Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ НА СОВРЕМЕННЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ'

УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ НА СОВРЕМЕННЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1503
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОРТИМЕНТ / КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ / АССОРТИМЕНТНАЯ МАТРИЦА / ASSORTMENT / COMMERCIAL ORGANIZATION / ASSORTMENT POLICY / MARKET RELATIONS / ECONOMIC SUBJECT / CATEGORY MANAGEMENT / ASSORTMENT MATRIX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарова К.В., Ковалева М.С.

В современной России частные коммерческие предприятия стали основополагающими элементами экономической конъюнктуры. Как известно, главной целью любого коммерческого предприятия является получение и максимизация прибыли. В реалиях рыночной экономики, это возможно достичь посредством удовлетворения потребительского спроса, то есть предложения такого товара, который не просто заинтересует покупателя, но и сподвигнет его сделать покупку. Именно поэтому предприятиям необходимо уделять особое внимание ассортиментной политики. Эффективная ассортиментная политика, а также грамотное управлению и ее организация, способствует укреплению позиций организации на рынке, увеличению прибыли. Цель работы: рассмотрение современных подходов к формированию и управлению ассортиментной политикой организации. Методы и объекты исследования: анализ литературы, изучение и обобщение сведений, синтез, классифицирование. Объектом исследования выступает ассортимент товаров современного торгового предприятия. Результаты: представлены основополагающие принципы эффективного управления ассортиментом; доказано, что максимизация прибыли коммерческого предприятия, зависит от полноты анализа основных показателей ассортимента и конъюнктуры рынка. Выводы: управление ассортиментом на современных торговых предприятиях подразумевает поиск оптимальных товаров, продажа которых наиболее выгодна для торговой организации, а также полный конъюнктурный обзор существующего рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGE ASSORTMENT OF GOODS ON MODERN ORGANIZATION

In modern Russia, private commercial organizations become main elements of economic structure. As we known, the major aim of all organization is getting and increasing profit. According to market economic, it is possible by satisfaction of customer demand. It is mean, offer of such goods which not just interest customers, but can move them to buy. That is why organizations need to pay attention to assortment policy. Good and effective manage and organize of assortment policy to strengthen organization’s position on market and lead to enhance profit. Purpose of the article: consideration of modern way to shame and manage assortment policy. Methods and objects of the research: analysis of literature, research and generalization, synthesis, classification. Object is assortment of goods of modern trade organization. Results: presented of basic principles of effective assortment management; proved that maximization profit of commercial organization depend on profound of analysis of basic indicators of assortment and market conditions. Conclusions: assortment management in modern trade enterprises implies the search for optimal products, the sale of which is most profitable for the trade organization, as well as a complete market overview of the existing market.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ НА СОВРЕМЕННЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

Ф^РУ м

молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http: //forummn.ru/article -2.2.4. html

Управление ассортиментом товаров на современных

торговых предприятиях

Гончарова К.В.,

кг1$3505@уапйех. ги

Ковалева М.С.,

kovaleva.ritulya@mail.ru

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева (г. Орел, Россия)

УДК 339.35

Аннотация. В современной России частные коммерческие предприятия стали основополагающими элементами экономической конъюнктуры. Как известно, главной целью любого коммерческого предприятия является получение и максимизация прибыли. В реалиях рыночной экономики, это возможно достичь посредством удовлетворения потребительского спроса, то есть предложения такого товара, который не просто заинтересует покупателя, но и сподвигнет его сделать покупку. Именно поэтому предприятиям необходимо уделять особое внимание ассортиментной политики. Эффективная ассортиментная политика, а также грамотное управлению и ее организация, способствует укреплению позиций организации на рынке, увеличению прибыли. Цель работы: рассмотрение современных подходов к формированию и управлению ассортиментной политикой организации. Методы и объекты исследования: анализ литературы, изучение и обобщение сведений, синтез, классифицирование. Объектом исследования выступает ассортимент товаров современного торгового предприятия. Результаты: представлены основополагающие принципы эффективного управления ассортиментом; доказано, что максимизация прибыли коммерческого предприятия, зависит от полноты анализа основных показателей ассортимента и конъюнктуры рынка. Выводы: управление ассортиментом на современных торговых предприятиях подразумевает поиск оптимальных товаров, продажа которых наиболее выгодна для торговой организации, а также полный конъюнктурный обзор существующего рынка.

Ключевые слова: ассортимент, коммерческое предприятие, ассортиментная политика, рыночные отношения, экономический субъект, ассортиментная матрица.

