Научная статья на тему 'Управление экономическим потенциалом малых форм хозяйствования в АПК'

Управление экономическим потенциалом малых форм хозяйствования в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РАЗВИТИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ECONOMIC POTENTIAL / SMALL FORMS OF ECONOMIC MANAGEMENT / BUSINESS ENTERPRISE / DEVELOPMENT / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белых С. А., Светланова Т. В.

В статье рассмотрено управление экономическим потенциалом малых форм хозяйствования в АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING MANAGEMENT IN ECONOMIC POTENTIAL OF SMALL FORMS IN AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

In article it is considered managing management in economic potential of small forms in APK.

Текст научной работы на тему «Управление экономическим потенциалом малых форм хозяйствования в АПК»

Экономика

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ МАЛых фОРМ хозяйствования В АПК

С. А. БЕлыХ (фото), аспирант,

т. в. светлакова,

кандидат экономических наук, доцент, Пермская ГСХА

г. Пермь, ул. Коммунистическая, д. 23

Ключевые слова: экономический потенциал, малые формы хозяйствования, предпринимательство, развитие, агропромышленный комплекс.

Keywords: economic potential, small forms of economic management, business enterprise, development, agro-industrial complex.

Экономика современной России находится на этапе перехода к рыночным отношениям, что влечет за собой необходимость коренной перестройки ее структуры. В ходе реорганизации колхозов и совхозов активизировалось развитие малых форм хозяйствования. В сельском хозяйстве сформировался частный сектор малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей: крестьянские (фермерские) хозяйства, сельские индивидуальные предприниматели и личные подсобные хозяйства.

Цель и методика исследований.

Несовершенство действующего законодательства, недостаточная государственная поддержка и слабая социальная защищенность не позволяет малым формам хозяйствования развиваться максимально эффективно, т. е. полностью используя имеющийся экономический потенциал.

В соответствии с нормативноправовыми актами Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства отнесены крестьянские (фермерские) хозяйства, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В то же время ведение личного подсобного хозяйства не рассматривается законодателями как форма ведения агробизнеса в связи с низким коэффициентом товарности производимой ими продукции. Однако изучение научной литературы и результаты исследований показывают, что необходимо уделять серьезное внимание их деятельности. Во-первых, в хозяйствах населения производится практически половина общего объема продукции, и во-вторых, именно личные подсобные хозяйства могут стать основой становления агробизнеса в условиях экономического кризиса: ситуации неплатежей, высоких цен, низкой заработной платы, потери основного места работы, — когда развитие личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств становится необходимостью в целях самообеспечения населения продуктами питания и получения дополнительного дохода в бюджет семьи.

Результаты исследований.

Функционирование личного сектора в большей или меньшей степени характерно для сельского хозяйства с самого зарождения сельскохозяйственного производства

до современных дней, кроме того, малым формам хозяйствования в АПК свойственна относительная самостоятельность.

Можно выделить несколько неоспоримых конкурентных преимуществ малых форм хозяйствования: свободный доступ к трудовым ресурсам (их наличие); владение земельными ресурсами; хозяйственная самостоятельность в принятии решений и ответственность за них, что является достаточно серьезным стимулом для развития хозяйства; спрос на сельскохозяйственную продукцию остается стабильно высоким на любой из стадий цикла экономического развития.

В условиях непредсказуемости и неопределенности российской экономики особую актуальность приобретает управление экономическим потенциалом малых форм хозяйствования, ведь в настоящее время производственный и экономический потенциал малых форм хозяйствования в

Личные подсобные хозяйства:

----------*---------

большинстве случаев недооценивается.

С нашей точки зрения, экономический потенциал развития малых форм хозяйствования может быть схематично представлен на рис.1.

Но потенциальные возможности развития малых форм хозяйствования не могут быть реализованы в существующих экономических условиях, т. к. производители сталкиваются со многими проблемами. Проведенные исследования позволяют нам выделить основные проблемы, возникающие в настоящий момент перед малыми формами хозяйствования в аграрном производстве (рис. 2).

На наш взгляд, для эффективного развития малых форм хозяйствования необходима разработка стратегии их развития, основанная на целом комплексе мероприятий, внедрение которых позволит повысить экономический потенциал малых форм хозяйствования.

