Научная статья на тему 'Управленческие услуги в условиях цифровой экономики'

Управленческие услуги в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управленческие услуги / сервис / цифровая экономика / цифровые технологии / инновационная экосистема / management services / service / digital economy / digital technologies / innovation ecosystem

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д. В. Ланская, А. Е. Яковленко, И. В. Суханова

Статья посвящена исследованию управления как услуги инновационной экосистемы по отношению к объектам инновационной инфраструктуры. На этой основе целью настоящей статьи выступает анализ управления как услуги инновационной экосистемы для инновационной инфраструктуры в рамках цифровизации экономики с учетом интеграции управления и цифровых технологий. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: дана характеристика управлению как услугу, выявить его отличия от традиционного менеджмента и определить основные принципы; провести анализ цифровых технологий – драйверов трансформации экономики; соотнести понятия управленческой услуги и цифровых сервисов, определить преимущества их симбиоза в условиях цифровизации экономики. Обосновывается потребность в условиях цифровой экономики в инновационной сфере в гибком управлении направленном на конечный результат. Среди основных признаков управленческого сервиса выявлены следующие: непрямое воздействие на объект; растянутость во времени; тактичность; детальное взаимодействие с объектом; большое разнообразие средств, возможность влиять на массовое сознание; развитие отдельных качеств работников и выявление скрытых способностей и талантов; создание комфортной среды для умственного труда. Авторами рассмотрены отличия предлагаемого типа менеджмента от традиционной методологии управления, выявлены его ключевые свойства. Обоснована идея об объединении управленческой услуги и цифрового сервиса для повышения эффективности, оперативности, координации деятельности по созданию инноваций. На этой основе изучены возможности и преимущества цифровых технологий, а также определены свойства цифровой управленческой услуги инновационной экосистемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT SERVICES IN DIGITAL ECONOMY

The article is devoted to the study of management as a service of the innovation ecosystem in relation to the objects of innovation infrastructure. On this basis, the purpose of this article is to analyze management as a service of the innovation ecosystem for innovation infrastructure in the framework of digitalization of the economy, taking into account the integration of management and digital technologies. To achieve this goal, the following tasks were solved: the characteristic of management as a service was given, to identify its differences from traditional management and determine the basic principles; to analyze digital technologies-drivers of economic transformation; to correlate the concepts of management services and digital services, to determine the advantages of their symbiosis in the conditions of digitalization of the economy. The paper substantiates the need for flexible management aimed at the final result in the conditions of the digital economy in the innovation sphere. Among the main features of the management service, the following are identified: indirect impact on the object; stretching in the

Текст научной работы на тему «Управленческие услуги в условиях цифровой экономики»

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10254

Д.В. Ланская - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес - процессов, к.э.н., доцент, Кубанский государственный университет, LanskayaDV@yandex.ru,

D.V. Lanskaya - Associate Professor of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University;

А.Е. Яковленко - студентка магистерской программы «Управление фирмой», Кубанский государственный университет, Yakovlenko_nastya@mail.ru,

A.E. Yakovlenko - student of the master's program "Company management", Kuban State University; И.В. Суханова - студентка магистерской программы «Организационное проектирование систем управления», Кубанский государственный университет, Yakovlenko_nastya@mail.ru,

I.V. Sukhanova - student of the master's program "Organizational Design of Control Systems", Kuban State University.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УСЛУГИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ MANAGEMENT SERVICES IN DIGITAL ECONOMY

