92
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2020. № 2(40)
ПОРТНОВ Михаил Семенович - кандидат социологических наук, доцент кафедры информационных технологий и математики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: m.s.portnov@rucoop.ru.
РЕЧНОВ Алексей Владимирович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий и математики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: a.v.rechov@rucoop.ru.
ФИЛИППОВ Владимир Петрович - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных технологий и математики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: v.p.filippov@rucoop.ru.
PORTNOV, Mikhail Semyonovich - Candidate of Sciences (Sociology), Associate Professor of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: m.s.portnov@rucoop.ru.
RECHNOV, Alexey Vladimirovich - Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Information Technologies and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: a.v. rechov@rucoop.ru.
FILIPPOV, Vladimir Petrovich - Candidate of Sciences (Physics and Mathematics), Associate Professor of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: v.p.filippov@ rucoop.ru.
УДК 332.14
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ АСПЕКТЕ
О.Е. Рассанова, А.Р. Салахутдинова, Е.Д. Волкова
В настоящее время, когда мир стоит на пороге масштабных изменений в экономике целых стран и регионов, формируется новый облик промышленно-производственной сферы, развитая среда «генерации знаний», высокоэффективная инновационная система, требуется глубокое переосмысление сложившихся теоретико-практических подходов к управлению экономикой, как на региональном, так и территориальном уровне. Передача на местный уровень управления все большего спектра ответственности за результативность и эффективность управления экономикой территории особо обостряет обозначенную проблему, подтверждает высокую актуальность и своевременность углубленного исследования действующих систем управления экономикой региона в территориальном аспекте. Критическая оценка функционирующей системы управления экономикой городского округа Новочебоксарск в составе Чувашской Республики позволила исследовать эффективность и результативность данного вида управления, выявить вклад городского округа в экономику субъекта Российской Федерации, определить направления улучшения системы управления экономикой города.
Ключевые слова: регион; муниципальное образование; экономика города; экономическое развитие; управление экономикой; территория.
O.E. Rassanova, A.R. Salakhutdinova, E.D. Volkova. REGIONAL ECONOMY MANAGEMENT IN THE TERRITORIAL ASPECT
In modern conditions, when the world is on the verge of large-scale changes in the economy of entire countries and regions, a new face of the industrial and production sphere is being formed, a developed environment for «generating knowledge», a highly effective innovative system, a deep rethinking of the existing theoretical and practical approaches to economic management is required, such as at the regional and territorial level. The transfer to the local level of management of an increasingly wide range of responsibility for the effectiveness and efficiency of managing the economy of the territory particularly aggravates the identified problem, confirms the high relevance and timeliness of the in-depth study of the existing systems of managing the regional economy in the territorial aspect. A critical assessment of the functioning economic management system of the Novocheboksarsk urban district as part of the
Chuvash Republic made it possible to study the effectiveness and efficiency of this type of management, to identify the contribution of the urban district to the economy of a constituent entity of the Russian Federation, and to identify areas for improving the city's economy management system.
Keywords: region; municipality; city economy; economic development; economic management; territory.
Определяющим фактором успешного функционирования российских регионов выступает экономическое развитие муниципальных образований, расположенных на их территории, что обуславливается концентрацией полномочий, реализуемых на местном уровне, кругом задач и направлений деятельности, характерных для данного уровня управления. Между тем неоднородность территориальных масштабов и ресурсного потенциала, неравномерная плотность населения при отрицательных демографических процессах, структурные диспропорции в муниципальной экономике поднимают на новый уровень проблемы управления экономикой муниципальных образований, ставя их в ранг стратегических приоритетов государственной политики [2].
Ключевая роль в практической реализации вопросов управления экономикой муниципальных образований принадлежит органам исполнительной власти, функционирующим как на государственном, так и местном уровне, выступающим в качестве субъектов управления, инициаторов направленности функционирования и развития территории. Как следствие, растет уровень их ответственности соразмерно требованиям, предъявляемым как со стороны вышестоящих уровней власти, так и со стороны местного населения. Деятельность органов местного самоуправления в организационно-политическом аспекте состоит в реализации права и способности принимать решения в пределах своей компетенции, обязательные для исполнения на территории муниципалитета [3].
Управление экономикой муниципального образования осуществляется в целях эффективного развития экономики территории, повышения уровня ее конкурентоспособности, значимости в масштабах экономики субъекта, а значит, и органичного встраивания ее в экономическое пространство региона.
Город Новочебоксарск, второй по значимости городской округ в Чувашской Республике, входит в Чебоксарскую городскую агломерацию, имея прочные устоявшиеся экономические связи со всеми муниципальными районами Чувашии и их административными центрами. Непосредственно за обеспечение устойчивого экономического развития данного муниципалитета отвечает Глава администра-
ции города Новочебоксарска, его заместитель по экономике и финансам, в подчинении которого находятся отдел экономического развития и торговли, отдел имущественных отношений и отдел земельных отношений, последние формируют Управление имущественных и земельных отношений в составе администрации. Значимая часть властных полномочий по управлению экономикой города возложена на сектор инвестиций, сектор по муниципальным закупкам и сектор потребительского рынка и предпринимательства.
