Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ширинкина Елена Викторовна

Актуальность исследования обусловлена тем, что современное информационное общество характеризуется тенденцией к всеобщей цифровизации. Такая тенденция характерна для всех основных социальных институтов и сфер жизни. Для сохранения глобальной конкурентоспособности в условиях тотальной цифровизации, необходимо выработать новые принципы в управлении человеческим капиталом, поскольку для отечественной промышленности необходимо увеличение качественного кадрового состава, способного вывести страну на новый уровень развития, где одним из приоритетных направлений является искусственный интеллект, который представляет собой одно из актуальных направлений исследования проблемы сознания. В этой связи в статье освещаются принципы управления человеческим капиталом в цифровой экономике. Проводится сравнительный анализ принципов традиционного подхода к управлению человеческим капиталом и управления им в цифровой экономике. Обосновывается, что необходим пересмотр компетентностного подхода подготовки кадров в вузах, поскольку государство, система высшего образования и бизнес-сообщество должны сформировать единое профессионально-квалификационное пространство в условиях цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF HUMAN CAPITAL IN THE DIGITAL ECONOMY

The relevance of the study is due to the fact that the modern information society is characterized by a trend towards universal digitalization. This trend is typical for all major social institutions and spheres of life. To maintain global competitiveness in the conditions of total digitalization, it is necessary to develop new principles in the management of human capital, since for the domestic industry it is necessary to increase the qualitative personnel that can lead the country to a new level of development, where one of the priority directions is artificial intelligence, which is one of the topical areas of research on the problem of consciousness. In this connection, the article highlights the principles of human capital management in the digital economy. A comparative analysis of the principles of the traditional approach to the management and management of human capital in the digital economy is conducted. It is justified that a revision of the competence approach of training personnel in higher education institutions is necessary, since the state, the higher education system and the business community must form a single professional and qualification space in the conditions of digitalization.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В цИФРОВОй ЭКОНОМИКЕ

MANAGEMENT OF HUMAN CAPITAL IN THE DIGITAL ECONOMY

ПОЛУЧЕНО 06.03.18 ОДОБРЕНО 10.03.18 ОПУБЛИКОВАНО 27.04.18 УДК 61.4 DOI 10.12737/article_5afec8d3060527.46905659

ШИРИНКИНА Е.В.

Канд. экон. наук, доцент кафедры управления персоналом Сургутского государственного университета, г. Сургут

SHIRINKINA E.V.

Candidate of Economic Sciences,Associate Professor of Personnel Management, Surgut State University, Surgut

e-mail: shirinkina86@yandex.ru

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена тем, что современное информационное общество характеризуется тенденцией к всеобщей циф-ровизации. Такая тенденция характерна для всех основных социальных институтов и сфер жизни. Для сохранения глобальной конкурентоспособности в условиях тотальной цифровизации, необходимо выработать новые принципы в управлении человеческим капиталом, поскольку для отечественной промышленности необходимо увеличение качественного кадрового состава, способного вывести страну на новый уровень развития, где одним из приоритетных направлений является искусственный интеллект, который представляет собой одно из актуальных направлений исследования проблемы сознания. В этой связи в статье освещаются принципы управления человеческим капиталом в цифровой экономике. Проводится сравнительный анализ принципов традиционного подхода к управлению человеческим капиталом и управления им в цифровой экономике. Обосновывается, что необходим пересмотр компетентностного подхода подготовки кадров в вузах, поскольку государство, система высшего образования и бизнес-сообщество должны сформировать единое профессионально-квалификационное пространство в условиях цифровизации.

