Научная статья на тему 'Управление активным выпрямителем с релейно-векторным контуром тока для систем частотно-регулируемого электропривода'

Управление активным выпрямителем с релейно-векторным контуром тока для систем частотно-регулируемого электропривода Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
407
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Казачковский Н. Н., Якупов Д. В.

В статье рассматривается система управления активным выпрямителем, который является составной частью частотно-регулируемого электропривода. В системе управления применен релейно-векторный контур тока. Представлены результаты моделирования предложенной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Казачковский Н. Н., Якупов Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление активным выпрямителем с релейно-векторным контуром тока для систем частотно-регулируемого электропривода»

В1СНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХН1ЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ 2008 р. Вип. №18

УДК 621.313:621.314

Казачковский Н.Н.1, Якупов Д.В.2

УПРАВЛЕНИЕ АКТИВНЫМ ВЫПРЯМИТЕЛЕМ С РЕЛЕЙНО-ВЕКТОРНЫМ КОНТУРОМ ТОКА ДЛЯ СИСТЕМ ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМОГО

ЭЛЕКТРОПРИВОДА

В статье рассматривается система управления активным выпрямителем, который является составной частью частотно-регулируемого электропривода. В системе управления применен релейно-векторный контур тока. Представлены результаты моделирования предложенной системы.

Введение

На сегодняшний день частотно-регулируемый электропривод является одним из наиболее эффективных решений для регулирования скорости производственных механизмов. Однако проблемы энергосбережения и электромагнитной совместимости в регулируемом электроприводе по-прежнему остаются актуальными. Это можно объяснить тем, что одним из основных элементов двухзвенных преобразователей регулируемого электропривода является входной выпрямитель. Чаще всего он неуправляемый, реже - управляемый. Следует также отметить, что для электроприводов, работающих в частых тормозных режимах с генерацией энергии, целесообразно возвращать эту энергию в сеть. Неуправляемый выпрямитель является самым распространенным вариантом для электроприводов переменного тока с частотным регулированием малой и средней мощности. Данный вид выпрямителей не обеспечивает ни удовлетворительной совместимости с питающей сетью, ни возможности рекуперации энергии из звена постоянного тока. Использование управляемого выпрямителя в режиме ведомого сетью инвертора позволяет обеспечить передачу энергии в обоих направлениях, однако по-прежнему не обеспечивает достаточных показателей качества передаваемой энергии. Использование инвертора на полностью управляемых ключах двунаправленной проводимости может обеспечить приближенный к единичному коэффициент сдвига фаз cos ср и минимум высших гармоник тока и решить рассматриваемую задачу.

Целью данной работы является рассмотрение системы регулирования активным выпрямителем и предварительная проверка ее работоспособности на математической модели.

Основные положения

Активный выпрямитель. Структурная схема силовой части активного выпрямителя (АВ) и системы регулирования представлена на рис. 1. Задача системы регулирования - обеспечить передачу только активной мощности через АВ в обоих направлениях. Авторы считают, что данная задача является наиболее целесообразной для систем регулируемого электропривода, работающего в 4-х квадрантах. Поэтому, учитывая данное обстоятельство, представленная система регулирования в отличие от систем, описанных в координатах dq, является более простой, содержит меньше преобразований и требует меньше вычислений.

Автономный инвертор напряжения (АИН) на полностью управляемых ключах (IGBT, MOSFET, GTO) подключатся к сети переменного тока с фазными ЭДС еа, еь, ес через дроссели Ldp. Для качественного регулирования напряжения IIj на конденсаторе необходимо обеспечить стабильный ток заряда/разряда конденсатора. Это значит, что активный выпрямитель должен работать в режиме источника тока, что возможно при охвате его отрицательной обратной связью по току. При этом, для обеспечения управляемости ключей, напряжение в звене постоянного тока U¡¡ должно быть больше амплитудного значения линейного напряжения сети

1 Национальный горный университет, канд. техн. наук, проф.

2 Национальный горный университет, ассистент

АИН

Рис. 1 - Активный выпрямитель

(/,/ > (/,„,. Для повышения быстродействия системы регулирования используется релейный векторный алгоритм управления током.

Контур регулирования тока. Задание на амплитуду тока инвертора формируется регулятором напряжения РН. Для формирования задания на синусоидальные токи 1га и /-[; измеряются сетевые ЭДС с последующим преобразованием в£аи£р. Полученные значения напряжения делятся на амплитуду фазной ЭДС Ет. Таким образом, получается синусоида единичной амплитуды, которая умножается на заданную амплитуду тока. В блоке БВ по полученным ошибкам регулирования тока определяются модуль и фаза вектора ошибки тока. Блок БВВ осуществляет выбор необходимого вектора напряжения инвертора по результатам вычисления блока БВ в соответствии со следующим алгоритмом [1].

Вектор ошибки Ы регулирования тока есть разность между векторами заданного /_ и действительного токов I (8/ = /_ - / ). Модуль и фаза вектора ошибки тока определяются через его проекции 5а и 5р по осям а и (3 (рис. 2, а).

(1) (2)

II I - I ■

а га а '

5Р =

ы = . + 5р2

5ф = агс^ — . 5„

В допустимой области (ДО) радиусом А модуль ошибки регулирования тока не превосходит допустимой величины.

