Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ АРХИВОМ КАК ОБЪЕКТОМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ АРХИВОМ КАК ОБЪЕКТОМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
280
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИВ / ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ПРОГРАММА ЮНЕСКО «ПАМЯТЬ МИРА» / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ГОД ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гернович Т. Д.

Основной целью статьи являлось представление архива как объекта культурного наследия. Начиная с XIX в. в философии и международном праве оформляется концепция охраны культурного наследия, которая кроме объектов архитектуры, музейных и библиотечных объектов распространяется на архивные фонды. Развитие цифровых технологий в конце ХХ в. способствовало выработке нового подхода, который предполагал не только обеспечение сохранности, но и доступности культурных ценностей для всех. Для эффективной реализации новых подходов политику охраны культурного наследия сменяет парадигма управления культурным наследием. Управление объектом культурного наследия необходимо осуществлять на основе специально разработанного Плана управления. Основные аспекты управления документальным наследием регулируются в рамках программы «Память мира» ЮНЕСКО. Управление архивом как объектом культурного наследия осуществляется через создание проектов, направленных на продвижение информации об архивах и архивных документах в обществе. Особую актуальность деятельность по популяризации архивов в Республике Беларусь получила в связи с выполнением республиканского плана мероприятий по проведению в 2022 г. Года исторической памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF AN ARCHIVE AS A CULTURAL HERITAGE OBJECT

The main purpose of the article was to present an archive as an object of cultural heritage. Since the 19th century the concept of cultural heritage protection has been taking shape in philosophy and international law, which, in addition to architectural, museum and library objects, extends to archival collections. In the late 20th century the development of digital technologies contributed to the elaboration t of a new approach, which involved not only ensuring the safety, but also the availability of cultural property for all. For the effective implementation of new approaches, the cultural heritage protection policy is being replaced by the cultural heritage management paradigm. The management of a cultural heritage site must be carried out based on a specially developed Management Plan. The main aspects of documentary heritage management are regulated by the UNESCO Memory of the World Program. The management of an archive as an object of cultural heritage is carried out through the creation of the projects aimed at promoting information on archives and archival documents in society. The activities aimed at popularization of archives in the Republic of Belarus became especially urgent in connection with the implementation of the national plan of events for the Year of Historical Memory in 2022.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ АРХИВОМ КАК ОБЪЕКТОМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

УДК 351.852.12

БОТ: 10.28995/2658-6541-2023-5-2-116-132

Управление архивом как объектом культурного наследия

Татьяна Д. Гернович

Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь, tat.gernovich@gmail.com

Аннотация. Основной целью статьи являлось представление архива как объекта культурного наследия. Начиная с XIX в. в философии и международном праве оформляется концепция охраны культурного наследия, которая кроме объектов архитектуры, музейных и библиотечных объектов распространяется на архивные фонды. Развитие цифровых технологий в конце ХХ в. способствовало выработке нового подхода, который предполагал не только обеспечение сохранности, но и доступности культурных ценностей для всех. Для эффективной реализации новых подходов политику охраны культурного наследия сменяет парадигма управления культурным наследием. Управление объектом культурного наследия необходимо осуществлять на основе специально разработанного Плана управления. Основные аспекты управления документальным наследием регулируются в рамках программы «Память мира» ЮНЕСКО. Управление архивом как объектом культурного наследия осуществляется через создание проектов, направленных на продвижение информации об архивах и архивных документах в обществе. Особую актуальность деятельность по популяризации архивов в Республике Беларусь получила в связи с выполнением республиканского плана мероприятий по проведению в 2022 г. Года исторической памяти.

Ключевые слова: архив, объект культурного наследия, программа ЮНЕСКО «Память мира», культурные ценности, Год исторической памяти

Статья поступила в редакцию 1 декабря 2022 г.;

принята к публикации 17 февраля 2023 г.

Для цитирования: Гернович Т.Д. Управление архивом как объектом культурного наследия // История и архивы. 2023. Т. 5. № 2. С. 116-132. БОТ: 10.28995/2658-6541-2023-5-2-116-132

© Гернович Т.Д., 2023

Management of an archive as a cultural heritage object

Tatsiana D. Hiarnovich

Belarusian State University, Minsk, Belarus, tat.gernovich@gmail.com

Abstract. The main purpose of the article was to present an archive as an object of cultural heritage. Since the 19th century the concept of cultural heritage protection has been taking shape in philosophy and international law, which, in addition to architectural, museum and library objects, extends to archival collections. In the late 20th century the development of digital technologies contributed to the elaboration t of a new approach, which involved not only ensuring the safety, but also the availability of cultural property for all. For the effective implementation of new approaches, the cultural heritage protection policy is being replaced by the cultural heritage management paradigm. The management of a cultural heritage site must be carried out based on a specially developed Management Plan. The main aspects of documentary heritage management are regulated by the UNESCO Memory of the World Program. The management of an archive as an object of cultural heritage is carried out through the creation of the projects aimed at promoting information on archives and archival documents in society. The activities aimed at popularization of archives in the Republic of Belarus became especially urgent in connection with the implementation of the national plan of events for the Year of Historical Memory in 2022.

