Научная статья на тему 'Управление филиалом коммерческого банка'

Управление филиалом коммерческого банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
497
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / БАНКОВСКИЙ БИЗНЕС / ФИЛИАЛЬНАЯ СЕТЬ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЬ / БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашков Р.В., Юденков Ю.Н.

Банковская деятельность играет важную роль в экономике, уровень развития экономики страны напрямую зависит от наличия развитой банковской инфраструктуры. Банковский бизнес, в основном, сосредоточен в крупных городах, а население заинтересовано в получении современных банковских услуг независимо от района проживания, поэтому развитие филиальной сети актуально для нашей страны, банку это позволяет охватить большую территорию и привлечь большее количество клиентов, что способствует росту банка. Развитие банком филиальной сети в условиях жесткой конкуренции предъявляет новые требования к качеству корпоративного управления, организации систем управления рисками и внутреннего контроля, изменению методов традиционного обслуживания клиентов в офисах банка или филиала. Банковский менеджмент, включая руководство филиала, должен использовать новые технологии стратегического управления, современный инструментарий лучших мировых практик в целях обеспечения сбалансированного управления деятельностью, сохранения финансовой устойчивости и достижения прибыльности банка и его филиалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление филиалом коммерческого банка»

Управление филиалом коммерческого банка

Пашков Роман Викторович,

банковский юрист, Финуниверситет

Юденков Юрий Николаевич,

к.э.н., проф., РАНХиГС

Банковская деятельность играет важную роль в экономике, уровень развития экономики страны напрямую зависит от наличия развитой банковской инфраструктуры. Банковский бизнес, в основном, сосредоточен в крупных городах, а население заинтересовано в получении современных банковских услуг независимо от района проживания, поэтому развитие филиальной сети актуально для нашей страны, банку это позволяет охватить большую территорию и привлечь большее количество клиентов, что способствует росту банка. Развитие банком филиальной сети в условиях жесткой конкуренции предъявляет новые требования к качеству корпоративного управления, организации систем управления рисками и внутреннего контроля, изменению методов традиционного обслуживания клиентов в офисах банка или филиала. Банковский менеджмент, включая руководство филиала, должен использовать новые технологии стратегического управления, современный инструментарий лучших мировых практик в целях обеспечения сбалансированного управления деятельностью, сохранения финансовой устойчивости и достижения прибыльности банка и его филиалов. Ключевые слова: коммерческий банк, банковский бизнес, филиальная сеть, управление рисками, внутреннего контроль, банковский менеджмент

Введение

Банковская деятельность играет важную роль в экономике, уровень развития экономики страны напрямую зависит от наличия развитой банковской инфраструктуры. Банковский бизнес, в основном, сосредоточен в крупных городах, а население заинтересовано в получении современных банковских услуг независимо от района проживания, поэтому развитие филиальной сети актуально для нашей страны, банку это позволяет охватить большую территорию и привлечь большее количество клиентов, что способствует росту банка.

В статье представлен комплексный анализ различных аспектов управления филиалом коммерческого банка в условиях постоянно меняющейся внешней и регулятор-ной среды, позволяющий сформировать целостное представление о стратегии развития филиальной сети банка.

Управление филиалом строится аналогично управлению офиса головного банка, по тем же корпоративным правилам и стандартам, но вместе с тем, имеет ряд особенностей, таких как: установление и контроль лимитов, проводимых филиалом операций, взаимодействие сотрудников служб внутреннего контроля головного банка и филиала, организационная структура филиала и контроль деятельности сотрудников филиала, доходность филиала и утверждение бюджетов, разработка стратегии развития филиала и бизнес-планирование.

Конкуренция в банковской системе продолжит свой рост, этому способствует реформирование пруденциального надзора и разделение банков в зависимости от размера капитала, объема и характера проводимых операций. Развитие инновационных способов ведения банковского бизнеса влияет на рост затрат на ^-технологии и мобильный банкинг, а также на себестоимость банковских продуктов и услуг.

Развитие банком филиальной сети в условиях жесткой конкуренции предъявляет новые требования к качеству корпоративного управления, организации систем управ-

Управляющии филиалом

I

I

I

Заместитель управляющего

I

Заместитель Отдел Отдел

управляющего финансового внутреннего

мониторинга контроля

и валютного

контроля

V

ц Юридический

~~1' отдел

—N Отдел

кредитования

Отдел

—N автоматизации

1 оанковскич

процессов

Отдел

—N безопасности и

1 защиты

информации

Отдел по работе

Ц/ с персоналом

Отдел

бухгалтерского учета и

отчетности

Бэк-офис

Отдел расчетно

кассового

обслуживания

Отдел инкассации

Адм и н истр«тги вно-\о<чиствон:-1ЫЙ 01 дел

I

I

Рис. 1. Схема организационной структуры филиала

О £

Ю

5

2 е

7

Таблица 1

Наименование подразделения

Цель деятельности

Круг решаемых задач

Юридический отдел

Полное юридическое сопровождение всех операций (сделок), проводимых филиалом

Осуществление защиты прав и законных интересов филиала, в том числе в суде

Содействие укреплению финансового положения филиала посредством своевременного консультирования руководства филиала и сотрудников, надлежащего оформления договоров

Оказание содействия органам управления филиала в целях обеспечения законности совершаемых филиалом действий

Осуществление мониторинга изменений законодательства РФ, проведение консультирования и оперативного информирования подразделений филиала о таких изменениях

Осуществление контроля соблюдения филиалом гражданского законодательства РФ_

Осуществление контроля правильности применения сотрудниками филиала нормативных и иратовых актов РФ

Отдел кредитования

Предоставление субъектам малого и среднего бизнеса и физическим лицам линейки кредитных продуктов и получение филиалом прибыли

Привлечение потенциальных заемщиков, отвечающих требованиям регулятора к финансовому положению, низкому уровню кредитного риска, способствующих повышению качества кредитного портфеля

Повышение качества обслуживания заемщиков и предоставление новым и обслуживаемым клиентам кредитных продуктов и услуг

Осуществление функций, способствующих реализации векселей банка заемщикам и иным клиентам филиала

Проведение оценки кредитоспособности заемщика в течение всего периода действия кредитного договора, осуществление запросов н получен и я документов в соответствии с требованиями законодательства РФ и внутренних документов банка_

Проведение мониторинга кредитных операций филиала

Осуществление управления кредитным риском, контроля уровня риска и своевременное принятие мер для минимизаций кредитного риска фил нала

Формирование пакета документов в соответствии с требованиями законодательства РФ и внутренних документов банка, ведение кредитного досье заемщика

Осуществление постоянного контроля за полнотой и своевременностью уплаты заемщиками основного долга и процентов по ссудам_

Предложение пакетных продуктов, включая страхование, а также применение различных форм и методов кредитования для максимального удовлетворения интересов заемщиков, в том числе потенциальных_

Соблюдение лимитов кредитования, установленных головным банком, в случае возможного превышения лимитов незамедлительно уведомлять рукшюдспю филиала и головного банка

