Научная статья на тему 'Управление бизнес-процессами коммерческого банка на основе Lean-концепции'

Управление бизнес-процессами коммерческого банка на основе Lean-концепции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2388
1181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / УПРАВЛЕНИЕ / LEAN PRODUCTION / BUSINESS PROCESS / COMMERCIAL BANK / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смолякова Наталья Викторовна

В статье исследуются особенности использования методов Lean-концепции в управлении бизнес-процессами банка. Автором отражены сущность и основные идеи бережливого производства, рассмотрена система методов и инструментов его применения. На примере ОАО «Сбербанк России» продемонстрированы основные преимущества и результаты реализации принципов Lean-концепции в деятельности коммерческого банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS PROCESS MANAGEMENT OF COMMERCIAL BANK ON THE BASIS OF LEAN-CONCEPT

The article investigates the particularities of the use ofthe methods of Lean-concept in the bank business process management. The author reflected the essence and the basic ideas of lean production, consideredthe system of tools and techniques of its application. On the example of Sberbank the benefits and results of the implementation of the principles of Lean-concept in commercial bank were shown.

Текст научной работы на тему «Управление бизнес-процессами коммерческого банка на основе Lean-концепции»

UNIVERSUM:

ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

• 7universum.com

УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

НА ОСНОВЕ LEAN-КОНЦЕПЦИИ

Смолякова Наталья Викторовна

аспирант кафедры экономического анализа, статистики и финансов

Кубанского государственного университета,

РФ, г. Краснодар E-mail: natalia.smolyakova@mail. ru

В статье исследуются особенности использования методов Lean-концепции в управлении бизнес-процессами банка. Автором отражены сущность и основные идеи бережливого производства, рассмотрена система методов и инструментов его применения. На примере ОАО «Сбербанк России» продемонстрированы основные преимущества и результаты реализации принципов Lean-концепции в деятельности коммерческого банка.

The article investigates the particularities of the use ofthe methods of Lean-concept in the bank business process management. The author reflected the essence and the basic ideas of lean production, consideredthe system of tools and techniques of its application. On the example of Sberbank the benefits and results of the implementation of the principles of Lean-concept in commercial bank were shown.

BUSINESS PROCESS MANAGEMENT OF COMMERCIAL BANK ON THE BASIS OF LEAN-CONCEPT

Smolyakova Natalia

postgraduate student of economic analysis, statistics andfinance department, Kuban State University,

Russia, Krasnodar

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Смолякова Н.В. Управление бизнес-процессами коммерческого банка на основе Lean-концепции // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2015. № 1(12) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/1846

Ключевые слова: бережливое производство, бизнес-процесс,

коммерческий банк, управление.

Keywords: lean production, business process, commercial bank, management.

В условиях улучшения качества банковского обслуживания, скорости функционирования, а также постоянного увеличения количества новых финансовых продуктов и технологических инноваций, от банков требуется более быстрая реакция на происходящие изменения и, следовательно, возникает необходимость в инструментах и методах, которые могут помочь кредитным организациям стать более эффективными. В этой связи проблема повышения эффективности управления бизнес-процессами с помощью концепции Lean становится особенно актуальной.

Понятие «бережливое производство» (от англ. Lean production) как концепция управления производственным предприятием возникло в Японии. Последствия Второй мировой войны, которые осложнялись недостатком природных ресурсов, технологий и капитала, послужили основными предпосылками появления и развития Lean-концепции в этой стране. В связи с этим создание эффективной производственной системы стало решающим фактором продолжения деятельности и выживания организаций. В этих условиях компания Toyota разработала новую концепцию менеджмента, центральной идеей которой выступала ориентация на потребности клиентов и совершенствование бизнес-процессов организации. Впоследствии этот подход к управлению стал широко известен как производственная система Toyota (TPS, Toyota Production System). В конце 1980 года возросший интерес к производственной системе Toyota со стороны американских исследователей привел к появлению термина «бережливое производство», воплотившего в себе основные положения методики управления компании Toyota. Поэтому понятия «TPS» и «бережливое производство» часто используются как синонимы.

