Научная статья на тему 'Управление финасами через бюджетирование и финансовый анализ'

Управление финасами через бюджетирование и финансовый анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жилкина Анна Николаевна, Траченко Марина Борисовна

Статья посвящена решению проблем финансового планирования и управления финансами на макрои микроуровнях через систему бюджетированния и постоянного финансового анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL MANADGMENT THROUGH BUDGETING AND FINANCIAL ANALYSIS

The article is devoted to the solution of the problems of finance planning, financial management on macro and micro levels through budgeting and financial analysis.

Текст научной работы на тему «Управление финасами через бюджетирование и финансовый анализ»

УДК 658.15

АН. 'Жилкима УПРАВЛЕНИЕ ФИНАСАМИ ЧЕРЕЗ

МБ. Трачемко БЮДЖЕТИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация. Статья посвящена решению проблем финансового планирования и управления финансами на макро- и микроуровнях через систему бюджетированния и постоянного финансового анализа.

Ключевые слова: финансовое планирование, финансовый менеджмент, бюджетирование, финансовый анализ.

Anna aiüidna FINANCIAL MANADGMENT THROUGH BUDGETING

Marina Trachenko AND FINANCIAL ANALYSIS

Annotation. The article is devoted to the solution of the problems offinance planning, financial management on macro and micro levels through budgeting and financial analysis. Keywords: financial planning, financial management, budgeting, financial analysis.

Финансовое планирование и управление финансами на макро- и микроуровнях, как бы пара-

доксально это ни звучало, с одной стороны, вопреки, а с другой стороны, благодаря высокой динамике мировой и российской экономики становятся все более востребованными [4]. Конечно, речь не идет о директивном односценарном планировании, возможном только в стабильной, предсказуемо развивающейся экономике [1]. Гибкое, адаптируемое к изменению внешних и внутренних условий, планирование, предусматривающее, по крайней мере, три варианта развития - оптимистичный, реалистичный (неизменный) и пессимистичный - должно стать реальным и повседневным инструмен-

том работы финансистов и экономистов.

Одним из подходов, по сути совмещающим и финансовое планирование и процесс управления финансами, является бюджетирование. Примером реализации требований целостности и динамичности является разработанная в Государственном университете управления динамической модель бюджетирования [6].

Данная модель универсальна и отражает целостную концепцию бюджетирования в системе

управления централизованными и децентрализованными финансами, подразумевающую:

- интеграцию бюджетирования с системой стратегического менеджмента, что предполага-

ет структурированность информации в соответствии с политическими и экономическими целями и

задачами;

создание финансовой структуры на основе делегирования управленческих прав и обязанностей;

- формирование бюджетной модели;

- формализацию взаимодействия субъектов и объектов бюджетирования на всех этапах управленческого цикла на основе утвержденных регламентов и нормативных актов;

- применение инструментария финансового менеджмента, начиная с этапа планирования

(многосценарные/многовариантные расчеты в сочетании с финансовым и маржинальным анализом на основе планируемых показателей, превентивный контроль и т.п.) и завершая контролем фактических бюджетов, а также принятием управленческих решений.

Важными компонентами современной концепции системы бюджетирования, наряду

с перечисленными выше, являются обучение персонала, интеграция с системой мотивации и автоматизация процесса бюджетирования [2].

Концептуальное единство бюджетирования в системе управления централизованными © Жилкина А.Н., Траченко М.Б., 2014

Вестник Университета № 21, 2014

и децентрализованными финансами предполагает развитие согласованной методологической базы, унифицированного инструментария и механизмов. Система распределения полномочий и обязанностей является одним из важнейших компонентов и при применении в системе управления финансами технологии бюджетирования качественно отличается от традиционного подхода как на микро-, так и на макроуровне. Бюджетированию свойственно делегирование полномочий и обязанностей финансового менеджмента «сверху вниз» - от главного исполнительного должностного лица к операционным менеджерам (должностным лицам отраслевых ведомств), которые получают в свое распоряжение определенные бюджеты и руководят реализацией программ, направлений деятельности, предоставлением государственных услуг и периодически отчитываются о расходовании денежных средств и достижении запланированных результатов [3]. Это осуществляется в неразрывной связи с установлением четкой юридической ответственности должностных лиц, находящихся на разных уровнях управленческой иерархии, за срыв запланированных результатов и нарушение требований нормативно-правовых актов [5]. Делегирование в сочетании с ответственностью создает целостную иерархическую систему подотчетности, устанавливающую, кто, когда, перед кем и за достижение каких показателей отчитывается, какую ответственность несет за ненадлежащее управление.

Дальнейшее развитие методологии бюджетирования как универсальной технологии финансового менеджмента в сфере централизованных и децентрализованных финансов должно быть направлено на интеграцию инструментария, обогащение методологии бюджетирования в управлении централизованными финансами: модели, методы, механизмы и другие компоненты, апробированные в коммерческих структурах. Успех развития бюджетирования и эффективного его применения в практике финансового менеджмента сопряжен с рядом факторов, в частности, наличием актуальной научно обоснованной методологии бюджетирования, закрепленной в законодательной базе регионов, муниципалитетов и приказом первого лица в коммерческих структурах; заинтересованное участие первого лица, собственников коммерческих предприятий на микроуровне и политическая воля руководства государства, субъектов и муниципалитетов; позиционирование бюджетирования как постоянно развивающейся и совершенствующейся системы, а также технологии решения проблем в сфере централизованных финансов и в корпоративном секторе, а не достижение конечного результата при внедрении бюджетирования, ориентированного на результат (БОР) или контрольных систем бухгалтерского учета; демократизация бюджетирования: активное участие населения, общественный контроль реализации БОР, заинтересованные действия исполнителей в бюджетном процессе предприятий; развитие превентивного анализа и контроля бюджетов с целью выявления неэффективных решений на стадии планирования; разработка системы показателей конечного и непосредственного результата, отвечающих интересам общества и собственников, стратегическим и тактическим целям развития; контрактация в централизованных финансах с учетом результатов БОР и создание системы мотивации предприятий, увязанной с системой бюджетирования.

Действенная модель бюджетирования не может работать без встроенной системы финансового анализа, учитывающей специфику объекта управления и отслеживающей общеэкономические финансовые показатели.

Библиографический список

1. Ганина O.A. Инвестиционное бюджетирование как система многоуровневого стратегического планирования инвестиционного процесса // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 4. - С. 357-361.

2. Лукша П.О. Выбор наилучшего сценария в бюджетном процессе на муниципальном и региональном уровне // Бизнес. - 2009. - № 2. - С. 19-20.

3. Мороз О.Н. Технология бюджетирования в системе финансового управления: моногр. / О.Н. Мороз. - Новосибирск: Сибирский ун-т потребительской кооп., 2008.

4. Немировский Б. Бюджетирование. От стратегии до бюджета - пошаговое руководство: пособие по управлению компанией с помощью сбалансированной системы показателей на основе бюджетного планирования и формирования финансовой структуры компании / Б. Немировский, И.А. Старожукова. - М.: Диалектика, 2008. - 510 с.

5. Панов М. Сбалансированная система показателей в процессно-ориентированном бюджетировании деятельности коммерческого банка // Управление корпоративными финансами. - 2008. - № 4.

6. Траченко М.Б. Специфика компонентов финансового менеджмента при реализации бюджетирования // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.