Соблюдение сотрудниками отдела кредитования при исполнении должностных обязанностей требований нормативных и правовых актов, в том числе законодательства в сфере ПОД''ФТ

Соблюдение сотрудниками отдела кредитования при исполнении должностных обязанностей требований, установленных внутренними документами банка и фил нала

На регулярной основе предоставление отчетности руководству филиала и кредитном)' департаменту головного банка, включая отчетность для представления органам регулирования и надзора

Отдел бухгалтерского учета и отчетности

Организация контроля и учета финансово - хозяйственной деятельности филиала и формирование достоверной отчетности

Организация своевременности получения первичных документов, характеризующих деятельность филиала, формирование достоверной информации о фактах хозяйственной жизни и результатах деятельности филиала, оперативное отражение в автоматизированных системах н базах данных филиала

Осуществление ежедневного контроля за движением денежных средств, отражение операций в учете, проведение сверки полученных документов на предмет не превышения с меты расходов

Осуществление контроля бюджета филиала

Осуществление контроля наличия, сохранности и движения имущества филиала, участие в ревизиях денежных средств, ценностей и имущества_

Осуществление контроля оптимального использования матер и а ль н ых, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными сметами

Осуществление контроля соблюдения обязательных нормативов, установленных Банком России, соблюдение лимитов и сублимитов, установленных головным банком

Осуществление контроля соблюдения налогового законодательства РФ, взаимодействие с налоговыми органами, включая переписку и передачу отчетности в электронном виде

Формирование бухгалтерской отчетности филиала и ее предоставление руководству филиала, головному банку и органам надзора_

Б

а

2 о

ления рисками и внутреннего контроля, изменению методов традиционного обслуживания клиентов в офисах банка или филиала.

1. Организационная структура филиала

К компетенции органов управления головного банка в части организации деятельности филиала относятся вопросы:

■ определение основных направлений развития и совершенствования деятельности филиала;

■ разработки комплекса мероприятий по всестороннему удовлетворению по-

требностей клиентов филиала в банковских услугах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ получения филиалом максимальной доходности;

■ утверждения планов деятельности филиала;

■ принятия решений об изменении организационно-штатной структуры филиала;

■ утверждение руководителя филиала;

■ утверждение штатного расписания филиала;

■ рассмотрение и утверждение отчетов руководителя филиала;

■ рассмотрение материалов ревизий филиала;

■ принятие решений по списанию безнадежной к взысканию ссудной задолженности в порядке и на условиях, установленных головным банком;

■ иные вопросы.

Органы управления головного банка могут делегировать часть вопросов и передать их решение управляющему филиалом и его заместителям.

Управляющий филиалом осуществляет свои полномочия в пределах выданной ему головным банком Генеральной доверенности.

Таблица 2 SWOT-анализ

№ Структура бизнес-плана филиала Содержание бизнес-плана филиала

Маркетинговая стратегия развития филиала - Анализ рынка и выводы, сделанные по результатам анализа; - планируемое положение филиала на рынке банковских услуг (целевая ориентация в отношении сегментов рынка банковских и иных финансовых услуг, рыночной специализации, региональный аспект коммерческой деятель ностн); - стратегия развития филиала, включающая конкретные действия, которые филиал планирует осуществить для достижения поставленных целей; - круг потенциальных клиентов филиала, их планируемое количество, возможности и ограничения по расширению клиентской базы, краткое описание планируемых для предоставления клиентам продуктов и услуг; - используемые банковские технологии.

2 Система управления филиалом - Сведения об органах управления филиалом; - описание организационной структуры филиала, с указанием наименований создаваемых в ее составе структурных подразделений, их функций и подчиненности, принципов распределения между ними и их должностными лицами полномочий и ответственности, порядка делегирования полномочий, а также планируемой численности персонала.

3 Система внутреннего контроля - Описание планируемой системы внутреннего контроля; - описание подразделения внутреннего контроля, с указанием планируемой численности персонала создаваемою в составе филиала подразделения внутреннего контроля.

4 11ланируемые показатели деятельности - Расчет обязательных нормативов н оценка соответствия планируемых показателей установленным числовым значениям, исходя из вида и специфики деятельности филиала; - расчет отчислений в обязательные резервы (ФОР), подлежащ их депонированию в Банке России; - расчет резерва на возможные потери (РВПС); - анализ активных операций (проводится по видам операций, а также с точки зрения ликвидности, доходности, степени риска, сроков размещения); - анализ пассивных операций (проводится по видам операций, а также срокам привлечения, стоимости привлеченных ресурсов, контрагентам); - анализ объема и структуры доходов, расходов и прибыли, обоснование показателей; - расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате в фонд обязательного стра хования вкладов.

5 Материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности - Информация о здании или помещении, в котором будет располагаться филиал с указанием права, на основании которого будет осуществляться пользование таким зданием помещением; - технические возможности для осуществления планируемых банковских операций; - сведения о персонале филиала: о его численности, квалификации, динамике изменения, основных квалификационных требованиях, предъявляемых филиалом к руководителям структурных подр азделений, системе подбора персонала и мотивации труда в филиале, системе повышения квалификации персонала; - перечень внутренних документов филиала, касающихся корпоративной культуры и перспектив развития корпоративной культуры филиала.

Рассмотрим примерную организационную структуру филиала, представленную схематично на Рисунке № 1, решением головного банка назначены два Заместителя управляющего филиалом, в небольших филиалах в орг.структуре могут отсутствовать заместители управляющего, напротив в филиалы крупных банков могут быть назначены три и более заместителей, в зависимости от масштаба деятельности филиала.

Управляющий издает приказ о распределении обязанностей между управляющим и его заместителями в части курирования вопросов, отнесенных к их компетенции.

Цели и задачи некоторых подразделений филиала представлены в Табл. 1.

2. Бизнес-планирование филиала

Бизнес-план является частью стратегии развития филиала, позволяющий определить конкурентоспособность филиала, минимизировать риски, рассчитать себестоимость банковских продуктов и услуг, на основании многопрофильного анализа комплексной деятельности филиала банка. В бизнес-плане должны быть учтены последние тенденции и изменения экономической ситуации в банковском секторе. Бизнес-планирование позволяет филиалу эф-

фективно функционировать в долгосрочном периоде.

В бизнес-план филиала необходимо включить SWOT-анализ, содержащий сильные и слабые стороны филиала, потенциальные возможности его развития и роста, угрозы, которые могут помешать реализовать стратегические планы.

Результаты SWOT-анализа позволяют выявить:

■ способность органов управления обеспечить финансовую устойчивость банка (филиала);

■ имеющиеся и потенциальные возможности соблюдения обязательных нормативов, в том числе в период старта и развития филиала;

■ способность филиала генерировать прибыль в долгосрочном периоде;

■ уровень корпоративной культуры управления филиалом, соблюдение норм профессиональной этики и законодательства о непринятии коррупции;

■ эффективность созданных в филиале систем управления банковскими рисками и внутреннего контроля, их адекватность масштабам деятельности филиала, уровню и сочетанию принимаемых рисков;

■ соблюдение филиалом требований нормативных и правовых актов, регулирующих банковскую деятельность, в том

числе в части обеспечения интересов акционеров, кредиторов и вкладчиков, контрагентов и иных заинтересованных лиц.

