Научная статья на тему 'Управление диверсификацией товаропотоков через проекты'

Управление диверсификацией товаропотоков через проекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ТОВАРОПОТОКИ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЕКТЫ / DIVERSIFICATION / TRADE FLOWS / MANAGEMENT / PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкварчук Л. А., Коваленко Е. С.

В статье рассмотрена реализация стратегии диверсификации через проекты. Поэтапно проанализирован механизм управления диверсификацией товаропотоков, а также выделены элементы и фазы жизненного цикла проекта. Приведены и охарактеризованы основные функции и подфункции проектов, на основе которых осуществляется формирование и управление проектами по реализации стратегии диверсификации товаропотоков на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE DIVERSIFICATION OF TRADE FLOWS THROUGH THE PROJECTS

The article considers the implementation of the diversification strategy through projects. Analyzed step by step mechanism of management diversification of trade flows, and outlines the elements and phases of the project life cycle. Lists and describes the basic functions and subfunctions projects on which work on the formation and management of the projects on the implementation of the strategy of diversification of trade flows in the enterprise.

Текст научной работы на тему «Управление диверсификацией товаропотоков через проекты»

Проблемы экономики и менеджмента

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

УДК 339.138.

Л.А. Шкварчук

д-р экон. наук, профессор, кафедра финансов, Национальный университет «Львовская политехника»

Е.С. Коваленко

аспирант, кафедра финансов, Национальный университет «Львовская политехника»

УПРАВЛЕНИЕ ДИВЕРСИФИКАЦИЕЙ ТОВАРОПОТОКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТЫ

Аннотация. В статье рассмотрена реализация стратегии диверсификации через проекты. Поэтапно проанализирован механизм управления диверсификацией товаропотоков, а также выделены элементы и фазы жизненного цикла проекта. Приведены и охарактеризованы основные функции и подфункции проектов, на основе которых осуществляется формирование и управление проектами по реализации стратегии диверсификации товаропотоков на предприятии.

Ключевые слова: диверсификация, товаропотоки, управление, проекты.

L.A. Shkvarchuk, National University «Lviv Polytechnic»

E.S. Kovalenko, National University «Lviv Polytechnic»

MANAGEMENT OF THE DIVERSIFICATION OF TRADE FLOWS THROUGH THE PROJECTS

Abstract. The article considers the implementation of the diversification strategy through projects. Analyzed step by step mechanism of management diversification of trade flows, and outlines the elements and phases of the project life cycle. Lists and describes the basic functions and subfunctions projects on which work on the formation and management of the projects on the implementation of the strategy of diversification of trade flows in the enterprise.

Keywords: diversification, trade flows, management, projects.

В современных условиях динамичного развития рыночной экономики, при которых внешние факторы в значительной степени влияют на деятельность предприятия, приоритетной проблемой остается обеспечение устойчивого и результативного функционирования предприятия. Залогом эффективной деятельности является четко определенная цель предприятия, достижение которой происходит за счет управления стратегией.

Управление - целенаправленное воздействие на объект с целью изменения его состояния или поведения в связи с изменением обстоятельств [3]. Диверсификация товаропотоков охватывает два направления развития организации - развитие логических процессов и развитие стратегических процессов. Стратегическое управление - это процесс планирования, организации, мотивирования, контроля и регулирования, который обеспечивает достижение целей, удовлетворения интересов доминирующих заинтересованных групп и выживания предприятия [1]. Логистическое управление - система управления материальными потоками, которая обеспечивает их оптимизацию в определенной сфере деятельности в соответствии с поставленными задачами [2].