Аннотация. Статья посвящена исследованию управления как услуги инновационной экосистемы по отношению к объектам инновационной инфраструктуры. На этой основе целью настоящей статьи выступает анализ управления как услуги инновационной экосистемы для инновационной инфраструктуры в рамках цифровизации экономики с учетом интеграции управления и цифровых технологий. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: дана характеристика управлению как услугу, выявить его отличия от традиционного менеджмента и определить основные принципы; провести анализ цифровых технологий - драйверов трансформации экономики; соотнести понятия управленческой услуги и цифровых сервисов, определить преимущества их симбиоза в условиях цифровизации экономики. Обосновывается потребность в условиях цифровой экономики в инновационной сфере в гибком управлении направленном на конечный результат. Среди основных признаков управленческого сервиса выявлены следующие: непрямое воздействие на объект; растянутость во времени; тактичность; детальное взаимодействие с объектом; большое разнообразие средств, возможность влиять на массовое сознание; развитие отдельных качеств работников и выявление скрытых способностей и талантов; создание комфортной среды для умственного труда. Авторами рассмотрены отличия предлагаемого типа менеджмента от традиционной методологии управления, выявлены его ключевые свойства. Обоснована идея об объединении управленческой услуги и цифрового сервиса для повышения эффективности, оперативности, координации деятельности по созданию инноваций. На этой основе изучены возможности и преимущества цифровых технологий, а также определены свойства цифровой управленческой услуги инновационной экосистемы.

Abstract. The article is devoted to the study of management as a service of the innovation ecosystem in relation to the objects of innovation infrastructure. On this basis, the purpose of this article is to analyze management as a service of the innovation ecosystem for innovation infrastructure in the framework of digitalization of the economy, taking into account the integration of management and digital technologies. To achieve this goal, the following tasks were solved: the characteristic of management as a service was given, to identify its differences from traditional management and determine the basic principles; to analyze digital technologies-drivers of economic transformation; to correlate the concepts of management services and digital services, to determine the advantages of their symbiosis in the conditions of digitalization of the economy. The paper substantiates the need for flexible management aimed at the final result in the conditions of the digital economy in the innovation sphere. Among the main features of the management service, the following are identified: indirect impact on the object; stretching in the

Ключевые слова; управленческие услуги, сервис, цифровая экономика, цифровые технологии, инновационная экосистема

Keywords: management services, service, digital economy, digital technologies, innovation ecosystem ВВЕДЕНИЕ

Условия развития цифровой экономики неизбежно приводят к изменению всех сфер жизнедеятельности общества. Во-первых, благодаря появлению новых информационных и цифровых технологий упрощается получение социально-бытовых услуг населением, во-вторых, появляются возможности для быстрого анализа и обмена информацией между руководством страны и регионами, в-третьих, активизируется рост конкуренции, происходит увеличение стимулирования инвестиций в инновации и т.д. Таким образом формируется цифровой тип производства благ и цифровой способ их потребления. Поскольку новые вызовы современности требуют выработки новых методов решения проблем экономического, социального, экологического характера, то и менеджмент не остается в стороне. Сегодня он превращается в услугу, но услугу не простую, а интеллектуальную и цифровую. "B условиях отказа от стандартизации в пользу творчества, от массового товара в пользу индивидуализированного, от унификации процессов в пользу их разнообразия, предъявляются более высокие требования к компетенциям персонала и их знания выступают как орудия труда" [3]. Интеллектуальная деятельность, уникальные компетенции, информация и коммуникации становятся ключевыми факторами конкурентоспособности и развития экономики. Поэтому, "если труд становится более творческим, то орудия и средства труда должны

быть более разнообразными, то есть интеллектуальными" [3]. Особенно важно подчеркнуть, что управление как воздействие на кого-либо в своем традиционном понимании не способно решать те задачи, которые требует от него цифровая экономика. К примеру, инновационная сфера состоит из творческих личностей, генераторов идей, инновационных экосистем (ИЭС) и инфраструктуры, имеющих нетрадиционную и неиерархическую структуру, поэтому к ним нужен особый поход, «мягкое» влияние, координация их деятельности и т.п. Так, В.В. Ермоленко говорит о том, что "аккумуляция знаний группой лиц, относимых к интеллектуальному человеческому капиталу, в корне меняет содержание управления. Управление востребуется носителями интеллектуального человеческого капитала всего лишь как сервисная деятельность" [4]. На этой основе уместно вспомнить слова У. Эшби: "если от объекта управления требуется более разнообразное поведение, то управление им должно быть еще более разнообразным" [3,4]. Меняется облик систем особого рода - ИЭС, они переходят на другие организационные платформы (открытие сети, открытые инновации, свободное движение потоков идей, временные творческие группы, инновационные проекты) - все подобное порождает новые свойства инновационных экосистем. Поэтому мы говорим об необходимости перехода к менеджменту нового качества с учетом современных трендов - цифровой управленческой интеллектуальной услуги.

