Научная статья на тему 'Управленческое решение: сущность, классификация, предъявляемые требования'

Управленческое решение: сущность, классификация, предъявляемые требования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16786
1987
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ / ГЕНЕЗИС УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНЧЕСКИМ РЕШЕНИЯМ / MANAGEMENT DECISION’S ESSENCE / MANAGEMENT DECISIONS’ GENESIS / ROLE OF SOCIAL ORGANIZATION AND SOCIAL INFORMATION / MANAGEMENT DECISION / CLASSIFICATION MANAGEMENT DECISIONS’ KINDS / SHOWN REQUIREMENTS TO THE MANAGEMENT DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кильмашкина Т.Н.

Статья рассматривает концептуальные подходы к управленческим решениям как особому виду решений. Обозначена сущность управленческого решения, даны классификации видов управленческих решений по различным критериям, приведены требования к управленческим решениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management Decision: Essence, Classification, Make Demands

The article considers the conceptual approaches to the management decisions as a special kind of decisions. Management decision’s essence and classification management decisions’ kinds are defined, requirements to the management decisions are shown.

Текст научной работы на тему «Управленческое решение: сущность, классификация, предъявляемые требования»

Т. Н. КИЛЬМАШКИНА,

профессор кафедры теории и методологии государственного управления, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России) E-mail: kilmashkinnf@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.14 -административное право; административный

процесс.

УДК 332.02

T. N. KILMASHKINA,

Doctor of Law, Professor, Professor at the Department of the Theory and Methodology for National Management (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

Scientific speciality: 12.00.14 — Administrative Law; Administrative Process.

28

Управленческое решение: сущность, классификация, предъявляемые требования

Management Decision: Essence, Classification, Make Demands

Статья рассматривает концептуальные подходы к управленческим решениям как особому виду решений. Обозначена сущность управленческого решения, даны классификации видов управленческих решений по различным критериям, приведены требования к управленческим решениям.

Сущность управленческого решения; генезис управленческих решений; роль социальной организации и социальной информации в выработке, принятии и организации исполнения управленческого решения; управленческое решение как осознанный (сознательный), волевой, директивно-обязательный, принятый в установленном порядке социальный акт; классификация видов управленческих решений; требования, предъявляемые к управленческим решениям.

The article considers the conceptual approaches to the management decisions as a special kind of decisions. Management decision's essence and classification management decisions' kinds are defined, requirements to the management decisions are shown.

Management decision's essence; management decisions' genesis; role of social organization and social information in production, adoption and organization of management decision's execution; management decision as conscious (conscientious), volitional, directive binding, adopted in an established procedure act; classification management decisions' kinds; shown requirements to the management decisions.

Управленческое решение представляет собой основной вид деятельности руководителя во всех сферах общества, на всех уровнях управления. Процесс его выработки, принятия, организации исполнения и реализации отражает содержание и сущность социального управления. Подготовка и реализация управленческого решения рассматриваются в науке как специализированная деятельность, направленная на упорядочение отношений между людьми и социальными институтами в соответствии с замыслом и волей доминирующего субъекта. Это механизм наделения субъектов управления полномочиями направлять процесс совместной деятельности людей на решение общих социальных проблем.

Социальный генезис управленческих решений связан с потребностью в лучшей организа-

ции общественной жизни. Данный феномен является следствием осознанного наделения наиболее подготовленной части общества полномочиями руководства общественными делами. Управленческие решения имеют для социума такое же цивилизационное значение, как и технологические изобретения, направленные на освоение человеком объектов природы. Они, наряду с государством, законодательством, рынком, представляют собой способ организации общественной жизни.

Управление людьми и социальными институтами посредством управленческих решений подразумевает рациональную организацию труда, экономической, социально-политической и духовной жизни, основанных на соблюдении норм права и этики. Управленческое решение подразумевает определение места человека в той

или иной общественной системе, его функции, права, обязанности, социальную роль.

Постиндустриальная парадигма управленческих решений ставит в центр исследований человека, изучающего и использующего законы окружающего мира для достижения сознательно поставленных целей в соответствии с определенными интересами, ценностями и идеологическими установками доминирующих субъектов.

Управленческое решение как социальный институт характеризуется устойчивым комплексом правил и норм, регулирующих ролевые отношения между людьми, выполняющими роли руководителей и исполнителей, начальников и подчиненных в различных сферах человеческой деятельности.

