Научная статья на тему 'Управление финансовой безопасностью организаций'

Управление финансовой безопасностью организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
476
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / СЛУЖБЫ / ВИД / СОТРУДНИКИ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ОРГАНИЗАЦИИ / УГРОЗЫ / ПОТЕРЯ ПРОДУКЦИИ / ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ / FINANCIAL SAFETY / MANAGEMENT / SERVICES / A KIND / EMPLOYEES / FUNCTIONAL STRUCTURE / THE ORGANIZATIONS / THREATS / PRODUCTION LOSS / FINANCIAL RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябова Наталья Владимировна

В статье раскрыта сущность создания условий для финансовой безопасности организаций различных видов на основе изучения трудов российских ученых. Показаны различные варианты управления финансовой безопасностью организаций в зависимости от масштаба деятельности. Разработаны структуры управления крупными компаниями, а также предприятиями со средними и небольшими объемами производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE FINANCIAL SAFETY OF THE ORGANIZATIONS

The essence of creation of conditions for financial safety of the organizations of various kinds on the basis of studying of works of the Russian scientists is opened. Various variants of management by financial safety of the organizations depending on activity scale are shown. Management structures by the large companies, and also the enterprises with average and small volumes of output are developed.

Текст научной работы на тему «Управление финансовой безопасностью организаций»

УДК 336.6

Рябова Н.В., асп.

Управление финансовой безопасностью организаций

В статье раскрыта сущность создания условий для финансовой безопасности организаций различных видов на основе изучения трудов российских ученых. Показаны различные варианты управления финансовой безопасностью организаций в зависимости от масштаба деятельности. Разработаны структуры управления крупными компаниями, а также предприятиями со средними и небольшими объемами производства.

Ключевые слова: финансовая безопасность, управление, службы, вид, сотрудники, функциональная структура, организации, угрозы, потеря продукции, финансовые риски.

Система обеспечения финансовой безопасности деятельности хозяйствующего субъекта - это совокупность специальных служб, средств, методов и механизмов, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов собственников, персонала, имущества от внутренних и внешних негативных факторов. Основными функциями системы обеспечения финансовой безопасности по являются: выявление, предвидение и устранение внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам хозяйствующих субъектов; осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации различных видов угроз; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения финансовой безопасности как персонала, так и имущества; осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования организаций, пострадавших в результате возникновения чрезвычайных ситуаций; уточнение экономических интересов и определение приоритетов в хозяйственной деятельности по обеспечению финансовой безопасности и разработка основных направлений ее обеспечения.

Как показало исследование, на предприятиях различных видов промышленности отсутствуют структуры управления финансовой безопасностью. В отношении видов служб существуют различные мнения. B.C. Гусев условно подразделяет их на два основных вида: входящие в структуру предприятий и полностью содержащиеся за их счет; существующие как самостоятельные коммерческие или государственные организации и нанимаемые предприятием для выполнения функций по обеспечению некоторых аспектов его финансовой безопасности.

Ко второму виду относятся структуры, специализирующиеся на оказании услуг в сфере финансовой безопасности. Они могут решать широкий круг вопросов: от комплексной защиты предприятия до выполнения конкретных функций (например, выявление подслушивающих устройств, охрана транзитных перевозок, личная охрана сотрудников). К этому виду структур можно отнести как частные охранно-сыскные агентства, так и государственные организации - отдельные подразделения милиции, вневедомственная охрана, ОМОН, внутренние войска МВД РФ.

Вряд ли можно полностью согласиться с такой точкой зрения применительно к выбранным объектам исследования, особенно с использованием услуг внутренних войск МВД РФ и др. Кроме того, отсутствует предложение по созданию структур смешанного типа [1].

Учитывая это, обоснована функциональная структура служб финансовой безопасности предприятия, в которой службы могут иметь следующие виды: внутренние, входящие в состав организационных структур; внешние, входящие в состав других предприятий, или самостоятельные фирмы; смешанные, в которых руководителем является работник других фирм.

Предложенная структура служб финансовой безопасности предприятия является универсальной, осуществляющей создание условий для функционирования всех направлений

деятельности. Такая служба в организациях может быть создана в холдингах, финансовопромышленных группах, корпорациях, т.е. в крупных структурах.

