Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ПРЕДКРИЗИСНОМ ПЕРИОДЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ОАО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ХЛЕБОКОБИНАТ"'

УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ПРЕДКРИЗИСНОМ ПЕРИОДЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ОАО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ХЛЕБОКОБИНАТ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / АКТИВЫ ПРЕДПРИЯТИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсланбекова Р.М.

Статья посвящена обзору ключевых действий управления финансовой деятельностью предприятия в период назревающего кризиса. Материал представлен и раскрыт на примере открытого акционерного общества. В статье содержится решения и меры, которые проводит предприятие для избегания состояния банкротства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ПРЕДКРИЗИСНОМ ПЕРИОДЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ОАО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ХЛЕБОКОБИНАТ"»

9. Аствацатурова М.А., Чекменёв Д.С. Этнический дискурс как фактор становления российской гражданской идентичности в реинтеграции северокавказского пространства // Научная мысль Кавказа. 2013. № 4 (76). С. 27.

10. Чекменев Д.С. Историческая динамика общественных настроений населения СССР и России в конце 70-х гг. ХХ в. - начале XXI в // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 2. С. 35-45.

11.Чекменев Д.С. Политические партии как субъекты общественно-политического дискурса // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2013. № 2. С. 245-248. 12.Чекменев Д.С. Категория «общественно-политический дискурс» в системе смежных и тождественных категорий // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2014. № 2. С. 159-163.

13. Аствацатурова М.А., Чекменев Д.С. Политико-управленческий и организационно-управленческий сегменты образовательного дискурса (мотивационноценностные установки в локальном контексте) // Гуманитарий Юга России. 2013. № 1. С. 92-102.

14. Chekmenev D.S. Transformation of the Civil Legislation in the Russian Federation in the Context of the Accession to WTO: Main Focus Areas of Discourse // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 17. № 11. С. 1546-1550.

15. Astvatsaturova M.A., Chekmenev D.S. Ethno-Political Discourse as Segment of Modern Northern Caucasus Socio-Political Discourse // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 17. № 11. С. 1532-1536.

16.Чекменев Д.С. Политические субъекты общественно-политического дискурса // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-4. С. 23-27

Арсланбекова Р.М. студент 4 курса Экономический факультет ФГБОУВПО БГАУ Россия, РБ, г. Уфа УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ПРЕДКРИЗИСНОМ ПЕРИОДЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ОАО «ТОРГОВЫЙ ДОМ

ХЛЕБОКОБИНАТ»

Аннотация

Статья посвящена обзору ключевых действий управления финансовой деятельностью предприятия в период назревающего кризиса. Материал представлен и раскрыт на примере открытого акционерного общества. В статье содержится решения и меры, которые проводит предприятие для избегания состояния банкротства.

Ключевые слова: кризис, активы предприятия, управленческие решения, финансовая деятельность.

Управление активами предприятия отличается от иных сфер деятельности финансового менеджера, в первую очередь тем что, количеством времени, посвященного для выполнения данной функции финансового менеджмента.

Есть возможность отметить, что при условиях некоторой нестабильности бизнеса управления оборотными средствами представляет собой одной из ключевых задач менеджмента предприятий. В деятельности и работе предприятия имеет место создавать некоторые значительные товарные запасы, повышать и стимулировать сбыт, предоставляя тем самым покупателям отсрочки платежа на некоторое время, которое требует повышенных объемов денежных средств.

Три категории антикризисных мер, принимаемых при угрозе банкротства предприятия:

1. Предупредительные меры - тактические и стратегические управленческие решения, позволяющие снизить риск возможной неплатежеспособности в будущем.

2. Экстренные меры - оперативные меры, направленные на быстрое восстановление платежеспособности в условиях уже возникшей кризисной ситуации.

3. Последующие меры - стратегические и тактические управленческие решения по преодолению глубокого кризиса, предполагающие проведение серьезных структурных изменений на предприятии, когда использование других мер уже малоэффективно.^]

В 1968 году профессор Эдвард Альтман предлагает свою, ставшую классической, пятифакторную модель прогнозирования вероятности банкротства предприятия. Формула расчета интегрального показателя следующая:

7= 1.2*Х1 + 1.4*Х2 + 3.3*Х3 + 0.6*Х4 + Х5

Оценка по пятифакторной модели Альтмана:

Если 7>2,9 - зона финансовой устойчивости («зеленая» зона).

Если 1,8<2<2,9 - зона неопределенности («серая» зона).