Ключевые слова: искусственный интеллект, цифровая экономика, человеческий капитал, подготовка кадров. Abstract

The relevance of the study is due to the fact that the modern information society is characterized by a trend towards universal digitalization. This trend is typical for all major social institutions and spheres of life. To maintain global competitiveness in the conditions of total digitalization, it is necessary to develop new principles in the management of human capital, since for the domestic industry it is necessary to increase the qualitative personnel that can lead the country to a new level of development, where one of the priority directions is artificial intelligence, which is one of the topical areas of research on the problem of consciousness. In this connection, the article highlights the principles of human capital management in the digital economy. A comparative analysis of the principles of the traditional approach to the management and management of human capital in the digital economy is conducted. It is justified that a revision of the competence approach of training personnel in higher education institutions is necessary, since the state, the higher education system and the business community must form a single professional and qualification space in the conditions of digitalization.

Keywords: artificial intelligence, digital economy, human capital, personnel training.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие цифровой экономики — это беспрецедентный по своему значению и масштабам проект, влияющий на жизнь страны и каждого конкретного человека, поскольку именно цифровая экономика является основой для развития многих отраслей, а процесс ее формирования — это уже вопрос национальной безопасности и независимости в условиях глобальной конкуренции [1—3]. Модернизируются условия труда, трансформируется комплекс управленческих задач, не остаются постоянными границы поведения области принятия решений.

В условиях глобализации сегментирования рынков, ужесточения конкуренции, повышаются требования к выживаемости организации. В ближайшие годы лидерство будет принадлежать предприятиям с преимущественным развитием искусственной интеллектуализации, который превзойдет человеческий разум, однако базирующийся на нем. Следовательно, управление человеческим капиталом является одним из наиболее важных факторов развития организаций, поскольку человеческий капитал является залогом создания долговременных конкурентных преимуществ, так называемых отличительных компетенций, приобретения

высоких адаптивных качеств, позволяющих приспосабливаться чрезвычайно изменчивой конъюнктуре рынка.

методология исследования

Использование цифровых технологий углубляют структуру капитала, создавая цифровой капитал, который сегодня становится основным фактором производства и мультипликатором, равномерно повышающим продуктивность и производительность [4]. На сегодняшний день искусственный интеллект является важнейшей сферой исследований. Развитие искусственного интеллекта внедрение сложных технологических разработок во все области жизни от ЖКХ и нефтегазового комплекса до обороны — стратегический вопрос, как для экономики, так и для страны в целом.Ди-намика основных показателей развития цифровой экономики в РФ представлена в табл. 1.

Уровень использования ИКТ по отраслям представлен на рис. 1.

Очевидно, что во всех сферах деятельности рутинный человеческий интеллектуальный труд замещается искусственным интеллектом. Увеличение скорости передачи данных, интенсивное использование программируемых устройств,

Таблица 1

Основные показатели развития цифровой экономики в РФ

№ Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

1 Валовая добавленная стоимость сектора ИКТ:

1.1 в действующих ценах, млрд руб. 1354 1534 1789 1845 2149 2262 2258

1.2 в процентах к ВВП 3,4 3,0 3,1 3,0 3,1 3,0 2,9

2 Внутренние затраты на исследования и разработки в организациях сектора ИКТ:

2.1 в действующих ценах, млрд руб. 6861 9405 20 609 16 103 19 696 33 664

2.2 в процентах к общему объему внутренних затрат на исследования и разработки 1,3 1,5 2,9 2,1 2,3 3,7

3 Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организациями сектора ИКТ, % 5,4 5,3 3,9 5,1 5,1 5,7

4 Удельный вес организаций, использующих ИКТ, % 56,7 63,4 76,6 79,4 81,2 79,5

4.1 в том числе: предпринимательский сектор 63,8 68,7 79,3 80,8 81,4 78,9

4.2 социальная сфера 49,2 57,3 72,6 75,8 79,2 79,3

4.3 органы государственной власти и местного самоуправления 55,2 64,3 80,0 84,0 85,9 84,5

Источник: Индикаторы цифровой экономики: 2017. Статистический сборник — Москва: Высшая школа экономики, 2017. — 321 с.

