Научная статья на тему 'Управление экспериментом по подготовке прикладного бакалавриата на основе институционального подхода'

Управление экспериментом по подготовке прикладного бакалавриата на основе институционального подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / РАБОТОДАТЕЛИ / УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОМ / ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / AN APPLIED BACHELOR DEGREE / EMPLOYERS / MANAGEMENT OF AN EXPERIMENT / REQUIREMENTS TO PREPARATION OF THE APPLIED BACHELOR / INSTITUTIONAL APPROACH / STATE REGULATION / REGULATION MECHANISMS / NATIONAL MANAGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шебанов А. Н., Шкодкина Н. Н.

В работе рассмотрены вопросы управления экспериментом по подготовке прикладного бакалавра в условиях образовательного учреждения СПО на основе институционального подхода. Такой подход был выбран поскольку прикладной бакалавриат – это высшее образование, и по условиям эксперимента реализация прикладного бакалавриата в учреждении СПО может осуществляться совместно с вузом-партнером. В работе представлен опыт ОБОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT EKSPETIMENTOM ON PREPARATION OF THE APPLIED BACHELOR DEGREE ON THE BASIS OF THE INSTITUTIONAL APPROACH

There are sharp scientific debates around issues of economic regulation. Not all states have set themselves the same task: some are social, others mainly economic. From here there are differences in understanding of government regulation of the economy and the practical application of its mechanisms in the development of the national economy and leading industries.

Текст научной работы на тему «Управление экспериментом по подготовке прикладного бакалавриата на основе институционального подхода»

УДК

УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЕТИМЕНТОМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА НА ОСНОВЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА

АН. Шебанов, Н.Н Шкодкина

В работе рассмотрены вопросы управления экспериментом по подготовке прикладного бакалавра в условиях образовательного учреждения СПО на основе институционального подхода. Такой подход был выбран поскольку прикладной бакалавриат - это высшее образование, и по условиям эксперимента реализация прикладного бакалавриата в учреждении СПО может осуществляться совместно с вузом-партнером. В работе представлен опыт ОБОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж».

Ключевые слова: прикладной бакалавриат, работодатели, управление экспериментом, требования к подготовке прикладного бакалавриата, институциональный подход

Распространение институционального подхода является сегодня характерным для большинства областей знания. Институты, ранее бывшие преимущественно объектом исследования правоведов и социологов, стали предметом изучения в различных отраслях, в том числе и образовании.

Понятие «институт» (от латинского ^йШт - установление, учреждение, заведенный порядок, принцип) заимствовано из юриспруденции. Сущностными характеристиками данной категории выступают как юридические нормы, так и порядок установления взаимосвязи между ними. Это позволяет упорядочить (регламентировать) отношения между субъектами права с целью придания им устойчивого характера, для чего и создаются соответствующие организационные структуры и органы контроля.

Решение актуальных практических задач в области управления образовательным учреждением СПО при реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) прикладного бакалавриата определяет необходимость использования достижений эволюционно-институциональной и неоинституциональной теорий. Данные направления науки представлены в работах: Р. Коуза, Д. Норта, О. Уильямсона, Р. Нельсона, Дж. Ходжсона, В.В. Вольчика, С.Г. Кирдиной, Р.М. Нуреева, А.А. Олейника, В.М. Полтеровича, О.С. Сухарева, В.Л. Тамбовцева, А.Е. Шаститко и др.

Признание эндогенности институтов для образовательных систем позволяет рассматривать институциональную среду как технологическую основу управления, задающую ограничения и возможности для принятия управленческих решений, а самоуправление - в качестве процесса формирования и трансформации институциональной среды.

Кроме того, следует учесть институциональные исследования, направленные на изучение отдельных сторон управленческих отношений в сфере образования: по проблеме взаимосвязи институциональной динамики общества и образования; институциональным аспектам государственного регулирования сферы образования; в том числе модернизации и реформированию образования; институционализации образовательных организаций; по вопросам институционального проектирования внутренней среды образовательных учреждений (А.О. Грудзинский, И.А. Дудина,

О.И. Ильинский, Т.Л. Клячко, Е.А. Князев, А.Г. Моргунова, И.В. Павлюткин, А.А. Панова, М.М. Скорев, и др.).

