Росс Г.В.
д.э.н., д.т.н., профессор, Финансовый университет
Лихтенштейн В.Е.
д.э.н., профессор, МТУ МИРЭА
УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ ПУЗЫРЯМИ КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Ключевые слова: финансовые пузыри, цифровая экономика, управление, рынок, равновесие, парадигма, эволю-ционно-симулятивный метод, равновесный случайный процесс.
Keywords: financial bubbles, management, digital economy, balance, paradigm, market, evolutionary-simulation methodology, equilibrium stochastic process.
Любая деятельность легко превращается в раздувание пузыря. Не счесть числа способов такого превращения: организация ажиотажного спроса, раскрутка бренда, монополизация, а также воровство, приписки, создание пирамид, финансовый терроризм и пр. Сущность финансового пузыря - в том, что цена товара, услуги или ценной бумаги больше той, которая должна была бы быть, если бы соблюдались условия совершенной конкуренции. Разность этих цен и есть пузырь. Иначе говоря, пузырь - это не обеспеченные активы. Всякий способ зарабатывания денег из денег, например, получение процентов по кредитам, является, вообще говоря, раздуванием пузыря и запрещается исламскими банками1. Они следуют Ветхому Завету, где говорится, «... настоящий праведник «в рост не отдает и процентов не берет»2.
При всем этом, финансовый пузырь, если он не слишком большой и не слишком устойчивый, является полезным, желательным и даже обязательным для здоровья экономики. Это легко пояснить на простом примере, о котором было рассказано в одной из новостных программ: девушка изобрела складные домашние тапочки. Она взяла кредит, наладила мелкое производство, и товар сам себя разрекламировал благодаря «сарафанному радио». Так возник бизнес, который создал более 100 рабочих мест. Этот пример показывает, что ажиотажный спрос может возникнуть стихийно, что он может создать полезный бизнес и что без кредитов ничего бы не получилось. В целом, всякая попытка раздуть пузырь мотивируется желанием легко заработать деньги и является неизбывным стимулом экономической активности. Если представить себе некую идеальную экономику, в которой удалось полностью искоренить пузыри, то это будет либо стагнирующая, либо деградирующая экономика.
Проблемы создают не сами пузыри и даже не их раздувание. В здоровой экономике пузыри сдуваются сами собой. Обычно это связано со спадом ажиотажа. Проблемы создает деятельность, направленная на сохранение пузырей. В этом заинтересованы не только энтузиасты легкого заработка, но также бизнес, который уже в какой-то части превратился в пузырь, и его многочисленные лоббисты в органах законодательной и исполнительной власти. Достижению цели сохранить пузырь могут служить такие финансовые стратегии как рефинансирование, ребрендинг, маркетинговая новация, эмиссия ценных бумаг и пр. Пузыри могут распадаться и сливаться, мимикрировать, прилипать к реальному производству и отрываться от него. Если пузырь делается достаточно устойчивым к изменениям внешних условий, колебаниям рынка и финансовым стрессам, то он начинает играть роль «тихой гавани», привлекает капиталы, поглощает реальное производство.
Главные негативные воздействия финансового пузыря состоят в следующем:
• во-первых, пузырь смещает цену вправо, то есть привносит ошибку в информацию, которую несут цены, искажает экономические измерения и извращает расчеты;
• во-вторых, создает нежелательные перетоки капитала, концентрацию капитала в пузырях, диспропорции в экономике и расслоение по доходам;
• в-третьих, создает условия неопределенности для экономических агентов (ЭА), увеличивает риски для инвестиций и транзакций, приводит к хаотизации экономики.
