Научная статья на тему 'Управленческий учет и налогообложение - проблемы и перспективы оптимизации налогов'

Управленческий учет и налогообложение - проблемы и перспективы оптимизации налогов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / НАЛОГОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полькина Л.В.

В статье рассматриваются вопросы управленческой и налоговой грамотности. Изучаются проблемы рынка и налогов. Сравниваются понятия налоговая оптимизация и уклонение от налогов. Подчеркивается необходимость налоговой грамотности для руководителей и специалистов по налогам в бизнесе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT ACCOUNTING AND TAXES - THE PROBLEM AND THE FUTURE OPTIMIZATION OF TAXES

We discloses the problems of management accounting and tax cjmpetence in this article, the term tax optimization and tax evasion. We studies the questions of the market and taxes and tax competence for top management and specialists in taxes.

Текст научной работы на тему «Управленческий учет и налогообложение - проблемы и перспективы оптимизации налогов»

2. Matyakubov U.R., 2013: The water resources potential for agriculture in the Khorezm region. International Scientific Conference of the Young Scientists and talented Students on the Water Resources, Ecology and Hydrological Safety. Dec. 11-13, Moscow. 2013. p 21

3. Matyakubov U.R., 2015: Possibility efficiency water use in Khorezm region. Republican of scientific-practical conference. Bukhara, Uzbekistan, 26.12.2015, p.127

4. Rudenko I, Nurmetov K, Lamers JPA, 2012: State order and policy strategies in the cotton and wheat value chains. In: Martius C, Rudenko I, Lamers JPA, Vlek PLG (Eds.) Cotton, water, salts and soums - economic and ecological restructuring

in Khorezm, Uzbekistan. Dordrecht Heidelberg London New York, ISBN 978-94-007-1962-0, pp. 371.

5. IFMR., 2014: Development of socio-economic strategy in Khorezm prov-ince. Page 12. Tashkent: 2014

6. IFMR., 2014: Development of socio-economic strategy in Khorezm prov-ince. Page 13. Tashkent: 2014

7. IFMR., 2014: Development of socio-economic strategy in Khorezm prov-ince. Page 16. Tashkent: .2014

8. STATISTICAL YEARBOOK, 2014: The main indicators of social and economic development. Regional Statistical Committee.Urgench.2014

9. www.gazeta.uz

управленческий учет и налогообложение - проблемы и перспективы оптимизации налогов

Полькина Л.В.

Алтайский государственный университет, соискатель степени д.э.н. по экономике, Барнаул MANAGEMENT ACCOUNTING AND TAXES - THE PROBLEM AND THE FUTURE OPTIMIZATION OF TAXES Polkina L.V., Altai State University, post graduate student, Barnaul АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы управленческой и налоговой грамотности. Изучаются проблемы рынка и налогов. Сравниваются понятия налоговая оптимизация и уклонение от налогов. Подчеркивается необходимость налоговой грамотности для руководителей и специалистов по налогам в бизнесе ABSTRACT

We discloses the problems of management accounting and tax cjmpetence in this article, the term tax optimization and tax evasion. We studies the questions of the market and taxes and tax competence for top management and specialists in taxes. Ключевые слова: управленческий учет, налоговый учет, налоговая грамотность бизнеса Keywords: management accounting, tax accounting, tax competence

Как известно бухгалтерский учет это процесс идентификации экономически значимой информации, ее измерения и передачи пользователям, позволяющее им выработать обоснованные суждения и принимать взвешенные решения; т.е. основной задачей бухгалтерского учета является предоставление финансовой и нефинансовой информации, помогающей людям, принимающим решения, осуществить обоснованный выбор.

Бухгалтерский учет - это язык с помощью которого финансовая и нефинансовая информация передается лицам, имеющим тот или иной интерес к деятельности компании: менеджерам, акционерам, потенциальным инвесторам, сотрудникам, кредиторам и правительственным структурам (статистические данные и налоговая отчетность).

