Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ'

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / РИСКИ И УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щелакова В.А.

В современных условиях управление экономической безопасностью является одной из наиболее актуальных проблем, с которой сталкиваются государства в разных сферах деятельности. Сфера здравоохранения является одной из таких областей, где обеспечение экономической безопасности имеет особую важность. В условиях растущей конкуренции, изменяющейся экономической ситуации и динамичного развития здравоохранения, вопросы управления экономической безопасностью становятся все более актуальными. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью обеспечения устойчивости экономической системы в сфере здравоохранения и защиты интересов населения в данной области. В статье проанализированы существующие методы и инструменты управления экономической безопасностью в здравоохранении, а также проведена оценка текущего состояния экономической безопасности в сфере здравоохранения в России. В рамках работы рассматриваются существующие угрозы и риски, связанные с экономической безопасностью в этой сфере; анализируются факторы, влияющие на эффективность управления системой здравоохранения, такие как финансовое обеспечение, кадровый потенциал, технологический уровень и другие; представляются стратегические направления нейтрализации угроз экономической безопасности в здравоохранении и зарубежный опыт государственной политики управления экономической безопасностью в этой сфере, а также возможности его использования в России. Время пандемии COVID-19 стало катализатором внедрения цифровых медицинских технологий, что в свою очередь способствовало приближению ценностно-ориентированной модели здравоохранения. Для решения проблем здравоохранения были предложены конкретные направления укрепления экономической безопасности в данной сфере. Одним из ключевых направлений является оптимизация государственной политики, направленной на увеличение доступности медицинских услуг и улучшение их качества. Кроме того, важным фактором является борьба с коррупцией и оптимизация расходов на здравоохранение. Проведенный анализ зарубежного опыта показал, что государственная политика управления экономической безопасностью в сфере здравоохранения является важным инструментом защиты прав и интересов граждан, а также развития национальной экономики. В связи с этим, возможности использования зарубежного опыта в России могут оказаться весьма перспективными и полезными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY MANAGEMENT IN THE FIELD OF HEALTHCARE IN RUSSIA

In modern conditions, the management of economic security is one of the most pressing problems faced by states in various fields of activity. The healthcare sector is one of those areas where ensuring economic security is of particular importance. In the conditions of growing competition, changing economic situation and dynamic development of healthcare, the issues of economic security management are becoming more and more urgent. The relevance of the research topic is due to the need to ensure the sustainability of the economic system in the field of healthcare and to protect the interests of the population in this area. The article analyzes the existing methods and tools for managing economic security in healthcare, as well as an assessment of the current state of economic security in the healthcare sector in Russia. Within the framework of the work, the existing threats and risks associated with economic security in this area are considered; factors affecting the effectiveness of the management of the healthcare system, such as financial support, human resources, technological level and others, are analyzed; strategic directions for neutralizing threats to economic security in healthcare and foreign experience of the state policy of economic security management in this area are presented, as well as the possibility of its use in Russia. The time of the COVID-19 pandemic became a catalyst for the introduction of digital medical technologies, which in turn contributed to the approximation of a value-oriented healthcare model. In order to solve health problems, specific directions for strengthening economic security in this area were proposed. The time of the COVID-19 pandemic became a catalyst for the introduction of digital medical technologies, which in turn contributed to the approximation of a value-oriented healthcare model. In order to solve health problems, specific directions for strengthening economic security in this area were proposed. One of the key directions is the optimization of state policy aimed at increasing the availability of medical services and improving their quality. In addition, an important factor is the fight against corruption and optimization of health care costs. The analysis of foreign experience has shown that the state policy of economic security management in the field of healthcare is an important tool for protecting the rights and interests of citizens, as well as the development of the national economy. In this regard, the possibilities of using foreign experience in Russia can be very promising and useful.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ»

УДК 314

DOI: 10.17586/2310-1172-2023 -16-2-129-138 Научная статья

Управление экономической безопасностью в сфере здравоохранения России

Канд. экон. наук Щелакова В.А. cherfa@yandex.ru Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева 196105, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр., 149

