© 2017 г. Г. Я. Остаев
управленческий учет: налоговое планирование как метод системы бюджетирования в сельском хозяйстве
Остаев Гамлет Яковлевич — доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, канд. экон. наук.
(E-mail: ostaeff@yandex.ru)
В современной экономике необходимо прогнозировать будущее, предвидеть возможные изменения условий деятельности с помощью опережающего управления, налогового планирования и контроля. Имея общую методологическую управленческую базу, система налогового планирования адаптируется для каждой сельскохозяйственной организации согласно поставленным целям и задачам, которые необходимо реализовать предприятию, как на текущий момент, так и в перспективе в условиях постоянно изменяющейся внешней среды1.
Бухгалтерский управленческий учет тесно связан с налоговым планированием и контролем, которые являются его составной частью. Рыночные процессы, с одной стороны, воздействуют на колебания объемов производства и реализации продукции, с другой - влияют на поведение затрат, доходов и уплаты налогов.
Сведения о затратах и планировании (бюджетировании) в сельскохозяйственных организациях нужны практически на всех этапах разработки и реализации управленческих решений. Правильная организация расходования материальных и денежных средств сельскохозяйственного производства в значительной мере решает вопрос экономного ведения сельского хозяйства.
Технологические и организационные особенности производственной деятельности сельского хозяйства, количественные и качественные характеристики сельскохозяйственной продукции, цели управления служат обоснованием для различного сочетания способов и приемов учета производственных затрат и калькулирования себестоимости сельскохозяйственной продукции, способствующих правильному использованию таких экономических рычагов, как прибыль, цена, себестоимость, налоги.
Проблемы методологии и совершенствования управленческого учета, бюджетирования и налогового планирования освещены в трудах ученых экономистов: Р.А. Алборова2, А.В. Брызгалина3,
1 Алборов Р.А. Совершенствование планирования и управленческого учета затрат в системе внутреннего менеджмента эффективностью сельскохозяйственного производства /Р.А. Алборов, Б.Н. Хосиев // Известия Горского государственного аграрного университета. 2013. Т. 50. № 3. С. 213-218.
2 Алборов Р.А. Совершенствование управленческого учета в системе внутреннего управления сельскохозяйственным производством / Р.А. Алборов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - №2.-С.46-50.
3 Брызгалин А.В. Методы налоговой оптимизации. / А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин, В.В. Брызгалин, О.И. Баженов // 2-е изд., перераб. и доп. - М: Аналитика-Пресс, 2000. С. 309-311.
М.А. Вахрушиной4, А.П. Виткаловой5, Л.И. Гончаренко6, Е.Н. Евстигнеева7, В.Б. Ивашкевича8, Т.П. Карповой9, Т.А. Козенковой10, Б.Н. Хосиева11 и др.
Накоплен значительный опыт управленческого учета, бюджетирования и налогового планирования, однако данные системы чаще всего рассматриваются отдельно друг от друга и касаются, в основном, не сельскохозяйственных организации. Вместе с тем, сельское хозяйство имеет свои особенности, поэтому методика бюджетирования в сельскохозяйственной организации для целей налогового планирования в управленческом учете требует развития.
Бюджетирование в сельскохозяйственной организации для целей налогового планирования в управленческом учете так же должно занимать одно из важных мест в управлении деятельностью, позволяя координировать действия в разных направлениях сельскохозяйственного бизнеса, таких, как маркетинг, производство, переработка сельскохозяйственного сырья, снабжение (закупки) и финансы.
В управлении затратами и налогами можно выделить основные составляющие, представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Основные составляющие управления затратами сельскохозяйственной организации
Сохранение и снижение уровня затрат, налогов связано с управлением затратами и налогами на всей стадии производства сельскохозяйственной организации12.
Представляя программу бюджетирования на предстоящий период, следует учитывать налоговые планы и текущие условия, физические, человеческие и финансовые ресурсы, которыми располагает сельскохозяйственная организация.
4 Вахрушина М.А. Этапы разработки инвестиционного проекта /М.А. Вахрушина// Современная торговля. 2008. № 5. С. 4.
5 Виткалова А.П. Бюджетирование и контроль затрат в организации./учебное пособие /А.П. Виткалова, Д.П. Миллер//. Москва, 2006.
6 Гончаренко Л. И. Налогообложение организаций. / Л. И. Гончаренко // - М.: Экономистъ, 2006.
