмотрены основополагающие компоненты системного подхода в управлении производственным коллективом направленные на формирование профессиональной компетентности производственного коллектива. Актуальность содержания исследования закономерностей системного подхода в управлении производственным коллективом направленного на формирование его профессиональной компетентности обеспечивается необходимостью подготовки профессионально развитых коллективов на производстве, для выполнения растущих требований производства.

Ключевые слова: производственный коллектив, профессиональная компетентность, системный подход в формирования профессиональной компетентности на производстве.

CONTROL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A

PRODUCTION TEAM

I.A. Kirillov (Ulyanovsk, Russian Federation)

This article describes the basic components of the system approach in production management team directed to formation ofprofessional competence of the production team. The relevance of the content analysis of the regularities of the system approach in production management team aimed at the formation of its professional competence is provided by the necessity to prepare professionally developed collectives in the production, to fulfill the growing demands ofproduction.

Keywords: industrial workers, professional competence, systematic approach to formation of professional competence in the production.

Внастоящеевремяпроизводствоне испытывает дефицита в оборудовании [1]. Современные станки, машины, приборы, торговое оборудование имеются в свободном доступе на рынке [2]. Но при всей тенденции постоянного технологического роста и доступности новейшего оборудования государство сталкиваются с большой проблемой в организации производства. А именно в отсутствии компетентных работников, как управленческого состава, так и рядового. Общество испытывает дефицит профессионально-компетентных кадров, способных эффективно использовать новейшее промышленное оборудование, приборы и инструменты. В июне 2012 рекру-тинговая компания Antal Russia провела опрос среди менеджеров 200 компанийсреднегобизнеса. Только 14% респондентов сообщили, что проблемы нехватки кадров у них не существует [3]. Анализ потребности организаций в работниках по профессиональным группам, проведённый Федеральной службой государственной статистики показывает, что за период с 31 октября 2010 г. по 31 октября 2012 г. наиболее

значительно увеличилась потребность организаций в специалистах высшего уровня квалификации (на 53,9 тыс. или в 1,4 раза); в специалистах среднего уровня квалификации (на 37,1 тыс. или в 1,4 раза); операторах, аппаратчиках, машинистах установок и машин (на 34,3 тыс. или в 1,6 раза); квалифицированных рабочих промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр (на 31,9 или в 1,3 раза). Среди специалистов высшего уровня квалификации за указанный период наибольшее увеличение потребности в работниках произошло среди специалистов в области биологических, сельскохозяйственных наук и здравоохранения (на 18,3 тыс.); в области естественных (кроме биологии) и инженерных наук (на 14,8 тыс.). В то же время потребность в прочих специалистах высшего уровня квалификации возросла на 14,2 тыс., в специалистах в области образования на 6,6 тыс. [4]. Вместе с кадровым голодом, растут требования современного производства к профессиональной компетентности специалистов любого

уровня квалификации. Возникают проблемы организации производства и формирования профессиональной компетентности производственных коллективов. Учреждения высшего образования - бакалавриат, спе-циалитет и магистратура - в связи с постоянным развитием науки и быстрым устареванием знаний не в полном объеме способны подготовить профессионалов по специальностям различного профиля. Эксперт А.Г. Бондаренко, специалист по работе с клиентами Coleman Services, считает, что дефицит компетентных кадров в нашей стране, прежде всего, связан со снижением качества высшего образования. Она отмечает, что с распространением коммерческих вузов оно стало доступным и легко получаемым, при этом уровень знаний и навыков их выпускников часто не удовлетворяет работодателей. Отдельно стоит сказать о нехватке технических специалистов. Это отголоски 90-х годов, когда престижность инженерных специаль-ностейснизиласьнафонепопулярности профессий юриста и экономиста. Однако по заключению эксперта, в последние годы технические специальности снова обретают популярность среди абитуриентов.

Руководитель практики высоких технологий и телекоммуникаций рекрутинговой компании MarksMan О.А. Кочергина полагает, что компании, работающие в России, сейчас ощущают последствия утечки ключевых научных специалистов начала 90-х годов, а также последствия кризиса рождаемости [5]. В результате отсутствия достаточного объема навыков и умений у специалистов,

принимаемых впервые на работу, формированием профессиональной компетентности на производстве занимается его непосредственный руководитель.

В этой связи на сегодня актуальными задачами в области организации эффективного производства путем повышения профессиональной компетентности работников можно считать создание дополнительного профессионального обучения в управлении производственным коллективом базирующегося на принципах:

- целостности, позволяющем рассматривать одновременно систему обучения как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

- иерархичности строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

- структуризации, позволяющим анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

- множественности, позволяющим использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания

отдельных элементов и системы в целом [6].