В.И. Мухопад и Л.Н. Устинова справедливо отмечают: "Цифровые технологии - значимая составляющая управления знаниями, важно, чтобы применение их являлись частью общесистемного подхода к управлению всей системой научно-исследовательской деятельности" [10].

А.Р. Маннапов подчеркивает необходимость создания "системно организованной инновационной деятельности для непрерывного создания новшеств, их внедрения, вывода на рынок и широкого их распространения, что предполагает наличие профессионально выстроенного инновационного менеджмента" [9].

Такие авторы как И.Л. Авдеева, Т.А. Головина и Л.В. Парахина считают, что "ключевым фактором успеха в цифровой экономике становятся новые модели управления технологиями и данными, позволяющие осуществлять оперативное реагирование и моделирование будущих вызовов и проблем для государств, бизнеса и гражданского общества" [1].

H.Ю. Кауфман говорит о том, что "в условиях формирования цифровой экономики необходимо эффективное управление знаниями, которое характеризуется высочайшим уровнем развития творческого потенциала человеческой личности как носителя и генератора знаний" [6].

Таким образом, в целях поддержания экономики на конкурентоспособной позиции в инновационной сфере и следования современным трендам, управление должно стать гибким, направленным на конечный результат, ориентироваться на конкретного разработчика и удовлетворять его запросы в мягкой и тактичной форме с использованием достижений современных цифровых технологий.

На этой основе целью настоящей статьи выступает анализ управления как услуги инновационной экосистемы для инновационной инфраструктуры в рамках цифровизации экономики с учетом интеграции управления и цифровых технологий.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- охарактеризовать управление как услугу, выявить его отличия от традиционного менеджмента и определить основные принципы;

- провести анализ цифровых технологий - драйверов трансформации экономики;

- соотнести понятия управленческой услуги и цифровых сервисов, определить преимущества их симбиоза в условиях цифровизации экономики.

I. Управленческая интеллектуальная услуга

Инновационная экосистема "создает условия для обеспечения превращения результатов интеллектуальной деятельности в инновационный товар (или) услуги", востребованные на рынке инноваций. Как правило, в состав ее инфраструктуры входит порядка до 30 разнотипных объектов, деятельность которых направлена на генерацию идей, освоение нововведений, маркетинг инноваций, коммерциализацию и т.п. "Инфраструктура инновационной экосистемы при холистическом подходе представляет собой слабоструктурированную систему, для которой характерны следующие основные свойства: качественные факторы доминируют над количественными, критерии оценки альтернатив принимаемых решений носят, как правило, субъектный характер (как со стороны рынка инноваций, так и в самой инновационной системе)" [5]. Однако актуальным остается вопрос о том, как управлять подобной системой? Какие методы менеджмента применить, когда система имеет неиерархический и нетрадиционный характер? Как известно, управление в своем традиционном виде характеризуется направленностью на объект, целевой установкой и формой воздействия (прямой либо косвенной) на персонал. При этом его основой выступает власть, дисциплина, регламентация, ответственность, формирование каких-либо правил, установление сроков исполнения и т.п. Однако, применить данный тип менеджмента к инновационной экосистеме не представляется возможным, поскольку, во-первых, в ней отсутствует четкая структура, во-вторых, разнообразие инфраструктуры не дает возможности сформировать четкие критерии управления, в-третьих, свобода творчества не позволяет предугадать дальнейшие действия объекта управления и, в-четвертых, динамичность и непостоянство системы. Принимая во внимание указанные особенности, нужно отметить, что управление инфраструктурой инновационной экосистемы должно быть ненавязчивым, «мягким», без администрирования и направленного воздействия. Здесь мы говорим о трансформации управления в услугу, поскольку на современном этапе развития экономики "именно процессы «сер-витизации» приобретают все большую популярность и являются эффективным способом урегулирования многих экономических отношений, в том числе и инновационных" [11].