Управленческий учет, в свою очередь, это предоставление информации лицам в самой организации, на основе которой они могут обоснованно принимать решения и повышать эффективность и обоснованность текущих операций, в то время как финансовый учет в первую очередь предназначен для предоставления информации внешним структурам, таким образом, тем лицам, которые не входят в число сотрудников организации. Т.е. управленческий учет можно назвать внутренним учетом, а налоговый учет - внешним.

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми обще-

ственными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка.

Осуществление налоговой реформы в России привело к более справедливому распределению налоговой нагрузки, существенно ослабило стимулы к уклонению от уплаты налогов, позволило стабилизировать и снизить номинальные ставки налогов. Важнейшим результатом налоговой реформы стал рост доходов бюджета, что существенно облегчило решение задачи сокращения бюджетного дефицита. Результаты реформы свидетельствуют о том, что по каждому из поставленных направлений было достигнуто серьезное продвижение. В частности, исправлены многие дефекты налоговой системы и обеспечена ее большая нейтральность и справедливость. Самым важным результатом налоговой реформы необходимо признать существенное снижение налоговой нагрузки на экономику. Общая либерализация налоговой системы способствовала сокращению теневого сектора экономики и легализации доходов, ранее укрывавшихся от налогообложения.

В большинстве стран термин «налоговый учет» относится к признанию доходов и расходов в соответствии с налоговыми правилами, которые могут в той или иной степени отличаться от правил ведения бухгалтерского учета, принятых в какой-либо конкретной стране.

Почти во всех странах существуют различия между налогооблагаемой прибылью и результатом финансовой деятельности налогоплательщика за один и тот же период. Это вызвано различием целей, которые преследует налоговый и бухгалтерский учет.

Налоговый учет отражает государственные принципы, призванные не только точно отразить доходы налогоплательщика, но и стимулировать определенные виды инвестиций (ускоренная амортизация и иные инвестиционные стимулы), дестимулировать отдельные виды расходов (например, представительские расходы), пресекать уклонение от налогов (например, в виде трансфертного ценообразования) и поддерживать иные важнейшие цели. Все это приводит к специфике налогового законодательства.

Почти все страны используют единый источник информации для ведения отчетности как в бухгалтерских целях, так и в целях исчисления налоговой базы. Данные для составления деклараций по налогу на прибыль, как правило, берутся из бухгалтерских учетных данных налогоплательщика, которые используются как источник информации и для других налогов, например для НДС. То, каким образом осуществляется координация между бухгалтерскими учетными данными и сведениями в налоговых декларациях, определяется историей и культурой конкретной страны. Форма указанной координации во многом зависит от того, каким образом составляется бухгалтерская отчетность.

В целом различают два подхода к составлению бухгалтерской отчетности.

При первом, англосаксонском, подходе роль бухгалтера на предприятии сводится к тому, чтобы показать финансовые результаты инвесторам и владельцам предприятия и помочь управленцам принять оптимальные решения, относящиеся к деятельности предприятия. Например, в Великобритании и США правила составления бухгалтерской отчетности не определяются законом; существуют профессиональные организации, устанавливающие соответствующие стандарты, которые постоянно пересматриваются и адаптируются к меняющимся экономическим условиям.

Второй подход, который в основном применяется в странах континентальной Европы, состоит в том, что правила бухгалтерского учета и отчетности либо включаются в Торговый кодекс, либо регулируются отдельным законом о бухгалтерском учете. Во многих случаях бухгалтерский учет больше предназначен для удовлетворения интересов правительства (бюджета), чем руководства и инвесторов предприятия. Европейский Союз принял Четвертую Директиву (Финансовые счета), Седьмую Директиву (Консолидированный бухгалтерский учет) и Восьмую Директиву (Бухгалтерский учет - ответственность профессионалов), в соответствии с которыми страны - члены ЕС должны были гармонизировать свои национальные законодательства по бухгалтерскому учету в конце 1970-х и начале 1980-х гг. В результате многие страны Европы существенно изменили свои законодательства, регулирующие бухгалтерский учет и отчетность.