потребностей семьи

Увеличение

объемов

Крестьянские

(фермерские)

хозяйства

Увеличение

объемов

производства

* Сельские индивидуальные предприниматели

Развитие агробизнеса

Увеличение

объемов

производства

Рисунок 1

Экономический потенциал развития МФХ в АПК

Рисунок 2

Основные проблемы, сдерживающие развитие малых форм хозяйствования в аграрном

производстве

Как уже отмечалось, с позиции Министерства сельского хозяйства, к субъектам малого и среднего предпринимательства не относится ведение личного подсобного хозяйства, поэтому для учета их интересов необходима их регистрация либо в форме сельского индивидуального предпринимателя, либо в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства. Несомненно, что большая часть населения, ведущая ЛПХ, не станет регистрировать свою деятельность (необходимость сдачи отчетности, уплата налогов и т. д.). Но, рассматривая возможность развития своего агробизнеса и осознавая невозможность получения государственной поддержки, будучи владельцем личного подсобного хозяйства, заинтересованные граждане зарегистрируют свой агробизнес.

При этом стоит отметить, что и Министерству сельского хозяйства рекомендуется внести определенные поправки в законодательство, которые бы позволили владельцам личных подсобных хозяйств иметь возможность участия в программах поддержки (например, при достижении ими определенного уровня объема производства). Ведь, в соответствии с п. 3 статьи 7 ФЗ от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», «на личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов».

В рамках механизма реализации стратегии эффективного развития могут быть предложены следующие приоритетные мероприятия (рис. 3).

Проведенное исследование показывает, что основной проблемой сельхозпроизводителей остается сбыт производимой продукции. Единолично крестьянское (фермерское) хозяйство или индивидуальный предприниматель не в состоянии решить эту проблему, поэтому изначально не настроены на расширение производства и выпуск дополнительного объема продукции.

С данной точки зрения целесообразно предложить создание производственнообслуживающего кооператива, который бы осуществлял некоторые важные обслуживающие функции, а именно: снабжение горюче-смазочными материалами, ремонт техники, предоставление техники в те хозяйства, где на данный момент имеется их нехватка, организация и поиск каналов сбыта выпускаемой, транспортные услуги по доставке продукции потребителю. Основной целью такого кооператива становится оказание всесторонней помощи крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям. От имени кооператива также будет проще сотрудничать с крупными сельскохозяйственными производителями, а также с личными подсобными хозяйствами.

Однако для создания кооператива необходима инициатива самих крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, а также поддержка Министерства сельского хозяйства, которое

Экономика Ум;

Мероприятия, направленные на увеличение количества К(Ф)Х и ИП: - регистрация агробизнеса владельцами ЛПХ;

- образование новых К(Ф)Х и ИП.

Поддержка со стороны государства:

— предоставление возможности сбыта продукции на рынках;

— обеспечение необходимой информацией (налоговой, бухгалтерской, производственной);

— снижение налогового бремени для новых предпринимателей.

Стратегия эффективного развития малых форм хозяйствования в _______АПК________

Формирование кооперативов по принципу общности производителей:

— по районам регистрации и ведения деятельности;

— идентичность выпускаемой продукции;

— месту потребления произведенной продукции.

взаимодеиствие с негосударствефНоЬрмИхСтрукТуравмИИя)Рамках программ развития малых

- снижение ставок на целевые кредиты в банках;

- страхование имущества на льготных условиях;

- получение дополнительного образования, повышение квалификации.

Рисунок 3

Основные мероприятия эффективного развития малых форм хозяйствования в АПК

Инициатива крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, объединенных общими условиями хозяйствования

Обучение по программам повышения квалификации

Регистрация кооператива в государственных органах

Возможное сотрудничество с крупными сельскохозяйственными организациями, личными подсобными хозяйствами

Обеспечение бесперебойного функционирования всех сфер деятельности малых форм

хозяйствования

Рисунок 4

Алгоритм создания производственно-обслуживающего кооператива малых формам

хозяйствования

Функциональные или дисфункциональные последствия проблемы (отказ от производства/расширение производства)

Рисунок 5

Модель механизма управления экономическим потенциалом развития малых форм

хозяйствования в АПК

Экономика Цс/

должно провести дополнительно обучение «инициативной группы» основам рыночных отношений по программам повышения квалификации работников, а именно: маркетинговая политика, логистика, ценообразование, бухгалтерский учет, налоговый учет и отчетность. Ориентировочно схема создания и функционирования такого кооператива может выглядеть следующим образом (рис. 4).

Но для получения высоких положительных результатов должна быть представлена четкая модель механизма управления малыми формами хозяйствования, которая бы включала все стадии управления от зарождения бизнеса до его максимально возможного развития и в последующем мониторинга с целью удержания производителя в данной отрасли (рис. 5). Модель должна освещать весь спектр проблем, стоящих перед малыми формами

хозяйствования, начиная от финансирования, отсутствия квалифицированных кадров и т. д. Именно управление в замкнутом цикле даст наибольшие результаты.

Внедрение такого механизма управления экономическим потенциалом и реализации приоритетных направлений по выявлению и решению сложных ситуаций создадут благоприятные условия для развития малых форм хозяйствования.

