Научная статья на тему 'Управление деятельностью предприятий сервиса грузовых контейнерных перевозок на основе прогнозов развития событий'

Управление деятельностью предприятий сервиса грузовых контейнерных перевозок на основе прогнозов развития событий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление предприятием сфера услуг принятие решений четкая / нечеткая и неполная информация / показатели деятельности

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котельников Валерий Григорьевич, Моисеенкова Диана Александровна

Рассмотрены предложения по эффективному использованию прогнозов развития событий в управлении деятельностью предприятия сферы услуг в области грузовых контейнерных перевозок. Оценки прогноза получены посредством алгоритма прогнозирования в программе "Infoanalyst.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Котельников Валерий Григорьевич, Моисеенкова Диана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление деятельностью предприятий сервиса грузовых контейнерных перевозок на основе прогнозов развития событий»

УДК 656 ББК 65.9

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА ГРУЗОВЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ОСНОВЕ ПРОГНОЗОВ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ

В. Г. Котельников1, Д. А. Моисеенкова2

1 Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ), 192171, Санкт-Петербург, ул. Седова 55/1 Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС-ЛИИЖТ), 190031, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 9

Рассмотрены предложения по эффективному использованию прогнозов развития событий в управлении деятельностью предприятия сферы услуг в области грузовых контейнерных перевозок. Оценки прогноза получены посредством алгоритма прогнозирования в программе "Ыоапа^!.

Ключевые слова: управление предприятием; сфера услуг; принятие решений; четкая, нечеткая и неполная информация, показатели деятельности.

Для удержания высокого уровня сервиса на предприятиях сферы услуг в области грузовых контейнерных перевозок, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации, необходимо усовершенствовать существующие методы работы и применять новые методы работы. К усовершенствованию можно отнести сокращение расходов предприятия, снижение тарифов на перевозку и сопутствующие перевозке услуги, оптимизацию маршрутов для привлечения новых клиентов и расширения клиентской базы. К числу новых методов можно отнести применение таких информационных технологий в работе, которые могут выдавать информацию о работе предприятия с ориентацией на перспективу. Такие информационные технологии должны иметь аналитическую составляющую и функцию прогнозирования характеристик управляемого объекта.

Прогнозирование является одним из составных элементов эффективного управления деятельностью любого предприятия. Решения, принимаемые при управлении деятельностью предприятия сервиса должны опираться на достоверные оценки возможного

развития событий в будущем. Поэтому качество принимаемых решений в значительной степени зависит от качества прогнозирования их последствий.

В работе рассмотрены

предложения по эффективному использованию прогнозов развития событий в управлении деятельностью предприятия сферы услуг в области грузовых контейнерных перевозок.

Для определения контролируемых показателей деятельности предприятия была построена модель

функционирования процессов (дерево факторов). Были обозначены основные процессы: выполнение операций перед отправлением груза, выполнение операций по отправлению, выполнение операций по прибытию грузов на станцию назначения.

Для каждого процесса определены входы и выходы, для удобства руководителя показатели на входах и выходах процессов распределены по группам, которые имеют названия существующих на предприятии отделов (рис.1).

В соответствии с методикой сбалансированной системы показателей для

предприятия были определены как финансовые показатели деятельности (доходы от перевозок, затраты на ремонт контейнеров, себестоимость ремонта), так и нефинансовые (показатели кадрового потенциала и работы с клиентами) [1] (рис.1).

: [01.01.2008 0:00:00 I

•мае

•мае

зим

-О-

•МІ

•Ні

♦ _!3 1 Выполнение операций перед отправлением груза в 02 Выполнение операций по отправлению

; 0 (■] ВХОДЫ

і $ С] отдел бюджетирования ! ё С] кадровый потенциал

Ц] своевременно ли получена информация от отдела ж.д. перевозок?

® своевременно ли получена информация от отдела ремонта?

(а) своевременно ли получена информация от отдела финансовых расчет И) своевременно ли получена информация от технического отдела?