В бизнес-план включается существенная информация о планируемой деятельности филиала на краткосрочный период, как правило, на будущий год.

Пример бизнес-плана представлен в Таблице 2.

3. Маркетинговая стратегия развития филиала

В целях исключения возникновения в деятельности банка стратегического риска, до открытия филиала, разрабатывается маркетинговая стратегия, которая способствует повышению конкурентоспособности и прибыльности филиала.

По итогам изучения специфики региона местонахождения филиала, конкурентов, состояние рынка банковских услуг, потребности потенциальных клиентов, формируется документ, призванный реализовать установленные руководством плановые задачи, содержащий прогноз оптимального соотношения показателей риск-доходность.

Маркетинговая стратегия включает:

■ анализ рынка банковских услуг в регионе открытия филиала, включая изучение потребностей клиентов, достаточ-

О £

ю

I

2 е

7

сч £

Б

а

2 ©

ности или дефицита наиболее востребованных услуг;

■ планы банка по продвижению филиала в регионе открытия: использование бренда и имиджа головного банка, предложение наиболее востребованных у клиентов услуг с использованием расширенной продуктовой линейки и лучшими процентными ставками, например: льготное кредитование, предложение кредитов с процентной ставкой ниже, чем у конкурентов;

■ конкретные действия филиала, которые позволят ему достичь целей поставленных головным банком: рекламная компания с использованием бренда головного банка, например: включает размещение баннеров в местных СМИ, рекламных плакатов и щитов на территории региона, получение одобрения местных органов власти или самоуправления, распространение листовок и раздаточных рекламных материалов, мини-подарки при открытии филиала первым клиентам и пр.;

■ целевая аудитория или круг потенциальных клиентов филиала, планируемое количество клиентов в каждом сегменте, мероприятия по привлечению клиентов помимо рекламы;

■ перечень планируемых для предоставления филиалом традиционных банковских продуктов и услуг, востребованных в регионе открытия филиала;

■ анализ потенциальных возможностей продвижения новых банковских продуктов и услуг, изучение потенциального спроса;

■ описание возможностей филиала предоставлять услуги с использованием современных банковских технологий.

При разработке маркетинговой стратегии головной банк учитывает показатели развития банковской системы, в том числе прогноз и оценку, предоставляемые официальными органами регулирования и надзора, а также собственные исследования динамики развития банка, с учетом внешних факторов изменения экономических условий или регулятор-ной среды.

Маркетинговая стратегия может состоять из нескольких взаимосвязанных стратегий или на разных этапах развития филиал может отдавать предпочтение одной стратегии перед другой.

Головной банк в целях повышения комиссионных (непроцентных) доходов ставит перед филиалом задачи, направленные на расширение перечня предоставляемых продуктов и услуг и развитие клиентской базы.

Сильные стороны

• Ориентированность па внутренний рынок Российской Федерации.

• Специализация на узком сегмент рынка.

• Наличие собственной сети устройств дистанционного банковского сервиса.

• Отсутствие «кризисного» негашва в репутации (ОТТОК вкладов).

• Наличие договорных связей с контрагеигам и.

• Наличие систем дистанционного банковского обслуживания для юридических лиц.

• Современный офис с удобной транспортной доступностью.

Индивидуальный подход к клиенту._

Слабые стороны

• Необходимость расширения клиентской базы.

• Наличие в регионе открытия филиала конкурентных банков.

• Зависимость филиала от возможностей головного банка.

• Ресурсные 01 рани чей ия.

• Недостаточная развитость механизма разработки и внедрения новых продуктов.

• Жесткая оценка кредитоспособности заемщиков, установленная требованиями Банка России.

Небольшой штат сотрудников филиала.

Возможности

• Развитие платежной системы Российской Федерации способствует росту рынка переводок физических лиц с использованием систем, дистанционного доступа (устройства самообслуживания, мобильный банкинг Интернет-банкинг и нр.).

• Развитие и рост в России инт"ернег-коммуникаций и инновационных систем дистанционного банковского обслуживания.

• Снижение доли крупных федеральных банков на рынке оказания платежных услуг.

• Независимость филиала от волатильности валютных курсов.

• Диверсификация рисков благодаря открытию сети банкоматов И 1ерминалов.

• Известный бренд и положительный имидж головного банка.

Угрозы

• Укрупнение банковской системы и, как следствие, распределение спроса в пользу крупных банков.

• Ужесточение регулирования банковской деятельности.

Ужесточение конкуренции между субъектами национальной платежной системы.

• Рост конкуренции на рмнк£ продуктов дистанционного банковского сервиса.

Сокращение потребления и спроса со стороны населения практически во всех сораслях.

• Расходы филиала па рекламу.

• Недостижение плановых показателей деятельности, установленных головным банком.

Банки в настоящее время широко используют инновационные методы работы, так в процессе формирования маркетинговой стратегии филиала разрабатываются новые финансовые продукты и новые виды услуг, существующие продукты и услуги модернизируются, разрабатываются пакетные предложения и видоизменяются технологические процессы предоставления банковских продуктов и услуг.

Головной банк в период разработки стратегии развития филиала формирует, с учетом специфики планируемой деятельности филиала, модифицированную организационную структуру, в случае действующего филиала - вносит изменения, и в орг.структуру, и в подразделения филиала, в целях увеличения эффективности продаж и роста прибыли.

Увеличение числа клиентов способствует росту объема проводимых операций, чтобы добиться значительного роста операций, как следствие увеличения комиссионного дохода, необходимо снижать операционные издержки, предостав-

ляя клиентам услуги с помощью современных дистанционных сервисов.

Иными словами головной банк создает оптимальную организационную структуру филиала, способную обслуживать большое количество клиентов, активно развивая технологии дистанционного доступа к продуктам и услугам банка, такие как мобильный банк и Интернет-банк. Помимо этого головной банк может планировать в регионе открытия филиала развитие сети банкоматов и терминалов, в том числе с привлечением банковских платежных агентов. Банкоматы могут устанавливаться на территории крупных предприятий, кроме того головной банк может предусмотреть установку автоматических сейфов для сдачи организациями денежной наличности и пр.

4. Система управления филиалом

Филиалы банка обладают имуществом, переданным в пользование головным банком, которое учитывается отдельно на балансе филиала и на балансе головного банка.