Рис. 1. Уровень использования ИКТ по отраслям экономики

Составлено автором на основе источника: Индикаторы цифровой экономики: 2017. Статистический сборник — Москва: Высшая школа экономики, 2017. — 321 с. С. 18.

3D-печать, BigData, новые материалы поменяют уклад жизни и структуру многих экономических связей уже в течение одного-двух десятилетий [5—8]. Для рынка труда это будет означать сокращение рутинных операций и расширение сфер применения интеллекта и новых цифровых навыков. Данный процесс охватывает все сферы бизнес-процессов. Наиболее востребованные бизнесом направления использования ИКТ представлены на рис. 2.

Очевидно, что российское бизнес-сообщество заинтересовано во внедрении технологий искусственного интеллекта. Вместе с тем, есть предположения, что через полвека искусственный интеллект начнет представлять серьезную угрозу для человечества. Здесь ученые применяют термин «технологическая сингулярность», т.е. такая ситуация, когда компьютеры станут умнее людей, а технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным человеческому пониманию. Новые технологии существенно сократят занятость во многих профессиях, а затем и вовсе отменят их. Вместо этого понадобятся новые специалисты для сопровождения цифровой экономики. Прежде всего,

нужны ИКТ-разработчики и инженеры, а также высококвалифицированные специалисты разнообразного профиля с развитыми цифровыми навыками.

К 2020 году практически половину рынка искусственного интеллекта составит роботехника. По словам аналитиков и экономистов крупнейших банков, данный аспект позволит экономике повысить производительность на 30 % при снижении производственных затрат на рабочую силу от 18% до 33%. Уровень цифровых навыков, требуемых не только для трудоустройства, но и для повседневной жизни неуклонно повышается: будет недостаточно просто работы с электронной почтой, поисковыми системами и онлайн-заявками. Развитые страны реализуют общенациональные проекты по передаче специальных ИКТ-навыков населению (например, в США — «Компьютерные науки для всех») [9—13]. При этом речь идет не только о компьютерной грамотности, но и о продвинутых цифровых компетенциях. Программирование начинает входить в стандартную подготовку рабочих специальностей, потому что большинство из них предполагают работу на станках с числовым программным управле-

> Процент

.4-

^

от-

У" ^ ^ ^ О^ ^ О^' ^

/ ^

^ О4

.о ,о

/• ^ ^ ^ ^

о^' о4" У / ^ / ^ > ^

^ /Ф „^ ^

Л- ^ Л^ ^ ^

^ ^ ^ ^

^ / / ^

Чр ^ ^

> "?>

/

44 / к

Рис. 2. Наиболее востребованные направления использования ИКТ бизнесом

Составлено автором на основе источника: Индикаторы цифровой экономики: 2017. Статистический сборник — Москва: Высшая школа экономики, 2017. — 321 с. С.19.

нием. Все большее распространение получает самозанятость населения, а, значит, необходимо дополнительно стимулировать предпринимательские навыки.

Использование комплексных технологий искусственного интеллекта, таких как беспилотные транспортные системы, умные электросети и интеллектуальные городские платформы, позволит обеспечить взрывной рост отечественной экономики и качества жизни.К середине века без высоких технологий, и, в первую очередь, искусственного интеллекта, не обойдется ни одна страна, и если не принимать своевременных мер, то Россия может попасть в зависимость от «умного» импорта и будет вынуждена пользоваться вторичными разработками, так как технологии искусственного интеллекта и анализа данных уже меняют жизнь населения, их роль в экономике будет только расти, они составляют основу цифровой экономики. Развитые страны, в первую очередь США, считают эти технологии стратегически важными. В связи с проблемой технологического отставания России необходимо и стратегически важно выработать пути его преодоления.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ ТРАДИЦИОННОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Для того, чтобы не остаться аутсайдерами четвертой промышленной революции, необходимо существенно увеличить количество высококвалифицированных специалистов, занимающихся данным направлением. Скорость изменений в отрасли информационно-коммуникационных технологий

(ИКТ) ставит непростые задачи перед российской системой образования. Ключевой аспект эффективности российской системы образования — адекватность будущим запросам. Поэтому необходимо выстраивать новые ориентиры в сфере развития и формирования человеческого капитала как со стороны системы высшего образования, так и с позиции бизнес-сообщества [1—3].