Динамичное и эффективное развитие малых форм хозяйствования должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения производственных, финансовых и социальных проблем села, но и сокращения бедности сельского населения, то есть должно обеспечить успешную реализацию стратегии эффективного развития малых форм хозяйствования.

Предложенная схема создания производственного обслуживающего кооператива

малых форм хозяйствования будет способствовать решению проблемы обеспечения производителей ресурсами и сбыта готовой продукции.

Представленная модель механизма управления экономическим потенциалом развития малых форм хозяйствования в АПК дает возможность контроля и управления экономическим потенциалом малых форм хозяйствования. Вероятный социальный эффект от внедрения такого механизма будет заключаться в снижении уровня безработицы на селе, повышение уровня самозанятости, снижении уровня пьянства, наркомании в сельской местности, увеличении количества качественных продуктов питания собственного производства в регионе. Экономический эффект, на наш взгляд, будет состоять в повышении уровня и качества жизни на селе.

Литература

1. Федеральный закон от 7 июля 2003 г №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» // Электронная правовая система «Консультант Плюс».

2. Федеральный закон №74-ФЗ от 11 июня 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Электронная правовая система «Консультант Плюс».

3. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Электронная правовая система «Консультант Плюс».

4. Алтухов А. И. Вступление России в ВТО и проблема развития ее сельского хозяйства // Агропродовольственная политика и вступление России в ВТО. М. : ВИАПИ, 2003. 154 с.

5. Аничин В. Л., Белогурова Н. А., Власенко А. М. Профессиональная подготовка фермеров — фактор роста человеческого капитала аграрной сферы экономики // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2007. № 3. С. 14-16.

социальные предпосылки и тенденции РАЗВИТИЯ МАЛОгО АгРОБИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

э. р. кипчакбаева,

преподаватель, Башкирский ГАу

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: малый агробизнес; социальная инфраструктура; крестьянские (фермерские) хозяйства; личные подсобные хозяйства, сельское хозяйство, валовая продукция.

Keywords: small agrobusiness; a social infrastructure; peasant (farmer) economy; personal part-time farms, agriculture, gross output.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышение эффективности сельского хозяйства во многом зависит от развития малого агробизнеса. Степень развития малого предпринимательства влияет на насыщение рынка товарами, расширение конкуренции, рост занятости, социальное развитие села, а главное — способствует повышению экономической эффективности агропромышленного производства.

Одним из важнейших направлений государственной политики в сфере сельского хозяйства становится развитие среднего и малого агробизнеса. Малые предприятия способны быстро реагировать на изменения спроса, изменять ассортимент продукции и перепрофилировать свое производство в условиях кризиса. Анализ развития малого агробизнеса проводился на примере крупного сельскохозяйственного региона Российской Федерации — Республики Башкортостан.

В 2010 г в республике активно развиваются 4,6 тыс. крестьянских (фермерских)

хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 580 тыс. ЛПХ. Число крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в течение последних 10 лет постепенно возрастает и к 2009 г увеличилось на 10,14 % (на 388 хозяйств против 3826 хозяйств в 2000 г.). В то же время площадь предоставленной земли увеличилась в 3,4 раза (против 151 тыс. га в 2000 г.). Темп роста среднего размера земельного участка и площади сельхозугодий на 1 хозяйство составил в среднем 3,1 раза. В табл. 1 представлены данные за 2007-2009 гг Таким образом, число крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в 2009 г. сократилось на 7,3 % (на 326 хозяйств против 4448 хозяйств в 2007 г.), площадь предоставленной земли сократилась на 10,6 % (против 539,9 тыс. га в 2007 г.). Средний размер земельного участка и площадь сельхозугодий на 1 хозяйство сократились на 4 и 1,6 % соответственно.

За 10 лет в республике постепенно формируются многообразные формы собственности и хозяйствования. В сравнении с 2000 г. необходимо отметить увеличение доли К(Ф)Х в структуре сельскохозяйственных угодий с 20 % до 6,8 % в 2009 г и сокращение доли сельскохозяйственных организаций с 79,6 % в 2000 г до 70,7 % в 2009 г., в 1995 г. доля сельскохозяйственных организаций составляла 89,3 %, что еще более подчеркивает увеличение доли К(Ф)Х в структуре землепользователей.

В 2007-2009 гг в структуре сельскохозяйственных угодий наибольший удельный вес, естественно, занимают сельскохозяйственные организации, доля которых сократилась к 2009 г на 0,2 п. п. Доля крестьянских (фермерских) хозяйств сократилась на 0,8 п. п., такое изменение произошло за счет роста удельного веса хозяйств граждан и прочих землепользователей.

Распределение количества крестьянских (фермерских) хозяйств по районам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.