В современных условиях управление экономической безопасностью является одной из наиболее актуальных проблем, с которой сталкиваются государства в разных сферах деятельности. Сфера здравоохранения является одной из таких областей, где обеспечение экономической безопасности имеет особую важность. В условиях растущей конкуренции, изменяющейся экономической ситуации и динамичного развития здравоохранения, вопросы управления экономической безопасностью становятся все более актуальными. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью обеспечения устойчивости экономической системы в сфере здравоохранения и защиты интересов населения в данной области. В статье проанализированы существующие методы и инструменты управления экономической безопасностью в здравоохранении, а также проведена оценка текущего состояния экономической безопасности в сфере здравоохранения в России. В рамках работы рассматриваются существующие угрозы и риски, связанные с экономической безопасностью в этой сфере; анализируются факторы, влияющие на эффективность управления системой здравоохранения, такие как финансовое обеспечение, кадровый потенциал, технологический уровень и другие; представляются стратегические направления нейтрализации угроз экономической безопасности в здравоохранении и зарубежный опыт государственной политики управления экономической безопасностью в этой сфере, а также возможности его использования в России. Время пандемии COVID-19 стало катализатором внедрения цифровых медицинских технологий, что в свою очередь способствовало приближению ценностно-ориентированной модели здравоохранения. Для решения проблем здравоохранения были предложены конкретные направления укрепления экономической безопасности в данной сфере. Одним из ключевых направлений является оптимизация государственной политики, направленной на увеличение доступности медицинских услуг и улучшение их качества. Кроме того, важным фактором является борьба с коррупцией и оптимизация расходов на здравоохранение. Проведенный анализ зарубежного опыта показал, что государственная политика управления экономической безопасностью в сфере здравоохранения является важным инструментом защиты прав и интересов граждан, а также развития национальной экономики. В связи с этим, возможности использования зарубежного опыта в России могут оказаться весьма перспективными и полезными. Ключевые слова: управление экономической безопасностью, государственная политика в сфере здравоохранения, риски и угрозы экономической безопасности здравоохранения, пандемия COVID-19, методы и инструменты управления экономической безопасностью в здравоохранении.

Scientific article

In modern conditions, the management of economic security is one of the most pressing problems faced by states in various fields of activity. The healthcare sector is one of those areas where ensuring economic security is of particular importance. In the conditions of growing competition, changing economic situation and dynamic development of healthcare, the issues of economic security management are becoming more and more urgent. The relevance of the

Economic security management in the field of healthcare in Russia

Ph.D. Shchelakova V.A. cherfa@yandex.ru St. Petersburg University of the State Fire Service of the Emercom of Russia named after Hero of the Russian Federation Army General E.N. Zinichev 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Prospect 149

research topic is due to the need to ensure the sustainability of the economic system in the field of healthcare and to protect the interests of the population in this area. The article analyzes the existing methods and tools for managing economic security in healthcare, as well as an assessment of the current state of economic security in the healthcare sector in Russia. Within the framework of the work, the existing threats and risks associated with economic security in this area are considered; factors affecting the effectiveness of the management of the healthcare system, such as financial support, human resources, technological level and others, are analyzed; strategic directions for neutralizing threats to economic security in healthcare and foreign experience of the state policy of economic security management in this area are presented, as well as the possibility of its use in Russia. The time of the COVID-19 pandemic became a catalyst for the introduction of digital medical technologies, which in turn contributed to the approximation of a value-oriented healthcare model. In order to solve health problems, specific directions for strengthening economic security in this area were proposed. The time of the COVID-19 pandemic became a catalyst for the introduction of digital medical technologies, which in turn contributed to the approximation of a value-oriented healthcare model. In order to solve health problems, specific directions for strengthening economic security in this area were proposed. One of the key directions is the optimization of state policy aimed at increasing the availability of medical services and improving their quality. In addition, an important factor is the fight against corruption and optimization of health care costs. The analysis of foreign experience has shown that the state policy of economic security management in the field of healthcare is an important tool for protecting the rights and interests of citizens, as well as the development of the national economy. In this regard, the possibilities of using foreign experience in Russia can be very promising and useful.

Keywords: economic security management, public health policy, risks and threats to the economic security of healthcare, the COVID-19 pandemic, methods and tools for managing economic security in healthcare.