£1 О отдел ж.д. перевозок 68 0 отдел планирования в С] отдел ремонта ! В й ВЫХОДЫ

В Й отдел бюджетирования I 9- Сі доходы от перевозок

В) предоставления контейнеров или вагонов к плану Б) предоставления контейнеров или вагонов к предыдущему периоду И транспортно-экспедиционное обслуживание к плану [Ц транспортно-экспедиционное обслуживание к предыдущему герио; І ф- О затраты на ремонт контейнеров по отношению к плану Е) капитальный ремонт Э С] текущий ремонт

Щ Агентство на станции СПВ-тов-Вигебский ЕИ Агентство на станции СПб-Финляндский Б С] себестоимость ремонта контейнеров по отношению к плану Ё1 себестоимость капитального ремонта контейнеров 0 С] себестоимость текущего ремонта контейнеров Ц Агентство на станции СПб-тов-Витебский 1) Агентство на станции СПб-Финляндский В О отдел ж.д перевозок

й □ количество отправленных контейнеров по отнош. к плану № С] количество отправленных контейнеров по отнош. к прошлому году ® С] Наличие контейнеров И оборот контейнеров к аналог, периодч прошлого года_________________

Рис. 1-Дерево факторов и когнитивные графические образы прогнозных состояний факторов на

01.01.08.

По каждому из показателей в течение 2007 года собиралась информация и заносилась в базу данных информационно-аналитической системы (ИАС) «Ин-фоаналитик» (разработка ЗАО «РИАЦ ИНТЕК», научный руководитель - д.т.н., проф. С.В.Прокопчина).

Главной особенностью применения ИАС является то, что в качестве исходных и конечных данных используются регуляризированные байесовские оценки (РБО), представляющие собой совокупность возможных значений оцениваемого параметра с указанием вероятности этих значений. Эта особенность делает систему уникальным инструментом для анализа нечеткой, неточной, неполной информации [2, 3].

С помощью программы производилось прогнозирование состояния показателей и процессов. Первый этап алгоритма прогнозирования - расчет тенденции между текущим и предыдущим моментами времени. На втором этапе производится использование (продолжение) просчитанных тенденций для расчета РБО на следующий момент времени, а на третьем

- расчет РБО на следующий момент времени [4].

На рис.1 также представлена когнитивная графика процесса «Перевозка груза в контейнерах», причем графические образы характеризуют прогнозные значения процесса на 01.01.08. Из рис.1 видно, что тревожные цвета (красный, оранжевый) указывают на отклонение прогнозных значений показателей «Затраты на ремонт контейнеров» и «Себестоимость текущего ремонта контейнеров» в худшую сторону (рис. 2, 3).

Рис. 2— Динамика показателя «Затраты на ремонт контейнеров»

Оценка и анализ полученного прогноза позволяет оперативно выявлять слабые элементы в системе управления. Руководителю предоставляется возможность своевременно спланировать и ввести в действие корректирующие и преду-

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕРВИСА №2(8) 2009

73

преждающие мероприятия, улучшающие

систему.

Рис. 3— Динамика показателя «Себестоимость ремонта контейнеров»

Так, например, с целью изменения состояния показателей были приняты следующие мероприятия:

- в зависимости от текущего состояния производить не капитальный ремонт контейнеров, а текущий ремонт или текущий с повышенным объемом;

- контейнеры со сроком службы более 16 лет, ремонтировать которые нецелесообразно, исключать их эксплуатации;

- использовать пригодные запасные части исключенных контейнеров при текущем ремонте;

- в зависимости от текущего состояния контейнеров, производить покрасочные работы не на всей поверхности контейнеров;

- производить реализацию металлоконструкции исключенных контейнеров сторонним организациям.

Приведенные меры позволят улучшить состояние рассматриваемых показателей путем сокращения расходов на ремонт контейнеров, получения доходов от их реализации и, как следствие, уменьшения себестоимости ремонта кон-

тейнеров. После принятия и реализации мер по улучшению показателей, динамика их состояния изменилась в лучшую сторону: расходы и себестоимость ремонта сократились, что отражается графиком с тенденцией повышения (рис. 5, 6).

Рис. 5- Динамика показателя «Затраты на ремонт контейнеров» после проведенных мероприятий

а \ \ у 6 7^

\ \ \ V / \ / /

\ \/ / \ \ / /

\ V / \ / /

\ 1

\ V /

V

*4 <ч о гч 1 1 ч ч

ч ч Щ ч ч ч ч ч 5 2 о Ч

Рис. 6— Динамика показателя «Себестоимость ремонта контейнеров» после проведенных мероприятий

Поскольку эти показатели влияют на состояние процесса «Перевозка груза в контейнерах», когнитивная графика, отражающая состояние процесса на

01.01.08. также изменилась (критические точки отсутствуют) (рис. 7).

