Научная статья на тему 'Управление движением летательного аппарата'

Управление движением летательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
533
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление движением летательного аппарата»

Секция систем и средств управления

УДК 681.51

АХ. Мушенко

УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

При определенных допущениях рассматриваемый объект управления - летательный аппарат (ЛА) - можно представить как твердое тело. Полная математическая модель движения на основе уравнений механики (законов Ньютона) такого объекта является нелинейной и имеет двенадцатый порядок [1]. Практическое использование нелинейной модели движения ЛА затруднялось до недавнего времени отсутствием подходящих процедур синтеза регуляторов для нелинейных объектов высокого порядка либо практической невозможностью применения подобных методов [1]. Таким образом, при вычислении управления (траектории движения) часть динамических свойств объекта, которые мог бы учитывать синтезированный регулятор, неизбежно теряется [2], т.е. будут существовать режимы полета (в ос), -лаемого функционирования системы управления. Следует отметить, что не при всех режимах полета “упущенные” нелинейности в математической модели (дина) .

( , , , полет на основе заданной программы) актуально наличие устройства управления, учитывающего как можно точнее свойства объекта.

Для синтеза регулятора использован метод аналитического конструирования ( ),

теории управления. Данный подход к синтезу регуляторов разработан А.А. Колесниковым и детально описан в его работах [2, 3]. В рамках метода АКАР мы работаем с полной нелинейной моделью движения ЛА. В отличии от традиционного подхода конструирования отдельного стабилизирующего управления для каждого канала (контура) регулирования используется совместное (координированное) управления по всем переменным с целью перевода объекта в желаемое состояние, . . , управления, а непосредственно формируются в регуляторе. К преимуществам полученных таким образом законов управления можно отнести учет динамики нелинейных компонентов системы, что подтверждается результатами моделирования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Системы автоматического управление самолетом. Михалев И А., Окоемов Б.Н., Чику-лаев М.С. М.: Машиностроение, 1987.

2. Колесников А А. Синергетическая теория управления. Таганрог: ТРТУ, М.: Энергоатом-издат, 1994.

3. Современная прикладная теория управления. Ч. II: Синергетический подход в теории управления / Под. ред. А.А. Колесникова. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.