Ф^РУ M

молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http : //forummn.ru/article -2.2.4. html

Manage assortment of goods on modern organization

Goncharova K. V.,

kris3505@yandex. ru

Kovaleva M.S.,

kovaleva.ritulya@mail.ru

Orel State University named after. I. S. Turgeneva (Orel, Russia)

UDC 339.35

Annotation. In modern Russia, private commercial organizations become main elements of economic structure. As we known, the major aim of all organization is getting and increasing profit. According to market economic, it is possible by satisfaction of customer demand. It is mean, offer of such goods which not just interest customers, but can move them to buy. That is why organizations need to pay attention to assortment policy. Good and effective manage and organize of assortment policy to strengthen organization's position on market and lead to enhance profit. Purpose of the article: consideration of modern way to shame and manage assortment policy. Methods and objects of the research: analysis of literature, research and generalization, synthesis, classification. Object is assortment of goods of modern trade organization. Results: presented of basic principles of effective assortment management; proved that maximization profit of commercial organization depend on profound of analysis of basic indicators of assortment and market conditions. Conclusions: assortment management in modern trade enterprises implies the search for optimal products, the sale of which is most profitable for the trade organization, as well as a complete market overview of the existing market.

Keywords: assortment, commercial organization, assortment policy, market relations, economic subject, category management, assortment matrix.

Введение

В условиях развития рыночной экономики в России, розничные торговые предприятия приобретают все большую популярность. С каждым днем потребитель предъявляет всё новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми и долговечными. Чтобы оставаться востребованными на рынке, торговые организации стремятся максимально удовлетворять постоянно меняющиеся требования потребителей. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня. Неправильное формирование ассортимента влияет не только на товарное предложение и потребительский спрос, но также и на состояние социальный среды и экономики предприятия в целом. Поэтому от широты и полноты ассортимента будет зависеть успех предприятия. Тщательно разработанный ассортимент организации служит руководству указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться предприятие, что в свою очередь позволяет его сотрудникам выполнять свою работу с наибольшей отдачей. Таким образом, управление ассортиментом является неотъемлемой частью успешного функционирования торгового предприятия. Исходя из этого, можно сказать, что выбранная тема является достаточно актуальной, особенно в условиях быстроразвивающейся рыночной экономики.

В процессе данного исследования были использованы книги таких авторов, как С. Мирман, И.Е. Алексеева, Т.В. Гуляева, Ф. Котлер, которые занимались изучением ассортимента, его

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 25 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article -2.2.4. html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

влиянием на успех торговых организаций. В своих трудах они излагали общие принципы управления ассортиментом, а также предлагали пути ее совершенствования.

Исследование процесса управления ассортиментом торгового предприятия в большинстве случаев носит поверхностный характер. Ассортимент рассматривается с точки зрения спроса и предложения, делится на группы, и если возникает ситуация с низким спросом на тот или иной товар или группу товаров, то торговая организация выводит его их своего ассортимента. Авторы данного исследования пришли к выводу, что анализ ассортимента только в соответствии с основным принципом рыночной экономики является неполным и не совсем объективным. Именно поэтому авторы подчеркивают важность всестороннего анализа полной конъюнктурной особенности рынка.

Цель данного исследования - рассмотрение современных подходов к формированию и управлению ассортиментной политикой организации.

Задачи данного исследования:

- изучить процесс формирования ассортиментом;

- определить условия, обеспечивающие эффективное управление ассортиментом товаров.

Основная часть

Как известно, товарный ассортимент - это связанная по своей схожести назначения группа товаров или то, что продают одной целевой группе потребителей через одинаковые виды торговых предприятий, или же в рамках одного ценового сегмента.

Чтобы торговое предприятие успешно осуществляло свою деятельность, необходимо следовать следующим основополагающим правилам [1]:

- предложение наиболее выгодных условий покупки своих товаров, например, скидки, подарки, дисконтные карты;

- отслеживание постоянно меняющихся потребностей потребителей и их быстрое удовлетворение.

Не менее важным аспектом эффективной деятельности торговой организации является правильно подобранный ассортимент. В данном случае подразумевается определенная тема и идея. То есть, тема - это ассортимент торговой организации, идея - верная организация продажи товаров.

Самостоятельный процесс в торговой организации - это процесс управления ее ассортиментом. Он возник с ростом количества товаров, увеличением их разновидностей, а также с ростом конкуренции. Цель управления ассортиментом - определение наиболее востребованных у покупателей товаров и проведение экономического анализа с точки зрения выгод от продажи данного товара.

Процесс управления ассортиментом осуществляется всеми торговыми организациями, независимо от форм собственности. Оптимизация ассортимента, при которой учитывается существующая конъюнктура рынка - важный аспект получения высокой и устойчивой прибыли.

