Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ТОРГОВЛИ'

УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ТОРГОВЛЯ / УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ / ЗАКУПКИ / РЕАЛИЗАЦИЯ / ВЗАИМОРАСЧЕТЫ С КОНТРАГЕНТАМИ / BUSINESS PROCESSES / TRADE / BUSINESS PROCESS MANAGEMENT / PROCUREMENT / IMPLEMENTATION / MUTUAL SETTLEMENTS WITH COUNTERPARTIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова В.В., Гизатова Р.Р.

В данной статье рассмотрены основные бизнес-процессы в организациях оптовой торговли, а также их роль в управлении организацией. Отдельно выделены процессы управления закупками и реализацией, как наиболее значимые. С финансовой точки зрения в статье рассмотрены процессы управления дебиторской и кредиторской задолженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF BUSINESS PROCESSES IN TRADE ORGANIZATIONS

This article discusses the main business processes in wholesale organizations and their role in the management of the organization. Separately, the processes of procurement and implementation, as the most significant. From a financial point of view, the article discusses the processes of management of receivables and payables.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ТОРГОВЛИ»

УДК 658.6

Захарова В.В. студент 2 курса магистратуры

Гизатова Р.Р. студент 2 курса магистратуры ФГБОУВО «СГЭУ» Российская Федерация, г. Самара УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

ТОРГОВЛИ

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные бизнес-процессы в организациях оптовой торговли, а также их роль в управлении организацией. Отдельно выделены процессы управления закупками и реализацией, как наиболее значимые. С финансовой точки зрения в статье рассмотрены процессы управления дебиторской и кредиторской задолженности.

Ключевые слова: Бизнес-процессы, торговля, управление бизнес-процессами, закупки, реализация, взаиморасчеты с контрагентами

Zakharova V. V.

2nd year student of magistracy Samara State University of Economics Russian Federation, Samara Gizatova R.R.

2nd year student of magistracy Samara State University of Economics Russian Federation, Samara MANAGEMENT OF BUSINESS PROCESSES IN TRADE ORGANIZATIONS

Abstract: This article discusses the main business processes in wholesale organizations and their role in the management of the organization. Separately, the processes of procurement and implementation, as the most significant. From a financial point of view, the article discusses the processes of management of receivables and payables.

Key words: Business processes, trade, business process management, procurement, implementation, mutual settlements with counterparties

На сегодняшний день ситуация на рынке оптовой торговли достаточно нестабильна. Об этом говорит рост издержек, снижение прибыли и увеличение давления, как со стороны поставщиков, так и со стороны покупателей.

Для эффективного функционирования организации оптовой торговли должны быть конкурентоспособными. Особенно это касается региональных компаний оптовой торговли. На данный момент растет влияние и охват рынка крупными федеральными сетями, особенно сильно это проявляется в

сфере оптовой торговли пищевыми продуктами. Обычно торговые сети приходят на региональные рынки со сложившейся цепочкой поставщиков, логистики и т.д. Кроме этого крупные торговые сети вытесняют малый бизнес розничной торговли, что в свою очередь приводит к потере потенциальных покупателей региональных оптовых компаний.

В данных условиях организации оптовой торговли должны сохранять свои конкурентные позиции, а значить эффективно управлять ключевыми бизнес-процессами, такими как: закупка и реализация товаров, ценообразование, управления товарными запасами и др. Помимо этого не менее важным являются процессы товародвижения, эффективного управления запасами и ассортиментом, постдогворных отношений, продвижения товаров и организации в целом.

Сложность регулирования бизнес - процессов торговых компаний обусловлена их высокой динамичностью в рыночных условиях. На сегодняшний день обычным явлением стало постоянные и довольно значимые изменения в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов. Организации, работающие в сфере торговли, для сохранения своих конкурентных позиций должны постоянно пересматривать свою стратегию и тактику.

В данном контексте бизнес-процесс можно описать как повторяющееся во времени множество внутренних операций, затрачивающих соответствующие ресурсы, результатом которых является создание определенного продукта, необходимого клиенту.

Одним из наиболее важных бизнес-процессов в компаниях оптовой торговли является процесс реализации продукции. Так как основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли, управление продажами товара занимает центральное место в системе менеджмента организации. Для получения положительного результата в данном процессе необходимо не только контролировать качество продаваемой продукции, но также осуществлять постоянный мониторинг и анализ рынка сбыта, проводить стимулирующие мероприятия, осуществлять поиск новых покупателей, заниматься продвижением компании на рынке. Как мы видим, любые крупные и важные бизнес-процессы включают в себя более мелкие, а также напрямую связаны с другими бизнес-процессами. Так для увеличения прибыли компания должна сосредоточиться не только на увеличении объемов реализации, но и на снижении издержек. Это может быть достигнуто различными способами.