Таблица 4

Стратегия развития Элементы стратегии Направления развития

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расширение клиентской базы Физические лица - вклады с повышенной процентной ставкой по сравнению с аналогичными условиями, предлагаемыми в регионе; - кредитные продукты с процентной ставкой ниже по сравнению с а нал огич кы м и условия м и, предла гае мы ми в регионе; - карты с льготным периодом кредитования; - брокерское обслуживание, приобретение для клиента ценных бумаг с предложением хранения или управления ими; - льготные программы страховаши рисков, в том числе при использовании кредитных продуктов или банковских карг; - мобильный и Интернет-банк, возможность дистанционного доступа ко всему спектру услуг банка.

Юридические лица и индивидуальные I гред [ [р ин и матсгш - депозитные продукты с повышенной процентной ставкой по сравнению с а на л огич кы м и у слов ия м и, предла гаемы мне реги оне; - кредитные продукты, овердрафты с процентной ставши ниже по сравнению с аналогичными условиями, предлагаемыми в регионе; - премиальные карты для руководшелей предприятий; - ценные бумаги с предложением хранения или управления ими; - льготные программы страхования рисков; - мобильный и Интернет-банк, возможность дистанфюнного лост^'па ко всему спектру услуг банка.

Продажи и кросс-продажи банковских продуктов и услуг Клиенты - физические лица - Предложение востребованных продуктов и услуг на более выгодных условиях по сравнению с конкурентами; - предложение клиентам в рамках используемой услуги дополнительных продуктов или услуг

Клиенты - юридические лица и 1 шдивиду альные предпри ниматели - предоставление овердрафтного кредитования, не предлагаемого конкурентами; - предпожение востребованных продуктов и услуг на более выгодных условиях по сравнению с конкурентами; - предложение клиентам в рамках используемой услуги дополнительных продуктов или услуг; - страхование рисков при использова ни и банковских продуктов и услуг, включая кредитование.

\г1Р-клиенты - предложение инновационных технологий обслуживания; - комплексное сопровождение \'1Р-клиента, включая поддержку за пределами территории РФ; - предложение клиентам в рамках используемо й услуги дополнительных Продуктов или услуг; - предоставление небанковских или нефинансоЕ^Ех уелуг.

Конкурентные позиции в регионе открытия филиала Наличие крупных предприятий на территории региона открытия филиала - Предпожение зарплатных проектов, продвижение карточных продуктов банка; - комплексное кредитование крупных предприятий и полное сопровождение сделок; - предпожение скидок и льгот в пакетных продуктах для привлечения на обслужи ей ние крупных предприятий.

Отсутствие ко и ку рентных банков - ] Проведение широкой рекламной кампании для привлечения всего спектра клиентов региона; - предпожение клиентам оптимальных с точки зрения риск-доходность банковски продуктов и услуг; - охват всей территории региона обслуживанием клиентской базы посредством предоставления систем дистанционного банковского сервиса.

Для осуществления жизнедеятельности головной банк выделяет средства и утверждает бюджет филиала, филиал не имеет собственных средств.

Целью создания филиала является извлечение прибыли, которая в полном объеме переводится в головной банк.

Управляющий должен организовать эффективную деятельность филиала таким образом, чтобы операции, проводимые филиалом в соответствии с установленными головным банком лимитами, приносили банку прибыль.

Источниками проведения филиалом активных операций являются привлеченные и заемные средства.

Бюджет филиала представляет собой смету доходов и расходов, определяющую структуру, состав и величину про-

центных доходов и расходов, а также непроцентных расходов, планируемых к оплате в плановом периоде. Бюджет формируется в разрезе статей и конкретных мероприятий.

Головной банк устанавливает целевые лимиты на реализацию каждого мероприятия, в случае превышения сметы в процессе исполнения бюджета, филиал должен подать заявку на выделение дополнительных ресурсов, в связи с тем, что перераспределение лимитов между статьями и мероприятиями не допускается.

Цели и задачи бюджетирования филиала представлены в Таблице 5.

Текущий бюджет филиала утверждается для контроля текущих расходов и обеспечения ежедневной жизнедеятель-

ности структурных подразделений филиала.

Бюджет филиала включает затраты на реализацию стратегических проектов развития филиала, обеспечение материально-технической оснащенности и увеличение численности персонала.

Текущий бюджет предусматривает:

■ планы филиала по расширению клиентской базы: увеличение количества расчетных и депозитных счетов корпоративных клиентов, увеличение числа текущих и счетов по вкладам розничных клиентов, число эмитированных банковских карт, увеличение количества кредитных продуктов в разрезе их видов и пр.;

■ прогнозные значения роста активов: увеличение объема кредитов, предоставленных корпоративным клиентам, увели-

сч £

Б

а

2 ©

чение объема кредитов, предоставленных розничным клиентам увеличение размера средств, вложенных в высоколиквидные ценные бумаги и пр.;

■ планы роста объема процентных доходов;

■ прогнозные значения процентных расходов: выплаты филиала по привлеченным вкладам населения, выплаты по привлеченным депозитам корпоративных клиентов, выплаты по выпущенным банком долговым инструментам и пр.;

■ планы филиала по формированию прибыли: процентные доходы, комиссионные доходы, иные операционные доходы;

■ планы по увеличению численности персонала: увеличение числа операционных работников, увеличение числа кассовых работников, увеличение числа клиентских менеджеров, увеличение числа работников отдела кредитования и пр.

■ административно-хозяйственные расходы: увеличение расходов на оплату труда персонала в связи с увеличением его численности, расходы на текущий ремонт и содержание помещений, арендные платежи и коммунальные расходы, расходы на приобретение товарно-материальных ценностей и пр.

В целях координации и осуществления контроля процесса бюджетирования органы управления головного банка распределяют полномочия между подразделениями, коллегиальными органами и служащими головного банка и филиала, пример такого распределения представлен в Таблице 6.

Бюджет филиала, как правило, включает несколько видов или подвидов бюджетов, в зависимости от задач, стоящих перед филиалом на текущий (планируемый период):

■ бюджеты бизнес-направлений составляют в разрезе подразделений и биз-несов филиала, позволяют планировать расходы на текущий период, вести учет доходов и расходов деятельности подразделений филиала и бизнес-направлений;

■ административно-хозяйственные расходы (АХР), планирование АХР необходимо для поиска резервов или экономии средств;

■ бюджет проекта, например: развитие дистанционных каналов обслуживания МР-клиентов.

Примерная обобщенная структура бюджета доходов и расходов, составленная по некоторым продуктам, услугам, клиентам и подразделениям в схематичном виде представлена в Таблице 7.

Цели бюджетирования Задачи бюджетирования

1аловпой См![к осуществляет ежегодное планирование деятельности филиала и контролирует расходы филиала в целях повышения -эффективное! и его деятельности Осуществление планирования, стандартизации, учета, анализа и контроля расходов банка, определение источников их финансирования

Оптимизация финансовых потоков филиала, обеспечение экономически обоснованных расходов Проведение оперативных мероприятий по оптимизации финансовых потоков филиала, направленных на сохранение ресурсов головного банка, при необходимости, осуществление корректировки расходов филиала; - формирование плановых критериев деятельности филиала.