В данном случае, под конъюнктурой рынка понимается совокупность различных условий формирования спроса и предложения на рынке, а также уровня цен, при которых протекает деятельность всех торговых организаций [2].

Конъюнктурный обзор дает возможность компаниям собрать информацию, отражающую процесс развития того или иного рынка и условия его функционирования. Изучение подобного рода информации и ее сбор базируется на годовой отчётности предприятий о товарообороте, а также на основе других официальных и неофициальных документов, подтверждающих состояние и оценку изменения товарных ресурсов, создания товарных запасов и их оборачиваемости на рынке.

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 26 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article -2.2.4. html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Конъюнктурный обзор предполагает также сбор сведений об ассортименте тех или иных товаров, о соответствии объемов предложения товаров спросу потребителей [5].

В процессе конъюнктурного обзора формируются и анализируются такие показатели, как:

- тенденции изменения товарооборота торгового предприятия;

- структурные изменения товарооборота по определенным товарным группам;

- динамика изменения цен по товарным группам;

- степень отклонения поставщиков от условий, заключенных с ними договоров;

- изменение обеспеченности товарооборота товарными запасами.

Формирование выводов и рекомендаций - заключительный этап конъюнктурного обзора. Здесь может быть вывод не только основополагающей информации о состоянии рынка, но и предъявление штрафных санкций поставщикам, не выполняющим в срок своих обязанностей, рекомендации по совершенствованию закупочной деятельности компании.

Стоит также отметить, что конъюнктурный обзор относится к краткосрочным прогнозам. Это является его преимуществом, в сравнении с среднесрочными и долгосрочными прогнозами, за счет того, что включает в себя наиболее актуальную и полную информацию.

Современные торговые организации подходят к процессу управления ассортиментом с точки зрения следующих основных подходов [4]:

- маркетинговый подход, и как его следствие - подбор ассортимента, базирующегося на соотношении спроса и предложения, а также на определении потребностей покупателей, как настоящих, так и перспективных;

- материалистический (логистический) подход - ассортимент формируется с точки зрения процессов товароснабжения и материального обеспечения;

- конкурентный подход - управление ассортиментом осуществляется под влиянием конкурентной среды;

- нормативный подход - номенклатура ассортимента формируется и управляется в соответствии с государственными нормативными актами;

- исторический подход - основывается на жизненных циклах организаций, товаров, брендов;

- финансово-экономический подход - ассортимент формируется в первую очередь на основе анализа издержек и создании товарных запасов.

Для того, чтобы управление ассортиментом было грамотным и эффективным, необходимо сочетать все вышеперечисленные подходы. В этом случае, необходимо постоянно собирать и анализировать информацию о всех факторах, так или иначе влияющих на формирование и управление ассортиментом.

Современный процесс управления ассортиментом немыслим без постоянного анализа спроса на товары. Для определения спроса на товары существуют следующие основные методы:

- анкетирование;

- фокус-группа;

- наблюдение за поведением покупателей в торговом зале;

- конкурентный анализ цен на товары.

Вместе с вышеперечисленными методами рекомендуется также контролировать номенклатуру ассортимента в торговом зале.

Управление ассортиментом представляет собой агрегированное понятие, которое включает в себя формирование ассортимента, его поддержание и последующее изменение с единственной целью максимального удовлетворения желаний покупателей, и является частью стратегического управления предприятия в целом, определяющим его конкурентоспособность [2].

Не менее важным аспектом грамотного управления ассортиментом является этап его формирования, ведь именно от него зависит удовлетворение спроса.

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 27 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article -2.2.4. html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Как известно, товарный ассортимент формируется и управляется с учетом следующих определяющих показателей:

- широта ассортимента - количество ассортиментах групп, входящих в товарный ассортимент;

- насыщенность ассортимента - количество товарных подгрупп в каждой ассортиментной группе;

- глубина ассортимента - количество конкретных наименований товаров в каждой ассортиментной подгруппе;

- гармоничность - близость товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их назначения, конченого использования;

- новизна - количество новых товаров в общем объеме ассортимента;

- полнота - отношение исследуемого ассортимента товаров к общему числу товаров данной товарной номенклатуры.

Современные торговые предприятия должны формировать свой ассортимент с учетом данных показателей. Широкий и насыщенный ассортимент, который постоянно обновляется с учетом пожеланий потребителей - залог лояльности клиентов.

Следует также отметить, что помимо основных показателей ассортимента, существуют специфические, которые также необходимо учитывать. К таким показателям относится специализация торгового предприятия, методы стимулирования сбыта, каналы распределения.