7 Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение. / Е. Н. Евстигнеев // Краткий курс. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006.
8 Ивашкевич В. Б. Проблемы организации и методологии управленческого учета в хозяйственных организациях /В.Б. Ивашкевич //Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2006. № 4. С. 7-8.
9 Карпова Т.П. Учётно-контрольно-аналитическое обеспечение управления затратами организации / Т.П. Карпова //Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 3 (27). С. 126-129.
10 Козенкова Т.А. Налоговое планирование на предприятии. / Т.А. Козенкова // - М.: АиН, 1999. - 62с.
11 Хосиев Б.Н., Совершенствование бюджетирования в цветоводстве /Б.Н. Хосиев, Г.Я. Остаев // Бухучет в сельском хозяйстве. 2016. № 5. С. 61-67.
12 Остаев Г.Я. Современные методы исследования информации для целей управленческого учета / Г.Я. Остаев, Б.Н. Хосиев, Г.Р. Концевой// Известия Горского государственного аграрного университета. 2015. Т. 52. № 2. С. 208-213
Целью бюджетирования для целей налогового планирования в управленческом учете сельскохозяйственной организации является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.
В сельскохозяйственной организации система бюджетирования для целей налогообложения призвана решать задачи, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Задачи бюджетирования для целей налогообложения сельскохозяйственной организации
№ п/п Задачи бюджетирования Функции задач бюджетирования
1. Внедрение Повышение эффективности использования ресурсов и уменьшения налогов сельскохозяйственной организации
2. Систематизация Обеспечение координации деятельности для целей налогообложения и обеспечение взаимосвязи интересов отдельных подразделений и сельскохозяйственной организации в целом
3. Прогнозирование Управленческий анализ и оценка различных вариантов хозяйственной деятельности и налогообложения сельскохозяйственной организации и повышение обоснованности принимаемых управленческих решений
4. Сов ершенствов ание Обеспечение финансовой устойчивости, улучшение финансового состояния и оптимизация налогообложения сельскохозяйственной организации
Бюджетирование для целей налогового планирования как составная часть управленческого учета для любой сельскохозяйственной организации является стратегическим решением уменьшения расходов и увеличения доходов13. Посредством бюджетирования для целей налогового планирования сельскохозяйственной организации можно в соответствии с законодательством сократить свои налоговые обязательства и платежи.
Налоговое планирование заложено в налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает экономическим субъектам различные налоговые льготы.
Бюджетирование для целей налогового планирования эффективно как на этапе организации сельскохозяйственного производства, так и в процессе его ведения. На этапе образования сельскохозяйственной организации следует определить организационно-правовую форму, место регистрации экономического субъекта, разработку организационной структуры организации и т.д.
На современном этапе развития рыночных отношений в России созданы все условия налогового планирования, основанные на нормах законодательства.
Бюджетирование для целей налогового планирования предполагает организацию управленческого учета, учитывающего всевозможные внешние факторы по отношению к сельскохозяйственной организации.
Бюджетирование для целей налогового планирования при управленческом учете - это целенаправленная деятельность сельскохозяйственной организации стремящейся уменьшить налоговые обязательства. Бюджетирование для целей налогового планирования ориентирована на максимальное использование всех аспектов существующего налогового законодательства с целью сокращения налоговых платежей в бюджет, то есть оптимизации налогообложения.
13 Остаев Г.Я. Управленческий учет: учебник/ Г.Я. Остаев. - Москва: изд ДИС, 2015.-272 с.
Бюджетирование для целей налогового планирования в сельскохозяйственной организации является составной частью единой системы управления (рисунок 3).
стратегическое финансовое планирование N бизнес-планирование
Система управления
управленческий контроль бюджет организации J
рис. 2. Система управления при бюджетировании для целей налогового планирования
в сельскохозяйственной организации
Хорошо поставленная система управления очень важна для сельскохозяйственной организации. На основе исчисления калькуляций принимаются наиболее оптимальные управленческие решения, сравниваются фактические затраты с плановыми, в том числе для целей налогообложения. Калькуляции способствуют также повышению экономической обоснованности цен на продукцию, т. к. за базу цены принимается не только потребительская стоимость товара, но и те затраты на производство и реализацию изделий, работ, услуг, которые понесла организация в ходе своей деятельности.