Keywords: archive, cultural heritage site, UNESCO Memory of the World Program, cultural values, Year of Historical Memory

The article was submitted 01.12.2022;

accepted for publication 17.02.2023.

For citation: Hiarnovich, T.D. (2023), "Management of an archive as a cultural heritage object", History and Archives, vol. 5, no. 2, pp. 116-132, DOI: 10.28995/2658-6541-2023-5-2-116-132

Введение

Ни у кого не вызывает сомнения, что архивы, библиотеки и музеи являются культурным наследием. Эта категория ценностей имеет общие задачи для общества: сохранять культурную идентичность отдельных народов, стран и всего человечества.

Основной задачей мирового сообщества по отношению к культурным ценностям являлось обеспечение их сохранности.

Однако в последние десятилетия все чаще говорят не столько об охране культурного наследия, сколько об управлении объектами культурного наследия. В чем заключается новый подход и что определило его появление?

Изменение роли архива в обществе

Впервые в историографии изменение роли архива на различных этапах его истории было рассмотрено французским архивистом Р.-А. Ботье в докладе «Ключевой этап истории архивов: создание архивохранилищ и зарождение архивоведения (XVI-XIX вв.)», представленном на состоявшемся в г. Мадриде в 1968 г. VI Международном конгрессе архивов. Ботье выделил 4 периода в развитии архивов: 1) эпоха дворцовых архивов (античность); 2) архивы - сокровищницы хартий (XII-XVI вв.); 3) архивы - «арсеналы власти» (XVI - начало XIX в.); архивы как «лаборатории истории» (начало XIX - середина XX в.) [Bautier 1970, p. 139].

Классификация Ботье охватывает «доцифровой» период архивов. Однако очевидно, что последние изменения, произошедшие в архивоведении, открыли «новую эпоху» в их жизни. Цифровые технологии и новые носители информации изменили роль архива для общества, наделив его функциями, которые были ему несвойственны в предыдущие эпохи. Осмысление архивистами трансформации роли архива в обществе породило ряд дискуссий в научных сообществах разных стран.

Так, в 2018 г. во Франции в Национальном архиве состоялась презентация проекта «Вкус архива в цифровую эпоху», который был организован Фредерик Клавэ (Frédéric Clavert) (Университет Люксембурга), Каролин Мюйе (Caroline Muller) (Университет Ренн 2) и Ассоциацией французских архивистов (Association des archivists français). Название проекта отсылает к книге французской исследовательницы А. Фарж «Вкус архива», опубликованной в 1989 г. и переведенной на многие языки1. В ней автор описала свои эмоции, переживания, а также наблюдения за реакцией исследователей в читальном зале архива. Дискуссия о трансформации архива и его роли в обществе была продолжена на страницах журнала Ассоциации французских архивистов «La Gazette des archives», первый номер которого за 2019 г. вышел под названием «Вкус архива в цифровую эпоху». Авторы статей в этом номере попытались рассмотреть различные аспекты проблемы от создания цифровых копий документов до появления архивов нового

1 Farge A. Le goût de l'archive. Paris: Le Seuil, 1989. 156 p.

History and Archives, 2023, vol. 5, no. 2 • ISSN 2658-6541

типа и анализа изменений методики работы современных архивистов и историков2.

В Польше проблема роли архивов поднималась в целом ряде конференций и нашла отражение в сборниках научных трудов и монографий. Ряд работ - А. Росы (A. Rosa) «Образовательная функция архивов»3, М. Яблоньской (M. Jablonska) «Новые вызовы архивов. Связи с общественностью и public relations»4, -диссертация П. Бевича (P. Bewicz) «Архивный поворот: феномен архива в гуманитарных науках», научные статьи, опубликованные в сборниках «Новая архивная наука - архивы и архивоведение в постмодернистском культурном контексте. Торуньские архивные конфронтации»5, «Новые функции архивов»6, «100-летие польских государственных архивов»7, непосредственно посвящены рассмотрению эволюции и современной трансформации роли архивов в обществе. Наиболее полный историографический обзор польских научных работ по этой проблеме представлен в статье А. Росы «О социальной роли архивов в современном архивном дискурсе Польши на полях панельной дискуссии» [Rosa 2019].

В Беларуси, России и Украине также наблюдается обращение к проблеме трансформации роли документального наследия. В 2017 г. в ИНИОН РАН в Москве состоялся научно-практический семинар «Трансформации музеев - библиотек - архивов и информационное обеспечение исторической науки в информационном обществе», который являлся частью авторского проекта Е.А. Воронцовой «Роль музеев - библиотек - архивов и информационное обеспечение исторической науки». В ходе семинара был представлен ряд докладов об изменениях роли архивов в условиях цифровизации общества8. В научных публикациях Т.И. Хорхорди-

2 Le goût de l'archive à l'èrenumérique // La Gazette des archives. 2019. No. 1.

3 Rosa A. Funkcja edukacyjna archiwow. Warszawa, 2012.

4 Jablonska M. Nowe wyzwania archiwow. Komunikacja spoleczna i public relations. Torun: Wydawnictwo Naukowe UMK, 2016.

5 Torunskie konfrontacje archiwalne / Red. W. Chor^zyczewski, W. Piasek, A. Rosa. T. 4: Nowa archiwistyka - archiwa i archiwistyka w ponowoczesnym kontekscie kulturowym. Torun: Wydawnictwo Naukowe UMK, 2014.

