ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 2(12), 2017
УДК 334.025
Красикова Виолетта Николаевна, студентка 4 курса факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО КГУ e-mail: [email protected]
Логвинова Анастасия Михайловна, магистрантка 2 курса факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО КГУ e-mail: [email protected]
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И КОНТРОЛЬ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
СФЕРЫ УСЛУГ
Аннотация: в работе проводиться исследование теоретических и методических основ проведения управленческого анализа на предприятиях сферы услуг.
Ключевые слова: управленческий анализ, управленческий контроль, сфера услуг.
Krasikova Violetta Nikolaevna, the student 4 rates of faculty of economy and FGBOU'S management IN KGU
e-mail: [email protected]
Logvinove Anastasia Mikhaelovna, a magistrantka 2 rates of faculty of economy and FGBOU'S management IN KGU e-mail: [email protected]
THE MANAGERIAL ANALYSIS AND CONTROL AT THE ENTITIES OF SERVICE TRADE
Summary: in work to be conducted the research of theoretical and methodical bases of carrying out the managerial analysis at the entities of service trade
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 2(12), 2017
Keywords: managerial analysis, managerial supervision, service trade
В настоящее время управленческий учет приобретает ситуационный характер, поскольку он моделирует разные ситуации, связанные с хозяйственной деятельностью предприятия, в виде денежных потоков, изменения собственности, изменения чувствительности к резервной системе. В анализе хозяйственной деятельности, аудите, контроле, прогнозировании разграничивается финансовый и управленческий учет. Управленческий учет, который является непосредственно объектом коммерческой деятельности, представляет собой коммерческую тайну, как в сфере финансового учета, так и в рамках самостоятельного управленческого учета.
В тоже время многие компании утверждают определенные принципы, с помощью которых финансовая отчетность будет использоваться как информационная база для управленческого анализа. Такая ситуация существует из-за стремления компаний к тому, чтобы их внутренняя отчетность соответствовала требованиям к их внешней отчетности. Это позволит сопоставлять показатели деятельности одной компании другой. Вопрос заключается в том, является ли этот довод довольно веским для оправдания одинакового подхода к финансовому и управленческому учету, остается открытым. Данные управленческого учета не должны быть просто побочным продуктом деятельности систем внешней финансовой отчетности. Этот подход достаточно важен, так как он направлен на реализацию идеи создания финансового управленческого учета.
Объектом данного исследования выступают цели и принципы организации, а также задачи управленческого анализа и контроля. Предметом же являются управленческие отношения, возникающие при принятии управленческих решений на предприятиях, относящихся к сфере услуг. Цель работы - определение основных принципов организации управленческого анализа и контроля на предприятиях, относящихся к сфере услуг.
Задачи данного исследования:
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 2(12), 2017
- выявить специфические моменты присущие предприятиям сферы услуг и отличающие данный вид экономической деятельности от других;
- определить основные принципы организации управленческого анализа и контроля на предприятиях сферы услуг.
Изучив научную литературу [3,4], можно классифицировать услуги, в разрезе трех проекций:
- услуги, предоставляемые потребителям (услуги питания, услуги обслуживания, рекламные услуги);
- услуги, предоставляемые поставщикам ( финансовые, маркетинговые);
- услуги, предоставляемые предприятиям других отраслей экономики.
Степень интегрированности и развития услуг, их экономический потенциал характеризует благосостояние населения, и его уровень жизни, а также существенное воздействие на качество жизни людей.
Таблица 1 - Особенности анализа на предприятии сферы услуг
Сфера услуг характеризуется различными типами предприятий, которые в свою очередь удовлетворяют различные потребности потребителей. Такие предприятия классифицируются различными видами ассортимента продаваемых услуг. Стоит заметить, что к предприятиям сферы услуг выдвигаются требования по соблюдению санитарных норм, потому что такие услуги и продукция непосредственно связаны с жизнедеятельностью людей, и отклонения от таких санитарных норм могут повлечь за собой потенциальную опасность для потребителя. Большая роль «человеческого фактора», «стоимость» трудовых
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 2(12), 2017 ресурсов - неформализуемый компонент ресурсного потенциала, который не включается в состав совокупных активов предприятия. Особенностью предприятий сферы услуг является то, что здесь незавершенное производство - услуга, находящаяся в процессе исполнения, а готовая продукция - услуга, которая уже была оказана предприятием потребителю.
