Научная статья на тему 'Управление антикризисным развитием медиабизнеса на основе организационных механизмов менеджмента'

Управление антикризисным развитием медиабизнеса на основе организационных механизмов менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / МЕДИАИНДУСТРИЯ / МЕДИАРЫНОК / CRISIS / ECONOMIC CRISIS / PRINTING INDUSTRY / PRINTING MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Алёна Владимировна

Статья отвечает на ряд вопросов, которые связаны с управлением организациями в условиях кризиса. Рассматриваются способы выявления проблем организации, переживающей кризис,и стратегии на которых строится антикризисное управление организацией. Предлагаются меры, которые нужно принимать в первую очередь, чтобы спасти свою организацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CRISIS MANAGEMENT DEVELOPMENT MEDIA ON THE BASIS OF ORGANIZATIONAL MANAGEMENT MECHANISMS

This article answers a number of questions which are connected with management of the organizations in the conditions of crisis. Ways of identification of problems of the organization enduring crisis and strategy on which crisis management by the organizations based are considered. Measures which need to be accepted first of all are offered to rescue the organization.

Текст научной работы на тему «Управление антикризисным развитием медиабизнеса на основе организационных механизмов менеджмента»

Секция 7. Коммуникации и медиабизнес

УДК 658:338

УПРАВЛЕНИЕ АНТИКРИЗИСНЫМ РАЗВИТИЕМ МЕДИАБИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ МЕНЕДЖМЕНТА

Новикова Алёна Владимировна

студентка института коммуникаций и медиабизнеса Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А nav.1994@yandex.ru

Аннотация. Статья отвечает на ряд вопросов, которые связаны с управлением организациями в условиях кризиса. Рассматриваются способы выявления проблем организации, переживающей кризис,и стратегии на которых строится антикризисное управление организацией. Предлагаются меры, которые нужно принимать в первую очередь, чтобы спасти свою организацию.

Ключевые слова: кризис, экономический кризис, медиаиндустрия, медиарынок.

Жизнеспособность современной организации должна осуществляться на основе научного знания и научно обоснованного инструментария, важным аспектом которого является контроллинг как инструмент обеспечения антикризисного развития организации.

В любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что организация развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяется человек, его потребности и интересы.

Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости.

Экономический кризис — это следствие шоковых ситуаций и нарушений равновесия системы, поражающих экономику в разные периоды и имеющих последствия, устойчивые во времени. Понимание сущности кризиса в экономике является основой для выработки антикризисной программы как на макроуровне, так и на микроуровне.

С точки зрения кризисного управления (crisisman-agement) кризис — это и прекращение нормального процесса, и непредвиденное событие, ставящее под угрозу стабильность предприятия, и внезапное серьезное происшествие, обладающее потенциалом повредить или даже разрушить репутацию кампании.

Финк разделяет кризисный процесс на четыре фазы:

• предварительная (продромальная фаза);

• фаза острого кризиса;

• фаза хронического кризиса;

• фаза разрешения кризиса.

Предварительная (продромальная) фаза кризиса —

это своего рода предупреждение. В большинстве случаев это критическая точка. Если на стадии раннего

развития кризиса не предпринимать никаких действий, острый кризис может оказаться таким неожиданным и глубоким, что принятие управленческих решений по выводу из кризиса организации в данном случае будет представлять собой лишь подсчет убытков.

Острая фаза кризиса. Как правило, на такой стадии ситуацию уже нельзя развернуть назад. После того как кризис из предварительной фазы перешел в острую, редко удается вернуть потерянные позиции. Определенный ущерб организации уже был нанесен, однако в силах ее руководства свести этот ущерб и время протекания острой стадии кризиса к минимуму.

Хроническая фаза кризиса. Именно в течение этой фазы результаты кризиса становятся наиболее очевидными. Хроническая стадия может стать периодом значительных финансовых трудностей, увольнений персонала, руководства организации. Нередко фаза хронического кризиса является последним этапом жизненного цикла организации.

Фаза разрешения кризиса. Эта фаза — цель управления любым кризисом, итог управленческих решений, использовавшихся в предыдущие три стадии кризиса руководством организации. Это вариант успешного преодоления кризиса.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу.

Для организации всегда существует опасность кризиса, поэтому управление социально-экономической системой в определенной мере всегда должно быть антикризисным. Это связано с цикличностью развития социально-экономических систем, изменением соотношений управляемых и неуправляемых процессов.

