Научная статья на тему 'Управление человеческими ресурсами организаций с позиции «Бережливого менеджмента»'

Управление человеческими ресурсами организаций с позиции «Бережливого менеджмента» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
580
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / "БЕРЕЖЛИВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ" / HUMAN RESOURCE MANAGEMENT / "LEAN MANAGEMENT"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабурова Аэлита Владимировна, Самойлюк Тамара Андреевна

В статье дано определение и предложены принципы «бережливого менеджмента», предложен подход к управлению человеческими ресурсами организации с позиции «бережливого менеджмент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабурова Аэлита Владимировна, Самойлюк Тамара Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN RESOURCE MANAGEMENT ORGANIZATIONS FROM THE PERSPECTIVE OF «LEAN MANAGEMENT»

In the article the definition and proposed the principles of «lean management», the proposed approach to managing the human resources of the organization from the perspective of «lean management».

Текст научной работы на тему «Управление человеческими ресурсами организаций с позиции «Бережливого менеджмента»»

УДК 528.44

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ С ПОЗИЦИИ «БЕРЕЖЛИВОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

Аэлита Владимировна Шабурова

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор экономических наук, профессор кафедры управления бизнес-процессами, тел. (383)210-95-87, e-mail: kaf.zn@ssga.ru

Тамара Андреевна Самойлюк

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры управления бизнес-процессами, тел. (383)210-95-87, e-mail: kaf.zn@ssga.ru

В статье дано определение и предложены принципы «бережливого менеджмента», предложен подход к управлению человеческими ресурсами организации с позиции «бережливого менеджмент».

Ключевые слова: управление человеческими ресурсами, «бережливый менеджмент».

HUMAN RESOURCE MANAGEMENT ORGANIZATIONS FROM THE PERSPECTIVE OF «LEAN MANAGEMENT»

Aelita V. Shaburova

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., D. Sc., Professor of Department of management of business processes, tel. (383)210-95-87, e-mail: kaf.zn@ssga.ru

Tamara A. Samolyk

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., the senior teacher of chair of management of business processes, tel. (383)210-95-87, e-mail: kaf.zn@ssga.ru

In the article the definition and proposed the principles of «lean management», the proposed approach to managing the human resources of the organization from the perspective of «lean management».

Key words: human resource management, «lean management».

В постиндустриальном обществе неотъемлемой составляющей экономического прогресса становится повышение эффективности труда работников. Постепенно утвердился инновационный вид управления трудом, ориентированный на человеческие ресурсы «высокого качества».[1] В современных условиях хозяйствования рациональное управление человеческими ресурсами, как главным фактором достижения стратегических целей организации, обуславливает повышение ее эффективности и конкурентоспособности на рынке.

Сущность процесса управления организацией заключается в целенаправленном воздействии на работников при согласовании и упорядочении их

действий в процессе совместного труда, имеющего целевую определенность и конечную результативность. Схематично процесс управления представлен на рис. 1 [2].

Рис. 1. Схема процесса управления

Человек в системе менеджмента - не только фактор производства и средство достижения цели, но и цель менеджмента. Управленческое воздействие направлено на работника, использующего ресурсы производства для достижения личных и организационных целей.

Организация (предприятие) как социально-экономическая система функционирует в условиях динамичной внешней среды. Адаптация к ней происходит через создание или совершенствование подсистем, реагирующих на получаемую информацию.

Особенностью, принципиально отличающей организацию от других систем, является то, что неотъемлемым ее элементом является человек. От его поведения и принимаемых им решений зависят результаты деятельности организации.

Признание человеческих ресурсов источником повышения результативности функционирования организаций предполагает эффективное их использование, формирование условий для самореализации, развития потенциала. Актуальным и востребованным инструментом управления в современных условиях является применение «бережливых технологий». Их суть заключается в повышении эффективности производства путем тщательного и последовательного исключения потерь и при этом уважения к человеку [3]. «Бережливые технологии» универсальны и могут быть адаптированы к любым предприятиям и организациям.

Автор считает возможным говорить о формировании нового типа управления - «бережливого менеджмента», основанного на изменении отношения к организации, сотрудникам в совокупности с освоением и применением технологий управления, сберегающих и развивающих человеческие ресурсы. «Бережливый менеджмент» основан на вовлечении работников в управление и совершенствование бизнес-процессов, делегировании, создании внутренней коммуникации (обмена информацией между руководством и подчиненными, между работниками).