Стремление к достижению рационального соотношении между расходами и достигнутыми фактическими результатами в процессе реализации стратегических и финансовых планов Оптимизация расходов филиала в зависимости от стратегических целей банка и планов развития филиала

Стремление к достижению оптимальной величины расходов, достаточной для обеспечения функционирования и перспективного развития филиала, минимизация расходных статей Проведение своевременных и эффективных мероприятий,направленных на устранение выявленных нарушений в процессе исполнения бюджета филиала: - в целях исключения проведения филиалом непредвиденных расходов, осуществление головным банком контроля расходования бюджета филиала.

Таблица 6

Участники мроцссги бедркс трокиннн фм. iii.i. 1:1

Совет директоров Утверждает текущий бюджет в разрезе лимитов статей и мероприятий статей

Комитет по управлению активами и пассивами или Бюджетный комитет - Рассматривает проекты бюджетов банка и филиала: - устанавливает лимиты статей, объема и состава расходов бюджета; - формирует окончательный вариант и передает бюджеты банка и филиала па утверждение Совету директоров банка; - устанавливает* филиалу лимиты на проведение активных операций.

Управление бухгалтерского учета - Осуществляет организацию и методическое руководство процессом бюджетирова ния; - консолидирует полученную от подразделений информацию К формирует проекты бюджетов банка и филиала, и передает- на рассмотрение комитету но управлению актинами и пассивами банка; - производит оценку соответствия заявленного филиалом объема расходов с плановыми показателями головного банка: - определяет достаточность источников финансирования бюджета банка: - формирует текущий бюаж£т филиала в рамках утвержденных консолидированных лнмигов статей бюджета головного банка, - разрабатывает стандарты и нормативы по видам расходов.

Подразделения головного банка Формируют заявки на включение в проект бюзжета необходимых расходов на планируемый период в разрезе статей н конкретных мероприятий по статьям бюджета банка.

Ру ководител ь филиала Согласовывае т текущий бщцжет в разрезе лимитов статей и мероприятий статей^ представленный главным бухгалтером филиала.

Главный бухгалтер филиала - Осуществляет организацию и методическое руководство процессом бюджетирования филиала; - консолидирует полученную от подразделений филиала информацию и формирует проект бюджета филиала, и передает на рассмотрение и согласование руководителю филиала; - формирует текущий бюджет филиала, согласованный руководителем филиала бюджет передает в Управление бухгалтерского учета головного банка

Подразделения филиала Формируют заявки на включение в проект бкижста необходимых расходов на планируемый период в разрезе статей н конкретных мероприяшй по статьвм бщцжета филиала.

Таблица 7

Бюджет доходи к и расходов

В р;1зрезе подразделений филиала В разрезе клиентов -физических лиц В разрезе клиентов -юридических лиц Банковских продуктов и услуг

11рибыль, получаемая в результате деятельности отдела кредитования ] [рибьтль, получаемая при обслуживании VIР-клиентоп [ 1рибыл1,. получаемая при обслуживании крупных предприятий Прибыль, получаемая при реализации кредитных продуктов

Затраты отдела кредитования Затраты на обслуживание VIР-клиентов Затраты на обслуживание крупных предприятий Затраты на реализацию кредитных продуктов

Прибыль, получаемая в результате деятельности отдела расчетно- кассового обслуживания Прибыль, получаемая при обслуживании стандартных клиентов 11рибыль, получаемая при обслуживании предприятий малого и среднего бизнеса Прибыль, получаемая при реализации карточных продуктов

Затраты отдела расчетно-кассового обслуживания Затраты на обслуживание стандартных клиентов Затраты на обслуживание предприятий малого и среднего бизнеса Затраты на реализацию карточных предуктов

11рибьгль, получаемая в результате деятельности отдела инкассации ] 1рибыль, получаемая при обслуживай и и физических лиц, обращающихся за получением разовых услуг 11рибыль, получаемая при обслуживании индивидуальных пред при н и матсле й Прибыль, получаемая при реализации векселей банка

Затраты отдела инкассации Затраты на обслуживай ие физических лиц, обращающихся за получением разовых услуг Затраты на обслуживание индивидуальных пред при н и матсле й Загфа]ы на реализацию пеке елей банка

Контроль и минимизация постоянных затрат подразделений Анализ экономической эффективности каждого типа клиента Анализ Экономической эффективное™ каждого типа клиента Анализ экономической эффективности каждого банковского продукта или услуги

Лимиты затрат на каждое подразделение Рентабельность каждого типа клиента Рентабельность каждого типа клиента Рентабельность каждого банковского продукта или услуги

Специфика деятельности филиала заключается в том, что филиал привлекает ресурсы физических и юридических лиц во вклады и депозиты и размещает привлеченные средства посредством операций кредитования; получаемую прибыль от активных и иных проводимых операций филиал перечисляет головному банку, который выделяет средства на содержание филиала, на обеспечение его жизнедеятельности, иными словами у филиала отсутствуют собственные средства.

Примерный бюджет в разрезе статей представлен в Таблице 8.

Головной банк устанавливает филиалу лимиты на каждый продукт, например: лимит кредитования крупного биз-

неса или лимит кредитования связанных лиц. Размеры лимитов зависят от показателей деятельности филиала и размера обязательных нормативов, а также от показателей деятельности головного банка.

Целью установления лимитов является соблюдение нормативных требований Банка России, минимизация рисков, предотвращение возникновения убытков в деятельности филиала и банка.

Например, лимит кредитования крупных предприятий на текущий квартал составляет 5 млрд.руб., а лимит кредитования физических лиц на текущий квартал составляет 500 млн.руб.

Примерный план лимитирования представлен в Таблице 9.

Лимиты филиалу устанавливаются Комитетом по управлению активами и пассивами на квартал, в случае их соблюдения лимиты пересматриваются по итогам квартала, в случае возникновения ситуации превышения лимита, руководство филиала подает заявку Комитету по управлению активами и пассивами. Комитет по управлению активами и пассивами головного банка рассматривает возможность увеличения лимита и, в случае если увеличение лимита не окажет существенного влияния на способность банка соблюдать обязательные нормативы, то заявка удовлетворяется, в противном случае, заявка отклоняется.

Службы внутреннего аудита и контроля при проведении проверок, в обязательном порядке, проверяют соблюдение филиалом установленных лимитов.

Главой 11 Инструкции Банка России от 2 апреля 2010 года № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» установлен порядок открытия и закрытия филиала банка на территории РФ.

Головной банк должен представить в территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала документы для согласования на должности руководителя и главного бухгалтера филиала, подтверждающие соответствие кандидатур требованиям к квалификации и деловой репутации, установленным статьей 16 Федерального закона от 02.12.1990 года № 395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Для согласования кандидатур на должности руководителей филиала в территориальное учреждение Банка России представляются документы, предусмотренные Положением Банка России от 25 октября 2013 года № 408-П «О порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статье 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», подтверждающие их соответствие квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.

