Научная статья на тему 'Управленческий учет: налоговое планирование как метод системы бюджетирования в сельском хозяйстве'

Управленческий учет: налоговое планирование как метод системы бюджетирования в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остаев Гамлет Яковлевич

В статье рассматриваются особенности принятия управленческих решений в сельскохозяйственных организациях на основании сведений о затратах и составления бюджетов для целей налогового планирования. Управленческий учет в сельскохозяйственных организациях является главным инструментом бюджетирования и управления не только затратами и процессами деятельности, но и налогообложения. Представленный вариант оптимизации системы бюджетирования для целей налогового планирования раскрывает определенные возможности уменьшения налогооблагаемой базы сельскохозяйственных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management Accounting: Tax Planning as a Method of the Budgeting System in Agriculture

The article considers the specifics of making managerial decisions in agricultural organizations on the basis of information on costs and budgeting for tax planning purposes. Management accounting in agricultural organizations is the main tool for budgeting and managing not only the costs and processes of activities, but also taxation. The presented variant of optimization of the budgeting system for the purposes of tax planning reveals certain possibilities of reducing the taxable base of agricultural organizations.

Текст научной работы на тему «Управленческий учет: налоговое планирование как метод системы бюджетирования в сельском хозяйстве»

© 2017 г. Г. Я. Остаев

управленческий учет: налоговое планирование как метод системы бюджетирования в сельском хозяйстве

Остаев Гамлет Яковлевич — доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, канд. экон. наук.

(E-mail: ostaeff@yandex.ru)

В современной экономике необходимо прогнозировать будущее, предвидеть возможные изменения условий деятельности с помощью опережающего управления, налогового планирования и контроля. Имея общую методологическую управленческую базу, система налогового планирования адаптируется для каждой сельскохозяйственной организации согласно поставленным целям и задачам, которые необходимо реализовать предприятию, как на текущий момент, так и в перспективе в условиях постоянно изменяющейся внешней среды1.

Бухгалтерский управленческий учет тесно связан с налоговым планированием и контролем, которые являются его составной частью. Рыночные процессы, с одной стороны, воздействуют на колебания объемов производства и реализации продукции, с другой - влияют на поведение затрат, доходов и уплаты налогов.

Сведения о затратах и планировании (бюджетировании) в сельскохозяйственных организациях нужны практически на всех этапах разработки и реализации управленческих решений. Правильная организация расходования материальных и денежных средств сельскохозяйственного производства в значительной мере решает вопрос экономного ведения сельского хозяйства.

Технологические и организационные особенности производственной деятельности сельского хозяйства, количественные и качественные характеристики сельскохозяйственной продукции, цели управления служат обоснованием для различного сочетания способов и приемов учета производственных затрат и калькулирования себестоимости сельскохозяйственной продукции, способствующих правильному использованию таких экономических рычагов, как прибыль, цена, себестоимость, налоги.

Проблемы методологии и совершенствования управленческого учета, бюджетирования и налогового планирования освещены в трудах ученых экономистов: Р.А. Алборова2, А.В. Брызгалина3,

1 Алборов Р.А. Совершенствование планирования и управленческого учета затрат в системе внутреннего менеджмента эффективностью сельскохозяйственного производства /Р.А. Алборов, Б.Н. Хосиев // Известия Горского государственного аграрного университета. 2013. Т. 50. № 3. С. 213-218.

2 Алборов Р.А. Совершенствование управленческого учета в системе внутреннего управления сельскохозяйственным производством / Р.А. Алборов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - №2.-С.46-50.

3 Брызгалин А.В. Методы налоговой оптимизации. / А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин, В.В. Брызгалин, О.И. Баженов // 2-е изд., перераб. и доп. - М: Аналитика-Пресс, 2000. С. 309-311.

М.А. Вахрушиной4, А.П. Виткаловой5, Л.И. Гончаренко6, Е.Н. Евстигнеева7, В.Б. Ивашкевича8, Т.П. Карповой9, Т.А. Козенковой10, Б.Н. Хосиева11 и др.