В то же время структура по управлению может не иметь самостоятельного подразделения. Ее сотрудники будут рассредоточены по функциональным отделам, в рамках которых они могут выполнять функции по управлению финансовой безопасностью в конкретной области деятельности.

В некоторых случаях целесообразно создавать структуры по управлению финансовой безопасностью смешанного типа, когда специалист организации, используя потенциал квалифицированных кадров и технические коммуникации других фирм, возглавляет всю работу.

В результате исследования выявлены сферы возникновения угроз эффективной работе предприятий, нуждающиеся в обеспечении финансовой безопасности от хищений продукции, ее порчи, разбойных нападений, диверсий с целью захвата имущества и т.д. В этом случае целесообразно использовать второй вариант структуры управления финансовой безопасностью организации, когда становится экономически выгоднее прибегнуть к привлечению частных фирм в разрешении проблем, связанных с угрозами финансовой безопасности предприятия, в частности с угрозами, обусловленными техническим проникновением (выявление подслушивающих устройств, контроль эфира), особенно в тех случаях, когда нужны разовые мероприятия подобного рода. Учитывая весьма высокую стоимость аппаратуры, необходимой для выявления угроз технического проникновения, экономически целесообразнее оказывается наем специалистов из сторонней организации, чем содержание на предприятии соответствующего оборудования и штата сотрудников. Следует также учитывать значительные затраты на профилактику этой техники, ее обслуживание и обновление взамен морально устаревшей, обучение персонала.

Кроме того, охрана объекта собственными сотрудниками становится опасной в связи с тем, что наблюдается попустительство с их стороны по отношению к знакомым из числа персонала. Нередко кражи продукции осуществляют работники данного предприятия, вступившие в сговор с работниками службы, обеспечивающей сохранность продукции.

Следует также отметить, что персонал организаций не владеет профессиональными навыками охраны объектов и часто в первую очередь подвергается нападению со стороны преступников. Этот вид управления финансовой безопасностью позволяет уменьшить ущерб, снизить потери сырья и готовой продукции, а следовательно, в значительно большем количестве направить их в сферу рынка на удовлетворение потребностей населения.

Второй вид сфер, где могут возникать угрозы, относится к производственной деятельности организаций. Такими сферами являются: обеспечение приема качественного сырья, регулирование системы качественной его переработки, управление процессами хранения сырья и готовой продукции, управление системой обеспечения качества продукции и полуфабрикатов, транспорта, использование безопасного оборудования и контрольноизмерительных приборов, соблюдение установленных режимов организации ведения технологических процессов, подготовки сырья к переработке, выработки готовой продукции, упаковки и отпуска, соблюдение норм и нормативов, управление закупкой и снабжением ресурсов [3].

Отсутствие надлежащего органа управления на данном участке деятельности организации вызывает непредсказуемые последствия, представляющие угрозу производству продукции; использование некачественного сырья снижает качество и конкурентоспособность выработанной продукции; увеличение удельного веса бракованной продукции; несвоевременное регулирование процесса производства приводит к выпуску некачественной продукции, которая, попадая в рыночную сферу, наносит ущерб здоровью потребителей. Кроме того, некачественная продукции снижает платежеспособность населения. Для восполнения ее объема требуется дополнительное количество произведенных продуктов питания. Наряду с этим из рыночной сферы будет изъята вся партия продукции, что повлечет для организации дополнительные финансовые и материальные потери, снижение эффек-

тивности деятельности и утрату имиджа; несоблюдение норм и нормативов расходования сырья и введения компонентов приводит к выработке бракованной продукции, ухудшению состояния здоровья потребителей, дополнительной выработке продукции вместо некачественной, снижению финансовых показателей.

