Научная статья на тему 'Управление финансовыми ресурсами с позиций рекомендаций органов внутреннего финансового контроля'

Управление финансовыми ресурсами с позиций рекомендаций органов внутреннего финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / АУДИТ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / FINANCIAL CONTROL / AUDIT / TAX CONTROL / FINANCIAL RESOURCES / MANAGEMENT CONTRO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пьянкова Светлана Григорьевна, Закирова Элина Рафиковна, Пермякова Ульяна Васильевна

В статье раскрыта необходимость финансого контроля при управлении финансовыми ресурсами предприятия. Рассмотрены классификация и система видов финансового контроля. Отражены функции управления финансовыми ресурсами и значимость данных элементов для предприятия. Описаны меры по совершенствованию систем внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пьянкова Светлана Григорьевна, Закирова Элина Рафиковна, Пермякова Ульяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF FINANCIAL RESOURCES FROM THE POSITIONS OF RECOMMENDATIONS OF INTERNATIONAL FINANCIAL CONTROL BODIES

The article reveals the need for nancial control when managing the financial resources of an enterprise. The classification and the system are considered a kind of financial control. The functions of managing financial resources and the importance of these elements for the enterprise are reflected. The measures for improving the system of the internal financial component and the internal financial audit are described.

Текст научной работы на тему «Управление финансовыми ресурсами с позиций рекомендаций органов внутреннего финансового контроля»

управление финансовыми ресурсами с позиций

рекомендаций органов

внутреннего финансового контроля management # of financial resources # from the positions of recommendations of international financial control bodies

ПЬЯНКОВА СВЕТЛАНА ГРИГОРЬЕВНА

Доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления Уральского государственного экономического университета, член Президиума Уральского отделения Вольного экономического общества России, доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН

400

PYANKOVA SVETLANA GRIGORIEVNA

Associate Professor of the Department of Regional, Municipal Economy and Management of the Ural State Economic University, member of the Presidium of the Ural Branch of the Free Economic Society of Russia, doctor of economic sciences, corresponding member of the Russian Academy of Natural Sciences

зАКИРОВА ЭЛИНА РАФИКОВНА

Заведующая кафедрой финансового менеджмента Уральского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, доцент

ZAKIROVA ELINA RAFIKOVNA

Head of the Department of Financial Management of the Ural State University of Economics, Ph.D. in Economics, Associate Professor

ПЕРМЯКОВА УЛЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА

Доцент кафедры финансового менеджмента Уральского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, доцент

PERMYAKOVA ULYANA VASILYEVNA

Associate Professor, Chair of Financial Management, Ural State University of Economics, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыта необходимость финансого контроля при управлении финансовыми ресурсами предприятия. Рассмотрены классифи-

кация и система видов финансового контроля. Отражены функции управления финансовыми ресурсами и значимость данных элементов для предприятия. Описаны меры по совершенствованию систем внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. ABSTRACT

The article reveals the need for financial control when managing the financial resources of an enterprise. The classification and the system are considered a kind of financial control. The functions of managing financial resources and the importance of these elements for the enterprise are reflected. The measures for improving the system of the internal financial com- ponent and the internal financial audit are described.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Финансовый контроль, аудит, налоговый контроль, финансовые ресурсы, управленческий контроль. KEYWORDS

Financial control, audit, tax control, financial resources, management control.

Актуальность исследования

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы организации и осуществления внутреннего контроля. Так, в ст. 19 «Внутренний контроль» Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» указано, что:

1. Экономический субъект обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

2. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту,

402

обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

Успешная работа современной организации невозможна без хорошо налаженной системы управления, основным критерием продуктивности которой является эффективное использование финансовых ресурсов. Актуальность обозначенного вопроса подтверждается высоким спросом на финансовые ресурсы, и специализированные финансовые компании готовы его удовлетворить, предлагая новые формы финансирования. В то же время руководители стали задумываться не только о том, как привлечь капитал, но и о том, как его сэкономить и преумножить.