Постановка бюджетирования предлагает процесс составления финансовых и налоговых планов и смет, кроме того, это управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений. В бюджетировании для целей налогового планирования можно выделить совокупные плановые действия (элементы) в рамках хозяйственно-финансового планирования, направленные на увеличение финансовых ресурсов сельскохозяйственной организации, регулирующие величину и структуру налоговой базы и другие элементы налогообложения, обеспечивающие своевременные расчеты с бюджетом по всем налогам в соответствии с действующим законодательством (таблица 2).
Таблица 2
совокупные плановые действия бюджетирования для целей налогового планирования в
сельскохозяйственной организации
№ Элементы Связь Направление
1 Состояние бухгалтерского и налогового учета в сельскохозяйственной организации Взаимодействие между бухгалтерским и налоговым учетом сельскохозяйственной организации должно строго соответ-ствоватьнормативно-правовым актам Необходимо верное толкование законодательства о бухгалтерском учете, о налогах и сборах и реагирование на постоянные изменения в них
Данные бухгалтерского учета и отчетности должны позволять получать необходимую информацию для целей налогообложения
2 Учетная политика сельскохозяйственной организации Совокупность всех способов ведения бухгалтерского и налогового учета отраженных сельскохозяйственной организацией Методы группировки и оценки фактов сельскохозяйственной деятельности, способы погашения стоимости активов, методы определения выручки и др.
Документ, утверждается экономическим сельскохозяйственной организацией самостоятельно
Продолжение табл. 2
3 Налоговые льготы и организация сделок в сельскохозяйственной организации Правильность применения налоговых льгот сельскохозяйственной организации и анализ сделок, а также их отражения в бухгалтерском учете Управленческий анализ льгот устанавливаемых законодательством по налогам, а также оценка возможных форм сделок (договоров) с учетом их налоговых последствий
Снижению ошибок способствует применение различных методов анализа и оценки налоговых льгот сельскохозяйственной организации и различных форм сделок
4 Налоговый контроль в сельскохозяйственной организации Контрольные действия со стороны руководителя сельскохозяйственной организации и специалиста по управленческому учету при составлении бюджета для целей налогообложения Организация контроля предусматривает, в первую очередь недопущение просрочки начисления и уплаты налогов сельскохозяйственной организацией
Снижению ошибок способствует применение принципов и процедур технологии внутреннего контроля налоговых расчетов сельскохозяйственной организацией
5 Налоговый календарь сельскохозяйственной организации Правильность исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей сельскохозяйственной организацией, а также представления стратегической отчетности Своевременное начисление и уплата налогов сельскохозяйственной организацией
Документ необходим для проверки правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей сельскохозяйственной организацией
6 Стратегическое управление сельскохозяйственной организацией Построение системы управления и принятия управленческих решений сельскохозяйственной организацией Эффективный способ увеличения прибыли, обеспечивает высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь сельскохозяйственной организацией на долгосрочную перспективу
На основе бюджетирования разрабатываются налоговые модули среднесрочных и текущих бюджетов сельскохозяйственной организации
7 Льготные режимы налогообложения для сельскохозяйственной организации Способы снижения налогов за счет создания сельскохозяйственных организаций, на льготных режимах налогообложения определенных территорий Российской Федерации Соответствующее построение должно вписываться в общую схему сельскохозяйственного производства, служить обоснованием снижения налогового бремени
Анализируются различные режимы налогообложения, как на территории России, так и за рубежом. Метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений сельскохозяйственной организации в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения базируется на праве субъектов РФ самостоятельно, в рамках установленных НК РФ пределов, устанавливать конкретные ставки региональных и местных налогов и льготных режимов налогообложения определенных территорий Российской Федерации (закрытые административные территориальные образования).
8 Имитационные финансовые модели для сельскохозяйственной организации Позволяют менеджеру сельскохозяйственной организации управлять значениями одной или нескольких переменных, рассчитывать совокупную налоговую нагрузку и прибыль Такие модели, больше известные как модели «что если», имитируют экономический эффект от различных предположений
Управленческий анализ действий факторов внешней среды, изменение организационной структуры бизнеса, проведение альтернативной налоговой политики и т.д.
Окончание табл. 2
9 Отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджмента сельскохозяйственной организации Сельскохозяйственная организация должна располагать информацией за несколько лет о том, какие приемы и способы налоговой оптимизации дали положительные результаты Создается основа для факторного анализа деятельности сельскохозяйственной организации, успешной разработки бизнес-плана и налогового бюджета.