Данным принципам соответствует системный подход. В связи с этим, в основе построении дополнительного профессионального обучения в управлении на производстве будет применен системный подход. Системный подход в обучении управления производственным коллективом предназначен не только для повышения профессионализма, компетентности работников, минимизации отрыва от производства в обучении, но и в решения задач по организации производства. Все это и определяет актуальность выбранной темы исследования «Система дополнительного профессионального обучения в управлении производственным коллективом как фактор формирования его профессиональной компетентности».

Система - совокупность элементов упорядоченно связанных между собой и оказывающих влияние друг на друга. [7; 8]. Связи между элементами могут быть как иерархическими (один или несколько элементов подчиняется другому) так и равнозначными (каждый элемент в равном значении может влиять на другой). Каждый элемент отвечает за определенные функции и возможности системы. Оказывая воздействие на один элемент можно изменить показатели системы в целом. Вследствие чего зная эффект, величину и роль влияния каждого элемента на систему можно управлять системой путем выборочного воздействия на ее ключевые элементы. Системный подход - это подход, при котором сложно организованный процесс может быть рассмотрен как система. Вследствие системного подхода, будут определе-

ны основные составляющие элементы сложно организованного процесса, как системы и выделены основные элементы, влияя на которые можно управлять процессом в целом.

Рассмотрим применение системного подхода к процессу управления производственным коллективом, и основная задача данного процесса - повышение профессиональной компетентности производственного коллектива. Изначальным субъектом управления является личность управляемого человека. Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности [9]. Личность обладает устойчивыми свойствами: темперамент, характер, способности, мотивация.

Более сложный субъект управления это коллектив. Это - объединенная группа людей, выполняющая определенные задачи, достигающая определенные цели на производстве. Коллективы бывают трудовые, военные, школьные, художественные и другие. Основное формирование происходит по месту нахождению людей (работают в одном офисе) и по интересам (шахматные клубы, фанаты) [10].

Рассмотрим сам процесс управление. Это - деятельность по организации систем с целью обеспечения их целостности, поддержания оптимального функционирования для решения поставленных задач. Частным видом управленческой деятельности является руководство, представляющее со-

бой индивидуальное или групповое планомерное воздействие субъектов управленческой деятельности для достижения определенной цели на объекты управления (личность или коллектив), психологическая специфика и сложность которых заключается в том, что и личность и коллектив одновременно являются субъектами. Руководство может выступать в форме приказа, задания, разъяснения, стимулирования, воспитания, изменения условий деятельности и социального статуса. Субъектом управления является руководитель [11]. Компетентность любого должностного лица в сфере своих служебных обязанностей - важное условие предупреждения и конструктивного завершения управленческих конфликтов. Некомпетен-

тный руководитель - генератор конфликтов. Чем выше компетентность сотрудников, тем, при прочих равных условиях, меньше конфликтов в коллективе [12]. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой трудовой деятельности [13]. Профессиональная компетентность коллектива состоит из компетентности каждого члена коллектива в своей сфере и способности принятия компетентного решения всем коллективом (способность разработки и принятия верного решения всем коллективом или же назначенным возможно выбранным лидером, руководителем). На данный момент, обозначив основные элементы системы можно уже построить простую схему взаимодействия.

Рис. 1. Элементы структуры системного подхода (Fig. The structure elements of a

systematic approach)

Но данной схемы еще не достаточно для четкого определения путей повышения профессиональной компетентности производственного коллектива. Разберем составляющие подробнее. Основное воздействие на производственный коллектив оказывает организация управления и как час-

тная разновидность управленческой деятельности руководство. Субъектом руководства является руководитель, менеджер, а объектом производственный коллектив. Разберем в последующей статье структуру системного подхода в управлении производственным коллективом.

Источники:

1. Российская газета. «Пошли в наступление. Предприятия оборонного комплекса осваивают прорывные технологии». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/gazeta/cfo/2008/02/05.html [Rossiiskaya gazeta. «Went on the offensive. Defense enterprises are adopting breakthrough technologies». [Electronic resources]. Available: http://www.rg.ru/gazeta/cfo/2008/02/05 .html (In Russ.)]

2. Мир станкостроения и технологий. Октябрь. 2012. № 10 [The world of machine tools and technologies. October 2012. № 10 (In Russ.)]

3. Россия-Онлайн - новости России. All rights reserved. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russia-on.ru/22857[© 2013, Russia, Online Russian news. All rights reserved. [Electronic resources]. Available: http://www.russia-on.ru/22857 (In Russ.)]

4. Федеральная служба государственной статистики [The Federal state statistics service (In Russ.)]

5. «Виадео ИМ». «Почти половина компаний в РФ испытывает дефицит квалифицированных кадров». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. rb.ru/article/pochti-polovina-kompaniy-v-rf-ispytyvaet-defitsit-kvalifitsirovannyh-kadrov/6739207.html [«Viadeo IM». «Almost half of the companies in the Russian Federation is experiencing a shortage of qualified personnel». [Electronic resources]. Available: http://www.rb.ru/article/pochti-polovina-kom-paniy-v-rf-ispytyvaet-defitsit-kvalifitsirovan-nyh-kadrov/6739207.html (In Russ.)]

6. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке / В кн.: Проблемы методологии системных исследований. М.: Мысль, 1970. с. 7-48. [I.V. Blauberg, V.N. Sa-dovskii, E.G. Yudin «System approach in modern science». In the book: Problems of system research methodology. Moscow: Mysl', 1970, P. 7-48. (In Russ.)]

7. Философский словарь. М.: Политиздат, 1980. [Philosophical dictionary. M: Politizdat, 1980. (In Russ.)]

8. Большая советская энциклопедия. Т.39. С.158. [The great Soviet encyclopedia. T. 39. P. 158 (In Russ.)]

9. Абушенко В.Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Гри-цанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. [Abush-enko C. L. Personality // the new philosophical dictionary / Comp. A.A. Gritsanov. Minsk: Ed. C. M. Skakun, 1998. (In Russ.)]

10. Толковый словарь русского языка / Автор: С.И. Ожегов. М.: Издательство «Мир и Образование», 2013. 1376 с. [Explanatory dictionary Russian language / Author: S.I. Ozhegov. М.: Publishing house «Peace and Education», 2013. 1376 p. (In Russ.)]

11. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. 161 с. [Acmeological dictionary / Under the General editorship A.A. Derkach. M: Publishing house of RAGS, 2004. 161 p. (In Russ.)]

12. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2009. 304 с. [Antsupov YA, Shipilov A.I. Dictionary Yunusov. 2nd ed., Rev. SPb.: Peter, 2009. 304 p. (In Russ.)]

13. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. 479 с.

[Tolochek V.A. Modern psychology labor: a textbook. SPb.: Peter, 2005. 479 p. (In Russ.)]

References:

1. Rossiyskaya gazeta. «Poshli v nastu-plenie. Predpriyatiya oboronnogo kompleksa osvaivayut proryvnye tekhnologii». [Elek-tronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www. rg.ru/gazeta/cfo/2008/02/05.html

2. Mir stankostroeniya i tekhnologiy. Oktyabr'. 2012. № 10

3. Rossiya-Onlayn - novosti Rossii. All rights reserved. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.russia-on.ru/22857

4. Copyright 1999 - 2013 Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki.

5. «Viadeo IM» «Pochti polovina kom-paniy v RF ispytyvaet defitsit kvalifitsirovan-nykh kadrov». [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rb.ru/article/pochti-po-lovina-kompaniy-v-rf-ispytyvaet-defitsit-kvalifitsirovannyh-kadrov/6739207.html.

6. Blauberg I.V., Sadovskiy V.N., Yu-din E.G. Sistemnyy podkhod v sovremennoy nauke / V kn.: Problemy metodologii sistem-nykh issledovaniy. M.: Mysl', 1970. s. 7-48.

7. Filosofskiy slovar'. M.: Politizdat,

1980.

8. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. T.39. S.158.

9. Abushenko V.L. Lichnost' // Noveyshiy filosofskiy slovar' / Sost. A.A. Gritsanov. Mn.:

Izd. V.M. Skakun, 1998. [Abushenko C. L. Personality // the new philosophical dictionary / Comp. A.A. Gritsanov. Minsk: Ed. C. M. Skakun, 1998. (In Russ.)]

10. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka / Avtor: S.I. Ozhegov. M.: Izdatel'stvo «Mir i Obrazovanie», 2013. 1376 s.

11. Akmeologicheskiy slovar' / Pod ob-shch. red. A.A. Derkacha. M.: Izd-vo RAGS,

2004. 161 s.

12. Antsupov A.Ya., Shipilov A.I. Slovar' konfliktologa. 2-e izd., pererab. SPb.: Piter, 2009. 304 s.

13. Tolochek V.A. Sovremennaya psik-hologiya truda: Uchebnoe posobie. SPb.: Piter,

2005. 479 s.

Зарегистрирована: 03.09.2014

Кириллов Илья Андреевич (г. Ульяновск), Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, кафедра педагогики, аспирант. Тел.: 8-937-27555-54. E-mail: [email protected]

Kirillov Ilya Andreyevich (Ulyanovsk), Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Department of Pedagogy, a graduate student. Tel.: 8-937-275-55-54. E-mail: kirilica4 @rambler.ru

УДК 378.147:005.5

КОНЦЕПТ «ЭКСЕЛЛЕНС» В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ

О.А. Матвеева (г. Йошкар-Ола, Российская Федерация)

В статье представлено теоретическое обоснование концепта «экселленс» в системе высшего образования. Раскрыт и конкретизирован ряд новаторских аспектов, применимых к реализации концепта «экселленс» в системе оценки качества высшего образования в рамках проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ высшего образования. Приведены результаты экспериментальной работы по внедрению концепта «экселленс» в аккредитационных процедурах аккредитационного агентства. Представлены результаты анкетирования и Парето-анализа с целью разра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.