Следует выделить следующие принципы «бережливого менеджмента»:

- отказ от принуждения к достижению целей - переход к вовлечению;

- признание права работников не работать на пределе возможностей;

- вовлечение работников в принятие управленческих решений, в процессы оптимизации;

- делегирование части управленческих функций и ответственности;

- доминирование сетевых коммуникаций;

- многоначалие;

- право каждого работника знать, как зарабатываются деньги в организации, каковы правила построения карьеры и высвобождения работников.

Управление человеческими ресурсами, как одним из основных факторов формирования конкурентных преимуществ организации, в условиях «бережливого менеджмента» основано на повышении мотивации работников, вовлечении их в принятие управленческих решений, развитии профессиональных компетенций, повышении уровня лояльности к руководству. При этом деятельность работников должна быть направлена на снижение производственных затрат.

Такой подход к управлению человеческими ресурсами предполагает формирование «эффективного» работника, соответствующего занимаемой должности и профилю компетентности профессии, обладающего такой квалификацией, которая позволяет ему своевременно и качественно решать производственные задачи, достигать поставленных целей. В основе управления эффективностью работников лежит интеграция целей организации и работника через развитие его компетенций.

Внедрение «бережливого менеджмента» в управление человеческими ресурсами предполагает активизацию усилий по применению новых инструментов и технологий управления. В связи с этим возникает необходимость в разработке модели, которая демонстрировала бы порядок деятельности по внедрению принципов и методов «бережливого производства» в практику управления человеческими ресурсами. Авторская модель «бережливого» управления человеческими ресурсами представлена на рис. 2.

Стратегическое управление человеческими ресурсами предполагает достижение долгосрочных организационных целей за счет эффективного использования работников. В соответствии со стратегическими целями управления человеческими ресурсами формируется система сбалансированных показателей, позволяющая оценить степень достижения стратегических целей.

Стратегическое управление человеческими ресурсами

Рис. 2. Модель управления человеческими ресурсами с позиции «бережливого менеджмента»

Оценка процесса управления человеческими ресурсами как элемент предложенной модели предусматривает анализ результативности управления человеческими ресурсами на основе непрерывного наблюдения за основными направлениями управления человеческими ресурсами. Источниками информации для анализа являются результаты опросов и анкетирования работников, наблюдение, статистическая отчетность организации. В результате проведенного анализа разрабатываются мероприятия по совершенствованию управления человеческими ресурсами.

Построение системы управления человеческими ресурсами в рамках авторской модели предполагает следующую ее структуру: формирование, использование и развитие человеческих ресурсов, организацию труда.

Формирование человеческих ресурсов направлено на обеспечение организации персоналом необходимого количества и качества. Включает в себя деятельность по планированию, найму и адаптации работников.

Использование человеческих ресурсов обеспечивается за счет управления поведением работников, мотивации и стимулирования труда.

Развитие человеческих ресурсов предполагает повышение уровня компетентности работников и их должностное продвижение.

Подсистема организации труда обеспечивает комфортные условия для трудовой деятельности, как с точки зрения оснащения рабочего места, так и формирования морально-психологического климата в коллективе.

Все блоки предложенной модели находятся во взаимосвязи, стратегическое управление человеческими ресурсами позволяет определить критерии для оценки результативности управления человеческими ресурсами, а так же структуру системы управления человеческими ресурсами. Выявленные в процессе анализа недостатки и их устранение требуют изменений в системе управления человеческими ресурсами. «Бережливое» управление человеческими ресурсами предусматривает формирование эффективного работника.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шабурова А. В. Управление воспроизводством качественных трудовых ресурсов нефтегазодобывающих предприятий Западной Сибири : монография. - Новосибирск : СГГА, 2014. - 313 с.

2. Михненко П. А. Теория менеджмента : учебник. - М. : Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014. - 640 с.

3. Медведева В. Р. Изменение мышления сотрудников через призму концепции «бережливое производство» как фактор, повышающий уровень его конкурентоспособности // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - Т. 15. - № 9. - С. 256-258.

© А. В. Шабурова, Т. А. Самойлюк, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.