Научная статья на тему 'Управление финансовыми ресурсами в процессе исполнения федерального бюджета Российской Федерации'

Управление финансовыми ресурсами в процессе исполнения федерального бюджета Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
622
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / ЕДИНЫЙ КАЗНАЧЕЙСКИЙ СЧЕТ / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омшанова Эльвина Алексеевна

Ограничение бюджетных возможностей, возрастание бюджетных рисков требует использование комплекса инструментов управления финансовыми ресурсами в процессе исполнения федерального бюджета РФ. В статье определены основные инструменты управления финансовыми ресурсами в процессе исполнения федерального бюджета РФ. Дана оценка использования данных инструментов для обеспечения сбалансированности бюджетной системы РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление финансовыми ресурсами в процессе исполнения федерального бюджета Российской Федерации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

гостинично-ресторанного бизнеса обязана быть, по нашему мнению, система прогноза, которая имеет возможность работать в рамках системы контроллинга на предприятии как одна из составляющих ее составляющих. Главной задачей системы прогноза считается обеспечение процесса исследования наиболее актуальных показателей работы компаний гостинично-ресторанного бизнеса, обосновываются на этапах стратегического и текущего планирования.

Итак, обоснование и внедрение вышеперечисленной всеохватывающей системы управления тарифами и доходами, с моей точки зрения, может создавать предпосылки для увеличения производительности функционирования компаний гостинично-ресторанного бизнеса в условиях нарастающей конкуренции на рынке.

Список использованной литературы:

1. Ценообразование и контроль в ресторанном бизнесе [Электронный ресурс]:

http://www.srinest.com/book_976_chapter_22_3.4._enoobrazovanie_i_kontrol_v_restorannom_biznese.html _(дата обращения 11.10.2016)

2. Факторы, определяющие цены на блюда в ресторанах [Электронный ресурс]: http://www.pitportal.ru/findir/10958.html (дата обращения 11.10.2016)

3. Балашова Е.А. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса. 2010. - 52с.

4. Елканова Д., Осипов Д. Основы индустрии гостеприимства: Учебное пособие. 2013. - 28-45с.

5. Палли М. Справочник современного хозяина ресторана: 100 идей для достижения превосходства в конкурентной борьбе. М: Астрель, 2002. С.40.

© Неродова М.В., Козлова Е.И., 2016

УДК 336.14

Омшанова Эльвина Алексеевна

канд. экон. наук ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» г. Москва, Российская Федерация e-mail: ea_o@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Ограничение бюджетных возможностей, возрастание бюджетных рисков требует использование комплекса инструментов управления финансовыми ресурсами в процессе исполнения федерального бюджета РФ. В статье определены основные инструменты управления финансовыми ресурсами в процессе исполнения федерального бюджета РФ. Дана оценка использования данных инструментов для обеспечения сбалансированности бюджетной системы РФ.

Ключевые слова

Федеральный бюджет, исполнение федерального бюджета, единый казначейский счет, инструменты управления бюджетными средствами.

Своевременное исполнение расходных обязательств Российской Федерации в условиях ограниченных бюджетных возможностей обеспечивается эффективной системой управления финансовыми ресурсами в процессе исполнения федерального бюджета РФ.

Процесс управления финансовыми ресурсами в процессе исполнения федерального бюджета РФ

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

обеспечивается посредством функционирования единого казначейского счета. Механизм единого казначейского счета, основанный на реализации принципа единства кассы, позволяет обеспечивать сбалансированность бюджетов, сохранность и управляемость бюджетных средств.

В числе основных инструментов управления финансовыми ресурсами государства в процессе исполнения федерального бюджета РФ можно выделить:

- кассовое планирование и прогнозирование;

- механизм предоставления межбюджетных трансфертов под фактическую потребность;

- казначейское сопровождение государственных контрактов;

- размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах;

- предоставление бюджетных кредитов;

- операции с иностранной валютой;

- операции покупки (продажи) ценных бумаг по договорам РЕПО;

- механизм предельного финансирования при исполнении расходов.

Цель этих инструментов - обеспечение эффективного управления бюджетными средствами в рамках исполнения бюджета, направленное на своевременное и полное исполнение расходных обязательств федерального бюджета.

Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году[1]. Основной целью формирования кассового плана является обеспечение своевременного и полного исполнения бюджетных обязательств. На основе показателей кассового плана исполнения федерального бюджета, прогнозов состояния единого казначейского счета определяется объем временно свободных денежных средств бюджета или недостаток указанных средств для дальнейшего принятия управленческих решений в рамках поддержания на надлежащем уровне ликвидности единого счета. Динамика остатков бюджетных средств по данным Федерального Казначейства за 2015 год приведена на рис. 1.