В цифровой экономике роль финансовых пузырей многократно возрастает в связи с тем, что ее основой является массовое применение искусственного интеллекта и Интернета для принятия решений путем обработки сырых данных. Г. Греф считает, что «данные превращаются в информацию, когда они проанализированы. Новые технологии позволяют обрабатывать сырые данные ... Водоворот данных закружит всех и даже человеческую сущность. ... 230 лайков и мы будем понимать вашу личность лучше, чем близкие. Это используется для управления клиентскими
1 Исламский банк. - https://www.syl.ru/article/332940/islamskiy-bank-printsip-rabotyi-osnovnyie-pravila-islamskiy-bank-bez-prot sentov-bankovskaya-deyatelnost
2 http://nm2000.kz/news/2011-05-23-40737
отношениями. Уже можно считывать психотип из фотографии ... Это принципиально новые модели - выявление истинных потребностей человека». Уже сегодня торговые компании, например, «Али Баба», имеют технологии, которые позволяют в реальном масштабе времени распознавать предпочтения и предсказывать пожелания покупателей. Этого не было на предыдущих технологических укладах, когда создавались машины, которые могут двигаться быстрее чем человек, работать производительнее, чем человек, делать то, на что человек не способен, например, летать. Теперь машины уже научились думать лучше человека. Стало очевидно, что искусственный интеллект превзошел интеллект человека и по скорости обработки информации, и по объему памяти, и по функциональности при работе с сырыми данными. Другое дело, что «машина, которая генерирует тексты, или какое-то изображение, не понимает, что она генерирует. Она сгенерировала последовательность байтов. Это мы уже наполняем эту последовательность семантикой, определяя, что это изображение похоже на картину Рембрандта .. ,»1 «Интеллектуальные системы ... обладают способностями к обучению, рациональным распределениям и направленному или разумному поведению. Вот этих 2-х компонентов у них нет, а есть 1-й: обучаться они могут. Мы не можем смоделировать интеллект человека полностью, кем бы он ни был: врачом, педагогом, или уборщицей»2.
Это оставляет надежду, что искусственный интеллект (ИИ) не победит человека, но несомненно, что ИИ и Интернет меняют окружающую человека среду и вступают с человеком в открытую конкуренцию. Будучи нацелен на получение дохода, или прибыли, или расширения какого-нибудь бизнеса, искусственный интеллект быстро обнаружит, что проще всего делать деньги из денег, раздувать пузыри, а также зарабатывать на человеческих пороках и слабостях. Суммарный, кумулятивный результат прихода цифровой экономики состоит в том, что классическая экономическая парадигма, согласно которой рынок уравнивает спрос и предложение с помощью цен, стала неадекватной. Рыночный механизм хорошо работает везде, где предложение сдерживается ограниченными ресурсами, спрос - ограниченными доходами, и когда предпочтения устойчивы. До недавнего времени эти условия соблюдались почти везде и действие свободного рынка распространялось на все основные категории экономических агентов (ЭА): низкодоходную, среднедоходную и высокодоходную. В цифровой экономике масштабы финансовых пузырей таковы, что:
- низкодоходная категория расширяется и по необходимости превращается в категорию социальных иждивенцев, которые живут на пособия и дотации, не имеют свободных средств, чтобы выбирать на открытом рынке, уподобляя систему потребления системе прямого распределения, для которой рынок - всего лишь ширма;
- среднедоходная категория постепенно, но неуклонно сужается и остается единственным пристанищем для классической рыночной парадигмы;
- высокодоходная категория, оставаясь достаточно узкой, концентрирует самую большую долю финансового капитала, превращается в финансовый пузырь и полностью перестает подчиняться классической экономической парадигме.
Концентрацию капитала в высокодоходной категории достаточно хорошо характеризуют такие цифры: «Всего 13% земного населения владеют 95% капитала Земли»3, «1% самых богатых людей на планете владеют активами в объеме $110 трлн. Это в 65 раз больше совокупного объема богатства, которое принадлежит беднейшей половине человечества»4. По данным известного итальянского журналиста и аналитика Джульетты Кьезы «Этим миром правят 9 человек»5.