Система внутреннего ведомственного контроля позиционирует термин «внутренний финансовый контроль» как контрольно-надзорную деятельность внутри органа за подведомственными органами и учреждениями.

Система внутреннего финансового контроля — это одна из составных частей системы финансового менеджмента1. В соответствии с подходами, принятыми в международной практике, ее необходимо рассматривать как непрерывный процесс внутри органа исполнительной власти, направленный на:

1) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета;

1 Задорожная А.Н. Финансы организации (предприятия) [Текст] : учебник / А.Н. Задорожная. — МИЭМП, 2013. — 200с.

2) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством внутренних стандартов и процедур составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (обеспечение достоверности бюджетной отчетности);

3) подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

В общем, финансовый контроль в зависимости от связей между субъектами и объектами контроля распределяется на две крупные группы: внешний и внутренний контроль (см. рисунок).

Рисунок. Виды финансового контроля2

Внешний контроль предусматривает организационную обособленность между субъектом и объектом контроля.

Налоговый контроль — это контроль со стороны налоговых органов за правильностью начисления, правильностью и своевременностью уплаты в бюджеты всех уровней

2 Бровеина Н.Д. Основы финансового контроля; учеб. пособие / Под ред. проф. М.В. Мельник. — М.: Магистр, 2012.

404

и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.

Уполномоченным органом по проведению налогового контроля являются Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы (управления в субъектах Российской Федерации, инспекции на местах).

2. Корпоративный финансовый контроль — это контроль, выполняемый в рамках крупных негосударственных объединений (корпораций, холдингов и т.п.) в отношении дочерних и зависимых организаций, входящих в структуру данных объединений.

В системе управления финансами, как и в любой управляемой системе, выделяют управляющую подсистему (субъект управления) и управляемую подсистему (объект управления).

По нашему мнению, к функциям управления финансами следует относить: анализ ситуаций возможного возникновения рисков, комплекс мер по финансовому мониторингу (прогнозирование), планирование финансовых ресурсов, финансовой деятельности, оперативное регулирование финансов, контроль и учет финансовых ресурсов3.

Вышеназванные функции всегда взаимосвязаны между собой в процессе функционирования системы управления финансовыми ресурсами. Следовательно, мы не можем рассматривать отдельно взятую функцию без учета влияния остальных функций на какую-либо составляющую общей системы управления.

Таким образом, управление финансовыми ресурсами играет важную роль в существовании самой организации.

3 Задорожная А.Н. Финансы организации (предприятия) [Текст] : учебник / А.Н. Задорожная. — МИЭМП, 2010. — 200с.

Финансовые ресурсы являются главным элементом деятельности любой организации, так как с помощью них происходит распределение денежных средств внутри организации, также с их помощью можно взаимодействовать с внешней средой (например, расчеты с банками, поставщиками и покупателями). Поэтому для того, чтобы организация не обанкротилась, не потеряла свои позиции на рынке, стала рентабельной и конкурентоспособной, необходимо создать прочную систему управления финансовыми ресурсами, которая бы обеспечила непрерывный процесс производства, реализации продукции или оказания услуг.

Проблематика

Организация эффективного финансового контроля считается важнейшим направлением теории и практики финансов. Наиболее значительные проблемы финансового контроля следующие:

• отсутствие единой правовой базы финансового контроля. Существует огромное множество нормативных актов, а единой научно обоснованной системы организации и функционирования финансового контроля нет;

• низкая эффективность;

• огромное количество различных контрольных органов;

• большая численность сотрудников, выполняющих контрольные функции;

• наличие множества дублирующих и параллельных функций различных контрольных органов;

• низкое качество взаимодействия контролирующих органов;

• недостаточный уровень профессиональной подготовки большинства работников контрольных органов.

406

Решение проблем

Обязанность осуществлять контроль за полнотой и своевременностью расчетов лежит в первую очередь на самой организации. Для этих целей в структуре управленческого персонала предусматривается подразделение в составе финансовой службы.