Для определения особенностей управления человеческим капиталом в условиях искусственной интеллектуализации в цифровой экономике, определим основные принципиальные отличия от существующего традиционного подхода (см. рис. 2).

ВыВОДы

1. Сравнительный анализ принципов традиционного подхода к управлению человеческим капиталом и управления им в цифровой экономике показал, что особенность последнего заключается в развитии направлений формирования, развития и использования высококачественного человеческого капитала как главной ценности цифровой экономики. В условиях цифровой экономики встает вопрос о подготовке человека жить в динамичном будущем, которому свойственен риск и неопределенность.

2. Влияние кардинальных изменений в системе организации труда оказывают и на существенные трансформации в процессе обучения системы образования. Традиционный подход к формированию человеческого капитала, основанный на принципах рационального обучения больше не отвечает адекватным образом на запросы времени и рынка труда. В этой связи не просто возрастает роль вузовского и послевузовского обучения, но и приобретает иное значение в этой парадигме.

4

о

«

4 о

с

«

5 «

«

о s я s

9

а H

Удовлетворение настоящих потребностей организации

Высокая управляемость, организационная структура управления стабильная, иерархическая, четкое распределение функций управления

Наличие проблем стандартных, решения принимаются с задержками в ответ на проблему. Поиск решения на основе прошлого опыта.

Риск низкий

Принцип удовлетворяемости потребностям организации

Принцип управляемости

Удовлетворение сформированных новых потребностей

Низкая управляемость, гибкая автоматизированная структура, нет четкого распределения функций управления

Принцип принятия и поиска решений

Предвиденье, поиск и анализ проблем. Творческий поиск, наличие множества альтернатив, «верное» решение.

Принцип наличия риска

Риск высокий, обусловленный информационной асимметрией

Традиционная система управления <¡—1 Принцип стиля Работа в команде

управления

Сохранение управления на прежнем уровне

Принцип результативности

Переход управления на новый уровень

Традиционное повышение квалификации

Принцип управления обучением персонала

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип развития профессиональных /— Развитие компетенций —к

компетенций S— —s

Обучение становится непрерывным процессом

Только профессиональных навыков для цифровой экономики недостаточно. Необходимо развивать Foreign language Skills, Digital Skills, BigDat Skills и Project Skills

кис . 3. Сравнительным анализ пр инципцв трад иционного нодхода куправлен ию чаловеческим лапиталом и управления мм в цифpoкой экоиомвке

3. Особое значение приобретает интеллектуализация обучения, заключающаяся в «наполнении голов» обучаемых кодифицированными знаниями, «привитии» им определенных компетенций, таких как владение иностранным языком — Foreign language Skills, владение навыками работы с большими цифрами работе — BigDate Skills, а также навыками использования цифровых технологий — Digital Skills. Необходим пересмотр компетентностного подхода подготовки кадров в вузах. Государство, система высшего образования и бизнес-сообщество должны сформировать единое профессионально-квалификационное пространство в условиях цифровизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакумова И.В., Антонова Е.К., БайгуловР.М., Беляева С.В. и др. Научные исследования в сфере социально-экономических и гуманитарных наук: междисциплинарный подход и конвергенция знаний. — Самара: ООО «Офорт», 2016.

2. Байгулов Р.М.,Беляева С.В.,Голубева Г.Ф. и др. Результаты социально-экономических и междисциплинарных научных исследований XXI в. / Под редей Р.М. Байгулова, О.А. Подкопаева. — Самара: ООО «Офорт», 2016. — 434 с.