Итак, под сервисом понимается "... рассредоточенная по формам, видам и организациям система сопровождения любой основной услуги дополнительными, придающими данной услуге особую привлекательность для потребителя" [7]. Важно отметить, что качественное обслуживание должно быть предоставлено своевременно и с большим вниманием к решаемым проблемам партнера. В условиях инновационной экосистемы клиентом выступает невещественный капитал, который производит нематериальные активы, в ходе творческой, научной и интеллектуальной деятельности. Поскольку объект управления во многом является «непостоянным», «непоследовательным», то и само управление не может быть прямым, жестким и административным. Поэтому в отличие от традиционного менеджмента основой сервиса выступает оперативность, доступность, дружелюбность, знания и профессионализм. В свою очередь, управленческая услуга представляет собой создание комфортных условий для осуществления инновационной деятельности путем предоставления качественного управленческого обслуживания и координации творческих личностей, а также сетевых взаимодействий работников умственного труда. Так, Г.Н. Константинов основную задачу нового менеджмента видит в "создании и поддержке пространства для развития" людей. В новом мире нужно управлять потоками знаний и стремиться к наращиванию организационной зрелости. "Для успешного решения этих задач менеджмент должен быть не только профессиональным, грамотным, эффективным. Менеджмент должен стать мудрым" [8]. В рамках деятельности инновационной экосистемы управленческая услуга должна решать такие задачи как грамотное и профессиональное координирование деятельности работников интеллектуального труда, анализ нестандартных задач планирования, обеспечение творческой деятельности, мотивации работников знаний, определения показателей эффективности и результативности их интеллектуальной деятельности. Сервисный характер менеджмента направлен на развитие внутриорганизационных и межорганизационных отношений, целиком ориентирован на исследователя, на конечный результат, фокусирует внимание на рыночных процедурных знаниях и выполняемых функциях персоналом инновационной подсистемы. Важно отметить, что "управление системами с нечеткой структурой, важнейшей из которых является сознание людей, невозможно без опоры на самоорганизацию, т.е. на поиск источника развития внутри самой системы" [13]. Таким образом, среди основных признаков управленческого сервиса можно выявить следующие: непрямое воздействие на объект; растянутость во времени; тактичность; детальное взаимодействие с объектом; большое разнообразие средств, возможность влиять на массовое сознание; развитие отдельных качеств работников и выявление скрытых способностей и талантов; создание комфортной среды для умственного труда.

На этой основе можно выделить следующие ключевые особенности управленческой интеллектуальной услуги, представленные на рис. 1.

> V

Оказание консультационной поддержки

Рисунок разработан авторами

Рисунок 1 - Особенности управленческой интеллектуальной услуги

Хочется обратить внимание на то, что управленческая методология уходит от жестких методов в прошлое. Переход на мягкие методы управления происходит в условиях смены научной методологии, в которой все больший вес приобретает синергетика [13]. Такое управление, имеющее все признаки услуги, становится интеллектуальным, а в условиях цифровой экономики, дополняется еще и цифровыми технологиями, что, в конечном счете, повысит его качество.

