ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В СФЕРЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
1 2 Сабодырь М. И. , Корзоватых Ж. М.
1Сабодырь Мария Игоревна / ИаЪоЗут Мапуа ^отеупа - студент магистратуры;
2Корзоватых Жанна Михайловна / Korzovatykh Zhanna М(ккаИоупа - кандидат экономических
наук, доцент,
кафедра бухгалтерского учета, экономический факультет, Государственный университет управления, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются сущность и основы управленческого учета в сфере водных ресурсов на государственном и мировом уровнях, а также их роль и место в экономической системе. Актуальность данной темы не вызывает сомнений: чистая вода - это основа жизни на земле. Чтобы в мире сохранялись запасы пресной и чистой воды, необходимо осуществлять грамотный контроль каждому государству над водными объектами, находящимися на его территории. Для этого необходимо проводить учет водных ресурсов, осуществлять охрану, рационально использовать и экономить водные запасы. В статье более подробно описаны виды, функции и классификация водных ресурсов, а также способы их защиты и охраны. Ключевые слова: управленческий учет, бухгалтерский учет, вода, водные ресурсы, водные запасы, водопотребление, водохозяйственные объекты, управление водопользованием.
Вода необходима человечеству для поддержания жизни на земле. Всем известный факт, что планета Земля на 70% состоит из воды, а именно в состав входят: океаны, озера, реки и моря, грунтовые воды, болота, а также ледники. Принято считать неисчерпаемость отличительной чертой водных ресурсов, и что при правильном пользовании человечества водными запасами, они непременно возобновятся, пройдя очередной круговорот воды в природе. Но существуют некоторые нюансы, способные опровергнуть вышеизложенное суждение:
■ Во-первых, почти вся вода, находящаяся на земной поверхности - соленая, она не годится для питья и сельского хозяйства, при этом доля пресной воды составляет лишь 2,5%, и большая ее часть сосредоточена в грунтовых водах и ледниках;
■ Во-вторых, потребление пресной воды растет с каждым годом все сильнее, а человечество уже успело столкнуться с такой проблемой, как рациональное расходование водных ресурсов для дальнейшего обеспечения ими человечества. На многих странах и регионах земного шара сказалась недостаточность водных ресурсов, а некоторые и вовсе уже страдают от дефицита пресной воды [5].
Основная задача управления водными ресурсами - это обеспечение всех видов хозяйственной деятельности пресной водой, а также поддержания в норме экологических показателей не только на национальном, но и на мировом уровне.
С точки зрения экономического регулирования, управление водными ресурсами и объектами включает в себя:
■ планирование, финансирование и регулирование деятельности по целесообразному использованию и охране водных запасов; установление лимитов водопользования;
■ установление норм оплаты за право пользования и потребления водных ресурсов;
■ установление нормативных взносов и штрафов за загрязнение водных объектов, слива в воду вредных отходов, сбросов и прочего мусора;
■ проверка налоговых, кредитных льгот и прочих разрешений для внедрения и использования малоотходных и безотходных технологий, а также проведения прочих мероприятий, при их эффективности в сфере водных ресурсов;
■ покрытие ущерба, нанесенного водным резервам, а также здоровью людей посредством пренебрежительного отношения к требованиям водного законодательства [4].
Главный способ повышения эффективности пользования водными запасами - это уменьшение их потребления в отраслях водного хозяйства, в большей степени это касается запасов пресной воды. Есть и другой способ - его особенность заключается в устранении больших потерь водных ресурсов на всех стадиях ее использования. Притом весомые убытки водных ресурсов замечены непосредственно среди определённых участников процесса водного хозяйства, к таким убыткам следует относить потери воды в сфере коммунальной службы. Принято считать, что в сравнении с другими странами, которые более бережливо относятся к национальным водным запасам (к таким странам, например, относится Англия и еще многие страны Европы) в России относительно низкие тарифы на воду и население страны расточительно используют запасы пресной воды, пренебрегая национальным водным резервом. При управлении водными ресурсами следует обратить внимание на следующие обстоятельства:
■ изменение объема воды в зависимости от времени года и местонахождения водных запасов;
■ возрастание загрязнений и засорений водных запасов под влиянием природных и антропогенных факторов;
■ отрицательное воздействие водных ресурсов в отношении природы и национального хозяйства (наводнения, паводки, цунами и т. п.).