1 600,0 1 400,0 1 200,0 1 000,0 800,0 600,0 400,0 200,0 0,0

о

0

03

1

см о

0 аз

1

т

о

0 аз

1

о

0 аз

1

о

0 аз

1

lO

о

0 аз

1

О

0 аз

1

00 о

0 аз

1

ш о

0 аз

1

0 аз

1

0 аз

1

0 аз

1

О

0 аз

1

Остатки на ЕКС, рубли И Остатки на ЕКС, валюта

Остатки в размещении, всего ••• •• Бюджетные средства

Рисунок 1 - Сведения о фактических остатках средств в 2015 году [6]

Механизм предоставления межбюджетных трансфертов под фактическую потребность используется как в отношении средств, выделяемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, так и в отношении собственных средств бюджетов субъекта Российской Федерации. Его применение было обусловлено тем, что каждый год по состоянию на 1 января на счетах бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований остаются неосвоенные денежные средства, полученные из федерального бюджета в виде целевых межбюджетных трансфертов. Так, на 1 января 2013 года сумма неиспользованных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

остатков целевых межбюджетных трансфертов на единых счетах региональных и местных бюджетов составляла 242,6 млрд. руб., на 1 января 2014 года — 200,3 млрд., на 1 января 2015 года — 125,7 млрд. руб.[6].

В 2014 - 2015 годах Перечень целевых средств, предоставляемых из федерального бюджета исключительно под фактическую потребность, утверждался правительством Российской Федерации. В 2016 году практически все целевые средства из федерального бюджета предоставляются под потребность, то есть сфера применения механизма под фактическую потребность ежегодно расширяется.

Применение механизма предоставления целевых средств под фактическую потребность региональных бюджетов позволило:

• обеспечить повышение эффективности и прозрачности расходов региональных бюджетов за счет целевых средств;

• обеспечить своевременное и адресное перечисление средств в реальный сектор экономики;

• минимизировать неиспользованные остатки целевых межбюджетных трансфертов на единых счетах региональных бюджетов.

По данным Федерального Казначейства в результате применения механизма перечисления межбюджетных трансфертов под фактическую потребность сумма остатков средств в бюджетах субъектов Российской Федерации уменьшилась с 109 млрд. руб. на 1 января 2015 года до 72 млрд. руб. на1 января 2016 года или на 37 млрд. руб. (33 %) [6]. Если в 2015 году сумма остатков межбюджетных трансфертов в бюджетах субъектов Российской Федерации составляла 11 % от суммы поступивших межбюджетных трансфертов с учетом остатков и подтвержденной потребности, то в 2016 году этот показатель составляет 6 %, то есть уменьшился в два раза.

Оценка управления финансовыми ресурсами при исполнении федерального бюджета осуществляется на основе определения показателей ликвидности единого счета и доходности от размещения временно свободных остатков средств федерального бюджета.

Размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах в кредитных организациях осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. № 1121 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах».

Средства федерального бюджета в 2015 году размещались на банковских депозитах на срок до 35 дней (в 2014 году от 3 до 185 дней).

В 2015 году к размещению на банковских депозитах было предложено в совокупном объеме 15 980 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше показателя 2014 года. На основании договоров банковского депозита Федеральным казначейством в 2015 году размещены средства федерального бюджета на банковских депозитах в сумме 12 809,95 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше показателя 2014 года [6].

В 2015 году от размещения средств на банковских депозитах в доход федерального бюджета поступило 68,15 млрд. рублей, что на 40,5 % больше доходов поступивших в 2014 году.

Сделка РЕПО предполагает предоставление органами Федерального казначейства краткосрочного кредита кредитным организациям под залог ценных бумаг, которые через установленный срок должны быть выкуплены заемщиком. Разница между ценой продажи и покупки составляет стоимость заимствований с помощью операции РЕПО. Таким образом, такое кредитование имеет минимальный уровень риска, позволяя, при этом, получать дополнительные средства федеральному бюджету. Ценные бумаги, являющиеся обеспечением по сделке, делают данный вид операций наименее рискованным из используемых в целях управления временно свободными средствами федерального бюджета.

В настоящее время Федеральное казначейство осуществляет операции агентского РЕПО. Агентом-посредником выступает Банк России, накопившим значительный опыт в осуществлении данных операций на российском финансовом рынке. Банк России совместно с Минфином России формируют требования к условиям допуска кредитных организаций к операциям РЕПО: объемы предложения, сроки размещения средств, минимальные процентные ставки. В зависимости от продолжительности операций выделяют однодневные («овернайт») и пролонгированные (продолжительность - свыше одного рабочего дня) операции РЕПО. В 2015 году Федеральное казначейство размещало средства преимущественного в рамках сделок РЕПО-«овернайт».

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

Всего в 2015 году проведено 168 отборов заявок, в которых приняли участие 19 кредитных организаций. По результатам проведенных отборов заключено 1 196 договоров репо и размещено средств федерального бюджета на сумму 15 517,5 млрд. рублей. Доход от суммы зачисленных в федеральный бюджет процентов по заключенным договорам репо составил 6,51 млрд. рублей [6].