Такая ситуация приводит к использованию транспортных средств, несоответствующих санитарно-гигиеническим и техническим нормам приводит не только к снижению качества продукции, получению рекламаций, но и утрате ее объема со всеми вышеперечисленными финансовыми последствиями. Закупка и снабжение всеми видами ресурсов при отсутствии надлежащего управления приводит к дополнительным затратам, связанным с низким их качеством, превышением запасов, увеличению расходов на хранение, содержание хранилищ и т.д., что отражается на финансовой безопасности организации. Следующая важнейшая сфера управления финансовой безопасностью на предприятиях и организациях представлена обеспечением качественной работы оборудования и снижением простоев оборудования. Сюда можно отнести: своевременное проведение капитального, текущего, пла-ново-предупредительного и профилактического ремонта оборудования, создание необходимого запаса запчастей, повышение квалификации персонала, соблюдение норм амортизации и замены оборудования, контроль и регулирование его в процессе работы.

Внедрение в организациях структуры, осуществляющей управление качественной эксплуатацией оборудования, обеспечивает: обновление оборудования, внедрение инноваций; рост объемов производства продовольствия; выпуск качественной продукции; эффективное использование оборудования за счет снижения простоев; рост квалификации персонала; улучшение условий труда; внедрение культуры производства; снижение себестоимости продукции и др.

Аккумулирующей сферой проявления опасности организации по праву могут считаться экономическое развитие, финансы и информационное обеспечение, где количественно отражаются все положительные и отрицательные аспекты различных видов деятельности.

К числу управляющих воздействий, на наш взгляд, относятся: составление баланса, финансовые потоки, процессы получения прибыли и ее использование; изыскание средств для расширения ассортимента продукции за счет диверсификации и реструктуризации производства; рост заработной платы персонала; возможность снижения дебиторской и кредиторской задолженности; развитие социальной среды; повышение квалификации персонала; сбор, обработка, систематизация и использование информации.

Управление финансовыми потоками является особым видом деятельности, так как некачественное воздействие на специфические показатели, а также отсутствие служб управления финансовой безопасностью в других подразделениях может снизить прибыль предприятия, повысить объем кредиторской и дебиторской задолженности, приостановить процессы расширения воспроизводственной деятельности, привести к снижению профессионализма и ухудшению социальной среды.

Значительную угрозу эффективности работы организации представляет получение конкурирующими фирмами конфиденциальной информации об объемах производства продукции различного ассортимента, сегменте реализации, сети поставщиков и потребителей и т.д.

Особой сферой управления финансовой безопасностью организации, оказывающей относительное влияние на результативность деятельности, назовем работу менеджеров, связанную с принятием эффективных решений. Несвоевременное или неправильно принятое управленческое решение приводит к: невыполнению плана производства продукции и стратегии развития; повышению степени финансовых и других видов рисков (например, заключение договоров с несостоятельными поставщиками сырья и потребителями готовой продукции); снижению сегмента и ниши рынка; утрате длительных выгодных контрактов и взаимоотношений с институциональными органами власти.

На основе выявленных сфер управления финансовой безопасностью на микроэкономическом уровне были разработаны структуры управления службой безопасности для

предприятий с различными масштабами производства. В общей совокупности хозяйствующих субъектов такое управление ориентировано на достижение национальной независимости страны.

Для крупного интегрированного образования рекомендуется введение в его общую организационную структуру руководителя департамента по обеспечению финансовой безопасности, которому функционально подчинены руководители или ответственные работники служб по охране имущества, обеспечению финансовой безопасности факторов производства, увеличению финансовых средств, обеспечению качества сырья и готовой продукции, обеспечению качества работы оборудования, информационно-аналитический центр и др. [1].

Для специализированных и средних предприятий рекомендуется назначение ответственного за обеспечение финансовой безопасности, который также вводится в организационную структуру управления. Этому специалисту по данному аспекту деятельности функционально подчинены начальник службы по охране имущества, специалисты отделов по качеству сырья и готовой продукции, бухгалтерии, финансового, экономического, транспортного, информационно-аналитического центра, начальники цехов. Введение на предприятиях рекомендуемых структур управления финансовой безопасностью будет способствовать повышению общей эффективности их деятельности, расширенному воспроизводству, а следовательно, достижению благоприятного уровня национальной безопасности [2].

Эффективность процессов управления финансовой безопасностью предприятий может быть выражена через интегральный показатель - критерий эффективности управления финансовой безопасностью. Кроме того, рекомендуется применять метод определения эффективности деятельности службы управления финансовой безопасностью трудовых ресурсов, которая может осуществляться через критерий управления безопасностью труда.