Финансовые службы должны вести тщательный учет движения дебиторской и кредиторской задолженности во избежание незапланированных потерь и завышенных платежей в бюджет. Для этого при возникновении сомнительной дебиторской задолженности должны подготавливаться документы для взыскания долга через суд. В случае отказа суда в принятии иска по уважительным причинам или же признания должника несостоятельным убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности уменьшат налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

В целях обеспечения устойчивого финансового положения организации могут создавать резерв по сомнительным долгам за счет отчислений от прибыли. Этот резерв используется для покрытия убытков от списания простроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями4.

Важнейшей задачей при модернизации системы внутреннего финансового контроля уже на первом этапе является включение в нее элементов системы управления бюджетными рисками. Правила осуществления внутреннего финансового контроля предусматривают необходимость формирования карт внутреннего финансового контроля (далее — карты) — очень важного под-

4 Маркова Ю.С. Финансовый контроль, его значение и содержание в современных условиях / Материалы XII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука — СевероКавказскому региону». Том 3. Экономика. 2012. — 247 с.

готовительного документа к проведению контрольных действий. В карте указываются операции, возникающие из соответствующей бюджетной процедуры, ответственные за их выполнение должностные лица, периодичность их выполнения, методы контроля и контрольные действия за их выполнением. Базовыми методами контроля являются самоконтроль и контроль по подчиненности.

Сейчас в правилах четко не описаны критерии выбора операций и характеристик контрольных действий для их занесения в карту. В связи с этим многие рассматривают карту как дополнительный документ, отражающий ход выполнения внутренней бюджетной процедуры, уже предопределенный в локальных актах (регламентах) соответствующих главных администраторов и администраторов бюджетных средств.

Важной задачей по усилению функции внутреннего финансового аудита является выработка подходов к проведению внутреннего аудита достоверности бюджетной отчетности ведомства и их закрепление в правовом поле.

В связи с тем, что сплошная проверка показателей бюджетной отчетности практически нереализуема в связи с ограниченностью материальных и трудовых ресурсов и в принципе нерациональна, аудит отчетности должен проводиться с применением риск-ориентированных методов, предполагающих выявление и оценку рисков существенного искажения бюджетной отчетности, использование данной оценки для определения характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур. Проведение внутренними аудиторами качественной проверки бюджетной отчетности с применением риск-ориентированных методов до ее представления внешним пользователям позволит обеспечить ее достоверность и в

408

итоге значительно снизит риски существенных искажений отчетности об исполнении соответствующих бюджетов5.

Полная реализация перечисленных задач по усилению функции внутреннего финансового аудита позволит постепенно перейти к организации общего внутреннего аудита в ведомствах, в рамках осуществления которого должны решаться следующие задачи:

• внутриведомственная оценка качества управления и контроля за процессами, обеспечивающими достижение показателей (индикаторов) государственных (муниципальных) программ;

• анализ управленческих решений по финансовому обеспечению деятельности ведомства;

• подтверждение достоверности управленческой и бюджетной отчетности.

В качестве одной из задач службы внутреннего аудита выступает взаимодействие с внешними аудиторами при проведении аудиторской проверки организации. При этом органы управления организацией обязаны создать условия для беспрепятственного общения внутренних и внешних аудиторов.

Служба внутреннего аудита может самостоятельно подготавливать предложения и рекомендации по улучшению работы отдельных подразделений и организации в целом, обращаться с ними к высшим органам управления, информировать о недостатках внешних аудиторов.

Управленческий финансовый контроль выполняют органы управления организацией: высшее руководство, дирекция, менеджмент.

5 Скрипачев И. А. Особенности управления финансовыми ресурсами коммерческой организации [Текст] / И. А. Скрипачев // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2010. — № 20. — С. 162-167.