В дальнейшем этот термин стал обозначать метод управления, объединяющий в себе преимущества массового производства, устраняя

в то же время его недостатки, связанные с высокими издержками. Д. Вумек и Д. Джонс бережливое производство трактуют как широкую управленческую концепцию, направленную на устранение потерь и оптимизацию бизнеспроцессов: от этапа разработки продукта, производства и до взаимодействия с поставщиками и клиентами [1, с. 109].

В традиционном понимании Lean-концепция представляет собой комплексный структурный подход к управлению бизнес-процессами организации, бизнес-стратегию,основанную на устранении всех видов потерь.Бережливое производство, как и любая экономическая категория, обладает своей системой методов и инструментов, разработанных в рамках теории организации производства с целью снижения и устранения всех видов потерь, таких как:

1. Визуальный менеджмент;

2. Встроенное качество;

3. Дерево решений;

4. Поиск потерь по диаграмме спагетти;

5. Краудсорсинг;

6. Система JIT (JustInTime — «Точно вовремя»);

7. Система TPM (Total Productive Maintenance — «Всеобщая эксплуатационная система»);

8. Система 5S (сортировка; рациональное расположение; уборка (содержаниев чистоте), стандартизация, совершенствование);

9. Система быстрой переналадки SMED (Single-Minute Exchange of Die — Переналадка / переоснастка оборудования менее чем за 10 минут);

10. Система Kaizen;

11. Система Канбан [4, с. 2].

Одной из причин популярности применения методов Lean в деятельности предприятий является существенное улучшение основных показателей деятельности, в частности происходит снижение затрат, количества ошибок

и дефектов на фоне общего роста производительности труда, качества и скорости обслуживания клиентов.

Согласно данной концепции вся деятельность коммерческого банка может быть разделена на основные процессы и операции, вспомогательные процессы и потери, что отражено на рисунке 1.

Рисунок 1. Содержание деятельности коммерческого банка

Основные бизнес-процессы направлены на удовлетворение потребностей клиентов банка путем предложения банковских продуктов и оказания банковских услуг, т. е. напрямую создают ценность для клиента путем использования какого-нибудь ресурса. Так, например, к основным бизнеспроцессам для банков относятся следующие процессы: бизнес-процесс

кредитования, обслуживания депозитов, кассового обслуживания юридических лиц и физических лиц, осуществления валютно-обменных операций и др.

Вспомогательные или обеспечивающие процессы предназначены для нормального функционирования основных процессов, не создают ценности для клиента напрямую, но, как правило, являются обязательными или необходимыми для обеспечения деятельности и осуществления основных бизнес-процессов коммерческого банка. К данной группе бизнес-процессов

относят управление персоналом, информационные технологии, материальнотехническое обеспечение, учетные процессы и др. Следовательно, целью бережливого производства выступает максимизация доли основных бизнеспроцессов в структуре деятельности банка за счет снижения доли операций, не добавляющих ценности для клиентов и устранения потерь.

Среди российских предприятий, положивших в основу управления бизнеспроцессами принципы бережливого производства, можно отметить ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «Русский алюминий», ОАО «Северсталь», ОАО «СИБУР Холдинг», ОАО «УАЗ», ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», ОАО «Уралмашзавод» и другие. Несмотря на то, что бережливое производство разрабатывалось какконцепция управления процессами промышленного предприятия, некоторые ее приемы были адоптированы и к российским условиям ведения банковского бизнеса.Одним из первых российских банков, активно применяющих методы Lean в своей деятельности, стал ОАО «Сбербанк России», основные показатели деятельности которого представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Основные показатели деятельности ОАО «Сбербанк России», млн руб.

