Научная статья на тему 'Управленческие условия проектирования образовательного процесса в вузе'

Управленческие условия проектирования образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / MANAGERIAL CONDITIONS / MANAGERIAL MAINTENANCE / PEDAGOGICAL PROJECTING / EDUCATIONAL PROCESS / INTERACTION OF PROJECTING SUBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тягунова Ю.В., Тамбиев С.Г.

Достижение высокого качества проектирования образовательного процесса в высшей школе является актуальной задачей. Ее решение педагоги-исследователи связывают с повышением качества всего образовательного процесса как причину со следствием. Способы решения поставленной задачи разрабатывают на разных уровнях: индивидуальном, групповом, коллективном. Вместе с тем, все эти способы предполагают управляемую, встроенную в систему образования вуза деятельность субъектов проектирования. В статье освещается один из способов повышения качества проектирования образовательного процесса в вузе. По замыслу авторов статьи, создание для субъектов проектирования управленческих условий будет содействовать более эффективному их взаимодействию. Выявленные условия рассмотрены на каждом этапе проектирования, указаны субъекты управления, их функции и особенности взаимодействия с другими субъектами образования, ожидаемые результаты и варианты их документального представления. Условия распределены по координатам образовательного пространства, направляющим управленческое воздействие на установление норм и регламентов деятельности, на стимулирование взаимодействия субъектов проектирования, на информационный обмен между ними и помогающим субъектам проектирования ориентироваться в полезной для проекта информации. Знакомство с предложенным способом решения указанной задачи будет полезно не только педагогам вузов, но и менеджерам образования, работодателям, представителям общественных организаций, привлеченным к проектированию образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managerial conditions of educational process projecting in universities

Achievement of educational process high quality projecting at the higher schools is an urgent task. This issue ’s solution the pedagogues-researchers connect with quality ’s rise of all educational process as a reason and consequence. The solution ways of the objective are developed at the different levels: individual, group and collective. At the same time, all these ways assume manageable integrated in the system of education activity of projecting subjects. Article considers one of the methods for quality improvement of educational process in higher education institutions. As the authors believe creation of managerial conditions for subjects will promote their more effective interaction. The revealed conditions are considered at each projecting stage, the subjects of management, their function and feature of interaction with other subjects of education expected results and their documentary representation are specified. Set of conditions are distributed on coordinates of educational space. These coordinates direct administrative impact on setting standards and regulations of activity, to stimulation of projecting subjects’ interaction, to information exchange between them and focuses subjects of projecting in information, useful to the project. The offered method of the solution would be useful not only to teachers of higher education institutions, but also for managers of education, employers, representatives of public organizations involved in designing of educational process

Текст научной работы на тему «Управленческие условия проектирования образовательного процесса в вузе»

Ю.В. Тягунова, канд. пед. наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет (научно-исследовательский университет), г. Челябинск, Россия, ule44ka74@mail.ru, С.Г. Тамбиев, канд. пед. наук, доцент, начальник кафедры, Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники, г. Череповец, Россия

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Достижение высокого качества проектирования образовательного процесса в высшей школе является актуальной задачей. Ее решение педагоги-исследователи связывают с повышением качества всего образовательного процесса - как причину со следствием. Способы решения поставленной задачи разрабатывают на разных уровнях: индивидуальном, групповом, коллективном. Вместе с тем, все эти способы предполагают управляемую, встроенную в систему образования вуза деятельность субъектов проектирования. В статье освещается один из способов повышения качества проектирования образовательного процесса в вузе. По замыслу авторов статьи, создание для субъектов проектирования управленческих условий будет содействовать более эффективному их взаимодействию. Выявленные условия рассмотрены на каждом этапе проектирования, указаны субъекты управления, их функции и особенности взаимодействия с другими субъектами образования, ожидаемые результаты и варианты их документального представления. Условия распределены по координатам образовательного пространства, направляющим управленческое воздействие на установление норм и регламентов деятельности, на стимулирование взаимодействия субъектов проектирования, на информационный обмен между ними и помогающим субъектам проектирования ориентироваться в полезной для проекта информации. Знакомство с предложенным способом решения указанной задачи будет полезно не только педагогам вузов, но и менеджерам образования, работодателям, представителям общественных организаций, привлеченным к проектированию образовательного процесса.

Ключевые слова: управленческие условия, управленческое сопровождение, педагогическое проектирование, образовательный процесс, взаимодействие субъектов проектирования.

