Научная статья на тему 'Управление человеческим капиталом в финансовой стратегии корпорации'

Управление человеческим капиталом в финансовой стратегии корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИЗДЕРЖКИ / ЦЕННОСТЬ / ПОТОК ДОХОДА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ / ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА / ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ИНДИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / COSTS / VALUE / INCOME FLOW / HUMAN CAPITAL / COST OPTIMIZATION / LABOR COMPENSATION FUND / FINANCIAL STRATEGY / INDICATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барсегов С. С.

В статье представлен авторский подход к управлению затратами на развитие человеческого капитала с позиции модели CVP и индикативного инструментария финансовой стратегии корпорации ОАО «РЖД».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human capital management in financial strategy of the corporation

The article provides the author's view of cost management on development of human capital from the CVP approach and indicative instruments of financial strategy of JSC «Russian Railways».

Текст научной работы на тему «Управление человеческим капиталом в финансовой стратегии корпорации»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОРПОРАЦИИ

БАРСЕГОВ С.С.,

аспирант,

Московский государственный университет путей сообщения,

e-mail: bars-arm@yandex.ru

В статье представлен авторский подход к управлению затратами на развитие человеческого капитала с позиции модели CVP и индикативного инструментария финансовой стратегии корпорации ОАО «РЖД».

Ключевые слова: издержки; ценность; поток дохода; человеческий капитал; оптимизация затрат; фонд оплаты труда; финансовая стратегия; индикативный подход.

The article provides the author's view of cost management on development of human capital from the CVP approach and indicative instruments of financial strategy of JSC «Russian Railways».

Keywords: costs; value; income flow; human capital; cost optimization; labor compensation fund; financial strategy; indicative approach.

Коды классификатора JEL: J24, M14.

В условиях дефицита ликвидности и экспансии рисков финансовой глобализации актуализируется вопрос об управлении изменениями в рамках корпоративной стратегии. С одной стороны, новая экономика постулирует необходимость инвестиций в развитие человеческого капитала и инновационную трансформацию, с другой — финансовая глобализация, с присущими ей системными рисами и деструкциями, ставит очень жесткие условия финансовой эффективности. Обостряющееся противоречие требует разработки новых подходов к моделированию генеральной и операционной стратегии развития крупных корпораций, поскольку человеческие ресурсы и инновационные технологии становятся наиболее высокозатратными, а значит, требуют высокой финансовой эффективности и продуктивности в контексте необходимости обоснования реинвестиций в их развитие. Ресурсы и технологии, не отвечающие требованиям эффективности, будут подлежать редукции, поскольку и оценочная, и альтернативная стоимость финансовых ресурсов, направляемых в обозначенные сегменты, имеет повышательный тренд, а значит, сопряжена для корпорации с дополнительными затратами.

Современная действительность диктует необходимость разработки новых и совершенствования действующих инструментов финансирования инфраструктурных компаний и корпораций. Инфраструктурные корпорации обладают чрезвычайно высокой социальной нагрузкой в силу высокой востребованностью в воспроизводственной системе и большим количеством рабочих мест. В настоящее время финансирование деятельности инфраструктурных компаний и корпораций осуществляется по модели государственно-частного партнерства с привлечением как прямых частных инвестиций, так и финансовых инструментов (инфраструктурных облигаций). Государство снижает свое присутствие в производственных структурах с тяжелыми низколиквидными активами. По мнению В.Г. Белолипецкого, это вполне характерно для финансовой глобализации, когда «крупные собственники уходят от инсайдерской модели корпоративного управления, расставаясь с контрольными пакетами акций» [2].

Государство привлекает частных и инвесторов для достижения целей, диктуемых изменившимися условиями экономической среды, в области строительства и реконструкции дорог, путей сообщения, сетей передачи электроэнергии аэропортов, образовательных учреждений, больниц и иных инфраструктурных объектов. Однако допуск частного капитала к инфраструктурным проектам трансформирует стандарты эффективности, что вполне характерно для ситуации снижения концентрации на рынке. При этом крупные кластерно-сетевые корпорации, несущие высокую социальную нагрузку, вынуждены формировать новую парадигму функционирования через организационное проектирование с последующим реформированием и введением новых корпоративных стандартов [1]. Релевантные изменения претерпевает и финансовая стратегия, поскольку в условиях финансомики [4] любое управленческое решение должно коррелировать с требованиями генеральной финансовой стратегии.