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. Изменение

млн руб. %

1 2 3 4 (4-2) (4/2)

1. Активы 10419419 13581754 16275097 5855678 156,2 %

2. Капитал 1300642 1651496 1935201 634559 148,8 %

3. Операционный доход до создания резервов 732487 873888 1025865 293378 140,1 %

4. Операционные расходы, в том числе: 334825 397352 466383 131558 139,3 %

4.1. Расходы на содержание персонала 148579 211275 225717 77138 151,9 %

4.2. Административно-хозяйственные расходы 79154 127057 153850 74696 194,4 %

4.3. Расходы от реализации собственных прав требования 17570 28170 48252 30682 274,6 %

5. Прибыль до налогообложения 408902 474709 502789 93887 123,0 %

6. Прибыль после налогообложения 310495 346175 377649 67154 121,6 %

7. Отношение операционных расходов к операционным доходам до резервов 0,457 0,455 0,455 -0,002 99,6 %

8. Рентабельность активов 0,029 0,025 0,023 -0,006 79,3 %

9. Рентабельность капитала 0,239 0,210 0,195 -0,044 81,6 %

Источник: составлено по данным финансовой отчетности [8].

В 2009 году банк начал реализацию масштабного проекта по внедрению Производственной системы Сбербанка (ПСС), основная идея которой заключается в ориентации бизнеса банка на потребности клиента и постоянное совершенствование качества обслуживания, в том числе за счет совершенствования внутренних процессов. В течение 2011 года банком были оптимизированы 127 бизнес-процессов, в результате чего производительность труда увеличилась на 11,5 % [9]. Общий финансовый эффект от реализации ПСС составил 2,9 млрд руб.

Следует отметить, что основные изменения коснулись работы внутренних структурных подразделений банка: был составлен гибкий график работы сотрудников, произведена оптимизация пространства клиентского зала и численности персонала, осуществлен переход на альтернативные каналы обслуживания, предполагающие выполнение банковских операций и платежей без участия сотрудников банка.

Таким образом, бережливое производство можно рассматривать как инновационную клиентоориентированную методику менеджмента, основанную на оптимизации бизнес-процессов, сокращении затрат и улучшении качества продукции или услуг. Ключевые понятия, практика применения, методы и инструменты Lean-концепции хорошо известны и признаны по всему миру в качестве эффективной антикризисной меры, позволяющей без значительных дополнительных затрат повысить производительность труда, конкурентоспособность, существенно сократить издержки и время выполнения операций.

Список литературы:

1. Вумек Д., Джонс Д. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 480 с.

2. Высочий Д.В. Метод сокращения несоответствий // Методы менеджмента качества. — № 2. — 2014. — С. 18—21.

3. Ерохина Л.И., Савенков Д.Л. Методические аспекты организации бережливого производства на предприятии // Азимут научных исследований: экономика и управление. — № 1. — 2014. — С. 41—43.

4. Кизим А.А., Саввиди С.М. Бережливое производство в практике российских промышленных предприятий: реалии и перспективы // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — № 4(47). — 2014. — С. 1—12.

5. Ковалева С.А., Базарнова О.А. Бережливое производство как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Регион: системы, экономика, управление. — № 3(23). — 2013. — С. 62—65.

6. Куликов А. Оптимизация деятельности компании: бережливое

производство // Проблемы теории и практики управления. — № 4. — 2014. — С. 83—89.

7. Липина Е.А. Применение элементов LEAN-технологии в обслуживании VIP-клиентов коммерческого банка // Финансы и кредит. — № 14(590). — 2014. — С. 28—33.

8. ОАО «Сбербанк России» — Финансовая отчетность по РСБУ / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.sberbank.ru/ krasmdar/m/mvestor_relations/accountability/fm_rep_ras/ (дата обращения: 18.12.2014).

9. Производственная Система Сбербанка / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://2011.report-berbank.ru/reports/sberbank/annual/2011/gb/ Russian/10602010/-_-2_0_.html (дата обращения: 18.12.2014).

10. Савина Т. Система LeanSixSigma и оптимизация банковских бизнеспроцессов // Аналитический банковский журнал. — № 11. — 2010. — С. 70—72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.