Целевые установки управления экономикой города Новочебоксарска последовательно вытекают из действующей Стратегии - 2020. В ней город рассматривается как надежный партнер, привлекательный для инвесторов, интеграционно взаимодействующий с субъектами Российской Федерации - соседями Чувашской Республики, с муниципальными районами, входящими в состав Чувашии. Согласно Стратегии - 2020, стратегической целью развития города является достижение им статуса промышленного, культурного, торгового города с развитым промышленным потенциалом и инфраструктурой, обеспечивающей высокий уровень жизни населения и благоприятные условия для экономической деятельности [1].
На основе Стратегии - 2020 в свое время были разработаны, а впоследствии дополнены и откорректированы муниципальные программы, охватывающие важнейшие направления развития городского округа. В 2018 г. в городе Новочебоксарске реализовывалось 15 муниципальных программ, в 2019 г. - 19 программ. В 2019 г. за счет всех бюджетов финансирование муниципальных программ города Новочебок-сарска составило 2 211,3 млн руб., или 88,2 % к запланированному уровню, из них из федерального бюджета - 241,7 млн руб.; из республиканского бюджета - 1 271,4 млн руб.; за счет средств бюджета города Новочебоксарска - 698,2 млн руб. [5].
В городе Новочебоксарске обеспечивается долгосрочная сбалансированность и финансовая устойчивость бюджетной системы, выполнение городом всех принятых на себя обязательств. Необходимо обратить внимание на то, что на территории города за последние пять лет отсутствует муниципальный долг, постоянно сокращаются и оптимизируются неэф-
94
вестник Российского университета кооперации. 2020. № 2(40)
фективные расходы. Муниципальные финансы формируют экономическую основу местного самоуправления и, соответственно, определяют возможности территории по ее экономическому развитию.
В 2019 г. по доходам бюджет города Но-вочебоксарска исполнен в объеме 2 417,5 млн руб., что выше уровня 2018 г. на 26 %. По собственным доходам бюджет города исполнен с ростом к 2018 г. на 1,1 %. В их составе (почти 73 %) преобладают налоговые доходы, составившие 102,3 % к 2018 г.
Общий объем безвозмездных поступлений составил по Новочебоксарску 1 807,9 млн руб., с ростом к 2018 г на 37,4 %. В их составе преобладают субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты - более 93 %. На 1 января 2020 г. бюджет города исполнен с профицитом в 206,2 млн руб. [5].
Город Новочебоксарск входит в число моногородов Чувашской Республики. Формирование новых точек роста и развитие новых видов деятельности в моногородах в рамках реализации приоритетного проекта Российской Федерации «Комплексное развитие мо-
ногородов» - одно из приоритетных стратегических направлений деятельности правительства Чувашской Республики. По результатам 2018 г. 10 производственных компаний города Новочебоксарска вошли в перечень крупных, социально значимых организаций Чувашской Республики. В 2019 г. их число достигло 15.
Приведенные экономические индикаторы позволяют обозначить тенденции экономического развития города Новочебоксарска Чувашии:
- устойчивый рост совокупного оборота организаций, не относящихся к субъектам малого бизнеса, в действующих ценах (максимальный рост приходился на 2018 г. - 116,8 %);
- устойчивое увеличение объема отгруженной продукции обрабатывающих производств (2018 г. - 122,4 %, т.е. рост почти на четверть); в 2019 г. наибольший рост объемов отгруженной продукции обеспечили отрасли химического производства и производства оптического оборудования;
- устойчивый рост оборота розничной торговли с нарастанием темпов его роста в действующих ценах и снижением темпов роста в сопоставимом виде;
№ п/п Индикаторы Ед. изм. Годы Темп изменения, %
2017 2018 2019 2018 г. к 2017 г. 2019 г. к 2018 г.
1. Оборот организаций млрд руб. 43,4 50,7 54,0 116,8 106,5
2. Объем отгруженной продукции обрабатывающих производств млрд руб. 20,5 25,1 35,2* 122,4 -
3. Оборот розничной торговли:
- в фактических ценах млрд руб. 7,5 8,4 9,2 112,0 109,5
- в сопоставимых ценах в % к прошлому году 121,1 111,0 103,5 - -
4. Оборот общественного питания:
- в фактических ценах млн руб. 134,6 153,7 200,0 114,2 130,1
- в сопоставимых ценах в % к прошлому году 107,9 106,0 120,5 - -
5. Объем инвестиций в основной капитал млрд. руб. 5,3 4,9 4,8 92,5 98,0
6. Ввод в действие жилья тыс. м2 58,0 45,6 53,0 78,6 116,2
7. Среднесписочная численность работников предприятий, не относящихся к субъектам малого предпринимательства тыс. чел. 21,1 20,1 20,0* 95,3 -
8. Среднемесячная заработная плата по предприятиям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства руб. 25811 29018 30833 112,4 105,7
9. Уровень безработицы % 0,52 0,57 1,00 - -
* Октябрь 2019 г.