Применение "мягких" методов управления

Координация сетевых взаимодействий

2. Цифровой сервис в цифровой экономике

Основной мотив цифровой трансформации определяется стремлением цифрового человека к своевременности, доступности, качеству и персонализации, при этом основным для цифровой парадигмы выступает принцип "все как услуга, причем услуга, ориентированная на данные и совместное использование информационных ресурсов" [2]. Быстрое развитие цифровой экономики способствует тому, что сервис становится полноценным элементом производственного процесса. Его главным преимуществом является обеспечение условий для деятельности, создавая позитивные эффекты для потребителя. Поэтому цифровые сервисы и современный подход к развитию «умных» пространств делают условия жизни человека более комфортными. "Умное пространство представляет собой цифровую среду, в которой люди и технологические системы открыто взаимодействуют в связанных и скоординированных интеллектуальных экосистемах" [14]. Важно отметить, что для инновационной инфраструктуры это является ключевым моментом, поскольку без четкой кооперации и быстрого обмена информацией между всеми объектами процесс создания инновации не сможет осуществиться на должном уровне, без задержек и искажения данных. Однако, понимания сути и внедрения цифрового сервиса в деятельность инновационной экосистемы недостаточно, поскольку необходимо понимать, что требуется полная трансформация всех бизнес-моделей, управления, переоценка ценностей, а также развитие новых навыков и компетенций персонала, готовности использовать новые цифровые технологии в повседневной жизни. Поскольку в ближайшем будущем именно эффективное использование цифровых технологий будет определять международную конкурентоспособность всех субъектов деятельности, формирующих инфраструктуру и правовую среду для цифровизации [14], способствуя созданию высокотехнологичных продуктов и сервисов.

Итак, под цифровыми технологиями понимаются технологии с данными в электронном виде, в основе "функционирования которых лежат программные и аппаратные средства и системы, востребованные во всех секторах экономики, создающие новые рынки и изменяющие бизнес-процессы" [14]. Они способствуют фундаментальному преобразованию общества, причем в инновационной сфере позволяют создать эффективную систему коммуникации в области науки, технологий и инноваций, ускорить процессы обработки информации и принятия управленческих решений, обеспечить повышение восприимчивости экономики и граждан к инновациям, создав все необходимые условия для развития наукоемкого бизнеса. На сегодняшний день выделяют девять цифровых технологий, однако многие их них подразделяются на несколько субтехнологий. Мы проанализировали десять цифровых технологий и одну субтехнологию [12,14] и выявили преимущества их внедрения в экономику и инновационную экосистему (таблица 1).

Отметим, что благодаря цифровым технологиям предоставление тех или иных услуг значительно упрощается. Например, в инновационной сфере очень полезна технология блокчейна, которая способна обеспечивать надежность фиксирования информации и ее безопасность, а единая база данных - оперативность поиска, мониторинга и систематизации исследований, сравнения разработок. Технологии беспроводной связи позволяют на большом расстоянии анализировать ситуацию, быстро обмениваться информацией, организовывать онлайн-кон-ференции, выставки инновационных проектов и т.п.

Таким образом, цифровой сервис обладает такими важными для инновационной экосистемы качествами как: доступность, ориентация на клиента, мобильность и скорость, доступность и удобство использования, поскольку инновационная сфера особо требовательна и восприимчива к организации своей деятельности.

3. Соотношение «управления как услуги» и цифровых сервисов

Рост сферы услуг меняет традиционные представления об управлении, поскольку оно также вынуждено трансформироваться и привлекать новые методы. Для инновационной экосистемы это особенно важно, так как разработчики идей не могут заниматься исследованиями в рамках четких указаний, временных ограничений, в бюрократических условиях или в строгой последовательности. Им необходим хороший и качественный сервис со стороны инфраструктуры, который предоставит возможности для беспрепятственного взаимодействия, обмена опытом, создаст благоприятную инновационную среду для творчества, сможет удовлетворить запросы каждого разработчика, координировать деятельность, обеспечит ресурсами и т.п. Здесь мы говорим о том, что управление как услуга способствует деятельности, создавая для этого все необходимые условия, а не обеспечивает выполнение требуемого поведения от объектов. Однако, благодаря цифровизации и развитию цифровых сервисов функционал и возможности управленческой услуги значительно возрастают. Так, разработчики получают доступ к всемирной базе данных знаний, включаются в передовые научно-технологические процессы, имеют возможность общаться с коллегами из различных стран, международными партнерами, также применение цифровых технологий позволяет выявлять перспективные направления развития, формировать обоснования инвестиционных проектов, прогнозировать поведение рынка, систематизировать разработки и надежно защищать объекты интеллектуальной собственности. На этой основе мы говорим о том, что управленческая услуга и цифровой сервис во взаимодействии дают мощный инструмент координации деятельности инновационной инфраструктуры (рис. 2).