Если 7<1,8 - зона финансового риска («красная» зона).[3]

В нашем случае значение равно 1,7, следовательно относиться к зоне финансового риска, к «красной» зоне.

Одним из основных направлений, нормализации текущей финансовой деятельности предприятия ОАО «Торговый дом хлебокомбинат» является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности деятельности предприятия и достижению безубыточной работы: повышение качества и конкурентоспособности услуг, снижение их себестоимости, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь.

Предложения по разработке финансовой стратегии по выводу ОАО «Торговый дом хлебокомбинат» из кризисного финансового состояния содержатся в таблице 1.

Таблица 1 Предложения по формированию оперативных мероприятий

по выводу предприятия из кризисного финансового состояния

Цель Составляющие финансовой стратегии Результат

Снижение затрат У организации в связи со снижением ассортимента продукции появилась неиспользуемая торговая площадь. Рационально сдать 50 м 2 торговой площади в субаренду. Увеличение прибыли. Стоимость аренды за 1м 2 торговой площади в месяц равна 3000 рублей. Прибыль в год составит: 50*3000*12= 1800 тыс.руб. На эту сумму снизятся расходы на аренду и появится дополнительная прибыль

Увеличение продаж Проведение акций для стимулирования спроса. Например, скидка при покупке нескольких товаров - акция "При покупке брюк, блузки и ремня вы значительно сэкономите, ведь вместе дешевле Затраты на проведение рекламной акции составляет 45 тыс.руб. в месяц - на изготовление наружной рекламы. При этом спрос и интерес покупателей увеличится. Проведение рекламных акций способствует повышению "узнаваемости" организации. За год ожидается увеличение выручки на сумму 3900тыс.руб.

Предоставление скидок. Например, скидка 20% на вечерние платья Затраты на проведение рекламной акции составляет 75 тыс.руб. в месяц -изготовление наружной рекламы и реклама по телевидению. Выручка в год при проведении подобных мероприятий составит примерно: 4600тыс.руб

Привлечение новых покупателей, увеличение выручки Расширение ассортимента за счет уменьшения количества дорогих товаров и увеличения базового товара Это мероприятие в кризисный период будет способствовать увеличению спроса на товары среди населения со средним достатком. Выручка в год составит примерно 3000тыс.руб.

По результатам проведенного анализа были предложены конкретные мероприятия по повышению экономической устойчивости ОАО «Торговый дом хлебокомбинат». Для анализируемого предприятия в целях повышения экономической устойчивости представляется целесообразным нахождение

оптимального соотношения финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению.

Таким образом, очевидно, что существует некое множество реорганизационных процедур, применяемых при несостоятельности. Вместе с тем, существует также ряд смежных вопросов реструктуризации предприятия. Реорганизационные процедуры - это борьба за сохранение жизни предприятию, находящемуся на грани банкротства. К сожалению, необходимо признать, что огромный потенциал, заложенный в реорганизационных процедурах, до сих пор не используется практикой в полной мере.

Причиной банкротства российских предприятий в период общего кризиса являются слишком неблагоприятные макроэкономические условия: нарушение традиционных хозяйственных связей, спад спроса, резкие трудно прогнозируемые изменения экономической политики правительства, нестабильность финансового рынка. В этой связи, особенно актуальной становится проблема управления несостоятельными предприятиями именно в условиях переходной экономики.[5]

В заключение следует сказать, что ни одно предприятие, каким бы стабильным и успешным оно не было, не гарантировано гот кризисов производства. Для того, чтобы не стать кризисным любому предприятию, необходимо, разрабатывать стратегию управления, позволяющую активно воздействовать на уровень финансовой устойчивости, повышать его до минимально необходимого, а если он фактически превышает минимально необходимый уровень, - использовать эту ситуацию для улучшения структуры активов и пассивов.

Использованные источники:

1. Арутюнов, Ю.А. Антикризисное управление: Учебник для студентов / Ю.А. Арутюнов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 416 с.

2. Балдин, К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: Учебное пособие / К.В. Балдин. - М.: Дашков и К, 2013. - 268 с.

3. Беляев, А.А. Антикризисное управление.: Учебник для студентов вузов / А.А. Беляев, Э.М. Коротков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 319 с.

4. Ефимов О.Н. Экономика предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 732 с.

5. Ефимов О.Н. Экономика страхования и анализ страховых операций [Электронный ресурс]: курс лекций/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 211 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.