Выявление причин и факторов, оказавших влияние на конечный финансовый результат сельскохозяйственной организации
Нормативно-правовое обеспечение сельскохозяйственной организации и функционирования налогового планирования в учетно-аналитической системе организаций включает в себя нормативные акты в области управленческого учета, касающиеся отдельных аспектов формирования прогнозной финансовой информации. Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых потоках хозяйствующих субъектов. Зачастую от профессионального решения, связанного с учетом налоговых рисков, зависят возможности роста и развития сельскохозяйственной организации.
Поэтому управление налогообложением является стратегической задачей любого экономического субъекта. Выработка и оценка управленческих решений исходят из целевых установок сельскохозяйственной организации и учета величины возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей управленческого учета - оптимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства. Бюджетирование для целей налогового планирования способствует снижению налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.
В управленческом учете процесс бюджетирования для целей налогового планирования состоит из следующего алгоритма (рисунок 3).
рис. 3. Алгоритм бюджетирования для целей налогового планирования в сельскохозяйственной организации
В своей деятельности сельскохозяйственные организации всегда стремятся увеличить свой доход и прибыль, а это может совпасть с уменьшением налоговых отчислений. Но в целом сельскохозяйственные организации интересует не сама по себе величина уплачиваемых налогов, а конечный финансовый результат - прибыль. Поэтому, основной задачей бюджетирования для целей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющий оптимизировать систему налогообложения. Основные принципы бюджетирования для целей налогового планирования раскрываются определенными положениями (таблица 3).
Таблица 3
принципы бюджетирования для целей налогового планирования в сельскохозяйственной организации
№ Действия Способы Оценка
1 Уменьшение налоговых платежей сельскохозяйственной организации Способ улучшения финансового состояния сельскохозяйственной организации и повышения инвестиционной привлекательности Снижать налоги целесообразно до тех пор, пока расчеты показывают, что это дает прирост свободной прибыли остающейся в распоряжении сельскохозяйственной организации
2 Снижение налогов сельскохозяйственной организации Достигается за счет ухудшения определенных финансовых показателей сельскохозяйственной организации Любой способ уменьшения, прежде чем его применять, следует оценить с точки зрения общих финансовых последствий для сельскохозяйственной организации
3 Последствия для сельскохозяйственной организации Применение одних и тех же способов уменьшения неодинаково для разных объектов и даже для условий работы сельскохозяйственной организации в разные периоды Применению конкретной рекомендации должны обязательно предшествовать расчеты прибыли, остающейся в распоряжении сельскохозяйственной организации, и свободной прибыли
4 Уменьшение налога в сельскохозяйственной организации Путем использования чистой прибыли на льготные цели сельскохозяйств енной организации Экономически обосновано лишь в случае роста общей прибыли сельскохозяйственной организации в последующие периоды
Бюджетирование для целей налогового планирования как вид управленческого учета в сельскохозяйственной организации все больше входит в практику хозяйственной жизни России, а специалист по управленческому учету становится все более значимой фигурой. Бюджетирование для целей налогового планирования - это система управления налоговыми потоками сельскохозяйственной организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов принятия управленческих решений в области налоговых доходов и расходов на микроуровне. Основные принципы сбора информации при организации и функционировании системы бюджетирования для целей налогообложения сельскохозяйственной организации представлены в таблице 4.
Таблица 4
основные принципы сбора информации при организации и функционировании системы бюджетирования для целей налогообложения
сельскохозяйственной организации
№ Принцип Сущность принципа
1 Экономичность Предполагает удовлетворение информационных потребностей сельскохозяйственной организации на основе использования способов наиболее эффективного их удовлетворения за счет обеспечения целесообразности, адресности, полезности, а также использование информации, которая уже имеется, либо которую можно легко получать на систематической основе, поскольку процесс сбора информации и ее анализа может быть очень дорогостоящим
2 Доступность Предполагает выбор метода сбора информации, гарантирующего, что необходимые объективные сведения будут получены своевременно и оперативно
3 Точность и надежность Предполагает полноту информации, ее сопоставимость, аналитичность. Надежность данных будет выше, если возможность манипуляции при их получении будет сведена к минимуму (сбор данных должны проводить лица, не заинтересованные в результате), а также, если будут использоваться инструменты проверки данных
4 Понятность Предполагает представление информации в понятном виде для восприятия потенциальных пользователей сельскохозяйственной организации
Использование вышеприведенных принципов способствует повышению результативности анализа бюджета для целей налогообложения на основе рационализации процесса сбора информации. Существование в сельскохозяйственной организации системы бюджетирования призвано обеспечить реализацию не только управленческой функции бюджетирования (как определение целевых показателей деятельности организации и путей их достижения), но и функции контроля - наблюдения за процессами реализации налоговых планов и выявление возникших отклонений.