Антикризисное управление — это и деятельность, и профессия; его содержанием является помощь организациям в решении кризисных ситуаций. Антикризисное управление направленно определенным образом на предвидение опасности кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использование его факторов для последующего развития.

Главное в антикризисном управлении — обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь стабильный и постоянный характер.

Необходимость антикризисного управления отражает потребности преодоления и разрешения кризиса, возможного смягчения его последствий. Кроме того, необходимость антикризисного управления обусловлена также и целями развития организации.

Антикризисное развитие — это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития. Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить четырьмя группами.

Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций и их диагностики. Это непростое дело — своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять характер. От этого зависит предотвращение кризиса. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие. Антикризисное управление решает проблемы жизнедеятельности организации в период кризиса, способствует выходу из кризиса и ликвидации его последствий.

Вторая группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процессе их решения формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера.

Третья группа проблем — дифференциация технологий управления. Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. Здесь существует множество ограничений по времени, квалификации персонала, недостаточности информации и др. В этой же группе можно рассматривать и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.

Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которые всегда сопровождают кризисные ситуации. Нельзя упускать из структуры антикризисного управления и проблемы инвестирования, антикризисных мер, маркетинга, а также проблемы банкротства и санации предприятий.

Антикризисное управление по составу своих типичных проблем является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими его характеристиками.

Антикризисное управление имеет предмет воздействия проблемы и предполагаемые, и реальные факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.

Кризисы различны, и управление ими может быть различным. Это многообразие, помимо прочего, проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления.

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами. Главными из них являются:

• гибкость и адаптивность, которые чаше всего присущи матричным системам управления;

• склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;

• диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

• снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;

• усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Антикризисное управление должно стать необходимым элементом любого управления: стратегического, креативного, производственного, экологического, финансового и проч.

Медиаиндустрия отличается многими специфическими особенностями, которые самым непосредственным образом влияют на применяемую систему менеджмента.

В условиях рыночной экономики медийные организации получили право на полную самостоятельность и распоряжение результатами своего труда, в частности в определении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, распределении прибыли, выхода на внешние рынки.

Такая ситуация предъявляет повышенные требования к управленческим решениям и, следовательно, к квалификации менеджеров, принимающих и реали-зовывающих эти решения.

Важнейшей функцией менеджеров в медиаинду-стрии становится разработка и претворение в жизнь

эффективной управленческой стратегии, ориентированной на получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Особым видом менеджмента, который весьма актуален в современных российских условиях, можно считать антикризисное управление.

Российская экономика в настоящее время характеризуется резко меняющейся экономической средой, наличием сложных управленческих проблем, кризисным состоянием многих предприятий. В этих условиях возрастает значение антикризисного управления, под которым принято понимать либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.

В современных условиях рыночной экономики на методы антикризисного управления большое влияние оказывает внешняя среда функционирования предприятия. Рынок медийной продукции, характеризующийся большим числом конкурентов, сложностью применяемых технологий и оборудования, жесткими требованиями к качеству продукции, также подвержен влиянию внешних факторов.

Все больше усиливается роль экономических методов управления, расширяются границы самостоятельности предприятий. В этих условиях возникает необходимость переориентации производства на потребителя, повышается степень экономического риска и возникают все новые задачи управления производством, которое должно постоянно совершенствоваться в направлениях форм и методов, повышения его качества, адекватности, оперативности и гибкости. Рыночные отношения требуют изменений сложившегося уровня специализации предприятия и его подразделений. Предприятие должно быть готово к быстрой смене номенклатуры продукции, с тем, чтобы своевременно удовлетворять потребности рынка. Это влечет за собой возникновение серийности производства и обязательное совершенствование оперативно-производственного планирования.

Наше время характеризуется особенной подвижностью внешней среды организации. Более активные изменения происходят в отраслях, ориентированных на научно-технический прогресс.

В среду прямого воздействия на медийные предприятия входят поставщики, законы и государственные органы, потребители и конкуренты. Все виды ресурсов организации получают через поставщиков. Это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Нарушение их поступления приводит к нарушению сроков выпуска продукции, снабжения рынка, получения прибыли, удовлетворения потребностей покупателя и т д. Для нормального функционирования организации нужны не только поставщики материалов и заказчики, но и соответствующие инвестиции для приобретения современного полиграфического оборудования. В настоящее время многим предприятиям не хватает высококвалифицированных работников и, в частности печатников. Помимо этого, в типографиях наблюдается дефицит квалифицированных ремонтных рабочих, в первую очередь, наладчиков полиграфического оборудования и слесарей.