6 Nowe funkcje archiwow / Red. I. Mamczak-Gadkowska, K. Stryjkowski. Poznan, 2015.

7 100 lat polskich archiwow panstwowych / Red. I. Mamczak-Gadkowska. Poznan: Instytut Historii UAM, 2020.

8 Transformations of museum - libraries - archives and information support of historical science in the information society. A collection of articles

ной [Хорхордина 2020; Хорхордина 2021], В.П. Козлова [Козлов 2022], В.Б. Прозоровой [Прозорова 2008], А.Б. Безбородова [Безбо-родов, Хорхордина 2018] и др. проблематика изменяющейся теории архивной науки получила новое осмысление и через призму теоретических работ советской школы представляет новые подходы в современном архивоведении.

В 2019 г. в Минске в здании исторического факультета Белорусского государственного университета и Национальной библиотеки Беларуси состоялась Международная научная конференция «Архивы, библиотеки и музеи как институты социальной памяти человечества»9. В ее работе приняли участие ученые Беларуси, России и Украины. Также в работе конференции выступил с докладом председатель Европейского отделения Международного совета архивов, доктор Чарльз Фаруджа. В рамках конференции состоялась дискуссия, в процессе которой были обсуждены вопросы: возрастающей роли 1Т-технологий в деятельности институтов памяти, смене миссии архивиста, библиотекаря, музейного сотрудника, о потребностях и ожиданиях современных пользователей документального наследия [Шумейко 2019].

В ходе дискуссий архивисты разных стран отмечали, что архивоведение переживает кризис и находится в состоянии перерождения, возникновения новой теоретической традиции и оформления новых функций архивов. Так, профессор Торунь-ского университета В. Хоронжичевски наряду с «административно-правовой и «научной» функцией отмечает, что в настоящее время большую роль в деятельности архива играет образовательная (публичная) функция [Choщzyczewski 2020, р. 53]. А профессор Историко-архивного института РГГУ Т.И. Хорхордина считает, что наибольшую актуальность приобретает коммуникационная функция архива, благодаря которой не только устанавливаются информационные связи между различными категориями общества, но и между удаленными друг от друга эпохами [Хорхордина 2017].

В продолжение дискуссий о роли архива, со своей стороны, хотели бы отметить, что и образовательная и коммуникационная функция выполняется архивом в обществе ввиду того, что архив в ХХ в. начинает рассматриваться как объект культуры.

on the materials of the scientific-practical seminar. INION RAS, February 21, 2017 / Comp. E.A. Vorontsova; ed. by I.V. Zaitsev. M.: INION RAS, 2017. 320 p.

9 Доклады, представленные на конференции, см.: Здабытю: дакумен-тальныя помнЫ на Беларус / Нацыянальная бiблiятэка Беларусь Мшск, 2019. Вып. 22.

Труды французских философов М. Фуко «Археология знания», «Нужно защищать общество»10, Ж. Деррида «Архивная лихорадка: по следам Фрейда»11, П. Рикёра «Уязвимость памяти», «Конфликт интерпретаций», «Память, история, забвение»12, П. Нора «Места памяти», «Франция-память», «Всемирное торжество памяти», «Память, история»13 способствовали выделению «феномена архива» в рамках проблемы исторической реконструкции. Несмотря на разность подходов (определение архива как места памяти, места политической цензуры или средства самоидентификации человека), общим в дискуссии являлось выделение культурной составляющей феномена и его влияния на формирование общества.

Архивный документ в современном обществе выступает не только для подтверждения правовых обязательств или как источник исторических исследований, но и как культурная ценность. При этом, учитывая, что архивный документ в соответствии с принципом уважения к фонду сохраняется в составе взаимосвязанных комплексов, границы культурной ценности зачастую определяются не только рамками одного документа, но, как правило, устанавливаются в пределах всего архивного собрания. Так, например, в Реестр объектов мирового документального наследия «Память мира» были включены Архив Радзивиллов и Библиотека Несвижской ординации (Radzwills' Archives and Niasvizh (Nieswiez) Library Collection)14.

Охрана культурного наследия

или управление объектами культуры?

Концепция охраны культурного наследия появилась в начале ХХ в. и была зафиксирована в международных конвенциях по окончании Второй мировой войны.

10 Фуко М. Археология знания / Пер. с фр. С. Митина, Д. Стасова; под общ. ред. Бр. Левченко. Киев, 1996.

11 Derrida J. Mal d'Archivé: Une Impression Freudienne. Paris, 1995.

12 Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / Пер. с фр. и вступ. ст. И. Вдовиной. М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2002. 624 с.

13 Nora P. Les lieux de mémoire. [T.] 1-3 / Sous la dir. de P. Nora; [avec la collab. de Ch.-R. Ageron, K. Pomian et al.]. P.: Gallimard, 1997, 1998.