Накоплен значительный опыт управленческого учета, бюджетирования и налогового планирования, однако данные системы чаще всего рассматриваются отдельно друг от друга и касаются, в основном, не сельскохозяйственных организации. Вместе с тем, сельское хозяйство имеет свои особенности, поэтому методика бюджетирования в сельскохозяйственной организации для целей налогового планирования в управленческом учете требует развития.

Бюджетирование в сельскохозяйственной организации для целей налогового планирования в управленческом учете так же должно занимать одно из важных мест в управлении деятельностью, позволяя координировать действия в разных направлениях сельскохозяйственного бизнеса, таких, как маркетинг, производство, переработка сельскохозяйственного сырья, снабжение (закупки) и финансы.

В управлении затратами и налогами можно выделить основные составляющие, представленные на рисунке 1.

Рис. 1. Основные составляющие управления затратами сельскохозяйственной организации

Сохранение и снижение уровня затрат, налогов связано с управлением затратами и налогами на всей стадии производства сельскохозяйственной организации12.

Представляя программу бюджетирования на предстоящий период, следует учитывать налоговые планы и текущие условия, физические, человеческие и финансовые ресурсы, которыми располагает сельскохозяйственная организация.

4 Вахрушина М.А. Этапы разработки инвестиционного проекта /М.А. Вахрушина// Современная торговля. 2008. № 5. С. 4.

5 Виткалова А.П. Бюджетирование и контроль затрат в организации./учебное пособие /А.П. Виткалова, Д.П. Миллер//. Москва, 2006.

6 Гончаренко Л. И. Налогообложение организаций. / Л. И. Гончаренко // - М.: Экономистъ, 2006.

7 Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение. / Е. Н. Евстигнеев // Краткий курс. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006.

8 Ивашкевич В. Б. Проблемы организации и методологии управленческого учета в хозяйственных организациях /В.Б. Ивашкевич //Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2006. № 4. С. 7-8.

9 Карпова Т.П. Учётно-контрольно-аналитическое обеспечение управления затратами организации / Т.П. Карпова //Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 3 (27). С. 126-129.

10 Козенкова Т.А. Налоговое планирование на предприятии. / Т.А. Козенкова // - М.: АиН, 1999. - 62с.

11 Хосиев Б.Н., Совершенствование бюджетирования в цветоводстве /Б.Н. Хосиев, Г.Я. Остаев // Бухучет в сельском хозяйстве. 2016. № 5. С. 61-67.

12 Остаев Г.Я. Современные методы исследования информации для целей управленческого учета / Г.Я. Остаев, Б.Н. Хосиев, Г.Р. Концевой// Известия Горского государственного аграрного университета. 2015. Т. 52. № 2. С. 208-213

Целью бюджетирования для целей налогового планирования в управленческом учете сельскохозяйственной организации является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.

В сельскохозяйственной организации система бюджетирования для целей налогообложения призвана решать задачи, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Задачи бюджетирования для целей налогообложения сельскохозяйственной организации

№ п/п Задачи бюджетирования Функции задач бюджетирования

1. Внедрение Повышение эффективности использования ресурсов и уменьшения налогов сельскохозяйственной организации

2. Систематизация Обеспечение координации деятельности для целей налогообложения и обеспечение взаимосвязи интересов отдельных подразделений и сельскохозяйственной организации в целом

3. Прогнозирование Управленческий анализ и оценка различных вариантов хозяйственной деятельности и налогообложения сельскохозяйственной организации и повышение обоснованности принимаемых управленческих решений

4. Сов ершенствов ание Обеспечение финансовой устойчивости, улучшение финансового состояния и оптимизация налогообложения сельскохозяйственной организации

Бюджетирование для целей налогового планирования как составная часть управленческого учета для любой сельскохозяйственной организации является стратегическим решением уменьшения расходов и увеличения доходов13. Посредством бюджетирования для целей налогового планирования сельскохозяйственной организации можно в соответствии с законодательством сократить свои налоговые обязательства и платежи.