В ходе управленческого контроля достигнутые результаты деятельности сравниваются с данными за прошлые периоды, с показателями других организаций, среднеотраслевыми показателями; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности; выявляются недостатки и ошибки деятельности. Большая роль отводится изучению использования резервов повышения эффективности производства, рационализации, экономному использованию ресурсов, внедрению передового опыта научной организации труда, новых технологий, предупреждению излишних затрат6.

Предложенная классификация и система видов финансового контроля, хотя и не претендуют на всеобъемлющий характер, но могут оказать содействие в понимании осуществления различных видов финансового контроля, учитывать изменения, появление и развитие новых видов финансового контроля.

В заключение отметим, что реализация описанных выше мер по совершенствованию систем внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, на наш взгляд, позволит превратить эти системы в реальный инструмент повышения операционной эффективности бюджетных расходов.

Библиографический список

3. Бровеина Н.Д. Основы финансового контроля; учеб. пособие / Под ред. проф. М.В. Мельник. — М.: Магистр, 2012. — 382 с.

4. Грязнова А.Г. Финансы [Текст]: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина. — М.: Финансы и статистика, 2016. — 504 с.

6 Лукошкин С.В. Классификация видов финансового контроля // Современный бухучет. 2009. № 2. С. 26.

410

5. Задорожная А.Н. Финансы организации (предприятия) [Текст]: учебник / А.Н. Задорожная. - МИЭМП, 2010. - 200 с.

6. Лукошкин С.В. Классификация видов финансового контроля // Современный бухучет. - 2009. - № 2. - С. 26-29.

7. Савцова А.В. К вопросу об управлении финансовыми ресурсами коммерческих организаций [Текст] / А.В. Савцова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2012. - № 4. -С. 205-207.

8. Скрипачев И.А. Особенности управления финансовыми ресурсами коммерческой организации [Текст] / И. А. Скрипачев // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. -№ 20. - С. 162-167.

9. Финансовый контроль, его значение и содержание в современных условиях Маркова Ю.С. / Материалы XII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». Том 3. Экономика, 2012. - 247 с.

10. Финансы: учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮРАЙТ-Издат., 2014. - 462 с.

Bibliographical list

1. Broveina N.D. Osnovy finansovogo kontrolja; Ucheb. posobie / Pod red. prof. M.V. Mel'nik. - M.: Magistr, 2012. - 382 s.

2. Grjaznova A.G. Finansy [Tekst]: uchebnik / A.G. Grjaznova, E.V. Markina. - M.: Finansy i statistika, 2016. - 504 s.

3. Zadorozhnaja A.N. Finansy organizacii (predprijatija) [Tekst]: uchebnik / A.N. Zadorozhnaja. - MIJeMP, 2010. - 200 s.

4. Lukoshkin S.V. Klassifikacija vidov finansovogo kontrolja // Sovremennyj buhuchet. 2009. - № 2. S. 26-29.

5. Savcova A.V. K voprosu ob upravlenii finansovymi resursami kommercheskih organizacij [Tekst] / A.V. Savcova // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2012. — № 4. — S. 205-207.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Skripachev I.A. Osobennosti upravlenija finansovymi resursami kommercheskoj organizacii [Tekst] / I.A. Skripachev // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishheva. 2010. — № 20. — S. 162-167.

7. Finansovyj kontrol, ego znachenie i soderzhanie v sovremennyh uslovijah Markova Ju.S. / Materialy XII regional'noj nauchno-tehnicheskoj konferencii «Vuzovskaja nauka — Severo-Kavkazskomu regionu». Tom 3. Jekonomika, 2012. — 247 s.

8. Finansy: uchebnik / Pod red. prof. M.V. Romanovskogo, prof. O.V. Vrublevskoj, prof. B.M. Sabanti. — 2-e izd., pererab. i dop. — M.: JuRAJT-Izdat., 2014. — 462 s.

Контактная информация:

Уральский государственный экономический университет

620144, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной

Воли, 62/45.

Тел.: (343) 221-26-35

E-mail: pyankovasg@usue.ru

Ural State University of Economics

620144, RF, Ekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 221-26-35 E-mail: pyankovasg@usue.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.