Таблица 1 - Анализ цифровых технологий

№ п/п Наименование цифровой технологии Определение Преимущества

1 Большие данные (Big Data) Специальные технологии работы с массивами разнородной информации, характеризующихся значительным объемом и быстрой скоростью изменений - Обработка большого объема информации; - Оптимизация бизнес-процессов; - Снижение затрат на амортизацию оборудования; - Глубокий анализ и прогнозирование; - Работа с неструктурированной информацией

2 Искусственный интеллект комплекс технологических решений, имитирующий когнитивные функции человека и позволяющий при выполнении неструктурированных задач достигать результатов не хуже человека - Автоматизация процессов; - Способность накапливать и использовать знания; - Систематизация и генерация большого объема данных; - Возможность адаптироваться под конкретного человека; - Принятие управленческих решений; - Распознавание и обработка естественного языка - Реинжиниринг бизнес-процессов

3 Нейротехнологии Технологии, которые моделируют работу мозга, мыслительные процессы, высшую нервную деятельность, добиваясь усиления работы мозга и психической деятельности - Развитие перспективных направлений науки и техники; - Возможности прогнозирования поведения человека; - Широкое применение в медицине; - Взаимодействие с цифровым решением или технологией без посредников

4 Квантовые технологии Технологии, основанные на новых принципах работы вычислительных систем, позволяющие принципиально изменить способы передачи и обработки больших массивов данных - Повышение производительности электроники; - Развитие новых способов шифрования данных; - Увеличение скорости обработки информации и проведения вычислений; - Обеспечение безопасного обмена информацией

5 Новые производственные технологии Цифровые технологии производственных процессов, обеспечивающие гибкость и перенастройку на изготовление индивидуализированных (уникальных) объектов, стоимость которых сопоставима со стоимостью массового производства товаров - Сокращение производственных затрат; - Оптимизация логистики; - Цифровое проектирование и моделирование производственных процессов; - Минимизация технических ошибок; - Увеличение экономической эффективности предприятий; - Применение технологий компьютерного инжиниринга

6 Промышленный Интернет Инфраструктура для подключения к сети Интернет промышленных устройств, оборудования, датчиков, сенсоров и автоматизированных систем управления технологическими процессами через интеллектуальный интерфейс - Оптимизация внутренних процессов организации; - Удаленный контроль производительности, мо-ниториг производственного процесса; - Расширение взаимодействий между организациями; - Повышение качества предоставления услуг

7 Система распределенного реестра (блок-чейн) Способ хранения данных в цифровом виде, код которых несет информацию обо всех трансакциях, сделках - Сокращение временных издержек оформления сделок; - Ускорение бизнес-процессов; - Снижение финансовых рисков; - Возможность оформления сделок без посредников; - Обеспечение безопасности данных; - Предоставление доступа широкому кругу контрагентов

8 Компоненты робототехники Гибкие производственные системы, обладающие более чем тремя степенями подвижности, построенные на основе интеллектуальных сенсоров, способных воспринимать окружающую среду, контролировать свои действия и адаптироваться к ее изменениям - Обеспечение более высокой точности в производственном процессе; - Снижение влияния человеческого фактора; - Повышение производительности; - Минимизация аварий на производстве; - Оптимизация бизнес-процессов;

9 Технологии беспроводной связи Совокупность технологий передачи данных инфракрасного, оптического или лазерного излучения - Ускорение обмена информацией; - Расширение географии кооперации организаций; - Улучшение качества предоставления услуг; - Развитие экосистемы Интернета вещей

10 Технологии виртуальной реальности Позволяют передавать человеку ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и др. - Сокращение временных издержек на принятие решений; - Улучшение клиентского опыта; - Возможность анализа поведения потребителя; - Повышение качества предоставления услуг; - Изучение продукта/услуги на ранней стадии разработки

Таблица разработана авторами

Цифровая управленческая услуга является открытой и охватывает не только внутренние процессы инновационной экосистемы, но и внешние, размывая границы между участниками экономической деятельности. Так, появились новые возможности привлечения незнакомых субъектов к совместному участию в инновационных проектах, продвижения разработок путем онлайн выставок, мотивации генераторов идей путем новых онлайн-методик, планирования и анализа научно-инновационной деятельности и доведения результатов до объектов инновационной инфраструктуры и т.д.