К уведомлению Банка России о назначении кандидата на должность руководителя филиала прикладывается над-

© £

Ю

5

2 е

7

сч £

Б

ей

2 ©

лежащим образом заверенная копия доверенности, выданной руководителю филиала, от имени головного банка.

В случае замены доверенности, выданной руководителю филиала, новая доверенность представляется банком в территориальное учреждение Банка России, не позднее 10 (десяти) календарных дней с момента замены.

После получения положительного заключения Банка России руководство головного банка назначает на должности руководителя и главного бухгалтера филиала согласованных кандидатов и уведомляет Банк России в течение 3 (трех) рабочих дней после фактического назначения, с приложением распорядительных документов (приказов, протоколов).

Банк уведомляет территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала об освобождении от должности руководителя филиала не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, с приложением распорядительных документов (приказов, протоколов) и оснований освобождения (прекращения исполнения обязанностей, прекращения права подписи), указанием номера и даты соответствующего решения уполномоченного органа управления головного банка.

5. Внутренний контроль

В головном банке и филиале внутренний контроль осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 16 декабря 2003 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (далее - Положение Банка России № 242-П).

Внутренний контроль осуществляется в целях обеспечения:

■ эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками;

■ достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей), а также информационной безопасности;

■ соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов банка и филиала;

JVï статьи Наименование статьи Состав расходов

Статья 1 Расходы на персонал ФОТ

Отчисления от ФОТ

Социальные программы

Статья 2 Обучение и команд нровоч ны е расходы Внебанковское обучение

Командировочные расходы на обучение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Командировочные расходы на производственные цели

Статья 3 Эксплуатационные расходы Аренда офисов

Коммунальные услуги

Охрана офисов

Текущий ремонт помещений

Содержание автотранспорта (ГСМ, ТО и ремонт и т.д.)

Транспортные услуги

Статья 4 Услуги свяги Услуги всех видов связи

Абонентская (арендная) плата за пользование каналами евя^и

Почтовые и телеграфные услуги

Статья 5 Приобретение материалов Бумага, канцелярские товары

Расходные материалы для кассы

Расходные материалы для С ВТ, печатающей и множительной техники

Статья 6 Рекламные и имиджевые расходы Реклама в СМИ

11аруж 11ая ре клама

Полиграфическая и сувенирная продукция

Марке'тин го вые ме ро I фиятия

Представительские расходы

Статья 7 И нформациош го-конеультацион ные услуги Госпошлина, нотариальные услуги

Консульта1 цю и ные услуги

Аудиторские услуги

Сопровождение программных продуктов, баз данных

Статья 8 Налоги и сборы, относимые на с ебестои м ость Налог на имущество

Налог па землю

Налог на рекламу

Таблица 9

liai oiei looai u le лим i tn i руемого показа геля Размер лимита

Выдача кредита на одного заемщика - юридическое лицо

Выдача кредита па одного заемщика - физическое лицо

Выдача кредита на одного инсайдера (физическое и юридическое лицо)

Выдача кредита на одно связанное лицо (физическое и юридическое лицо)

Покупка акций одного эмитента, допущенного к торгам на ОРЦБ

Покупка акций одного эмитента на внебиржевом рынке

Покупка облигаций одного эмитента, допущенного к торгам на ОРЦБ

Выдача межбанковских кредитов на один банк

Открытая валютная позиция

Иные риски

Таблица 10

Орган внутреннего _контроля_

Руководство филиала

- оценка рисков, оказывающих влияние на достижение поставленных целей;

- принятие оперативных решений в целях минимизации или исключения высокого уровня риска;

- организация работы подразделений по управлению рисками и оперативному реагированию на меняющиеся обстоятельства и условия;

- организация деятельности подразделений филиала, обеспечивающая участие во внутреннем контроле всех сотрудников, в соотве тствии с их должностными обязанностями;

- организация деятельности подразделений филиала и установление порядка, при котором служащие доводят до сведения органов управления и руководителей подразделений филиала информацию обо всех нарушениях законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов, случаях злоупотреблений, несоблюдения норм профессиональной этики.

Главный бухгалтер филиала

Отдел внутреннего контроля

(комшаенс -служба)

У е юл номоче н ни й

сотрудник по

противодействию

легализации

(отмыванию)

доходов,

полученных

преступным путем, I

финансированию

терроризма

Функции органов системы внутреннего контроля филиала

- соблюдение учетной политики банка;

- организация и ведение бухгалтерского учета филиала;

- своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности

- обеспечение соответствия осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации;

- организация и обеспечение контроля за движением имущества и выполнением обязательств филиала.

- выявление комплаенс-риска: риска возникновения у филиала убытков из-за несоблюдения законодательства РФ, внутренних документов, стандартов саморегулируемых организаций (если такие стандарты или правила являются обязательными для банка), а также в результате применения санкций и/или иных мер воздействия со стороны надзорных органов;

- учет событий, связанных с регуляторным риском, определение вероятности их возникновения и количественная оценка возможных последствий;

- мониторинг регулягорного риска, в том числе анализ внедряемых филиалом новых банковских продуктов, услуг и планируемых методов их реализации на предмет наличия регулягорного риска;

- направление в случае необходимости рекомендаций руководству филиала и руководителям подразделений по управлению регуляторным риском;

- координация и участие в разработке комплекса мер, направленных на снижение уровня регулягорного риска в филиале;

- мониторинг эффективности управления регуляторным риском;

- информирование служащих филиала по вопросам, связанным с управлением регуляторным риском;

- выявление конфликтов интересов в деятельности филиала и служащих филиала, участие в разработке внутренних документов, направленных на его минимизацию;

- анализ показателей динамики жалоб (обращений, заявлений) клиентов и а нал го соблюдения филиалом прав клиентов;

- анализ экономической целесообразности заключения филиалом договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на оказание услуг и/или выполнение работ, обеспечивающих осуществление банковских операций (аутсорсинг).

- оказание содействия Ответственному сотруднику банка в обеспечении соблюдения законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД'ФТ);

- организация реализации Правил внутреннего контроля в целях ПОД'ФТ в филиале;

- принятие решений о правомерности квалификации операции (сделки) в качестве подлежащей обязательному контролю и о направлении сведений о ней в Уполномоченный орган, передача Ответственном/ сотруднику банка сообщений, содержащих сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю;

- принятие решений о квалификации (неквалификации) операции (сделки) клиента в качестве подозрительной операции;

- принятие решений о проведении углубленной проверки документов и информации о клиенте, его операциях и его деятельности, о представителе клиента, о бенефициарном владельце и выгодоприобретателе;

- при выявлении подозрительных операций принимает решение о дальнейших действиях в отношении клиента него операциях (сделках), передача Ответственному сотруднику банка подозрительных сообщений;

- обеспечение размещения Перечня экстремистов;

- организация работы по обучению сотрудников филиала по вопросам ] ЮД/ФТ;

- консультирование сотрудников филиала по вопросам, возникающим в процессе реализации Принт! внутреннею контроля в целях ПОД/ФТ._

■ исключения вовлечения банка и участия служащих банка и филиала в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания)

доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством Российской

Федерации сведений в органы государственной власти и Банк России.