Таблица 1
Экономические индикаторы города Новочебоксарска и их динамика в 2017-2019 гг. [5]
- устойчивый рост оборота в сфере общественного питания с нарастанием его темпов роста в фактических ценах при неоднозначной динамике показателя в сопоставимом виде;
- устойчивое снижение объема инвестиций в основной капитал;
- неоднозначная динамика ввода жилья в эксплуатацию (2018 г. - 79 % к прошлому году, 2019 г. - более 116 %);
- устойчивое снижение числа работников, занятых на предприятиях города, не относящихся к субъектам малого бизнеса;
- устойчивый рост уровня безработицы и доведение ее до 1 % в 2019 г.
По данным 2018 г., город Новочебоксарск формирует в регионе: более 13 % совокупного оборота организаций, более 16 % объема промышленного производства, более 11 % оборота розничной торговли, более 12 % оборота общественного питания и почти 20 % итогового финансового результата [5]. Несомненно, вклад города Новочебоксарска в экономику Чувашии значителен, что подтверждает важность обеспечения дальнейшего прогрессивного экономического развития данного городского округа.
Основным принципом обеспечения прогрессивного развития городского округа Но-
вочебоксарск должно стать воздействие на экономические ресурсы развития для бизнеса, которые являются основой экономического роста территории и на базе этого решения социальных проблем. В распоряжении местных органов власти имеется достаточно широкий спектр организационно-экономических инструментов оживления муниципальной экономики путем привлечения к решению территориальных проблем действующих в границах муниципального образования предприятий [4]. На рисунке обозначены направления обеспечения устойчивого развития экономики муниципального образования.
Среди обозначенных в Стратегии - 2035 приоритетных направлений в области формирования в регионе привлекательного инвестиционного климата на уровне городского округа Новочебоксарск наиболее применимы:
- маркетинг территории, ориентированный на создание узнаваемого положительного имиджа территории, привлечение инвесторов, повышение конкурентоспособности местных производителей;
- создание комфортного пространства, что подразумевает формирование и развитие проектного подхода к улучшению инвестиционно-
Региональная экономика Муниципальная эко но мика
*
Региональная экономика
Направления обеспечения устойчивого развития экономики муниципального образования
9б
Вестник Российского университета кооперации. 2020. № 2(40)
го климата, персональный подбор для каждого инвестора готовых инвестиционных площадок с доступной инфраструктурой, создание промышленного кластера;
- расширение доступа к финансовым ресурсам посредством содействия в привлечении финансирования для организаций города из внешних источников, включая федеральные программы, программы национальных институтов развития.
Список литературы
1. Стратегия социально-экономического развития города Новочебоксарска до 2020 года. URL: https://yandex.ru/clck.
2. ГавриловаМ.В., ДаниловаН.В. Мониторинг развития региональных экономических систем // Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 1 (35). С. 20-28.
3. Кордон Б.А., Рассанова О.Е. Управление муниципальным образованием // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 1 (19). С. 59-62.
4. Рассанова О.Е., Гаврилова М.В. Актуальные аспекты управления экономическим развитием муниципального образования // Вестник
Российского университета кооперации. 2016. № 3 (25). С. 77-S2.
5. Официальный сайт Администрации города Новочебоксарска. URL: http://www.nowch.cap.ru.
References
1. Strategiya sotsiaFno-ekonomicheskogo raz-vitiya goroda Novocheboksarsk do 2020 goda. URL: https://yandex.ru/clck.
2. Gavrilova M.V., Danilova N.V. Monitoring razvitiya regionalnykh ekonomicheskix system [Monitoring the development of regional economic systems] // Vestnik Rossijskogo universiteta koope-ratsii. 2019. № 1 (35). S. 20-2S.
3. Kordon B.A., Rassanova O.E. Upravlenie municipalnym obrazovaniem [Municipal formation management] // Vestnik Rossijskogo universiteta ko-operatsii. 2015. № 1 (19). S. 59-б2.
4. Rassanova O.E., Gavrilova M.V. AktuaFnye aspekty upravleniya ekonomicheskim razvitiem munitsipal nogo obrazovaniya [Actual aspects of managing the economic development of a municipality] // Vestnik Rossijskogo universiteta koopera-tsii. 201б. № 3 (25). S. 77-S2.
5. Ofitsialnyj sajt Administratsii goroda Novo-cheboksarska. URL: http://www.nowch.cap.ru.
РАССАНОВА Ольга Евгеньевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: olgarussl@mail.ru.
САЛАХУТДИНОВА Алия Рамиловна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: aliyaa947@ gmail. com.
ВОЛКОВА Екатерина Дмитриевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: katyshka52@ mail. ru.
RASSANOVA, Olga Evgenyevna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Economics and Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: olgarussl@mail.ru.
SALAKHUTDINOVA, Alia Ramilovna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: aliyaa947@gmail.com.
VOLKOVA, Ekaterina Dmitrievna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: katyshka52@ mail. ru.
УДК 331.07:338.26
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КОРПУСА «Б» В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
А.М. Рахметова, А.Т. Ташенова
В статье приведена характеристика системы оценки деятельности административных государственных служащих корпуса «Б», предполагающая оценку всех служащих корпуса «Б» на