Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барбаков Олег Михайлович, Горева Ольга Михайловна

Представлена роль дистанционного образования и его качества на современном этапе развития мирового сообщества. Рассмотрено значение виртуальных полигонов для принятия эффективных управленческих решений, в том числе в системе вузовского дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT QUALITY CONTROL OF REMOTE EDUCATION IN VERTUAL SPACE

The article describes the role of distance education and its quality at the present stage of the world community development. In the article the value of virtual ranges for making the effective administrative decisions, including in system of high sch ool remote education is reviewed.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

УДК 316.4

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

MANAGEMENT QUALITY CONTROL OF REMOTE EDUCATION IN VERTUAL SPACE

О. М. Барбаков, О. М. Горева

O. M. Barbakov, O. M. Goreva

Ключевые слова: управление качеством образования, дистанционное образование, социальный эксперимент, виртуальное пространство, управленческий контроль

Key words: education quality management, remote education, social experiment, virtual space, administrative control

Представлена роль дистанционного образования и его качества на современном этапе развития мирового сообщества. Рассмотрено значение виртуальных полигонов для принятия эффективных управленческих решений, в том числе в системе вузовского дистанционного образования.

The article describes the role of distance education and its quality at the present stage of the world community development. In the article the value of virtual ranges for making the effective administrative decisions, including in system of high sch ool remote education is reviewed.

Социальный эксперимент на виртуальном пространстве является инновационной технологией в системе управления вузовским образованием. До сих пор, как правило, используются технологии, эвристичность которых проверяется на конкретных группах студентов при взаимодействии их с преподавателями, работниками различных управленческих структур вуза. Такая система, работая по принципу «проб и ошибок», чревата не столько несостоятельностью результатов, сколько утратой доверия к таким методам как студентов, так и коллектива преподавателей и сотрудников. Часто для таких экспериментов на «живых людях» характерны большие финансовые затраты, структурно-организационные изменения, не приносящие пользы, а скорее причиняющие вред образовательным процессам. Современные технологии позволяют проводить эксперименты на виртуальном пространстве с достоверной проверкой их позитивных результатов, после чего внедрение апробированных заведомо положительных методик обусловливает потенциальное развитие системы образования.

В виртуальной системе возможно выдвижение гипотез, выбор экспериментального и контрольного объекта (или состояний объектов), определение нейтральных, факторных и контрольных характеристик объекта. На основе этого достигается подтверждение или опровержение гипотез о причинно-следственных конкретных типах инновационных образовательных технологий.

До сих пор в российской практике почти не применялся метод социального эксперимента на виртуальном пространстве различных общественных процессов. Исключением являются исследования К. Г. Барбаковой, О. М. Барбакова, А. С. Гаврина, Н. А. Костко, В. Г. Киселева, которые обосновали принципы его создания [1, 2]. Управление любым объектом предполагает разработку методики проведения эксперимента, и дистанционное образование не является исключением.

Широкий доступ к образованию создает его дистанционная форма. На современном этапе развития мирового сообщества почти во всех развитых странах дистанционное образование рассматривают как приоритетное направление. Правительства выделяют огромные средства для реализации этого вида образовательных процессов. Наибольшее распространение дистанционное образование получило в США, где предоставлен бесплатный доступ в Интернет на всей территории страны для всех учащихся средних школ и студентов вузов. А. Герсковитц и Г. Кулешов отмечают, что наряду с бесплатным предоставлением доступа в Интернет в конце 80-х - начале 90-х гг. XX века в США была создана материальная база интернет-образования в виде широкой сети публичных библиотек, оснащенных самыми современными персональными компьютерами, было разработано специальное программное обеспечение системы образования. Студенты, обучающиеся по программам интернет-образования, оценили ряд существенных для них преимуществ перед обычным очным видом образования: во-первых, исключение необходимости посещения занятий, что было очень удобно студентам, проживающим в мегаполисах, тративших большое количество времени на переезды; во-вторых, гибкий график выбора подготовки и сдачи тех или иных курсов; в-третьих, традиционное общение студентов и преподавателей в аудитории или лаборатории в определенное время заменилось общением через Интернет в удобное прежде всего для студента время; в-четвертых, необходимость учета преподавателем индивидуальных особенностей каждого студента; в-пятых, включение в процесс обучения коллективного обсуждения «одновременно со сколь

110

угодно большой группой студентов — путем привлечения такой опции учебного пакета программ, как дискуссия (DiscussionBoard)» [3].