Еще один фактор, влияющий на то, каким образом при составлении налоговых отчетов используются бухгалтерские документы налогоплательщика, это структура налогового законодательства. Во многих европейских странах для определения налогооблагаемой прибыли предприятия используется «балансовый метод», т.е. налогооблагаемая прибыль рассчитывается путем сравнения стоимости чистых активов на балансе налогоплательщика на конец года плюс дивиденды, выплаченные налогоплательщиком в течение года, со стоимостью чистых активов на балансе налогоплательщика в начале года. Положительная разница является величиной налогооблагаемой хозяйственной прибыли, тог-

да как отрицательная рассматривается как убыток от хозяйственной деятельности. В таких системах налоговые правила тесно связаны с правилами составления бухгалтерской отчетности.

На практике, приведенные «модели» не так уж сильно отличаются, как могло показаться на первый взгляд.

С введением в действие 1 января 2002 г. гл.25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период делается налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными гл.25 НК РФ, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.

Согласно НК РФ налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренных НК РФ.

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядке формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

- первичные учетные документы (в том числе справка бухгалтера);

- аналитические регистры налогового учета;

- расчет налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Данные налогового учета - данные которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных

документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Порядок ведения бухгалтерского учета по многим позициям отличается от правил ведения налогового учета, в частности, это касается учета основных средств, нематериальных активов, процентов по долговым обязательствам, незавершенного производств и др., что привело к усложнению порядка учета данных объектов и снижению эффективности налогового контроля.

Под налоговой оптимизацией понимается деятельность налогоплательщика, направленная на снижение налогов. В отличие от уклонения от уплаты налогов налоговая оптимизация основана на легальных возможностях налогового законодательства.

Итак, уклонение от уплаты налогов является нелегальным способом уменьшения налоговых обязательств и наказывается мерами не только налоговой, но и (в ряде случаев) уголовной ответственности.

Примерами уклонения от уплаты налогов являются:

- сокрытие (неоприходование) выручки и доходов;

- осуществление деятельности организации без регистрации;

- заключение фиктивных договоров на выполнение работ, оказание услуг и т.д.

Налоговая же оптимизация может производиться разными методами. Причем необходимо учитывать, речь идет о вновь создающейся или об уже функционирующей организации.

На этапе создания организации необходимо выбрать:

- оптимальное место регистрации организации (т.е. оптимальную налоговую юрисдикцию);

- оптимальный режим налогообложения (как обычная компания или как компания, переведенная на упрощенную систему налогообложения);

- оптимальный вид договоров с контрагентами (договор купли-продажи или договор комиссии).

На этапе функционирования организации необходимо обратить внимание на выработку оптимальной учетной политики в целях налогообложения. Речь идет о выборе:

- метода учета выручки (метод начисления, кассовый метод);

- метода амортизации основных средств и нематериальных активов (линейный, нелинейный);

- метода списания товарно-материальных затрат (ФИФО, ЛИФО, по средней стоимости);

- состава и метода распределения прямых затрат и т.д.

Приказ об учетной политике - эффективный способ для

любой компании уменьшить платежи по налогам, причем совершенно легально. Руководителю компании необходимо понимать, что бухгалтер часто выбирает учетную политику

в том или ином вопросе исходя из минимизации своих собственных трудозатрат, а не из ее эффективности для компании.

Несмотря на то, что большинство организаций имеют компьютеризированные учетные системы, их постоянная перенастройка требует от главного бухгалтера и его подчиненных больших затрат времени и сил на освоение ими новых схем и правил. Поэтому зачастую руководителю необходима помощь стороннего специалиста по налогообложению или независимого внутреннего аудитора, а также он должен проявить определенную решимость и упорство при использовании полученных рекомендаций.

Прежде чем применять тот или иной способ оптимизации или минимизации налогов (что по сути одно и то же), нужно тщательно взвесить все «за» и «против». Зачастую самая законная схема налоговой экономии может дать сбой. При оптимизации ни фирме, ни ее руководителю или главбуху ничего не грозит так как при оптимизации фирма уменьшает налоги исключительно в рамках закона. Получается оптимизировать налоги можно с помощью грамотно составленной учетной политики, договоров с партнерами, применяя предусмотренные законом льготы, а также используя зацепки законодательства, на которых можно легально «сыграть».