Введение

Одной из главных задач в области управления экономической безопасностью системы здравоохранения России является создание условий, способствующих повышению качества и доступности медицинских услуг, соответствующих современным требованиям, а также внедрению передовых медицинских технологий и инноваций в отрасль. Совершенствованию управления экономической безопасностью системы здравоохранения способствует добросовестная конкуренция на рынке медицинских услуг. В то время как недобросовестная конкуренция создает неравные условия доступа к финансовым ресурсам, что способствует снижению социально-экономической эффективности системы здравоохранения. Современные угрозы экономической безопасности России определяются такими тенденциями в сфере здравоохранения, как крайне высокая смертность населения и, в результате, крайне низкая ожидаемая продолжительность жизни граждан. Несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных изучению проблем управления системой здравоохранения и их влиянию на экономическую безопасность государства, до настоящего времени нет эффективного механизма, способного выявить и своевременно предотвратить угрозы, препятствующие повышению социально-экономической эффективности деятельности медицинских учреждений и устойчивости системы в целом. Следовательно, это позволяет сделать вывод об актуальности темы исследования. В связи с этим в статье предпринята попытка оценить современное состояние системы здравоохранения России и управления ее экономической безопасностью, с целью выявления проблем и угроз, влияющих на экономическую безопасность населения и государства в целом.

Основная часть

Экономическая безопасность в сфере здравоохранения тесно связана с конкуренцией на рынке медицинских услуг. Для обеспечения безопасности системы здравоохранения необходимо учитывать финансовый, кадровый и технологический потенциал системы и ее производственной инфраструктуры. Кроме того, важно обеспечить качество и доступность медицинских услуг, соответствующих современным требованиям, а также поощрять инновации и внедрение передовых медицинских технологий.

Добросовестная конкуренция на рынке медицинских услуг является одним из механизмов, который способствует укреплению экономической безопасности системы здравоохранения, повышению социально-экономической эффективности деятельности организаций и устойчивости системы в целом. Однако, если конкуренция несправедлива и создает неравные условия доступа к финансовым ресурсам, это может привести к снижению экономической безопасности и социально-экономической эффективности системы здравоохранения [10].

Основу модели экономической безопасности в сфере здравоохранения формируют следующие аспекты:

1) использование организационно-экономических показателей для оценки субъекта в системе охраны здоровья с учетом текущей экономической ситуации. Эти показатели могут включать финансовые результаты,

130

затраты на ресурсы, объем и структуру медицинских услуг, доступность медицинской помощи и другие показатели, характеризующие деятельность организаций здравоохранения;

2) изучение и выявление взаимосвязей индикаторов. Например, анализ взаимосвязей между финансовыми результатами и объемом оказанных медицинских услуг может помочь выявить эффективность использования ресурсов и оптимальное распределение финансовых средств. Анализ взаимосвязей между доступностью медицинской помощи и затратами на ресурсы может помочь определить оптимальный баланс между доступностью и эффективностью оказания медицинских услуг.

3) изучение причин изменения показателей. Например, если финансовые результаты организации здравоохранения ухудшаются, изучение причин этого может позволить выявить проблемные области, такие как увеличение затрат на определенные ресурсы, снижение объемов оказываемых услуг и неправильное финансовое планирование. Анализ причин изменения показателей может помочь принять меры по улучшению ситуации, оптимизации деятельности организации и повышению экономической эффективности [8].

Санкции, наложенные Европейским Союзом и США на Россию, вызывают серьезные макроэкономические трудности, что по оценкам Банка России, приведет к:

1) сокращению ВВП страны на 6-8%, что обусловит снижение реальных доходов населения на 6-8%. Анализ показал, что 2013 года по 2019 год реальные доходы населения сократились на 10%, а с 2013 года по 2022 год - на 16%. Следовательно, граждане не смогут в полном объеме оплачивать медицинские услуги. В таких условиях особенно важно, чтобы объемы бесплатной медицинской помощи увеличивались, иначе это может привести к росту смертности;

2) повышению цен на лекарственные препараты и медицинские изделия на 15-20%. Государственные расходы на эти категории лекарственных средств составили около 500 млрд. рублей и 450 млрд. рублей в 2019 году и в 2020 году, соответственно. Для поддержания аналогичного уровня доступности лекарственных препаратов и медицинских изделий потребуется дополнительно 190 млрд. рублей ежегодно [9].

Одновременно наблюдается увеличение числа пациентов, нуждающихся в медицинской помощи. Среди них - пациенты с осложнениями после перенесенной коронавирусной инфекции. Ожидается, что число таких пациентов увеличится на 15-20% по сравнению с 2019 годом, и потребуются дополнительные средства для их лечения.