Социально-педагогическое взаимодействие в ходе проектирования образовательного процесса в вузе является одним из требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Вместе с тем, в образовательной практике еще не накоплено достаточного опыта решения данной задачи ни на педагогическом, ни на управленческом уровне. Анализ практики проектирования образовательного процесса (ОП) в вузе показал, что оптимальных результатов удается достичь

в том случае, если указанный процесс проходит в управленческих условиях, направленных на обеспечение взаимодействия субъектов образования, привлеченных к проектированию (преподавателей, студентов, работодателей)1.

Субъекты проектирования осуществляют совместное проектирование ОП, обладая при этом разными представлениями о своей роли в проекте, имея разный уровень готовности к данной деятельности, разную коммуникационную культуру, что осложняет процесс

их взаимодействия. Однако взаимодействие субъектов пронизывает весь процесс проектирования (созидание и реализация проекта) ОП на этапах прогнозирования, целеполага-ния, моделирования, пла- -

нирования, реализации, оценки результатов про-ектирования2.

Поэтому целесообразно предположить, что стихийно совершающееся в ходе проектирования взаимодействие малопродуктивно. Этим процессом следует управлять. Исследование имеющегося в образовательной практике опыта коллективного проектирования ОП в вузах позволяет утверждать, что для субъектов проектирования предпочтительнее, чтобы управление данным процессом носило сопровождающий (содействующий) характер3. Его (управления) цель - сделать взаимодействие субъектов эффективным. Исходя из этого, можно ожидать, что управляющий субъект будет тактично и корректно создавать условия для эффективной деятельности субъектов образования по проектированию, а не навязывать готовые проекты или их элементы.

В качестве оснований разработки управленческих условий мы использовали обоснованную Г.Н. Сериковым теорию системного управления образованием, а именно регламент проекта образовательного пространства. В данном проекте состояние образовательного пространства характери-

Для субъектов проектирования предпочтительнее, чтобы управление данным процессом носило сопровождающий (содействующий) характер. Его (управления) цель - сделать взаимодействие субъектов эффективным.

зуется четырьмя ориентирами (в терминах Г.Н. Серикова - координатами): нормативно-регламентирующая, перспективно-ориентирующая, деятельностно-стимулирующая — и коммуникативно-информационная4.

Для наиболее полного охвата образовательного пространства по данным координатам нами были распределены выявленные в ходе исследования управленческие функции.

В рамках более детального описания управленческих условий на каждом этапе целесообразно было определить аспекты взаимодействия, нуждающиеся в управленческом сопровождении, субъектов управления и исполнителей, конкретизировать управляющие функции (таблица).

На этапе прогнозирования управляющий субъект (научно-методический совет направления подготовки - НМСН) осуществляет управленческое сопровождение, связанное с выявлением будущих субъектов проектирования.

У каждого субъекта образовательных отношений в проектировании есть свои функции. Государство свое участие в проектировании ОП ограничивает разработкой федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), обеспечивающими и контролирующими процедурами.

Управленческие функции в проектировании ОП в вузе

Координата Управленческие условия

Нормативно-регламентирующая Разработка регламента взаимодействия субъектов образования в проектировании ОП, границы их участия, требования к используемым формам взаимодействия, моральные нормы поощрения участников проектирования, степень ответственности

Перспективно-ориентирующая Прогнозирование, разработка ориентиров проектов ОП, разработка ориентировочных индивидуальных программ развития личных ресурсов педагогов и студентов в ОП

Деятельностно-стимули-рующая Создание в вузе психологического климата, благоприятствующего взаимодействию субъектов образовательных отношений с целью проектирования ОП, разработка мер стимулирования к участию в проектировании ОП, организация комфортных условий труда и образования

Коммуникативно-информационная Обеспечение информационного обмена между педагогами - субъектами проектирования, координация цели и содержания взаимодействия субъектов проектирования, диагностирование изменений в ходе проектирования

Участие университетов в проектировании основных ОП (ООП) до утверждения ФГОС ВО третьего поколения на практике ограничивалось уровнем разработки рабочих программ дисциплин преподавателями5. Современные ФГОС ВО подняли этот уровень до разработки всей ООП и даже корректировки ФГОС ВО и разработки самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов высшего образования. Пилотажное исследование (опрос административного персонала вузов) показало, что целесообразность своего участия в проектировании ОП администрация вузов видит в поиске, отборе и привлечении к процессу проектирования наиболее компетентных преподавателей из числа тех, кто будет ОП реализовывать.