Система внутреннего контроля - совокупность системы органов и направлений внутреннего контроля, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством РФ, учредительными и внутренними документами банка.

Система внутреннего контроля банка должна включает следующие направления:

■ контроль со стороны органов управления за организацией деятельности банка и филиала;

■ контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков;

■ контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок;

■ контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности;

■ мониторинг системы внутреннего контроля - осуществляемое на постоянной основе наблюдение за функционированием системы внутреннего контроля в целях оценки степени ее соответствия задачам деятельности банка, выявления недостатков, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по совершенствованию системы внутреннего контроля банка.

Система органов внутреннего контроля - определенная учредительными и внутренними документами банка совокупность органов управления, а также подразделений и служащих (ответственных сотрудников), выполняющих функции в рамках системы внутреннего контроля.

Служба внутреннего аудита (СВА) банка действует на постоянной основе, головной банк обеспечивает независимость и беспристрастность СВА, профессиональную компетентность ее руководителя и сотрудников, создает условия для беспрепятственного и эффективного осуществления СВА своих функций. В случае создания Отдела внутреннего аудита филиала, такое подразделение входит в состав СВА головного банка. В рамках рассматриваемой статьи в филиале отсутствует подразделение внутреннего аудита, СВА головного банка проводит плановые и внеплановые проверки деятельности филиала.

Служба внутреннего аудита осуществляет контроль за эффективностью

© £

Ю

I

2 е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7

сч £

и

а

2 о

принятых подразделениями и органами управления филиала по результатам проверок мер, обеспечивающих снижение уровня выявленных банковских рисков.

Служба внутреннего контроля (СВК) банка может состоять из нескольких подразделений, осуществляющих функции СВК. В случае создания Отдела внутреннего контроля филиала, такое подразделение входит в состав СВК головного банка. Руководитель Службы внутреннего контроля и сотрудники, которые входят в структуру СВК, являются штатными работниками банка; координацию деятельности таких сотрудников, связанной с управлением регуляторным риском, осуществляет руководитель Службы внутреннего контроля головного банка.

В зависимости от масштаба деятельности филиала, в филиале может быть создано подразделение внутреннего контроля или в штат филиала может быть включен сотрудник СВК. В малых отделениях и филиалах такое подразделение может не создаваться, функции Службы внутреннего контроля могут исполняться иными сотрудниками филиала, при этом головной банк устанавливает распределение обязанностей между указанными сотрудниками по осуществлению внутреннего контроля и управлению ре-гуляторным риском.

К органам внутреннего контроля филиала относятся руководитель (его заместители) и главный бухгалтер (его заместители), учитывая масштаб деятельности филиала, головной банк может создавать подразделения внутреннего контроля или назначать лиц, ответственных за осуществление внутреннего контроля.

Сотрудники Отдела финансового мониторинга филиала оказывают содействие Ответственному сотруднику банка в реализации его функций и полномочий.

Сотрудники Отдела финансового мониторинга филиала должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным пунктами 3 и 4 Указания Банка России от 9 августа 2004 года № 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях».

Руководители и сотрудники Служб внутреннего аудита и внутреннего конт-

роля должны соответствовать требованиям к квалификации и деловой репутации, установленным Указание Банка России от 1 апреля 2014 года № 3223-У «О требованиях к руководителям службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации», в том числе в соответствии с п. 2 Указания Банка России № 3223-У требованиям к деловой репутации, установленным пунктом первым части первой статьи 16 Федерального закона от 02.12.1990 года № 395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Отдел внутреннего контроля филиала ежеквартально предоставляет головному банку отчетность, установленную внутренними документами банка, о проведенных проверках и результатах выполнения плана деятельности.

Отдел внутреннего контроля филиала, в дополнение к указанным в Таблице № 8 обязанностям, выполняет следующие функции:

■ осуществление контроля над соответствием деятельности филиала законодательству в сфере ПОД/ФТ;

■ осуществление контроля над соблюдением сотрудниками филиал Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;

■ осуществление проверки соответствия сотрудников Отдела финансового мониторинга филиала квалификационным требованиям, установленным Банком России;

■ осуществление контроля за эффективностью принятых филиалом мер, обеспечивающих снижение уровня риска легализации.

Деятельность Отдела внутреннего контроля филиала подлежит проверке со стороны Службы внутреннего контроля и Служба внутреннего аудита головного банка.

Служба внутреннего контроля осуществляет свою деятельность в соответствии внутренними документами банка, требованиями Положения Банка России от 16.12.2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» и иных нормативных актов Банка России.

Служба внутреннего контроля обеспечивает организацию работы банка и филиала, направленную на минимизацию уровня регуляторного риска и поддержание его на уровне, не угрожающем финансовой устойчивости банка, интересам акционеров, кредиторов, вкладчиков и контрагентов.

В функции Службы внутреннего кон-

троля входит:

■ разработка политик и процедур внутреннего контроля в целях управления регуляторным риском;

■ анализ внутренних политик и процедур на предмет соответствия законодательству РФ, нормативным актам и внутренним документам банка;

■ выявление недостатков во внутренних политиках и процедурах, формулировка предложений по внесению изменений и дополнений;

■ выявление и оценка регуляторного риска на про-активной основе;

■ анализ новых продуктов и услуг, разработка предложений по оптимизации новых бизнесов или отношений с клиентами;

■ предоставление сведений об уровне регуляторного риска, в соответствии с требованиями внутренних документов, органам управления банка;

■ предоставление рекомендаций руководству по применяемым законам, в том числе связанное с изменениями нормативных и правовых актов;

■ разработка письменных указаний сотрудникам банка в отношении надлежащего внедрения законов, правил и стандартов в случаях выявления нарушений или изменения законодательства РФ;

■ поддержание контактов с соответствующими внешними надзорными органами, включая регуляторов, организаций, устанавливающих стандарты;

■ участие в согласовании внутренних документов банка с целью проверки соответствия их содержания требованиям законодательства, нормативным актам Банка России и системы внутреннего контроля;

■ координация деятельности подразделений банка в целях соблюдения прав клиентов и оперативного реагирования на жалобы клиентов;

■ инициирование корректирующих действий.

Службы внутреннего аудита осуществляет свою деятельность в соответствии внутренними документами банка, требованиями Положения Банка России от 16.12.2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» и иных нормативных актов Банка России.

Служба внутреннего аудита проводит плановые и внеплановые проверки деятельности филиала, его подразделений, внезапные проверки кассы и хранилища филиала, операционных касс, проверки сохранности имущества и ценностей.

Таблица 11

ЛЬ II/п Наименоишш? прокернемых воиросои'подр наделении Сроки проверки ЛЬ к дит я Акта проверю!