Согласно прогнозу расходов на здравоохранение в Российской Федерации [1, 2] на 2023 год и плановый период 2024-2025 годы государственные расходы на здравоохранение в текущих ценах вырастут на 8% (422,8 млрд рублей) в 2023 году по сравнению с 2022 годом. Однако, если учесть инфляцию, то в постоянных ценах 2019 года рост составит всего лишь 2% при условии, что инфляция составит 6%, иначе рост будет еще меньше [14].

Доля ВВП, %

9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

Рис. 1. Динамика государственных расходов на здравоохранение с 2000 г. по 2019 г. в РФ, «новых» и «старых» странах Евросоюза (ЕС), доля в ВВП, %

Стоит отметить, что в 2019 году эти расходы в России были на 1,4 раза ниже, чем в «новых» странах Евросоюза (ЕС), которые близки по уровню экономического развития, составляя 3,5% и 5,0% от ВВП, соответственно. (рис. 1) [14]. Ожидается, что расходы бюджета ФОМС России к 2023 году вырастут на 14% (382,7 млрд. рублей) в текущих ценах по сравнению с 2022 годом, а в постоянных ценах (с учетом инфляции) -только на 7%. Также ожидается увеличение субвенций субъектам Российской Федерации на оказание медицинской помощи на 286 млрд. рублей, что составит 11% в текущих ценах и 5% в постоянных ценах (при условии, что инфляция не превысит 6%). Для решения острейших проблем здравоохранения России требуется увеличение государственного финансирования здравоохранения (рис. 2).

5000 4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500

■ ■ ■ 1 СП гН ■

О

гО

к>

гО

СО-

ЛЬ гО

гО

C\V

"У Jp

яг

Рис. 2. Государственные расходы на здравоохранение в ценах 2012 г., млрд. руб. [4]

Одна из наиболее серьезных проблем общественного здоровья в РФ заключается в крайне высокой смертности населения и, в результате, в крайне низкой ожидаемой продолжительности жизни (табл. 1). Анализ рождаемости и смертности населения России показал, что с 2017 года наблюдается естественная убыть населения, поскольку количество умерших превышает количество родившихся людей [16]. Кроме того, отмечается устойчивая отрицательная динамика рождаемости, поскольку с 2015 года по 2021 год снижение рождаемости произошло на 27 %, а динамика роста смертности за аналогичный период составила 28 %, что является крайне негативной тенденцией. За два года пандемии (2020-2021 годы) число смертей по всем причинам в РФ увеличилось почти на 1 млн. человек по сравнению с 2019 годом.

Таблица 1

Рождаемость и смертность населения России за 2015-2021 гг

Годы Всего, человек На 1000 человек населения

родившихся умерших естественный прирост родившихся умерших естественный прирост

2015 1 940 579 1 908 541 32 038 13,3 13,0 0,3

2016 1 888 729 1 891 015 -2 286 12,9 12,9 -0,01

2017 1 690 307 1 826 125 -135 818 11,5 12,4 -0,9

2018 1 604 344 1 828 910 -224 566 10,9 12,5 -1,6

2019 1 481 074 1 798 307 -317 233 10,1 12,3 -2,2

2020 1 436514 2 138 586 -702 072 9,8 14,6 -4,8

2021 1 398 253 2 441 594 -1 043 341 9,6 16,7 -7,1

В 2020 году и 2021 году по сравнению с 2019 годом в России дополнительная смертность от всех причин в расчете на 1 млн. населения составила, соответственно, 2 323 чел. и 4 419 чел., что на 35% выше, чем в «новых» странах ЕС и в 2,5 раза и 5,4 раза выше, чем в «старых» странах ЕС (рис. 3) [11].

7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 о

Ol 1Л Ol

Ol

гч

(N

m Г\| Leo_

Г

(N го

LEG_

со

ID О 1Л m

го 1Л

00 тН ■et CNJ

го ■ го я

IN

Ol

Сербия Россия Румыния Молдавия Словакия Латвия

172C

о о гЧ

о 1 го ГЧ Ol ГЧ

1 it тН

SU 1Л о со

"Новые" страны ЕС

Литва Украина Польша

12021 2020

Рис. 3. Дополнительная смертность на 1 млн. населения в 2020 г. и 2021 г. относительно 2019 г.