Налоговое планирование заложено в налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает экономическим субъектам различные налоговые льготы.

Бюджетирование для целей налогового планирования эффективно как на этапе организации сельскохозяйственного производства, так и в процессе его ведения. На этапе образования сельскохозяйственной организации следует определить организационно-правовую форму, место регистрации экономического субъекта, разработку организационной структуры организации и т.д.

На современном этапе развития рыночных отношений в России созданы все условия налогового планирования, основанные на нормах законодательства.

Бюджетирование для целей налогового планирования предполагает организацию управленческого учета, учитывающего всевозможные внешние факторы по отношению к сельскохозяйственной организации.

Бюджетирование для целей налогового планирования при управленческом учете - это целенаправленная деятельность сельскохозяйственной организации стремящейся уменьшить налоговые обязательства. Бюджетирование для целей налогового планирования ориентирована на максимальное использование всех аспектов существующего налогового законодательства с целью сокращения налоговых платежей в бюджет, то есть оптимизации налогообложения.

13 Остаев Г.Я. Управленческий учет: учебник/ Г.Я. Остаев. - Москва: изд ДИС, 2015.-272 с.

Бюджетирование для целей налогового планирования в сельскохозяйственной организации является составной частью единой системы управления (рисунок 3).

стратегическое финансовое планирование N бизнес-планирование

Система управления

управленческий контроль бюджет организации J

рис. 2. Система управления при бюджетировании для целей налогового планирования

в сельскохозяйственной организации

Хорошо поставленная система управления очень важна для сельскохозяйственной организации. На основе исчисления калькуляций принимаются наиболее оптимальные управленческие решения, сравниваются фактические затраты с плановыми, в том числе для целей налогообложения. Калькуляции способствуют также повышению экономической обоснованности цен на продукцию, т. к. за базу цены принимается не только потребительская стоимость товара, но и те затраты на производство и реализацию изделий, работ, услуг, которые понесла организация в ходе своей деятельности.

Постановка бюджетирования предлагает процесс составления финансовых и налоговых планов и смет, кроме того, это управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений. В бюджетировании для целей налогового планирования можно выделить совокупные плановые действия (элементы) в рамках хозяйственно-финансового планирования, направленные на увеличение финансовых ресурсов сельскохозяйственной организации, регулирующие величину и структуру налоговой базы и другие элементы налогообложения, обеспечивающие своевременные расчеты с бюджетом по всем налогам в соответствии с действующим законодательством (таблица 2).

Таблица 2

совокупные плановые действия бюджетирования для целей налогового планирования в

сельскохозяйственной организации

№ Элементы Связь Направление

1 Состояние бухгалтерского и налогового учета в сельскохозяйственной организации Взаимодействие между бухгалтерским и налоговым учетом сельскохозяйственной организации должно строго соответ-ствоватьнормативно-правовым актам Необходимо верное толкование законодательства о бухгалтерском учете, о налогах и сборах и реагирование на постоянные изменения в них

Данные бухгалтерского учета и отчетности должны позволять получать необходимую информацию для целей налогообложения

2 Учетная политика сельскохозяйственной организации Совокупность всех способов ведения бухгалтерского и налогового учета отраженных сельскохозяйственной организацией Методы группировки и оценки фактов сельскохозяйственной деятельности, способы погашения стоимости активов, методы определения выручки и др.