14 Memory of the World. URL: https://webarchive.unesco.org/ web/20220331180738/http://www.unesco.org/new/en/communication-and-information/memory-of-the-world/register/full-list-of-registered-heritage/ registered-heritage-page-7/radzwills-archives-and-niasvizh-nieswiez-library-collection#c188531 (дата обращения 12.09.2022).

Большое значение на оформление понятия «культурные ценности» оказали труды философов Г. Риккерта, М. Шелера и Н. Гартмана. Они развивали новое направление в философии, получившее благодаря работе Поля Лапи «Логика воли» название «аксиология»15. Эти философские идеи были с живостью восприняты другими науками. Особый интерес представляет в их ряду работа австрийского историка искусства, представителя венской школы искусствознания Алоиза Ригля «Современный культ памятников. Сущность и происхождение», которая была опубликована в 1903 г.16 Являясь членом Императорской Центральной комиссии по охране памятников Австро-Венгерской империи (с 1918 г. Центральный художественный совет Австрийской империи), А. Ригль не только заложил основы теории охраны памятников [Шестаков 2001], но и предпринял шаги к выработке первого нормативного акта об охране культурного наследия [Крейчи 2011].

Утраты документов в результате военных действий начала ХХ в. стали импульсом к международному нормотворчеству, обеспечивающему их охрану от уничтожения. Так, положения о защите культурных ценностей были зафиксированы в Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. (IV Конвенция), Положении о законах и обычаях сухопутной войны, а также Конвенции 1907 г. о бомбардировке сухопутных целей военно-морскими силами (1Х Конвенция). Но правовая сила этих международных актов была поставлена под сомнение во время военных действий, когда из-за бомбардировки германской армией погибла библиотека университета в Лувене (Бельгия), в которой хранилось около тысячи древних инкунабул.

Новый импульс к оформлению термина «культурное наследие» был дан после Второй мировой войны благодаря деятельности ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). В 1954 г. в Гааге на конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция о защите культурных ценностей и одноименный Протокол к ней. В этих международных актах впервые был обозначен термин «культурные ценности», кодифицированы основные принципы их защиты и обозначены нормы реституции культурного наследия в случаях вооруженных конфликтов.

К сожалению, события, произошедшие в бывшей Югославии в 90-е годы XX в., показали, что эти нормы не являются достаточной гарантией сохранения. Поэтому 26 марта 1999 г. в Гааге был

15 Lapie P. Logique de la Volonté. Paris, 1902. URL: https://gallica.bnf.fr/ ark:/12148/bpt6k743455/f5.item (дата обращения 21.09.2022).

16 Riegl A. Der modern Denkmalkultus: Sein Wesen und seine Entstehung. Leipzig: W. Braumüller, 1903.

подписан Второй дополнительный протокол к Конвенции о защите культурных ценностей [Мартыненко 2021].

Большое значение для формирования общемировой практики по охране культурного наследия имело принятие в 1972 г. Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. В ней были впервые обозначены основные группы культурных ценностей и определялось создание Списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Благодаря деятельности ЮНЕСКО по охране культурных ценностей в 1992 г. была учреждена отдельная программа «Память мира» (Memory of the World). С 1997 г. в ее рамках ведется Реестр всемирного документального наследия, а также создаются региональные реестры, которые способствуют охране, изучению и обеспечению к документальным ценностям широкого доступа.

Таким образом, в 90-е годы ХХ в. начинает оформляться новый подход, который определяется через понятие «управление культурным наследием». Основные его положения были изложены в серии методических руководств, разработанных группой экспертов под эгидой ЮНЕСКО. Так, в подготовленном в 1993 г. Бернардом М. Фейлденом и Юкка Йокилето «Руководстве по управлению объектами Всемирного культурного наследия» были обозначены основные вопросы по организации работы по охране объектов культурного наследия. Они включали описание основных мероприятий по включению в Список всемирного наследия, консервации, разработки плана управления объетом, планировании бюджета, требования к персоналу, организации визитов посетителей и т. д.17

Авторы руководства обращали внимание, что управление объектом культурного наследия необходимо осуществлять на основе специально разработанного плана управления. Такой план может быть краткосрочным и долгосрочным. Его составление должно включать следующие этапы: первоначальный осмотр объекта культурного наследия, описание объекта и определение его границ, идентификация элементов, оценка элементов, формулирование целей и оценка ресурсов, определение проектов, разработка рабочей программы и годовых планов, документирование, отчетность и обзор результатов, хранение информации и данных, пересмотр описания объекта и повторная оценка, формулирование пересмотренных целей и новое рассмотрение ресурсов, пересмотренная рабочая программа и план на следующий год. Проект

17 International centre for the study of the preservation and restoration of cultural property. URL: https://www.iccrom.org/publication/management-guidelines-world-cultural-heritage-sites (дата обращения 21.09.2022).

плана управления рекомендовалось согласовывать с центральными государственными органами на национальном уровне. Отмечалось, что такие планы могут составляться как по отношению к отдельным объектам, так в обобщенном виде для всех объектов культурного наследия в границах государства. Полный набор утвержденных планов управления вместе с соответствующими ежегодными отчетами о ходе работ рекомендовалось передавать на хранение национальным правительствам.