Учет по водным ресурсам ведется по двум направлениям:
■ Количественный учет. При управлении количеством водных запасов расчет приходится на средние объемы в рамках потребления, плюс ко всему учитываются потребители, с учетом индивидуальной характеристики каждого, чтобы проработать механизм последующего действия.
■ Качественный учет. При управлении качеством водных запасов в первую очередь учитывается требование потребителя: у каждого потребителя свой взгляд на качественную пресную воду, но, тем не менее, существуют критерии, которые их объединяют - в любом случае пресная вода должна быть чистой, прозрачной, не имеющей вкуса и запаха.
По уровню сложности управление количественными и качественными критериями воды делится на простое и сложное. При простом способе управления - вода доставляется потребителю через специальные технические сооружения (трубы). При сложном способе управления вода сначала проходит уровни подготовки (т.е. разнообразные способы очистки), а уже потом доставляется потребителю через специальные сооружения [2].
Таким образом, под управлением водными ресурсами понимается осуществление мероприятий с учетом территориального распределения ресурсов и очистки пресных вод для бесперебойного обеспечения нужд отраслей экономики водными запасами, т. е. транспортировка воды должного качества в места, где в ней нуждаются в данный момент. Управлять можно каждой составляющей водных ресурсов во времени и пространстве. Поверхностными водами - созданием водохранилищ, строительством каналов и т. д. Подземными водами также созданием водохранилищ и использованием подземных емкостей. В мировой практике накоплен большой опыт по управлению атмосферными осадками.
Для учета ресурсов поверхностных вод высчитывается их суммарный сток в среднем, как показатель водности за год, однако распределение поверхностных вод и их пользование на территории планеты Земля, а в частности по ее отдельным континентам и
61
странам, - неравномерно. Так, например, страны Содружества Независимых Государств являются мировыми рекордсменами по запасам водных резервов, их суммарное количество водных запасов уступает разве что Бразилии, и они занимают второе место по среднегодовому показателю объема речного стока в мире, у них в запасах также числятся существенные по величине запасы подземных вод. Но и по территории стран СНГ водные ресурсы распределены не совсем равномерно, этим объясняются различные метеорологические, климатические и гидрогеологические условия по отдельным странам, включенным в состав Содружества.
В среднем, на территории СНГ, объем стока приближен к отметке четыре тысячи семьсот километров кубических, притом, что основная его часть перепадает на Российскую Федерацию - более четырех тысяч кубических километров (процентная часть этого показателя превышает 90%). Значительной частью водных ресурсов также обладает Украина - 0,21 тыс. км3 (приблизительно 4,5%), показатели Казахстана, Узбекистана и Таджикистана - примерно достигают чуть более 0,1 тыс. км3 (приблизительно 2,5%) [3].
На столь неравномерное распределение стока повлияла к тому же и разная обеспеченность водными запасами стран СНГ. Показатель удельного веса обеспеченности стока стран СНГ примерно равна 210 тыс. км3 в год на один квадратный километр земной поверхности, однако в Грузии и Таджикистане этот показатель значительно выше и достигает 877 тыс. км3, что противоречит низкому туркменистанскому показателю, достигающему едва 145 тыс. км3 на один квадратный метр.
Слишком много целей стоит при пользовании водными ресурсами, что, в свою очередь, увеличивает их популярность и спрос на них, в связи с этим растет степень загрязнения и поэтапного истощения вод природных источников. Эти проблемы, несомненно, актуальны, но решаются на национальном и мировом уровнях с разной степенью важности и первостепенности.