Экономическая наука хорошо изучила процессы, происходящее в низкодоходной и среднедоходной сферах, то есть там, где действует классическая парадигма с учетом мер социальной поддержки и прямого распределения. Однако самое интересное и абсолютно неизвестное науке происходит в высокодоходной сфере. Здесь обитают потребители с таким уровнем платежеспособности, что им доступны любые ресурсы в любом количестве. Их предпочтения неустойчивы. Иначе говоря, это сфера экономики неограниченного предложения и неопределенного спроса, в которой нет никакого смысла говорить о равновесии спроса и предложения: классическая парадигма здесь не работает! Примеры неадекватности классической парадигмы приводятся в многочисленных исследованиях, в том числе, удостоенных Нобелевских премий6. В основном это примеры нарушений равновесия из-за психологических факторов. Эти исследования дают полезные рекомендации разработчикам маркетинговых программ, подсказывают, как формировать и распределять премиальные фонды между топ-менеджерами крупных компаний, но они ничего не дают для понимания процессов, свойственных цифровой экономике.
Обобщая все сказанное, мы приходим к формулировке следующей задачи:
необходимо предложить парадигму цифровой экономики, которая охватит все категории экономических агентов и явится поэтому обобщением классической рыночной парадигмы, а также позволит разработать технологию управления финансовыми пузырями, включая:
- способы измерения пузырей;
- целевые критерии управления пузырями;
1 Ламб В. Завтра не умрет никогда. - http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/32318
2 Осипов Г.С. (профессор, зам. директора ФИЦ ИУ РАН, президент Ассоциации ИИ). Завтра не умрет никогда. -http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/32318
3 http://www.234555.ru/publ/11-1-0-70
4 SUNNA PRESS МИР ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСЛАМА. - http://sunnapress.com/news/business/6447-85-samykh-bogatykh-liudei-v-mire-vladeiut-takim-zhe-obemom-aktivov-kak-i-polovina-naseleniia-zemli.html
5 Кьеза Дж.: Этим миром правят 9 человек //Новые ведомости, 17.11.2015. - http://nvdaily.ru/info/38411.html
6 См.: Лихтенштейн В.Е., Росс Г.В. Нобелевские премии и идеология экономической справедливости // Экономические и гуманитарные науки. 2016. - № 5(292).
— способы воздействия на пузыри.
Научный задел для решения поставленной задачи включает теорию равновесных случайных процессов (РСП) [1; 2], методологию математического моделирования РСП, а именно эволюционно-симулятивную методологию [1; 2], способы измерения финансовых пузырей [3], целевые критерии управления пузырями [3], инструментальную систему Decision, позволяющую программно реализовывать ЭСМ [4, 5]. Структурная формулировка эволюционно-симулятивной модели (ЭСМ), которая одновременно является моделью РСП, моделью ЭА и моделью новой парадигмы, представлена соотношениями (1) - (7). Рассматривая содержание переменных и смысл соотношений (1) - (7), мы получаем систему понятий, необходимых для описания новой парадигмы, математическую модель новой парадигмы, а также краткие, но точные характеристики основных компонент системы управления финансовыми пузырями.
Fa,= Р (7Гр ) ах V, (PLt,Fat) = Р1 (PLt,Fat, J,p),если PLt f Fat (2), W2 (PLt ,Fat) =p2 (PLt,Fat J,p) ,если PLt p Fat (3), i\max}{М{¥l (PL,,Fa,)}}} (4), Pt0 =p (PL, f Fa,) (5),
min{
PLt
3/3 limM\P, (PL, + A,Fa,)}-M{V, (PL,,Fa,)}
Д-0м{Р2 {РЦ,Fat)}-М{У2 {РЦ + Д,Fa,)}(
г,, = р2+к {РЦ„Р0,З/З,,Р,7)л = 1,...,к (7).