Сущность управленческого решения проявляется в нижеследующем:

1. В системном характере субъекта и объекта управления, что позволяет дифференцировать систему внутренних и внешних, прямых и обратных связей элементов управляющей и управляемой систем, а также ранжировать их, определять их иерархию по степени важности (значимые — незначимые, первостепенные — второстепенные и др.).

2. В социально направленных целеполагании и целедостижении в процессе подготовки и реализации управленческого решения в интересах большинства общества.

При постановке целей необходимо придерживаться следующих правил:

— цели и задачи должны быть максимально интенсивными, но достижимыми;

— все цели должны быть четко распределены во времени и иметь конкретное выражение;

— характер целей должен соответствовать характеру и предназначению деятельности социальной организации;

— цели должны быть реальными, иначе они теряют свой смысл в качестве психологических мотиваций;

— цели должны базироваться на понимании новой парадигмы приоритетов общественного развития, являющихся атрибутами правового гражданского общества и социального государства.

Показателем социальности управления является благополучие большинства граждан в стране, особенно незащищенной части населения.

3. В необходимости нормирования, институ-ционализации управленческого решения с учетом принятых этических и юридических норм.

При этом актуализируется значение профессионального правосознания субъектов и объектов управленческого решения, сформированного в процессе юридического образования и правовой практики, которые определяют их правовое мышление, правовые убеждения, правовую культуру и правовую ментальность в целом.

4. В организационном обеспечении подготовки и реализации управленческого решения, что предполагает следующее:

— конкретизацию проблем, которые необходимо решить;

— постановку социально ориентированных целей и задач;

— определение принципов (правил), функций (основных направлений), этапов, механизмов (рычагов) воздействия, ресурсного обеспечения управленческого решения и др.

Управленческое решение реализуется взаимосвязанными средствами социальной информации и социальной организации. Социальная организация невозможна без социальной информации и так же, как и социальная информация, теряет свое значение без социальной организации.

Социальная информация, ее содержание и процессы сбора, обработки, обобщения, кодирования, хранения, передачи, декодирования, использования необходимых сведений квалифицируются как идеальное содержание деятельности в процессе выработки, принятия и организации исполнения решения в форме языковых систем.

В информации находят идеальное отражение существующие социальные отношения в виде сведений, отражающих знания, умения, навыки, оценки, цели. При этом правовые нормы, с помощью которых управленческие решения регулируют жизнедеятельность отдельных социальных институтов и общества в целом в направлении получения определенного запланированного социально значимого результата, для системы органов внутренних дел имеют основополагающее значение.

Управленческая информация, служащая основой для принятия управленческого решения, понимается в науке как совокупность сведений о процессах, протекающих в органе (подразделении) управления и социальной среде, в условиях которой осуществляется деятельность [1].

Эти новые сведения, характеризующие управленческую ситуацию и снижающие уровень неопределенности в отношении будущего, восприняты, поняты и оценены как полезные для решения тех или иных управленческих задач [3].

Социальная организация как функция управления в процессе подготовки и реализации управленческого решения представляет собой необходимый порядок выработки, принятия и организации исполнения управленческого решения.

Определяющую роль во взаимоотношениях информации и организации в контексте управленческих решений играет информация [2].

Управленческое решение представляет собой социальный акт, направленный на человека, группу людей, коллектив, социальный институт и в идеале нацеленный на удовлетворение социальных потребностей и ожиданий не только субъ-

30

ектов управления, но и его объектов, в том числе большинства граждан. Критерием социальности управленческого решения является удовлетворение социальных потребностей и ожиданий общества в целом, особенно незащищенной части населения.

Е. Ф. Яськов отмечает, что противоположностью решения как социального акта являются решения субъекта и объекта индивидуального, личностного характера, не учитывающие ожидания и потребности отдельных социальных субъектов, социальных институтов и общества в целом. Необдуманное индивидуальное действие не является социальным решением (социальным актом). В этом случае по тем или иным причинам не реализуются ожидания и потребности социальных субъектов [5].

Любое управленческое решение должно быть осознанным, просчитанным. Это сознательно выбранное, основанное на мыслительных операциях сравнения и сопоставления, анализа и синтеза, умозаключения и вывода ответственное решение, учитывающее множество положительных и отрицательных обстоятельств в его технологическом и ресурсном обеспечении.

