Научная статья на тему 'Управление дебиторской задолженностью организации'

Управление дебиторской задолженностью организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1072
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ВЗАИМОЗАЧЕТ / ПОТОКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатова Любовь Ивановна, Солдатова Александра Петровна

Данная статья посвящена вопросам управления дебиторской задолженностью на примере конкретного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление дебиторской задолженностью организации»

| SCIENCE TIME |

il^1 ^jlil УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ Солдатова Любовь Ивановна, Солдатова Александра Петровна, ФГБОУВО Костромская ГСХА, г. Кострома E-mail: lyubovsoldatova@yandex. ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам управления дебиторской задолженностью на примере конкретного предприятия.

Ключевые слова: задолженность, управление, взаимозачет, потоки.

Управление дебиторской задолженностью во многих случаях сведено к проведению взаимозачетов, к оценке возможностей использования бартерных сделок. С целью скрыть денежные и материальные потоки от внешних наблюдателей организации зачастую «прячутся в тень».

Управление дебиторской задолженностью состоит в выработке и реализации политики ценообразования, инвестиций и кредита, направленной на ускоренное востребование долгов и снижение риска неплатежей. Неравномерность изменения цен на различные группы ресурсов и товаров в условиях инфляции должна быть учтена в процессе управления.

Управление дебиторской задолженностью включает в себя анализ дебиторов, анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности, контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, разработку политики предоставления коммерческих кредитов, оценку параметров и реализацию авансовых, факторинговых, фьючерсных и других видов расчетов.

Анализ дебиторов предполагает анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести руководителя к выводу о целесообразности продажи продукции только на условиях предоплаты или, наоборот, о

| SCIENCE TIME |

возможности снижения процента по коммерческим кредитам.

Целесообразно проводить анализ дебиторской задолженности по срокам образования (до 1 мес., от 1 до 3 мес., от 3 до 6 мес., от 6 мес. до 1 года, свыше 1 года). Продолжительные неплатежи надолго отвлекают средства из хозяйственного оборота. В балансе дебиторская задолженность подразделяется на два вида: задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 мес. после отчетной даты, и задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты. Учет суммы задолженности, проходящей по счетам, имеет смысл лишь до тех пор, пока существует вероятность ее получения. Эта вероятность зависит от продолжительности периода погашения дебиторской задолженности. Просроченная дебиторская задолженность возникает вследствие недостатков в работе организации. Она включает в себя не оплаченные в срок покупателями счета по отгруженным товарам и сданным работам, расчеты за товары, проданные в кредит и не оплаченные в срок.

Для оценки деловой активности организации используется коэффициент погашаемо сти дебиторской задолженности:

Кп д=0:Ко (1)

Э - средняя величина дебиторской задолженности;

Ко - коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.

Таблица 1

Оценка деловой активности ИП

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Средний остаток дебиторской задолженности, тыс.руб. 285,32 590,82 1092

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, оборотов 257 138 87

Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности 1,1 4,3 12,6

Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности ИП постоянно увеличивается. Значение показателя в 2014 году по сравнению с 2012 годом увеличилось в 11,5 раза и составило 12,6. Это свидетельствует о своевременном погашении дебиторами своей задолженности перед организацией, которая поддерживает свою финансовую устойчивость на достаточном уровне.

Компании предпочли бы продавать свои товары за наличные, а не в кредит. Однако требования рыночной конкуренции вынуждают большинство организаций предлагать товары в кредит. Предоставление товарного кредита обычно увеличивает объем продаж и прибыль организации. При этом, когда отправляют клиентам товары в кредит, то сокращаются запасы, но образуется дебиторская задолженность т.е. недополученный остаток денежных средств с покупателя. Когда же покупатель уплачивает по счету, то уменьшается дебиторская задолженность и увеличивается сумма денежных средств на

| SCIENCE TIME |

расчетном счету компании — продавца.

На величину дебиторской задолженности при прочих равных: условиях влияют, главным образом, объем продаж в кредит и период инкассации, т.е. время между продажами товаров и поступлениями платежей за них. Таким образом, дебиторская задолженность — это объем продаж в кредит за день, помноженный на период инкассации.