№ 10 (26) - 2013

3

Проблемы экономики и менеджмента

Чтобы понять, что такое диверсификация товаропотоков, сначала приведем определение каждой категории отдельно. Товаропотоки - это движение определенного количества и ассортиментного состава товаров от производителя до конечного потребителя за определенный период времени, соответствующим транспортом, включая все звенья дистрибуции, в процессе которого над соответствующими товарами выполняются логистические операции [12]. Диверсификация - стратегия, обеспечивающая компании выход за пределы основного бизнеса, проникновения в новые отрасли и сферы хозяйства, расширение товарной гаммы компании во избежание колебаний в получении прибыли и уменьшения степени риска [13]. Таким образом, считаем, что диверсификация товаропотоков - расширение и разнообразие движения товаров на всех стадиях сетевой структуры цепи поставок, включая конечного потребителя с целью увеличения экономической выгоды от деятельности.

Для эффективного функционирования предприятия, стратегия должна четко соответствовать целям и миссии организации, а процесс стратегического управления -находить решения будущего воплощения поставленных задач. Стратегическое управление должно не только определять будущее направление развития предприятия, но и своевременно реагировать на изменения внешних факторов и с помощью имеющихся ресурсов, повышать конкурентоспособность предприятия. Стратегическое управление определяет последовательность действий на каждом уровне управления предприятием, способствует интеграции, поскольку все усилия и ресурсы подчинены общим целям и единой стратегии. Это непрерывный, повторяющийся процесс, направленный на развитие скоординированного долговременного плана действий [4]. Стратегическое управление базируется на тесном взаимодействии между миссией, целями и стратегией организации. Миссия определяет общие цели организации, в свою очередь цели определяют задачи и действия, которые необходимо осуществить для реализации стратегии. На практике, большинство действий реализуются через проекты. Таким образом, проекты должны соответствовать стратегическому плану организации, а их интеграция позволит определить приоритетность проектов соответственно.

Ученый Клиффорд Ф. Грей предлагает процесс стратегического управления определять как последовательность действий четырех операций. Такая последовательность типична для реализации большинства проектов и позволяет, в общем, исследовать процесс стратегического управления. Процесс стратегического управления на предприятии, использующем диверсификацию товаропотоков будет состоять из:

1. анализа и определения миссии организации;

2. установки долговременных целей и задач;

3. анализа и разработки стратегий для достижения целей;

4. реализации стратегий через проекты.

Благодаря такой последовательности мы можем определить место диверсификации товаропотоков и ее элементов, реализуемых как проекты в процессе деятельности предприятия.

Первым действием процесса управления диверсификацией товаропотоков явля-

4

№ 10 (26) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

ется анализ и определение миссий предприятия. Миссия предприятия - определенный смысл ее существования, который оказывает решающее влияние на результаты деятельности [5]. Предложенными элементами миссии для предприятий, планирующих использовать диверсификацию товаропотоков, могут быть товары, сегменты потребителей, на которых ориентированы эти товары и рынки сбыта. Миссией таких компаний может быть удовлетворение потребностей потребителей, осуществляя продажу определенных товаров на определенных рынках. Итак, приоритетным в деятельности любого предприятия является определение миссии, а на предприятиях, планирующих использовать диверсификацию товаропотоков, именно миссия определяет масштаб и направление работы организации.

Рисунок 1 - Процесс стратегического управления [4, с. 40]

Поскольку миссия предприятия реализуется через конкретные цели, следующим шагом является установление целей и задач. Цели предприятия - конкретное состояние отдельных характеристик предприятия, на достижение которых направлена его деятельность [6]. Цели предприятия представляют миссию в более точной форме, с учетом возможностей организации. Цели компаний, которые планируют использовать диверсификацию товаропотоков, должны отражать конкретное направление деятельности предприятия, иметь временные рамки, измеряться, быть реалистичными и оперативными. То есть, если предприятие ставит перед собой цель - увеличение объемов реализации продукции на n%, возможной стратегией компании будет диверсификация товаропотоков через разработку нового товара, реализация которой будет происходить через создание нового проекта.