В настоящее время в соответствии с Конвенцией 1972 г. подобные планы созданы в основном на объекты природного наследия и недвижимые культурные ценности. Весь перечень разработанных планов управления опубликован на сайте ЮНЕСКО18. Так, например, в 2016 г. был разработан План управления геодезической дугой Струве, которая в 2005 г. была включена в Список мирового природного и культурного наследия ЮНЕСКО19.

В течение 2012 г. в честь 40-летия Конвенции об охране всемирного наследия состоялся ряд мероприятий, на которых обсуждались проблемы, стоящие перед объектами, включенными в Список всемирного наследия. Профессиональное сообщество отмечало необходимость новых подходов к сохранению, позволяющих позитивно взаимодействовать с более широкой средой, в которой существуют объекты, уделяя особое внимание местным сообществам. В результате обсуждений в 2013 г. под эгидой ЮНЕСКО было подготовлено новое Справочное руководство по управлению культурным наследием, разработанное под руководством ИККРОМ в сотрудничестве с ИКОМОС, МСОП и Центром всемирного наследия20. Оно значительно дополняло принятые директивы, в частности Оперативное руководство по реализации Конвенции о всемирном наследии

18 Documents. UNESCO. URL: https://whc.unesco.org/fr/documents/Pa ction=list&category=management_plans (дата обращения 13.03.2021).

19 Documents. UNESCO. URL: https://whc.unesco.org/fr/documents/ ?action=list&searchDocuments=&title=&author=&source=&searchlanguag e=&copyright=&id_licenses=&meeting=&date_publication=&uploadStart= &uploadEnd=&id_sites=&id_states=15&searchregion=&id_keywords=&wg te=&wlte=&hgte=&hlte=&download_original=on&category=management_ plans (дата обращения 13.03.2021).

20 Managing cultural world heritage. UNESCO. URL: https://www. google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUK Ewjt36CJ0M77AhVKzKQKHVknDSMQFnoECCEQAQ&url=https%3A %2F%2Fwhc.unesco.org%2Fdocument%2F125839&usg=AOvVaw1cxgrc3-lCZd3gVUfJxq5u (дата обращения 13.03.2021).

(2012 г.)21. Как отмечалось в предисловии, в связи с тем, что с момента принятия Конвенции 1972 г. Список объектов культурного наследия расширился и теперь включает все более сложные виды собственности, требуется особое внимание к аспектам управления ими.

Основные аспекты управления документальным наследием в рамках реализации программы «Память мира» представлены в Рекомендациях 2015 г. Они предполагают разработку эффективных мер по сохранению и доступу к документальному наследию, политические меры по нормативному и административному обеспечению, и национальное и международное сотрудничество22.

С одной стороны, важнейшим элементом для реализации такой политики должно стать развертывание политики и наращивание потенциала оцифровки архивных документов. С другой - ряд мероприятий программы «Память мира» были направлены на повышение уровня осведомленности о важности сохранения документального наследия и его доступности в обществе.

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (IFAP) 2002 г., Рекомендации Европейской комиссии по оцифровке и цифровому сохранению способствовали разработке национальных стратегий долговременного сохранения цифровых материалов и доступа к ним. Для мониторинга выполнения Рекомендаций в странах Европейского Союза и обмена опытом в 2007 г. была создана Экспертная группа по оцифровке и сохранению цифрового наследия. В последующие годы новая Рекомендация ЕС по оцифровке и онлайн-доступности и цифровому сохранению культурного материала (25 октября 2011) (Recommendation on digitisation and online accessibility and digital preservation of cultural material)23 и Новая европейская политика в области культуры (New European Agenda for Culture)24 провозглашают принцип «доступности культуры для всех». Оцифрованное культурное наследие размещается в открытом доступе в Europeana, европейской цифровой платформе культурного наследия.

21 Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия. UNESCO. URL: https://whc.unesco.org/document/178311 (дата обращения 13.03.2021).

22 General guidelines of the Memory of the World (MoW) programme. UNESCO. URL: https://en.unesco.org/sites/default/files/mow_general_ guidelines_en.pdf (дата обращения 13.03.2021).

23 EUR-lex. Access to European Union law. URL: https://eur-lex.europa. eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=0J:L:2011:283:0039:0045:EN:PDF (дата обращения 13.03.2021).

24 The European Commission. URL: https://ec.europa.eu/culture/sites/ culture/files/commission_communication_-_a_new_european_agenda_for_ culture_2018.pdf (дата обращения 13.03.2021).

Проектный подход

в управлении документальным наследием

Обязанностью государства по отношению к объектам культурного наследия является не только обеспечение охраны и сохранения, но также создание необходимых условий по их использованию и популяризации.

Получая равный доступ к «национальному достоянию», разные категории граждан будут реализовывать различные информационные потребности в архиве и далеко не всегда в рамках читального зала. До недавнего времени пользователи архивов делились на две категории, каждая из которых реализовывала свой специфический запрос: ученые - научное исследование, и обычные граждане -подтверждение административно-правовой информации личного характера.