в России и разных странах

К концу 2021 года ожидаемая продолжительность жизни в России составила всего 70,1 года на 5 лет ниже, чем в «новых» странах ЕС, и на 10 лет ниже, чем в «старых» странах ЕС (рис. 4).

Более того, еще до пандемии в РФ уровень детской смертности был выше в 1,5 раза, а смертность трудоспособного населения - в 2,5 раза выше, чем в среднем по странам ЕС, что является весьма тревожной тенденцией [12].

Введение карантинных мер является одним из ключевых инструментов для борьбы с распространением СОУГО-19. Эти меры включали:

1) карантин;

2) самоизоляцию и режим нерабочих дней;

3) масочный режим; 4) пропускной режим;

5) введение системы QR-кодов;

6) перевод граждан на удаленную работу;

7) перевод школьников и студентов на дистанционное обучение;

8) ограничение полетов и пересечения границ РФ;

9) временное закрытие для посещения театров, музеев и других учреждений культуры [6].

1,5 1

0,5 0

-0,5 -1 -1,5 -2

0 1 0 1 I 0 1 ■ 0,55 0,49 3,35 4 гм 9 ,0 г- ш 4 ,0 0,12 ,0

1 1 1 1 1 1 1 1 ,0 1 сэ 1 сэ 1 сэ 1 сэ ■ о" ■ 1 0,03

4 0, ,0 0,1 1 7 1 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m ш, r-v 4 -0,39' ,0- 9 -0,37 -0.39

1 сэ — Г"»2 сэ сэ СП -0,87 ,0- 8,0- ,0

V <ч

-2,5

ю о

a. о

Изме н£Ния в 2021 г.

о

X 2

Изменения в 2020 г.

с 3

и

о х

Рис. 4. Динамика падения ожидаемой продолжительности жизни за 2020 г. и 2021 г. по сравнению с 2019 г. в РФ и разных странах

Исследования показывают, что карантинные меры имеют положительный эффект на снижение заболеваемости и смертности от COVID-19. Например, исследование, проведенное в Китае, показало, что введение карантинных мер позволило снизить количество новых случаев заболевания COVID-19 с 70% до 80%. Аналогичные результаты были получены исследованием, проведенным в Италии, которое показало, что введение карантинных мер позволило снизить смертность от COVID-19 с 10,4% до 3,5% [7].

Однако карантинные меры также могут негативно сказаться на экономике. Например, закрытие бизнеса и ограничение перемещения людей могут привести к экономическим потерям. Исследование, проведенное в США, показало, что введение карантинных мер привело к сокращению рабочих мест и снижению ВВП [15]. В связи с этим важно найти баланс между введением карантинных мер и сохранением экономики. Некоторые исследователи предлагают использовать мягкие карантинные меры, такие как ограничения на проведение массовых мероприятий и требования по ношению масок, которые не оказывают сильного влияния на экономику.

Рассмотрим основные аспекты воздействия пандемии COVID-19 на систему здравоохранения государства:

1) экономический кризис, вызванный пандемией, оказывает влияние на систему здравоохранения в различных аспектах, таких как социальная сфера, зависимость от бюджетного финансирования, инфляция и другие факторы;

2) повышенная потребность в ресурсах для здравоохранения, направленных на борьбу с COVID-19, также затрагивает различные отрасли, которые непосредственно вовлечены в процессы ликвидации этого заболевания

[13].

Одна из негативных ситуаций, которая возникла из-за распространения коронавируса, - это потери в экономиках ведущих стран, таких как США, Китай и Евросоюз. Именно эти страны стали наиболее пострадавшими, так как снижение спроса и цен на важные товары, импортируемые Россией, отрицательно повлияло на их экономики. В результате, государства понесли значительные потери из-за неэффективных мер, принятых развитыми западными странами для борьбы с коронавирусом.

Системы здравоохранения по всему миру столкнулись с серьезными вызовами во время пандемии COVID-19, раскрывая долгосрочные слабые места. В России, в частности, недостаточность аппаратов ИВЛ и лекарств привела к трудностям в оказании медицинской помощи во время пандемии. Однако Правительство РФ предприняло ряд мер, включая создание рабочей группы по COVID-19 и увеличение числа коек для лечения больных коронавирусом, что помогло смягчить последствия пандемии. Несмотря на героические усилия медицинских работников, эпидемия выявила проблемы в системах здравоохранения и стимулировала Правительство РФ к усовершенствованию системы здравоохранения в будущем.