Следующей операцией в процессе стратегического управления диверсификацией товаропотоков является анализ и формулирование стратегий для их достижения. Этот комплекс действий позволяет сформировать необходимые задачи для реализации стратегии. Основой формирования стратегии на предприятии является определение альтернатив и выбор из них оптимальных. Для определения лучших альтернатив предприятие должно оценить свои возможности в несколько этапов. На первом этапе следует оценить настоящее положение предприятия, благодаря анализу потребителей и их потребностей. На следующем этапе - оценка сильных и слабых сторон предприятия.

№ 10 (26) - 2013

5

Проблемы экономики и менеджмента

Основными показателями такой оценки могут стать технология, качество, сеть дилеров и т.п. Ключевым моментом этой операции является попытка спрогнозировать фундаментальные изменения промышленности с сохранением активности [4]. Формирование альтернативных стратегий для предприятия, которое планирует использовать диверсификацию товаропотоков, предусматривает определение направлений деятельности, которые планирует расширять (увеличение ассортиментного состава товаров, расширения рынков сбыта и т.д.). На этом этапе предприятие определяется с видом диверсификации товаропотоков и принимает решение о будущей реализации через проекты.

Рисунок 2 - Связь стратегий, целей и проектов

Завершающим этапом процесса стратегического управления является осуществление стратегий через проекты. Формирование этой операции определяет, как будет реализовываться выбранная стратегия с соответствующими имеющимися ресурсами. Реализация выбранной стратегии требует выполнения действий и задач, направленных на эффективное выполнение проектов. Исходя из выше сказанного, реализация стратегии диверсификации товаропотоков будет осуществляться через формирование и управление проектами, содержание которых будет зависеть от миссии предприятия и целей стратегии.

Содержание значение «проект» рассматривается многими авторами. М.А. Разу определяет проект как системный комплекс плановых (финансовых, технологических, организационных и др.) документов, составляющих комплексную системную модель действий, направленных на достижение оригинальной цели [7]. В.И. Воропаев трактует проект как ограниченное во времени и целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расходов средств и ресурсов [8]. В.А. Заренко тактирует проект, как идею и действие по ее реализации с целью создания продукта, услуги или иного полезного результата [9]. Проанализировав литературные источники, было определено, что однозначной трактовки категория «проект» не имеет, но в большинстве случаев, под проектом ученые понимают любые виды идей и действий, которые характеризуются конкретной целью, временными и ресурсными ограничениями. В дальнейшем, под проектом мы будем понимать комплексное одномоментное неповторяющееся мероприятие, ограниченное во времени, бюджете и ресурсах, а также с четкими указаниями по их выполнению, разработанными под потребности заказчика [4].

6

№ 10 (26) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

Одной из основных характеристик проекта является срочность, т.е. временная ограниченность. Поэтому, считаем необходимым рассмотрение вопроса о жизненном цикл проекта. Большинство ученых (Заренков В.А., Клиффорд Ф. Грей) выделяют четыре стадии (фазы) жизненного цикла товара: определение (начальная), планирование (основная), выполнение (заключительная), доставка (фаза гарантийных обязательств). Мазур И.И. выделяет пять фаз жизненного цикла - концептуальная фаза, фаза разработки проекта, фаза выполнения проекта, фаза завершения проекта и эксплуатационная фаза. Также, другие ученые разделяют жизненный цикл на период расходов и период доходов. Мы считаем, что оптимальной структурой жизненного цикла проекта по реализации стратегии диверсификации товаропотоков является структура из четырех фаз, которая включает в себя начальную, основную, завершающую фазы и фазу гарантийных обязательств (табл. 1). Последняя фаза существует тогда, когда результатом является товар длительного пользования. Если результатом проекта являются товары питания или товары, которые не имеют послепродажного обслуживания, проект будет состоять только из трех фаз.

