Научная статья на тему 'Управление экологической безопасностью региона:экологический аудит, экологический мониторинг'

Управление экологической безопасностью региона:экологический аудит, экологический мониторинг Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
112
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ветрова Н.М.

В статье рассмотрены основные характеристики системы управления экологической безопасностью территории, выделены роль и место экологического мониторинга и экологического аудита в механизме экологического управления насовременном этапе функционирования эколого-экономических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление экологической безопасностью региона:экологический аудит, экологический мониторинг»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 21 (60), № 1. 2008 г. С. 146-151.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

УДК 35.073.526:502

Вет рова Н.М.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

В статье рассмотрены основные характеристики системы управления экологической безопасностью территории, выделены роль и место экологического мониторинга и экологического аудита в механизме экологического управления на современном этапе функционирования эколого-экономических систем.

Ключевые слова: управление, механизм, экологический мониторинг, экологический аудит.

Постановка проблемы. Последние 20 лет мировое сообщество значительное внимание уделяет проблемам экологии и признает необходимость обеспечения жизнедеятельности нынешнего поколения, не лишая будущих членов общества возможностей удовлетворения своих потребностей. Согласование образа жизни с экологическими возможностями предполагает определение ограничений в эксплуатации природных ресурсов, связанных со способностью биосферы справляться с последствиями хозяйственной деятельности, а также сбалансированность роста численности населения с производительным потенциалом экосистемы.

После всестороннего рассмотрения и обсуждения проблем жизнеобеспечения на международных экологических форумах (1992-2001 гг.) мировое сообщество подошло к пониманию необходимости перехода к устойчивому развитию. Однако остается нерешенным целый комплекс научно-практических проблем установления критериев оценки уровня устойчивости развития территории, параметров состояния природной среды, экономики и социума. В целом рациональная территориальная организация экономической системы должна удовлетворять ряду условий, к которым относятся: соответствие масштабов экономической деятельности экологической безопасности и экологической емкости территории; соответствие масштабов экономической деятельности природно-ресурсному потенциалу; обеспечение совокупных потребностей населения, а также эффективность функционирования экономической системы региона

Анализ последних исследований и публикаций. Экологическое управление является многоотраслевой сферой деятельности, теоретические основы которой постоянно развиваются как зарубежными, так и отечественными учеными. Хотя отмечается полемика по сущности базовых категорий, понятий, подходов. Так, Семенов В.Ф., Михайлюк О.И., Галушкина Т.П. и др. [1, с. 168] рассматривают экологическое управление как «... дiяльнiсть державних оргашв i економiчних суб'екпв, го-

ловним чином, спрямована на дотримання обов'язкових вимог природоохоронного законодавства, а також на розробку i реалiзацiю вщповщних цшей, проектiв i про-грам». При этом авторы [1, с. 168-169] выделяют экологический менеджмент как отдельную систему «... шщативна i результативна дiяльнiсть економiчних суб'eктiв, спрямована на досягнення !хшх власних екологiчних цiлей, проектiв та програм, розроблених на основi принцитв екоефективностi i екосправедливостЬ>. Боков В.А., Лущик А.В. рассматривают управление экологическими ситуациями как систему действий, направленных на достижение определенного уровня качества окружающей природной среды, которая обеспечивала бы нормальное функционирование геосистем, ее средо- и ресурсовоспроизводящие свойства, здоровую среду обитания человека, успешное функционирование социальной сферы и экономики, обеспечивающих материальные и духовные потребности общества [2, с. 200]. Л.Б. Залесский экологический менеджмент отождествляет с системой управления природоохранной деятельностью «.как комплексом взаимосвязанных организаций, методов и мероприятий, позволяющим оценить состояние, структуру, изменения окружающей среды и входящих в ее состав ресурсов вследствие целенаправленной деятельности человека при производстве материальных благ и предпринять адекватные действия по их устойчивому развитию в целях решения поставленных задач национальной экономики» [3, с. 14].

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы Завершая проведенный краткий анализ, можно отметить, что в системе управления экологической безопасностью выделяется проблемная область, которая требует совершенствования на современном этапе: понятийный аппарат, структура механизма управления, совокупность методов, технологий, инструментарий.

Формулировка целей статьи. В статье поставлена цель раскрыть особенности современных элементов системы управления экологической безопасностью - экологического мониторинга и экологического аудита.

Изложение основного материала исследования. В рамках функционирования управляющей системы поддержания экологической безопасности региона [4] (рис.1) проявляется ряд особенностей, которые определяют необходимость специального взаимодействия в рамках координации действий. К ним относятся следующие аспекты

1. Проявление совокупности управляющих воздействий, различных по своей сущностной характеристике [5]: -воздействие социального плана на мотивы и поведенческие схемы (УВ-1), связанное с обеспечением процессов экологизации,

-воздействие нормируемого плана (включая правовое, экономическое), связанное с задачами сохранения природной среды и здоровья людей (УВ-2);-воздействие организационно-технического, технологического плана, связанное с задачами оптимального природопользования (УВ-3).