Таким образом, использование цифровой среды в управлении инновационной инфраструктурой значительно сокращает сроки реализации проектов, повышает производительность проектных команд, способствует привлечению бизнеса к

инновационному процессу, а также упрощает подготовку отчетов и аналитических материалов.

Рисунок разработан авторами

Рисунок 2 - Цифровая управленческая услуга инновационной экосистемы

Заключение и рекомендации

В заключение отметим, что развитие цифровых технологий меняет традиционные подходы к бизнесу, экономике, оказывает прямое воздействие на систему управления, обслуживания клиентов и т.п. Тоже самое происходит и в инновационной экосистеме. Если создание инноваций происходит с использованием передовых технологий, то и управление этими процессами также должно быть современным и технологичным. На этой основе можно сделать следующие выводы:

- в отличие от традиционного менеджмента, который формировался в качестве воздействующего фактора, управление как услуга имеет совершенно иной характер - не побудить к действию, а активно ему способствовать;

- благодаря цифровым технологиям появляются новые возможности для взаимодействия, производства, хранения, обработки и передаче данных, предоставления услуг в онлайн режиме и т.п. Инновационная экосистема при этом также получает большие преимущества не только в области проведения исследований, но и их фиксирования;

- симбиоз управленческой услуги и цифрового сервиса на основе цифровых технологий позволяет оптимизировать процессы создания инноваций, их коммерциализации, проведения патентных исследований, отчетной и аналитической деятельности.

Источники:

1. Авдеева И.Л., Головина Т.А., Парахина Л.В. Развитие цифровых технологий в экономике и управлении: Российский

и зарубежный опыт // Вопросы управления. 2017. №6 (49). С. 50-56.

2. Акаткин Ю.М., Карпов О.Э., Конявский В.А., Ясиновская Е.Д. Цифровая экономика: концептуальная архитектура экосистемы цифровой отрасли // Бизнес-информатика. 2017. №4 (42). С. 17-28.

3. Ермоленко В.В. Интеллектуальный человеческий капитал в обеспечении принятия уникальных управленческих решений в корпорации: теория, методология и инструменты: монография / В.В. Ермоленко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2012. 363 с.

4. Ермоленко В.В. Технологии менеджмента в управлении инновационной экосистемой университета // Экономика знаний в России: от генерации знаний и инноваций к новой индустриализации (ESK-CONF-2018): материалы X Международной научно-практической конференции. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2018. С. 3-20.

5. Ермоленко В.В., Ланская Д.В. Эволюция управления объектами инфраструктуры инновационной экосистемы университета // Вестник Академии знаний. 2018. №28 (5). С. 104-118.

6. Кауфман Н.Ю. Трансформация управления знаниями в условиях развития цифровой экономики // Креативная экономика. 2018. №3. С. 261-269

7. Клюева Ю.С. Сервис как конкурентное преимущество // Вестник НГИЭИ. 2018. №4 (83). С. 124-132.

8. Константинов Г.Н. Стратегическое мышление. М.: Синтегра СМ, 2015. 189 с.

9. Маннапов А.Р. Специфика современного инновационного менеджмента // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 12 (363). С. 18-28.

10. Мухопад В.И., Устинова Л.Н. О современной роли цифровых технологий в управлении экономикой и промышленностью // Экономика и менеджмент в условиях цифровизации: состояние, проблемы, форсайт: Труды научно-практической конференции с международным участием. под ред. А. В. Бабкина. Санкт-Петербург. 2017. С. 99-119.

11. Панченко А.Н., Яковленко А.Е. Особенности и требования к менеджменту инфраструктуры инновационной экосистемы // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2018. №3(1). С. 312-317.

12. Тенденции развития интернета в условиях формирования цифровой экономики: аналитический доклад / Г. И. Аб-драхманова, Н. В. Бондаренко, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Координационный центр национального домена сети Интернет, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018. 204 с.