3. Кельчевская Н.Р., Черненко И.М., Ширинкина Е.В. Человеческий капитал в условиях интеграции образовательных и профессиональных стандартов. — Пермь, 2017.

4. Кельчевская Н.Р., Ширинкина Е.В. Построение образовательных структур при формировании модели выпускника как носителя человеческого капитала // В сборнике: Россия и Еропа: связь культуры и экономики. Материалы XIX международной научно-практической конференции / Отв. Редактор Н.В. Уварина, 2017. — С. 289-291.

5. Лапыгин Ю.Н., Макаров П.Ю. Применение модели интеллектуального капитала в построении управленческой команды // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2016. — № 1 (22). — С. 11-19.

6. Солиев Р. Важнейшие тенденции информационно-коммуникационных технологий в развитии современной гло-

бальной экономики // Наука и техника. — 2016. — № 13. — URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-wwwwoa/ wa/Main?textid=4791&level1=main&level2=articles

7. Ширинкина Е.В. Модель выпускника в парадигме реформирования высшего образования // World Science Proceedings of articles the international scientific conference. — 2017. — С. 275-277.

8. Ширинкина Е.В. Современная парадигма реформирования высшего образования // Вестник Удмуртского университета. — 2017. — Т 27. — № 4. — С. 69-77. — (Экономика и право).

9. Ширинкина Е.В. Управление эффективностью работников интеллектуального труда в высших учебных заведениях / / Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2018. — Т 7. — № 1. — С. 12-16.

10. Armstrong M. Performance management: Key strategies and practical guidances / Kogan Page. London. 2000, 192 с.

11. BlaugM. The Empirical Status of Human Capital Theory: A Slightly Jaundiced Survey. Journal of Economic Literature. 1976. No. 3. Pp. 827-855.

12. Butler D. Investigating journals: The dark side of publishing. The explosion in open-access publishing has fuelled the rise of is questionable operators. 2013. No.495. Pp. 433-435.

REFERENCES

1. Abakumova I.V., Antonova E.K., Baygulov R.M., Belyaeva S.V. Nauchnye issledovaniya v sfere sotsial'no-ekonomicheskikh igu-manitarnykh nauk: mezhdistsiplinarnyy podkhod i konvergentsiya znaniy [Research in the field of socio-economic and human sciences: an interdisciplinary approach and convergence of knowledge]. Samara, «Ofort» Publ., 2016.

2. Baygulov R.M., Belyaeva S.V., Golubeva G.F. Rezul'taty sotsial'no-ekonomicheskikh i mezhdistsiplinarnykh nauchnykh issledovaniy XXI v. [Results of socio-economic and interdisciplinary scientific research ofthe 21st century]. Samara, «Ofort» Publ., 2016. 434 p.

3. Kel'chevskaya N.R., Chernenko I.M., Shirinkina E.V. Chel-ovecheskiy kapital v usloviyakh integratsii obrazovatel'nykh

i professional'nykh standartov [Human capital in the context of the integration of educational and professional standards]. Perm', 2017.

4. Kel'chevskaya N.R., Shirinkina E.V. Postroenie obrazovatel'nykh struktur pri formirovanii modeli vypusknika kak nositelya che-lovecheskogo kapitala [Construction of educational structures in the formation of the graduate model as a carrier of human capital]. Vsbornike:Rossiya iEropa:svyaz'kul'tury iekonomiki. Materialy XIX mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii [In the collection: Russia and Eropa: the relationship of culture and economy. Materials of the XIX International Scientific and Practical Conference]. 2017, pp. 289—291.

5. Lapygin Yu.N., Makarov P.Yu. Primenenie modeli intellek-tual'nogo kapitala v postroenii upravlencheskoy komandy [Application of the model of intellectual capital in building a management team]. Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii [Personnel and intellectual resources management in Russia]. 2016, I. 1 (22), pp. 11-19.