2. Управляющая система экологической сферой должна иметь возможности обеспечить совместимость самостоятельно функционирующих отдельных систем управления в каждом социально-экономическом элементе: отрасли имеют органы управления ими, отдельные экономические субъекты имеют системы управления в рамках различных видов собственности, присутствуют также региональные и ад-

148

_УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА ..._

министративные особенности управления. Исходя этого, управленческий процесс должен иметь более высокую степень сложности (согласно принципа Р.Эшби), для достижения которой следует реализовать возможности механизма управления ЭБР;

3. Проявляется расширение функций управления за счет особого значения регулирующих процессов - нормативно-правовое регулирование, что определяет особенности организации процесса, повышение роли контроля соблюдения нормативов ведения деятельности всеми субъектами хозяйствования и органами управления смежных сфер.

4. Функция контроля процесса управления ЭБ в части информации о состоянии природной среды, здоровья населения формируется в различных органах сбора и обработки, но для разработки и реализации управленческих

Рис. 1. Структурно-процессная модель механизма управления экологической безопасностью региона (УЭБР),

где БЗУ - блок задач управления, методы управления: О-РМ - организационно-распорядительные, ЭМ - экономические, С-ПМ - социо-психологические, ТПЦ-технология программно-целевая, ТУР - технология управления по результатам, ТУВ - технология управления по отклонениям, СУ - ситуативное управление решений по поддержанию экологической безопасности необходимо объединение различных по природе и принципам сбора, данных.

При этом информационно-аналитическое обеспечение управления в экологической сфере несет в механизме экологического управления сущностную нагрузку -собрать, анализировать, классифицировать информацию об объекте экологического управления, поэтому с учетом современных информационных методов в рамках

149

реализации задач названного блока повышается роль экологического мониторинга состояния окружающей природной среды и экологического аудита.

Экологический мониторинг - комплексный метод, объединяющий методы наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую природную среду, оценку ее состояния, методы прогнозирование развития сложившихся процессов. Наиболее широко используемыми методами экологического мониторинга являются методы биоиндикации и биотестирования, геоинформационных систем [6, с.126-131]. Мониторинг может выполняться на локальном уровне (на отдельной территории предприятия, города, бассейна рек и др.), на региональном уровне (в рамках административно-территориальных единиц, на территории природных или экономических регионов), на общенациональном уровне (по территории страны) в соответствии с уровнем экологического управления. В зависимости от назначения мониторинг может быть стандартным, оперативным (часто связанным с кризисными ситуациями), научным (фоновый). Фоновый экологический мониторинг имеет постоянную схему проведения и обеспечивает комплексное наблюдение за процессами в биотичном регулировании состояния окружающей природной среды и вследствие этого он играет наиболее важную роль [7, с. 39] в блоке информационного обеспечения управления. Важной проблемой мониторинга является его ведомственная разобщенность, что с одной стороны, имеет объективную основу (специальные процедуры могут проводить именно подготовленные службы, имеющие необходимое оборудование и кадры), а с другой - формирует проблемы комплексного отслеживания ситуации для целей управления экологической безопасностью. Поэтому решение по созданию региональных информационно-технических систем для совершенствования системы управления в сложном динамическом пространстве (включая экологический аспект) является целесообразным и своевременным. Для достижения данной цели в рамках общенациональной программы регионами разрабатываются такие системы и готовятся финансовые и технические схемы их реализации, в том числе и для Автономной Республики Крым [8,

9].

Экологический аудит в рамках системы экологического управления получил в Украине широкое распространение в последние годы в связи с развитием международного сотрудничества в экономической сфере и необходимостью адаптации основ ведения бизнеса к международным требованиям и принятием Закона Украины «Об экологическом аудите». «Экологический аудит - объективная систематическая документированная и регулярно повторяемая проверка состояния окружающей природной среды на предприятии» [10, с. 149-150]. При проведении экологического аудита проверяется степень соответствия процесса, характера деятельности, продукции, системы управления экологическим требованиям, которые устанавливаются нормативно-правовыми актами Украины, нормативно-правовыми актами региональных органов управления, нормативными документами специально уполномоченных государственных органов в сфере охраны окружающей природной среды. Целью экологического аудита является не только сбор и анализ информации, отражающей комплекс проблем хозяйствования и экологических требований к деятельности, но и содействие субъектам хозяйствования в определении собственной

150

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА

экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение установленных экологических требований. Именно поэтому метод экологического аудита отнесен к организационному блоку механизма экологического управления.