Институциональный подход создает предпосылки для разработки профессиональных средств управленческой деятельности, позволяющих проектировать и корректировать нормы и правила, регламентирующие деятельность субъектов образовательного процесса в соответствии с поставленными целями, разрабатывать механизмы институциональных изменений для получения желаемых результатов при реализации ОПОП прикладного бакалавриата.

В условиях проведения эксперимента по реализации прикладного бакалавриата использование институционального подхода позволяет образовательному учреждению СПО получить научный инструментарий для развития организации, предупреждения конфликтов, оценки эффективности планируемых результатов. Тем более по условиям эксперимента образовательное учреждение СПО может вести подготовку прикладного бакалавриата совместно с вузом-партнером, аккредитованном по данной укрупненной группе специальностей и направлений подготовки. [2]

Для решения задач реализации прикладного бакалавриата необходима интеграция существующих концепций управления образовательными системами и их дальнейшее развитие на основе институционального подхода, позволяющего выявлять и определять пути изменения норм и правил поведения широкого круга субъектов отношений по поводу предоставления образовательных

услуг на подготовку прикладного бакалавра.

В ходе реализации прикладного бакалавриата как нового вида деятельности образовательного учреждения СПО происходит процесс трансформации и формирования институциональной среды как технологической основой управления.

Профессиональным инструментарием управленческой деятельности с позиций институционального подхода будет служить ее институциональное обеспечение, включающее набор взаимосвязанных норм, правил и ценностей, регламентирующих поведение субъектов образовательного процесса. Институциональное обеспечение управленческой деятельности представляет собой составную часть интеллектуального капитала организации. Для выявления институциональной структуры образования может быть применен алгоритм «субъекты -деятельность - правила - оценка - оптимизация».

Институциональная среда образовательного процесса имеет двухуровневую структуру, где роль базового института выполняет социальный заказ на подготовку прикладного бакалавра.

В ходе реализации эксперимента необходимо определить зависимость поведения образовательного учреждения СПО от специфики его институциональной среды и институциональных масштабов образовательных взаимодействий.

В условиях большого веса скрытых знаний персонала и сложности мониторинга результатов научно-педагогической деятельности важное значение имеет неформальная (ценностная) составляющая институционального обеспечения управленческой деятельности, позволяющая использовать преимущества ценностно-ориентированного управления образовательными организациями для формирования внутренней мотивации административно-педагогического персонала. При выборе институциональных механизмов управления изменениями в образовательном учреждении и разработке программ их реализации должны быть учтены уровни управленческих полномочий и соответствие вектора инноваций траектории предшествующего его развития.

При реализации ОПОП прикладного бакалавриата наблюдается расширение институциональных масштабов образовательных взаимодействий. На основе институционального подхода происходит формирование и эволюция институциональных соглашений с участием организаций-партнеров (вуз, работодатели и др.), а это требует разработки соответствующего институционального обеспечения управленческой деятельности.

Одним из основных институциональных инструментов реализации прикладного бакалавриата в образовательном учреждении СПО являются договора с социальными партнерами. В Железногорском горно-металлургическом колледже ОПОП прикладного бакалавриата реализуется на основе ФГОС СПО специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), вариативная часть которой усилена профессиональной и теоретической подготовки, согласно ФГОС ВПО по направлению 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника. Для успешной реализации эксперимента заключены договора между:

- колледжем и вузом-партнером (Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова), в котором установлены правила взаимодействия партнеров в определении содержания подготовки прикладного бакалавриата; повышения квалификации преподавателей колледжа; привлечения профессорско-преподавательского состава вуза в учебновоспитательный процесс колледжа; контроля качества подготовки прикладного бакалавриата;

- колледжем и работодателями (ОАО «Михайловский ГОК», ООО ПО «Вагонмаш», ЗАО «ГОТЭК», ОАО «Рудоавтоматика», ООО «Завод по ремонту горного оборудования»), в которых определены места производственных практик и дальнейшего трудоустройства прикладного бакалавриата, установлены правила контроля качества подготовки прикладного бакалавриата.