Рис. 7— Когнитивные графические

образы состояний показателей с

учетом предупреждающих мероприятий

Таким образом, процесс принятия решений на основе прогнозных оценок состоит из следующих шагов:

- построение модели процессов предприятия;

- сбор данных по необходимым показателям деятельности;

- построение на основе имеющихся данных прогнозных оценок;

- оценка полученного прогноза;

- принятие решений по улучшению показателей;

- реализация действий для достижения намеченных целей.

Прогнозирование является важной частью процесса планирования деятельности предприятия. Критический анализ

прогнозных оценок, своевременность в принятии решений и внесение изменений позволяют улучшить результаты деятельности предприятия сферы услуг в области грузовых контейнерных перевозок. Чем чаще проводить прогнозирование, тем становится яснее, какие вносить изменения в деятельность предприятия для достижения намеченных целей.

Анализ текущей деятельности предприятия и реализация корректирующих и предупреждающих мероприятий по улучшению деятельности на основе прогнозов развития событий открывает новые возможности для повышения качества управления и, как следствие, повышения конкурентоспособности и завоевания большей доли рынка перевозок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Машкин В. Позиционная диагностика систем с управлением // Материалы к выставке «Управление - 2003». - М.: 2003.-С. 8-10.

2. Прокопчина С. В. Концепция байесовской интеллектуализации измерений в задачах мониторинга сложных объектов // Новости искусственного интеллекта, 1997 —№3—С.7-56.

3. Прокопчина С.В., Федичкин А.И. Применение Байесовских Интеллектуальных Технологий (БИТ) для оценки интегральных по-казателей.//Сб. докладов Междунар. конф. по мягким вычислениям и измерениям '^СМ-2006", Санкт-Петербург, 27-29 июня 2006.-Т.2.- С.20-22.

4. Прокопчина С.В., Федичкин А.И. Прогнозирование характеристик сложных объектов на основе байесовских интеллектуальных технологий.//Сб. докладов Междунар. конф. по мягким вычислениям и измерениям '^СМ-2006", Санкт-Петербург, 27-29 июня 2006.-Т.2.- С.22-25.

* 101.01.2006 0:00:00 zl

• ММ

•мм

•мм

•мм

штл

ІМ

ЕЗ О 1 Выполнение операций перед отправлением груза я С] 2 Выполнение операций по отправлению В С] входы

В й отдел бюджетирования Е С] кадровый потенциал

И своевременно ли получена информация от отделаж.д перево Ш своевременно ли получена информация от отдела ремонта? Ш своевременно ли получена информация от отдела финансовь И своевременно ли получена информация от технического от де ш С) отдел жд перевозок Е0 СЗ отдел планирования ЕЕ О отдел ремонта В С] выходы

В С] отдел бюджетирования В С] доходы от перевозок

ИЗ предоставления контейнеров или вагонов к плану Ш предоставления контейнеров или вагонов к предыдущему г Щ| транспортно-экспедиционное обслуживание к плану 12 транспортно-экспедиционное обслуживание к предыдущем ; [В С] затраты на ремонт контейнеров по отношению к плану (=1 капитальный ремонт а □ текущий ремонт

Щ Агентство на станции СПб-тов-Витебский © Агентство на станции СПб-Фин ляндский I в О себестоимость ремонта коніейнеров по отношению кплану (Й себестоимость капитального ремонта контейнеров 0 С] себестоимость текущего ремонта контейнеров !И Агентство на станции СПб-тое-Витебсхий Ш) Агентство на станции СПб-Фин ля ндский в О отдел жд. перевозок

К С] количество отправленных контейнеров по отнош. к плану ЕВ С] количество отправленных контейнеров по отнош. к прошлому I №. □ Наличие контейнеров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ні оборот контейнеров к аналог, периоду прошлого года

1 Валерий Григорьевич Котельников, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Сервис торгового оборудования и бытовой техники» СПбГУСЭ. Тел.: +7 921 969-93-8Q; E-mail: for_kotvaler@mail. ru

2 Моисеенкова Диана Александровна, аспирант ПГУПС-ЛИИЖТ Тел.:. (812)315-05-22: +7 911

15732 72

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕРВИСА №2(8) 2009

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.