Участие работодателя оправдано необходимостью своевременного включения в ОП различных актуальных аспектов будущей профессиональной деятельности выпускников. Это означает необходимость включения в проект ОП актуальных учебных дисциплин, содержания новаций в про-

фессиональной деятельности, информации о последних научных достижениях, государственного заказа на содержание образования определенных категорий работников. Кроме государства и университета субъектами проектирования, но не столь инициативными, выступают посредники, конкуренты и «пираты», взаимодействие которых представлено на рисунке (ОНП - образовательно-научный процесс).

Проект ОП как цель взаимодействия всех этих субъектов позволяет говорить о необходимости управляющим субъектом решения следующих задач:

— определить допустимые границы участия всех субъектов образования в проектировании ОП;

— обосновать соотношения и роль каждого из них в проектировании ОП;

— разработать механизмы взаимодействия НМСН с другими субъектами в процессе проектирования ОП.

В теории проектирования выделяют ведущий фактор, от которого устойчиво за-

Взаимодействие субъектов проектирования ОП на рынке образования

висят психологический климат в коллективе и степень удовлетворенности субъектов совместной деятельностью: культура отношений субъектов.

Результаты опроса субъектов проектирования позволяют утверждать, что к проектированию в современном высшем образовании наиболее применимы партнерский характер взаимодействия, ориентированность на развитие личных ресурсов, на согласование целей субъектов проектирования. Основу управленческого сопровождения данного вида взаимодействия составляют обеспечение объективности, равенства партнеров, обязательность выполнения принятых договоров, соглашений. Поэтому для управленческого сопровождения согласованной работой субъектов проектирования в ходе экспериментальной работы по внедрению управленческих условий проектирования ОП обеспечивается культура партнерского взаимодействия.

На каждом этапе проектирования управленческое сопровождение направлено на получение определенного результата6.

На этапе целеполагания управленческое сопровождение связано с контролем взаимодействия субъектов при определении ими целевых ориентиров проектирования ОНП.

Контроль согласованности целей осуществляется управляющим субъектом - рабочей группой, состоящей из членов НМСН, представителей студенческой группы и работодателя.

Отражение цели каждого субъекта в цели проекта образовательно-научного процесса является условием достижения общей проектной цели, поскольку стимулирует субъекта-исполнителя к наиболее полному приложению своих усилий в проектировании. Для этого необходимо помочь кафедрам спроектировать процесс систематизации прошлых, уже имеющихся знаний в науке, дисциплине, у субъекта, процесс взаимной адаптации принимаемого нового содержания и старого, процесс по-

Управленческое требование к учебному плану - организация его на модульной межпредметной основе. Конструкция учебного плана, собранного из представленных преподавателями модулей, должна быть нацелена на развитие компетенций и сохранение здоровья субъектов.

лучения будущих знаний (образовательного и исследовательского процесса). Для представления всего содержания ООП учебно-методическое управление организует шаблон учебного плана, который, наполняясь, становится документом. Управленческое требование к учебному плану - организация его на модульной межпредметной основе. Конструкция учебного плана, собранного из представленных преподавателями модулей, должна быть нацелена на развитие компетенций и сохранение здоровья субъектов. Для этого проектировщикам рекомендуется руководствоваться идеей чередования модулей образовательных дисциплин с модулями межпредметного содержания образования и модулями практических и исследовательских работ.

На этапе планирования деятельность управляющего субъекта связана с помощью в документальном представлении результата проектирования ОП - ООП. На данном этапе управляющим субъектом является НМСН, им осуществляется разработка нормативного обеспечения проектирования ОП, единых форм для пакета документов, входящих в ООП ВО.

На этапе реализации управляющий субъект - выпускающая кафедра. Ею осуществляется организация взаимодействия педагогов, студентов, работодателей. В ее функции входит разработка программы взаимодействия со студентами, работодателями и коллегами: сроки, темы для обсуждения, формы организации встреч. Ци-— клограмма взаимодействия разрабатывается субъектом управления и предоставляется всем участникам проектирования ОП.

Управленческое сопровождение на этапе оценки результатов проектирования ОП осуществляется экспертной комиссией, в которую входят представители всех субъектов проектирования. Здесь необходимо определиться с кругом субъектов, допущенных к оценке проекта, необходимой им информацией,

критериями оценки, методикой оценки и моделью взаимодействия этих субъектов, установить ограниченный круг вопросов и строго определенный перечень прав, в пределах которых субъекты допускаются к участию в проектировании и оценке проектов ОП. Для взаимодействия по поводу оценки качества проекта ООП и его реализации им необходима информация, которую они могут получить в рамках первого этапа проектирования. На этапе оценки качества проектирования ОП субъект управления контролирует также определение и представление критериев качества ООП ВО в форме документа: аналитической записки по результатам экспертной оценки.

