2014. № 6-6. С. 1257-1261.
4. Зарипова Э. З. Мотивационный потенциал сотрудников организации // Молодой ученый. 2018. №38. С. 53-54.
5. Карпович А.П. Мотивационный потенциал как объект управления в организациях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. №10 (295).
6. Крюкова А. А., Гизатулина М. Ф. Инновационные подходы к мотивации персонала // КНЖ. 2017. №2 (19).
7. Меркушева А.А. Инновационный потенциал персонала предприятия как объект исследования // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2016. №3.
УДК 33.338
Савицкая Н.И. студент магистратуры 2 курс факультет «Экономический» Кубанский государственный университет
Россия, г. Краснодар УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: В статье рассматривается управление эффективностью деятельности предприятия. Умение быстро принимать управленческие решения дает возможность оперативно действовать в сложившихся ситуациях. Представлены инструменты управления эффективностью и концепция управления бизнесом. В совокупности все это является главным конкурентным преимуществом.
Ключевые слова: эффективность, предприятие,
конкурентоспособность, стратегия, ключевые показатели эффективности, финансы, управление эффективностью компании.
Savitskaya N. I. master student 2 course Faculty of Economics Kuban State University Russia, Krasnodar COMPANY EFFICIENCY MANAGEMENT Annotation: The paper discusses company efficiency management. The ability to quickly make management decisions allows to adapt in time in occurring situations. Instruments of efficiency control and business control concepts are shown. Together this constitutes the main competitive advantage.
Key words: efficiency, company, competitiveness, strategy, key performance indicators, finance, company efficiency management.
Появление новых технологий, рост конкуренции и быстро меняющаяся внешняя среда приводит к усложнению управления современными
предприятиями и необходимости соответствовать определенным требованиям. Устоявшиеся десятилетиями правила игры на рынке меняются, потребители становятся более разборчивыми и опытными, темпы внедрения новых технологий не всегда успевают за темпами их развития, усиливается глобализация мировой экономики, динамичность бизнеса растет, развиваются новые инструменты управления и технологические возможности.
В условиях неопределённости и непостоянности компаниям необходимо научится быстро принимать управленческие решения и улучшать гибкость организации для возможности оперативно действовать в сложившихся ситуациях. Предприятия, быстро принимающие правильные решения, составляют главное конкурентное преимущество.
В данных условиях глобального финансового кризиса актуальной становится проблема повышения эффективности деятельности предприятия. Она включает в себя рост производительности труда, уменьшение затрат на ресурсы, выпуск только конкурентоспособной продукции и повышение финансовой устойчивости и независимости. Периодическое наблюдение за показателями деятельности предприятия уже не приносит необходимого результата. Активное управление эффективностью, учет ее ключевых показателей, разработка и реализация мероприятий по их достижению - это то, что выходит на первый план в современной рыночной ситуации.
Качество принимаемых управленческих решений влияет на эффективность функционирования как экономики в целом, так и отдельных предприятий [1].
В современной экономической науке не существует единого однозначного определения понятия «эффективность». В «Современном экономическом словаре» под эффективностью понимается «относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение». В работе «Экономикс» К.Р. Макконнелла, С.Л. Брю указано следующее: «Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемые в результате количеством какого-либо продукта». В Государственном стандарте РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» изложено нормативное определение согласно которому эффективность - это соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Таким образом, большинство интерпретаций определения сводятся к формулировке: эффективность - это отношение достигнутого эффекта (результата) к затратам на его достижение [2].
Чтобы быть победителем на рынке, компания должна уметь анализировать информацию быстрее конкурентов. Для этого существует система оценки результатов деятельности и мероприятий по повышению эффективности и называется - управление эффективностью предприятия (CPM).
Управление эффективностью деятельности (английские термины CPM, BPM, EPM) - это набор управленческих процессов, которые позволяют бизнесу определить стратегические цели, управлять деятельностью по достижению поставленных целей при оптимальном использовании ресурсов.
CPM - соединяет стратегию и операционную деятельность, создает для руководства реальную и перспективную картину, обеспечивает надёжную платформу для поддержания будущего роста [3].
Он складывается из постоянных циклических процессов. Можно выделить пять основных этапов:
- выработка стратегии;
- распределение стратегии по операционным уровням и временным промежуткам;
- сбор и обработка полученных данных;
- анализ результатов, установление причин отклонений от целевых значений;
- поощрение персонала, совершенствование систем и процессов отталкиваясь от полученных результатов.
Система управления деятельностью все больше начинает применятся и в России. Исследования зарубежных аналитиков показали, что 42% респондентов уже используют ключевые показатели эффективности (КПЭ), а 33% только планируют использовать. Последний финансовый кризис показал, что при оценке эффективности компании с ориентиром лишь на один показатель (например, прибыльность или рентабельность) без учета всех остальных рисков приведет к убыткам и ослабеванию бизнеса.
В кризисные периоды возрастает роль финансовой функции в управлении эффективностью предприятия. В недавних исследованиях «Emst&Young» было выявлено, что 79% руководителей, принимающих управленческие решения, согласны с мнением, что финансовая функция начинает все больше задействоваться при планировании стратегии.