Понятие ЭА мы трактуем широко, включая сюда кроме домохозяйств, государства, иностранного сектора, что принято в 4-х секторной модели, также отрасли, сферы деятельности, сектора рынка, регионы и органы власти. ЭА находится в случайной среде, под воздействием погоды , политической конъюнктуры /2 , автоколебаний в системах управления /ъ и пр. Будем считать каждый фактор ,/ = 1,...,I скалярной случайной величиной. Учитывая,
что количество факторов не ограничено и что нет ограничений на законы распределения вероятностей значений факторов, это допущение не сужает область нашего рассмотрения. Т.о. в любой момент времени случайная среда представляется случайным вектором / = {,...,/} .
ЭА активен, то есть стремится достичь некоторой цели и реагирует на случайные внешние воздействия. Реакцию ЭА на внешнюю среду мы называем управляющим воздействием. Случайность и активность, сочетаясь, приводят к тому, что функционирование любого ЭА есть «равновесный случайный процесс (РСП) - процесс, траектория которого в фазовом пространстве определяется сочетанием случайных факторов и управляющих воздействий, направление и сила которых определяется размером и направлением отклонения фактической траектории от сглаженной» [2, с. 53]. Наглядно смысл РСП виден на примере сектора рынка конкретного товара. При этом фазовые координаты - это
цена ( X) и объем продаж (Х2); сглаженная траектория - это равновесные цена и объем продаж; фактическая траектория - это мгновенное значения цены и объема продаж; управляющие воздействия - это прибыль (для поставщика) и расходы (для покупателя). Для любого ЭА можно подобрать несколько наиболее важных интегральных характеристик и принять их в качестве фазовых координат.
Точку фазового пространства в момент ,, то есть вектор ^ ,, Х2 ,,..., Хп (} обозначим Ра, (от слова «факт»). Таким образом, Ра = {х:,, Х2,,..., Хп,}. Пусть , = 0 - текущий момент. Если , момент прошлого или текущий момент (то есть, , < 0), то компоненты вектора Ра имеют конкретные значения (реализации). Если же , момент будущего, то есть, если , > 0, то Ра зависит от случайной среды / и является случайным вектором. Кроме того, что Ра зависит от /, он еще зависит от исходных показателей, таких, например, как мощность ЭА (р1), ставка налога на прибыль (р2 ) и т.п.; р = {р,...,) вектор исходных показателей. Соотношение (1) показывает, что с
помощью имитационной модели р {f,p) можно получать реализации Ра через реализации факторов / при заданных исходных показателях р .
Алгоритмы имитационных моделей р,р1 ,р2 ,Р2+к ,к = 1, . , К , включенных в (1) - (7), мы не раскрываем, в
чем и выражается структурный характер этой формулировки. Примеры конкретных (не структурных) формулировок ЭСМ для разных категорий ЭА даны в [4, 5].
По фактической траектории ЭА до текущего момента t = 0 можно построить сглаживающую траекторию и найти на ней точку РЦ (от слова «план»), соответствующую любому моменту будущего t > 0. При этом нам не важно, имеется ли реальная возможность строить сглаживающую траекторию. Мы упоминаем о ней только для того, чтобы пояснить смысл понятия РЦ, которое вместе с понятием Ра, необходимо, чтобы раскрыть механизм мотиваций поведения ЭА. Мотивом всегда является несовпадение факта Ра и плана РЦ . Ведь если бы факт и план всегда совпадали, то никаких усилий, чтобы влиять на происходящее было бы не нужно! Но Ра - случайная, а РЦ -детерминированная величина, и вероятность их совпадения близка 0. Целью управления воздействия является сокращение негативных последствий отклонения Ра от РЦ . Чтобы количественно выражать эти последствия, необходимо иметь возможность сопоставлять Ра и РЦ, определять направление отклонения Ра от РЦ и иметь меру отклонения факта от плана. Для этого на множестве О допустимых значений Ра и РЦ установим отношение порядка. Пусть к отображает О на числовую ось К , то есть, к : О ^ К . Будем считать, что Ра не хуже РЦ и писать Ра Г РЦ, если к (Ра) ^ к (РЦ) и говорить, что Ра не лучше РЦ и писать Ра Р РЦ, если к (Ра) ^ к (РЦ) . Чтобы пояснить эти определения, снова обратимся к примеру рынка. В этом случае в роли к выступает прибыль: если сочетание цены и объема продаж Ра дает больше прибыли, чем сочетание цены и объема продаж РЦ , то Ра не хуже РЦ, то есть Ра Г РЦ .