Документ, утверждается экономическим сельскохозяйственной организацией самостоятельно

Продолжение табл. 2

3 Налоговые льготы и организация сделок в сельскохозяйственной организации Правильность применения налоговых льгот сельскохозяйственной организации и анализ сделок, а также их отражения в бухгалтерском учете Управленческий анализ льгот устанавливаемых законодательством по налогам, а также оценка возможных форм сделок (договоров) с учетом их налоговых последствий

Снижению ошибок способствует применение различных методов анализа и оценки налоговых льгот сельскохозяйственной организации и различных форм сделок

4 Налоговый контроль в сельскохозяйственной организации Контрольные действия со стороны руководителя сельскохозяйственной организации и специалиста по управленческому учету при составлении бюджета для целей налогообложения Организация контроля предусматривает, в первую очередь недопущение просрочки начисления и уплаты налогов сельскохозяйственной организацией

Снижению ошибок способствует применение принципов и процедур технологии внутреннего контроля налоговых расчетов сельскохозяйственной организацией

5 Налоговый календарь сельскохозяйственной организации Правильность исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей сельскохозяйственной организацией, а также представления стратегической отчетности Своевременное начисление и уплата налогов сельскохозяйственной организацией

Документ необходим для проверки правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей сельскохозяйственной организацией

6 Стратегическое управление сельскохозяйственной организацией Построение системы управления и принятия управленческих решений сельскохозяйственной организацией Эффективный способ увеличения прибыли, обеспечивает высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь сельскохозяйственной организацией на долгосрочную перспективу

На основе бюджетирования разрабатываются налоговые модули среднесрочных и текущих бюджетов сельскохозяйственной организации

7 Льготные режимы налогообложения для сельскохозяйственной организации Способы снижения налогов за счет создания сельскохозяйственных организаций, на льготных режимах налогообложения определенных территорий Российской Федерации Соответствующее построение должно вписываться в общую схему сельскохозяйственного производства, служить обоснованием снижения налогового бремени

Анализируются различные режимы налогообложения, как на территории России, так и за рубежом. Метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений сельскохозяйственной организации в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения базируется на праве субъектов РФ самостоятельно, в рамках установленных НК РФ пределов, устанавливать конкретные ставки региональных и местных налогов и льготных режимов налогообложения определенных территорий Российской Федерации (закрытые административные территориальные образования).

8 Имитационные финансовые модели для сельскохозяйственной организации Позволяют менеджеру сельскохозяйственной организации управлять значениями одной или нескольких переменных, рассчитывать совокупную налоговую нагрузку и прибыль Такие модели, больше известные как модели «что если», имитируют экономический эффект от различных предположений

Управленческий анализ действий факторов внешней среды, изменение организационной структуры бизнеса, проведение альтернативной налоговой политики и т.д.

Окончание табл. 2

9 Отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджмента сельскохозяйственной организации Сельскохозяйственная организация должна располагать информацией за несколько лет о том, какие приемы и способы налоговой оптимизации дали положительные результаты Создается основа для факторного анализа деятельности сельскохозяйственной организации, успешной разработки бизнес-плана и налогового бюджета.

Выявление причин и факторов, оказавших влияние на конечный финансовый результат сельскохозяйственной организации

Нормативно-правовое обеспечение сельскохозяйственной организации и функционирования налогового планирования в учетно-аналитической системе организаций включает в себя нормативные акты в области управленческого учета, касающиеся отдельных аспектов формирования прогнозной финансовой информации. Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых потоках хозяйствующих субъектов. Зачастую от профессионального решения, связанного с учетом налоговых рисков, зависят возможности роста и развития сельскохозяйственной организации.

Поэтому управление налогообложением является стратегической задачей любого экономического субъекта. Выработка и оценка управленческих решений исходят из целевых установок сельскохозяйственной организации и учета величины возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей управленческого учета - оптимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства. Бюджетирование для целей налогового планирования способствует снижению налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.

В управленческом учете процесс бюджетирования для целей налогового планирования состоит из следующего алгоритма (рисунок 3).

рис. 3. Алгоритм бюджетирования для целей налогового планирования в сельскохозяйственной организации

В своей деятельности сельскохозяйственные организации всегда стремятся увеличить свой доход и прибыль, а это может совпасть с уменьшением налоговых отчислений. Но в целом сельскохозяйственные организации интересует не сама по себе величина уплачиваемых налогов, а конечный финансовый результат - прибыль. Поэтому, основной задачей бюджетирования для целей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющий оптимизировать систему налогообложения. Основные принципы бюджетирования для целей налогового планирования раскрываются определенными положениями (таблица 3).