Таким образом, управленческое сопровождение взаимодействия субъектов проектирования охватывает весь процесс проектирования ОП и имеет на каждом этапе свою специфику: управляющего субъекта, особенности взаимодействия, документирование результатов проектирования ОП. ^

Литература

1. Трапицын С.Ю., Громова Л. А. Новые возможности управления качеством образовательных программ // UNIVERSUM: Вестник Герценовско-го университета. 2011. Вып. 9. С. 53-57.

2. Тягунова Ю.В. Теория и технология проектирования образовательно-научного процесса в университете: моногр. Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2014. 195 с.

3. Любимова О.В. Концептуальные основания проектирования педагогических норм в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ижевск, 2012. 42 с.

4. Сериков Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация. Челябинск: Изд-во ЧГПУ 1998. 664 с.

5. Подходы к разработке нормативно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования / В. А. Богословский [и др.]. М.: Изд-во МГУ, 2008. 75 с.

6. Тягунова Ю.В. Теория и технология проектирования образовательно-научного процесса в университете: моногр. Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2014. 195 с.

MANAGERIAL CONDITIONS OF EDUCATIONAL PROCESS PROJECTING IN UNIVERSITIES

J.V. Tyagunova, Candidate of Pedagogy, Docent, The department of emergency management, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia, ule44ka74@mail.ru S.G. Tambiyev, Candidate of Pedagogy, Docent, The head of the department, The Cherepovets High Military Engineering School of Radio Electronics,

Cherepovets, Russia,

Achievement of educational process high quality projecting at the higher schools is an urgent task. This issue s solution the pedagogues-researchers connect with quality's rise of all educational process as a reason and consequence. The solution ways of the objective are developed at the different levels: individual, group and collective. At the same time, all these ways assume manageable integrated in the system of education activity of projecting subjects. Article considers one of the methods for quality improvement of educational process in higher education institutions. As the authors believe creation of managerial conditions for subjects will promote their more effective interaction. The revealed conditions are considered at each projecting stage, the subjects of management, their function and feature of interaction with other subjects of education expected results and their documentary representation are specified. Set of conditions are distributed on coordinates of educational space. These coordinates direct administrative impact on setting standards and regulations of activity, to stimulation of projecting subjects' interaction, to information exchange between them and focuses subjects of projecting in information, useful to the project. The offered method of the solution would be useful not only to teachers of higher education institutions, but also for managers of education, employers, representatives ofpublic organizations involved in designing of educational process

Key words: managerial conditions, managerial maintenance, pedagogical projecting, process, interaction of projecting subjects

References

educational

1. Trapicyn S.YU., Gromova L.A. Novye voz-mozhnosti upravleniya kachestvom obrazovatel'nyh programm [New possibilities of quality management of educational programmes] // UNIVERSUM: Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2011. Vyp. 9. S. 53-57.

2. Tyagunova YU.V. Teoriya i tekhnologiya proe-ktirovaniya obrazovatel'no-nauchnogo processa v universitete [Theory and technology of designing of educational-scientific process at the University]: monogr. CHelyabinsk: IC YUUrGU, 2014. 195 s.

3. Lyubimova O.V. Konceptual'nye osnovaniya proektirovaniya pedagogicheskih norm v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [Conceptual bases of designing of pedagogical norms in the system of continuous professional education]: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Izhevsk, 2012. 42 s.

4. Serikov G.N. Upravlenie obrazovaniem: sistem-naya interpretaciya [Managing education: the system interpretation]. CHelyabinsk: Izd-vo CHGPU, 1998. 664 s.

5. Podhody k razrabotke normativno-metodicheskogo obespecheniya realizacii osnovnyh obrazovatel'nyh programm vysshego professional'nogo obrazovaniya [Approaches to the development of regulatory and methodological support of implementation of the basic educational programs of higher professional education]/ V.A. Bogoslovskij [i dr.]. M.: Izd-vo MGU, 2008. 75 s.

6. Tyagunova YU.V Teoriya i tekhnologiya proe-ktirovaniya obrazovatel'no-nauchnogo processa v universitete [Theory and technology of designing of educational-scientific process at the University]: monogr. CHelyabinsk: IC YUUrGU, 2014. 195 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.