Разность к (РЦ ) — к (Ра1) (или к (РЦ ) — к (Ра )) не является интегральной мерой негативных последствий отклонения Ра от РЦ . Например, если Ра приносит меньше прибыли, чем РЦ , то кроме прибыли фирма еще теряет долю на рынке, у нее ухудшается баланс, она может нести имиджевые потери. Интегральная характеристика всех этих негативных последствий может выражаться не обязательно в рублях, но и в других единицах, например, в баллах. Соотношение (2) показывает, что имитационная модель р1 ^РЬ<,Ра<,/,р) в ситуации, когда РЦ Г Ра позволяет рассчитать количественную меру негативных последствий отклонения Ра от РЦ, которые мы обозначаем ¥ 1 (PLt, Ра{) и называем издержками завышения. Итак, если Ра хуже (не лучше) РЦ, то есть,
если Ра Р РЦ то негативные последствия есть ¥ 1 (PLt, Fat) .
Как это ни странно, но негативные последствия наступают и тогда, когда факт лучше плана. Ведь если факт лучше, значит, плохим был план, он был занижен. Поскольку мы рассматриваем будущее (t > 0 ), то имеем возможность принять РЦ , который с достаточной вероятностью был бы не хуже Ра . Соотношение (3) показывает, что
имитационная модель р2 (Р^,Раг/,р) в ситуации, когда РЦ р Ра{ позволяет рассчитать интегральную количественную меру негативных последствий отклонения РЦ от Ра1, которую мы обозначаем ¥2 (PLt, Ра{) и
называем издержками занижения. Издержки ¥1 (PLt, Fat) и ¥2 (PLt, Fat) соизмеримы и соотношение (4) выражает минимаксную стратегию поведение ЭА. Ее суть в том, что ЭА стремится минимизировать больший из риска завышенияМ|¥; (РЬ{,Ра)} и риска занижения М|¥2 {РЬ<,Ра<которые являются математическими ожиданиями издержек завышения ¥; (Р, Ра1) и издержек занижения ¥; (Р, Ра1) соответственно.
Соотношения (1) - (4) однозначно определяют оптимальный план РЦ , а соотношение (5) показывает, что с РЦ однозначно связан показатель Р 0 , который мы называем надежностью и который выражает вероятность того, что оптимальный план будет не хуже факта. Соотношение (6) определяет показатель з/з,, (от «Завышение/Занижение»), и выражает отношение риска завышения к риску занижения в окрестности оптимума. На основе РЬ,,Р^,З/3,,р,f могут вычисляться расчетные показатели Тк1,к = 1,...,К, на что указывает соотношение (7).
Итак, нами введены понятия: экономический агент, случайная среда, управляющее воздействие, активность, равновесный случайный процесс, план, факт, издержки завышения, издержки занижения, риск завышения, риск занижения, надежность, завышение/занижение. Эти понятия описывают модель (1) - (7). При этом суть новой парадигмы выражает соотношение (4), которое эквивалентно можно записать так:
Риск завышения = Риск занижения
Равенство рисков завышения и занижения определяет поведение экономических агентов (ЭА) всех категорий, в том числе, низкодоходных, среднедоходных и высокодоходных. Даже ЭА, у которого нет ресурсных ограничений, который имеет изменчивые предпочтения и неопределенные намерения, все равно ориентируется на свои субъективные риски, исходя из того, как бы не сделать чего лишнего (риск завышения) и не упустить чего-нибудь необходимого (риск занижения). При этом классическая экономическая парадигма, которую выражает равенство:
Спрос = Предложение
является частным случаем условия (4). Пусть Fa - объем продаж, C - цена, S - себестоимость. В линейном приближении соотношение (2) запишется так:
¥j(PLt,Fat) = S*(PL-Fa),если PLt > Fat (8),
а соотношение (3) так:
W2 (PL,Fa,) = (C-S) *(Fa, -PL),если PL < Fa, (9).