Для создания и успешного функционирования системы управления налогами в сельскохозяйственных организациях должны быть созданы определенные условия (таблица 5).
Таблица 5
система управления налогами в сельскохозяйственных организациях
№ Основные действия и условия Основание и взаимосвязь
1 Наличие взаимосвязанных стратегий развития налогообложения сельскохозяйственной организации Бизнес-планы и бюджеты сельскохозяйственной организации
2 Готовность осуществлять бюджетирование для целей налогового планирования сельскохозяйственной организации Стратегические и тактические планы, четко сформулированные принципы управления сельскохозяйственной организации
3 Организация системы сбора и обработки управленческой информации сельскохозяйственной организации Использование сетевых технологий и ресурсов Интернета сельскохозяйственной организацией
4 Выделение структурного подразделения (ответственного лица) сельскохозяйственной организации Организация бюджетирования сельскохозяйственной организации для целей налогового планирования как единой системы управления
5 Разработка схемы бюджетирования для целей налогового планирования сельскохозяйственной организации Налоговое поле, договорное поле, технология внутреннего контроля сельскохозяйственной организации, налогового учета и налоговых расчетов
6 Мониторинг системы факторов сельскохозяйственной организации Влияние на условия реализации бюджетов для целей налогообложения и налоговое поле сельскохозяйственной организации
Бюджетирование для целей налогового планирования является своего рода механизмом, при помощи которого действия подразделений сельскохозяйственной организации могут быть согласованы и сведены в единый процесс. Бюджетирование для целей налогового планирования представляет собой способ оптимизации налоговых потоков сельскохозяйственной организации. В таблице 6 показан алгоритм бюджетирования для целей налогового планирования.
Таблица 6
Алгоритм бюджетирования для целей налогового планирования в сельскохозяйственной организации
№ Действия Способы Оценка
1 Текущее бюджетирование -формирование налогового поля сельскохозяйственной организации Определяется спектр основных налогов сельскохозяйственной организации, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле сельскохозяйственной организации, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей (параметров): источник платежа (статья расходов); бухгалтерская проводка; налогооблагаемая база; ставка налога; сроки уплаты; пропорции перечисления в бюджеты разных уровней; реквизиты организации, в адрес которых делаются перечисления, льготы или особые условия исчисления налога
После этого специалистами управленческого учета сельскохозяйственной организации анализируются все предоставленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам сельскохозяйственной организации
2 Формирование системы договорных отношений сельскохозяйственной организации (договорное поле) В рамках текущей сельскохозяйственной деятельности осуществляется бюджетирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. Каждая сделка должна быть оценена с точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент подготовки документов сельскохозяйственной организацией
Каждая сделка должна быть оценена еще до того, как она будет заключена сельскохозяйственной организацией
3 Подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять сельскохозяйственной организацией Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок сельскохозяйственной организацией Выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских проводок сельскохозяйственной организации
Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета сельскохозяйственной организации
4 Оценивается получение максимального финансового результата сельскохозяйственной организации с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций) Осуществляется наиболее рациональное, с налоговой точки зрения, размещение активов и прибыли сельскохозяйственной организации Определяются альтернативные способы учетной политики сельскохозяйственной организации
Учетная политика сельскохозяйственной организации - один из главных инструментов бюджетирования для целей налогового планирования
Законодательство дает сельскохозяйственной организации возможность самостоятельно выбрать способ учета той или иной операции. На правильности оценки и применения альтернативных элементов учета и налогообложения и основана разработка схем уменьшения налогообложения.
В процессе своей деятельности сельскохозяйственные организации могут нести налоговые риски. Для целей определения налоговых рисков в сельскохозяйственных организациях предварительно проводится идентификация источников их возникновения. Каждому возникшему источнику риска соответствуют определенные критерии. Налоговые риски в сельском хозяйстве делятся на финансовые и нефинансовые (таблица 7).