Структурный состав впервые введенных в практику управления критериев показывает сферы, где достигнут максимальный эффект, а также свидетельствует о низком уровне активности служб, не обеспечивших охрану труда и продукции, сохранность ресурсов, высокое качество продукции и рост прибыли. Наряду с этим критерии эффективности управления финансовой безопасностью могут быть использованы в аналитической оценке финансового состояния организации, при определении дополнительных условий по созданию безопасности организации производства, труда и управления. Как показала апробация использования разработанной структуры управления финансовой безопасностью предприятий и метод оценки ее эффективности, 89 % специалистов различных видов деятельности считают возможным их применение в практической деятельности, 11 % - считают метод сложным или неприемлемым.

Учитывая высокий рейтинг разработанных научно-методических положений, можно сделать следующие выводы, что в условиях повышенной преступности и криминализации общества для роста эффективности работы предприятий необходимо создавать структуры управления финансовой безопасностью, обеспечивающие сохранность и качество сырья и готовой продукции, прирост прибыли и улучшение основных финансовых показателей.

Структуру управления финансовой безопасностью предприятий целесообразно дифференцировать в зависимости от масштабов производства и разветвленности коммерческой деятельности организаций. Обоснованием целесообразности введения службы по управлению финансовой безопасностью является эффективность, оценку которой необходимо осуществлять по многофакторным моделям, предложенным в исследовании.

Литература

1. Гусев B.C. и др. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.

2. Минаева Е.В. и др. Глобальная экономика. Энциклопедия. М.: Финансы и статистика,

2011.

3. Петренко И.Н. Основы безопасности функционирования хозяйствующих субъектов. М.: Анкил, 2006.

УДК 316.4.06

РотатаяА. Г., асп.

Проблемы кадрового обеспечения в сфере муниципальной службы

В статье на основе социологических исследований анализируются ключевые проблемы кадрового корпуса органов местного самоуправления Нижегородской области, а также способы их решения

Ключевые слова: местное самоуправление, кадровый состав органов местного самоуправленияпрофессиональное развитие муниципальных служащих.

Местное самоуправление, являясь одним из важнейших институтов российской государственности, и определенное как форма осуществления народом своей власти непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, призвано обеспечить решение вопросов местного значения, а также производить управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей, проживающих на территории конкретного муниципального образования. Таким образом, устойчивое развитие местного самоуправления может быть обеспечено в первую очередь при условии эффективного функционирования органов местного самоуправления. При этом необходимо отметить, что решающая роль в этом процессе принадлежит муниципальным служащим, так как от уровня их профессионализма зависит качество решения проблем населения и развитие каждого муниципального образования и страны в целом.

Однако по-прежнему злободневной остается проблема низкого качества кадрового корпуса органов местного самоуправления. Более того, результаты многочисленных социологических исследований, посвященных изучению различных аспектов функционирования местного самоуправления, дают возможность говорить о наличии проблем, связанных с недостаточно высоким уровнем профессионализма муниципальных служащих.

С целью изучения проблем кадрового обеспечения муниципальной службы, коллективом Нижегородского института управления при участии автора, был проведен ряд социологических исследований . В статье на основе результатов указанных исследований, а также - включенного наблюдения, которое автор осуществлял находясь на стажировке в органах местного самоуправления Нижегородской области, была предпринята попытка проана-

В марте 2010 г под руководством профессора, д.с.н. В.А. Мальцева было проведено исследование «Отношение населения к местному самоуправлению» (N=200).

В апреле 2010 года под руководством профессора, д.с.н. В.А. Мальцева было проведено исследование в рамках НИР по проблеме «Развитие инновационной системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих России» в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы. В ходе исследования были опрошены государственные (N=667) и муниципальные служащие (N=465), эксперты в области управления (N=152), а также преподаватели региональных академий государственной службы (N=219).

В апреле 2011 г. под руководством профессора, д.с.н. В.Ф. Анурина было проведено исследование «Отношение населения Нижегородской области к деятельности местного самоуправления в сельских поселениях» (N=401)

213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.