Следует отметить, что категория «финансовая стратегия» (financial strategy) из инструментарного поля переместилась в поле методологическое, и сейчас эта категория является сложным интегрированным терминологическим понятием, охватывающим различные аспекты не просто финансового менеджмента, а корпоративного управления в целом.

© С.С. Барсегов, 2012

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОРПОРАЦИИ 155

Классические прямая и обратная связь [5] финансовой стратегии с генеральной уже не отражает всей полиаспектности финансового управления в современных корпорациях. Современная финансовая теория требует от финансовой стратегии учета всех производственных, финансовых, организационных, маркетинговых и внешних аспектов в процессе достижения уже не просто прибыли (профита), а долгосрочного устойчивого состояния и высокой адаптивности в случае экспансии системных рисков.

На самом базовом уровне финансовая стратегия — это программа обеспечения корпорации необходимыми денежными средствами и, следовательно, ее нормальной финансовой устойчивости в целях оптимизации получаемой прибыли [6]. Поскольку крупные инфраструктурные корпорации несут высокую социальную нагрузку, постольку одним из наиболее значимым параметров, необходимых к учету при моделировании финансовой стратегии, являются затраты на персонал, причем эти затраты должны учитывать не только фонд оплаты труда, но также и финансирование социального пакета, и затраты на обучение, переобучение и повышение квалификации, поскольку человеческий капитал является основным драйвером экономического роста в условиях постэкономики, и он же способен спродуцировать значительные риски [3].

Структурная реформа ОАО «РЖД» предполагает не только организационное, но и финансовое перепроектирование, к тому же корпорация стремится сокращать свои затраты, поскольку это условие — предустановленный параметр стратегии в условиях дефицита ликвидности.

Затраты на человеческий капитал являются значительной статьей затрат на железнодорожном транспорте. С этих позиций, моделирование механизма обеспечения финансовой устойчивости требует индикативного подхода с учетом параметра затрат на содержание и развитие человеческого капитала. Наиболее действенным в обозначенном контексте представляется использование модели CVP для обеспечения финансовой эффективности и филиалов структурных подразделений ОАО «РЖД», поскольку операционный анализ — это анализ зависимостей финансовых результатов предприятия от издержек и объемов производства (реализации). Модель CVP также часто называют анализом «издержки - объем - прибыль». Этот вид анализа считается одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности производственных структур, так как ключевым элементом операционного анализа выступает расчет точки безубыточности, порога рентабельности, запасов прочности и операционного рычага. Кроме того, модель позволяет отразить вклад каждого параметра в уровень финансовой устойчивости производственной структуры. В частности, для проведения анализа CVP необходимо детально проанализировать затраты с выделением как переменных, так и постоянных затрат (смешанные затраты следует разделить на переменные и постоянные составляющие).

Точка безубыточности определяется как:

BEP _ , (1)

Mcu

где:

BEP (break-even point) — точка безубыточности;

TFC (total fixed cost) — общие постоянные издержки;

С (unit contribution margin) — маржинальный доход на единицу продукции:

С _ , (2)

P

где:

P (price) — цена единицы продукции (цена реализации);

VC (variable cost) — переменные издержки на единицу продукции.

Доля маржинального дохода в выручке предприятия характеризуется особым показателем — коэффициентом маржинального дохода (другие названия: коэффициент выручки, коэффициент вклада на покрытие):

С _ TC , (3)

Р PQ

где:

С (unit contribution margin) — маржинальный доход на единицу продукции;

P (price) — цена единицы продукции (цена реализации)

Q (quantity) — объем продукции;

PQ — объем продаж в стоимостном выражении.

Условия работы модели:

S наличие возможности классификации издержек предприятия на постоянные и переменные по единому критерию уровня деловой активности (выраженному либо в стоимостных, либо в натуральных единицах);

S переменные издержки должны быть рассчитаны как пропорциональные уровню деловой активности (объему производства);

S понятие постоянных издержек как независимых от уровня деловой активности (объема производства) соответствует производственной мощности, которую не изменяет никакая инвестиционная операция в течение анализируемого периода;

S предприятие должно продавать однотипный продукт (услугу) (либо несколько, но в постоянных пропорциях); предприятие не делает запасов; продажная цена не зависит от проданного количества.