I квартал

1. Проверка порядка кредитования юридических лиц в филиале

2. Проверка порядка кредитован ия физических лиц в филиале

3. Проверка порядка открытия и ведения депозитных счетов клиентов в филиале

4. Проверка соблюдения обязательных нор мачт* вон в филиале

3. Проверка соблюдения лимитов кредитования в филиале

6. Проверка материальных ценностей, включая проверку ограничений доступа к материальным ценностям, пересчет денежной наличности в кассе и хранилище филиала, порядка инкассации денежных средств

7. Проверка деятельности Отдела финансового мониторинга филиала

8.

9.

10.

И.

12.

Пример плана проверок подразделений филиала на квартал представлен в Таблице 9, часть проверочных мероприятий осуществляется Службой внутреннего аудита дистанционно, для проведения проверки сохранности ценностей и ревизий осуществляется выезд сотрудника СВА в филиал.

Служба внутреннего аудита проводит внеплановые проверки в случае ухудше-

Утверждаю

Управляющий филиалом

ния финансовых показателей деятельности филиала или получения информации о фактах нарушения филиалом законодательства РФ, нормативных актов Банка России и организационно-распорядительных документов. В отдельных случаях внеплановые проверки могут проводиться с целью сбора статистической информации, касающейся различных аспектов деятельности филиала.

_ 20__ года

План мероприятий по исправлению нарушений, выявленных СВА в ходе проверки (Акт № __ от__20_)

Выпиленные нарушении и рекомендации СИЛ Перечень мероприятии но исправлению нарушении ( ВЛ Срок исполнении меропртп ий по исправлению нарушении

;}амсчанис: Рекомендация:

В Службу внутреннего аудита

Отчет о выполнении плана мероприятий

по исправлению нарушений

(Акт__ от__20_)

Мероприятии но исполнению ]нт,-|>>нт| |л||п>| СВА Срок исполнения [Н'КОМСН, даций СИЛ Неношено (указать принятые меры) Не нено шено (указать причины неисполнении рекомен1танин СЕЛ)

По результатам плановой или внеплановой проверки деятельности подразделения филиала составляется Акт проверки. В Акте отражаются: цель проверки, содержание проверки, результаты проверки, выявленные в ходе проверки основные нарушения или недостатки, и предоставляются рекомендации по их устранению.

Сотрудники, отвечающие за проверяемый участок работы, обязаны в течение 3-х рабочих дней ознакомиться с Актом проверки.

При выявлении в ходе проверки СВА нарушений или недостатков подразделение готовит план исправления нарушений и передает его на утверждение Управляющему филиалом.

Копия плана передается после утверждения Управляющим филиалом в СВА, при необходимости на имя Руководителя Службы внутреннего аудита предоставляются объяснения. По результатам исполнения плана в СВА предоставляется отчет о выполнении плана мероприятий, в соответствии с установленными сроками.

Заключение

Предлагаемая статья дает целостное представление и позволяет сформировать научный подход к управлению филиалом коммерческого банка. Разработка и реализации качественной стратегии развития является залогом успешного функционирования филиала в условиях развивающихся рынков банковских услуг на региональном уровне. Конкурентоспособность филиала зависит от многих факторов, которые должны быть определены на этапе разработки стратегии, эффективное распределение ресурсов и выявление слабых мест позволяют преодолеть трудности становления и развития филиала и завоевать конкурентные позиции. Экономика регионов испытывает потребность в современных банковских услугах, в этой связи перспективы развития филиальной сети очевидны.

Изменения в законодательстве РФ, регулирующем банковскую деятельность, открывают новые перспективы для развития филиальной сети, создают условия для открытия новых офисов в регионах, мало охваченных банковскими услугами.

Внедрение в мировой банковской системе принципов Базеля, разработанных в результате поразивших мировую экономику нескольких волн финансовых кризисов, направлено на сохранение устойчивости кредитно-финансовых инсти-

© £

Ю

5

2 е

7

тутов, в особенности крупных учреждений, и, как следствие, обеспечение стабильности экономики государств и мирового порядка.

Банковская сфера, как и другие отрасли экономики, подвержена технологическим изменениям, таким как нано технологии, современные 1Т-системы, мобильный и Интернет банкинги, новые и удобные дистанционные сервисы, устройства самообслуживания, новые способы удаленной идентификации и многие другие новации, использование которых предоставляет банку конкурентное преимущество перед другими кредитными организациями.

Банковский менеджмент, включая руководство филиала, должен использовать новые технологии стратегического управления, современный инструментарий лучших мировых практик в целях обеспечения сбалансированного управления деятельностью, сохранения финансовой устойчивости и достижения прибыльности банка и его филиалов.

Литература

1. Федеральный закон от 27 июня 2011 года №161-ФЗ «О национальной платежной системе».

2. А.В. Шамраев, Платежные системы как элемент финансовой инфраструктуры", «Расчеты и операционная работа в коммерческом банке», № 9/2006.

3. "Бюллетень банковской статистики", №№1, 12 за 2015 год.

4. Е.П. Жарсковская, "Банковское дело", 4-е изд., учебник, М. "Омега-Л", 2006.с.46-48

5. Березина М.П. Безналичные расчеты в России. М.: Юридическая литература, 2007. - 180с.

6. О.Хохлов, "Хитрый прием", "Деньги" №23(748) от 15.08.2009

7. Россия в цифрах. 2016 / Росстат. Москва, 2016. С. 400-409.

Management of branch of

commercial bank Pashkov R.V., Yudenkov Yu.N.

Financial university, RANEPA Bank activity plays an important role in economy, the level of development of national economy directly depends on existence of the developed bank infrastructure. Banking business, is generally concentrated in the large cities, and the population is interested in receiving modern banking services irrespective of the area of residence therefore development of a branch network is relevant for our country, to bank it allows to capture the big territory and to attract the bigger number of clients that promotes growth of bank. Development of a branch network by bank in the

conditions of fierce competition imposes new requirements to quality of corporate management, the organization of risk management systems and internal control, change of methods of traditional customer service in offices of bank or branch. Bank management, including the management of branch, has to use new technologies of strategic management, modern tools of the best world practices for ensuring the balanced management of activity, maintaining financial stability and achievement of profitability of bank and its branches. Keywords: commercial bank, banking business, branch network, risk management, internal control, bank management References

1. The federal law of June 27, 2011 No.

161-FZ «About a national payment service provider».

2. A V. Shamrayev, Payment service

providers as element of a financial infrastructure», «Calculations and operational work in commercial bank», No. 9/2006.

3. «The bulletin of bank statistics», No.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

No. 1, 12 for 2015.

4. E. P. Zharskovskaya, «Banking», 4

prod., textbook, M. «Omega-L», 2006.s.46-48

5. Berezina M.P. Cashless payments in

Russia. M.: Legal literature, 2007. -180 pages.

6. O. Khokhlov, «Cunning acceptance»,

«Money» No. 23(748) of 15.08.2009

7. Russia in figures. 2016 / Rosstat.

Moscow, 2016. Page 400-409.

см £

6

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.