Управленческое решение трактуется как волевой акт, выражающийся в способности субъекта и объекта управления преодолевать препятствия в конкретной целенаправленной мотивированной деятельности с продуманным планом действий (когда, где, как, с приложением каких усилий, ресурсов и опыта необходимо действовать).

Управленческое решение как волевой акт предполагает удерживание объекта управления в поле зрения субъекта управления в течение всего времени, необходимого для достижения поставленных целей. Это содействует активированию смысла деятельности, связанной с получением знаний, умений и навыков, а также мобилизации определенных качеств личности (например, последовательности, настойчивости, быстроты, силы, выносливости), необходимых для исполнения решения и получения запланированного результата. В связи с этим актуализируется значение общеизвестной установки: «Не умеешь — научим! Не хочешь — заставим!».

Особую значимость волевые усилия приобретают в процессе формирования способности субъектов и объектов управления принимать и осуществлять когнитивные, инновационные, рискованные управленческие решения, требующие компетентности, мужества, ответственности и творческого подхода.

Существенным признаком управленческого решения является прогнозирование (научное предвидение, предвосхищение) ситуации. Цель прогнозирования обусловлена необходимостью выбора из имеющихся альтернатив наилучше-

го варианта решения проблемы. Однако отметим, что наилучшего варианта управленческого решения в природе не существует. Как правило, он складывается из существующих плюсов всех вариантов решения проблемы с учетом всех имеющихся минусов с перспективой возможной их локализации, смягчения или перевода в позитивное русло.

Для каждой организации является важным отлаженный механизм поиска решения и его быстродействие [5]. Необходимость выбора альтернатив сопутствует выработке, принятию управленческого решения и организации его исполнения: определению и формулированию проблем; постановке исходящих из них целей и задач; конкретизации механизмов (рычагов) управления, определяющих систему прямых и обратных связей между субъектом и объектом управления, их принципов, функций, этапов, ресурсного обеспечения и др. Однако само управленческое решение не может и не должно восприниматься альтернативно в контексте обязательности или необязательности его исполнения.

Любое управленческое решение носит директивно-обязательный характер. В соответствии с принципом единоначалия руководитель (начальник) подразделения правомочен в одностороннем порядке принимать управленческое решение, а подчиненные (рядовые) сотрудники обязаны его исполнять. Такой механизм взаимодействия воли субъекта управления с обязанностью объектов управления подчиняться этой воле обеспечивается системой норм действующего права и этическими требованиями с использованием различных материальных и моральных стимулов.

Таким образом, управленческое решение как основной вид деятельности руководителя во всех социальных сферах и на всех уровнях управления основывается на знании объективных закономерностей функционирования управляемой системы и включает в себя систему целенаправленных, логических, последовательных, взаимосвязанных управленческих действий, обеспечивающих выработку, принятие и организацию исполнения решения, гарантирующего достижение планируемой цели.

Это осознанный (сознательный), волевой, директивно-обязательный, принятый в установленном порядке социальный акт, подготовленный на основе диагностики и ранжирования по иерархии важности существующих неотложных социальных проблем, связанных с удовлетворением потребностей и ожиданий социальных субъектов, прогнозирования и выбора вариантов их решения, а также содержащий подлежащие реализации социально значимые цели (целеполага-ние) и средства их достижения (целедостижения).

Таблица

Виды управленческих решений в зависимости от критериев, положенных в основу классификации

Критерии, положенные в основу классификации Виды управленческих решений

По повторяемости проблем, подлежащих разрешению Традиционные (стандартные, рутинные); нетипичные (нестандартные)

По характеру целей Краткосрочные (текущие, оперативные); стратегические (ориентирующие на победу)

По сферам жизни Экономические; политические; социальные; духовные и др.

По сфере влияния (локализации) Локальные (воздействующие на одно подразделение или несколько структур); общеорганизационные (затрагивающие орган в целом)

По времени воздействия Краткосрочные (с коротким промежутком между принятием решения и его исполнением); среднесрочные (привязанные, как правило, к недельным, месячным, полугодовым, годовым календарным планам); перспективные (долгосрочные)

По обратимости последствий Корректируемые (обратимые, поддающиеся изменению, корректировке); некорректируемые (необратимые, неподдающиеся изменению, корректировке)

По количеству параметров (критериев) выбора Однокритериальные (безальтернативные, выбираемые по одному критерию); многокритериальные (альтернативные, выбираемые по многим критериям)

По количеству субъектов Единоличные; групповые; коллегиальные

По форме принятия Цивилизованные, институционализированные (принятые в рамках правовых или этических норм); нецивилизованные, неинституционализированные (принятые не в рамках правовых или этических норм)

По способу фиксации Официально оформленные (документально зафиксированные в виде закона, указа, распоряжения, постановления, приказа, указания, инструкции и др.); официально неоформленные (устные, недокументированные в виде закона, указа, распоряжения, постановления, приказа, указания, инструкции и др.)