Научно-

методическое

обеспечение

ОПОП

прикладного

бакалавриата

Контроль

качества

реализации

ОПОП

прикладного

бакалавриата

Общественная

аккредитация

ОПОП

прикладного

бакалавриата

Координационный совет по реализации ОПОП прикладного бакалавриата, ( представители от каждого партнера-работодателя, ГОУ ВПО «Белгородский государственный технологический университет имени В.Г.Шухова.», Попечительский совет председатель - директор ОБОУ СПО ЖГМК

Образовательная деятельность Исполнители: Горно-металлургическое факультет Цикловые комиссии реализующие ОПОП прикладного бакалавриата:

- П(Ц)К ОГСЭ;

- П(Ц)К ЕН;

- П(Ц)К ОПД;

- ПК иностранных языков;

- ПК физической культуры;

- П(Ц)К специальности 140448

- П(Ц)К Информационных технологий

Материально-

техническое

обеспечения

Кадровое

обеспечение

ОПОП

прикладного

бакалавриата

Информационное

обеспечение

(ОПОП

прикладного

бакалавриата

Рис.1. Модель организации управления реализацией ОПОП прикладного бакалавриата

Данные договора легли в основу создания структуры управления экспериментом по подготовке прикладного бакалавриата (рис.1) и разработки следующего уровня институциональных инструментов, устанавливающих правила через локальные документы (Положения и регламенты).

В Координационный совет по реализации ОПОП прикладного бакалавриата входят:

- члены творческого коллектива колледжа по реализации ОПОП прикладного

бакалавриата;

- представители предприятий и организаций - работодателей (исполнительный

директор ОАО «Михайловский ГОК С.И. Кретов; генеральный директор ООО «ЗРГО» А.И.Фомин; директор ОАО «Рудоавтоматика» В.В. Сафошин; ООО ПО «Вагонмаш» В.А, Валеев; директор ЗАО «ГОТЭК» Р.А. Шебанов);

- представители ведущих кафедр ФГОУ ВПО «Белгородский государственный

технологический университет имени Шухова В.Г.».

Функциями Координационного совета являются: - руководство и координация процесса подготовки прикладного бакалавра; - организация учебно-воспитательного процесса подготовки прикладного бакалавра; - анализ и обобщение текущих и итоговых результатов; - утверждение текущих и итоговых отчетов в Министерство образования и науки Российской Федерации; - контроль методического сопровождения реализации ОПОП прикладного бакалавриата; - корректировка требований к содержанию подготовки прикладного бакалавра в соответствии с вводом новых высокотехнологичных производств; - контроль качества подготовки прикладного бакалавриата.

Для успешного функционирования учебно-воспитательного процесса и самого эксперимента по подготовке прикладного бакалавриата разработаны и согласованы с партнерами следующие Положения:

- О координационном совете;

- О реализации эксперимента по созданию прикладного бакалавриата;

- Об организации текущего контроля и промежуточной аттестации студентов, обучающихся по программе прикладного бакалавриата;

- Об организации государственной (итоговой) аттестации выпускников по программе прикладного бакалавриата;

- О планировании и организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по программе прикладного бакалавриата;

- О практике студентов, обучающихся по ОПОП прикладного бакалавриата;

- О мониторинге сформированности компетенций обучающихся по программе прикладного бакалавриата;

- Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) прикладного бакалавриата.

Таким образом, в ходе реализации эксперимента по созданию прикладного бакалавриата как нового вида деятельности образовательного учреждения СПО происходит процесс трансформации и формирования институциональной среды как технологической основой управления.

In this work questions of managing the experiment of preparation of the applied bachelor in conditions of an educational institution are considered. They are based on institutional approach. This approach was chosen because the applied bachelor means higher education. According to conditions of the experiment its realization in an institution of secondary vocational education may be done in collaboration with a higher vocational education institution as a partner. The experience of RBEI SVE «Zheleznogorsk mining and metallurgical college » are represented in this work.

The key words: an applied bachelor degree, employers, management of an experiment, requirements to preparation of the applied bachelor, institutional approach.

Список литературы

1. Василенко Н.В. Управление образованием: институциональный подход. СПб.: ГОУ ИПК СПО, 2009. 300 с.

2. Шебанов А.Н. Шкодкина Н.Н. Подготовка прикладного бакалавриата в образовательном учреждении СПО // Вестник БГУ №1 (2011). Брянск: РИО БГУ, 2011, с. 88-92.

3. Шебанов А.Н. Шкодкина Н.Н. Историография прикладного бакалавриата // Вестник БГУ №1 (2012). Брянск: РИО БГУ, 2012, с. 169-173.

Об авторе

Шебанов А.Н. - железногорск Шкодкина Н.Н -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.