Существуют различные формы дистанционного обучения. И. Семенков к первой группе относит группу учебных заведений, в работе которых используются исключительно интернет-технологии: «Выбор учебного курса, его оплата, занятия со студентами, передача контрольных заданий и их проверка, а также сдача промежуточных и финальных экзаменов осуществляется через сеть. Подобных учебных центров, иногда именуемых «виртуальными университетами», не так много из-за высоких требований к аппаратно-программному оснащению и уровню подготовки персонала, а также необходимости значительных начальных финансовых вложений. Вторую наиболее многочисленную группу составляют учебные заведения, сочетающие различные традиционные формы очного и дистанционного обучения с новшествами в духе времени. ... К третьей группе можно отнести учебные центры, для которых Интернет служит лишь внутренней коммуникационной средой. На своих сайтах они размещают информацию об учебных программах (планах), семинарах, а также библиотечные каталоги. ... Стоимость виртуального обучения в 3-5 раз ниже стоимости традиционного» [4].

Дистанционное обучение стало приоритетным для мирового сообщества не только потому, что оно дешевле для потребителей и для организаторов этой формы обучения, но и вследствие того, что оно соответствует потребностям времени. Более того, дистанционное образование является важнейшей основой дальнейшего устойчивого развития мирового сообщества в рамках современной информационной цивилизации.

Но формального решения о формировании дистанционного обучения в России явно недостаточно для его эффективной реализации. Необходимо сформировать систему критериев качества данного вида образования.

Качество дистанционной формы обучения и дистанционного образования часто рассматривают как идентичные, что представляется не совсем точным, ибо обучение и образование имеют разную направленность, различное содержание и форму, в связи с чем критерии качества различны. Дистанционное обучение является средством и методом получения дистанционного образования. Следовательно, дистанционное образование связано с дистанционным обучением, так как является результатом обучения. Эффективность дистанционного обучения обусловливает, таким образом, эвристичность дистанционного образования. Именно с таких позиций можно определить содержательные характеристики дистанционного обучения и дистанционного образования.

Р. Г. Березюк определяет качественные характеристики и представляет различные модели управления качеством. В сфере образования под качеством обучения понимается удовлетворение требований заказчика, наличие у выпускников учебного заведения знаний и умений, соответствующих требованиям промышленности (если речь идет об инженерном образовании) и образовательных учреждений. Задержка во времени между получением знаний и умений в вузе и их оценкой в производственных условиях составляет несколько лет. Тогда практическая оценка качества обучения со стороны отраслей, пользующихся услугами специалистов, является лишь вспомогательной и не может играть основную роль в управлении качеством обучения, поскольку она излишне инерционна. С точки зрения подходов к оценке и контролю качества остаются две модели управления качеством. Первая модель основана на непосредственном контроле знаний обучаемых. Методическая основа второй модели для управления качеством — международные стандарты серии ISO 9000 [5].

Первая модель играет лишь вспомогательную роль. В связи с этим особый интерес представляет вторая модель, которая учитывает не только знания обучаемых, но и процессы обучения, их организацию и принимаемые средства. Стандарты, анализируемые по этой модели Р. Г. Березюком, разработаны для управления качеством продукции и услуг в промышленности. В качестве примерной ее можно использовать, но не во всех сферах будущей профессиональной деятельности выпускников. Можно согласиться в определенной мере с моделью факторов, определяющих качество образования, предложенной в этой статье.

Подчеркивая направленность и своеобразие открытого дистанционного образования, С. А. Щенников и Л. П. Клеева отмечают непосредственную его связь с происходящими в современном обществе трансформациями, в том числе и превращение современной экономики в экономику знаний. В связи с этим основными факторами производства становятся образовательный уровень работников, их знания и навыки. Дистанционное образование дает возможность постоянно повышать образовательный уровень работников на различных этапах их профессиональной деятельности. По их мнению, новые экономические условия выдвигают требования постоянного повышения технико-экономического уровня производства, что является базой для экономического развития и конкурентоспособности предприятия. Реализовать эту задачу можно только при постоянном росте образовательного и квалификационного уровня работников, что и определяет необходимость изменения организации образовательной системы и критериев оценки ее качества. В связи с этим меняются принципы и направленность системы образования: оно становится непрерывным для работников, ибо динамика знаний и навыков работников является основой конкурентоспособности и эффективности производства. Именно дистанционная форма образования может решить эти проблемы. «Таким образом, — пишут С. А. Щенников и Л. П. Клеева, — исследование современных реалий рыночной экономики приводит к необходимости основывать анализ качества процесса открытого дистанционного образования на его воздействии на уровень исполь-

№ 1, 2014. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.