С января 2014 года действует механизм управления остатками средств на едином счете федерального бюджета — предоставление Федеральным казначейством бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов).

Бюджетный кредит предоставляется на следующих условиях [1]:

- размер кредита не должен превышать 1/12 от утвержденного законом (решением) о бюджете заемщика объема доходов бюджета соответственно субъекта Российской Федерации (местного бюджета), за исключением целевых средств;

- период пользования кредитом составляет не более 50 дней со сроком его возврата не позднее 25 ноября текущего финансового года;

- плата за пользование бюджетным кредитом устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отсутствие размещенных на банковских депозитах средств бюджета заемщика до момента погашения им бюджетного кредита.

Предоставление бюджетных кредитов осуществляется на основе рейтинговой оценки бюджетов (таблица 1).

Таблица 1

Показатели оценки бюджета

Показатели Результат

Просроченная задолженность по обязательствам (в т.ч. денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием)). Бюджетный кредит не предоставляется

Результат исполнения плана по доходам субъектом РФ (муниципальным образованием). Хороший результат - более 100% исполнения плана по доходам, Средний результат - от 90 до 100%, Ниже среднего результат - менее 90%.

Расчетная доля заемных средств к доходам, за исключением субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (кредиты, полученные в кредитных организациях, кредиты, полученные от других бюджетов бюджетной системы РФ, ценные бумаги , гарантии и другие). Хороший результат (низкий риск) - до 10% заемных средств к доходам, Средний результат (средний риск) - от 10% до 25%, Ниже среднего (высокий риск) - от 25% и более.

Расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по отношению к собственным доходам консолидированного бюджета субъекта РФ. Хороший результат - менее 5% доля межбюджетных трансфертов в объеме собственных доходов, Средний результат - от 5 до 20 %, Ниже среднего результат - более 20%.

По данным Федерального Казначейства в 2015 году было выдано 349 бюджетных кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации, что в 1,6 раза больше 2014 года. Объем средств федерального бюджета, направленных на предоставление бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации, составил 869,61 млрд.руб., срок предоставления бюджетных кредитов составлял от 5 до 30 дней [6].

С 1 апреля 2015 года аналогичные бюджетные кредиты предоставлялись Федеральным казначейством муниципальным образованиям, выбранным по согласованию с субъектами Российской Федерации. В 2015 году 80 муниципальным образованиям из 88 заключивших Договор на предоставление бюджетного кредита были предоставлены 248 бюджетных кредита на общую сумму 47,17 млрд. руб., срок предоставления бюджетных кредитов составлял от 6 до 30 дней [6].

Общий объем средств федерального бюджета, направленных на предоставление бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в 2015 году составил 916,78 млрд. руб.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х

Реализация данного механизма позволила субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет краткосрочных бюджетных кредитов не допускать возникновение кассовых разрывов, а также учитывая льготную процентную ставку (0,1 %), сократить уровень долговой нагрузки на региональные и местные бюджеты в части замещения коммерческих кредитов на бюджетные кредиты.

Механизм доведения и контроля предельных объемов финансирования позволяет минимизировать риски кассового разрыва на едином казначейском счете и обеспечить исполнение расходной части федерального бюджета в условиях, как неравномерности, так и некоторого снижения поступлений в доходную часть федерального бюджета.

Системный подход к управлению финансовыми ресурсами, предполагающий планирование и прогнозирование кассовых поступлений и выплат, подлежащих учету на едином казначейском счете, основанный на мониторинге обязательств сектора государственного управления и системе оценки ликвидности единого казначейского счета, позволит существенно повысить уровень исполнения бюджетов, обеспечить сбалансированность бюджетной системы.

Список использованной литературы:

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N° 145-ФЗ (действующая редакция от 03.07.2016).

2. Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 777 «О порядке осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам РЕПО» (вместе с «Правилами осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам РЕПО»).

3. Постановление Правительства РФ от 24.12.2011 № 1121 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах» (вместе с «Правилами размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах»).

4. Постановление Правительства РФ от 17.09.2013 № 816 «Об осуществлении операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) иностранной валюты».

5. Прокофьев С.Е. Операции РЕПО со средствами единого казначейского счета Федерального казначейства // Финансы. - 2015. - №10.

6. Официальный сайт Федерального казначейства. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/.

© Омшанова Э.А., 2016

УДК 338.48

Падерин Алексей Владимирович

канд.экон. наук, старший преподаватель кафедры «Экономика», АНО«ООВО» «Университет экономики и управления»,

г. Симферополь, РФ E-mail: ueu_nauka@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА: ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ

Аннотация

В статье рассматриваются понятия внутренней и внешней среды с позиции инструмента, призванного повысить эффективность функционирования сферы туризма. Представлен обзор точек зрения различных ученых на содержание этих понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.