Таблица 3

принципы бюджетирования для целей налогового планирования в сельскохозяйственной организации

№ Действия Способы Оценка

1 Уменьшение налоговых платежей сельскохозяйственной организации Способ улучшения финансового состояния сельскохозяйственной организации и повышения инвестиционной привлекательности Снижать налоги целесообразно до тех пор, пока расчеты показывают, что это дает прирост свободной прибыли остающейся в распоряжении сельскохозяйственной организации

2 Снижение налогов сельскохозяйственной организации Достигается за счет ухудшения определенных финансовых показателей сельскохозяйственной организации Любой способ уменьшения, прежде чем его применять, следует оценить с точки зрения общих финансовых последствий для сельскохозяйственной организации

3 Последствия для сельскохозяйственной организации Применение одних и тех же способов уменьшения неодинаково для разных объектов и даже для условий работы сельскохозяйственной организации в разные периоды Применению конкретной рекомендации должны обязательно предшествовать расчеты прибыли, остающейся в распоряжении сельскохозяйственной организации, и свободной прибыли

4 Уменьшение налога в сельскохозяйственной организации Путем использования чистой прибыли на льготные цели сельскохозяйств енной организации Экономически обосновано лишь в случае роста общей прибыли сельскохозяйственной организации в последующие периоды

Бюджетирование для целей налогового планирования как вид управленческого учета в сельскохозяйственной организации все больше входит в практику хозяйственной жизни России, а специалист по управленческому учету становится все более значимой фигурой. Бюджетирование для целей налогового планирования - это система управления налоговыми потоками сельскохозяйственной организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов принятия управленческих решений в области налоговых доходов и расходов на микроуровне. Основные принципы сбора информации при организации и функционировании системы бюджетирования для целей налогообложения сельскохозяйственной организации представлены в таблице 4.

Таблица 4

основные принципы сбора информации при организации и функционировании системы бюджетирования для целей налогообложения

сельскохозяйственной организации

№ Принцип Сущность принципа

1 Экономичность Предполагает удовлетворение информационных потребностей сельскохозяйственной организации на основе использования способов наиболее эффективного их удовлетворения за счет обеспечения целесообразности, адресности, полезности, а также использование информации, которая уже имеется, либо которую можно легко получать на систематической основе, поскольку процесс сбора информации и ее анализа может быть очень дорогостоящим

2 Доступность Предполагает выбор метода сбора информации, гарантирующего, что необходимые объективные сведения будут получены своевременно и оперативно

3 Точность и надежность Предполагает полноту информации, ее сопоставимость, аналитичность. Надежность данных будет выше, если возможность манипуляции при их получении будет сведена к минимуму (сбор данных должны проводить лица, не заинтересованные в результате), а также, если будут использоваться инструменты проверки данных

4 Понятность Предполагает представление информации в понятном виде для восприятия потенциальных пользователей сельскохозяйственной организации

Использование вышеприведенных принципов способствует повышению результативности анализа бюджета для целей налогообложения на основе рационализации процесса сбора информации. Существование в сельскохозяйственной организации системы бюджетирования призвано обеспечить реализацию не только управленческой функции бюджетирования (как определение целевых показателей деятельности организации и путей их достижения), но и функции контроля - наблюдения за процессами реализации налоговых планов и выявление возникших отклонений.

Для создания и успешного функционирования системы управления налогами в сельскохозяйственных организациях должны быть созданы определенные условия (таблица 5).