Одной и самых развивающихся и перспективных сфер экономики является сфера услуг, которая охватывает торговлю, транспорт, страхование, финансирование и т.д. Для того, чтобы достичь высоких результатов в области принятия рациональных и эффективных управленческих решений при управлении организацией необходимо использовать современные виды анализа, контроля, планирования. Так, на предприятиях сферы услуг управленческий анализ направлен на выполнение текущих нужд менеджмента компании в аналитической оценке, при краткосрочном прогнозировании последствий принятых управленческих решений. Из вышесказанного следует, что управленческий анализ обслуживание текущие и перспективные потребности управленческой практики.
{Л с Управление Контроль V У V
Функция: ^^ Планирование Прогнозирование Организация Координация Учет ^ Анализ ^
с Контроль
Рисунок 2 - Взаимоотношение между управлением и контролем В процессе осуществления управленческого анализа на предприятиях, относящихся к сфере услуг, необходимо [1]:
- определить степень исполнения плана продаж услуг по объему и структуре;
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 2(12), 2017
- определить основные тенденции изменения спроса на определенный вид услуг в динамике;
- измерить влияние ценовых и количественных факторов на изменение реализации услуг, сравнив факт с планом;
- определить степень эффективности предоставляемых услуг, а также форм обслуживания потребителей;
- определить эффективность ценовой политики;
- выявить резервы по повышению уровня обслуживания и предоставления услуг.
Контроль - процедура сопоставления намеченных предприятием планов и факта хозяйственной деятельности. Целью контроля, как определенной функцией управления, выступает определенная корректировка отклонений, возникших при осуществлении хозяйственной деятельности, незапланированных предприятием заранее. Существование определенных функций контроля в управлении предприятия сферы услуг не отрицает сам факт существования контроля как эволюционирующей и объективной категории управления [2].
Рисунок 3 - Алгоритм анализа предприятий сферы услуг Важнейшей чертой организации управленческого анализа на предприятиях, относящихся к сфере услуг, является необходимость оперативности такого анализа. Для того, чтобы предприятие сферы услуг имело положительный фи-
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 2(12), 2017 нансовый результат деятельности необходимо управленческий анализ проводить ежедневно. Это позволит оперативно пополнять запасы и регулировать номенклатуру предоставляемых услуг. Таким образом, по мере роста количественных и качественных составляющих функционирование предприятий, которые относятся к сфере услуг, становится все более сложным организмом. Ему теперь требуется новая структурированная система управления организационно-экономическими отношениями, в тоже время и для управленческого анализа и контроля возрастающего потока информации.
Исследование организации управленческого анализа и контроля на предприятиях сферы услуг демонстрирует гибкость управленческого анализа и скорость его реагирования на происходящие процессы рынка сферы услуг. Следствием такого реагирование будет повышение конкурентоспособности предприятия, а также его экономическая устойчивость.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что потенциал управленческого анализа способствует аккумулированию полученных знаний о предприятии в определенные формы, позволяющие целенаправленно и эффективно управлять этим предприятием.
Список литературы:
1. Новосельский С.О. Экономическое развитие территорий: коллективная монография / С.О. Новосельский, М.В. Шатохин, Н.В. Сирокина, О.И.Рашидов, Л.И. Крячкова, В.А. Левченко, И.А. Рашидова, В.Н. Лопин, Т.А. Седых, А.С. Разумова, М.Н. Мелентьева. - Курск: Изд-во «Деловая полиграфия», 2016. - 502с.
2. Новосельский С.О. Управление продовольственной безопасностью на региональном уровне: коллективная монография / С.О. Новосельский, М.В. Шатохин, О.В. Телегина, Н.В. Жахов, А.А. Золотарев. - Курск: Регион. откр. социальный ин-т, 2015. - 106 с.
3. Новосельский С.О. К вопросу о методике экспресс-анализа финансовой устойчивости предприятий АПК / С.О. Новосельский, О.А. Акулова. - В
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 2(12), 2017 сборнике: научное обеспечение агропромышленного производства: материалы Международной научно-практической конференции. Курская ГСХА. 2014. С.255-258
4. Новосельский С.О. Роль оценки активов в процессе обеспечения финансовой устойчивости предприятий АПК / С.О. Новосельский, М. Евдокимова. - В сборнике: научное обеспечение агропромышленного производства: материалы Международной научно-практической конференции. Курская ГСХА. 2014. С.255-258