Ускоренное внедрение цифровых медицинских технологий стало возможным благодаря пандемии COVID-19, что помогло приблизить ценностно-ориентированную модель здравоохранения. Однако, прогресс замедляется из-за неопытности персонала среднего звена медицинских учреждений и ограниченных бюджетов в здравоохранении, в результате чего многие сотрудники медицинских учреждений не получают должного обучения. Лидеры в сфере здравоохранения в России называют неопытность сотрудников в использовании новых технологий и финансовые ограничения среди основных препятствий для развития.

60

50 40 30 20 10 0

Отсутствие у персонала опыта работы с новыми технологиями

Финансовые или Организационная Устаревшие бюджетные разобщенность технологии ограничения

Россия ■ Среднее по 14 странам

Рис. 5. Основные внутренние барьеры в здравоохранении в России и 14 странах в 2021 году

На рис. 5 представлены основные внутренние барьеры, препятствующие развитию здравоохранения в России и в 14 других странах [7].

Существуют угрозы экономической безопасности в сфере охраны здоровья граждан, которые включают следующие аспекты:

1) высокий уровень распространенности неинфекционных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые, онкологические, эндокринные, нейродегенеративные и другие;

2) отток высококвалифицированных медицинских работников из государственных медицинских организаций;

3) достаточно высокий уровень распространенности наркомании и алкоголизма, ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В и С, туберкулеза, увеличение количества случаев травматизма и отравлений;

4) распространение антимикробной резистентности;

5) рост эпидемиологической значимости условно-патогенных микроорганизмов, увеличение частоты заболеваний, вызываемых инфекциями у лиц с иммунодефицитными состояниями, распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи [3];

6) риск осложнения эпидемиологической ситуации на фоне неблагополучной ситуации в иностранных государствах по ряду новых и опасных инфекционных заболеваний;

7) риск возникновения новых инфекций, вызываемых неизвестными патогенами, занос редких или ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных и паразитарных заболеваний, возникновение и распространение природно-очаговых инфекций, спонтанная зараженность возбудителями инфекций, возврат исчезнувших инфекций, преодоление микроорганизмами межвидовых барьеров;

8) риск противоправного использования биологических и иных смежных технологий, осуществления опасной техногенной деятельности (в том числе с использованием генно-инженерных технологий), а также биологического терроризма [5].

Снижение бюджетных расходов на деятельность организаций здравоохранения происходит на фоне уменьшения доходов населения, что влечет за собой угрозы экономической безопасности системы здравоохранения, а также ее социально-экономической эффективности, которые усугубляются в период экономического кризиса. Национальная безопасность России напрямую зависит от территориальной доступности и уровня финансирования медицинских услуг для всех слоев населения.

Негативное воздействие на уровень финансирования медицинских услуг для населения оказывают:

1) нереализованные государственные гарантии; 2) отсутствие эффективных механизмов контроля и регулирования цен на лекарства и медицинское оборудование;

3) недостаток инвестиций в научно-исследовательскую деятельность и разработку новых медицинских технологий;

4) коррупция и злоупотребление ресурсами в сфере здравоохранения;

5) уязвимость информационных систем и баз данных медицинских учреждений перед кибератаками и кражей личных данных пациентов;

6) угрозы со стороны международных поставщиков медицинского оборудования и лекарств, таких как ограничение поставок или изменение цен на продукцию;

7) непредвиденные эпидемии и пандемии, которые могут серьезно нарушить функционирование системы здравоохранения и оказать отрицательное воздействие на экономику страны.

Все эти факторы могут стать потенциальными угрозами экономической безопасности в сфере здравоохранения и требуют комплексного подхода со стороны государства и других заинтересованных сторон для их предотвращения и минимизации.

Указ Президента РФ от 6 июня 2019 года № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» [4] определяет приоритетные направления развития здравоохранения в России и выделяет задачи по улучшению экономической безопасности в этой сфере (рис. 6).