По итогам работы отрасли в 2015 г. можно сделать выводы: наиболее высокими темпами развивается производство продукции, которая обеспечивает торговлю товарами повседневного спроса и длительного использования. Поэтому наиболее рентабельными являются: производство рекламной продукции, выпуск многокрасочных газет, иллюстрированных журналов, тематических журналов.

Можно выделить следующие особенности медиа рынка, которые указывают на актуальность и необходимость антикризисного управления:

• В настоящее время наблюдается некоторое снижение читательского спроса на книжную продукцию, снижение спроса наблюдается и на рынке газетной продукции. Эту тенденцию можно объяснить активным развитием таких средств массовой информации, как телевидение и Интернет.

• Вместе со снижением спроса на книги, в связи с развитием рынка увеличивается спрос на рекламную продукцию. Данный вид продукции требует повышенного качества и полноцветности исполнения.

• Повышается спрос на беловую, деловую и сувенирную продукцию, что может стать хорошей альтернативой традиционной продукции для крупных предприятий.

• На рынке продукции такого типа (особенно книжной) наблюдается уменьшение тиражности выпускаемых изданий и увеличение числа наименований.

• Так как рынок сегментирован по видам продукции и по тиражам, встает проблема правильной постановки целей, задач и средств их достижения для каждой конкретной типографии.

• Большой проблемой для многих типографий на сегодняшний день является устаревшая база полиграфического оборудования, которое либо не отвечает современным требованиям качества, либо не соответствует требуемой на сегодняшний день тиражности.

• Определение необходимого количества оборудования для конкретного предприятия заслуживает особого внимания. Разнообразная продукция требует для своего выполнения различные виды оборудования, отсутствие хотя бы одного элемента в технологической цепочке делает невозможным выпуск продукта.

• Проблема антикризисного управления кадрами стоит не менее остро. Современное оборудование требует все более глубоких знаний у рабочих и все меньшее их количество.

• Проблема конкуренции на рынке полиграфической продукции стоит очень остро, при этом конкурируют не только отечественные, но и зарубежные типографии, на чьей полиграфической базе заказчики печатают свою продукцию гораздо охотнее.

• Медиаиндустрия является материалоемкой отраслью, доля материальных затрат в стоимости готовой продукции составляет в среднем около 40%, поэтому важнейшей задачей типографии является снижение материальных затрат.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблем требующих антикризисного управления в медиаиндустрии достаточно и, чтобы обеспечить выживаемость на этом рынке, необходимо производить качественную, уникальную и дешевую продукцию, что гарантирует жесткую конкуренцию между типографиями. В данной ситуации необходимость антикризисного управления возрастает в десятки раз, так как в его рамках приходится решать не только проблемы, возникающие в связи с цикличностью развития предприятия, но и повседневные сложности, связанные с поиском заказчиков, определением конкурентной цены продукции, поиском конкурентных преимуществ и т.д.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е., Бродский И.Б. Антикризисное управление: учебник для бакалавров. — М.: Омега-Л, 2014. — 514 с.

2. Зуб А.Т. Антикризисное управление: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2014. — 343 с.

3. Кошкин В.И., Беляев С.Г. Антикризисное управление: учеб. пособие для вузов. — М.: Омега, 2011. — 328 с.

4. Литош А.А. Антикризисное управление: учеб. пособие . — СПб.: СПбГАСУ, 2011. — 190 с.

5. Марчева И.А. Антикризисное управление: учеб.-метод. пособие. — Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. — 134 с.

6. Таль Г.К. Антикризисное управление. Правовые основы. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 281 с.

7. Файншмидт Е.А. Кризис-менеджмент: учеб. пособие. — М.: Евразийский открытый институт, 2014. — 381 с.

ANTI-CRISIS MANAGEMENT DEVELOPMENT MEDIA ON THE BASIS OF ORGANIZATIONAL MANAGEMENT

MECHANISMS

Alena Vladimirovna Novikova

Moscow state University of printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st, 2A

Annotation. This article answers a number of questions which are connected with management of the organizations in the conditions of crisis. Ways of identification of problems of the organization enduring crisis and strategy on which crisis management by the organizations based are considered. Measures which need to be accepted first of all are offered to rescue the organization.

Keywords: crisis, economic crisis, printing industry, printing market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.