Однако развитие понятия «культурные ценности» и расширение рамок понятия «историческая память» сформировали в обществе тенденцию по расширению группы пользователей архивов. Появилась категория граждан, для которых роль архива фактически сближается с ролью музея или библиотеки: они не являются представителями научной элиты и их знакомство с архивным документом не имеет целью создание научного исследования. Они приходят в архив исключительно для удовлетворения образовательных и эстетических потребностей.

В связи с развитием культурной функции архивов и трансформации их роли в обществе совершенно закономерным является изменение подходов к предоставлению архивами услуг. Одним из основных направлений в работе по управлению архивом как культурным наследием становится создание проектов, направленных на продвижение информации об архивах и архивных документах в обществе. Основным отличием таких проектов от предыдущих форм использования архивных документов является их функциональная близость к библиотечным и музейным проектам. Архивные документы в них рассматриваются не столько как объект, содержащий информацию, а скорее как артефакт, как образ, отражающий историческое событие или эпоху. Подобные образовательные проекты представляют не только текст документов, но и исторический контекст, биографии людей, которые упоминаются в тексте либо принимали участие в его создании, научные статьи по теме.

Основными видами проектов, которые создаются для продвижения документальных ценностей, выступают: выставки документов (в том числе в цифровой форме), документальные публикации (традиционные и цифровые), экскурсии (реальные и виртуальные),

разработка методических материалов по обучению поиску и работе с архивным документом, проведение лекций, круглых столов, фестивалей, дней «открытых дверей», создание цифровых проектов для обучения чтению архивных документов, создание виртуальных игр на основе текстов документов и т. д.

Одним из крупнейших проектов стран ЕС является Europeana, которая содержит более 50 миллионов цифровых записей из коллекций тысяч учреждений культуры по всей Европе. В рамках портала Europeana был реализован проект Europeana 1914-1918 гг., посвященный Первой мировой войне. В ходе его выполнения был создан цифровой архив, состоящий из оцифрованных документов, загруженных из национальных европейских коллекций и личных, семейных архивов. Для полноценной работы с документами предполагается их транскрибирование. Учитывая большое количество документов, проект предлагает всем желающим принять в этом участие. Таким образом, реализована возможность для совместного транскрибирования, комментирования и геотегинга документов.

В Республике Беларусь на настоящее время не создано проектов подобного уровня. Объем финансирования процессов оцифровки в республике невысокий, и в связи с этим архивы не обладают достаточной базой оцифрованных архивных документов. Финансирование проектов осуществляется из собственных средств. Архивы не привлекают к сотрудничеству негосударственный сектор. Такая ситуация значительно ограничивает использование современных технологий. Проекты, которые создавались государственными архивами, были узкотематическими, с небольшим количеством цифровых копий документов.

В архивной отрасли Беларуси только в последние годы стало формироваться понимание необходимости продвижения архивов и архивных документов для широкой общественности. Так, при подготовке на базе исторического факультета БГУ круглого стола «Архивы и архивные документы в работе учреждений среднего образования» (15 мая 2020 г.) мы получили ряд критических замечаний от белорусских архивистов о целесообразности такого расширения круга пользователей. Архивисты высказывали сомнение в необходимости и полезности архивов для школьников [sic!] и указывали, что работать в читальном зале могут только совершеннолетние граждане, что подтверждает узость понимания некоторыми специалистами задач архивов и отрицание их популяризаторской миссии. Между тем доклады участников круглого стола убедили работников архивной отрасли в необходимости и важности такой деятельности, и впоследствии в госархивах Республики стали регулярно проводиться встречи и экскурсии для школьников. Второй круглый стол «Архивы и школа: сохранение

прошлого для будущего», который состоялся 31 марта 2022 г., уже не вызвал подобных критических замечаний, был поддержан архивными учреждениями, собрал больше сотни учителей средних школ и вызвал оживленную дискуссию.

В 2022 г. популяризация архивов и архивных документов приобрела особую актуальность в Республике. Президентом был подписан Указ № 1, согласно которому в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа 2022 год в Беларуси объявлен Годом исторической памяти. 27 января 2022 г. постановлением Совета Министров от № 50 утвержден республиканский план мероприятий по проведению в 2022 г. Года исторической памяти25. Архивные учреждениякак хранители исторической памяти были активно задействованы в его реализации.

Основными формами популяризации стали регулярные встречи и лекции со школьниками, которые стали проводиться в архивах в рамках акции «Архивы школе».

Предоставление информации об архивных документах для широкого круга пользователей в белорусских архивах происходит в настоящее время все чаще в цифровом виде. Наибольшей популярностью пользуются две формы: размещение цифровых изображений документов (в виде цифровых выставок или цифровых публикаций), а также создание на основе информации документов баз данных.