Таблица 5

система управления налогами в сельскохозяйственных организациях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Основные действия и условия Основание и взаимосвязь

1 Наличие взаимосвязанных стратегий развития налогообложения сельскохозяйственной организации Бизнес-планы и бюджеты сельскохозяйственной организации

2 Готовность осуществлять бюджетирование для целей налогового планирования сельскохозяйственной организации Стратегические и тактические планы, четко сформулированные принципы управления сельскохозяйственной организации

3 Организация системы сбора и обработки управленческой информации сельскохозяйственной организации Использование сетевых технологий и ресурсов Интернета сельскохозяйственной организацией

4 Выделение структурного подразделения (ответственного лица) сельскохозяйственной организации Организация бюджетирования сельскохозяйственной организации для целей налогового планирования как единой системы управления

5 Разработка схемы бюджетирования для целей налогового планирования сельскохозяйственной организации Налоговое поле, договорное поле, технология внутреннего контроля сельскохозяйственной организации, налогового учета и налоговых расчетов

6 Мониторинг системы факторов сельскохозяйственной организации Влияние на условия реализации бюджетов для целей налогообложения и налоговое поле сельскохозяйственной организации

Бюджетирование для целей налогового планирования является своего рода механизмом, при помощи которого действия подразделений сельскохозяйственной организации могут быть согласованы и сведены в единый процесс. Бюджетирование для целей налогового планирования представляет собой способ оптимизации налоговых потоков сельскохозяйственной организации. В таблице 6 показан алгоритм бюджетирования для целей налогового планирования.

Таблица 6

Алгоритм бюджетирования для целей налогового планирования в сельскохозяйственной организации

№ Действия Способы Оценка

1 Текущее бюджетирование -формирование налогового поля сельскохозяйственной организации Определяется спектр основных налогов сельскохозяйственной организации, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле сельскохозяйственной организации, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей (параметров): источник платежа (статья расходов); бухгалтерская проводка; налогооблагаемая база; ставка налога; сроки уплаты; пропорции перечисления в бюджеты разных уровней; реквизиты организации, в адрес которых делаются перечисления, льготы или особые условия исчисления налога

После этого специалистами управленческого учета сельскохозяйственной организации анализируются все предоставленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам сельскохозяйственной организации

2 Формирование системы договорных отношений сельскохозяйственной организации (договорное поле) В рамках текущей сельскохозяйственной деятельности осуществляется бюджетирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. Каждая сделка должна быть оценена с точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент подготовки документов сельскохозяйственной организацией

Каждая сделка должна быть оценена еще до того, как она будет заключена сельскохозяйственной организацией

3 Подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять сельскохозяйственной организацией Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок сельскохозяйственной организацией Выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских проводок сельскохозяйственной организации

Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета сельскохозяйственной организации

4 Оценивается получение максимального финансового результата сельскохозяйственной организации с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций) Осуществляется наиболее рациональное, с налоговой точки зрения, размещение активов и прибыли сельскохозяйственной организации Определяются альтернативные способы учетной политики сельскохозяйственной организации

Учетная политика сельскохозяйственной организации - один из главных инструментов бюджетирования для целей налогового планирования

Законодательство дает сельскохозяйственной организации возможность самостоятельно выбрать способ учета той или иной операции. На правильности оценки и применения альтернативных элементов учета и налогообложения и основана разработка схем уменьшения налогообложения.

В процессе своей деятельности сельскохозяйственные организации могут нести налоговые риски. Для целей определения налоговых рисков в сельскохозяйственных организациях предварительно проводится идентификация источников их возникновения. Каждому возникшему источнику риска соответствуют определенные критерии. Налоговые риски в сельском хозяйстве делятся на финансовые и нефинансовые (таблица 7).

Таблица 7

виды налоговых рисков в сельском хозяйстве

№ Виды налоговых рисков Источники налоговых рисков

1 Финансовые Увеличение размера налоговых обязательств

Начисление штрафов, пеней

Упущенная выгода, убыток

Снижение стоимости чистых активов

2 Нефинансовые Репутационные риски

Риск усиления налогового контроля - усиление внимания со стороны налоговых органов

Уголовная ответственность собственников

Уголовная ответственность руководителей

Налоговый риск в сельском хозяйстве показывает вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь налогоплательщика, которые проявляются в виде доначислений сумм налогов, штрафов и пени, возникновения спора с налоговым органом и влекущим за собой проведение налоговой проверки14.