13. Харченко К.В. Мягкое управление в современном обществе: тактика или стратегия? // Технологии мягкого управления в социальных системах: Сборник научных трудов. Белгород: Константа, 2007. С.21-24.

14. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: доклад к XX апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9 - 12 апр. 2019 г. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. ; науч. ред. Л. М. Гохберг ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 85 с.

References:

1. Avdeeva I.L., Golovina T.A., Parahina L.V. Razvitie cifrovyh tekhnologij v ekonomike i upravlenii: Rossijskij i zarubezhnyj opyt // Voprosy upravleniya. 2017. №6 (49). S. 50-56.

2. Akatkin YU.M., Karpov O.E., Konyavskij V.A., YAsinovskaya E.D. Cifrovaya ekonomika: konceptual'naya arhitektura ekosistemy cifrovoj otrasli // Biznes-informatika. 2017. №4 (42). S. 17-28.

3. Ermolenko V.V. Intellektuarnyj chelovecheskij kapital v obespechenii prinyatiya unikal'nyh upravlencheskih reshenij v korpo-racii: teoriya, metodologiya i instrumenty: monografiya / V.V. Ermolenko. Krasnodar: Kubanskij gos. un-t, 2012. 363 s.

4. Ermolenko V.V. Tekhnologii menedzhmenta v upravlenii innovacionnoj ekosistemoj universiteta // Ekonomika znanij v Rossii: ot generacii znanij i innovacij k novoj industrializacii (ESK-CONF-2018): materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodar: Kubanskij gosudarstvennyj universitet, 2018. S. 3-20.

5. Ermolenko V.V., Lanskaya D.V. Evolyuciya upravleniya ob"ektami infrastruktury innovacionnoj ekosistemy universiteta // Vestnik Akademii znanij. 2018. №28 (5). S. 104-118.

6. Kaufman N. YU. Transformaciya upravleniya znaniyami v usloviyah razvitiya cifrovoj ekonomiki // Kreativnaya ekonomika.

2018. №3. S. 261-269

7. Klyueva YU.S. Servis kak konkurentnoe preimushchestvo // Vestnik NGIEI. 2018. №4 (83). S. 124-132.

8. Konstantinov G.N. Strategicheskoe myshlenie. M.: Sintegra SM, 2015. 189 s.

9. Mannapov A.R. Specifika sovremennogo innovacionnogo menedzhmenta // Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika. 2014. № 12 (363). S. 18-28.

10. Muhopad V.I., Ustinova L.N. O sovremennoj roli cifrovyh tekhnologij v upravlenii ekonomikoj i promyshlennost'yu // Ekonomika i menedzhment v usloviyah cifrovizacii: sostoyanie, problemy, forsajt: Trudy nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. pod red. A. V. Babkina. Sankt-Peterburg. 2017. S. 99-119.

11. Panchenko A.N., YAkovlenko A.E. Osobennosti i trebovaniya k menedzhmentu infrastruktury innovacionnoj ekosistemy // Vestnik fakul'teta upravleniya SPbGEU. 2018. №3(1). S. 312-317.

12. Tendencii razvitiya interneta v usloviyah formirovaniya cifrovoj ekonomiki: analiticheskij doklad / G. I. Abdrahmanova, N.V. Bondarenko, K. O. Vishnevskij, L. M. Gohberg i dr.; Koordinacionnyj centr nacional'nogo domena seti Internet, Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M.: NIU VSHE, 2018. 204 s.

13. Harchenko K.V. Myagkoe upravlenie v sovremennom obshchestve: taktika ili strategiya? // Tekhnologii myagkogo uprav-leniya v social'nyh sistemah: Sbornik nauchnyh trudov. Belgorod: Konstanta, 2007. S.21-24.

14. CHto takoe cifrovaya ekonomika? Trendy, kompetencii, izmerenie: doklad k XX apr. mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva, Moskva, 9 - 12 apr. 2019 g. / G. I. Abdrahmanova, K. O. Vishnevskij, L. M. Gohberg i dr. ; nauch. red. L. M. Gohberg ; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki,

2019. 85 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.