На государственном уровне управление природными ресурсами, защиту окружающей среды и гарантию экологической безопасности осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на территории Российской Федерации, например, это Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Министерству природных ресурсов подведомственны следующие организации:
■ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
■ Федеральное агентство по недропользованию;
■ Федеральное агентство водных ресурсов;
■ Федеральное агентство лесного хозяйства;
■ Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Управление водными ресурсами на государственном уровне - это исполнительно-
распорядительная деятельность органов федеральной исполнительной власти по обеспечению рационального использования, охраны и защиты водных объектов для поддержания жизнеспособности современного и будущего поколений. В основе управленческого учета водных ресурсов лежит совокупность его функций, целей и задач, а также принципы и методы управления. Управление включает в себя следующие функции: создание и применение на практике государственными органами, юридическими и физическими лицами мероприятий по исполнению государственной водохозяйственной и гидротехнической политики, а также управление в области пользования природными ресурсами и защиту окружающей среды [7].
Особенности государственного управления водохозяйственными объектами:
1. Управление водопользованием, в первую очередь, подразумевает под собой охрану водных объектов и их рациональное использование. Многое в решении этого вопроса зависит от государства: регулирование социальных (общественных) отношений, выражение теоретических требований и разработок в сфере водопользования на практике,
но многое также зависит и от организаций, учреждений и самих граждан, а именно общее состояния и экономное использование водных ресурсов;
2. Является средством осуществления национальной экологической функции, благодаря тесному взаимодействию с министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и его подведомственных органов;
3. На правах органа власти осуществляет правомочия: владение, использование и распоряжение водными ресурсами.
Литература
1. Быкова А. В., Корзоватых Ж. М. Экономическая информация как предмет защиты. Вопросы современной экономики и менеджмента: свежий взгляд и новые решения // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, 2016. С. 86-88.
2. Рыбальский Н. Г., Думнов А. Д. Водные ресурсы и водное хозяйство России в 2015 году (Статистический сборник). М.: НИА-Природа, 2016. С. 6-20.
3. Салохиддинов А. Т., Икрамов Р. К. Управление водными ресурсами. Ташкент: ТИМИ, 2013. С. 7-9.
4. Черняев А. М. Вода России. Экономико-правовое управление водопользованием. ФГУП РосНИИВХ. Екатеринбург: Издательство «Аква-Пресс», 2000. С. 225, 231.
5. Гульпенко К. В., Цой Е. В. Классификация водных ресурсов для целей учета и систематизации платежей // Проблемы современной экономики. [Электронный ресурс]. 2012. № 2 (42). Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4147/ (дата обращения: 24.12.2016).
6. Официальный сайт Министерства природных ресурсов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/ (дата обращения: 21.12.2016).
7. Официальный сайт Федерального агентства водных ресурсов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://voda.mnr.gov.ru/ (дата обращения: 21.12.2016).
ОЦЕНКА РИСКА: ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД
1 2 Куркина Е. П. , Шувалова Д. Г.
'Куркина Елена Павловна / Kurkina Elena Pavlovna - студент; 2Шувалова Дарья Георгиевна / Shuvalova Daria Georgievna - кандидат экономических наук,
доцент,
кафедра экономики в энергетике и промышленности, экономический факультет, Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт, г. Москва
Аннотация: одним из главных этапов в процессе управления рисками является их анализ и оценка, как количественная, так и качественная. Как правило, качественная оценка рисков проводится с помощью экспертов в конкретной отрасли. Но на сегодняшний день не существует официально установленных критериев подбора и оценки компетентности экспертов, нет единой методики, позволяющей оценить риски на основании ответов экспертов, ни в целом, ни по отраслям промышленности. Поэтому, в данной работе уделяется внимание рассмотрению метода экспертных оценок в управлении рисками и разработке анкет для опроса экспертов в области энергетики, с целью дальнейшей качественной оценки рисков в энергетической отрасли промышленности.
Ключевые слова: риски, оценка риска, экспертная оценка риска, качественная оценка риска, экспертная оценка риска.