Объем продаж в сутки в среднем ИП составляет 259 000 р. и период инкассации - 5 дней.

Сумма дебиторской задолженности составит 259 000 *5 = 1 295 000 рублей.

На фирме разработана своя кредитная политика. Инкассация дебиторской задолженности является основным источником денежных поступлений компании. Поэтому исключительное значение приобретает правильнее проведение кредитной политики. Кредитная политика включает ряд основных элементов.

Срок кредита — период времени, в течение которого покупатели должны заплатить за свои покупки. Это может быть и 30, 60 и 90 дней или же любой другой срок, оговоренный в договоре с покупателем. Имеется определенная связь между нормальным периодом хранения запасов у клиента и сроком погашения им товарного кредита.

Скидки — это условия поощрения за ускорение платежей. Решения о размерах скидок принимаются путем сбалансирования затрат и результатов, связанных с различными условиями скидок. Оптимальной считается скидка, при которой издержки, связанные с предоставлением скидки и дополнительные доходы, полученные в результате ускорения дебиторской задолженности взаимно уравновешиваются.

Скидки способствуют привлечению новых клиентов и сокращению среднего периода погашения дебиторской задолженности.

Стандарты кредитоспособности — это минимальные требования к кредитной надежности покупателей. Если клиенту не доверяют кредит на обычных основаниях, то ему придется покупать товары у компании на более жестких условиях. Отсюда и характер взимания платы может быть жестким или мягким в зависимости от дисциплинированности клиентов компании по погашению своей дебиторской задолженности.

Условия товарной ссуды — это разумное сочетание срока кредита и предоставляемых скидок.

Фирма заинтересована в предоставлении товарного кредита надежным клиентам. Необходимо уметь правильно оценить надежность предоставляемого кредита. ИП при оценке учитывает следующие важнейшие факторы. На первое место ставит моральный фактор, под которым имеется в виду определенная степень доверия к клиенту, к его обещаниям вовремя оплатить купленный товар.

| SCIENCE TIME |

Весьма существенен фактор платежеспособности. Частично о платежеспособности клиентов судят по прошлой практике ведения дел, по их кредитной истории. Важнейшим фактором надежности кредита является общее финансовое состояние организации, которое можно установить на основе изучения официально доступных финансовых отчетов клиентов. При этом особое внимание следует уделить изучению таких финансовых показателей, как отношение суммы долга к активам, оборотного капитала к краткосрочным обязательствам, а также коэффициенту покрытия процента, т.е. степени покрытия чистым доходом процентных платежей. Надежность кредита характеризует также его обеспеченность активами, которые клиенты могут предложить в залог. На показатель надежности влияют и общие экономические тенденции. Все это детально изучается и анализируется главным бухгалтером.

Информацию о кредитоспособности потенциальных клиентов можно получить от местных кредитных ассоциаций, печатающих отчеты, содержащие историю платежей различных должников, а также от коммерческих организаций, предоставляющих фактические данные, которые можно использовать при анализе кредитоспособности.

Контроль за состоянием дебиторской задолженности - это обязанность организации, если она хочет поддерживать свою финансовую устойчивость на достаточном уровне. Надежным и простым методом контроля дебиторской задолженности является группировка дебиторов по категориям риска погашения задолженности. В свою очередь категория риска дебитора определяет характер кредитной политики, которую к нему применяет компания.

Таблица 2

Группировка дебиторов по категориям риска

Категория риска Не оплачено продаж, % % клиентов Характер выдачи кредита Периодичность проверки Фирма-контрагент

1 0,5-1 60 Автоматически, любой Проверка 1 раз в год ООО «Компания Молотов», ООО «Мастерпласт», ООО «Эковата»

2 1-2 20 Автоматически, ограниченный Проверка 1 раз в квартал ООО ГЗ «Металлкомплект», ООО «Центурион»

3 2-5 10 По специальному решению руководства организации Периодичность отсутствует ООО «Водоканалсервис», ООО «ТрансКом»

4 5-10 5 По специальному решению руководства организации Периодичность отсутствует ООО «Костромажилсервис»

5 Более 10 5 Наложенным платежом Периодичность отсутствует ООО «ФСТ-Контракт»,

| SCIENCE TIME |

Надежными партнерами организации являются ООО «Компания Молотов», ООО «Мастерпласт», ООО «Эковата», с которыми осуществляется постоянное сотрудничество.