6. Soliev R. Vazhneyshie tendentsii informatsionno-kommunikat-sionnykh tekhnologiy v razvitii sovremennoy global'noy ekonomiki [The most important tendencies of information and communication technologies in the development of modern global economy]. Nauka i tekhnika [Science and Technology]. 2016, I. 13. Available at: http://www.relga.ru/Environ/Web

Objects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=4791 &level1=main& level2=articles

7. Shirinkina E.V. Model' vypusknika vparadigm reformirovaniya vysshego obrazovaniya [The graduate model in the paradigm of higher education reform]. 2017, pp. 275—277.

8. Shirinkina E.V. Sovremennaya paradigma reformirovaniya vysshego obrazovaniya [The modern paradigm of reforming higher education]. Vestnik Udmurtskogo universiteta [Bulletin of the Udmurt University]. 2017, V. 27, I. 4, pp. 69-77.

9. Shirinkina E.V. Upravlenie effektivnost'yu rabotnikov intellektual'nogo truda v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh [Management of the effectiveness of intellectual workers in higher education institutions]. Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii [Personnel and intellectual resources management in Russia]. 2018, V. 7, I. 1, pp. 12-16.

10. Armstrong M. Performance management: Key strategies and practical guidances / Kogan Page. London. 2000, 192 s.

11. BlaugM. The Empirical Status of Human Capital Theory: A Slightly Jaundiced Survey. Journal of Economic Literature. 1976. No. 3. Rp. 827-855.

12. Butler D. Investigating journals: The dark side of publishing. The explosion in open-access publishing has fuelled the rise of is questionable operators. 2013. No. 495. Rp. 433-435.

Коттер Д.П.

СУТЬ ПЕРЕМЕН. НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ О ТОМ, КАК ЛЮДИ ИЗМЕНЯЮТ СВОИ ОРГАНИЗАЦИИ

М.: Олимп-Бизнес, 2017

Книга профессора Гарвардской школы бизнеса Джона П. Коттера и главы известной компании Deloitte Consulting Дэна С. Коэна посвящена проведению организационных преобразований в условиях внешней нестабильности на примере реформ в более чем 90 компаний из ГИТА, Европы, Австралии и Южной Африки. Главное открытие книги состоит в том, что узловым вопросом реформ является не стратегия, структура, корпоративная культура или системы, а изменение поведения людей. Авторы предлагают новый и в чем-то неожиданный подход «увидеть-прочувствовать— изменить» в дополнение к традиционному «проанализировать—продумать—действовать». Особый интерес книге придают 34 невыдуманные истории, которые иллюстрируют методы и приемы, предлагаемые лидерам реформ для изменения поведения работников. Книгу с удовольствием прочтут руководители крупных предприятий, менеджеры, преподаватели и студенты высших учебных заведений.

Результатом внедрения такого подхода станет сплоченная команда, довольные клиенты и более эффективная и простая система управления. От вас потребуется только желание вывести управление компанией на новый уровень и знание основной бизнес-терминологии.

Мильченкова Н.А.

ВЫСШАЯ ШКОЛА И ГОСУДАРСТВО. ГЛОБАЛЬНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПОЛИТИКИ

С.-П.: СПбГУ, 2017

Монография посвящена раскрытию политических аспектов государственного реформирования высшей школы в условиях глобализации. В работе определены базовые характеристики тех изменений, которые происходят в этой сфере, причины особой остроты дискуссий по вопросу о будущем высшего образования не только в России, но и в мире. Особое внимание уделено специфике трансформаций, происходящих с университетами в странах БРИКС, выявлению общего и особенного в государственной политике модернизации высшего образования в этих странах, возможностям эффективного сотрудничества между их университетами в целях повышения конкурентоспособности на глобальном рынке образовательных услуг.

Предназначена для научных работников и преподавателей вузов, аспирантов, специалистов, работающих в сфере управления высшим образованием, а также всех интересующихся проблемами государственной образовательной политики и модернизации высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.