Задачи по укреплению экономической безопасности в сфере здравоохранения

развитие инфраструктуры здравоохранения

укрепление мер по борьбе с коррупцией

развитие цифровых технологий в здравоохранении

обеспечение доступности лекарственных средств

оптимизация бюджетных затрат на здравоохранение

развитие системы страхования медицинских рисков

развитие системы контроля за качеством медицинских услуг

повышение квалификации медицинских работников

развитие международного сотрудничества

Рис. 6. Задачи по укреплению экономической безопасности в сфере здравоохранения

Однако, несмотря на принимаемые меры, угрозы экономической безопасности в сфере здравоохранения все еще остаются актуальными.

Стратегические направления нейтрализации угроз экономической безопасности в сфере здравоохранения могут быть использованы как руководство для дальнейшей работы в этой области. Реализация этих направлений

позволит повысить качество медицинских услуг, обеспечить доступность лекарственных средств для населения и обеспечить устойчивое развитие здравоохранения в России.

Стратегия развития здравоохранения до 2025 года также учитывает демографические, социально-экономические и технологические тенденции и вызовы, стоящие перед системой здравоохранения, и предлагает меры по их решению. Реализация данной стратегии предполагает широкое взаимодействие между государственными органами, научным сообществом, медицинскими организациями и общественностью, совместные усилия всех заинтересованных сторон для достижения поставленных целей и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Заключение

В статье исследованы современное состояние экономической безопасности и управление ею в системе здравоохранения России; оценены последствия современных угроз, связанные со здоровьем и продолжительностью жизни населения и обоснованы меры по преодолению и снижению уровня угроз в сфере здравоохранения. Предложены меры управления экономической безопасностью в сфере здравоохранения для решения задач в области здоровья граждан на основании потребностей социально-экономического и демографического развития России. Направления нейтрализации угроз экономической безопасности в сфере здравоохранения, описанные в данной статье, могут быть использованы как руководство для дальнейшей работы в этой области. Совершенствование управления экономической безопасностью в сфере здравоохранения позволит повысить качество медицинских услуг, обеспечить доступность лекарственных средств для населения и обеспечить устойчивое развитие здравоохранения в Российской Федерации.

Литература

1. Федеральный закон от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов»

2. Федеральный закон № 201616-8 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов»

3. Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"

4. Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 года № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года»

5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»" URL: https://static-3.rosminzdrav.ru/system/attachments

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74077903

7. Базылева И.М., Малышева И.В., Савкина Е.В. Формирование системы экономической безопасности здравоохранения в условиях пандемии 83 COVID-19 // Вестник Саратовского государственного медицинского университета. 2021. Т.19. №2. С. 247-252

8. Быкова М.Ю., Яновская И.А. Экономическая безопасность здравоохранения: теоретические и прикладные аспекты // Социально-экономические явления и процессы. 2021. Т.16. №4. С. 148-154

9. Кузнецова А.А. "Здравоохранение России 2022-2023 гг.: неотложные меры в условиях особого положения в экономике и социальной сфере. Проблемы и предложения." ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение // Вестник ВШОУЗ. 2022. Т. 8, № 2. С. 22-47. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2022-8-2-4-21

10. Кулагина Е.В., Парфёнова М.Ю. Экономическая безопасность системы здравоохранения в контексте устойчивого развития // Наука. Инновации. Технологии. 2021. Т.23. №2. С. 132-137

11. Малинникова Е.Ю. Новая коронавирусная инфекция. Сегодняшний взгляд на пандемию XXI века // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2020. Т. 9, № 2. С. 18-32

12. Положихина М.А. Экономика России в условиях пандемии коронавируса // Экономические и социальные проблемы России. 2021. № 4. С. 39-63

13. Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Базарова И.Н., Ендовицкая Ю.В., Несветайло Н.Я. Влияние коронавируса COVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении (ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия; ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова, СанктПетербург, Россия; НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия) - 2020

14. Шевченко О.В. "Анализ расходов бюджетов бюджетной системы РФ (Фонд обязательного медицинского страхования, федеральный и региональные бюджеты) по разделу «Здравоохранение» на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг." ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение // Вестник ВШОУЗ. 2022. Т. 8. № 3. С. 4-9. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2022-8-3-4-9

137

15. Шунькевич А.П. Сравнение систем здравоохранения России и США. Анализ их эффективности до и во время пандемии COVID-19// Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. 2022. С. 162-170.