Таблица 7
виды налоговых рисков в сельском хозяйстве
№ Виды налоговых рисков Источники налоговых рисков
1 Финансовые Увеличение размера налоговых обязательств
Начисление штрафов, пеней
Упущенная выгода, убыток
Снижение стоимости чистых активов
2 Нефинансовые Репутационные риски
Риск усиления налогового контроля - усиление внимания со стороны налоговых органов
Уголовная ответственность собственников
Уголовная ответственность руководителей
Налоговый риск в сельском хозяйстве показывает вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь налогоплательщика, которые проявляются в виде доначислений сумм налогов, штрафов и пени, возникновения спора с налоговым органом и влекущим за собой проведение налоговой проверки14.
Эффективность разработки схем уменьшения налогообложения непосредственно зависит от применения тех или иных элементов учетной политики, базирующейся на ряде законодательных актов. Ключевыми элементами в текущем бюджетировании для целей налогового планирования являются правильный расчет и своевременная уплата сумм налогов. Внутренний налоговый контроль - это управленческий контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб сельскохозяйственной организации. Такой контроль предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов, качественное составление налоговых расчетов и отчетов, а также соблюдение установленных сроков уплаты в бюджет налогов и сборов. Грамотное применение положений действующего законодательства, использование всех возможных льгот, прав и гарантий позволяют значительно снизить риски бюджетирования для целей налогового планирования до наименьшего уровня. В результате достигаемый с помощью бюджетирования для целей налогового планирования положительный результат оправдывает возможные налоговые риски.
14 Клочко С. Н. Методы оценки налогового риска предприятия / С.Н. Клочко, Э.А. Аллаяров // Вопросы экономики и управления. 2016. №3.1. С. 41-44.
Библиографический список
1. Алборов Р.А. Совершенствование управленческого учета в системе внутреннего управления сельскохозяйственным производством / Р.А. Алборов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - №2.-С.46-50.
2. Алборов Р.А. Совершенствование планирования и управленческого учета затрат в системе внутреннего менеджмента эффективностью сельскохозяйственного производства / Р.А. Алборов, Б.Н. Хосиев // Известия Горского государственного аграрного университета. 2013. Т. 50. № 3. С. 213-218.
3. Брызгалин А.В. Методы налоговой оптимизации. / А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин, В.В. Брызгалин, О.И. Баженов // 2-е изд., перераб. и доп. - М: Аналитика-Пресс, 2000. С.309-311.
4. Вахрушина М.А. Этапы разработки инвестиционного проекта /М.А. Вахрушина// Современная торговля. 2008. № 5. С. 4.
5. Виткалова А.П. Бюджетирование и контроль затрат в организации./учебное пособие / А.П. Виткалова, Д.П. Миллер//. Москва, 2006.
6. Гончаренко Л. И. Налогообложение организаций. / Л. И. Гончаренко // - М.: Экономистъ, 2006.
7. Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение. / Е. Н. Евстигнеев // Краткий курс. 3-е изд. -СПб.: Питер, 2006.
8. Ивашкевич В. Б. Проблемы организации и методологии управленческого учета в хозяйственных организациях /В.Б. Ивашкевич //Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2006. № 4. С. 7-8.
9. Карпова Т.П. Учётно-контрольно-аналитическое обеспечение управления затратами организации / Т.П. Карпова //Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 3 (27). С.126-129.
10. Клочко С. Н. Методы оценки налогового риска предприятия / С.Н. Клочко, Э.А. Аллаяров // Вопросы экономики и управления. 2016. №3.1. С. 41-44.
11. Козенкова Т.А. Налоговое планирование на предприятии. / Т.А. Козенкова // - М.: АиН, 1999. - 62с.
12. Остаев Г.Я. Современные методы исследования информации для целей управленческого учета /Г.Я. Остаев, Б.Н. Хосиев, Г.Р. Концевой// Известия Горского государственного аграрного университета. 2015. Т. 52. № 2. С. 208-213
13. Остаев Г.Я. Управленческий учет: учебник/ Г.Я. Остаев. - Москва: изд ДИС, 2015.-272 с.
14. Хосиев Б.Н., Совершенствование бюджетирования в цветоводстве /Б.Н. Хосиев, Г.Я. Остаев // Бухучет в сельском хозяйстве. 2016. № 5. С. 61-67.
15. Электронный ресурс: www.consultant.ru.