По направленности воздействия Внутриорганизационные (внутренние); внешние

По видам деятельности Информационно-аналитические; организационные; кадровые и др.

По основаниям принятия решения Во исполнение решений вышестоящих органов; инициативные (самостоятельные); программные и др.

По определенности условий Определенные (предсказуемые, детерминированные); неопределенные (непредсказуемые, рискованные, вероятностные)

По функциям управления Прогнозирующие; планирующие; организующие; упорядочивающие; регламентирующие; контролирующие и др.

По характеру действия субъекта на объект управления Жесткие; ориентирующие; гибкие; нормативные и др.

По альтернативам Однозначные (одновариантные); бинарные (двухвариантные); стандартные (фиксированные); многовариантные (с множеством альтернатив)

По инновационности Инновационные (реализующие новации); неинновационные (костные, нереализующие новации)

По программируемости Программируемые (повторяющиеся, рутинные); непрограммируемые (сопряженные множеством неизвестных непредвиденных факторов)

По срочности Срочные (оперативные, требующие быстрого, неотложного принятия и исполнения решения); несрочные (неоперативные, небыстрые, в условиях достаточного количества времени); кризисные (принимаемые в ситуации кризиса: социальной аномии, стагнации, турбулентности)

По рациональности подходов руководителя Интуитивные (включающие опыт, интуицию, ощущение правильности предпринятых действий); прогнозные (основанные на научном предвидении, предвосхищении событий); рациональные (основанные на объективном анализе ситуации); программирующие (основанные на просчитанном ресурсном обеспечении) и др.

По стилю Авторитарные (жесткие, не учитывающие мнение большинства); демократичные (учитывающие мнение большинства); осторожные (характеризующиеся тщательной подготовительной работой по оценке факторов, условий); уравновешенные (сбалансированные, учитывающие систему прямых и обратных, внутренних и внешних связей и их иерархию); инертные (вялые, вязкие, медленные, костные, неуверенные, необоснованно растянутые во времени решения); импульсивные (спонтанные, необдуманные эмоциональные, аффективные, немотивированные)

<

И С а С t S X и tfc ST

s —

о §

E-

С I

sr

<

I

31

32

Управленческие решения можно дифференцировать по разным критериям и параметрам, положенным в классификации (табл.).

В качестве выводов отметим, что предпринятая дифференциация видов управленческих решений неисчерпывающая, ее можно продолжить. Необходимо понимать, что представленная классификация, как и любая другая типо-логизация, условна, искусственна, ситуативна, в чистом виде встречается редко, так как зависит от теоретических и практических интересов исследователей. В связи с этим, дифференцируя виды управленческих решений, следует учитывать их комплексные системные видовые характеристики.

В управленческой теории и практике определен ряд требований к управленческим решениям. К таким требованиям относятся:

— актуальность — потребность в конкретном управленческом решении в данный момент времени («здесь и теперь, здесь и сейчас» от лат. «hic et nunc») как характеристика отношения субъекта управления, его объекта, пространства и времени в контексте наличия определенной проблемной ситуации, требующей разрешения;

— четкая целевая направленность — кораблю, не знающему куда плыть, все ветры не по пути;

— эффективность — результативность, высокая степень достижения намеченного результата (например, В. К. Русаков отмечает, что применительно к управленческому решению под эффектом следует понимать результат, который достигается благодаря его исполнению) [4];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— обоснованность — реальность выполнения управленческого решения на базе максимально полной и достоверной информации, отражающей объективные закономерности и научные прогнозы общественного развития;

— своевременность — оперативность выработки, принятия и организации исполнения управленческого решения; невозможность его запаздывания или опережения — преждевременного принятия;

— полнота — определенность структурных элементов: субъекта и объекта управленческого решения, особенностей их взаимодействий, содержательность формулировок проблем, подлежащих разрешению, механизмов целеполага-ния и целедостижения;