После определения точки безубыточности чаще всего рассчитывается денежный поток (cash flow), однако на практике может быть ситуация, когда у производственной организации отсутствуют либо денежные средства (cash), либо прибыль (profit), что обусловлено несовпадением во времени движения материальных и денежных потоков. Кроме того,

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

156 С.С. БАРСЕГОВ

очень часто параметры ликвидности и рентабельности деятельности производственной компании не учитываются при составлении модели управления затратами, а значит, анализ структуры затрат и их планирование не входят в набор параметров (факторов) в системе факторного планирования финансовой устойчивости.

Теоретически интересным является тот факт, что при рассмотрении модели CVP в разрезе денежных потоков полностью изменяется поведение так постоянных и переменных затрат (fixed cost и variable cost). Появляется возможность планирования уровня «реальной», а не перспективной рентабельности в рамках краткосрочных периодов, основываясь на договорах погашения кредиторской и дебиторской задолженностей.

Движение материальных и денежных потоков не совпадает во времени, что формирует на предприятии дебиторскую и кредиторскую задолженности. Списание затрат на производство, т. е. формирование себестоимости выпуска, производится по факту движения материальных потоков. То же самое происходит с формированием выручки от продаж по отгрузке. Таким образом, информация актуальна на конец производственного цикла, когда продукция произведена и отгружена (рис. l).

Производственный цикл Коммерческий цикл

«Дни дебиторов»

Приемка, Отгрузка

сортировка, Производство (оказание услуг); инкассирование

хранение сырья дебиторской задолженности

«Дни кредиторов» 1

Финансовый цикл

Операционный цикл Рис. 1. Операционный цикл предприятия железнодорожного транспорта

В случае если выручка превосходит себестоимость документально, это отнюдь не означает, что предприятие сработало прибыльно реально. В коммерческом цикле могут начаться проблемы с инкассацией дебиторской задолженности, кредиторы могут начать выставлять процентные иски за превышение оговоренных договорами сроков «дней кредиторов». В результате — дефицит наличных денежных средств, отсутствие прибыли, просадка по безубыточности.

Необходимо добавить, что расчет показателя потенциала финансового потока может быть продолжен до того момента, когда промежуточную безубыточность можно будет отследить. Однако по результатам данного примера предприятию может быть рекомендовано откорректировать свою платежную дисциплину. Ее изменение в лучшую сторону сразу станет заметным — по появлению положительного значения потенциала денежного потока.

Вводя в модель показатели фонда оплаты труда и расходов на обучение, можно детерминировать структуру затрат, а затем, рассчитав показатели текущей ликвидности, оценить влияние этих затрат на общий уровень финансовой устойчивости.

Таким образом, совмещение модели СУР с фундаментальным анализом финансовых коэффициентов дает возможность косвенно оценить вклад человеческого капитала в финансовую устойчивость предприятия, а также выявить внутренние резервы и источники финансовых ресурсов, что может быть использовано для улучшения показателей автономии, а также для финансирования развития человеческого капитала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева О.В. Совершенствование технологий управления социально-экономическим развитием кластерно-сетевых корпораций // Тегга Есопоткиэ. 2009. Т. 7. № 3. Ч. 2. С. 112-118.

2. Белолипецкий В.Г. Финансы в современном воспроизводственном процессе // Вестник Московского университета. сер. 6. Экономика. 2008. № 2 С. 49.

3. Змеющенко В. Интервью с Якуниным В., Президентом ОАО «РЖД» «О перспективах развития железнодорожного транспорта до 2030 года» // Гудок. 2007. № 134. С. 3.

4. Осипов Ю.М. Финансомика как гиперэкономика // Философия хозяйства. 2008. № 6.

5. Романцов А. Формирование финансовой стратегии: глобализационный аспект // РИСК. 2010. № 3.

6. ТереховаВ.И. Разработка финансовой стратегии предприятия // В мире научных открытий. 2010. № 4-9. С. 11-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.