С.А. Черникова
Пермский институт экономики и финансов
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ УСПЕШНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Анализируется состояние предприятий агропромышленного комплекса, использование методов реструктуризации и финансового оздоровления предприятий, необходимость организации управленческого учета на реструктуризированных предприятиях с целью повышения эффективности функционирования вновь созданных предприятий, повышения их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.
Ключевые слова: управленческий учет, предприятие агропромышленного комплекса, система управления, конкурентоспособность, реструктуризация, инвестиционная привлекательность.
Сегодняшнее состояние агропромышленного комплекса России характеризуется большим количеством нерентабельных предприятий, которые нельзя ликвидировать в связи с большим количеством трудоустроенного населения и имеющих градообразующий характер, в данной сельской местности, в то же время функционирование таких предприятий требует значительных дотаций из регионального и федерального бюджетов [4].
Для выхода из создавшейся ситуации необходимо провести работу по трансформации этих предприятий в успешные. Сделать это можно при помощи методик реструктуризации и финансового оздоровления предприятий.
Реструктуризация, реинжиниринг (от англ. reengineering - перепроектирование) - комплекс мер по реорганизации субъекта хозяйствования (предприятия или группы предприятий) с целью совершенствования организационной структуры, экономической, кадровой и других систем, а также повышения их экономической эффективности.
Формами реорганизации согласно Гражданскому кодексу РФ являются: слияние и присоединение, разделение и выделение, преобразование (таблица).
Обязательными условиями реорганизации являются:
1. Необходимость решения общего собрания акционеров большинством в 3/4; единогласно - в ООО, производственном кооперативе.
2. Предоставление права голоса владельцам привилегированных акций.
3. Предоставление права требовать выкупа акций обществом по рыночной цене.
4. Уведомление кредиторов.
5. Возникновение права у кредиторов требовать прекращения досрочного исполнения обязательств, возмещения убытков.
6. Составление передаточного акта, разделительного баланса.
Таблица 1
Формы реорганизации предприятий
Форма реорганизации Формула Характер передачи (перехода) прав и обязанностей
Слияние А + В = С Полностью от А и В
Присоединение А + В = В Полностью от А
Разделение А = В + С Полностью от А в соответствии с разделительным балансом
Выделение А = А + В Частично от А в соответствии с разделительным балансом
Преобразование АО = ООО или ООО = АО Полностью к новому лицу
Примечание: А, В, С - предприятия различных форм собственности.
Указанные варианты реорганизации различаются аспектами перехода прав и обязанностей к вновь возникающему юридическому лицу [3, с. 18].
Реструктуризация предприятий агропромышленного комплекса является одним из инструментов, позволяющих решить проблему убыточных предприятий, не применяя процедуру банкротства.
На сегодняшний день министерством сельского хозяйства Пермского края разработан новый проект 2010 года «Покупка предприятий». Данный проект призван создать благоприятные условия для вывода из кризиса и развития ряда убыточных предприятий агропромышленного комплекса. Суть его предельно проста: успешное предприятие покупает убыточное, проводит реструктуризацию, выводит его на положительные производственно-экономические показатели и получает за это дополнительные субсидии из краевого бюджета. Фактически из двух предприятий получается одно, с общей структурой управления.
На реструктуризированных предприятиях агропромышленного комплекса, образованных в результате слияния, поглощения или присоединения, для эффективного и оперативного управления, необходимо создавать общую систему управленческого учета.
В условиях совершенствования рыночных отношений на отечественных предприятиях агропромышленного комплекса необходимо применение и внедрение наиболее рациональных и эффективных методов организации управленческого учета, с применением комплексных автоматизированных систем, позволяющих управлять затратами, результатами финансово-хозяйственной деятельности, внутренними и внешними экономическими отношениями, оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации.
Положительный опыт предприятий агропромышленного комплекса экономически развитых стран является убедительным аргументом в пользу того, что развитая информационная система предприятия является тем стержнем управленческого учета, который служит для разработки и обоснования управленческих решений, как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.
Организация и совершенствование управленческого учета на предприятии является ничем иным, как реструктуризацией системы управления предприятием. Организация управленческого учета на реструктуризированных предприятиях - высокоэффективный рыночный инструмент повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятий агропромышленного комплекса (рисунок).
Предприятия других отраслей
Частные
инвесторы
Рис. Модель создания успешного предприятия агропромышленного комплекса, путем организации управленческого учета
Целями и задачами реорганизации управленческого учета на предприятии агропромышленного комплекса являются:
• развитие механизмов корпоративного управления;
• обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
• достижение прозрачности финансово-экономического состояния;
• создание эффективного механизма управления предприятием;
• использование механизмов привлечения финансовых средств;
• повышение квалификации работников предприятия;
• повышение конкурентоспособности продукции предприятия.
Решение о реорганизации системы управления предприятий с целью
внедрения и совершенствования управленческого учета и конкретная программа мероприятий принимаются руководством предприятий.