Таблица 1 - Фазы жизненного цикла, функции и подфункции проектов

*

Фаза жизненного цикла проекта

Начальная Основная Завершаю- щая Г арантийных обязательств

Разработка Планиро- вание Организация Контроль Завершение Выполнение гарантийных обязательств

- Постановка задачи; - Определение целей проекта; - Определение списка задач; - Определение предположений и рисков; - Изучение прогнозов тенденций. - Определение задач проекта; - Оценка времени выполнения и расходов; - Определение последовательности задач по проекту. - Определение необходимого количества сотрудников; - Назначение руководителя проекта - Распределение обязанностей по выполнению различных пакетов рабочих заданий. - Определение стиля управления; - Определение средств контроля; - Подготовка отчетов о состоянии работ; - Принятие решения о внесении изменений. - Прием конечного продукта заказчиком; - Внедрение конечного продукта; - Выпуск итогового отчета; - Проведение проверки после реализации проекта. - Предоставление гарантии на качество выполненных работ, а также устранение дефектов, возникающих в процессе эксплуатации результата проекта.

Управление замыслом проекта Управление стоимостью и финансированием проекта Управление риском в проекте Управление проектом по вре- Управление предметной обла- Управление материальными ресурсами Управление человеческими ре- Управление контрактами Управление изменениями Управление безопасностью Управление качеством Правовое обеспечение Управление конфликтами Управление системами Управление коммуникациями Управление выполнением гарантийными обязательствами

Сформирована автором на основе анализа литературных источников

9, 10, 11]

Следовательно, при управлении проектом по реализации диверсификации товаропотоков, на начальной фазе разрабатывается концепция проекта, а именно: формирование целей проекта, анализ инвестиционных возможностей, определение структуры

№ 10 (26) - 2013

7

Проблемы экономики и менеджмента

работ, графика и бюджета, ведение переговоров. Основная фаза включает все работы, связанные с реализацией проекта (строительство, маркетинг). На заключительной фазе достигаются конечные цели и подводятся итоги реализации проекта.

В течение жизненного цикла, проект проходит путь от идеи до конечного результата. Результат проекта зависит от эффективно спланированного целенаправленного вида управленческой деятельности - функций управления проектами. На каждой фазе жизненного цикла проекта реализуются трудовые процессы, которые составляют шесть функций управления проектами: разработка, планирование, организация, контроль, завершение и выполнение гарантийных обязательств. Стоит также отметить, что в зависимости от проекта, перечень функций может изменяться, как в количестве функций, так и в порядке их применения. В данном исследовании перечень функций представлен с условием, что результатом проекта является товар широкого потребления и длительного использования. На каждой фазе жизненного цикла проекта используются соответствующие функции, обеспечивающие его реализацию. Функции управления проектами реализуются через подфункции (подсистемы), обеспечивающие достижение конкретных целей.

Формирование идеи проекта является недостаточным условием для возникновения проекта. Чтобы идея была реализована как проект, необходимо привлечь процесс управления.

На стадии управления замыслом проекта происходит проектирование технической и экономической привлекательности, оценка альтернативных вариантов, разработка действий по продвижению проекта. Также, к функции разработки можно отнести управление предметной областью, управление стоимостью и финансированием проекта, управление риском в проекте. Управление стоимостью и финансированием проекта является одной из приоритетных подфункций, что обеспечивает формирование оптимальной стоимости проекта, при которой достигается его максимальная рентабельность на всех фазах жизненного цикла проекта. В зависимости от проекта, определяется наиболее эффективные источники финансирования. Фактор риска всегда присутствует при разработке новых направлений работы. Подфункция по управлению риском направлена на определение допустимого уровня риска, с которым может столкнуться предприятие при реализации проекта. Особенно высок уровень риска при разработке инновационных проектов, что определяет необходимость учитывать возможные потери. Стоит отметить, что уровень риска может варьироваться в зависимости от фаз жизненного цикла проекта, поэтому, для успешной реализации проекта, необходимо управлять риском на всем промежутке работы проекта.