— компетентность субъекта управленческого решения — квалификационная характеристика руководителя, отражающая наличие у него соответствующих способностей, оперативных и мобильных знаний, опыта, интуиции, необходимых для эффективного принятия управленческого решения и организации деятельности в данной предметной области; предполагает возможность осуществления

реального действия, преобразующего ресурсы, имеющиеся на входе, в продукты или услуги, получаемые на выходе и представляющие определенную ценность для людей; это потенциальная готовность со знанием дела решать поставленные цели и задачи, включающая содержательный (знание) и процессуальный (умение, навыки) компоненты и предполагающая владение существом проблемы и умение разрешать ее;

— полномочность — соблюдение субъектом управления прав и полномочий, которые ему предоставлены;

— соблюдение принципа законности — необходимость неукоснительного соблюдения действующих юридических норм;

— вариантность управленческого решения — всесторонняя оценка субъектом, принимающим управленческое решение, конкретной ситуации, связанной с необходимостью разрешения социальных проблем, удовлетворения нужд и ожиданий большинства граждан и выбора одного из оптимальных вариантов выработки, принятия и организации исполнения управленческого решения;

— согласованность с ранее принятыми управленческими решениями — непротиворечивость и преемственность управленческих решений; вступающие в противоречие с новыми условиями решения либо корректируются, либо отменяются;

— конкретность — точность формулировок, не допускающих различных толкований о том, кто, что, когда, где должен выполнить, как действовать; сведения об исполнителях, мероприятиях и сроках их исполнения; определенность намечаемых целей, степень предвидения результата достижения цели; ее статистически просчитанный количественный, а не императивный характер (например, повысить, снизить, усилить и т. д.);

— понятность — однозначность трактовок, не требующих дополнительных разъяснений, от которых зависят скорость и точность реализации управленческого решения;

— простота — ясность формы и содержания, т. е. управленческое решение должно быть понятным не только лицу, его принимающему, но и адресату исполнения; понятность управленческого решения для исполнителей вытекает из однозначности трактовок, не требующих дополнительных разъяснений, определяющих скорость и точность реализации управленческого решения;

— адресность — ориентированность на конкретных исполнителей, определенный объект управления, определенных социальных субъектов, чьи потребности не удовлетворены и ожидания заблокированы;

— гибкость, подвижность — управленческое решение должно приниматься тогда, когда в нем есть необходимость, и отменяться — когда необходимость в нем отпала.

Актуализированный ряд требований к управленческим решениям вариативен, ситуативен, и его можно продолжить. Представляется важным, что в управленческой теории и практике актуализированные требования необходимо учитывать и использовать в соответствии с принципами ситуативности и достаточности. В целом требования к управленческому ре-

шению должны балансировать (гармонизировать) права и обязанности субъектов и объектов, обеспечивая соответствие управленческого решения силам, способностям и другим ресурсам руководителей и исполнителей.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям, позволяют руководителю выбрать оптимальной вариант его реализации, направленный на достижение определенной запланированной цели организации с учетом имеющихся должностных полномочий и компетенций.

Список литературы:

References:

1. Булыгин Ю. Е. Организация социального управления (основные понятия и категории): словарь-справочник. М., 1999.

2. Граждан Д. В. Социальное управление как профессиональная и общественная деятельность // Социальное управление: курс лекций. М., 2000.

3. Колесников Ю. В. Кибернетизация и коммуникации в управлении // Социальное управление: курс лекций. М., 2000.

4. Русаков В. К. Качество управленческих решений: проблемы определения и подходы к его оценке // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22).

5. Яськов Е. Ф. Управленческие решения. М., 2006.

1. Bulygin Yu. E. Organizaciya social'nogo uprav-leniya (osnovnye ponyatiya i kategorii): slovar'-spravochnik. M., 1999.

2. Grazhdan D. V. Social'noe upravlenie kak professional'naya i obshchestvennaya deyatel'nost' // Social'noe upravlenie: kurs lekcij. M., 2000.

3. Kolesnikov Yu. V. Kibernetizaciya i kommuni-kacii v upravlenii // Social'noe upravlenie: kurs lekcij. M., 2000.

4. Rusakov V. K. Kachestvo upravlencheskih resh-enij: problemy opredeleniya i podhody k ego ocenke // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2012. № 2 (22).

5. Yas'kov E.F. Upravlencheskie resheniya. M., 2006.

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.