Выбор текущего состояния АИН производится следующим образом. По проекциям ошибки находятся модуль и фаза вектора ошибки Ы (1), (2). По фазе определяется сектор, внутри которого расположен вектор ошибки, и выбирается базовый вектор этого сектора (например, согласно рис. 2, б необходимо выбрать вектор (А). При величине ошибки тока, меньшей заданной, сохраняется прежнее состояние инвертора, а следующее переключение произойдет, когда ошибка выйдет за пределы ДО.

а)

б)

Рис. 2 - Регулирование тока: а - ошибка регулирования тока; б - выбор состояния АИН

Контур регулирования напряжения. Для определения передаточной функции регулятора напряжения передаточную функцию свернутого контура тока представим в виде:

УК

WPH{p) =

27> + Г

где Ту - малая некомпенсируемая постоянная времени, которая включает в себя мертвое время ключей инвертора, вычислительные задержки, период дискретизации системы регулирования, инерционности в канале измерения тока. При расчетах принималась равной Ту = 0,0005 с.

Регулятор напряжения формирует задание на амплитуду вектора тока сети (или амплитуду фазного тока 1тф). Соотношение между током /,/ и амплитудным значением фазного тока инвертора 1тф найдем из уравнения баланса мощности:

3

Л<1 - 1ф = ~Етф1щф >

h =

■3 р J

тф тф

2U,

где Еф и 1ф- действующие значения ЭДС и тока фазы сети; Етф и 1тф - амплитудные значения ЭДС и тока фазы сети.

Структурная схема контура напряжения представлена на рис. 3. Возмущающим воздействием в данной системе является ток инвертора двигателя /„. Сделав допущение о постоянстве амплитуды фазной ЭДС сети и напряжения в звене постоянного тока при настройке регулятора напряжения на симметричный оптимум, получим следующую передаточную функцию регулятора напряжения:

Кс(*ТуР + \)

Кн(Р)=-

32 Тгкнр

wPH{p) =

КС{^р + \) 2Ud

3 Е„

Как видно из рис. 3 и передаточной функции \¥РН{р), коэффициенты регулятора зависят от величины возмущений, которыми являются изменение амплитуды сетевой ЭДС Етф и тока нагрузки/„ (и, как следствие, Щ).

Рис. 3 - Контур регулирования напряжения

Моделирование

Модель описанной выше системы была реализована в Simulink. При моделировании приняты такие допущения: частота питающего напряжения сети неизменна и равна 50 Гц, система напряжений симметрична, сопротивления и индуктивности фаз равны. В качестве параметров сети переменного тока использовались параметры трансформатора типа ТМ 25/10 со следующими значениями: сопротивление фазы вторичной обмотки RT =0,154 Ом, индуктивность фазы вторичной обмотки Zj=0,77 мГн, линейное напряжение вторичной обмотки (//=380 В. Индуктивность сетевого дросселя принята равной Л//.=0.0005 Гн. Номинальный ток нагрузки 1Н= 15 А. Нагрузка представлена в виде источника тока. Знак тока определяет режим работы нагрузки: "+" - генераторный, "-"- двигательный. Величина емкости звена постоянного тока С=5х10~4 Ф. Емкость выбиралась из расчета 100 мкФ/кВт для двигателя 5 кВт. Напряжение в звене постоянного тока стабилизировалось на уровне Ud= 560 В.

Результаты моделирования режима изменения знака тока нагрузки с увеличением тока до максимально допустимого значения при постоянном напряжении сети представлены на рис. 4. Данный режим соответствует переходу двигателя из двигательного режима в режим рекуперативного торможения с максимально допустимым током. На рис. 5 представлены результаты моделирования режима изменения знака тока нагрузки при переходе из рекуперативного торможения к разгону с максимально допустимым током. Как видно из рисунков, система регулирования обеспечивает угол сдвига фаз между напряжением и током, равным 0° в двигательном режиме и 180° в рекуперативном режиме. Форма тока синусоидальная. Однако следует отметить, что в переходных режимах наблюдаются значительные отклонения напряжения Ud (до

30 %) от заданного значения. Также видно, что переходные процессы фактически заканчиваются за один период напряжения сети.

<

£ 400 -ш

... Ud

1нЧ0

1 1 1 1 1

5.02 0.04 0.06 0.08 0.1 0.12 0.14 0.16

4, с

Рис. 4 - Изменение тока нагрузки при переходе из двигательного режима в тормозной 600« 400

<

Ж 200 m

3 о -200

-4оа

- -—-— VA-—~

Ud

1н*10 /

/

-40£

Еа_

. м

У / >ц/ / la*5

Рис. 5 - Изменение тока нагрузки при переходе из тормозного режима в двигательный

Выводы

Предложена система регулирования активным выпрямителем с релейно-векторным контуром тока. Работа системы предварительно проверена на математической модели. Результаты моделирования подтверждают работоспособность системы и показывают, что данная система требует улучшения характеристик путем поиска оптимальных параметров силовой части. Данное направление можно считать следующим шагом в исследовании предлагаемой системы управления активным выпрямителем.

Перечень ссылок

1. Казачковскгш H.H. Способ управления векторным релейным регулятором тока в электроприводах с ШИМ / H.H. Казачковскгш, Д.В. Якупов // Вюник Кременчуцького державного полп-ехшчного ушверситету: HayKOßi пращ К ДНУ. - Крсмснчук: К ДНУ, 2004. - Вип. 3/2004 (26). - С. 46-49.

Рецензент: A.A. Колб, канд. техн. наук, проф., НГУ

Статья поступила 25.03.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.