Финансовая функция несомненно играет важную роль в управлении эффективностью бизнеса. Однако финансистам необходимо также знать стратегию каждого бизнес-подразделения. Раньше эффективность управления часто складывалась только из финансовых процессов, таких, например, как бюджетирование и прогнозирование.
CPM охватывают все больше предприятий. Важную роль стали играть современные информационные технологии, при помощи который процессы становятся автоматизированными и снижается трудоемкость. Появляется больше времени для анализа и оценки данных, упрощается управление эффективностью и как следствие - ускоряются процессы принятия решений.
Для повышения эффективности своей деятельности, предприятию необходимо решить два вопроса. Первым делом необходимо разработать показатели и инструменты их измерения. Следующим шагом будет создание системы, которая отвечала бы за мотивацию по достижению целевых
показателей эффективности как организацию, так и отдельных ее сотрудников.
На данный момент одним из самых распространенных инструментов управления предприятием является сбалансированная система показателей. Она была разработана Р. Капланом и Д. Нортоном в 1992 году. За это время она немного видоизменилась, но все равно остается одной из лучших основ для CPM. В данном подходе стратегия организации рассматривается в виде четырёх перспектив: финансы, клиенты, внутренние процессы, обучение и рост. Эта система показателей объединяет запаздывающие финансовые индикаторы, характеризующие эффективность компании в прошлых периодах, с опережающими индикаторами будущей эффективности [1].
Говоря о подходах к управлению производством и его оценке, можно выделить несколько наиболее распространенных в настоящее время:
1. Shareholder Value Models (модели акционерной стоимости).
2. EVA (Economic Value Added, экономическая добавленная стоимость).
3. VBM (Value Based Management, управление на основе стоимости).
4. KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности).
5. ABM (Activity-Based Management, процессно-ориентированное управление).
6. ABC (Activity Based Costing, функциональная калькуляция себестоимости).
Какой именно подойдет для компании решает руководство, основываясь на заданные цели и стратегию [2].
С уверенностью можно говорить, что концепция управления эффективностью деятельности предприятия актуальна и выступает первостепенным элементом стратегического управления эффективностью компании. Однако внедрение СРМ это большой и сложный проект. Необходимо задействовать все руководство, персонал, внедрить новые передовые технологии, но все же все это окупится и значительно увеличит качество и скорость принятия управленческих решений.
Использованные источники:
1.Тиняев Р.П. Управление эффективностью бизнеса: развитие и перспективы [Текст]/ Р.П. Тиняев// Управление экономическими системами - 2012. - № 6(42) - С. 29-44 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/upravlenie-effektivnostyu-biznesa-razvitie-i-perspektivy
2. Наумов Д.И. Управление эффективностью деятельности предприятия в пространственно-временном ракурсе [Текст]/ Д.И. Наумов// Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки - 2009. - № 9(77) - С. 26-33 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-effektivnostyu-deyatelnosti-predpriyatiya-v-prostranstvenno-vremennom-rakurse
3. Клочкова Ю.П., Давыдова Н.С. Управление эффективностью деятельности машиностроительного [Текст]/ Ю.П. Клочкова, Н.С. Давыдова // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право - 2015. - № 3 - С. 27-
32 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/upravlenie-effektivnostyu-deyatelnosti-mashinostroitelnogo-predpriyatiya
УДК 336.6
Семёнов Д.А. студент магистратуры направление подготовки Экономика профиль «Управление рисками» федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет»
Институт финансов, экономики и управления Кафедра «Финансы и кредит» Россия, г. Тольятти СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО РИСКА И МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ЕГО НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ
Аннотация: в деятельности хозяйствующих субъектов одним из основных и очень важных направлений менеджмента является управление финансовыми рисками, поскольку знание методов их оценки и уменьшения вероятности их наступления выступает важным фактором эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации в современной экономике. В связи с этим в статье проведен краткий обзор теоретических основ финансовых рисков, подчеркнута их важность для организации. В частности, дано определение понятия «финансовый риск» и «риск-менеджмент», рассмотрены основные методы снижения негативных последствий риска. Приводится характеристика данных методов.
Ключевые слова: финансовый риск, риск-менеджмент, диверсификация, страхование, резервирование.
Semyonov D.A. master's student
direction of preparation Economy, profile «Management of risks" federal state budgetary educational institution of higher education "Togliatti
State University " Institute of Finance, Economics and Management Department of "Finance and credit"
Russia, Togliatti
THE ESSENCE OF FINANCIAL RISK AND METHODS TO REDUCE ITS
NEGATIVE CONSEQUENCES
Annotation: in the activities of economic entities, one of the main and very important areas of management is financial risk management, since knowledge of the methods of their assessment and reducing the likelihood of their occurrence is an important factor in the efficiency of the organization's financial and economic activities in the modern economy. In this regard, the article provides a brief overview of the theoretical foundations of financial risks, emphasizing their importance for the organization. In particular, the definition of the concept of