Национальный исторический архив Беларуси представил на своем сайте ряд цифровых выставок: «Мшсюя пмназкты пачат-ку ХХ стагоддзя у фотаздымках (да 955-годдзя горада Мшска)», «Мшск на чарцяжах i планах XIX - пачатку XX стагодзя», «Ад архь варыусау да архiвiстау: да 100-годдзя дзяржаунай архiунай службы Беларуа»; «Тры пакаленнi сям'i Дзянiсавых у псторьп Беларусi: фота з сямейнага архiва, дакументы з фондау Нацыянальнага Гста-рычнага архiва Беларусi» и др.26

В Национальном архиве, в котором хранятся документы после 1917 г., кроме цифровых выставок на сайте, в публичный доступ выставлены базы данных: «Партизаны Беларуси», содержащая информацию о партизанах и подпольщиках, действовавших на территории Беларуси во время Великой Отечественной войны,

25 Министерство образования Республики Беларусь. URL: https:// edu.gov.by/kalendar-meropriyatiy/respublikanskiy-plan-meropriyatiy-po-provedniyu-v-2022-godu-goda-istoricheskoy-pamyati/ (дата обращения 13.03.2021).

26 Национальный исторический архив Беларуси. URL: https://niab.by/ newsite/by/vystavy (дата обращения 13.03.2021).

и «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны», в которую внесены данные на более чем 9 тыс. белорусских деревень, частично или полностью уничтоженных в годы войны27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на реализацию ряда проектов белорусскими архивами, нельзя пока говорить о формировани нового подхода, подразумевающего «управление документальным наследием». Создание проектов на основе архивных документов происходит планомерно, но не подразумевает последующий анализ реакции пользователей и, соответственно, не предполагает корректировку будущего плана проектов. Уровень цифровизации белорусских архивов остается по-прежнему низким, а отсутствие разработанной системы открытого доступа к документам архивов не способствуют повышению их доступности для всех.

Выводы

Осознание архива как объекта культурного наследия предполагает выработку мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности по сохранению, предоставлению доступа и популяризации информации о нем и хранящихся документах. Новый подход, предполагающий не только охрану культурного наследия, но «управление архивами как культурным наследием», должен реализовываться на основе специального плана управления. Наилучшим подходом для достижения оптимального результата будет проектный подход, который позволит привлекать к реализации не только государственные, но и частные источники финансирования, а также расширить группы пользователей архивной информации.

Литература

Безбородов, Хорхордина 2018 - Безбородое А.Б., Хорхордина Т.И. Архивы и власть: государственная архивная служба в формировании исторического сознания и российской социокультурной идентичности // Новый исторический вестник. 2018. № 3 (57). С. 59-77. 001 10.24411/2072-92862018-00023

27 Кулинок С.В. Из опыта подготовки Национальным архивом Республики Беларусь мультимедийных электронных документальных изданий // Архивы и делопроизводство. 2021. № 5. С. 32-36.

Козлов 2022 - Козлов В.П. Архивоведение, археография, источниковедение как научные дисциплины: размышления о прошлом, настоящем, будущем // Отечественные архивы. 2022. M 1. С. 24-38.

Крейчи 2011 - Крейчи М. Охрана памятников как этический имнератив: Макс Дворжак и становление системы охраны памятников в Центральной Евроне // Вопросы музеологии. 2011. M 2 (4). С. 69-74.

Мартыненко 2021 - Мартыненко Е.В. Исторические традиции и их влияние на формирование законов и обычаев войны в современном контексте // Вопросы истории. 2021. M 3. С. 234-243. DOI 10.31166/ VoprosyIstorii202103Statyi31

Прозорова 2008 - Прозорова В. Удивительные приключения принципа единства фонда на родине // Вестник Pn^Y. Серия «Документоведение и архивоведение. Информатика. Защита информации и информационная безопасность». 2008. M 8. С. 184-196.

Xорхордина 2017 - Хорхордина Т.И. Архивы и информационное обеспечение исторической науки: гуманитарная стратегия коммуникативной функции архивов // Трансформации музеев - библиотек - архивов и информационное обеспечение исторической науки в информационном обществе: сборник статей по материалам научно-практического семинара. ИНИОН PАН, 21 февраля 2017 / Сост. Е.А. Воронцова; отв. ред. И.В. Зайцев. М.: ИНИОН PАН, 2017. С. 228-242.

Xорхордина 2020 - Хорхордина Т.И. Музей, библиотека, архив: к истории вон-роса о разграничении понятий и современные тенденции к интеграции // Смысл истории: журнал историческо-философского общества. 2020. M 2. С. 157-166.

Xорхордина 2021 - Хорхордина Т.И. Архив в формировании исторического сознания и российской социокультурной идентичности // Архив в социуме - социум в архиве: Материалы четвертой Всероссийской научно-практической конференции, Челябинск, 22-23 сентября 2021 г. / Сост., науч. ред. Н.А. Антипин. Челябинск, 2021. С. 15-19.

Шестаков 2001 - Шестаков В.П. Венская школа истории искусств: генезис и современность // Искусствознание. 2001. M 2. С. 507-559.

Шумейко 2019 - Шумейко М.Ф. Архивы, музеи, библиотеки как хранилища документированной коллективной памяти народов мира // Здабыткк дакументальныя помшю на Беларус / Нацыянальная бiблiятэка Беларуси Мiнск, 2019. Вып. 22. С. 54-72.