Функция планирования определяет оптимальный результат при заданных ограничениях времени и ресурсов [7]. Таким образом, управление проектом за временным параметром, человеческими и материальными ресурсами являются ключевыми при формировании плана проекта. Поскольку одной из основных характеристик проектов является его срочность, управления временными параметрами является существенным аспектом в реализации проекта. Сроки реализации проекта, его каждой фазы и отдель-

8

№ 10 (26) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

ных процессов должны быть спланированы заранее, поскольку это позволит уменьшить расходы от простоев, а значит увеличить результативность проекта. Подфункция предметной области отвечает за учет влияния отраслевой, рыночной и потребительской специфики к исходу проекта. Управление материальными ресурсами включает в себя координацию действий всех подразделений, отвечающих за поставку материалов, логистику, запасы, поставщиков и т.д.

В период основной фазы жизненного цикла, к функции управления проекта следует относить организация и контроль. Функция организация реализуется через управление человеческими ресурсами, управление контрактами и управления изменениями. Управление человеческими ресурсами предполагает подбор, мотивацию и обеспечения комфортных условий для работы персонала, задействованного в реализации проекта. Как и на любую деятельность предприятия, на проект влияют факторы внешней и внутренней среды. Управление изменениями в проекте необходимо для своевременного реагирования на любые отклонения от выбранного плана, и нацелены на уменьшение негативного влияния и эффективного решения проблем, что могут возникнуть при таких изменениях. Деятельность по управлению контрактом направлена на поддержание благоприятных отношений со всеми участниками проекта. Любые контрактные отношения, как рабочих, так и партнеров проекта должны быть направлены на достижение целей проекта.

Функция контроля в управлении проектами предполагает сохранение конфиденциальности корпоративной информации, материальной и нематериальной собственности предприятия, а также обеспечение безопасности персонала, и реализуется через подсистему управления безопасностью. Правовое обеспечение позволяет осуществлять деятельность предприятия и реализацию проекта с учетом законодательства. Все отношения между партнерами проекта должны быть исполнены согласно действующему законодательству. В случае возникновения каких-либо разногласий между участниками проекта, основной целью подфункции управления конфликтами, является своевременное его выявление, и принятие необходимых мер. Управление качеством обеспечивает соответствие результата проекта поставленным целям.

Функция завершения проекта - создание условий для успешной передачи результата проекта потребителю или заказчику [7]. Фаза завершения не заканчивает функционирования проекта, заканчиваются только основные работы по организации деятельности проекта. На этой фазе проект будет функционировать, пока будет эффективным. Управление системами позволяет проекту войти в деятельность предприятия и рассматриваться как часть системы, не нарушая его целостности. Подфункция управления коммуникациями сориентирована на продолжение взаимоотношений между участниками проекта, анализ ошибок и достижений и обсуждение идеи новых проектов.

Как уже было отмечено, функция гарантийного обслуживания реализуется не всегда. Но, существуют товары, гарантийное обслуживание которых является неотъемлемой частью. В большинстве случаев, это товары многолетнего использования. Также, к процессам этой функции следует отнести замену или возврат бракованного товара,

№ 10 (26) - 2013

9

Проблемы экономики и менеджмента

поэтому, функция и подфункция гарантийного обслуживания будет присутствовать практически при проекте любого товара.

Поскольку диверсификация товаропотоков является стратегией, одной из возможных аспектов ее управления является реализация задач через проекты. Управление диверсификацией через проекты позволяет установить цели и задачи проектов, поэтапно определить процессы реализации проектов, учитывая миссию предприятия. Формирование проектов, по реализации диверсификации товаропотоков, требует последовательного выполнения функции, состав и вид которых зависит от характеристики проекта. Реализация стратегии диверсификации через проекты дает возможность предприятию полноценно выполнять поставленные цели с максимальной вероятностью их успеха.

Список литературы:

1. Подольчак Н.Ю. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Н.Ю. Подоль-чак. - Львов: Изд-во Львов. Политехники, 2012. - 400 с.

2. Финансово-экономический словарь / Загородний А.Г., Вознюк Г.Л. - Киев: Знання, 2007. - 1072 с.

3. Кузьмин О.Е. Основы менеджмента / О.Е. Кузьмин, О.Г. Мельник. - Киев: Академвидав, 2007. - 464 с.