В рамках реструктуризации предприятия должны решить три основные задачи:
1. Модернизация, замена или сокращение излишков существующей производственно-технологической базы предприятия.
2. Качественное изменение взаимоотношений с потребителями или создание новой целевой клиентской аудитории.
3. Существенное изменение системы управления и использования кадрового потенциала предприятия.
Каждое предприятие применяло собственную систему управления. В управлении экономикой предприятий существует определенная логика взаимодействия функций и процесса управления. После реструктуризации система управления должна меняться и стать общей для обоих предприятий.
Целесообразно выделить четыре стадии этого процесса. На первой стадии ставится цель функционирования предприятий, определяются количественные характеристики развития. На второй стадии организуются необходимые условия для функционирования предприятий, на третьей - ведутся учет и контроль состояния предприятий с точки зрения промежуточных или конечных результатов, которыми оценивается степень достижения целей. На четвертой стадии осуществляется регулирование отклонений, возникающих в ходе реализации целей. Определение целей развития предприятий, их воплощение в конкретных экономических показателях связано с выполнением большой и сложной работы, в области экономического моделирования желаемого состояния управляемых предприятий.
На первой стадии процесса управления можно выделить четыре функции:
1) экономический анализ как комплекс работ в области оценки достигнутых результатов, выявления внутренних и внешних резервов;
2) прогнозирование - совокупность гипотез, сценариев и моделей экономических процессов, которые могут иметь место в будущем;
3) принятие решений - совокупность способов достижения целей и задач, стоящих перед предприятиями;
4) планирование - процесс разработки и принятия планов, программ и бюджетов, определяющих способы будущих действий.
Вторая стадия процесса управления связана с формированием организационных структур управления и координацией функций. Выявление отклонений фактических величин от нормативных, плановых и прогнозных показателей. В этом суть функции контроля, призванного сигнализировать не только о случившихся, но и намечающихся отклонениях, с тем, чтобы регулирование могло вестись в превентивном порядке.
Функции контроля всегда предшествует функция учета. Благодаря учету обеспечивается сохранность ценностей и вместе с тем предприятия имеют возможность получать информацию об имеющихся ресурсах. Именно учет создает возможность реального контроля за производством [1, с. 138].
На третьей стадии процесса управления выступают еще две функции управления - учет и контроль, с помощью которых поддерживается обратная связь между управляющей системой и управляемыми предприятиями.
На заключительной стадии управления осуществляются функции регулирования и стимулирования. Регулирование - реагирование системы управления на ход событий, его изменения. Стимулирование - функция управления, сопутствующая функциям организации и регулирования.
Управляющая система целенаправленно воздействует на управляемые предприятия посредством функций, взаимосвязь и взаимодействие которых образуют замкнутый цикл управления: экономический анализ - прогнозирование - принятие решений - планирование - организация - учет - контроль -регулирование - стимулирование - экономический анализ и т.д. При этом необходимо иметь в виду, что отдельные стадии, функции управления иногда могут быть пропущены или объединены либо изменена последовательность их применения.
Проблемой развития управленческого учета является дефицит квалифицированных кадров, отсутствие стандартизации и методологической базы. Проблема подготовки и найма специалистов по управленческому учету для предприятий агропромышленного комплекса является приоритетной. Целесообразны переподготовка и обучение уже имеющихся на предприятии кадров. При внедрении системы управленческого учета меняется вся система управления предприятием, поэтому с персоналом должна проводиться разъяснительная работа, с целью недопущения конфликтов [2, с. 59].
В настоящее время вопросы организации управленческого учета на предприятиях агропромышленного комплекса приобретают особую актуальность в связи с развитием рыночных отношений и переходом на международные стандарты отчетности IAS (International Accounting Standards -международные стандарты бухучета) или GAAP (Generally Accepted Accounting Principles - общепринятые принципы бухучета, действующие в США).
Список литературы
1. Друри К. Управленческий и производственный учет: учеб.: пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 1071 с.
2. Каспина Р.Г., Логинов А.С. Финансовый учет и отчетность в условиях инфляции: учеб. пособие. - М.: Омега-Л, 2007. - 209 с. - (Библиотека высшей школы).
3. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. И.И. Мазура. - М.: Экономика, 2001. - 456 с. - (Современное бизнес-образование).
4. Управленческий учет: учеб. / А.Д. Шеремет, О.Е. Николаева, С.И. Полякова [и др.]; под ред. А. Д. Шеремета. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИН-ФРА-М, 2009. - 429 с. - (Высшее образование).
Получено 16.02.2011
S.A. Chernikova
Perm Tnst.it.ute of Economics and Finance
MANAGEMENT ACCOUNTING AS A TOOL FOR CREATING SUCCESSFUL AGRIBUSINESS
This article examines the state agro-industries, the application of methods of restructuring and financial rehabilitation of enterprises, the need for organising management accounting there to improve performance of the newly-created enterprises as well as to increase their competitiveness and investment attractiveness.
Keywords: management accounting, agro-industrial complex, management system, competitiveness, restructuring, investment attractiveness.