Bautier 1970 - Bautier R.-H. La phase cruciate de l'histoire des archives: la constitution des dépôts d'archives et la naissance de l'archivistique (XVIe -debut du XIXe siècle) // Archivum. Vol. 18: Proceedings of the 6th International Congress on Archives, Madrid, 1968. Paris, 1970. P. 139-150.

Chor^zyczewski 2020 - Chorqzyczewski W. Funkcja a dzialalnosc naukowa archiwów (refleksja na marginesie studiów nad archiwistyk^ polsk^ okresu miçdzywojennego) // 100-lat polskich archiwów panstwowych / Red. I. Mamczak-Gadkowska, Poznan: Instytut Historii UAM, 2020. S. 53-70.

Rosa 2019 - Rosa A. O spolecznych rolach archiwów we wspólczesnym dyskursie archiwalnym w Polsce na marginesie dyskusji panelowej // Archeion. 2019. T. 120. S. 149-167.

References

Bautier, R.-H. (1970), "La phase cruciale de l'histoire des archives: la constitution des dépôts d'archives et la naissance de l'archivistique (XVIe - debut du XIXe siècle)", in Archivum, vol. 18: Proceedings of the 6th International Congress on Archives, Madrid, 1968. Paris, France, pp. 139-150.

Bezborodov, A.V. and Khorkhordina, T.I. (2018), "Archives and power. State archival service in the formation of historical consciousness and Russian socio-cultural identity", The new historical bulletin, vol. 57, no. 3, pp. 59-77, DOI 10.24411/2072-9286-2018-00023

Chor^zyczewski, W. (2020), "Funkcja a dzialalnosc naukowa archiwów", in Mamczak-Gadkowska, I. (ed.), 100-latpolskicharchiwówpanstwowych, Instytut Historii UAM, Poznan, Poland, pp. 53-70.

Khorkhordina, T.I. (2017), "Archives and information support of historical science. The humanitarian strategy of the communicative function of archives", in Vorontsova, E.A. (comp.), Zaitsev, I.V. (ed.), Transformatsii muzeev - bibliotek - arkhivov i informatsionnoe obespechenie istoricheskoi nauki v informatsionnom obshchestve: sbornik statei po materialam nauchno-prakticheskogo seminara. INION RAN, 21 fevralya 2017 [Transformations of museum - libraries - archives and information support of historical science in the information society. A collection of articles on the materials of the scientific-practical seminar. INION RAS, February 21, 2017], INION RAS, Moscow, Russia, pp. 228-242.

Khorkhordina, T.I. (2020), "Museum, library, archives. On the history of the issue of delimitation of the concepts and modern trends towards integration", Smysl istorii jurnal istorichesko-filosofskogo obschestva, no. 2, pp. 157-166.

Khorkhordina, T.I. (2021), "Archives in the formation of historical consciousness and Russian socio-cultural identity", in Antipin, N.A. (ed.), Arhiv v sotsiume -sotsium v arhive. Materialy chetvertoi Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Chelyabinsk, 22-23 sentyabrya 2021 goda [Archives in society -society in the archives. Proceedings of the 4th All-Russian scientific and practical conference, Chelyabinsk, September 22-23, 2021], Chelyabinsk, Russia, pp. 15-19.

Kozlov, V.P. (2022), "Archiving, archeography, source studies as scientific disciplines. Reflections on the past, present, future", Otechestvennye arkhivy, no. 1, pp. 24-38.

Krejcí, M. (2011), "Monument protection as an ethical imperative. Max Dvorák and the development of the system of monument protection in Central Europe", Voprosy muzeologii, vol. 4, no. 2, pp. 69-74.

Martynenko, E.V. (2021), "Historical traditions and their influence on the formation of the laws and customs of war in the modern context", Voprosy istorii, no. 3, pp. 234-243, DOI 10.31166/VoprosyIstorii202103Statyi31

Prozorova, V. (2008), "Amazing adventures of the principle of unity of the fund at home", RSUH/RGGU Bulletin. "Records management and archival studies. Computer science. Data protection and information security" Series, no. 8, pp. 184-196.

Rosa, A. (2019), "O spolecznych rolach archiwow we wspolczesnym dyskursie archiwalnym w Polsce na marginesie dyskusji panelowej", Archeion, t. 120, pp. 149-167.

Shestakov, V.P. (2001), "The Vienna School of Art History. Genesis and present times", Art Studies, no. 2, pp. 507-559.

Shumeiko, M.F. (2019), "Archives, museums, libraries as repositories of the documented collective memory of the peoples of the world", in Zdabytki: dakumentalnyja pomniki na Belarusi [Heritage. Documentary monuments in Belarus], National Library of Belarus, Minsk, Russia, iss. 22, pp. 54-72.

Информация об авторе

Татьяна Д. Гернович, кандидат исторических наук, Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь; Республика Беларусь, 220030, Минск, пр-кт Независимости, д. 4; tat.gernovich@gmail.com ОИСГО ГО: 0000-0003-1970-7156

Information about the author

Tatsiana D. Hiarnovich, Cand. of Sci. (History), Belarusian State University, Minsk, Belarus; bld. 4, Nezavisimosti Av., Minsk, 220030, Republic of Belarus; tat.gernovich@gmail.com ORCID ID: 0000-0003-1970-7156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.