4. Клиффорд Ф. Грей Управление проектами: практич. руководство: пер.с англ. / Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон. - М.: Дело и Сервис, 2003. - 528 с.

5. Словарь терминов антикризисного управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.klerk.ru/slovar/cris/term/66272/

6. Экономическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bword.ru/ekonomika/controlling/tseli_predpriyatiya/

7. Разу М.А. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник / под ред. М.А. Разу. - М.: КНОРУС, 2006. - 768 с .

8. Дульзон А.А. Управление проектами: учеб.-метод. пособие по курсовому проекту / А.А. Дульзон; Том. политехн. ун-т. - Томск: Изд-во Том. политехн. ун-т, 2010. - 112 с.

9. Заренков В.А. Управление проектами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lenspecsmu.ru/files/2646/Upravlenie_proektami_VA_Zarenkov.pdf

10. Мазур И.И. Управление проектами: учеб. пособие / И.И. Мазур [и др.]; под общ. ред. И.И. Мазура и В.Д. Шапиро. - 6-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2010. - 960 с.

11. Joseph W. Weiss, Robert K. Wysocki. 5 стадий управления проектом: практич. руководство по планированию и реализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://padabum.com/d.php?id=13294

12. Шкварчук Л.А. Оценка товаропотоков во внешнеэкономической деятельности предприятий / Л.А. Шкварчук, К.С. Коваленко // Бизнес Информ: междунар. науч. экон. журн. - Харьков, 2012. - № 9.

13. Коваленко К.С. Связанная и связанная диверсификация как способ снижения риска // Экономическое пространство: сборник научных трудов. - М.: ПГ АСА, 2011. - № 54.

List of references:

1. Podolchak N. Strategic Management: A Textbook. Manual / N. Podolchak. - Lviv: Publishing Lviv Polytechnic, 2012. -400 p.

2. Financial-dictionary of Economics / Zagorodnuy A., Voznyuk G. - K.: Knowledge, 2007. - 1072 p.

3. Kuzmin O. Principles of Management / Kuzmin O., Melnuk O. - K.: Akademvidav, 2007. - 464 p.

4. Clifford F. Grey. Project Management: a Practical Guide: per. s Engl / Clifford F.Grey, Eric U. Lar-

10

№ 10 (26) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

son. - Moscow: Business and Service, 2003. - 528 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Glossary of terms of crisis management [Electron resource]. - URL: http://www.klerk.ru/slovar/cris/term/66272/

6. Economic encyclopedia [Electron resource] - URL: http://www.bword.ru/ekonomika/controlling/tseli_predpriyatiya/

7. Razu M. Project Management: fundamentals of project management: a textbook / ed. M. Razu. -Moscow: KNORUS, 2006. - 768 p.

8. Dulzon A. Project Management: training-textbook on the course project / A. Dulzon; Tomsk Polytechnic University. - Tomsk: Tomsk Polytechnic University, 2010. - 112 p.

9. Zarenkov V.A. Management proetami [Electron resource] - URL: ttp://www.lenspecsmu.ru/files/2646/Upravlenie_proektami_VA_Zarenkov.pdf

10. Mazur I. Project management: textbook. benefit / I. Mazur [et al.]; ed. I. Mazur, D. Shapiro. - 6th d., ster. - Moscow: Omega-L, 2010. - 960 p.

11. Joseph W. Weiss. 5 stages of project management: a practical guide to planning and implementation [Electron resource].- URL: http://padabum.com/d.php?id=13294

12. Shkvarchuk L. Assessment of trade flows in International Business / Shkvarchuk L., Kovalenko K. // Business Inform: International Research Economic Journal. - Kharkov, 2012. - № 9.

13. Kovalenko K. Related and unrelated diversification as a way to reduce the risk of // Economic Space: Collected Essays. - Dnepropetrovsk: PSABA, 2011. - № 54. - 311 p.

№ 10 (26) - 2013

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.