Эффективность разработки схем уменьшения налогообложения непосредственно зависит от применения тех или иных элементов учетной политики, базирующейся на ряде законодательных актов. Ключевыми элементами в текущем бюджетировании для целей налогового планирования являются правильный расчет и своевременная уплата сумм налогов. Внутренний налоговый контроль - это управленческий контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб сельскохозяйственной организации. Такой контроль предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов, качественное составление налоговых расчетов и отчетов, а также соблюдение установленных сроков уплаты в бюджет налогов и сборов. Грамотное применение положений действующего законодательства, использование всех возможных льгот, прав и гарантий позволяют значительно снизить риски бюджетирования для целей налогового планирования до наименьшего уровня. В результате достигаемый с помощью бюджетирования для целей налогового планирования положительный результат оправдывает возможные налоговые риски.

14 Клочко С. Н. Методы оценки налогового риска предприятия / С.Н. Клочко, Э.А. Аллаяров // Вопросы экономики и управления. 2016. №3.1. С. 41-44.

Библиографический список

1. Алборов Р.А. Совершенствование управленческого учета в системе внутреннего управления сельскохозяйственным производством / Р.А. Алборов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - №2.-С.46-50.

2. Алборов Р.А. Совершенствование планирования и управленческого учета затрат в системе внутреннего менеджмента эффективностью сельскохозяйственного производства / Р.А. Алборов, Б.Н. Хосиев // Известия Горского государственного аграрного университета. 2013. Т. 50. № 3. С. 213-218.

3. Брызгалин А.В. Методы налоговой оптимизации. / А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин, В.В. Брызгалин, О.И. Баженов // 2-е изд., перераб. и доп. - М: Аналитика-Пресс, 2000. С.309-311.

4. Вахрушина М.А. Этапы разработки инвестиционного проекта /М.А. Вахрушина// Современная торговля. 2008. № 5. С. 4.

5. Виткалова А.П. Бюджетирование и контроль затрат в организации./учебное пособие / А.П. Виткалова, Д.П. Миллер//. Москва, 2006.

6. Гончаренко Л. И. Налогообложение организаций. / Л. И. Гончаренко // - М.: Экономистъ, 2006.

7. Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение. / Е. Н. Евстигнеев // Краткий курс. 3-е изд. -СПб.: Питер, 2006.

8. Ивашкевич В. Б. Проблемы организации и методологии управленческого учета в хозяйственных организациях /В.Б. Ивашкевич //Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2006. № 4. С. 7-8.

9. Карпова Т.П. Учётно-контрольно-аналитическое обеспечение управления затратами организации / Т.П. Карпова //Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 3 (27). С.126-129.

10. Клочко С. Н. Методы оценки налогового риска предприятия / С.Н. Клочко, Э.А. Аллаяров // Вопросы экономики и управления. 2016. №3.1. С. 41-44.

11. Козенкова Т.А. Налоговое планирование на предприятии. / Т.А. Козенкова // - М.: АиН, 1999. - 62с.

12. Остаев Г.Я. Современные методы исследования информации для целей управленческого учета /Г.Я. Остаев, Б.Н. Хосиев, Г.Р. Концевой// Известия Горского государственного аграрного университета. 2015. Т. 52. № 2. С. 208-213

13. Остаев Г.Я. Управленческий учет: учебник/ Г.Я. Остаев. - Москва: изд ДИС, 2015.-272 с.

14. Хосиев Б.Н., Совершенствование бюджетирования в цветоводстве /Б.Н. Хосиев, Г.Я. Остаев // Бухучет в сельском хозяйстве. 2016. № 5. С. 61-67.

15. Электронный ресурс: www.consultant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.