Для усиления действенности контроля дебиторской задолженности и стимулирования клиентов дифференцированная кредитная политика может предусматривать систему льгот для наиболее дисциплинированных из них. В любом случае бухгалтеру надо стремиться к тому, чтобы дебиторская задолженность была как можно ближе к оптимальной. Бухгалтеру постоянно следует иметь в виду, что такой уровень дебиторской задолженности во многом определяется спецификой деятельности организации.

Цель кредитной политики состоит в том, чтобы сохранялась величина потоков денежных средств, чтобы имело место увеличение доходов.

Для повышения эффективности работы фирмы ИП большую роль играет умение управлять дебиторской и кредиторской задолженностью, для этого необходимо проводить следующие мероприятия:

- следует вести постоянный контроль за состоянием расчетов с покупателями;

- с целью уменьшения риска неуплаты одним или нескольким крупными покупателями следует по возможности иметь широкий круг потребителей;

- необходимо учитывать, что значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской задолженностью создает угрозу финансовой устойчивости фирмы;

- следует использовать опыт успешных организаций по предоставлению скидок в случае досрочной оплаты товаров (работ, услуг), начисления кредитных процентов в случае задержки оплаты;

- соблюдение сроков возврата заемных средств;

- применение факторинговых операций.

По данным бухгалтерских документов ИП на складах имеются неиспользуемые материально-производственные запасы - пиломатериал в количестве 600 кубометров. При продаже этого пиломатериала организациям или частным лицам можно получить дополнительную выручку в размере 600 мз * 4500 руб. = 2700 тыс. руб.

За счет скидки в 5 % частному лицу при продаже бруса, которое предлагает купить в организации 100 кубических метров, для строительства дома, по низкой цене, чем другому лицу, которое купит 50кубических метров, но по цене больше, чем первый покупатель, большим количеством можно получить дополнительное количество денежной выручки в размере 279000рублей. Цена бруса за один метр кубический 6200 рублей.

Первый покупатель купит бруса на сумму:(100*6200) -5%(100*6200) =620000-31000=589000 рублей

Второй покупатель приобретет брус на сумму :50*6200=310000 рублей

| SCIENCE TIME |

Выручка возрастет на: 589000 рублей-310000 рублей=279000рублей. Предложенные мероприятия для ИП, будут способствовать укреплению кредитной политики фирмы, улучшению расчетов.

Литература:

1. Звягин С.А. Анализ дебиторской задолженности для целей бухгалтерской экспертизы [Текст] / С.А. Звягин // Бухгалтерский учет. - 2009. - № 10. - С 76.

2. Иванова О.Е., Солдатова Л.И., Кривцова И.Н. Методика исследования развития малого предпринимательства на основе интегрального показателя. В книге: Экономика России: новые пути развития. Адамов Н.А. Москва, 2014. С. 35-48.

3. Илюхин В.Е., Балабаева Ю.А. Характеристика ключевых подходов управления дебиторской и кредиторской задолженностью организации//Учетные записки Тамбовского отделения РоСМУ2015№4.С.138-143.

4. Сидоркина М.Ю. Роль малого бизнеса в развитии сельскохозяйственного производства региона// Сборник статей Международной научно-практической конференции «Проблемы социально-экономического развития регионов». Уфа, 2015. С. 99-101.

5. Солдатова А.П., Солдатова Л.И. Анализ задолженности контрагентов как база поиска управления дебиторской задолженностью/^ cience Time.2014.№8(8). С.276.296.

6. Солдатова А.П., Солдатова Л.И. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности с целью управления задолженностью контрагентов//Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Современный взгляд на проблемы экономики и менеджмента». г. Уфа.2014.С.8-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.