зуемых интеллектуальных активов. Соответственно, методы оценки качества образования целесообразно базировать на способах оценки интеллектуального капитала компаний. К последним в экономической литературе относят:

• q-индекс Тоббина (отношение рыночной стоимости компании к ее балансовой стоимости);

• «бенчмаркинг» (идентификацию лидеров отрасли и сравнение достижений компании с их достижениями и обучение на лучших примерах);

• «модели компетентности» (метод, позволяющий вычислить рыночную стоимость результатов труда наиболее успешных работников и, таким образом, оценить в деньгах их работу);

• «ценность бизнеса» (оценка потерь, связанных с упущенной деловой возможностью);

• «банки знаний» (метод, при котором заработная плата трактуется как актив);

• «окрашенная отчетность» (включение в финансовые документы специфических дополнений) [6].

Таким образом, обзор взглядов теоретиков на проблему качества дистанционного образования и дистанционного обучения свидетельствует о том, что, во-первых, качество обучения связывают с содержанием и формой подачи и контроля учебного материала, во-вторых, качество образования рассматривают как полученную сумму определенных знаний и умений, необходимых для выполнения профессиональной деятельности выпускника, что особенно ярко описали в своей статье С. А. Щенников и Л. П. Клеева. Выявленные характеристики качества дистанционного обучения и образования позволяют использовать их формализацию в полной мере, создав систему управленческого контроля на виртуальном пространстве качества дистанционного образования, определив методику и механизмы ее формирования.

Как и всякая автоматизированная информационная система, система управленческого контроля качества дистанционного образования на виртуальном пространстве включает следующие подсистемы:

• сбор, ввод в техническое средство, первичная обработка и передача информации;

• обработка и анализ получаемой информации;

• выдача управленческих решений и управленческих воздействий;

• контроль исполнения принятых решений [1].

Такая структура системы контроля дает возможность оптимизации качества дистанционного образования вузовских подразделений. После чего проводится комплексная оценка качества вузовского дистанционного образования.

Как известно, руководитель, принимающий решения, имеет дело с так называемыми слабоструктурированными задачами, которые опираются на трудно формализуемые исходные данные, структура решения их четко не определена и в каждом конкретном случае имеет свою специфику. Большинство задач управления относится к типу слабоструктурированных. В этом случае действия руководителя непредсказуемы, опираются на творческие, эвристические, интуитивные компоненты интеллектуальной работы, при этом мысленно проигрываются различные варианты решений, анализируется предоставленная информация, темп решения задачи задается самим исследователем. Для решения слабоструктурированных проблем на компьютере требуются машинные системы управления с такими творческими интеллектуальными функциями, как параллельное (одновременное) использование памяти, обучение и многоуровневое принятие решений в ответ на «нечеткие команды», что пока не реализуется нынешним поколением компьютеров, хотя определенные разработки в этом направлении уже начались. С другой стороны, и будущее поколение компьютеров не сможет конкурировать с человеческим разумом по его универсальности, творческим возможностям и уровню интеллектуальных функций.

Таким образом, только определенные этапы управленческой деятельности можно передать компьютеру в свете новейших разработок этих проблем, используя новую технологию распознавания образов, эвристические методы в теории познания. При разработке системы контроля качества дистанционного образования можно применять метод постановки управленческих задач на создаваемых виртуальных полигонах, основой чего являются базы данных, на анализе которых формируются выводы реализации поставленных проблем.