В целях обеспечения эффективного функционирования всех участников процесса аудирования деятельность в области экоаудита формируется в рамках системы экологического аудирования, представляющей собой координационную форму управления со своими правилами действия, в том числе обеспечивающую взаимодействие между всеми участниками. К участникам относятся - органы административного управления, аудиторские фирмы, центры обучения, заказчики и др. Деятельность всех участников системы подлежит аттестации, аккредитации и лицензированию. В рамках системы экоаудита создается справочно-информационный фонд нормативно-технических документов, которые необходимы для организации деятельности - законы, законодательные акты, международные соглашения, природоохранные и другие документы на природные ресурсы, объекты, технологии и др.

Особо следует отметить, что экологический аудит относится именно к микроуровню экономических объектов - предприятие. Обязательным аспектом экологического аудита является сопоставление полученных предприятием результатов деятельности и целей, которые ставит предприятие, а также экологическая паспортизация объектов хозяйствования. При этом в Украине наибольшее развитие получила экологическая паспортизация потенциально опасных объектов и отходов. Паспортизация отходов осуществляется в соответствии с «Классификатором отходов» и Постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения проведения государственного учета и паспортизации отходов» предполагает сбор, обобщение и сохранения информации по каждому виду отходов: их происхождение, технические, физико-химические, технологические, экологические, санитарные, экономические и другие показатели, методы измерения, контроля, технология сбора, хранения, утилизации, уничтожения. Форма паспортов отходов унифицирована. В целом экологический аудит является систематизированным процессом получения и оценки экологической информации на основе независимой вневедомственной проверки объекта на соответствие его определенным критериям. Критерии корректируются целями и задачами и в широком понимании экологический аудит - инструмент управления, который базируется на системном подходе и позволяющий оценить эколого-экономическую эффективность управления.

Выводы Обобщая рассмотренный материал относительно особенностей экологического мониторинга и экологического аудита, следует признать комплекс проблем совершенствования как процедур, технологий, так и подходов к управлению организации данных важных элементов системы обеспечения экологической безопасности территории. Дальнейшее исследование может быть сфокусировано на особенностях организации экологического мониторинга и экологического аудита в условиях различных специализаций, ресурсной базы территорий.

151

Список использованных источников и литература:

1. Семенов В.Ф., Михайлик О.Л., Галушкша Т.П. та îh. Еколопчний менеджмент: Навч. поаб. -К.: Центр навчальжи лггератури, 2004. -516 с.

1. 2.Боков В.А., Лущик А.В. Основы экологической безопасности: - Симферополь: СОНАТ, 1998.- 224с.

2. З.Залесский Л.Б. Экологический менеджмент: Учеб. пособ. для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 220с. - (Серия «Oikos»).

3. Ветрова Н.М. Экологическая безопасность рекреационного региона: Монография. - Симферополь: РИО НАПКС, 2006. - 297 с., ил.

4. Ветрова Н.М. Теоретические основы механизма экологического управления // Збiрник науко-вих праць СШАЕШ. - Севастополь: СНIАЕiП, 2006.- Вип.. 18. -С.111 -113.

5. б.Тимофеева С.С. Экологический менеджмент. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.- 352 с.

6. Еколопчне управлшня: Пiдручник / В.Я. Шевчук, Ю.М. Саталкiн, Г.О. Бшявський та îh. - К.: Либвдь, 2004.- 432 с.

7. Карпенко С.А., Ефимов С.А., Лагодина С.Е., Подвигин Ю.Н. Информационно-методическое обеспечение управления территориальным развитием. - Симферополь: Таврия Плюс, 2002. -184 с.

8. 9.Ветрова Н.М. Информационное обеспечение управления экологической безопасностью АР Крым //Экономика и управление. - 2007. -№4-5. - С. 50-56.

9. Гринин А.С., Орехов Н.А., Шмидхейне С. Экологический менеджмент - М.: ЮНИТИ-ДАГНА, 2001. -206 с.

Вет рова Н.М. Управлшня еколопчною безпекою регюну: еколопчний аудит, еколопчний мониторинг.

У статп розглянуп основш характеристики системи управлшня еколопчною безпекою територп, видшеш роль i мюце еколопчного мониторингу i еколопчного аудиту в механiзмi екологiчного управлшня на сучасному етапi функцiонування еколого-еконо!шчних систем

Ключовi слова: управлiння, мехашзм, екологiчний монiторинг, екологiчний аудит.

Vetrova N.N. The administration of ecological security at region: ecological audit, ecological monitoring.

The main characteristics of the system of administration of ecological security at region are considered in this article. The author marks out role and place of ecological monitoring and ecological audit at mechanism of ecological administration on contemporary stage of functioning of ecological-economic system.

Key words: administration, mechanism, ecological monitoring, ecological audit.

Пост упила в редакцию 19.05.2008 г.

152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.