Формирование ассортимента - общий процесс, который разделяется на следующие этапы [5]:

- определение общей концепции торгового предприятия и его формата. На данном этапе определяется площадь торгового зала, какие товары будут там продаваться;

- изучение спроса. На данном этапе проводится определение и анализ целевой группы потребителей;

- оценка положения конкурентов. Здесь подразумевается определение основных конкурентов компании, их преимуществ и недостатков;

- принятие решений о ценовой и товарной политики торговой организации;

- составление товарного классификатора, сначала общего, далее более подробного.

В результате прохождения всех вышеописанных этапов, в организации становится возможным составить товарную матрицу, в которой будет содержаться информация о товарах и поставщиках. Также, товарная матрица включает в себя информацию о брендах, свойствах товаров, об упаковки и количестве единиц в ней. Товарная матрица - эффективный инструмент определения ключевых позиций в ассортименте, реализация которых позволит максимизировать общую прибыль.

Также, при формировании и управлении ассортиментом необходимо учитывать жизненный цикл продукта. Жизненный цикл товара подразделяется на следующие группы:

- основная группа - товары, которые приносят организации большую часть прибыли (стадия роста);

- поддерживающая группа - товары, которые стабилизируют общую выручку от продаж (стадия зрелости);

- стратегическая группа - товарные единицы, которые обеспечивают будущие прибыли (стадия зрелости);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- тактическая группа - товары, которые стимулируют продажи основных товарных групп (стадия роста и зрелости).

Управление ассортиментов осуществляется исключительно на основании принятой ранее в организации ассортиментной политики. Ассортиментная политика включает в себя основные направления развития всего товарного ассортимента, его реализации на перспективу.

Современное управление товарным ассортиментом осуществляется по следующим основным направлениям [4]:

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 28 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http: //forummn. ru/article -2.2.4. html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

- расширение ассортимента. Это увеличение глубины и широты ассортимента организации за счет его количественного и качественного изменения. Расширение может осуществляться посредством увеличения глубины (насыщения) ассортимента или увеличения широты (наращивание);

- обновление ассортимента. Повышение степени новизны ассортиментных групп товаров. Пренебрежение следованием по данному направлению оказывает негативное влияние на конкурентоспособность организации в целом. Это связано прежде всего с тем, что современный потребитель постоянно предъявляет все более новые и изысканные требования к товарам;

- совершенствование ассортимента. Комплексное изменение всех параметров ассортимента ля максимального отражения покупательского спроса, исключительно с учетом рациональности;

- стабилизация ассортимента. Это состояние, при котором ассортимент торговой организации не нуждается в совершенствовании, спрос на товары максимальный. Стоит отметить, что подобная ситуация вероятна только в организациях, торгующих товарами повседневного спроса.

Заключение

Итак, можно заметь, что эффективное управление ассортиментом товара, для современных торговых предприятий, является одним из важнейших направлений в их деятельности, так как от него, в большей степени, зависит в целом успех и коммерческая эффективность всей деятельности предприятия.

К сожалению, даже в современных условиях жесткой конкуренции, не многие компании это понимают и ответственно и всесторонне подходят к управлению ассортиментом товаров. В частности, это можно объяснить непониманием значимости данного процесса в общей деятельности предприятия, недостатком денежных средств для финансирования исследований, отсутствием квалифицированных специалистов и его трудоемкостью.

Как уже было отмечено, управление ассортиментом на современных торговых организациях, это достаточно обширный и трудоемкий процесс, который не ограничивается только поиском оптимальных товаров, продажа которых наиболее выгодна для торговой организации. Этот процесс включает так же постоянный мониторинг и изучение: потребностей покупателей и их изменение, возможностей самой компании, динамику товарооборота; предложений конкурентов, их цены и методы сбыта; условий поставщиков и тд.

Но, несмотря на все сложности, эффективное и всестороннее управление ассортиментом товаров для современного торгового предприятия является одним из ключевых факторов успеха и обеспечивает конкурентоспособность предприятия, в ожесточенной рыночной борьбе за лояльность и внимание главных участников рынка- потребителей.

Библиографический список

1. Алексеева И. Е., Гуляева Т.В., PR высокого полета. М: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 208 с.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2005. 849 с.

3. Скотт М.Д. Новые правила маркетинга и PR. М.: Альпина Паблишер, 2015. 352 с.

4. Снегина В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. СПб.: Питер, 2016. 258 с.

5. Формирование ассортиментной политики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.goodstudents.ru/assortiment-analysis/86-assortment.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.