В соответствии с предлагаемой методикой создание автоматизированной системы контроля качества дистанционного образования начинается с организации виртуальных информационно-социологических полигонов, на которых определяются цели контроля качества дистанционного образования, конкретизируемые общими и частными управленческими задачами, решение которых необходимо для достижения поставленных целей. Следующий этап представляет собой выбор необходимой исходной информации, ее формализация, ввод в банк данных и организация информационной базы, в которой описаны уровневые объекты оценки качества дистанционного образования, представленные наборами социальных показателей, индикаторов и образованных по ним индексов. Контроль качества дистанционного образования осуществляется на основе этих социальных показателей, сгруппированных в индексы. Таким образом, создается информационно-социологический полигон исходных данных контроля, который представляет собой множество системных элементов объекта, характеризующихся набором социологических признаков (индексов). На полигоне индексы выявляются как группа социальных показателей, которые используются в дальнейшем при построении прогнозных моделей системы контроля качества дистанционного образования.

Компьютерные технологии представляют возможность создания альтернативных вариантов решений, и, в зависимости от условий функционирующих процессов, предлагают наиболее эффективный способ достижения поставленной цели. Окончательное принятие управленческого решения автоматизировано и осуществляется путем выбора наиболее эффективного варианта, выявленного на обучающем полигоне в процессе проведения деловой игры на компьютере.

Процесс контроля качества дистанционного образования переносится в информационное пространство, в так называемую виртуальную реальность, которая представляет собой искусственно созданный техническими имитационными средствами виртуальный мир, предоставляющий возможность проводить управленческий контроль на технически созданном полигоне.

Система вузовского дистанционного образования становится значительно эффективнее при создании моделируемых интерактивных виртуальных реальностей, задачей которых является предоставление возможности проведения сравнительного анализа созданного образа управленческих технологий качества дистанционного образования с существующими реалиями.

Контроль качества дистанционного образования представляет собой корректировку прогнозной модели, то есть оптимизацию отдельных индикаторов, показателей, индексов качества дистанционного образования, различных подразделений вуза, что в целом улучшает комплексный критерий качества дистанционного образования вуза.

В комплексе автоматизированная система контроля качества дистанционного образования на виртуальном пространстве представляет собой инновационную технологию вузовской образовательной деятельности.

Список литературы

1. Барбакова К. Г., Барбаков О. М., Гаврин А. С., Костко Н. А. Искусство управления городом: социальные эксперименты на виртуальном пространстве. - Курган: Зауралье, 2005.

2. Barbakov O. M., Kiselyov V. G. Methodology of carrying out social experiments in virtual space. / Tyumen State University Herald, № 8, 2012.

3. Герсковитц А., Кулешов Г. Дистанционное образование в США (опыт колледжа) // Энергия. 2004. - N° 6.

4. Семенков И. Обучение через Интернет — это реально [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.seminars. ru/anode/22/ article/119/index.htm.

5. Березюк Р. Г. Оценка систем дистанционного образования (математическая модель) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zadachi.org.ru/?n=12345.

6. Щенников С. А., Клеева Л. П. Оценка качества открытого дистанционного образования // Дополнительное профессиональное образование, - 2004. - № 7(11).

Сведения об авторах

Барбаков Олег Михайлович, д. с. н., профессор, заведующий кафедрой «Математические методы в экономике», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452) 416398, е-mail: nnn28@mail.ru

Горева Ольга Михайловна, к. с. н., доцент кафедры «Математические методы в экономике», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)416398

Barbakov O. M., Doctor of Sociology, professor, head of the chair «Mathematical methods in economics», phone: 8(3452) 416398, е-mail: nnn28@mail.ru.

Goreva O. M., Candidate of Sciences in Sociology, associate professor of the chair «Mathematical methods in economics», phone: 8(3452)416398

УДК 378:004.9ББК 74.4

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY THROUGH DISTANCE EDUCATION

П. Ю. Головин

P. Yu. Golovin

Ключевые слова: профессиональная идентичность, Интернет, дистанционное образование, общество, студенты Key words: professional identity, internet, distance education, society, students

Рассмотрены вопросы формирования профессиональной идентичности посредством дистанционного образования. Указана взаимосвязь интернет-технологий и развития общества. Представлена необходимость развития дополнительного образования.

The article discusses the formation ofprofessional identity through distance education. Contains the relationship of Internet technologies and the development of society. Presented necessity to develop distance education.

Развитие современных технологий за последние десятилетия стало причиной стремительного скачка в развитии общества. Информационные технологии настолько тесно интегрированы в структуру социума, что на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.