S
ЭСМ (1), (8), (9), (4) - (7) является моделью классической парадигмы. Причем З/З, ;
C — S
7 = ^L= C — S _ О
Z - удельная доходность; D = Z * P, - удельная доходность с учетом риска. Z и D - рас-
З / З, S
четные показатели. Имеется строгое математическое доказательство, что равновесие спроса и предложения является частным случаем равновесия рисков завышения и занижения (основная теорема теории РСП, см. главу 3 в [2]).
Понятие «Доля финансового пузыря» (ДФП) было введено в [3]. ДФП измеряет долю, которую занимает обеспеченная часть в номинальной стоимости валюты или ценной бумаги. Одновременно ДФП выражает вероятность достоверности экономического показателя, например, прибыли, капитализации, цены и т.д. ДФП можно уподобить показателю «Крепость спиртного напитка», который является отношением «... объёма растворённого безводного спирта к объёму всего напитка, умноженному на 100%»1. Например, если ДФП доллара составляет 97% (см. [3]), то это значит, что реальная цена зеленой бумажки составляет 3 цента. Остальные 97% - пузырь, финансовое ничто, пустота. Вместе с этим, ДФП выражает вероятность достоверности цены или иного экономического показателя. Например, если капитализация некоторой фирмы равна $N, то ДФП есть вероятность, что цифра N истинна. Чтобы рассчитать ДФП конкретного ЭА (или валюты, или ценной бумаги) необходимо:
- Во-первых, найти эталонного ЭА (или валюту, или ценную бумагу), который подобен исследуемому и действует в условиях, близких к совершенной конкуренции.
- Во-вторых, рассчитать для эталона и для исследуемого ЭА (или валюты, или ценной бумаги) хотя бы одну из
характеристик PL, P°, З / З , имея ввиду, что для расчета часто могут быть использованы не только специально
разработанные и реализованные в Decision ЭСМ, но и разнообразные прямые способы. В частности, P° часто можно непосредственно оценить по данным статистической отчетности или на основе специальных, ограниченных, конфиденциальных социологических опросов. Во многих случаях могут использоваться ЭСМ, изложенные в [2; 3; 4; 5], которые составляют уже достаточно большую библиотеку.
- В-третьих, воспользоваться для расчета ДФП взаимно однозначным соответствием показателей
PL,P\ З / З D и универсальной соизмеримостью показателей З / З,Р0, D . Зная P и З / З , можно рассчитать D , а зная D3 эталона и Du исследуемого ЭА (или валюты, или ценной бумаги), можно рассчитать ДФП по формуле: ДФП = D * 100% .
Du
Цели управления финансовыми пузырями определяются тем, что:
- во-первых, управление пузырями системно решает целый комплекс взаимосвязанных и взаимно дополнительных задач, включая достижение экономической справедливости (это понятие введено в [3]), повышение надежности и достоверности экономических измерений, снижение диспропорций, повышение эффективности;
- во-вторых, обеспечивает возможность эффективного государственного вмешательства в экономику без существенных ограничений для действия механизмов рыночной саморегуляции, а, напротив того, опираясь на эти механизмы;
- в-третьих, в цифровой экономике значение управления пузырями резко возрастает и получает, по всей видимости, первостепенное значение.