Управление закупками и запасами продукции также играет не последнюю роль в успешности организации. Данное направление реализуется за счет установления выгодных договорных условий, таких как предоставление скидок, бонусов, отсрочки оплаты. Перед закупкой товара менеджер должен проанализировать прогнозный уровень продаж в каждой категории товара, провести мониторинг спроса на различные виды товара и только после этого проводить закупки. Это требуется для эффективного

управления запасами и ассортиментом компании. Нерациональные закупки могут привести к увеличению издержек по его хранению. А в зависимости от типа товара его содержание может очень дорого стоить организации. Также с другой стороны недостаточные запасы того или иного продукта или его отсутствие в период высокого спроса вынудит покупателей обратится к конкурентам и в дальнейшем может оттолкнуть их.

Кроме закупки и реализации товара важное значение имеет процесс доставки продукции покупателю. Логистика является бизнес-процессом взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, предприятий складского хозяйства и транспорта. Логистика в общем виде трактуется как процесс «оптимальной координации движения и создания запасов товаров, деятельности по переработке, упаковке конечной продукции, ее складировании и доставке клиентам»292. Эффективное управление логистикой может значительно сократить издержки организации, а также повысить удовлетворенность, а, следовательно, и лояльность покупателей. У компании оптового поставщика есть несколько вариантов управления логистикой. Наиболее простой вариант -использование услуг сторонней логистической компании. Однако этот вариант несет в себе определенные угрозы, связанный с качеством доставки. Кроме этого организация-поставщик может создать собственный отдел логистики или даже обособленное подразделение со специальным режимом налогообложения. Этот способ чаще всего применяют крупные компании, которые могут себе позволить найм дополнительного штата сотрудников, покупку специализированной техники.

С финансовой точки зрения не последнее место в успешности деятельности организации занимает управление расчетами с контрагентами. В условиях благоприятного макроэкономического окружения управление дебиторской и кредиторской задолженностью ставит целью увеличение притока денежных средств организации на основе временной стоимости денег. Достигается это путем привлечения ресурсов под более низкие ставки и на длительные сроки и их размещения в активы, приносящие более высокий процент и отвлекающие средства на меньшие сроки.

Задача своевременного погашения долгов хоть и занимает важное место, но не является насущной, так как подавляющее большинство контрагентов не испытывают затруднений с исполнением своих обязанностей. Поэтому в фазе подъема экономики организации отдают приоритет вопросам выхода на новые рынки, продвижения новых продуктов и т.п. Работа по инкассации дебиторской задолженности, безусловно, тоже ведется, но не относится к первостепенным задачам.

Политика в области кредиторской задолженности строится на основе временной ценности денег, эффекта финансового рычага и сводится к поиску наиболее эффективных источников финансирования по срокам и

292 Гордон М.П.Логистика товародвижения. -М.: Центр экономики и маркетинга, 2004. -18 с

ставкам кредитования. Наращивание кредиторской задолженности не является тревожным сигналом, а наоборот, демонстрирует, что со стороны третьих лиц, в том числе заимодавцев, организация воспринимается как надежный должник.

Таким образом перед организациями оптовой торговли стоит задача сбалансированного и эффективного управления бизнес-процессами в целях успешного функционирования и извлечения наибольшей прибыли. Все бизнес-процессы тесно связаны между собой, и игнорирование любого из них может негативно отразится на результатах деятельности организации. Признательность

Авторы выражают благодарность и глубокую признательность д.э.н. профессору кафедры прикладного менеджмента ФГБОУ ВО «СГЭУ» Кандрашиной Елене Александровне за советы и ценные замечания при работе над данной статьей.

Использованные источники:

1. Гордон М.П.Логистика товародвижения. -М.: Центр экономики и маркетинга, 2004. -200 с

2. Алябьева М.В. Содержание бизнес-процессов в оптовой торговле и использование технологий бизнес-инжиниринга при управлении ими. -Вестник белгородского университета потребительской кооперации - №2 -2010г. - с. 36-40

3. Локтионова Ю.Н., Автандилова А.Б. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью //Путь науки. - 2016. - № 4 (26). - С. 78-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.