16. Щелакова В.А., Негреева В.В., Салманов А.Б. Оценка демографической ситуации для обеспечения национальной безопасности России // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2019. № 3(38). С. 77-92. [Электронный ресурс] URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/

17. Федеральная служба государственной статистики. Демография. [Электронный ресурс]- Режим доступа: URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781

1. Federal'nyi zakon ot 05.12.2022 № 466-FZ «О federal'nom byudzhete na 2023 god i planovyi period 2024 i 2025 godov»

2. Federal'nyi zakon № 201616-8 «О byudzhete Federal'nogo fonda obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya na

2023 god i planovyi period 2024 i 2025 godov»

3. Federal'nyi zakon ot 17.09.1998 № 157-FZ "Ob immunoprofilaktike infektsionnykh boleznei"

4. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 6 iyunya 2019 goda № 254 «О Strategii razvitiya zdravookhraneniya v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda»

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 N 294 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Razvitie zdravookhraneniya»" URL: https://static-3.rosminzdrav.ru/system/attachments

6. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 22 maya 2020 g. № 15 «Ob utverzhdenii sanitarno-epidemiologicheskikh pravil SP 3.1.3597-20 «Profilaktika novoi koronavirusnoi infektsii (COVID-19)» // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74077903

7. Bazyleva I.M., Malysheva I.V., Savkina E.V. Formirovanie sistemy ekonomicheskoi bezopasnosti zdravookhraneniya v usloviyakh pandemii 83 COVID-19 // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta. 2021. T.19. №2. S. 247-252

8. Bykova M.Yu., Yanovskaya I.A. Ekonomicheskaya bezopasnost' zdravookhraneniya: teoreticheskie i prikladnye aspekty // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. 2021. T.16. №4. S. 148-154

9. Kuznetsova A.A. "Zdravookhranenie Rossii 2022-2023 gg.: neotlozhnye mery v usloviyakh osobogo polozheniya v ekonomike i sotsial'noi sfere. Problemy i predlozheniya." ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie // Vestnik VShOUZ. 2022. T. 8, № 2. S. 22-47. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2022-8-2-4-21

10. Kulagina E.V., Parfenova M.Yu. Ekonomicheskaya bezopasnost' sistemy zdravookhraneniya v kontekste ustoichivogo razvitiya // Nauka. Innovatsii. Tekhnologii. 2021. T.23. №2. S. 132-137

11. Malinnikova E.Yu. Novaya koronavirusnaya infektsiya. Segodnyashnii vzglyad na pandemiyu XXI veka // Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie. 2020. T. 9, № 2. S. 18-32

12. Polozhikhina M.A. Ekonomika Rossii v usloviyakh pandemii koronavirusa // Ekonomicheskie i sotsial'nye problemy Rossii. 2021. № 4. S. 39-63

13. Starodubov V.I., Kadyrov F.N., Obukhova O.V., Bazarova I.N., Endovitskaya Yu.V., Nesvetailo N.Ya. Vliyanie koronavirusa COVID-19 na situatsiyu v rossiiskom zdravookhranenii (FGBU «TsNIIOIZ» Minzdrava Rossii, g. Moskva, Rossiya; FGBOU VO SZGMU im. I. I. Mechnikova, SanktPeterburg, Rossiya; NIU «Vysshaya shkola ekonomiki», g. Moskva, Rossiya) - 2020

14. Shevchenko O.V. "Analiz raskhodov byudzhetov byudzhetnoi sistemy RF (Fond obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya, federal'nyi i regional'nye byudzhety) po razdelu «Zdravookhranenie» na 2023 g. i na planovyi period

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2024 i 2025 gg." ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie // Vestnik VShOUZ. 2022. T. 8. № 3. S. 4-9. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2022-8-3-4-9

15. Shun'kevich A.P. Sravnenie sistem zdravookhraneniya Rossii i SShA. Analiz ikh effektivnosti do i vo vremya pandemii COVID-19// Finansovyi universitetpri Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii. 2022. S.162-170.

16. Shchelakova V.A., Negreeva V.V., Salmanov A.B. Otsenka demograficheskoi situatsii dlya obespecheniya natsional'noi bezopasnosti Rossii // Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskii menedzhment. 2019. № 3(38). S. 77-92. [Elektronnyi resurs] URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/

17. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki. Demografiya. [Elektronnyi resurs]- Rezhim dostupa: URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781

Статья поступила в редакцию 16.05.2023 Received 16.05.2023

Принята к публикации 01.06.2023 Accepted for publication 01.06.2023

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.