Целью управления является выравнивание ДФП у разных ЭА, но не стремление обеспечить строгое и непрерывное равенство. Необходимо лишь обеспечивать устранение нежелательных аномалий в размерах и в устойчивости пузырей. Достаточно подробно цели управления анализируются в [3]. Согласно доказанным теоремам (см. главу 3 в [2]) пузыри приводят к увеличению различий в значениях D и концентрации капитала там, где D больше. Возрастание D способствуют как экономическому росту, то есть увеличению капитализации ЭА, или объемов производства, или улучшению котировок акций и т.п., так и к росту ДФП. Экономический рост можно считать качественным
1 https://ru.wikipedia.org/wiki/Крепость_напитка
только в том случае, если он происходит либо при постоянном ДФП, либо при его умеренном увеличении, во всяком случае, меньшем, чем рост экономики. Если же рост в основном происходит за счет ДФП, то он качественным не является.
Какой, например, смысл обсуждать прекрасный многолетний рост ВВП США и тыкать этим ростом нашим монетарным органам, если мы не знаем, какую долю в этом росте занимает увеличение финансового пузыря. Очень даже может быть, что это вообще никакой не рост, а чистое раздувание пузыря и этим ростом совсем не нужно гордиться, а с ним нужно активно бороться. Известно, что вложения в инфраструктуру, в образование, в новые технологии дают медленный рост ВВП, который к тому же не в полной мере получает отражение в статистике. В противоположность этому всякое раздувание пузыря идет прямым вкладом в ВВП той страны, резидентом которой является его владелец. «Nintendo, которой принадлежит бренд Pokemon заработала за неделю больше денег, чем Центробанк печатает за год»1. Nintendo характерен именно для цифровой экономики. Ему ничего не нужно, кроме Интернета: ни металла, ни энергии, ни труда. Спрашивается, чем Pokemon лучше финансовой пирамиды? Допустимо ли с помощью игр столь быстро концентрировать столь огромные финансовые средства? Например, на бирже в случае больших скачков или паники приостанавливают торги. Почему бы не приостанавливать распространение игры? Или не ввести особое налогообложение? Или не ограничить способы использования средств в пузырях? Или не ограничить перемещение таких средств? Все это меры управления пузырями, подобными Nintendo. Пример с Nintendo вовсе не является редким исключением. Сегодня видеоблогеры формируют миллионные аудитории и зарабатывают миллиарды.
Задачу мониторинга ДФП следует возложить на статистические службы, рейтинговые агентства и Центробанк соответственно направлениям их деятельности. Их следует обязать открыто и регулярно публиковать данные по ДФП. Они же должны разрабатывать и утверждать методики расчета и использования ДФП при оценках стоимости бизнеса, для оценок котировок валют, выполнении сравнительных исследований и др. Принципиально важно, чтобы методики расчета ДФП, источники информации для расчета и программное обеспечение тоже были открыты для свободного и бесплатного (за государственный счет) доступа в интерактивном режиме, что должно быть закреплено законодательно. Каждый желающий должен иметь возможность оперативно, в режиме диалога рассчитать ДФП для себя, для конкурента, для совершения сделки и т.п. Иначе расчет ДФП, присвоение ДФП бизнесу или ценным бумагам тут же превратится в способ недобросовестной конкуренции, давления, шантажа и, в конечном итоге, станет еще одним способом сокрытия, сохранения и раздувания пузырей.
Список литературы
1. Лихтенштейн В.Е., Росс Г.В. Новые вопросы в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2013.
2. Лихтенштейн В.Е., Росс Г.В. Равновесные случайные процессы: теория, практика, инфобизнес. - М.: Финансы и статистика, 2015.
3. Авдийский В.И., Безденежных В.М., Лихтенштейн В.Е., Росс Г.В. Экономическая справедливость и безопасность экономических агентов. - М.: Финансы и статистика, 2016.
4. Лихтенштейн В.Е., Росс Г.В. Информационные технологии в бизнесе: применение системы Decision в микро- и макроэкономике. - М.: Финансы и статистика, 2008.
5. Лихтенштейн В.Е., Росс Г.В. Информационные технологии в бизнесе: применение системы Decision в решении прикладных экономических задач. - М.: Финансы и статистика, 2009.
1 http://07kbr.ru/2016/07/21/pokemon-go-v-rossii-na-soveshhanii-v-centrobanke-nashli-pokemonov/
367