При уклонении организация также уменьшает налоговые платежи, но только основываясь на незаконных приемах. Обычно при этом используют следующие методы:

- сокрытие выручки с помощью подмены или уничтожения накладных и других документов;

- «обналичка»;

- изменение реального количества и цены товаров при оформлении их покупки;

- не отражение в учете товаров или основных средств;

- формальное зачисление на работу тех или иных льготников (например, инвалидов), которые фактически у вас не работают;

- подделка документов (например, для увеличения расходов).

Все эти действия приводят к занижению налоговой базы по тому или иному налогу (НДС, налогу на прибыль налогу на имущество и др.). Сумма начисленных фирмой налогов будет гораздо ниже, чем должна быть на самом деле. В конечном итоге организация подаст в инспекцию декларации с заведомо искаженными данными. Кстати умышленное непредоставление декларации - это тоже уклонение. За него также предусмотрена налоговая, административная и уголовная ответственность.

Понятие «сделка» непосредственно приводит нас к понятию «рынок». Рынок -это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

Чтобы разобраться в природе рынка, представим себе примитивное экономическое сообщество из четырех человек: рыбака, охотника, гончара и фермера. На рисунке представлены три разных способа удовлетворения этими людьми своих нужд. Первый способ - самообеспечение, когда каждый из них может самостоятельно добыть для себя все необходимое. Второй способ децентрализованный обмен, когда каждый рассматривает трех других в качестве своих потенциальных «покупателей», составляющих его рынок. Третий способ - централизованный обмен, при котором на сцене появляется новое лицо, именуемое купцом и находящееся где-то в центре между ними, в месте под условным названием «рыночная площадь». Каждый из четырех везет

свои конкретные товары купцу и там обменивает их на все, что ему необходимо. По мере увеличения числа лиц и сделок растет и число купцов и рынков. В развитом обществе

Рисунок 1

На первоначальном этапе (рисунок, 1 а) каждый обеспечивает себя товарами и услугами собственного производства, понятия «рынок» не существует, происходит обмен излишками. На втором этапе - осмысленный обмен со всеми участниками (рисунок, 1 б). На этом этапе появляются налоги. Третий этап характеризуется появлением рынка, или купца, а также свободными товарно-денежными отношениями. Налоги на этом этапе разнообразны.

Экономические отношения связаны с движением вокруг понятия «рынок». Минимизация налогового бремени позволяет развиваться и рынку и игрокам - расти и выплачивать обязательную «дань» государству. При этом как показано на рисунках а и б возможен уход от налогов, что объясняется как налоговой безграмотностью, так и умыслом. То есть в случае а - налоги практически не платятся, каждый прячет свою «копилку», случай б - приходится оглядываться на государство и соседей, поэтому на этом этапе - в случае большого обмена товарами и большого круга участников возможно частичное погашение налогов, случай в - «цивилизованные» правила игры, нет смысла играть в налоговые игры. Для создаваемых предприятий и предпринимателей

рынок - это не обязательно какое-то физическое место, где встречаются и осуществляют сделки покупатели и продавцы.

чаще всего используется вариант а, для специалистов «по уходу от налогов» больше всего подходит вариант б. Крупному предприятию больше нравится играть в игру «рынок», а не «налоги», поэтому налоговые возможности и льготы они применяют с эффективностью.

Понятия управленческий, налоговый, финансовый учет являются достаточно новыми в российской практике и чем более компетентны и руководители и специалисты по отдельным видам учета, тем более эффективна экономика

Литература

1. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение. - М.,2005.

- 872с.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. - Новосибирск: Наука, 1992. - 736с.

3. Молчанов С.С. Налоги: расчет и оптимизация. - М., 2010. - 544с.

4. Петров М.А. Налоговая система и налогообложение в России. - Ростов н/Д, 2008. - 403с.

5. Петров А.В. Налоговая экономия: реальные решения.

- М., 2007. - 680с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.